Разработка технологического процесса ТО-1 автомобиля ГАЗ-31029

Министерство образования РФ
Вологодский государственный технический университет
Факультет: ПМ
Кафедра: А и АХ
Дисциплина: ТЭА
Расчётно-пояснительная записка к курсовой работе
Руководитель: доцент Пикалев О.Н.
Разработчик: студент гр. МАХ-41
Антонов С.А.
г. Вологда, 2002 г.
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
по дисциплине “Техническая эксплуатация автомобилей”
Вариант № 2
1. Исследовать фактические сроки и состав работ по ТО-1 автомобиля ГАЗ-
31029 и составить их математическое описание.
2. Разработать технологический процесс ТО-1 автомобиля ГАЗ-31029.
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 4

1. КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-31029 5

2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СРОКОВ И
СОСТАВА РАБОТ ПО ТО-1 АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-31029 8
2.1 Исходные данные 8 2.2 Определение закона распределения трудоемкости
ТО-1 при завершенных испытаниях 8
2.2.1 Определение среднего значения выборки. 9
2.2.2 Определение дисперсии. 9
2.2.3 Определение среднеквадратичного выборочного отклонения. 9
2.2.4 Определение выравнивающих частот. 9
2.2.5 Определение толерантных пределов. 9 2.3 Исследование вероятности возникновения неисправностей и состава работ по текущему ремонту 10
3. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ТО-1
АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-31029 12
3.1 Перечень работ по ТО-1 12 3.2 Используемые эксплуатационные материалы 13 3.3 Определение производственной программы 13 3.4 Подбор технологического оборудования 14 3.5 Техническое нормирование трудоемкости ТО-1 15
3.5.1 Определение технической нормы времени на операцию 16
3.5.2 Определение штучно-калькуляционного времени 16
3.5.3 Определение количества ТО-1 за смену 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

ПРИЛОЖЕНИЕ I—————————————————————-
————————–20

ПРИЛОЖЕНИЕ II—————————————————————
————————–22
ВВЕДЕНИЕ
По результатам многочисленных исследований годовая производительность
автомобилей к концу срока их службы снижается в 1,5 – 2 раза по сравнению с
первоначальной, снижается также безопасность их конструкции. За срок службы
автомобиля расходы на его техническое обслуживание и ремонт превосходят
первоначальную стоимость в 5 – 7 раз. Поэтому важным направлением, как при
проектировании, так и при эксплуатации автомобилей является точная и
достоверная прогнозная оценка основных показателей надежности их деталей. В
курсовой работе рассматриваются вопросы по прогнозированию параметров
среднего и остаточного ресурсов деталей автомобильных двигателей.
Курсовой проект по технической эксплуатации автомобилей ставит своей
целью:
. закрепление и расширение теоретических и практических знаний по организации и технологии ТО и ТР автомобилей;
. развитие у навыков самостоятельной работы со специальной нормативной и научно-технической литературой при разработке технологических процессов ТО, ремонта и оценке надежности автомобилей в условиях
АТП;
Темой данного курсового проекта является разработка технологического
процесса ТО-1 автомобиля ГАЗ-31029. Первая часть проекта посвящена
статистической оценке периодичности работ по ТО-1, что необходимо для
правильной разработки самого технологического процесса (техническое
нормирование труда, выбор технологического оборудования). Вторая часть
посвящена непосредственно разработке технологического процесса ТО-1 данного
автомобиля.
1. КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
И УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-31029
Таблица 1.1
Краткая техническая характеристика автомобиля ГАЗ-31029
|Параметр |Размерность |Значение |
|Масса снаряженного автомобиля |кг |1400 |
|Габаритные размеры: |мм | |
|длина | |4885 |
|ширина | |1800 |
|высота (без нагрузки) | |1476 |
|Число мест для сидения (включая водителя) и |кг |5 и 50 |
|масса перевозимого груза, не более | | |
|Колёсная база |мм |2800 |
|Колея колес: |мм | |
|передних | |1496 |
|задних | |1444 |
|Наименьший дорожный просвет |мм |156 |
|Наименьший радиус поворота по оси следа |м |5,8 |
|внешнего переднего колеса, не более | | |
|Эксплуатационные данные |
|Максимальная скорость с номинальной |км/ч |147 |
|нагрузкой | | |
|Контрольный расход топлива (летом, для |л/100 км | |
|исправного автомобиля, после пробега 5000 | | |
|км, с частичной загрузкой – 2 человека): | | |
|при 90 км/ч | |9,3 |
|при 120 км/ч | |12,9 |
|Выбег автомобиля со скорости 50 км/ч (не |м |500 |
|менее) | | |
Двигатель: модель ЗМЗ-402, 4-х цилиндровый, рядный, карбюраторный,
верхнеклапанный, рабочий объем 2,44 л, степень сжатия 8,2, максимальная
мощность 100 л.с. (73,5 кВт) при 4500 об/мин, максимальный крутящий момент
182 Н(м при 2300 об/мин; Система смазки комбинированная (смазка осуществляется под давлением и
разбрызгиванием с охлаждением масла в радиаторе). Система питания с принудительной подачей топлива бензонасосом
диафрагменного типа. Карбюратор К-151 – двухкамерный, с падающим потоком и
сбалансированной поплавковой камерой. Применяемое топливо – бензины марок
АИ-93 и АИ-95 по ГОСТ 2084-77. Система охлаждения – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией
охлаждающей жидкости центробежным насосом. Система вентиляции картера – закрытая принудительная, действующая за счёт
разряжения во впускной трубе.
Сцепление: сухое, однодисковое с гидравлическим приводом включения.
Коробка передач: механическая, четырёхступенчатая, снабжена
синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Тип управления –
механический.
Передаточные числа передач: первой – 3,5 второй – 2,26 третьей – 1,45
четвертой – 1,00 задний ход – 3,54 Карданная передача: открытая, двухвальная с промежуточной опорой. Каждый
вал имеет по два карданных шарнира с крестовиной на игольчатых подшипниках.
Задний мост: с разъёмным или неразъёмным картером, главная передача
заднего моста коническая, гипоидная. Передаточное число главной передачи
равно 3,9.
Подвеска: передняя – независимая пружинная на поперечных рычагах со
стабилизатором поперечной устойчивости; задняя – зависимая на продольных полуэллиптических рессорах. Подвеска с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего
действия.
Колеса и шины: штампованные дисковые, обод 5ЅJ(14. Шины пневматические
радиальные бескамерные, обозначение 205/70 R14.
Рулевое управление: без усилителя. Рабочая пара – глобоидальный червяк с
трёхгребневым роликом. Передаточное число рулевого механизма – 19,1.
Рулевая колонка с энергопоглощающим элементом и противоугонным устройством.
Тормоза:
Рабочая система: передние и задние тормозные механизмы барабанного типа, с гидравлическим двухконтурным приводом, с главным цилиндром тандемного типа, датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости и регулятором давления в системе задних тормозов.
Стояночная система действует на колодки задних тормозов рабочей системы, привод механический тросовый.
Таблица 1.2.
Заправочные емкости, л
|Топливные бак |55 |
|Система смазки двигателя |6 |
|Система охлаждения двигателя |12 |
|Картер коробки передач: |0,95 |
|Картер заднего моста: | |
|с разъёмным картером |1,2 |
|с не разъёмным картером |1,65 |
|Амортизаторы: | |
|передний |0,14 |
|задний |0,21 |
|Картер рулевого механизма |0,4 |
|Гидравлический привод тормозов |0,6 |
|Гидравлический привод выключения |0,18 |
|сцепления | |
|Бачок омывателя ветрового стекла |2 |
Таблица 1.3
Регулировочные и контрольные данные
|Параметр |Размерност|Значение |
| |ь | |
|Тепловой зазор между клапанами и коромыслами при |мм | |
|20(С: | |0,35-0,40|
|для выпускных клапанов 1-го и 4-го цилиндров | | |
|для остальных клапанов | |0,40-0,45|
|Зазор между электродами свечей зажигания |мм |0,80-0,95|
|Давление масла на прогретом двигателе при частоте|кПа |80 (0,8) |
|вращения коленвала двигателя на холостом ходу |(кгс/см2) | |
|(550-650 об/мин) | | |
|Прогиб ремней привода вентилятора и генератора |мм |8-10 |
|при нажатии с усилием 40 Н (4 кгс) | | |
|Регулируемое напряжение в сети |В |13,4-14,7|
|Нормальная температура охлаждающей жидкости |(С |80-90 |
|Плотность охлаждающей жидкости при 20(С |г/см2 |1,075-1,0|
| | |85 |
|Люфт рулевого колеса, не более |( пов. |10 |
| |рул. | |
| |колеса | |
|Свободный ход педали сцепления |мм |12-28 |
|Полный ход педали сцепления |мм |145-160 |
|Ход вилки выключения сцепления, не менее |мм |14 |
|Минимально допустимая толщина фрикционных |мм |1,0 |
|накладок передних и задних тормозов | | |
|Свободный ход педали тормоза при неработающем |мм |3-5 |
|двигателе | | |
|Максимальный уклон, на котором автомобиль с |% |16 |
|полной нагрузкой удерживается стояночным тормозом| | |
|Давление воздуха в шинах: |кПа | |
|передних | |200-210 |
|задних | |210-220 |
2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СРОКОВ И
СОСТАВА РАБОТ ПО ТО-1 АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-31029
При решении задач технического обслуживания и ремонта автомобилей
большое значение имеет создание нормативной базы: расчет ресурсов деталей,
узлов и агрегатов, определение допустимых отклонений диагностических
параметров, определение трудоемкости работ, расчет потребности в запасных
частях и т.д.
2.1 Исходные данные
Имеем следующие результаты исследования пробега между очередными ТО-1
автомобилей ГАЗ-31029 (см. табл. 2.1 и рис. 2.1).
Таблица 2.1
Пробег между ТО-1 автомобиля ГАЗ-31029
|Пробег между ТО-1, |3700|4100|4500|4900|5300|5700|
|км | | | | | | |
|Частота |3 |5 |11 |15 |13 |7 |
[pic]
Рис. 3(1
Операции по сопутствующему текущему ремонту распределились следующим
образом:
. по двигателю и его системам – 6 технических воздействий,
. по сцеплению – 3,
. по карданной передаче и заднему мосту – 2,
. по рулевому управлению – 4,
. по подвеске – 4,
. по тормозам – 3,
. по электрооборудованию – 2,
. по кузову – 1.
Всего 21 техническое воздействие по 54-м автомобилям.
2.2 Определение закона распределения трудоемкости
ТО-1 при завершенных испытаниях
Завершенные испытания используются в тех случаях, когда ресурс
испытаний сравнительно невелик: обычно при этих испытаниях можно получить
сравнительно большой объем статистики, что повышает точность результатов.
Расчет пробега между ТО-1 производим “вручную”.
2.2.1 Определение среднего значения выборки.
Среднее значение выборки определяется по формуле:
[pic],
где ni – частота; xi – трудоёмкость; n – сумма частот. Тогда [pic]км.
2.2.2 Определение дисперсии.
Если n