Содержание
Содержание 3
Введение 4
1Технологическая часть 6
1.1 Назначение,устройство и работа 6
1.2 Выбор иобоснование способов ремонта 8
1.3 Планопераций 9
1.3.1 Разработка маршрута 11
1.4 Расчет иобоснование режимов обработки и норм времени 11
1.4.1Восстановление с помощью полимерных материалов 11
1.4.2шлифовальная операция 12
1.4.3 Расточнаяоперация 14
2 Экономическаячасть 20
2.1 расчетсебестоимости восстановления детали 20
2.2Экономическая эффективность восстановления детали 22
2.3 Расчетчисла рабочих 22
2.4 Расчетчисла оборудования 23
2.5 Расчетплощади производственного участка 23
3 Техникабезопасности. Охрана труда 24
Приложение
Списоклитературы 30
ВВЕДЕНИЕ
Транспорт являетсяодной из насущных потребностей современного общества, нарядус такими, как пища, одежда и жилище, обеспечивающих жизнедеятельность человека. На автомобильный транспортприходится более 80% общегоколичества перевозимых грузов. В связис разукрупнением предприятий,расширением сети межпроизводственных связей,но уменьшением объемов партий транспортируемых грузов возрастает роль автомобиля как наиболее мобильного и доступного транспортногосредства. Так как автомобили перевозятгрузы, по сравнению с другими видами транспорта, на большие расстояния, тоудельный вес грузооборота автомобильным транспортом в России остается всего 7% от общего грузооборота страны, в то время как в зарубежных странах этот показатель доходитдо 75%.
Развитие автомобильных грузоперевозок вРоссии сдерживается различнымифакторами, в частности, недостаточно развитой сетью автомобильных дорог и ихневысокими эксплуатационными характеристиками.
Тем не менее, автомобильный парк непрерывнорастет и пополняется автотранспортными средствами как отечественного,так и зарубежного производства. Изменение экономических условий развития страны вызывает потребность пересмотра структурыпарка автомобилей, снижение эксплуатационных затрат и придания автомобильному транспорту более высокихпотребительских качеств.
Рациональнаяорганизация перевозок, грамотная эксплуатацияи техническое обслуживание являются определяющими условиямиувеличения срока службы и повышениепроизводительности работы автотранспортных средств.
В системе начального профессиональногообразования предмет ”Техническоеобслуживание автомобилей “ входит в общий курс подготовки квалифицированныхслесарей по ремонту автомобилей. Целью дисциплины являетсяформирование у учащихся системы профессиональных знаний и навыков поэксплуатации и устройству автотранспортных средств.
В процессе изучениядисциплины учащиеся знакомятся с организациейработы грузового и легкового автомобильного транспорта в условиях нового хозяйственногомеханизма. Учебный план специальности “Слесарь по ремонту автомобилей”предусматривает, помимо чтениялекций,
проведениелабораторно-практических занятий ипроизводственной практики на автотранспортных предприятиях.
При изучении дисциплины “Техническоеобслуживание автомобилей” рекомендуетсяособое внимание уделить вопросам технологии транспортного процесса по перевозкегрузов, эффективности использованияавтотранспортных средств, экономии трудовых и материальных ресурсов.
Настоящийучебник имеет целью помочь учащимся профессиональных училищ представить современноесостояние и тенденции развития работы автотранспортных по организации грузоперевозок;эксплуатации, поддержанию технического и состояния и повышению экономичности работы подвижногосостава. В агропромышленном комплексе страны объединено значительное количествоотраслей производства и переработки сельскохозяйственнойпродукции. Будущее коллективных и фермерских хозяйств,организаций мелиоративного строительства и предприятийАПК находится в неразрывной связи с их оснащенностью высокопроизводительнойтехникой. Работоспособность и исправность машин может быть достигнутасвоевременным и качественным выполнением работ по их диагностированию,техническому обслуживанию и ремонту.
Эффективное использование техники осуществляется набазе научно обоснованной планово-предупредительной системы техническогообслуживания и ремонта, позволяющей обеспечить работоспособное и исправное состояние машин. Эта система позволяетповысить производительность труда на основе обеспечениятехнической готовности машин при минимальных затратах на эти цели, улучшитьорганизацию и повысить качество работ по техническому обслуживанию и ремонтумашин, обеспечить их сохранность и продлить срок службы, оптимизироватьструктуру и состав ремонтно-обслуживающей базы и планомерность ее развития, ускорить научно-технический прогресс виспользовании обслуживании и ремонте машин.
1.Технологическая часть
Назначение, устройство и работа детали
Головка блока цилиндров относится к классу корпусных деталей, такие детали, какправило, изготавливаются в видеотливок из каких либо сплавов. Длядвигателя ЯМЗ-238, головку блокацилиндров отливают из серого и специального чугуна.
Корпусные детали предназначены для креплениядеталей агрегата, имеют: отверстия,отверстия дляустановки подшипников, втулок, вкладышей, валов, гильз, штифтов и резьбовыеотверстия длякрепления деталей, плоскости итехнологические плоскости.
Общим конструктивно-технологическимпризнаком для большинства корпусных деталей являетсяналичие плоской поверхности и двух установочных отверстий, используемых вкачестве установочной базы, как при изготовлении, так и при восстановлениидеталей данного класса.
В процессе эксплуатации головкаблока цилиндров подвергаетсяхимическому, тепловому и коррозионному воздействию газов и охлаждающейжидкости, механическим нагрузкам от переменного давлениягазов. Динамическим нагрузкам, вибрации, контактным нагрузкам, влиянию абразивной среды и т.д. для данного класса деталей основными видами износа являются коррозионно-механический и молекулярно-механический, которые характеризуются следующими явлениями — молекулярнымсхватыванием, переносом материала, разрушением возникающих связей, вырыванием частиц и образованием продуктовхимического взаимодействия металла сагрессивными элементами среды.
Основные дефекты головокцилиндров: коробление привалочной плоскости, износ клапанных гнезд, направляющих втулок клапанов и отверстий под втулки,трещины и пробоины, износ или повреждение резьбовых отверстий. Головку блокацилиндров выбраковывают при трещинах, проходящихчерез отверстие шпильки крепленияголовки или через отверстия поднаправляющие втулки, при износеголовки цилиндров по высоте до значения,выходящего за пределыдопустимого.
1.2Выбор и обоснование способов ремонта
Ремонтное производство в настоящее времярасполагает достаточным количеством способов, чтобы восстановить практическилюбую изношенную и поврежденную деталь. Но дляпрактического
использованиянеобходимо выбрать один, применение которого технически возможно и экономическинаиболее целесообразно. Выбор эффективного
способа восстановлениядеталей является важной задачей совершенствования организации ремонтного производства. На выборспособа ремонта (восстановления)деталей оказывает влияние:эксплуатационные (характер дефекта и величина износа); конструктивные(материал,размер, форма, масса детали); технологические( точность обработки, видобработки, точность); производственные( концентрацияи специализация производства,обеспеченность оборудованием); экономические(себестоимость, дефицитностьматериалов, долговечность работы восстановленных деталей).
Выбор способа устранения дефектов производитсяна основе критериев (критерий-признак, на основании которого производится оценка, возможность применения), разработанных В.А.Шадричевым и уточненныхМ.А.Масино.
По критериямприменяемости и долговечности применяютсяспособы ремонта для устранения указанных дефектов, и производится расчет.
Таблица 1 — Выбор способов ремонта
№ дефектов
Наименование дефекта
Способы восстановления
Критерии
применимость
долговечность
технико-экономический
1
трещины в рубашке охлаждения длиной 100мм.
восстановление полимерные материалы
1
0,62
83,8
2
коробление поверхности прилегания к блоку
шлифование
1
0,85
52,0
3
износ отверстий под направляющие втулки клапанов
ремонтируем под ремонтный размер
1
0,85
52,0
1.3 Планопераций
При установке головки дляпроведения над ней ремонтныхопераций базирование происходит по внешним поверхностямголовки.
Таблица2 План операций при подетальноймаршрутной технологии
№ операции
№ перехода
Дефекты Наименование операций и содержание переходов
Установочные базы
1
2
3
4
1
2
1
1
1
2
3
1
1
1
Дефект 1
Трещина рубашки охлаждения
Подготовительная операция
Зачистить под углом 70*
Обезжирить
Подготовка эпоксидной композиции
Слесарная операция
Нанесение эпоксидной композиции
Дефект 2
Коробление поверхности прилегания к блоку
Шлифовальная операция
Шлифовать поверхность прилегания к блоку до устранения коробления
Дефект 3
Износ отверстий под направляющие втулки клапанов
Токарная операция
Растачивание отверстия до 30,0 мм
Тиски
Тиски
Тиски
1.3.1 Разработка маршрута
Маршрут прохождениядетали следующий:
— слесарный участок, заклеивание трещины рубашки охлаждения;
— шлифовальный участок, шлифование поверхности прилеганияк блоку
цилиндров;
— токарный участок. Расточка отверстий под направляющиевтулки
клапанов до ремонтного размера
1.4 Расчет иобоснование режимов обработки и норм
времени
1.4.1Восстановление с помощью полимерных материалов
Применение полимерных материалов при ремонте, посравнению с другими способами позволяетснизить трудоемкость восстановленияна 20…30%, себестоимость ремонта на 15 … 20%, расход материалов на 40…50%. Этообусловлено следующим: не требуетсясложного оборудования, возможностьвосстановления деталей без разборкиагрегатов, отсутствие нагрева детали.
Определяемоперативное время, связанное с выполнением ремонтного воздействия, мин.:
(1)
где яна подготовку трещин-18 мин [3];
я наобезжиривание трещины – 0,2 мин [3];
-площадьпоперечного сечения шва,
g — плотностькомпозиции,1,4
я напредварительное приготовление композиции;
я наокончательное приготовление композиции;
я нанесения композиции на трещину и ее уплотнения,
0,55 мин.;
я наналожение накладок из стеклоткани с прикаткой
роликом,5,4 мин.
1.4.2Шлифовальная операция
1. Определяемосновное время на шлифовальныеработы, мин.;
(2)
где
я,м/мин.;
яподача, мм.;
2. Вспомогательное времяопределяетсяпо формуле:
(3)
где -время на установку и снятиедетали, мин. (зависит от
массы и конфигурации изделия,конструкции
приспособления, характера иточности установки на
станке);
я, связанное с переходами, мин. (время затрачиваемое
рабочим на подвод и отвод режущего инструмента,
включение и выключение станка, подач и скоростей);
я, связанное с замерами детали, мин.
3. Оперативное времяопределяетсяпо формуле:
(4)
где я,мин. (оно может быть: машинным —
машинно-ручным –
я,мин.
4. Дополнительное времяопределяетсяпо формуле:
(5)
где
5. Штучное времяопределяетсяпо формуле:
(6)
где я,мин;
я,мин. (время на обслуживание
рабочего места, отдых и личные надобности).
6. Дополнительное заключительное время определяется по формуле:
(7)
где я,мин;
я,мин.
7. Число деталей в партии определяется поформуле:
(8)
где ящийот серийного производства для
среднесерийного производства
8. Нормируемое времяопределяетсяпо формуле:
(9)
где я,мин;
я,мин;
я,мин;
1.4.3 Расточная операция
Деталь– отверстияпод направляющие втулки клапанов.
Расточкаведется: d=29,5 мм., D=30,0 мм.
Материал– специальный чугун HB 183-235.
Рассчитываемприпуски на обработку, мм.:
(10)
Рассчитываем режим обработки детали:
1.Определяем длину обработки:
(11)
где
яинструмента, 0,5 мм.;
ятие пробнойстружки 2мм.
2.