Федеральное агентство по образованию
Байкальский государственный университет экономики иправа
Кафедра экономики и государственного управления
Специальность «Государственное и муниципальноеуправление»
Курсовая работа
по дисциплине: «Система муниципального управления»
на тему:
«Разработка управленческих решений по эффективнойорганизации местного самоуправления на примере Агинского района»
Иркутск
2009
Оглавление
Введение
Раздел 1. Выбор, характеристика и анализ муниципального образования
1.1 Статус
1.2 Географическое положение
1.3 Состав МО Агинского района
1.4 Численность населения
1.5 Анализ градообразующей сферы
Раздел 2.Стратегический анализ муниципального образования
2.1 Выполнение анализа внешней среды муниципального образования
2.2 Выполнение анализа внутреннейсреды муниципального образования
2.2.1 Инвестиции
2.2.2 Занятость и безработица
2.2.3 SWOT-анализ
Раздел 3.Разработка управленческих решений по эффективной организации местного самоуправления в муниципальном образовании
3.1 Разработка структуры органовМСУ, организационной структуры и штатного расписания администрации МО
3.2 Выработка предложений пооптимальному разграничению полномочий между поселениями и муниципальнымирайонами
3.3 Выработка предложений поорганизации межмуниципального сотрудничества
Заключение
Список литературы
Введение
Муниципальноеуправление – это система управления местными делами на территориимуниципального образования. Оно представляет собой деятельность населения,направленную на решение местных дел, то есть на организацию процессовжизнеобеспечения в границах небольших территориальных образований.
В целом проводимая реформа о местном самоуправлении направлена, с однойстороны, на приближение власти к населению, с другой – на сохранениеэкономической эффективности муниципальных образований.
В данной курсовой работе рассмотрено Муниципального образования Читинскойобласти Агинское муниципальное образование. Сохранение и развитие скачественной средой проживания, полноценным местным сообществом, развитымпромышленным потенциалом и инфраструктурой, обеспечивающей высокий уровеньжизни населения и благоприятные условия для экономической деятельности, — цель данной курсовой работы.
Для достижения этой цели был проведён анализ по следующим направлениям:характеристика муниципального образования, формулировка его миссии и основныхцелей, выполнение анализа внутренней и внешней среды данного муниципальногообразования и выполнение на основе его SWOT-анализа. После этого была разработана структураорганов местного самоуправления, организационная структура и штатное расписаниеадминистрации города Агинское, внесены предложения по организациимежмуниципального сотрудничества.
Раздел 1.Выбор, характеристика ианализ муниципального образования1.1 Статус
Статус муниципального образования (далее МО) «Агинский район»как административно-территориального образования области устанавливается законодательствомРоссийской Федерации и области.
МО «Агинский район» входит в состав Читинской области инаделено Законом области «О статусе и границах муниципальных образованийАгинского района Читинской области» статусом муниципального района садминистративным центром в городе Агинское.
Муниципальное образование «Агинский район» является единымэкономическим, историческим, социальным, административным образованием. Имеетсвою территорию, население, муниципальную собственность, районный бюджет,органы местного самоуправления.
С учетом исторических традиций муниципального района День муниципальногообразования «Агинский район» отмечается 27 сентября.1.2 Географическое положение
Агинский район расположен в Восточной Сибири, на юго-востоке Забайкалья.Площадь территории 19,6 тыс.кв.м. Численность населения – 75,1 тыс.чел., изкоторых 62,5 % — буряты, 35,1 % — русские, 2,4% -представители другихнациональностей. 62,6 % населения округа проживает в сельской местности,– 37,4% — в городской местности. Средняя плотность населения – 3,8 чел./кв.км.
Территория района расположена в пределах низкого-среднегорного рельефа.
Основной чертой климата является его резкая континентальность. Зимапродолжительная – с конца октября до конца марта- начала апреля. Для весныхарактерно развитие зональной циркуляции, усиление скорости ветра и возвратамихолодов. Летом усиливается циклонная деятельность самым теплым месяцем являетсяиюль.
Водные ресурсы округа представлены сетью крупных и мелких рек, многочисленнымиозерами и минеральными источниками. В основном все реки относятся к Амурскомубассейну, небольшая часть образует бессточную область. Многие реки являютсяпритоками крупных рек Читинской области.
1.3 Состав МО Агинского района
В состав Агинского района входит 3 пгт:Агинское- районный центр, пгт. Новоорловский, пгт. Орловский; 12 сельскихпоселений./>/>
1.4 Численность населения
Численность постоянного населения округа, по оценке, на 1 апреля 2009г.составила 77,5 тыс. человек. В январе-марте родилось 394 человека, на 1,0%больше, чем в соответствующем периоде 2008г. Учтены 211 умерших, на 1,1%меньше, чем в соответствующем периоде 2008г. Естественный прирост населенияувеличился на 10 человек и составил 183 человека. Младенческая смертностьосталась на уровне соответствующего периода прошлого года, на первом году жизниумерло 2 детей. На территорию округа в январе-марте 2009г. прибыло 511 человек,выбыло 591 человек. Миграционный отток составил 80 человек. В органах ЗАГСаоформлено 140 браков и 82 развода. По сравнению с 1 кварталом 2008 г. количество заключенных браков уменьшилось на 9 браков, расторгнутых – на 5 браков. На 1000юридически оформленных браков приходилось 586 разводов (в 2008 г. – 584 развода).
1.5 Анализ градообразующей сферы
Промышленность.Горнодобывающая промышленность специализируется на добыче и переработкевольфрама и тантала, каменного угля. Объём отгруженной продукции в 2006годусоставил: • по добыче полезных ископаемых -204,6 млн.руб., индекс объёмапродукции – 169,2 % к предыдущему году; • по обрабатывающим производствам –110,7 млн.руб., индекс объёма продукции – 97,3 % к предыдущему году; • попроизводству и распределению электроэнергии, газа и воды – 310,3 млн.руб.,индекс объёма продукции – 113,4 % к предыдущему году;
Впромышленности заняты 13,5 % работников от общего числа занятых в экономике. Поофициальной статистике за 9 месяцев 2006года объем отгруженных товаровсобственного производства, выполненных работ и услуг собственными силамисоставил: в добыче полезных ископаемых – 134,63 млн. рублей (вырос в 6,2 разапо сравнению с АППГ), в обрабатывающем производстве – 79,7 млн. рублей (124,1 %к АППГ), в производстве и распределению электроэнергии, газа и воды – 202,6млн. рублей (203,8 % к АППГ).
ЗАО«Новоорловский ГОК» в текущем году добыл и переработал 343975 т. рудыс содержанием 0,2 % WO3, предприятием выпущено 31 т. концентрата WO3.Численность работающих на комбинате составила 600 человек, средняя заработнаяплата составила 6000 рублей.
Помимо«Новоорловского ГОКа» добычей вольфрамового концентрата с 2006 годазанимается ЗАО «Восток», которое смонтировало оборудование изапустило в работу обогатительную фабрику на Барун – Шивеинском месторождении.Численность работающих составляет 50 человек. Добыто 3500 тонн товарной руды.
ОАО«Урейский угольный разрез» добыл около 30 тыс. тонн угля. Объемыдобычи разреза по сравнению с прошлым годом увеличились на 118 %. Квота надобычу 2006 года составляла 30 тыс. тонн. Среднесписочное число работниковпредприятия составляет 74 человека. Средняя заработная плата составляет 6500руб. Строительная бригада организации построила и сдала в эксплуатацию Домкультуры в с. Красноярово.
СПКирзавод в 2006году из глины Булуктуйского месторождения выпустил 4,32 млн. шт.условного кирпича (увеличение на 135%) в денежном выражении 19,44 млн. рублей.Для обеспечения сырьем проведена вскрыша и добыча глины в объеме 86 тыс.м3. НаАргалейском месторождении глины проведена добыча и буртовка глины для сезона2007 года.
ОАО«Деревообрабатывающий комбинат-75» начало производство мебельногощита. Предприятие организовало полный цикл производства от заготовки леса дореализации продукции. На самом комбинате работает 36 человек, помимо которыхработы ведут и бригады по лесозаготовке. За 11 месяцев т.г. переработано свыше1,5 тыс. м3 круглого леса, изготовлено 50 м3 мебельного щита. В настоящее время оплачен, изготовлен и отгружен из Италии сушильный комплекс, прибытие которогов г. Читу ожидается 20-22 декабря.
ООО«Агинская торгово-промышленная компания» в 2006году наладила выпускпродукции в упаковках 0,6л. В литровых бутылках минеральной воды выпущено 395тыс. бутылок, холодного чая и газнапитков – порядка 500 тыс., в 0,6 л – свыше 16 тыс. бутылок.
Натерритории района силами ФГУГП «Читагеологоразведка» проведеныпрогнозно–поисковые работы на сурьму на Боржигантайской площади. Работывыполнены на площади 320 квадратных километров. Проведены топографическиеработы. Также на стадии завершения комплекс геофизических работ. Ведутся горныеработы. По результатам работ выделены 3 перспективных участка на рудопроявлениесурьмы. Прогнозные ресурсы на площади 15 кв. км, на участке Нуринскийсоставляют 25 тыс. т., данные по другим участкам находятся на стадиилабораторных исследований.
Такжесилами данного предприятия проводятся прогнозно–поисковые работы на россыпноезолото в междуречье рек Онон – Ингода. Ведутся буровые работы в Агинскомрайоне. Предварительно подсчитаны ресурсы по категории Р2+Р1 в районе рекиЦаган Челутай в сумме 520кг. россыпного золота.
Засчет средств федерального и окружного бюджетов введена в эксплуатациюавтодорога Агинское – Дульдурга, протяженностью 86 км, на финансирование которой в 2006 году было направлено 300 млн. рублей из федерального бюджета,из окружного – 320 млн. рублей, выполнены работы на 58 км автодороги. Общая стоимость автодороги с 2000 по 2006 год составила 904 млн. рублей.
Поавтодороге Агинское – Нижний Цасучей ведется активная работа по подготовкепроектно-сметной документации для проведения работ в 2007 году. Итого за11месяцев текущего года дорожными организациями округа освоено на ремонт исодержание территориальных автодорог: — Агинский ДЭУ – 3,953 млн. рублей (в 2005 г – 3,24 млн. рублей), — Дульдургинский ДЭУ – 3,8 млн. рублей (в 2005 г – 6,9 млн. рублей), — Могойтуйский ДЭУ – 9,3 млн. рублей (в 2005 г – 9,4 млн. рублей). На участок федеральной трассы Чита – Забайкальск, проходящий по территорииокруга, профинансировано всего 5,2 млн. рублей по Агинскому ДЭУ (в 2005 году –4,6 млн. рублей) и 14 млн. рублей по Могойтуйскому ДЭУ (в 2005 г – 5 млн. рублей).
Автотранспортнымиорганизациями округа за 10 месяцев текущего года перевезено пассажиров 582тыс., что на 112,6 % выше прошлого года.
ГУП«Окрэнергоюрсервис» проведен ремонт и замена внутреннейэлектроосветительной сети на 15 объектах ЖКХ и социальной сферы на суммупорядка 6 млн. рублей. Подготовлены проектно-сметные документации на ремонт истроительство электропроводки на 31 объект, работы по которым планируются в2007году. Контрольно-измерительные работы проведены на 130 объектах всех формсобственности. Идет к завершению строительство подстанции «Агинская»110/35/10 кВ с заходами ВЛ 110/35/10 кВ. Все необходимое оборудование оплаченои отгружено изготовителями, идет монтаж и наладка имеющегося оборудования.Произведен набор персонала для работы на новой подстанции, утверждена программаобучения и подготовки кадров.
/>Сельское хозяйство.Отрасль народного хозяйства, состоящая из отраслей растениеводства иживотноводства и обеспечивающая население Агинского района основными продуктамипитания. В 2006г. на территории района функционировало 31 сельскохозяйственноепредприятие, 236 крестьянских фермерских хозяйств и 19,7 тыс. личных подсобныххозяйств населения. По состоянию на 01.06.2007г. в хозяйствах всех формсобственности насчитывалось 92,6 тыс. голов крупного рогатого скота, 253,4 тыс.голов овец и коз, 13,4 тыс. голов лошадей, 13,5 тыс. голов свиней. Производствомяса в 2006году в сравнении с предыдущим увеличилось на 3,7 %, молока на 5,9 %,шерсти на 0,8 %. В 2006г. посевная площадь составила 29,6 тыс. га. Подзерновыми культурами занято 79,7 % всей посевной площади. За 2006г. валоваяпродукция сельского хозяйства составила 1381,3 млн. рублей. В т.ч.растениеводство 207,5 млн. рублей, животноводство 1173,8 млн. рублей. Аграрныйсектор является крупнейшей отраслью экономики Агинского района. Удельный веспродукции сельского хозяйства в валовом региональном продукте составляет 25%.Функционируют 31 коллективное хозяйство, 236 крестьянско-фермерских хозяйств.Администрация района основное внимание уделяла на реализацию окружной целевойпрограммы «Поддержка и развитие агропромышленного комплекса района на2006-2008гг.» и приоритетного национального проекта «Развитие АПК».При финансовой поддержке с бюджета района сельскохозяйственныетоваропроизводители поправляют финансово-экономическое состояние. С учетомдотаций и субсидий из федерального и регионального бюджетов по итогам 2006 года(предварительно) 24 хозяйства (75%) год завершают с прибылью.
Объемфинансирования из бюджета района ежегодно возрастает, к примеру: в 2001году –29 млн.руб., 2002г. – 59 млн.руб., 2003г. – 89,8 млн.руб., 2004г. – 105млн.руб., 2005г. – 123,4 млн.руб., 2006г. – 254,3 млн.руб. Положительнаядинамика роста сельскохозяйственных животных, достигнутая в прошлые годы,сохранена и в текущем году. Так, в сельскохозяйственных предприятиях районарост поголовья крупного рогатого скота составил 108%, в т.ч. маточногопоголовья 111%, овец – 102%, в т.ч. маточного поголовья – 105%, лошадей – 103%.
Врамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»производство мяса за 2006 год увеличилось на 5%, молока – на 3% к уровню 2005года. Построены 46 жилых домов для молодых семей и молодых специалистов,проживающих и работающих в сельской местности. Открыты дополнительные офисыЧитинского филиала ОАО «Россельхозбанк» в г.Агинское и пгт.Могойтуй.На 1 января 2007 года выданы 338 кредитов для личного подсобного хозяйства икрестьянско-фермерских хозяйств на 85 млн.рублей.
Большоевнимание уделяется селекционно-племенной работе – основе развитияживотноводства. В районе 10 хозяйств имеют федеральные и региональные лицензиина ведение племенного дела. В скотоводстве принято два направления:мясо-молочное симментальской породы и мясное казахской белоголовой породы; вовцеводстве – разведение забайкальской тонкорунной и полугрубошерстной пород.Большим событием в жизни района стало празднование 50-летия созданиязабайкальской тонкорунной породы овец.
Дляобновления машинно-тракторного парка и укрепления материально-технической базыприобретены комбайны, трактора разных модификаций, автомашины, сельхозмашины иоборудования.
Большоевнимание уделено переработке сельскохозяйственной продукции. ГУП «МясокомбинатАгинский» выпускает 17 видов колбас, 16 видов консервов, продуктынациональной бурятской кухни, 65 наименований полуфабрикатов.
Важноезначение придается семеноводству и укреплению кормовой базы. С учетом зонырискованного земледелия, природно-климатических условий, бонитета почвыопределена специализация зернового и кормового полеводства.
муниципальный инвестиция штатный расписание
Раздел 2. Стратегический анализмуниципального образования/>/>/>2.1 Выполнение анализа внешней среды муниципального образования
Анализ внешней среды представляет собой анализ макросредымуниципального образования. Макросреда включает экономические, социальные, политические,технологические, экологические, управленческие и прочие факторы внешней среды.Эти факторы действуют в глобальном и национальном масштабе и оказываютсущественное долгосрочное воздействие на условия жизни и деятельности на территориях.
Сфера промышленности. Индекс промышленного производства по сравнению ссоответствующим периодом прошлого года составил 63,7%, в том числе по видудеятельности «добыча полезных ископаемых» — 233%, «обрабатывающиепроизводства» — 25%, «производство и распределение электроэнергии,газа и воды» — 67,3%. Организациями, осуществляющими добычу полезныхископаемых, в январе-марте 2009г. произведено 24,4 тыс. куб. м. нерудныхстроительных материалов (в 2,5 раза больше, чем в январе-марте 2008 года).Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственнымисилами работ и услуг добывающих производств, составил 26,1 млн. рублей (163,8%к соответствующему периоду прошлого года). Увеличился выпуск отдельных видовпродукции обрабатывающих производств: консервов мясных (в 4,5 раза), мясныхполуфабрикатов (в 2,1 раза). Отгружено товаров собственного производства,выполнено собственными силами работ и услуг обрабатывающих производств на 22,4млн. рублей (146,2% к уровню января-марта 2008г.) Организациями,осуществляющими производство и распределение электроэнергии, газа и воды,выработано 75,4 тыс. Гкал. теплоэнергии (67,3% к уровню прошлого года). Объемотгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услугсобственными силами составил 113,8 млн. рублей – на 6,6% больше, чем вянваре-марте 2008 года.
Сфера сельского хозяйства. Объем продукции сельского хозяйствав январе-марте 2009г. в действующих ценах, по расчетам, составил 205,6 млн.руб., или 100,4% к уровню 2008г. На долю хозяйств населения приходилось 74,7%объема произведенной продукции, сельхозорганизаций — 22,6%, крестьянских(фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей – 2,7%.Поголовьекрупного рогатого скота на 1 апреля 2009г. в хозяйствах всех категорий (включаяподсобные хозяйства, не состоящие на самостоятельном балансе), по расчетам,насчитывало 99,9 тыс. голов (101,5% к соответствующему периоду 2008 года), изнего коров – 37,0 тыс.голов (103,6%); свиней – 15,8 тыс. голов (89,9%); овец икоз – 236,5 тыс. голов (94,1% к соответствующему периоду 2008года). Всемисельскохозяйственными производителями произведено 1,4 тыс. тонн мяса скота иптицы на убой в живом весе, 7,0 тыс. тонн молока. На долю хозяйств населения,крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в общемобъеме производства мяса приходится 58,5%, молока — 99,7%. Всельскохозяйственных организациях на 1 апреля 2009 г. насчитывалось 14,0 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 5,3 тыс. голов коров; 0,3тыс. голов свиней, 160,7 тыс. голов овец и коз. По сравнению с соответствующимпериодом прошлого года производство скота и птицы на убой (в живом весе) уменьшилосьна 6,6%, молока – уменьшилось на 19,2% и составило 583 и 21 тоннусоответственно.
Строительство. Объем работ, выполненных по видудеятельности «строительство», в январе-марте 2009г. составил 68,5млн. рублей, или 13,0% к уровню января-марта 2008года. Предприятиями иорганизациями всех форм собственности, а также населением построено 122 жилыхдома общей площадью 7,8 тыс.кв. метров (59,2% к уровню января-марта 2008 г.). Населением за свой счет и с помощью кредитов построено и введено жилья общей площадью 4,6тыс.кв. метров (59,0% от общего объема введенного жилья в округе).
Сфера транспорта. Автомобильным транспортом перевезено174,9 тыс. тонн грузов, что составило 88,6% к январю-марту 2008г. Грузообороттранспорта составил 11,6 млн. тонно-километров. На автомобильных дорогах иулицах населенных пунктов произошло 13 дорожно-транспортных происшествий (в2008г. — 23 происшествия), в которых погибли 5 человек, 9 получили ранения. Повине водителей транспортных средств произошло 84,6% всех дорожно-транспортныхпроисшествий, из них 7,7% — по вине водителей, находившихся за рулем всостоянии алкогольного опьянения.
Сфера торговли. Оборот розничной торговли вянваре-марте 2009 г. составил 916,0 млн.рублей, на 1,8 % больше, чем всоответствующем периоде прошлого года. В марте 2009г. оборот розничной торговлина 95,8 % формировался торгующими организациями и индивидуальнымипредпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (внерынка), и на 4,2 % — за счет продажи товаров на вещевых, смешанных ипродовольственных рынках. Продовольственных товаров продано на сумму 439,0 млн.рублей,на 1,1 % больше, чем в соответствующем периоде 2008г., непродовольственных — на476,8 млн. рублей что, на 2,3 % больше, чем в соответствующем периоде 2008г. Вструктуре оборота розничной торговли преобладали непродовольственные товары.Оборот общественного питания в январе-марте 2009г. составил 108,0 млн. руб, или87,6 % (в сопоставимых ценах) к соответствующему периоду 2008года. Платныеуслуги населению. Населению округа оказано платных услуг на сумму 141,2 млн.руб., на 20,8% больше, чем в I квартале 2008 года. Увеличился объемветеринарных услуг (на 32,9%), услуг правового характера (в 11,7 раза), транспортныхуслуг (на 20,2%), бытовые услуги (на 28,2%).Финансы В январе – феврале 2009г.сложился отрицательный финансовый результат организаций (без банков, страховыхи бюджетных организаций и организаций, осуществляющих деятельность в сельскомхозяйстве) в размере 128,7 млн. рублей в действующих ценах (9 организацийполучили прибыль в размере 0,7 млн. рублей, 16 – имели убыток в размере 129,4млн. рублей). Кредиторская задолженность на конец февраля 2009г. составила506,6 млн. рублей, из нее просроченная – 39,0 млн. рублей, или 7,7% от общейсуммы кредиторской задолженности (на конец февраля 2008 г. – 12,4%). Дебиторская задолженность определилась в сумме 600,1 млн. рублей, из неепросроченная — 18,0 млн. рублей, или 3,0% (6,2%). Цены и тарифы. Индекспотребительских цен на товары и платные услуги населению в марте 2009 года поотношению к декабрю 2008 года составил 105,1%, в том числе на продовольственныетовары – 104,7%, непродовольственные товары – 105,1%, платные услуги населению– 105,6%. В группе продовольственных товаров значительно выросли цены на сахар- на 18,0%, творог — на 19,5%, овощи — на 17,1%, фрукты и цитрусовые — на13,3%, мясо — на 6,4%, алкогольные напитки — на 5,3%, мясо птицы — на 6,0%,рыбопродукты — на 4,2%.Дешевле, чем в декабре, продавалось масло подсолнечное(на 9,3%). Повышение цен в группе непродовольственных товаров наблюдалось наткани (на 7,8%), одежду (на 6,2%), моющие и чистящие средства (на 7,4%),табачные изделия (на 7%), медикаменты (на 16%). Снижение цен в сравнении сдекабрем прошлого года наблюдается на бензин автомобильный (на 10,9%), топливо(на 9,8%). Прирост цен и тарифов на платные услуги, предоставляемые населению,в марте 2009 года составил 5,6%. Значительно подорожали услуги телеграфнойсвязи (на 25 %), газоснабжение (на 13,5%), услуги по снабжению электроэнергией(на 15,2%). Тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства возросли на 11,9%,в том числе на жилищные (на 5,9%), коммунальные услуги (на 15%). Индекс ценпроизводителей промышленных товаров в марте к декабрю 2008 г. составил 107 %. Стоимость минимального набора продуктов питания в Забайкальском краесоставила 2369,30 рубля, в среднем по Сибирскому федеральному округу сложиласьв сумме 2224,09 рубля, по России — 2204,05 рубля.
/>2.2 Выполнение анализа внутренней средымуниципального образования
Анализ внутренней среды представляет собой метод анализа, которыйвыявляет сильные и слабые стороны муниципального образования, а такжевозможности и угрозы со стороны внешней среды. Он предназначен для дальнейшегоопределения конкурентной позиции муниципального образования и выявлениястратегических направлений его развития.2.2.1 Инвестиции
Инвестиции. В 2008г. произошло значительноеувеличение объёмов инвестиций в основной капитал и составил 3208,0 млн.руб.(рост на 67,8%). На сооружение объектов социальной сферы в 2008г. былонаправлено 1207,6 млн. рублей из средств бюджета района. Инвестиции изфедерального и окружного бюджетов концентрируются в основном на строительствеобъектов государственной собственности. Одним из основных стратегическихнаправлений в районе является реализация федеральных и окружных целевыхпрограмм.
Строительство. Строительный комплекс региона представлен 40-ка подряднымиорганизациями и частными предпринимателями. Переход на конкурсное размещениестроительных подрядов привлекает и мощные строительные организации из другихрегионов.
В 2008г. объем работ, выполненных по договорам строительного подряда в районесоставил 1493 млн. рублей (в 2005 г.- 1250,8 млн.руб., в 2004 г.- 898,0 млн.рублей). Последние годы характеризуются ростом интересов инвесторов к созданиюпредприятий и производств, специализирующихся на выпуске строительныхматериалов. В частности, на территории района имеются значительные объемы такихвидов строительного сырья как глина, песок, известняк, гравий,строительно-декоративные камни, базальт, лес и др. Наличие железной дороги,проходящей через территорию района, а также резко растущие объемы капитальногостроительства в округе и соседних регионах позволяют создавать предприятия,ориентированные на удовлетворение межрегиональных потребностей.2.2.2 Занятость и безработица
В феврале 2009г. численность работников по полному кругу организацийсоставила 20,7 тыс. человек. Из них 16,9 тыс. человек — штатные работникиорганизаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. Численностьнезанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органахгосударственной службы занятости, на конец марта 2009г. составила 1954человека, из них имели статус безработного 1875 человек. Пособие по безработиценазначено 1744 безработным.
Уровень жизни населения. Величина прожиточного минимума. ПостановлениемПравительства Забайкальского края величина прожиточного минимума вЗабайкальском крае в среднем на душу населения в I квартале 2009 годаустановлена в размере 4971,22 рубля, в том числе для трудоспособного населения– 5325,28, пенсионеров – 3824,59, детей – 4710,05 рубля. Начисленнаяноминальная средняя заработная плата (без выплат социального характера), пооценке, в расчете на одного работающего в январе-феврале 2009 г. увеличилась на 7,2% и составила 10357,8 рубля. Реальный ее размер, с учетом индексапотребительских цен, составил 94,9%. Просроченная задолженность по заработнойплате по кругу обследуемых видов экономической деятельности на 1 апреля 2009г.составила 10502 тыс. рублей, причиной которой является отсутствие собственныхсредств организаций. На организации Агинского района приходится 72,6%просроченной заработной платы, 18,1% — организации Могойтуйского района и наорганизации Дульдургинского района – 9,3%. Структура задолженности ворганизациях по видам экономической деятельности: 58,8% — добыча полезныхископаемых, 22,2% — сельское хозяйство, 1,4% — обработка древесины ипроизводство изделий из дерева, 7,5% — строительство, 6,6% — производствопрочих неметаллических минеральных продуктов, 1,7% — производство ираспределение электроэнергии, газа и воды, 1,8% — транспорт и связь Численностьработников, перед которыми имеется задолженность по заработной плате, составила1199 человек. В среднем на одного работника не выплачено 8758,9 руб. Среднийразмер пенсии составил 4353,1 руб.2.2.3 SWOT-анализ
Экономическое положение Агинского района определяется как ресурсами развитияи благоприятными возможностями, так и наличием неблагоприятных тенденций иявлений.Сильные стороны Возможности стабильная работа основных предприятий развитие МО активное участие населения развитие социальной инфраструктуры Слабые стороны Угрозы высокая степень физического износа инженерных коммуникаций рост дисбаланса отраслей экономики загрязнение атмосферного воздуха угроза экологической катастрофы, снижение инвестиционной привлекательности
/>/>/>/>Раздел 3. Разработкауправленческих решений по эффективной организации местного самоуправления вмуниципальном образовании
Основныевопросы местного значения Слюдянского района.
1.В соответствии с Федеральным законом к вопросам местного значения Агинского районаотносятся:
· формирование,утверждение, исполнение, осуществление контроля за исполнением районногобюджета;
· установление,изменение и отмена местных налогов и сборов Агинского района;
· организация вграницах Агинского района электро и (или) газоснабжения поселений;
· содержание истроительство автомобильных дорог общего пользования между населеннымипунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границнаселенных пунктов в границах Агинского района, за исключением автомобильныхдорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооруженийфедерального и регионального значения;
· создание условийдля предоставления транспортных услуг населению и организация транспортногообслуживания населения между поселениями в границах Агинского района;
· организацияохраны общественного порядка на территории Агинского района муниципальноймилицией;
· организациямероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
· организация ипредоставления образования.
· организацияоказания на территории Агинского района скорой медицинской помощи.
· опека ипопечительство;
· организацияутилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
· выравниваниеуровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав Агинского района,за счет средств районного бюджета в порядке, определенном федеральнымизаконами, законами области и нормативными правовыми актами органов местногосамоуправления;/>/>/>3.1 Разработка структуры органов МСУ, организационной структуры иштатного расписания администрации МО
Деятельность власти Агинского района, ее структура, порядокформирования и основные принципы регулируются Конституцией РФ, ЗаконамиЧитинской области «О местном самоуправлении в Читинской области», атакже принятым Уставом Агинского района.
Структуру органов местного самоуправления составляют:
1) Мэр муниципального образования «Агинский район».
2) Дума муниципального образования «Агински район»,(районная Дума).
3) Администрация муниципального образования «Агинскирайон», (администрация района);
4) Контрольный орган муниципального образования «Агинскийрайон», (Контрольно-счетная палата района.).
1. Мэр района.
Мэр района является высшим должностным лицом Агинскогорайона, возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления натерритории муниципального района, осуществляет представительские,организационно-распорядительные функции.
Мэр района избирается (считаю, что именно население должновыбирать мэра района, а не комиссия) населением Агинского района намуниципальных выборах сроком на пять лет.
Мэр района возглавляет администрацию района.
Мэр района подконтролен и подотчетен населению и районнойДуме.
Основные полномочия мэра района:
Мэр района как глава муниципального образования:
· представляетАгинский район в отношениях с органами местного самоуправления другихмуниципальных образований, органами государственной власти, гражданами,организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями,без доверенности действует от имени муниципального района;
· издает в пределахсвоих полномочий правовые акты;
· вправе требоватьсозыва внеочередного заседания районной Думы;
· реализует правозаконодательной инициативы в Законодательном собрании области;
· в случаях,угрожающих безопасности и здоровью жителей Агинского района, нормальномуфункционированию систем жизнеобеспечения района, поддержанию правопорядка,принимает необходимые законные меры по предупреждению обстоятельств,способствующих этому, или ликвидации их последствий с незамедлительнымуведомлением органов и организаций, в компетенцию которых входит решение данныхвопросов;
· вправе приниматьучастие в работе районной Думы с правом совещательного голоса;
· обладает правомвнесения в районную Думу проектов решений, в том числе об изменениях идополнениях в Устав района;
· подписывает иобнародует нормативные правовые акты, принятые районной Думой, организуетисполнение и контроль за ходом их исполнения; имеет право отклонить принятыйДумой нормативный правовой акт.
· осуществляетмеждународные и внешнеэкономические связи в соответствии с федеральнымизаконами;
Мэр района как глава администрации района:
· руководитдеятельностью администрации района, организует и обеспечивает исполнениеполномочий администрации района по решению вопросов местного значения;организует и обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий,переданных администрации района федеральными законами и законами области;
· в пределах своейкомпетенции осуществляет имущественные права и обязанности от имениадминистрации Агинского района, выступает в суде без доверенности от имениадминистрации района;
· представляет администрациюрайона в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальныхобразований, органами государственной власти, гражданами и организациями;
· утверждаетположения об органах администрации района, не наделенных правами юридическоголица;
· организует приемграждан;
· разрабатываетструктуру администрации района и представляет ее на утверждение районной Думе;
· утверждает штатыадминистрации района в соответствии со структурой, утвержденной районной Думой,осуществляет функции работодателя по отношению к работникам администрациирайона;
· представляет врайонную Думу проект районного бюджета и отчет о его исполнении; в соответствиис решениями районной Думы распоряжается средствами районного бюджета, заисключением средств, предусмотренных на обеспечение деятельности районной Думы;
· представляет наутверждение районной Думы планы и программы развития муниципального района иотчеты об их исполнении;
В период временного отсутствия мэра района обязанности главыадминистрации района исполняет первый заместитель главы администрации района(по экономике и финансам).
2. Районная Дума.
Районная Дума состоит из 15 депутатов, избираемых населениеммуниципального района на муниципальных выборах сроком на 5 лет.
Районная Дума осуществляет полномочия в коллегиальномпорядке.
Районная Дума правомочна, если в ее состав избрано не менеечем 2/3.
Председатель районной Думы осуществляет свои полномочия напостоянной основе.
Председатель районной Думы распоряжается денежнымисредствами, предусмотренными в районном бюджете на осуществление деятельностирайонной Думы, открывает и закрывает лицевой счет районной Думы;
Основные полномочия районной Думы:
· принятие Уставамуниципального образования «Агинский район» и внесение в негоизменений и дополнений;
· утверждениерайонного бюджета по представлению мэра района и отчета о его исполнении;
· установление,изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о налогах и сборах;
· определениепорядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальныхпредприятий и учреждений;
· определениепорядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальныхпредприятий и учреждений;
· определениепорядка участия Агинского района в организациях межмуниципальногосотрудничества;
· определениепорядка материально-технического и организационного обеспечения деятельностиорганов местного самоуправления;
· контроль заисполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местногосамоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
3. Администрация района.
Администрация района является постоянно действующим органомрайонного самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительныефункции. Администрация района наделяется полномочиями по решению вопросовместного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственныхполномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами изаконами области.
Структура администрации МО.
/>
Руководство администрацией района осуществляет мэр района напринципах единоначалия.
Администрация района подконтрольна в своей деятельностирайонной Думе в пределах полномочий последней.
К основным полномочиям администрации района относятся:
· обеспечениеисполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросовместного значения в интересах населения Агинского района;
· формирование,исполнение районного бюджета;
· управление ираспоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке,определенном районной Думой;
· разработкапроектов планов и программ социально-экономического развития Агинского района;
· организационное иматериально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальныхвыборов, местного референдума, голосования по отзыву мэра района, депутатарайонной Думы, голосования по вопросам изменения границ муниципального района,преобразования муниципального района;
· осуществлениемеждународных и внешнеэкономических связей в соответствии с законодательством;
· осуществлениеуправления муниципальными предприятиями и учреждениями, назначение иосвобождение от должности руководителей.
· формирование иразмещение муниципального заказа;
· установлениеразмера платы за дополнительные образовательные услуги в муниципальныхобразовательных учреждениях, размера платы на питание детей в муниципальныхдошкольных образовательных учреждениях, а также платы за обучение вмуниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей впорядке, определяемом районной Думой;
Для обеспечения участия общественности, а также учета мненияорганов государственной власти и местного самоуправления, организаций прирешении вопросов местного значения при администрации района могут создаватьсякоординационные и иные советы и комиссии, являющиесяконсультативно-совещательными органами, не наделенными властными полномочиями ине входящими в структуру администрации района.
Штатное расписание администрации МО.№ Наименование должности
Шт.
Ед. мин./мак. уровень з/п. 1 Глава МО 1 30000-50000 2 заместитель главы по управлению социально-культурной сферой 2 16000-25000 3 заместитель главы по экономике и финансам 2 20000-30000 4 специалист по охране труда 1 13000-18000 5 специалист по опеке и попечительству 1 15000-20000 6 специалист по МОБ, ГО ЧС 2 11000-14000 7 Специалист по ЖКХ, транспортным, архитектурно-строительным вопросам 2 15000-20000 Итого:
4. Контрольно-счетная палата района
Контрольно-счетнаяпалата района создается районной Думой и осуществляет свою деятельность наосновании Положения о Контрольно-счетной палате района, принимаемого районнойДумой.
5. Избирательная комиссия
Избирательнаякомиссия района состоит из девяти членов комиссии с правом решающего голоса.
Порядокформирования и деятельности Избирательной комиссии района, компетенция и срокполномочий, статус членов комиссии устанавливаются федеральными законами изаконами области.
/>/>/>/>/>3.2 Выработка предложений по оптимальномуразграничению полномочий между поселениями и муниципальными районами
Согласно статье 15 ФЗ № 131-ФЗ, органыместного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципальногорайона, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправлениямуниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий засчет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципальногорайона. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключатьсоглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих всостав муниципального района, о передаче им осуществления части своихполномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального районав бюджеты соответствующих поселений. Указанные соглашения должны заключаться наопределенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядокпрекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодногообъема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, атакже предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Предложенияпо распределению полномочий между муниципальным районом и поселением по вопросу местногозначения «Созданиеусловий для массового отдыха жителей МО и организация обустройства местмассового отдыха населения».№ п/п Полномочие Остается в МО Передается поселению Размер субвенции, руб. 1 Сбор, анализ и документальное оформление данных о численности, потребностях населения в массовом отдыхе ü 12000 2 Разработка и принятие Программы «Обустройство мест массового отдыха на 2008-2012 годы» ü 4 Расчет объема финансирования, необходимого для обустройства массового отдыха населения ü 5 Разработка и принятие НПА об организации мест массового отдыха ü 10000 6 Разработка и принятие Постановления мэра о схемах и механизмах привлечения бюджетных и внебюджетных ресурсов для реализации программы ü 7 Опубликование программ, планов в местных печатных СМИ, информирование населения поселения о том, как создаются условия массового отдыха населения ü 8000 />/>/>/>/>3.3 Выработка предложений по организациимежмуниципального сотрудничества
Сотрудничество Агинского района с иными муниципальнымиобразованиями осуществляется в целях организации взаимодействия органовместного самоуправления муниципального района с органами местногосамоуправления иных муниципальных образований, обмена опытом в областиорганизации и осуществления местного самоуправления, решения вопросов местногозначения.
2. Агинский район участвует в межмуниципальном сотрудничествев следующих формах:
1) путем участия в создании и деятельности Советамуниципальных образований области в соответствии с законодательством;
2) посредством учреждения органами местного самоуправления Агинскогорайона и органами местного самоуправления иных муниципальных образованиймежмуниципальных хозяйственных обществ в целях совместного решения вопросовместного значения в соответствии с законодательством;
3) в иных формах, не противоречащих законодательству.
3. Порядок участия Агинского района в межмуниципальномсотрудничестве определяется районной Думой в соответствии с законодательством.
Органы местного самоуправления Агинского района вправеосуществлять международные и внешнеэкономические связи в соответствии сфедеральными законами.
Для осуществления управления совета муниципальных образованийбыл специально создан орган «Читинская региональная комиссия».
1. Порядок создания региональнойкомиссии.
Комиссия создается путем образования группы, члены которойсостоят из глав МО, во главе с председателем комиссии.
Председателем комиссии является глава Читинской области,который несет ответственность непосредственно перед президентом.
Создания комиссии несет законный характер.
2. Цели и задачи.
1. Комиссия создается дляосуществляется управлением совета муниципальных образований в целях:
· объединенияфинансовых средств, материальных и иных ресурсов муниципальных образований для совместногорешения вопросов местного значения;
· организациивзаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросамместного значения;
· выражения и защитыобщих интересов муниципальных образований;
· содействияразвитию местного самоуправления;
· формированияусловий стабильного развития экономики муниципальных образований в интересахповышения жизненного уровня населения и в иных целях.
· Дляпредоставления общей картины состояния поселений входящих в иркутскую область.
· Для анализаосуществления политики с политикой президента.
· Для корректировкии текущего контроля за деятельностью городских и сельских поселений.
· Для определенияцеленаправленной политики региона в целом.
2. Для достижения целей в межмуниципальномсотрудничестве определяются следующие задачи:
· организациясовместных действий муниципальных образований по обеспечению населенияпродовольственными и промышленными товарами;
· содействие в разработкеи внедрении прогрессивных технологий, оборудования и методов организации трудав системах жизнеобеспечения муниципальных образований;
· выработка единыхподходов муниципальных образований в налоговой политике, ценообразовании в согласованныхсферах деятельности, в рамках действующего законодательства и в пределахполномочий органов местного самоуправления и иные задачи.
· Принципсогласованности поселений Иркутской области.
· Принципкоммуникабельности и «доброго» соседства между поселениями.
3. Порядок участия в Региональнойкомиссии.
1. В соответствии с принятым решениемоб участии в межмуниципальном сотрудничестве глава Читинской области:
· представляетинтересы поселений в межмуниципальных организациях;
· отимени Читинской области подписывает учредительные документы межмуниципальнойорганизации;
· осуществляетиные полномочия, установленные законодательством и учредительными документамимежмуниципальной организации.
/>Заключение
Основной смысл реформы местного самоуправления заключается внеобходимости приблизить власть к людям. Конституция Российской Федерацииговорит о том, что местное самоуправление предназначено для решения вопросовместного значения, т.е. таких вопросов, которые наиболее тесно связаны собеспечением нормальной жизнедеятельности населения. Закон направлен наразвитие местной инициативы и ответственности жителей за развитие своейтерритории, ведь именно на местах люди знают и могут наиболее эффективно решатьвопросы каждой деревни, каждого села.
Главное в наше время то, что бы органы местногосамоуправления были наиболее близки к населению, к их проблемам и делали всёвозможное для их решения.
Для этого в данной курсовой работе был проведен анализмуниципального образования, Агинский район внесены корректировки ворганизационной структуре и штатном расписании местной администрации города,внесены изменения по организации межмуниципального сотрудничества.
Список литературы
1. Зайцевой Т.Н. Стратегиисоциально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Сб. научн.тр.: Всероссийская научн.-практ./конф. 27-28 июня 2006 г. М.: СОПС, 2007 – 116 с.
2. www. Aginskoe.ru
3. Устав АБАО