Содержание
Введение
1. Теоретические основы планирования
1.1 Методы планирования цены
1.2 Технология планирования цены
2. Оценка ценовой политики предприятия, на примере, ТОО «СМП530»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Формирование сметы затрат
2.3 Оценка ценовой политики предприятия
3. Пути повышения стратегии планирования на предприятии
Заключение
Список использованных источников
Введение
При планировании цен напродукцию в процессе обоснования объема продаж предприятия могут применятьследующие альтернативные основные методы ценообразования: на основе издержек; сориентацией на уровень конкуренции; с ориентацией на спрос; параметрическиеметоды.
Процесс ценообразования припланировании продаж включает ряд последовательно выполняемых процедур: выявлениеценообразующих факторов; постановка целей; выбор метода ценообразования; разработкаценовой стратегии предприятия
Государствотакже активновлияет на уровень цен. Выделяют три формы государственного регулирования цен: а)государство само устанавливает цены; б) государство устанавливает определенныйпорядок ценообразования и основные параметры цены (рентабельность, налоги,скидки и т.п.), обязательные для всех субъектов хозяйствования; в) государствоустанавливает правила ведения производственно-хозяйственной деятельности,влияющие на политику ценообразования.
ТОО «СМП 530»создано идействует на основании норм Гражданского Кодекса Республики Казахстан, Закона«О товариществах с ограниченной и ответственностью» и другимизаконодательными актами.
Полное наименование: Товариществос ограниченной ответственностью «СМП 530»
Свидетельство о регистрации № 3530- от 23.03.2004 г. Юридический адрес г. Павлодар, ул. Дерибаса 19/1.
ТОО СМП 530 осуществляет своюдеятельность на основе действующего Устава предприятия утвержденным общимсобранием от 21.03.2004г; Учредительного договора; Гражданского кодекса РК сучетом изменений и дополнений и прочих законов, нормативных актоврегламентирующих финансово-хозяйственную деятельность организаций РК.
Товарищество являетсяюридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, имеетпечать с указанием своего наименования.
1. Теоретические основы планирования1.1 Методы планирования цены
При планировании цен напродукцию в процессе обоснования объема продаж предприятия могут применятьследующие альтернативные основные методы ценообразования: на основе издержек; сориентацией на уровень конкуренции; с ориентацией на спрос; параметрическиеметоды.
Рассмотрим более подробноуказанные методы. Наиболее простым и распространенным методом, применяющимся вотечественной практике ценообразования, считается метод установления цены наоснове издержек производства и реализации продукции. Его суть состоит в том,что цена товара образуется путем добавления наценки к себестоимости товара. Егопопулярность специалисты объясняют следующими факторами. Во-первых, объективнуюоснову цены составляют издержки, которые могут быть достоверно определены вотличие от таких факторов, как спрос, уровень конкуренции и т.п. Поэтомуобщепризнанно, что он является одним из самых справедливых методовценообразования. Во-вторых, метод уменьшает ценовую конкуренцию, посколькупозволяет устанавливать оптимальный, а не максимальный уровень цены. Крометого, устанавливая таким методом цены, предприятия их не пересматривают по мереколебания спроса, что уравнивает цены на аналогичные товары. Основнымнедостатком данного метода является то, что он ориентирует предприятия намаксимально возможный выпуск продукции, обеспечивающий минимизацию издержек иограниченный ассортимент, а не на удовлетворение спроса потребителей. Этоограничивает маневренность предприятия на рынке, поскольку его прибыльопределяется, исходя из объема продаж по стабильным ценам, а не из возможныхальтернативных объемов оборота при меняющихся ценах. Кроме того, применениеэтого метода не позволяет дифференцировать цены по различным сегментам рынка иучитывать особенности покупательского спроса и конкуренции.
Метод установления цены наоснове издержек на практике может быть реализован в следующих формах.
Метод обеспечения безубыточностиоснован на включении в цену прибыли, исходя из заранее установленной нормы. Расчетцены с использованием этого метода осуществляется в следующейпоследовательности. Вначале рассчитываются совокупные издержки производства иреализации для наиболее вероятного выпуска продукции в планируемом периоде. Затемустанавливается внутренняя норма рентабельности на производственные затраты ина ее основе рассчитывается необходимая сумма прибыли. После этогорассчитывается необходимая сумма выручки от реализации запланированного объемапродукции, которая обеспечивает компенсацию затрат и получение данной суммыприбыли. Цена единицы изделия в этом случае определяется делением выручки отреализации на планируемый объем выпуска в натуральном выражении.
Следует иметь в виду, что длявозмещения издержек и получения прибыли необходимо реализовать объем продукциине меньший того количества, которое было принято при расчете цены. То же самоекасается и цены: фактические отпускные цены не могут опускаться нижезапланированного уровня.
Сущность метода «средниеиздержки плюс прибыль» заключается в прибавлении к средним издержкам наединицу продукции различных надбавок, покрывающих стоимость затрат, не учтенныхв базовой себестоимости продукции, налоги и платежи, включаемые в цену изделияпо ставкам в соответствии с действующим законодательством, а также прибыльпредприятия. Величина надбавки может быть стандартной для каждого вида товара,а также дифференцированной в зависимости от вида товара, стоимости, единицы,объемов продаж. Данный метод позволяет установить предел цены, ниже которогоона не может опускаться.
Рассчитанные на основе издержекцены не учитывают очень важный, рыночный фактор — ценовую эластичность спроса. Поэтомуони требуют корректировки, суть которой состоит в необходимости рассчитать, прикаком уровне цены будут достигнуты объемы продаж, позволяющие возместитьваловые издержки и получить прибыль.
Метод установления цены сориентацией на уровень конкуренции в котором основе метода лежит тот факт, чтоцена может не находиться в прямой зависимости от издержек, а последние могутбыть изменены в соответствии с условиями, существующими на рынке. Однако изэтого положения не вытекает, что издержки вообще игнорируются. Их уровеньследует учитывать при решении вопроса о выпуске нового товара, предполагаемаяпродажная цена которого устанавливается исходя из условий рынка. Рассчитаннаятаким методом цена может быть ниже рыночной, на уровне или выше ее взависимости от позиции потребителей, реакции на цену конкурентов, особенностейтовара и представляемого сервиса. Предприятия, придерживающиеся этого метода,изменяют цены на свою продукцию только в том случае, если изменят ценыконкуренты. Обычно этот метод используется на конкурентных рынках приустановлении цены на однородную продукцию. В этом случае конкретное предприятиесчитает, что установившаяся текущая цена является результатом совместногодействия всех фирм данной отрасли и поэтому она позволяет достичь оптимальногоуровня окупаемости затрат.
Применяются следующие формыреализации данного метода, текущей цены, предприятие, реализующее однородныетовары на рынке с высокой степенью конкуренции, фактически имеет ограниченныевозможности влиять на цены. В условиях совершенной конкуренции равновеснаярыночная цена является постоянной величиной для каждого отдельно взятогопредприятия. Поэтому оно может повлиять на свой доход только путем измененияобъема реализации. Вследствие этого при планировании продаж предприятие можетизменять любые параметры товара, влияющие на объем продаж, кроме цены. А приустановлении цены оно должно ориентироваться на сложившийся, на рынке ихуровень.
Другой разновидностью метода установленияцены с ориентацией на уровень конкуренции является тендерное ценообразование. Применяетсяв тех случаях, когда несколько фирм конкурируют друг с другом в борьбе законтракт. Тендер представляет собой цену, установленную фирмой-продавцом. Приее определении фирма исходит, прежде всего, из цен, которые могут предложитьконкуренты, а не из уровня собственных издержек или величины спроса на товар. Естественно,что цена продавца в этом случае должна быть несколько ниже, чем предложеннаяконкурентами, или равная ей. Такой метод ценообразования приемлем дляуникальных товаров и контрактов на выполнение заказов.
Метод ценообразования сориентацией на спрос в данном методе уровень цен ставится в зависимость отуровня спроса на данный товар. В основе этого метода ценообразования лежитнеобходимость учета действия закона спроса и ценовой эластичности. Имеется ввиду, что свобода в установлении цены товара ограничивается особенностью кривойспроса, которая отражает сложившуюся на конкретном рынке зависимость междуценами и спросом на товары (рис.1).
/>
Рис.1. Кривая рыночного спроса
Из кривой спроса видно, что приповышении цены товара и неизменных прочих условиях спрос на товар и количествопродаж будет снижаться (если Ц2 > Ц1, то К2
Разновидностью данного методаявляется метод установления цены, исходя из ощущаемойценности товара,в основе которого лежит субъективная оценка покупателем ценности товара илиуслуг, предлагаемых предприятием. Считается, что потребитель устанавливаетсоотношение между полезностью товара и ценой. Эта закономерность обусловленатем, что для некоторых престижных товаров кривая рыночного спроса можетотличаться от формы, изображенной на рис.1. Эта тенденция изображена на рис.2. Вэтом случае, если Ц2 > Ц, то К2 > К. Такоесоотношение объясняется тем, что потребители товаров повышение цены могутистолковать как повышение качества товаров, которое является в данном случаедоминирующим. Однако и для этой группы товаров цены не могут бытьбезграничными, поскольку с некоторого уровня цены спрос на товар начинаетсокращаться.
/>
Рис.2. Кривая спроса престижныхтоваров
Этот метод позволяет определятьверхний и нижний пределы цены. Верхним ее пределом является цена, которуюсогласен заплатить за предлагаемый товар самый богатый покупатель, а нижнимпределом является себестоимость производства и реализации продукции. Величинацены в этих пределах зависит от ряда факторов: остроты конкуренции,маркетинговой стратегии, выбранного сегмента рынка.
В основе параметрических методовценообразования лежит зависимость цены от различных параметров изделия,важнейшее место среди которых занимают показатели качества товара. Данныеметоды широко применяются для установления цен на различные модели внутрипараметрического ряда изделия. При этом цена базовой модели рассчитывается спомощью метода, ориентированного на издержки или с помощью других методов, ацены на модели параметрического ряда рассчитываются с помощью различныхкоэффициентов, отражающих зависимость между ценой изделия и его параметрами.
Первоначально зависимость ценыбазовой модели от параметров определяется на основе обработки статистическойинформации. Затем по результатам многочисленных наблюдений рассчитываютсякорректирующие базовую цену коэффициенты. При этом могут применяться различныеподходы к установлению зависимости между ценой и параметрами изделия. Например,цена изделия может делиться на мощность, производительность, массу, скоростьили величину другого параметра, считающегося основным. Полученная при этомудельная цена единицы главного параметра используется для расчета ценаналогичных изделий с другими величинами главного параметра.
При расчете цен таким методомследует иметь в виду, что значения цены и главного параметра изменяютсянепропорционально: удельная цена по мере роста параметра снижается, что находитсвое отражение в расчетных формулах. Французская фирма «Берим» предложиласледующую формулу для расчета цены:
/>
где Ц — искомая цена изделия; П.,Па— значение параметра изделия, цена которого рассчитывается, ибазового изделия соответственно; Цб — цена базового изделия; п— показатель,учитывающий характер зависимости удельной цены от изменения главного параметра.
Значение коэффициента пустанавливается эмпирическим путем. Например, для пропашных тракторов п — 0,72,для экскаваторов-0,8.
Данная формула применима, еслиразброс главного параметра двух сравниваемых товаров не превышает 30-50%.
При расчете ценсложно-технических изделий могут применяться зависимости, основанные наколичестве параметров, более двух. В этом случае используются многофакторныекорреляционно-регрессионные модели.1.2 Технология планирования цены
Процесс ценообразования припланировании продаж включает ряд последовательно выполняемых процедур: выявлениеценообразующих факторов; постановка целей; выбор метода ценообразования; разработкаценовой стратегии предприятия (рис.3).
/>
Рис.3. Технологический процесспланирования цены
Выявление ценообразующихфакторов.
Анализ методов планирования ценпозволяет сделать вывод, что спектр факторов, определяющих уровень цен наконкретном предприятии, достаточно широк и определяется в значительной степенивнешними причинами. Эти причины могут не оказывать заметного влияния на свободуценообразования, в некоторых случаях могут уменьшать или, наоборот, увеличиватьвозможности предприятия в установлении цены.
Среди внешних ценообразующихфакторов, в наибольшей мере влияющих на уровень цен, можно выделить следующие: рыночнаясреда, потребители продукции и услуг предприятия, государство, субъекты каналовтовародвижения.
Важным фактором, определяющимстепень свободы предприятия в установлении уровня цены, является рыночная среда,в которой работает предприятие. В процессе анализа рыночной среды важноустановить, кто контролирует цены. Субъектами контроля цен могут быть: самрынок; данное предприятие; правительство.
Для среды, в которой ценыконтролируются рынком, характерна высокая степень конкуренции,однородность продукции и услуг. Здесь эффективная стратегия ценообразованияпредприятия незамедлительно подхватывается конкурентами, что обеспечиваетустановление ценового равновесия.
Среда, в которой ценыконтролируютсясамим предприятием, характеризуется ограниченной конкуренцией иограниченным ассортиментом товаров. Здесь уровень цены зависит только отпринятой предприятием стратегии и особенностей рынка.
Среда, где цены контролируютсяправительством, охватывает ряд социально значимых товаров, коммунальныеуслуги, общественный транспорт. В ней государственные органы устанавливаютконкретный уровень цен, и свобода предприятий сведена к минимуму — контролю заиздержками.
Потребители продукции и услугтакже оказывают непосредственное влияние на уровень цены товара, посколькуцена товара в рыночной среде устанавливается в результате компромисса междупродавцом и покупателем товара.
Здесь необходимо иметь в виду,что цена имеет неодинаковую значимость для различных сегментов рынка. Поэтомупри планировании цены важно установить, к какому типу относятся покупателитовара, выпускаемого данным предприятием. С точки зрения чувствительности кцене все покупатели могут быть разделены на следующие типы:
экономные покупатели, острореагирующие на изменение цены и качества товара;
эмоциональные покупатели,уделяющие меньше внимания ценам и имеющие высокую чувствительность к «имиджу»товара и качеству обслуживания;
патриоты — приверженцыконкретных фирм, ради их поддержки готовые принять их ценовую политику;
апатичные покупатели, уделяющиеосновное внимание качеству, надежности товара, удобству в пользовании, комфортувне зависимости от цен.
Свобода предприятия вустановлении цены зависит также от того, насколько покупатели осведомлены орыночных ценах. Если осведомленность покупателей достаточно высока, то кповышению цен следует относиться осторожно.
В установлении цены кромевышеназванных субъектов активно участвуют различные посредники — субъектытовародвижения, что в значительной мере сковывает свободу производителя. Усилитьконтроль над ценой могут следующие мероприятия: система монопольноготовародвижения; фиксированные цены; сеть фирменной торговли; поставки наусловиях консигнации; использование торговых марок; учет при формированииотпускных цен интересов посредников.
Государствотакже активновлияет на уровень цен. Выделяют три формы государственного регулирования цен: а)государство само устанавливает цены; б) государство устанавливает определенныйпорядок ценообразования и основные параметры цены (рентабельность, налоги,скидки и т.п.), обязательные для всех субъектов хозяйствования; в) государствоустанавливает правила ведения производственно-хозяйственной деятельности,влияющие на политику ценообразования, например, запрет недобросовестнойконкуренции, демпинга.
Все вышерассмотренные факторы взначительной мере относятся к субъективным, поскольку отражают интересыразличных субъектов ценообразования в конкретный период, в отличие отобъективных, таких как, например, научно-технологический прогресс (НТП),который обусловливает общую тенденцию изменения цен. НТП, с одной стороны,способствует росту цен вследствие повышения капиталоемкости производства, а, сдругой, направлен на снижение издержек и, соответственно, уровня цен. В то жевремя росту цен способствуют такие факторы, как инфляция, повышение затрат надобычу энергоресурсов.
Анализ внешних факторов,определяющих уровень цен в конкретной ситуации, позволяет не только выявитьтенденцию их изменения в данный момент, но и более четко сформулировать целипланирования цен.
2. Оценка ценовой политикипредприятия, на примере, ТОО «СМП 530»2.1 Характеристика предприятия
ТОО «СМП 530»создано идействует на основании норм Гражданского Кодекса Республики Казахстан, Закона«О товариществах с ограниченной и ответственностью» и другимизаконодательными актами.
Полное наименование: Товариществос ограниченной ответственностью «СМП 530»
Свидетельство о регистрации № 3530- от 23.03.2004 г. Юридический адрес г. Павлодар, ул. Дерибаса 19/1.
ТОО СМП 530 осуществляет своюдеятельность на основе действующего Устава предприятия утвержденным общимсобранием от 21.03.2004г; Учредительного договора; Гражданского кодекса РК сучетом изменений и дополнений и прочих законов, нормативных актоврегламентирующих финансово-хозяйственную деятельность организаций РК.
Товарищество являетсяюридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, имеетпечать с указанием своего наименования.
Основной целью деятельноститоварищества является получение дохода. Для достижения данной цели ТОО СМП 530осуществляет следующие виды деятельности согласно Государственной лицензии15-ГСЛ № 014777, выданной 28 апреля 2004 года, а основании приказа Комитета поделам строительства Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан поделам строительства Министерства индустрии и торговли РК № 209от 28.4.2004 г.:
Земляные работы;
Возведение несущих и ограждающихконструкций зданий и сооружений
Отделочные работы пристроительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений;
Работы по строительству дорог:
основания для железнодорожныхпутей;
верхнее строение железнодорожныхпутей;
основания и покрытия автодорогместного значения, основания и покрытия внутрихозяйственных дорог;
основания и покрытия городскойдорожной сети;
обустройство, малыеискусственные сооружения на дорогах.
Учредителем ТОО СМП 530 являетсяфизическое лицо — Сафронов Л.И.
Для обеспечения деятельности товариществасоздан уставный капитал товарищества в сумме 91900 тенге, который полностьюсформирован к моменту регистрации полностью.
Чистый доход, оставшийся утоварищества после уплаты налогов, предусмотренных законодательством и другихобязательных платежей, распределяется в соответствии с решением общего собранияучастников.
Высшим органом управлениятоварищества является общее собрание участников; исполнительным органом — директор;контрольным органом — ревизионная комиссия.
Основной вид деятельности — осуществление строительно-монтажных работ, лицензия №.000196. Взаимоотношениямежду заказчиком и генподрядной организацией регулируются договорами подрядаОсновные поставщики, ТОО Промышленное и жилищное строительство, ТОО Стройдеталь,ТОО Стальной союз и другие
Основными заказчиками ТОО фирмаАО ТНК «Казхром», ТОО «ПромЖилстрой» и заказчиками являютсятакие крупные предприятия как Союз Комплект, ТОО Совместное Каз УКР предприятиеСюзкомплект, ТОО Вита ХХ1, ТОО Крылыс.
В настоящее время основныеобъекты — это Подъездные пути Аксускского завода ферросплавов, Установка АТ 500кв. КЭЗ и другие
Организационную структурупредприятия можно наглядно представить в виде таблицы. (Приложение)2.2 Формирование сметы затрат
При определении стоимостистроительно-монтажных работ и цены строительной продукции возможны три подхода:минимальный уровень цены, определяемый затратами; максимальный уровень цены,сформированный спросом, и оптимально возможный уровень цены.
Смета затрат ориентированный наконкурентов: подрядная фирма отталкивается в основном от показателейконкурентов, и цена назначается с учетом сложившегося уровня текущих цен,меньше внимания обращается на показатели собственных издержек или спрос. Еслиэластичность спроса установить трудно, может показаться, что сложившийся нарынке и принятый фирмой уровень текущих цен — залог получения справедливойнормы прибыли. Кроме того, фирма может считать, что придерживаться такогоуровня цен — значит сохранять нормальное равновесие рынка.
РАСЧЁТ № 1 дополнительных затратна транспортировку привозных материалов.
Исходные данные:
Район строительства ВКО 11д.
Расстояние перевозки от станцииназначения до приобретённого склада — 70 км. От базы МТС до при объектногосклада — 60 км.
Объём поставки через станции МПС- 60%
Объём поставки через станции МТП- 40%
Общий вес привозных материалов,применяемых на 1 млн. тенге СМР — 2300, в т. ч. металлоконструкции — 100.
Масса материалов, перевозимых отстанции МПС (кроме стальных) 2300 * 0,6 — 100=1280
Масса материалов, перевозимых сбазы МТП 2300*0,4=920
Поясной коэффициент к тарифупринимаем на примере 1.1
Процент удорожания затрат на 1тыс. тенге труда принимаем по приложению смета № 1 — 1 при расстоянии
10 — 30 км — 0,15%
30 — 50 км — 0,13%
30 — 60 км — 0,19%
Расчёт процента удорожаниятранспорта привозных материалов: для металлоконструкций, перевозимых с базы МТС
/>
Для общестроительных материаловс базы МТС
/>
Со станции МПС
/>
ИТОГО: 0,13 + 0,27 = 0,4%
ВСЕГО: 0,4 + 0,04 = 0,44%
Основание: СНиП IV-5-82. Указанияпо применению ЕРЕР на строительные работы.
РАСЧЁТ № 2 на определениедополнительных затрат, связанных с применением на стройках лесоматериалов излиственницы.
Расход лесоматериалов на 1 млн. тенге.СМР: 600 куб. м на 1 млн. тенге.
Доля материалов из лиственницы вобщем, расходе лесоматериалов составляет 70%.
Размер дополнительных затрат,согласно п.2.17. Указание по применению ЕРЕР — 84 будет составлять0,048*7=0,336%
РАСЧЁТ № 3 по определениюдополнительных затрат на разницу в стоимости электроэнергии, получаемой отпереданных электростанций.
1. Расход электроэнергии 80 тыс.кВт/час СНиП IV-5-82 (прил.4).
Стоимость электроэнергии 1 тыс. кВт/часпо нормам 30 тенге.
/>т.
Стоимость электроэнергии 1 тыс. кВт/час,выработанной передвижной электростанцией.
/>%
19,2 — норма накладных расходов;
8 — норма плановых накоплений.
РАСЧЕТ №4. В группах затрат,учитывающих рыночные отношения в сводном сметном расчёте (ССР) и договорнойцене (ДЦ) рассчитывается:
а) удорожание заработной платы
З=Тн* (Зmin*n*k1*k2 — Зсм)
где З — размер затрат, связанныхс увеличением заработной платы рабочих, тенге;
Тн — нормативнаятрудоёмкость по ССР, чел. /мес.; (4290/ (22*8,2) =24)
Зmin — минимальный размер заработной платы в ежемесячномисчислении, установленный законодательными органами, тенге; (1400)
n — число минимальных размеров заработной платы, включаемых всебестоимость продукции; (5)
k1 — районный коэффициент к заработной плате; (1,15)
k2 — отраслевой коэффициент (для отрасли строительства k2=1,2)
Зсм -месячная заработнаяплата сметная на 1 рабочего по ССР, тенге (5020/24=209).
З=24* (1400*5*1,15*1,2 — 209) =226824 тенге =226,824 тыс. тенге
б) премия за ввод в действие всрок объектов строительстваСметная заработная плата 5020 тенге Нормативная трудоёмкость 24 чел. /мес. Средняя сметная месячная заработная плата одного работающего 1870/498 209 Базисная сметная стоимость строительно-монтажных работ 34770 тенге Размер премии за ввод по отраслям 34770*1,72%=598 тенге
Размер увеличения заработнойплаты (k1) составит:
/> (раз)
здесь:
1400*5 — пятикратная минимальнаязаработная плата (апрель 1996 г. — 1400 тенге), установленная законодательнымиорганами;
1,15 — районный коэффициент;
1,2 — отраслевой коэффициент.
Размер премии за ввод с учётомувеличения заработной платы (k2) равен:
k2=1,72*46,22=79,5%
Сумма премии за ввод объекта вэксплуатацию с учётом увеличения заработной платы составит:
34770*79,5%=27642 тенге
Разница между суммой премии заввод объекта в эксплуатацию с учётом увеличения заработной платы и базиснойстоимости:
27642 — 598=27044 тенге
в) расчёт величины накладныхрасходов в текущем уровне цен по сравнению с учтёнными в базисной сметнойстоимости
/>
где За, М, А, Сн,Пр — удельный вес в составе базисной величины накладных расходовсоответственно: средств на оплату труда административно-хозяйственного персонала,материальных затрат, амортизационных отчислений, отчислений на социальные нужды;
Иза, Исн — индекс изменения текущего уровня средств на оплату труда в строительстве поотношению к уровню сметной заработной платы рабочих, установленному сметныминормами и ценами, введёнными с 01.01.91 г., определяется:
/>
где Зmin — гарантированный (минимальный) размер заработной платы,установленный законодательными органами, в ежемесячном исчислении, тенге
на 1996 г.: с 01 января — 1100тенге,
с 01 апреля — 1400 тенге,
с 01 июля — 1700 тенге,
с 01 октября — 2000 тенге.
n — числоминимальных размеров заработной платы, включаемых в себестоимость продукции (а1996 г. n=5);
k1 — районный коэффициент (льготный коэффициент);
k2 — отраслевой коэффициент;
Зсм — месячнаязаработная плата на одного рабочего по сводному сметному расчёту, тенге;
Им — средний индексизменения цен по материальным затратам.
Определяется отношением среднейфактической стоимости материалов по стройке к их базисному сметному уровню (намомент расчёта);
Иа — индекс измененияамортизационных отчислений, равный 1;
Ипр — индексизменения цен по прочим затратам. Определяется по формуле:
/>
где 72,0 — суммарный удельныйвес на оплату труда административно-хозяйственного персонала, рабочих,отчислений на социальные нужды и пр.;
Изп — индексизменения текущего уровня средств на оплату труда, равен индексу Иза,Исн.
22,8 — суммарный удельный весматериальных затрат;
Им — средний индексизменения цен по материальным ресурсам;
5,2 — суммарный удельный весамортизационных отчислений;
Иа — индекс измененияамортизационных отчислений, равный 1.
/>
Мнр= 2,99 тыс. тенге
Им= 86
Иза, Исн =1400*5*1,15*1,2/209=46
Ипр = (72*46+22,8*86+5,2*1)/100=53
Инр = (25,8*46+20,6*86+4,7*1+39,6*46+9,5*24)/100= 50
Нтр =0,95*2,99*24=68,17 тыс. тенге
68,17 — 2,99=65,18 тыс. тенге2.3 Оценка ценовой политикипредприятия
Доход от реализации уменьшилсяна 28889 тыс. тенге или на 59,4%, что заслуживает отрицательной оценки. Новместе с тем и снизилась и себестоимость реализованной продукции (работ, услуг)на 24554 тыс. тенге темп снижения равен 65,5% и к концу года составил 46602 тыс.тенге. Следует отметить, что в 2006 году валовой доход снизился на 43355 тыс. тенге,что оценивается отрицательно. Убыток от обычной деятельности составил в 2005 г12026 тыс. тенге. Если в 2005 году убыток составил 3046 тыс. тенге, то в 2006 гпредприятие сработало убыточно и сумма убытка составила 12027 тыс. тенге. В отчетномгоду следует отметить рост расходов периода, что оценивается отрицательно, таккак это способствует снижению дохода от обычной деятельности. Расходы периодавозросли на 4717 тыс. тенге или на 254,8%, это произошло в результатеувеличения расходов по текущей аренде, произведенных ремонтных работмеханизмов, выставленных штрафных санкций в сумме 598000 тенге а так же несовершенствованию систем и средств административного управления.
3. Пути повышения стратегиипланирования на предприятии
На основе проведенной оценкистратегии ценообразования на данном предприятий выявили следующие путиповышения проводимой стратегии:
найти пути к снижению затрат;
использовать альтернативныематериальные ресурсы для строительства;
совершенствовать процесснормирования;
в полной мере использовать всемощности предприятия;
ввести дополнительнуюдолжностную единицу, который будет отвечать за разработку стратегииценообразования.
Экономист вычислительного (информационно-вычислительного)центра осуществляет экономический анализ деятельности ВЦ (ИВЦ), подготовкуданных для обработки информации с применением средств вычислительной техники исоставляет по соответствующим формам периодическую отчетность в установленныесроки. Участвует в составлении перспективных и годовых планов, в разработкенормативов материальных и трудовых затрат, в определении стоимости работ и ценна услуги. Контролирует сроки представления и подготовку к машинной обработкеинформации, правильность заполнения и наличие всех необходимых данных вдокументах. Принимает участие в составлении проектов механизации иавтоматизации обработки информации по задачам различных типов. Формулируетэкономическую постановку задач либо отдельных их этапов, исследует возможностьиспользования готовых проектов, алгоритмов и программ. Ведет работу по созданиюи периодическому обновлению картотек справочной и нормативной информации. Следитза обработкой информации и сроками выполнения работ. Изучает и анализируетдействующие формы первичных документов и отчетности по отдельным видамбухгалтерского учета, технико-экономические расчеты по планированию,материально-техническому снабжению, сбыту, материальным и трудовым затратам. Принимаетзаказы, сопроводительную и другую документацию, осуществляет оперативный учетвыполнения работ и контроль расчетов с заказчиками. Инструктирует операторов опорядке обработки документов, принимает работу, оформляет документы по учетувыработки.
Должен знать: руководящиематериалы по планированию, учету и анализу деятельности ВЦ (ИВЦ); методыразработки перспективных и годовых планов работы, порядок составленияотчетности об их выполнении, сроки и формы их представления; порядок оформленияматериалов для заключения договоров с заказчиками; технические средства сбора,передачи и обработки информации; технологию механизированной обработкиинформации; технические возможности и правила эксплуатации оборудования; основыпроектирования механизированной обработки информации и программирования; видытехнических носителей информации; систему классификации и кодированиятехнико-экономической информации; рабочие программы, инструкции, макеты идругие руководящие материалы по обработке информации; формы первичных иисходящих документов, порядок их оформления; методы расчета объемов выполненныхработ; действующие формы и системы оплаты труда и материального стимулированияработников ВЦ (ИВЦ); методы определения стоимости расчетов и вычислительныхработ; экономику и организацию производства; основы организации труда; правилаи нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии ипротивопожарной защиты.
Заключение
Механизм планирования цены встроительстве имеет специфические особенности. Прежде всего, это связано синдивидуальным характером строящихся зданий и сооружений, особенно вгидротехническом строительстве, а также с существенной зависимостью стоимостиот конкретных условий строительства. Подобные обстоятельства не позволяютустановить единые отпускные цены на строительную продукцию, как это делается вдругих отраслях народного хозяйства. Поэтому цена в основном рассчитываетсяиндивидуально на основе сметной документации в соответствии с объемами работ,методами технологии производства и единичных расценок на отдельные виды работ.Для оценки стоимости строительной продукции разработана специальная системаценообразования. Действующая система ценообразования в строительстве входитотдельной частью в состав общегосударственных нормативов Строительных норм иправил (СНиП), «Сметные нормы и правила».
При определении стоимостистроительно-монтажных работ и цены строительной продукции возможны три подхода:минимальный уровень цены, определяемый затратами; максимальный уровень цены,сформированный спросом, и оптимально возможный уровень цены.
Список использованных источников
1. Степанов И. С «Экономика строительства» Учебник, 3-епереработанное и дополненное издание под общей редакцией доктора экономическихнаук, профессора И.С. Степанова Москва Юрайт 2006.
2. Дембинский Н.В. «Анализ экономики промышленного предприятия». Минск:Беларусь, 1979.
3. Каракоз И.И., Самборск В.И. «Теория экономического анализа». г.Киев Выща школа, 1989.
4. Кравченко Л.И. «Анализ финансового состояния предприятия». Минск:ПКФ «Экаунт», 1994.
5. Савицкая Г.В. «Теория анализа хозяйственной деятельности» Минск:ИСЗ, 1996.
6. Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности промышленногопредприятия». Минск: ИСЗ, 1996.
7. «Теория экономического анализа» (под ред. Шеремета А.Д. М.: Прогресс.1982.
8. «Теория анализа хозяйственной деятельности» (под ред. ОсмоловскогоВ.В. Мн.: Вышэйшая школа, 1989.
9. Шеремет А.Д. «Методика финансового анализа предприятия» М.: ИПО«МП», 1996.
10. «Закон Украины о налоге на добавочную стоимость» от 3.04.97г.
11. «Закон Украины о налогообложении прибыли предприятия» от 22.05.1997г.
12. Стражев В.Н. «Оперативное управление предприятием, проблемы учета ианализа» Мн.: Наука и техника, 1973.
13. Панков Д.А. «Современные методы анализа финансового положения»Минск: ООО «Профит». 1995.
14. Муравьев А.И. «Теория экономического анализа: проблемы и решения».М: Финансы и статистика, 1988.
15. Дембинский Н.В. «Вопросы теории экономического анализа» М.: Финансы,1973.
16. Балабонов И.Т. «Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта».М.: Финансы и статистика, 1994.
17. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности (Под ред.В.И. Стражева.Минск: Высшая школа, 1995.
18. Маркин Ю.П. «Анализ внутрихозяйственных резервов». М: Финансыи статистика, 1991.
19. СНиП IV — 15 — 84, приложения, прейскурант на строительство здания исооружений общесоюзного применения.
20. Прейскурант на строительство зданий и сооружений автодорожноготранспорта. Выпуск 4, 1988 г.
21. СНиП IV — 5 — 82. Указания по применению ЕРЕР на строительных работах: М- 1983 г.
22. СНиП IV — 15 — 84, приложения, прейскурант на строительство здания исооружений общесоюзного применения.
23. Прейскурант на строительство зданий и сооружений автодорожноготранспорта. Выпуск 4, 1988 г.
24. СНиП IV — 5 — 82. Указания по применению ЕРЕР на строительных работах: М- 1983 г.
25. Методические указания ” Программа курса”, У — Ка, 1993 г.