СОДЕРЖАНИЕ Введение Конструкторско-технологический раздел 1 Общие сведения об одежде (о костюме) 1.1 Из истории одежды 1.2 Ассортимент и функции одежды 2 Конструирование и моделирование изделия 2.1 Требования стандарта к изделию 2.2 Разработка эскизов 2.3 Построение основы по меркам. Моделирование. 2.4 Выбор материала для изделия 2.5
Изготовление лекал 2.6 Подготовка ткани к раскрою. Раскрой ткани 2.7 Подбор ниток, фурнитуры и сопутствующих материалов 3 Технологическая последовательность обработки изделия 3.1 Технология изготовления мужской рубашки 3.2 Применяемое оборудование, инструменты и специальные приспособления 3. Мероприятия по технике безопасности 4 Экономический расчет 5
Теоретические и прикладные идеи этнопедагогики народов России 5.1 Этнопедагогика и современная школа 5.2 Основные идеи этнопедагогики 5.3 Пути использования идей этнопедагогики в работе учителя технологии 4. Методическая разработка внеклассного мероприятия «Экскурсия в историю мужских рубашек» Заключение Список литературы Приложения ВВЕДЕНИЕ Особенности времени, в котором мы живем, внесли в довольно
неторопливый прежде процесс создания новой одежды большие изменения. Революцией в нем стало ее промышленное производство. Но быстрое удовлетворение основных потребностей человека в необходимой одежде, ее высокое качество и большое разнообразие, тем не менее, отняли у костюма одно из особо ценимых его свойств – уникальность, индивидуальность. Резко возросли требования к качеству исполнения одежды.
Значительное место на рынке современной мужской моды по-прежнему занимает одежда в грубовато-небрежном стиле "кэжуэл". Однако на смену этому направлению приходит холодная элегантность с мягкими линиями. Неброские повседневные модели уступают место продуманным элегантным. Возродились облегающие силуэты костюмов киногероев из голливудских фильмов (50-е годы). На смену многослойности и небрежности пришли заостренные формы воротников и лацканов, двубортные застежки, рубашки с манжетами, "красивые, четкие плечи", узкая талия. Игра контрастов – эксперименты с материалами и пропорциями – обновляет старые модели. Сегодня свободно манипулировать различными стилями в одежде. Позаимствуйте что-нибудь из пестрого мира хиппи 70-х годов или просто смешайте с элементами футуристической моды и старой элегантности. Только таким образом получится современный стиль.
Белая рубашка с открытым воротником (без галстука), надетая к двубортному приталенному костюму, вполне приемлема для появления в обществе, даже если допустить, что белая рубашка больше тяготеет к однобортному костюму и галстуку. Классический костюм популярен, но не столь актуален. Классика выглядит менее строго и академично. Цветная гамма: для новых элегантных костюмов характерны синий цвет и цвет серого асфальта. Черный используется в ретро-варианте в стиле "денди".
Белый – для спорта и авангарда. Натуральная гамма – для суперпростых пиджаков (можно без воротника) из натуральных тканей. Блеск и яркие цвета, вносящие элемент свежести, применяемый ограниченно. Однобортный пиджак, брюки и жилет из ткани в полоску, выполненный из льна для жаркого лета – костюм для молодого мужчины. Сейчас модно носить деловой костюм без галстука. В более свободной обстановке можно снять пиджак. Цвет сорочки кроме белого может быть бежевым, но ни
в коем случае не черным, контрастным или с рисунком. Прохладная шерсть: пиджак сакко, классические брюки и рубашка с отложным воротником в стиле 50-х – еще один вариант летнего пиджака наряда. Сочетание мягкого зеленого, фиолетово-серого тонов благородно и подойдет молодым блондинам. Костюм можно использовать для официальной встречи или вечернего выхода в свет. Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках. Она предполагает исследования педагогической культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и бытующей в народе до наших дней. Таким образом, актуальность темы настоящей дипломной работы заключается в следующие: недостаточность учета в педагогической теории и практике национальных особенностей, традиций, обычаев приводило к тому, что подрастающее поколение постепенно превращалось
в "Иванов, не помнящих родства". Цели и задачи дипломной работы: – выявить особенности мужской одежды, технологию ее изготовления, на примере мужской рубашки; – разработать и изготовить модель мужской рубашки; – Изготовить лекала изделия; – рассчитать себестоимость изделия; – изучить основные цели этнопедагогики; – определить возможность использования идей этнопедагогики во внеклассной работе; – создать методическую разработку внеклассного мероприятия «Экскурсию в историю мужской рубашки».
1. Общие сведения об одежде (о костюме) 1.1. Из истории одежды Одежда является одним из предметов первой необходимости в жизни человека и относится к предметам его личного пользования. Под одеждой понимается изделия или совокупность изделий, покрывающих тело человека. В широком смысле слова одежда включает не только белье, верхнюю и легкую одежду, но и головные уборы, обувь, перчатки, чулки и другое. К верхней одежде относятся предметы одежды, надеваемые поверх белья,
к белью – предметы одежды, надеваемые непосредственно на тело человека. Истоки создания одежды уходят глубоко в века. Много тысячелетий назад люди уже умели пользовать различным природным материалом для изготовления одежды и украшений. Они применяли кожу и мех, кору, лыка и другие растительные волокна, кости и зубы животных, перья птиц и красивые камешки. Выделывать кожу и обрабатывать межа, прясть пряжу из волокон шерсти и льна люди научились очень давно. [ ] На протяжении всей истории человечества мода была в центре внимания людей и полностью соответствовала характеру, духу и нравственности известного народа. Каждая эпоха выдвигала свой идеал красоты, который формировался под влиянием экономических, социальных, природно-климатических и других факторов и имел четко выраженный сословный характер. Во все времена мода подчинялась законам исторического развития общества и отражала особенности того
или иного периода. Она была связана с эстетической концепцией определенной эпохи, социальной и духовной жизнью людей, обычаями, развитием культуры, науки, техники, промышленности. Коренные изменения моды наблюдались в связи с глубокими социальными и экономическими изменениями, происходящими в общественной жизни. Эволюция моды связана с закономерной сменой стилей, обусловленной изменениями исторических условий общества. Проявляясь в разных областях жизни как устойчивое, свойственное данной
эпохе представлением о прекрасном, стиль обеспечивает единство предметной среды, окружающей человека. Будучи связанным с системой регулирования общественного поведения людей, стиль находит отражения в этикете, морали, обычаях и накладывает свой отпечаток на характер внешнего облика человека, способствует формированию моды. "Мода" означает способ, правило, манеру держаться и определяет, какой костюм и в какой обстановке следует носить, как повязать галстук, шарф, как сочетать юбку с блузкой и так далее.
Давая эти определения, мода как бы накладывает запрет на использование иных, не рекомендуемых ею форм. В современном понимании слово "мода" означает непродолжительное господство сложившихся в определенной общественной среде эстетических требований к внешним формам быта, одежде, обуви и другим элементам предметной среды, окружающей человека. В основе моды лежит образ (или несколько образов), который находит отражение в различных сочетаниях отдельных линий, цветов, материалов костюма. Франция была и есть с незапамятных времен создательницей и законодательницей мод. Она сумела заставить и другие нации подчиниться вечной изменчивости моды, постоянной перемене не только покроя одежд, но и всей обстановке. Поэтому, знакомясь с историей французских мод, вы знакомитесь с историей мод всей Европы. Установлено, что изменение формы костюма связано с определенной цикличностью. Цикл, в течение которого полностью обновляется его форма, составляет 21-24 года, а полуцикл – от 10,5
до 12,5 лет. Существуют также циклы с продолжительностью 3, 8, 13, 34, 35, 55 лет, в пределах которых развиваются какие-либо детали, формы узоры или структура ткани. Национальный костюм создавался народом на протяжении многих веков. Русский традиционный костюм стал складываться в XII-XIII веках. По мнению ученых, в этот период шел интенсивный процесс сложения русского этноса.
Одним из элементов этого процесса формирования нации была одежда древних руссов – словенского населения Восточной Европы, общего предка русских, украинцев, белорусов. Русский костюм был достаточно своеобразен, заметно отличался от других, удачно соответствовал образу жизни народа – земледельца. Вплоть до начала XVIII века он удовлетворял все слои русского общества: его носили цари и бояре, купцы, ремесленники, крестьяне.
Реформы императора Петра Первого в политической, экономической и социальной сфере принесли в Россию и новый костюм европейского образца. Новая модная одежда была привилегией царя и его окружения, затем стала обязательной для столичных чиновников, дворян, богатых купцов; распространялась все шире, она вошла в быт провинциального дворянства, а затем и городских ремесленников. К н.XIX века она стала основной одеждой горожан всех сословий. Лишь крестьяне сохраняли верность традиционному костюму, вплоть до к.XIX века, когда стали утрачивать черты патриархальности в результате крестьянской реформы 60-х годов XIX века. [ ] Сословный характер одежды. Россия XIX века по социальному составу представляет пеструю картину. Столичная буржуазия, крупные заводчика, финансисты, чей быт и обычай подвергались реформации еще во время Петра I и Екатерины II, примыкают к дворянской аристократии.
Провинциальное купечество и мещане отличаются от аристократии своим вкусом и костюмом. Главной особенностью костюма купцов и мещан является сочетание форм русского народного платья с элементами европейской моды, но, как правило, сильно отстающей во времени. Сословный характер русского костюма XIX века прекрасно передан в известной картине Федотова "Сватовство майора". Здесь и сваха в яркой кофте мещанки 40-х годов, и отец-купец
в долгополом сюртуке, и мать-купчиха в богатом ярком шелковом платье с неизменной шалью на плечах, и служанка в одежде городской простолюдинки, сама невеста в платье на кринолине из французского шелка, тоже с кружевной шалью. Начиная с середины XIX века, в России появляется критическое отношение определенной части общества к смешанному подражанию западным обычаям в моде. Она охватила широкие круги дворянства и интеллигенции.
Славянофилы, отрицавшее все европейское широко пропагандировали возврат к допетровской русской одежде. Многие из них в 40-50-е годы надели русские рубахи-косоворотки, поддевки, заправленные в брюки, в сапоги. Это бездумное подражательство внешним формам старины родило моду на русский стиль в одежде. [ ] Сорочки, или рубашки шились по общему русскому покрою длиной до колен и ниже, в разрезанным спереди воротом; при надевании выпускались поверх портов и подпоясывались поясом. Нарядные сорочки делались из шелковых материй, украшались ожерельем, иногда пристяжным. После нашествия татар, русские начали делать сорочки выше колен и ворот разрезать не посередине, а на левой стороне груди. На груди и на спине мужских сорочек подшивалась подоплека, или подкладка, а у рукавов под мышками и внизу на боковых разрезах вшивались ластовки, или ластовицы; для застегивания ворота пришивалась пуговка – шелковая или металлическая, нередко со вставленным в нее жемчужным зерном
или драгоценным камнем. Ворот женских сорочек делался с вздержкою, т.е. тесьмою или шнуром для затягивания. Ожерелье, или воротник, ворот и зарукавья, или края рукавов, узорно вышивались красными нитками, разноцветным шелком, серебром и золотом, а у людей знатных и богатых унизывались жемчугом и каменьями и дробницами. [3] Рубаха (станина, станушка) – женская, мужская нательная повседневная и праздничная одежда из различных тканей. 1. Рубаха – нательная мужская одежда с длинными рукавами.
Так же как женская, мужская рубаха шилась сначала преимущественно из домашней белой или клетчатой холщовой ткани и долго, до конца XIX века, сохраняла в некоторых губерниях России известный еще в IX-XIII веках архаичный туникообразный крой. Перед и спинка ее делались из одного перегнутого пополам полотнища, в центре которого вырезалось округлое или четырехугольное отверстие для головы с прямым или боковым, преимущественно левосторонним нагрудным
разрезом. К центральной части обоих боков пришивались более короткие, перегнутые по длине полотнища – прямые и слегка скошенные вверху. Длинные, прямые и спускающиеся до кончиков пальцев рукава рубахи пришивались к верхним кромкам центрального и боковых полотнищ. Под рукава вшивались ромбовидные вставки – ластовицы из кумача. Ворот рубахи и ее нагрудный разрез обшивались красной тканью и застегивались сначала специальной металлической застежкой – схватцем, /схватец (гапель, запон) – округлая, металлическая (серебряная, медная) бляшка с петлицей, служившая для застегивания праздничных женских и мужских рубах. вдевалась в виде запонки в прорезные петли на вороте. Термин схватец был известен на Алтае и в Тобольской губернии, а также в Европейской России./, а позднее – бронзовой или медной пуговицей с воздушной петлей.
Иногда ворот завязывался тесемками обшивки. В верхней части рубахи на груди и спине часто делалась холщовая четырехугольная или треугольная подкладка – подоплека. В конце XIX века – начале XX века молодые мужчины начинают носить более модные рубахи из фабричных тканей – ситца, сатина, кашемира, имевшие уже иной фасон. Их украшали по плечам вертикальными защипами, шили с кокеткой и со стоячим воротником, планкой, закрывавшей
левосторонний нагрудный разрез и застегивавшейся на несколько пуговиц. Мужские рубахи были длинными, до колен или ниже. При надевании их подпоясывали узким тканным или плетеным пояском и поддергивали над ними вверх до образования складки-пазухи. Рубахи молодых мужчин украшали обычно вышивкой. Декор располагался по вороту, на концах рукавов и по подолу рубах. Исключение составляли рубахи, готовившиеся невестой в подарок жениху.
На них вышивка иногда занимали значительную часть всей верхней половины рубахи. Особенной декоративностью отличались подобные рубахи в Семипалатинской губернии в начале XX века и в Коротоякском уезде Воронежской губернии. Первые изображения мужских туникообразных рубах были известны по миниатюрам Цицевого летописного свода XVI века, церковным рукописям и иконам более раннего времени.
За время своего бытования они не претерпели значительного изменения в крое, были почти одинаковыми на территории России и отличались только качеством и особенностями приемов вышивки, характерными для определенных регионов. Рубаха хрящевая – мужская нательная туникообразного кроя рубаха с длинными прямыми рукавами, шившаяся из грубого холста. Термин использовался русским населением Сибири с XVIII века. Рубаха норвежская (рубашка теплая) – нагрудная, преимущественно мужская одежда, вязаная на спицах из красной, синей, желтой, белой овечьей шерсти. Она представляла собой длинный свитер длиной до середины бедра с длинными рукавами, круглым по шее воротом без воротника. Иногда рубашка норвежская имела впереди неглубокий разрез, обшитый тканью и застегивавшийся на пуговицы или крючки. Рубашку норвежскую носили, заправляя в штаны или навыпуск, всегда без пояса. Она была заимствована русскими, жившими в селах, расположенных по
Белому морю, у норвежцев, с которыми они вели на протяжении нескольких столетий торговлю. В XIX – начале XX века бытовала в основном в Архангельской губернии. Станина – рубаха. Термин был распространен в Среднем Приобье. Станка – мужская нательная туникообразная рубаха, сшитая их перегнутого пополам полотнища белого холста и расширенная по бокам длинными прямыми или скошенными вверху полосами ткани.
Ворот станки вырезался в центре перегнутого полотнища и имеет прямой или левосторонний нагрудный разрез. Ворот и разрез обшивались полосой кумача и застегивались на пуговицу. Рукава станки делались длинными, прямыми, с кумачовой ромбической ластовицей. Станка шилась длиной до колен и носилась в плетеным или тканым поясом. [ ] Термин известен в Псковской губернии. 1.2 Ассортимент и функции одежды
Одежда – изделие или совокупность изделий (кроме обуви), предназначенная для предохранения тела человека от внешних воздействий и несущая утилитарные и эстетические функции. Вместе с тем, говоря об одежде, очень часто используется термин "костюм". Понятие "костюм" более широкое и емкое. Костюм – это исторически сложившийся и постоянно развивающийся комплекс, определенным образом согласованных
между собой предметов, непосредственно надеваемых на тело человека (одежда, обувь, головной убор, перчатки и др.), и сопутствующий им дополнений (сумка, зонт и др.), а также прически, грима, формирующих внешний облик человека и образующих единое утилитарное художественное целое. Современный костюм человека многофункционален, но основными являются две обобщенные функции: утилитарная и информационно-эстетическая. Утилитарная функция подразделяется в свою очередь на защитные и физиолого-гигиенические функции. Защитные функции сводятся к защите организма человека от неблагоприятных воздействий климатической среды (холода, ветра, дождя, солнечной радиации), механических повреждений (травм) и неблагоприятных воздействий производственной среды (загрязнений, агрессивных сред, излишков тепла, холода). Физиолого-гигиенические функции определяют удобство одежды (степень приспособленности одежды к человеку) в покое (статике), при движениях (в динамике) и комфортные условия микроклимата пододежного воздуха,
состояние нервной системы и т.д. Информационно-эстетические функции в свою очередь делятся на информационные и эстетические. Информационные функции дают представление о человеке (его профессии, вкусах, культуре и т.д.) и об одежде (назначении, современности, новизне). Собственно эстетические функции определяются соответствием одежды образу человека, совершенством композиции изделия, а также уровнем качества его изготовления и отделки (товарным видом).
Функции спортивной одежды значительно отличаются от функций бытовой одежды. Выявлены следующие функции спортивной одежды: утилитарная, защитная, обозначительная, уравнительная, традиционная и эстетическая. Эти функции в разных соотношениях представлены во всех видах спортивной одежды. [6] Основные факторы, обусловливающие разнообразие конструкций современной одежды бытового назначения это климатические условия местности, размерная характеристика фигуры, пол и возраст, назначение, различные
субъективные требования к одежде. Одежда на ранних ступенях развития человеческого общества выполняла в основном защитную функцию и лишь значительно позже эстетическую, способствовавшую превращению одежды в объект прикладного искусства. К современной одежде предъявляется много требований, она выполняет много функций, основные из них – утилитарная (защитная и физиологическая) и физиолого-гигиеническая. Защитная функция заключается в предохранении тела человека от неблагоприятных климатических и атмосферных воздействий, механических повреждений, физиологическая – в создании удобства и комфорта. Информационная функция дает основную информацию о человеке-потребителе, его вкусах, культуре и т.д эстетическая – о соответствии одежды внешнему образу человека, совершенстве композиции изделия, качестве его изготовления и отделки. Набор различных по назначению изделий, призванных удовлетворять потребности населения в определенных условиях эксплуатации, называется ассортиментом.
Под ассортиментом предприятия понимается состав и соотношение отдельных видов изделий в общем выпуске продукции предприятия, т.е. набор разновидностей продукции определенного вида и наименования, различающихся между собой по количеству или размерам, внешней отделке и другим признакам. Так, ассортимент предприятия могут составлять изделия мужской верхней одежды – пальто различных сезонов, полупальто, плащи, костюмы, брюки мужские и детские и т.д выпускаемые в определенном соотношении.
Ассортимент швейных изделий охватывает все виды одежды для женщин, мужчин и детей, а также швейные изделия, не относящиеся к одежде (предметы домашнего обихода, технические изделия, снаряжение). Ассортимент швейных изделий, выпускаемых промышленными предприятиями, зависит во многом от заказов торгующих организаций. Основными путями расширения ассортимента швейных изделий является использование новых современных видов материалов улучшенного качества и внешнего оформления, новых модных решений
конструкции изделий. Обеспечивается повышение эстетического и технического уровня выпускаемой продукции, разнообразие отделок. Мужские сорочки – часть верхней одежды мужчин, юношей и мальчиков. Носят их заправленными в брюки или поверх брюк. Они могут быть застегивающимися спереди до низа или середины переда, с рукавами длинными или короткими, с манжетами одинарными или двойными, с воротниками притачными, с цельнокроеной стойкой, фигурными и т.д. Разновидности сорочек обусловлены характером покроя и художественным оформление. Мужские сорочки в соответствии с ГОСТ 17037-77 делятся на верхние, нижние и ночные. Нижние сорочки носят непосредственно на теле, под верхней сорочкой. Это нательное белье. Модели этих сорочек резко отличаются от моделей верхних сорочек. Вырез горловины может быть обработан планками, обтачками, узким воротником-стойкой.
Рукава длинные, немного расширенные, втачные, с манжетами и без них. Спинки на кокетке или без них. Эти сорочки иногда украшают по вырезу горловины и по низу рукавов вышивкой или тесьмой. Верхние сорочки по стилю делятся на три группы: классического, спортивного и романтического стиля. Сорочки классического стиля шьются из тонких хлопчатобумажных, шелковых, хлопколавсановых и синтетических тканей неярких, спокойных тонов. Цвета приглушенные, пастельные.
Сорочки этого стиля никогда не выходят из моды и лишь незначительно видоизменяются. Сорочки романтического стиля могут быть самыми разнообразными по форме и покрою. Они должны отличаться оригинальностью решений, декоративностью. Здесь уместны самые разнообразные декоративные отделки (рюшь, кружева и др.). Большое количество отделок подчеркивает индивидуальность облика человека.
Но сорочки этого стиля могут быть и простыми, лаконичными, вариантом классического стиля. Сорочки романтического стиля можно носить с широкими красивыми галстуками, по цветовому решению сочетающимися с костюмом. Галстук можно закреплять на сорочке специальной булавкой. По назначению мужские сорочки делятся на домашние, бытовые, повседневные, для торжественных случаев и спортивные. Сорочки для торжественных случаев, как никакая другая одежда, предназначены украшать человека. Само название говорит об этом. Они способствуют созданию приподнятого, праздничного настроения. Выполняются сорочки из красивой эффектной ткани, в качестве отделки используются защипы, рюши, складочки, строчки и т.д. Модель сорочки в основном не зависит от сезона. В ней очень важны художественные качества. Решений сорочек для торжественных случаев очень много. В зависимости от конкретного назначения они имеют свои особенности, которые проявляются в силуэте,
форме, цвете, отделке и обусловливают деление на сорочки для домашних торжеств, посещения театров, для официальных торжеств (юбилейные даты, премьеры и т. д). [ ] 2 Конструирование и моделирование изделия 2.1 Требования стандарта к изделию Требования к одежде – это требования стандартизации и унификации, технологичности конструкции, экономичности. Под стандартизацией понимается рационализация производства путем сведения многочисленных видов изделий
одинакового назначения к минимальному числу этих видов с наилучшими качествами или свойствами. В результате стандартизации устанавливаются определенные правила, требования, которым должна отвечать продукция, излагаемые в специальных документах – стандартах. Соблюдение требований этих стандартов обязательно для всех. Исходя из общих требований к одежде, можно выделить отдельно требования к конструкции современной одежды
массового производства. Конструкция одежды, обеспечивая эстетическую ценность одежды, должна устанавливать такую точность деталей и одежды в целом, которая обеспечила бы соразмерность одежды фигуре потребителя, максимальные удобства пользования, гигиеничность, надежность и долговечность изделия. [ ] Производственные требования, предъявляемые к одежде, можно разделить на конструкторско-технологические и экономические. Конструкторско-технологические требования определяют технологичность конструкции швейного изделия, затраты труда и сроки изготовления модели. Важным средством, стимулирующим процесс производства, является стандартизация и унификация деталей, отдельных конструкций, узлов. При помощи вариации элементов, сохраняя конструктивную основу, можно добиться образной новизны модели. Работа по унификации деталей одежды – это метод моделирования семейства моделей на одной конструктивной основе. Технологичность изготовления одежды определяется возможностью
использования в процессе производства оптимальных и экономичных технологических процессов, наиболее удобных приемов и способов обработки изделия. Экономические требования учитывают показатели производственной экономичности (затраты на изготовление модели одежды) и потребительские расходы на эксплуатацию изделия (расходы на химчистку, стирку и восстановления). Учитывая, что доля дешевых изделий легкой промышленности, поступающих в торговлю, постепенно сократилась, особое значение приобретает вопрос об изыскании внутренних
резервов самого изделия, то есть вопрос о его надежности (долговечности и универсальности). [6] Чтоб было возможно массовое производство одежды, необходимо стандартизирование фигуры человека по размерным признакам. До 1930 г. считалось, что все размерные признаки: рост, обхват шеи, длин руки и др. – можно получить от обхвата груди. В дальнейшем для классификации фигур и стандартизации изделий были приняты два признака: размер, равные половине обхвата груди, и рост, равные длине тела.
По этим двум признакам создавали конструкцию одежды до 1960 г. Однако люди отличаются друг от друга не только ростом и размером, но и особенностями телосложения, осанкой, что тоже необходимо учитывать при конструкции одежды. При создании моделей массового производства не снимают индивидуальной мерки с фигуры человека, а лишь учитывают размерные характеристики типовых фигур, пределы из изменчивости: во внимание принимаются соотношения между некоторыми измерениями человеческой фигуры. Для получения правильных размерных характеристик типовых фигур нужно провести большую работу по изучению различных строений фигуры человека. Для определения типовых фигур приняты размер, рост и полнота. Они не связаны между собой, но тесно связаны с подчиненными признаками. Ведущие признака соответствуют основным измерениям, по которым строят чертеж конструкции изделия.
По трем ведущим признакам составлены: классификация типовых фигур и шкалы типоразмероростов для массового производства одежды. Единая методика конструирования одежды разработана на основе графо-аналитического исследования зависимостей между измерениями фигур. Чертежи строят путем геометрических и графических разверток сглаженных контуров фигуры человека. Берутся во внимание припуски на свободное облегание и декоративное оформление.
Расчет и построение чертежей проводят по формулам, которые отражают закономерную связь между антропологическими измерениями. Создание мужских, женских и детских изделий осуществляется по одной методике, в которой заложен основной принцип – единство метода расчета и построения чертежей конструкции. Для этого сначала выполняют все расчеты по формулам, исходя из данных измерения фигуры и припусков, а затем – графические построения. Приводят все широтные и длиннотные контурные линии, не нанося на
чертеж лишь декоративные линии. Эти линии можно наносить даже на готовые лекала. Такое построение чертежа делает конструкцию основы изделия более постоянной. На определенном отрезке времени, пока данная основа модна, она используется как базовая, что очень облегчает работу конструктора, так как на одной конструктивной основе могут быть разработаны серии моделей. Положение каждой точки по единой методике определяется последовательного построения контура от одной конструктивной точки к другой, поэтому необходимо придерживаться точного порядка построения.