Разработка мероприятий по противодействию террористическим актам в ходе градостроительной деятельности

В.Г. Петров.
Предложенаконцепция комплексного обеспечения безопасности уникальных и высотных объектов.Изложены правовые основы мероприятий по противодействию террористическим актамв ходе градостроительной деятельности. Приведен обобщенный состав техническойсистемы для обеспечения террористической безопасности объекта
Вконцепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной УказомПрезидента РФ № 24 от 10.01.2000 г., обращается внимание на то, что серьезнуюугрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм.Международным терроризмом развязана открытая компания в целях дестабилизацииситуации в России. Противодействие терроризму должно осуществляться на основевыработки общегосударственного комплекса мер по пресечению этого видапреступной деятельности.
Принципреализации этого положения при градостроительной деятельности заложен вГрадостроительном кодексе Российской Федерации (ст. 2 п. 8): «… осуществлятьградостроительную деятельность с соблюдением требований безопасности территорий,инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечениемпредупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятиеммер по противодействию террористическим актам».
Градостроительныйкодекс Российской Федерации (ст. 1 п. 1) предусматривает, что градостроительнаядеятельность включает: территориальное планирование; градостроительноезонирование; планировку территорий; архитектурно- строительное проектирование;строительство; капитальный ремонт; реконструкцию объектов капитальногостроительства.
ВКонституции РФ записано, что каждый гражданин имеет право на жизнь (ст. 20), натруд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (ст. 37). Меры пообеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственностиобщественного порядка, борьбе с преступностью осуществляет ПравительствоРоссийской Федерации (ст. 114).
Координациядеятельности по профилактике терроризма, а также минимизация и ликвидацияпоследствий его проявлений возложены на антитеррористические комиссии всубъекте Российской Федерации в соответствии с положением об этих комиссиях.
Федеральныйзакон РФ № 35-РФ от 6.03.2006 г. «О противодействии терроризму» (ст. 18)указывает, что государство осуществляет в порядке, установленном ПравительствомРоссийской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которымбыл причинен ущерб в результате террористического акта. Принимая на себяответственность за возмещение ущерба, государство вправе потребовать отсобственников объектов капитального строительства выполнения ряда мероприятийпо устранению условий и факторов, способствующих совершению террористическихактов на подконтрольных объектах (профилактика терроризма).
Крометого, основанием для выдвижения требований к собственникам разрабатывать иреализовывать мероприятия по противодействию террористическим угрозам можетявляться и соответствующее положение Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖКРФ). Так, в ст. 161 п. 1 ЖК РФ указано: «Управление многоквартирным домомдолжно обеспечивать безопасные условия проживания граждан».
ПравительствоРоссийской Федерации постановлением № 87 от 16.02.2008 г. «О составе разделовпроектной документации и требованиях к ним» одновременно предложило рядуфедеральных органов исполнительной власти, в частности ФСБ РФ, разработатьдополнительные требования к содержанию разделов проектной документации в частимероприятий по противодействию террористическим актам. В Правительство РФвнесено предложение включить в раздел 12 «Иная документация» Положение осоставе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденноговышеназванным постановлением, подраздел «Мероприятия по противодействиютеррористическим актам». Подразумевается, что данный подраздел долженразрабатываться в составе проектной документации на уникальные объектыкапитального строительства по требованиям, определяемым органами ФСБ РФ. В этихтребованиях должны быть определены базовый перечень концептуальныхтеррористических угроз и механизм разработки мероприятий по противодействиютерроризму.
Мероприятияпо обеспечению безопасности, в том числе по противодействию террористическимугрозам, должны разрабатываться, проводиться и совершенствоваться на протяжениивсего жизненного цикла объекта капитального строительства, в том числе на этаперазработки проектной документации и строительства как основных этапах созданиясистемы, обеспечивающей безопасность (защиту) граждан в период эксплуатации.
Основнымпринципом, по мнению специалистов ГУП «НИИМосстрой» является принцип «балансаинтересов», который подразумевает, что органы власти г. Москвы, выступая вкачестве участников гражданско-правовых отношений, обеспечивают текущие иперспективные интересы города в сфере безопасности в целом и одновременносоздают условия для эффективного безопасного функционирования объектоввысотного и уникального строительства, тратящих собственные ресурсы наобеспечение безопасности в пределах своей компетенции. К 2020 г. в Москве будут находиться в эксплуатации 106 высотных жилых зданий и 72 высотных зданияобщественного назначения.
Взависимости от целей террористического акта объекты высотного и уникальногостроительства могут представлять наибольший интерес для незаконных вооруженныхформирований, преступных сообществ, организованных групп, нацеленных нареализацию террористического акта, поскольку успешная его реализация приведет ктяжелейшим последствиям. В период 1994-2004 гг. в России совершено 68 терактов,в том числе в Москве — 29. Взрывы в зданиях составляют 11% от общего количестватерактов.
Проектированиемероприятий по противодействию террористическим актам (далее по тексту — антитеррористическойзащищенности) должно осуществляться на основании перечня террористических угроз,категории и конкретных функциональных характеристик объекта и ряда другихфакторов. Основанием для разработки подраздела является заявка заказчика.Основой для выполнения подраздела «Мероприятия по противодействиютеррористическим актам» являются специальные технические условия и задание напроектирование, утверждаемые заказчиком.
Разработкамероприятий по противодействию угрозам террористического характера ибезопасности объекта в целом на научной основе подразделяется на два этапа.
Преждевсего осуществляется разработка моделей проектных (расчетных) угроз, моделейпотенциальных нарушителей, проведение расчетов рисков на математических моделяхобъектов и на основе этих расчетов разработка Специальные технические условия(СТУ) на проектирования мероприятии по антитеррористической защищенностиобъекта. В СТУ определяются индивидуальные требования:
–требования по построению инженерно-технических средств безопасности по защитепомещений (системы контроля и управления доступом, видеонаблюдения, досмотровыесредства, системы мониторинга деформационного состояния конструкций и т. д.);
–дополнительные требования к конструкциям здания, объемно-планировочным решениям,архитектурным элементам, техническим помещениям;
–перечень регламентов действий служб безопасности и эксплуатации при проявлениитой или иной угрозы, которые разрабатываются на стадии рабочей документации доввода объекта в эксплуатацию;
–антитеррористический паспорт (проект типового паспорта, порядок егоформирования и ведения разработаны ГУП «НИИМосстрой» совместно со специалистамиАкадемии-ФСБ РФ).
Дляпроведения оценки эффективности принимаемых решений по обеспечению безопасностиобъектов через показатель снижения уровня риска в денежном эквиваленте исоздания и внедрения автоматизированной экспертной системы поддержки принятиярешений при возникновении различных угроз в период эксплуатации для ихлокализации и минимизации возможных последствий специалистами ГУП «НИИМосстрой»разработан программный модуль NIIMS\RSN под расчетный комплексконечно-элементного анализа ANSYS и проведена его сертификация в органе посертификации программной продукции в строительстве при Росстрое (сертификатсоответствия Госстандарта России № РОСС RU.0001.11Cm5).
Данныймодуль позволяет построить математические модели объекта, спрогнозироватьпоследствия, на их основе оценить ущерб и соответственно риск. Программаиспользуется при выполнении ряда поручений Департамента строительстваПравительства Москвы.
Результатыразработки моделей про- ектных (расчетных) угроз, моделей потен- циальныхнарушителей и расчетов рисков должны носить закрытый характер и под- лежатсогласованию с соответствующими подразделениями органов ФСБ РФ. Раз- работанныеСТУ подлежат согласованию в порядке, установленном Минрегионраз- вития России.
Навтором этапе проводится непосредственно проектирование инженерно- техническихсистем (средств) безопасности в соответствии с действующими нормами итребованиями СТУ, определяется перечень регламентов, а также проектированиеконструкций, объемно-планировочных и архитектурных решений с учетом требованийСТУ. Проводится повторный расчет рисков угроз с учетом спроектированныхинженерно- технических систем безопасности и организационных мероприятий.
Врезультате разработки «Мероприятий по противодействию террористическим актам»будет проведена оценка эффективности спроектированной системы безопасности.Будут определены показатели снижения рисков, что позволит владельцам объектоврешать вопросы со страховыми компаниями по страхованию рисков угрозтеррористического характера. При необходимости в этот период начинаетсяформирование антитеррористического паспорта.
Составсистемы технических средств обеспечения антитеррористической защищенностиопределяется индивидуально для каждого объекта на основании анализа угроз, возможныхпоследствий их реализации и категории объекта.
Возможныйобобщенный состав технической системы для обеспечения антитеррористическойбезопасности объекта представлен в таблице.
Вобщем случае все приведенные в таблице подсистемы должны объединяться(интегрироваться) в единый комплекс инженерно-технических средств обеспечениябезопасности объекта. Система антитеррористической защищенности должнаинтегрироваться в общую систему обеспечения безопасности города.Название угрозы Возможные последствия реализации угрозы
Необходимые технические
средства противодействия для людей для объекта
Обнаружение взрывного или
иного смертоносного устройства
(СУ), а также муляжа в объекте
или на прилегающей территории
Прекращение деятельности.
Эвакуация людей из объекта.
Перекрытие прилегающих улиц.
Идентификация СУ. Уничтожение
СУ. Проверка объекта на наличие
СУ
Возможны незначительные
повреждения фрагментов
объекта. Объект выводится из
эксплуатации на незначительный
срок. Возможно разрушение
остекления прилегающих зданий
Системы:
– видеонаблюдения;
– тревожно-вызывной
сигнализации;
– управления эвакуацией
людей при реализации
террористической угрозы
Доставка адресату на объекте
почтового отправления с
вложением СУ
Поражение одного или
нескольких человек.
Прекращение деятельности.
Эвакуация. Проверка входящей
корреспонденции на наличие СУ
Объект выводится
из эксплуатации
на незначительный срок
Системы:
– контроля входящей
корреспонденции на наличие
взрывчатых, отравляющих
и других опасных веществ;
– управления эвакуацией
Повреждение (попытка
повреждения) технических систем
жизнеобеспечения объекта
Нарушение нормальных условий
жизнедеятельности
Возможен вывод объекта из
эксплуатации
Системы:
– контроля и управления
доступом;
– охранной сигнализации;
– видеонаблюдения;
– тревожно-вызывной
сигнализации
Применение отравляющих
веществ через системы
вентиляции и кондиционирования
Угроза здоровью и жизни
многих людей. Прекращение
деятельности. Эвакуация
Проверка помещений на наличие
отравляющих веществ. Дегазация
помещений. Объект выводится из
эксплуатации на длительный срок
Системы:
– контроля воздушно-газовой
среды в системах вентиляции
и кондиционирования;
– управления эвакуацией
Доставка, установка, приведение
в действие на территории или в
непосредственной близости от
объекта СУ с радиоактивными,
высокотоксичными химическими
веществами, патогенными
микроорганизмами
Угроза здоровью и жизни
многих людей. Прекращение
деятельности. Эвакуация.
Проверка территории на наличие
запрещенных веществ
Разрушение элементов объекта.
Заражение помещений
и прилегающей территории.
Проведение дегазации
(дезинфекции, дезактивации)
помещений и территории. Объект
выводится из эксплуатации на
длительный срок
Системы:
– контроля и управления
доступом;
– видеонаблюдения;
– тревожно-вызывной
сигнализации;
– управления эвакуацией Захват и удержание заложников
Угроза здоровью и жизни
многих людей. Прекращение
деятельности. Эвакуация.
Оцепление объекта. Перекрытие
движения на прилегающих
улицах. Проведение
контртеррористической операции Разрушение элементов объекта
Системы:
– контроля и управления
доступом;
– видеонаблюдения;
– тревожно-вызывной
сигнализации;
– управления эвакуацией
Доставка и приведение в
действие взрывного устройства
для поражения (запугивания)
конкретной личности
Поражение одного или
нескольких человек.
Прекращение деятельности.
Эвакуация. Проверка объекта на
наличие взрывных устройств
Разрушение элементов объекта.
Разрушение остекления. Объект
выводится из эксплуатации на
незначительный срок
Системы:
– контроля и управления
доступом;
– видеонаблюдения;
– охранной сигнализации;
– управления эвакуацией
Доставка и приведение
в действие (в помещении
с массовым скоплением людей)
взрывных устройств
Гибель и ранение многих людей.
Прекращение деятельности.
Эвакуация. Сомнения населения
в способности органов
государственной власти
обеспечить надлежащий уровень
безопасности
Разрушение остекления,
оборудования и некоторых
фрагментов объекта. Объект
выводится из эксплуатации на
незначительный срок
Системы:
– контроля и управления
доступом;
– видеонаблюдения;
– тревожно-вызывной
сигнализации;
– управления эвакуацией
Доставка, приведение
в действие на территории или
в непосредственной близости
от объекта взрывного устройства
Массовое ранение и гибель
людей от действия ударной
воздушной волны, осколков
остекления и элементов
разрушенного фасада.
Прекращение деятельности.
Эвакуация. Сомнения населения
в способности органов
государственной власти
обеспечить надлежащий уровень
безопасности
Разрушение остекления
и облицовки фасада объекта.
Объект выводится из
эксплуатации на длительный срок
Системы:
– контроля и управления
доступом;
– видеонаблюдения; —
управления эвакуацией;
– тревожно-вызывной
сигнализации
Доставка в подземное
пространство, на автомобиле,
взрывного устройства
и производство взрыва
в непосредственной близости
от несущих элементов
конструкции
Гибель и ранение людей.
Прекращение деятельности.
Эвакуация. Возможно
возникновение паники. Сомнения
населения в способности
органов государственной власти
обеспечить надлежащий уровень
безопасности
Разрушение несущих конструкций
и перекрытия на одном
подземном этаже объекта.
Локальное разрушение.
Возникновение пожара.
Задымление объекта. Разрушение
систем электроснабжения
и пожаротушения. Объект
выводится из эксплуатации на
длительный срок
Системы:
– контроля и управления
доступом;
– видеонаблюдения; —
управления эвакуацией;
– тревожно-вызывной
сигнализации
Таран объекта автомобилем
с взрывным устройством
Массовая гибель и ранение
людей. Прекращение
деятельности. Эвакуация людей.
Возможно возникновение
паники. Сомнения населения
в способности органов
государственной власти
обеспечить надлежащий уровень
безопасности
Разрушение несущих конструкций
и перекрытия на первом этаже
объекта. Локальное разрушение.
Разрушение путей эвакуации.
Возникновение пожара.
Задымление объекта. Разрушение
систем электроснабжения
и пожаротушения. Объект
выводится из эксплуатации на
длительный срок. Разрушение
фасадов и остекления
близлежащих зданий
Системы:
– контроля и управления
доступом;
– видеонаблюдения;
– тревожно-вызывной
сигнализации; — управления
эвакуацией
Доставка, установка на несущие
элементы конструкций взрывных
устройств и приведение их в
действие
Гибель и ранение людей.
Прекращение деятельности.
Эвакуация людей. Возможно
возникновение паники. Сомнения
населения в способности
органов государственной власти
обеспечить надлежащий уровень
безопасности
Разрушение несущих конструкций
на одном этаже объекта.
Локальное разрушение.
Возможно прогрессирующее
обрушение. Возможно
возникновение пожара.
Задымление здания. Разрушение
систем электроснабжения
и пожаротушения. Объект
выводится из эксплуатации на
длительный срок. Разрушение
фасадов и остекления
близлежащих зданий
Системы:
– контроля и управления
доступом;
– видеонаблюдения;
– охранной сигнализации;
– тревожно-вызывной
сигнализации;
– управления эвакуацией людей
тельства как основных этапах создания
системы, обеспечивающей безопасность
(защиту) граждан в период эксплуатации.
Основным принципом, по мнению
специалистов ГУП «НИИМосстрой» явля-
ется принцип «баланса интересов», кото-
рый подразумевает, что органы власти
г. Москвы, выступая в качестве участ-
ников гражданско-правовых отношений,
обеспечивают текущие и перспектив-
ные интересы города в сфере безопас-
ности в целом и одновременно создают
условия для эффективного безопасного
функционирования объектов высотного
и уникального строительства, тратящих
собственные ресурсы на обеспечение
безопасности в пределах своей ком-
петенции. К 2020 г. в Москве будут на-
ходиться в эксплуатации 106 высотных
жилых зданий и 72 высотных здания об-
щественного назначения .
В зависимости от целей террори-
стического акта объекты высотного и
уникального строительства могут пред-
ставлять наибольший интерес для не-
законных вооруженных формирований,
преступных сообществ, организованных
групп, нацеленных на реализацию терро-
ристического акта, поскольку успешная
его реализация приведет к тяжелейшим
последствиям. В период 1994-2004 гг.
в России совершено 68 терактов, в том
числе в Москве — 29. Взрывы в зданиях
составляют 11% от общего количества
терактов.
Проектирование мероприятий по про-
тиводействию террористическим
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.securpress.ru/