ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯТУРИЗМА
ВОЛЖСКО-КАМСКИЙ ФИЛИАЛ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «Программныйтуризм»
на тему: «Религиозный туризмв Татарстане»
Выполнила
студентка 21 группы
Филипенко Н.О.
Проверил:
проф., к.э.н. Тёмный Ю.В.
г. Набережные Челны
2006 годСодержание
TOC o«1-2» h z Введение. PAGEREF_Toc137240780 h 3
Глава I. Общие сведения. PAGEREF _Toc137240781 h 7
1.1. Туристский пакет. PAGEREF _Toc137240782 h 7
1.2. Храмы и мечети Татарстана. PAGEREF _Toc137240783 h 9
Глава II. Разработка программы тура. PAGEREF _Toc137240784 h 17
2.1.Описание фирмы… PAGEREF _Toc137240785 h 17
2.2. Тур Набережные Челны — Казань – Свияжск – Елабуга – Булгары – НабережныеЧелны… PAGEREF _Toc137240786 h 18
2.3. Расчёт стоимости и цены тура. PAGEREF _Toc137240787 h 19
Заключение. PAGEREF_Toc137240788 h 21
Приложение1. PAGEREF _Toc137240789 h 24
Список использованной литературы… PAGEREF _Toc137240790 h 26Введение
Религия- немаловажный фактор, определяющий духовную жизнь сегодняшнего Татарстана.Религиозная обстановка в многонациональной и многоконфессиональной РеспубликеТатарстан в той или иной степени отражает последствия коренных изменений вгосударственном и политическом строе, которые произошли за последнеедесятилетие и существенным образом затронули сферу государственно-церковныхотношений, деятельности религиозных организаций на всей территории бывшегоСССР. Государственно-церковные отношения в Татарстане строятся в строгомсоответствии с принципом свободы совести, включающем в себя такие понятия, какравенство всех религий перед законом; право граждан исповедывать любую религиюили не придерживаться никакой религии; светский характер государства; отделениеот него религиозных и иных, созданных по мировоззренческому признаку,объединений. В республике происходит дальнейшая демократизациягосударственно-церковных отношений, не осталось никаких неправомерныхограничений в деятельности религиозных организаций.
Наверное,трудно найти в России регион с таким разнообразием мирно сосуществующихпредставителей религиозных верований. Это и мусульмане, и христиане (в числекоторых — православные, старообрядцы, католики, протестанты различного толка),а также иудеи, кришнаиты, бахаисты… Такое религиозное многообразие и мирноесосуществование различных конфессий во многом уникально, его изучение и,главное, сохранение — важная государственная задача. Важная еще и потому, что впоследние годы — в русле демократических преобразований общества, разрушенияпрежней идеологической системы — влияние религии на общество возросло.Достаточно привести такие цифры: десять лет назад в республике былозарегистрировано 38 религиозных общин, в том числе 18 мусульманских и 15православных. Сегодня в Татарстане различных религиозных организаций насчитываетсяоколо тысячи. Число мусульманских общин приближается к семистам, а православных- более ста пятидесяти.
В последние годы в республике идет интенсивныйпроцесс возвращения культовых зданий верующим, в чем видится восстановлениеисторической справедливости. Начиная с 1988 года религиозным мусульманским иправославным организациям передано более 50 культовых зданий — памятниковистории и культуры: Азимовская, Соборная, Султановская, Закабанная,Апанаевская, Бурнаевская, Ново-Слободская «Иске-Таш» мечети в городеКазани, мечети в Аксубаевском, Арском, Кукморском и других районах республики;Петропавловский собор, Софийская надвратная церковь Богородицкого монастыря,Варваринская, Тихвинская, Богоявленская, Старообрядческие церкви, Ивановскиймонастырь в Казани, церкви и монастыри в Зеленодольском, Елабужском,Чистопольском и других районах. Только в 1996 году в столице республикиверующим были переданы следующие культовые здания (помимо упомянутых):синагога, лютеранская кирха, католическая часовня. Органы государственнойвласти и управления в столице республики и на местах положительно решаютвопросы передачи культовых зданий религиозным организациям с соблюдениемустановленного порядка. В настоящее время в большинстве городов и районовреспублики этот вопрос решен практически полностью.
Несмотряна то, что религия отделена от государства, власти изыскивают средства ивозможности для реставрации и ремонта культовых зданий — памятников. ВКазанском Кремле ведется строительство мечети Кул-Шариф и реставрация Благовещенскогособора. К началу 1997 года было завершено строительство, отреставрировано исдано в эксплуатацию 104 мечети, 7 церквей и 2 молитвенных дома. В стадиистроительства и реставрации находились 182 культовых здания, в том числемечетей — 148, церквей — 34. К 1997 году в распоряжении мусульманских общиннаходилось 386 зданий мечетей, у православных обществ — 99 церквей.
Наиболеетрадиционными для Татарстана религиозными конфессиями являются ислам иправославие. Они оказывают наибольшее влияние на общественно-политическуюобстановку в республике. За многие годы сосуществования между ними сложилисьнормальные, доверительные отношения.
Исламв Татарстане имеет более чем тысячелетнюю историю. На основании дошедших до насдокументов установлено время официального принятия предками казанских татар — волжскими булгарами ислама — 922 год. Ислам в Татарстане — суннитский,ханафитского масхаба, одной из черт которого является терпимость ивзаимоуживаемость с другими религиями.
Кконцу 1996 в республике действовало зарегистрированных 653 мусульманских, 168православных организаций и 52 религиозные организации других конфессий.
Государственныеструктуры, и, прежде всего, Совет по делам религий при Кабинете министровРеспублики Татарстан, оказывают религиозным организациям необходимое содействиев решении многих проблем — в первую очередь, в повышении правовой культуры,формировании цивилизованных отношений, основанных на уважении к закону. Следуетотметить, что Советом по делам религий разработан проект Закона РеспубликиТатарстан «О религиозных организациях», который в настоящее времянаходится на доработке для последующего обсуждения его на сессииГосударственного Совета Республики Татарстан.
Изизложенного видно, что религия играютпервостепенную роль в Татарстане. И туризм в этом плане, позволит людям всехвозрастов приобщится не только к своей религии, но и изучить другую и уважатьеё.
Цельданного курсового проекта: составить религиозный тур по городам республикиТатарстан.
Основнымиисточниками при разработке данного проекта были:
1. Каумен М.Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри России.
2. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности:Учебник.
3. Сайт Министерства РТ по туризму и спорту.
4. Христов Т.Т. Религиозный туризм.Глава I. Общие сведения1.1. Туристский пакет
Туристский пакет – основной комплексуслуг,предоставляемых в путешествии по индивидуальному или групповому плану, которыйимеет серийный характер.
Туристский продукт
Туристский центр
Транспорт
Услуги размещение
Трансфер
Структура туристского пакета
Туристский центр – место отдыха туриста,включающее все его рекреационные возможности:
1. природные,
2. культурно-исторические,
3. экологические,
4. этнические,
5. инфраструктурные.
Этот элемент относится к обязательным, поскольку безобъекта интереса невозможно организовать путешествие.
Транспорт – средство передвижения, с помощьюкоторого можно добраться до туристского центра. Наиболее широко используется вкачестве средства передвижения – самолёт. На короткие расстояния – поезд,туристский автобус, автомобиль. Большую часть затрат, обуславливающую стоимостьтурпакета, составляют затраты на перевозку. Чем более комфортабельный искоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия. Вотношении скоростных видов транспорта необходимо заметить, что, несмотря на ихдороговизну по сравнению с другими видами, они также используются на короткиерасстояния, так как позволяют экономить время туристов для рекреационных целей.
Услуги размещения– это конкретный отель, который предлагается туристув туристском центре на время путешествия. Размещения в отелях различаются всоответствии с типом услуг гостеприимства, которые предлагают туристу. Этомогут быть отели, ботели, мотели, кемпинги, виллы и т.д.
Услугипитания не включаются отдельным элементом в туристский пакет, поскольку втуризме они составляют часть услуг размещения. Принятые в туризме комбинацииразмещения и питания:
1. ВВ – размещение + завтрак;
2. HB–полупансион: размещение + завтрак +ужин;
3. FP– полныйпансион: размещение + завтрак + обед + ужин.
Обычно турист имеет возможность выбрать и заказатьлюбую из этих комбинаций, при этом, заказывая ВВ как вариант обслуживания,турист выбирает его отнюдь не из-за соображений экономии. Действительно,туроператор получает значительные скидки при пакетировании услуг размещения ипитания, поскольку гарантирует загрузку отелей и ресторанов. При этом «пакетныецены» могут быть в три-четыре раза ниже розничных. Что же приобретает турист,выкупая комбинацию ВВ или НВ? Прежде всего свободу выбора, поскольку в этомслучае он может сам моделировать программу пребывания в туристском центре, по собственному усмотрению выбираяресторан, или может отправиться на экскурсию, в которой обычно предусмотренобед.
Трансфер– доставка туриста от места прибытия, расположенного встране пребывания (аэропорт, гавань, ж/д станция), к месту размещения (отель),где он будет проживать, и обратно. Трансферы осуществляются с использованиемавтобусов, иногда такси или лимузинов, если такого типа трансферы включены втурпакет или затребованы туристом.
Этот пакет обязательности туристских услуг иотличает туристский пакет от туристского продукта. Действительно, приобретаяпакет, включающий четыре обязательных базовых элемента, турист не только имеетзначительные скидки от туроператора, поскольку приобретает серийный туристскийпродукт туристской компании, но всегда может попросить туроператора расширитьего за счёт включения других услуг или сделать это самостоятельно –непосредственно в туристском центре.1.2. Храмы и мечети ТатарстанаСвияжскXE «Свияжск»
Свияжск Свияжск основан 24 мая 1551 года царем ИваномГрозным. Это первый православный город в регионе Среднего Поволжья, оказавшийзначительное влияние на распространение культуры.
Он имеет уникальную историческую судьбу. Этобеспрецедентный в мировой практике по масштабу пример единовременной закладки изаселения города-крепости (75 тысяч человек построили из срубов город-крепостьза 24 дня на площади 62 га). На острове имеются творения выдающихсясредневековых псковских зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя, создавшихпрекрасные образцы русской архитектуры 16 века. Среди них — Успенский собор.Росписи собора неповторимы многообразием библейских сюжетов, совершенствомисполнения.
Какуникальный, целостный историко-культурный территориальный комплекс 16-20 вековв 1990 году Свияжск включен в новый Список исторических городов и населенныхмест РФ; в 1996 году включен в предварительный Список Всемирного КультурногоНаследия ЮНЕСКО по шести номинациям: история, градостроительство, архитектура,иконы и фрески, археология, природный и антропогенный ландшафт. На островезарегистрирован 21 памятник федерального значения.
В храме На островерасполагаются: мужские Богородицкий и Успенский монастыри, бывший женскийИоанно-Предтеченский монастырь, Успенский собор и соборный храм во Имя БожьейМатери «Всех Скорбящих Радости», Троицкая, Никольская, Сергиевская, СвятогоКонстантина и Елены церкви. Практически отсутствуют искажения современнымистроениями и сооружениями, сохранился масштаб и образ исторической и культурнойсреды, которая находится в гармонии и с уникальным природным окружением.
В1998 году образован Свияжский природный заказник.
БулгарыXE «Булгары» Булгарский историко-культурный заповедник образован в 1969. Он включаетархеологический комплекс Булгарского городища – остатки построек X- XV веков,столицы волжских булгар.Первые указания о сохранении руин древнего Булгара даны Петром I. Раскопкиначаты в 1870 году. В 1877 образовался Музей археологических находок в такназываемой Чёрной палате. Важную роль в охране памятников городища иорганизации музея сыграл В.М. Королёв (1885-1974), ставший первым директоромоткрытого в 1912 краеведческого музея. Музей закрывался и вновь возрождался;Королёв возглавлял его в течении десятилетий. С 1938 начались систематические раскопкигородища силами Булгарской археологической экспедиции под руководствомА.И.Смирнова, проведшего почти 50 археологических сезонов и подготовившего кмузейному показу памятники древнего Булгара. С 1996 на территории заповедникаежегодно в июне проводятся празднования принятия ислама булгарами в 922 году.
В настоящее время реставрационно-консервационныеработы по городищу проходят под руководством С.С.Айдарова. Ему принадлежиттакже проект музеефикации городища с широким применением метода реконструкции.В музее есть памятники мусульманской и христианской культовой архитектуры.
Соборная мечетьXE «Соборная мечеть» («Джума-джума») сооружена в XIII – XIVвеков, являлась главным культовым сооружением столицы Волжской Булгарии.Графическую реконструкцию мечети (до наших дней дошла в разрушенном состоянии)предложил архитектор С.С. Айдаров.
Фрагмент Соборной мечети Это прямоугольная в плане постройка, интерьеркоторый расчленён многорядными опорами. Гладкие стены здания с внешней стеныздания с внешней стороны были укреплены контрфорсами. Позднее по углам мечетивыстроили 4-угольные башни.
В 1964 –1967 годах проведена консервация и частичная реставрация руин мечети, онинаходятся в ведении Булгарского историко-архиологического музея-заповедника,является элементом музейного показа.
Большой минаретXE «Большой минарет» построен в XIII веке, обрушился в 1841году. Его низкое кубическое основание площадью 5 м² при помощи скошенных вверхней части углов переходило в низкий восьмигранник; над ним возвышаласьгладкостенная цилиндрическая башня, завершённая конусообразной кровлей.
Исследователи утверждают, что булгарские сооружениятяготели к так называемой сельджукской архитектуре.
Малый минаретXE «Малый минарет» сооружён в XIV веке. По конструкции аналогиченБольшому минарету. Его высота составляет 11 метров. Внутри минарета
Малый минарет
Памятник отреставрировани входит в состав Булгарского историко-археологического музея-заповедника.
УспенскаяцерковьXE «Успенская церковь» сооружена в 1732 году. Здание типа«восьмерик на четверике». Основу композиции составляет двухцветный куб, на негопоставлен восьмерик, перекрытый куполом и увенчанный непропорциональномаленькой главкой.
Успенская церковь низкая аспида,с запада такая же низкая трапеция и колокольня.
КазаньXE «Казань» , столица республикиТатарстан
Кремль — древняяцитадель Казани. Его стены и башни помнят булгарских князей, воинов Чингисхана, ханов золотой Орды, всехрусских царей. Это единственная в мире татарская крепость, и сегодня служащаяцентром государственности.
Ужеиздали, с просторов Волги, рисуется на фоне неба затейливый силуэт древнейказанской цитадели, оседлавшей высокий утес у слияния Казан-су и Булака.Господствуя над всем историческим центром города, древняя крепостьсимволизирует собою славное прошлое татарской столицы, значимость ее культурныхтрадиций, бережное отношение власти к истории края.
Азимовская мечеть АзимовскаямечетьXE “Азимовская мечеть” .Красивейшая мечеть Казани была построена в 1887-1890 годах на средства купца Азимова наместе старой деревянной мечети, существовавшей с 1804 года. Архитекторнеизвестен. К прямоугольному в плане одноэтажному зданию примыкает высокий итонкий минарет (высота — 51 м, диаметр — всего 3 м). Планировка его оченьпростая: высокие двери у основания минарета ведут в небольшое вестибюльноепомещение, а затем — в высокий ритуальный зал. Внизу расположены обширные подвалы,служившие в прошлом, вероятно, складами для купеческих товаров, сегодня тамженская половина. Ажурная деревянная ограда, напоминающая арабески Булгара исредневековой Казани, как бы стелется под высоким, стройным минаретом.
Наряднаякрасавица-мечеть неизменно вызывает восхищение, сколько бы раз её не увидишь.Это удивительное здание, как будто сошедшее на улицы рабочей слободы со страницволшебных сказок, радует глаз изысканностью пропорций, изяществом силуэта иузорочьем фасадов.
Петропавловский собор ПетропавловскийсоборXE “Петропавловский собор” построен на месте деревяннойПетровской церкви в 1723-1726 годах купцом Михляевым в память о пребывании вКазани Петра I. Петропавловский собор — ценнейший памятник архитектуры русскогобарокко начала XVIII века. Многоярусное здание храма поднимается на высоту 52м. Его фасад украшен причудливым ярким орнаментом в виде цветов, трав ивиноградных лоз; с высокой галереи собора открывается великолепный вид нагород. Сейчас это кафедральный собор, во время проходящей в нем службы поетпрекрасный хор.
Ханская мечетьXE «Ханская мечеть» Ханского двора сооружены досередины XVI века. Остатки мечети являются памятником археологии. В настоящеевремя проводятся работы по их изучению и составлению проекта выявления иэкспонирования. Над останками мечети и ханским некрополем – местом захороненияказанских ханов – предполагается создать особую зону музея-заповедника,позволяющую оставить открытыми законсервированные археологические памятники ипоказать реконструкцию мечети и саркофагов.
Благовещенский собор БлаговещенскийсоборXE «Благовещенский собор» на архитектуру Успенского собораМосковского Кремля.
разделяютсяплоскими пилястрами на капители, которых опираются пяты закомар. Аспидыоформлены вертикальными тягами и изящной аркатурой. Аркатура на барабанедополняется 3-частным поясом орнамента; такой же пояс из арочек, поребрика,бегунца украшает верхнюю часть аспид, позволяя исследователям усматривать вархитектуре собора руку псковских мастеров «камнесечной хитрости».
Реставрация осуществляется с 1995 года по указу президента Татарстана.Предполагается размещение в нём музея культур православных народов Поволжья всоставе музея-заповедника.
Церковь Сошествия Святого Духа Губернаторского дворца сооружена вXVII веке по проекту архитектора К.А.Тона, предположительно на месте такназываемой Муралеевой (Нур-Али) мечети.
Здание сильно пострадало во времяпожара 1815 года и долго простояло в полуразрушенном состоянии. Церковь былавосстановлена в 1857-1859 годах по указу императора Николая I.
Храм РаифскийБогородицкий мужской монастырь находится в 30 км от Казани на берегуживописного озера. Монастырь был основан в 1613 году, когда в Казань из Москвыпришёл инок Филарет. После смерти родителей он раздал всё имущество бедным иподстригся в московский Чудов монастырь. Позднее, желая вести строгуюмонашескую жизнь, Филарет оставил Москву и отправился в низовья Волги. Во времястранствий инок пришёл в уединенное место на берегу прекрасного озера, гдепостроил деревянную хижину и остался жить.
Главной духовной ценностью Раифской обители является ЧудотворнаяГрузинская икона Пресвятой Богородицы, помолиться перед которой ежегодноприезжают тысячи паломников из разных уголков России. Целебная воданаходящегося на территории монастыря Раифского источника была отмечена золотоймедалью на выставке минеральных вод в городе Сочи в 1999 году.
Елабуга, город
Вторая половина XIX века была временем новогорасцвета монастырской жизни. В этот период создавалось множество новыхмонастырей, в основном женских. Только на территории Татарстана появились монастырив Лаишеве, Мензелинске, Чистополе. Появился монастырь и в купеческом городеЕлабуге. В 1856 году создалась женская община, а 9 сентября 1868 года произошлооткрытие монастыря. Создателем новой обители стал елабужский купец ИванИванович Стахеев, пожертвовавший огромные
Женский монастырь средства на строительство и обеспечение монастыря.Уже через 10 лет монастырь стал самым крупным в Вятской епархии.
К сожалению, после закрытия в 1929 годуархитектурный ансамбль монастыря был разрушен, сохранились только некоторые жилыепостройки, в которых сейчас расположен возрожденный в 1995 году монастырь.
Глава II.Разработка программы тура2.1.Описаниефирмы
Фирма «AdVitam[1]» натуристском рынке Набережных Челнов уже 2года.
«AdVitam» занимается:
1. бронированием мест в отелях и иных баз размещения,автомобилей;
2. заказом экскурсий;
3. оформлением въездных, выездных документов;
4. реализацией кредитных, расчётных, дисконтных карт.
Но главнойспециализацией турфирмы является организация экскурсий с целью изучения религийТатарстана. Фирмой было разработано около 10 таких экскурсий.
Продуктфирмы ориентирован на граждан со средним достатком и выше среднего. Каждыеполгода «AdVitam» проводит розыгрыши бесплатных путёвок на экскурсиисреди постоянных клиентов. Также для них существует система накопления баллов.При определённом количестве баллов, клиент получает возможность на бесплатнуюуслугу.
Фирма сравнительно ещё очень молода, но ей удалосьзанять хорошую нишу среди туристских фирм Набережных Челнов и завоевать себедостойную репутацию благодаря низким ценам и отличному обслуживанию.
Но не следует забывать, что при ухудшениикачества товара или при сильномзавышении цены у агенства возникнут конкуренты в лице аналогичных фирм,расположенных в соседних городах. Поэтому сегмент рынка наиболее близок к олигополистической конкуренции.
Задачи «AdVitam»:
1.
2. 2.2. Тур НабережныеЧелны — Казань – Свияжск – Елабуга – Булгары – Набережные Челны
Продукт представляет собой религиозный тур погородам Татарстана на 6 дней для группы 20 человек, возрастом от 14 до 65 лет.
Транспорт:автобус.
Питание: полупансион.
Проживание:гостиница.
1-й день
7:00
Отправление с остановки «Электротехников».
11:00
Прибытие в город Казань. Расселение в гостинице «Регина».
12:30
Обед в кафе «Мастер Церемоний».
13:30
Посещение Азимовской мечети, Петропавловского собора, Благовещенского собора, мечети Кул-Шариф. Возможность поучаствовать в раскопках Ханской мечети.
22:00
Возвращение в гостиницу.
2-й день – свободный день
3-й день
9:00
Завтрак в гостинице.
10:00
Выезд из гостиницы. Поездка в Раифский Богородицкий мужской монастырь.
11:30
Расселение туристов в гостинице монастыря.
12:30
Обед.
14:00
Экскурсия по монастырю.
17:00
Посещение Волжско-камского природного заповедника
20:00
Возвращение в обитель.
4-й день
7:00
Завтрак.
9:00
Выезд из гостиницы. Поездка на остров Свияжск.
13:00
Прибытие на остров.
13:30
Обед.
14:30
Экскурсия.
17:00
Поездка в город Елабуга.
20:40
Прибытие в город. Расселение в гостинице «Тойма»
5-й день
9:00
Завтрак.
10:00
Посещение женского монастыря.
14:00
Обед.
15:00
Выезд из гостиницы. Поездка в город Булгары.
19:00
Прибытие в город. Расселение в гостинице.
6-й день
9:00
Завтрак в гостинице.
11:00
Посещение Соборной мечети и Успенской церкви.
13:00
Обед.
14:30
Посещение Большого и Малого минаретов
18:00
Выезд из гостиницы. Отправление в Набережные Челны.
22:00
Прибытие в Набережные Челны. 2.3. Расчёт стоимости и цены тура
Себестоимостьтурпакета для одного человека:
Услуга
Цена, руб.
Проживание: Гостиница «Регина»; Гостиница монастыря; Гостиница «Тойма» Гостиница в городе Булгары 1820 240 830 750
Питание: обед в кафе «Мастер церемоний»; обед в монастыре; обед в Свияжске; Обед в Елабуге; Обед в Булгарах
Стоимость завтраков включена в стоимость номера гостиницы. 340 120 170 200 180
Экскурсии: Казань (7) Свияжск (1) Елабуга (1) Булгары (4)[2] 700 100 100 400
Аренда автобуса на человека в сутки
50
ИТОГО
6000
Продажнаяцена тура:
Цена =(И + Н + П – С ± К) / (Т + Э), где
И –себестоимость турпродукта;
Н –налоги на НДС;
П –прибыль (15-20%);
С –скидки;
К –комиссионные (5-15%);
Т –количество туристов;
Э — эскорт[3].
В некоторых случаях,турагенства добавляют к данной формуле процент своих расходов на рекламу. «AdVitam»