Развитие чувств младших школьников средствами фольклора

Мордовский государственныйпедагогический институт им.М.С.ЕвсевьеваФакультет филологическийКафедра литературыКурсоваяработаРазвитиечувств младших школьников средствами фольклораАвтор курсовой работы Студентка 501 группыМаланьина О.А.Специальность 00. Руководитель работы Доцент СамаркинаН.П.Оценка Саранск 2001.
План.Введение. 3.ГлаваIВидычувств и развитие их у детей младшего школьного возраста. 5.ГлаваII Использованиеустного народного творчества в развитиичувств у младших школьников. 10.Заключение. 25.Список использованной литературы. 28.Введение. В настоящеевремя все большее внимание уделяется использованию устно – народного творчествав обучении и воспитании младших школьников. Фольклорные произведения способствуютактивизации процесса
обучения. Поэтому предметом нашего исследованияявляется развитие чувств младших школьников средствами фольклора. Целью нашей работы мы поставилиизучение и анализ трудов педагогов и психологов по использованию устного народноготворчества в развитии чувств у младших школьников.Перед написанием работы мы изучили исследования психологов И.В.Дубровиной,П.П.Блонского, В.Кузина, а так же методические рекомендации ученых и педагогов
В.А.Изотовой, А.А.Синцовой,Л.А.Харитоновой, Л.С.Ульяницкой, Н.Н.Светловской.Большое внимание в исследовании этих педагогов и психологов уделяется вопросампсихологии младшего школьника, даются практическиерекомендации по развитию чувств у учащихся начальной школы средствами фольклора. Не случайно фольклор широко применялив обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К.Д.Ушинский,Л.Н.Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в нихкак необходимый компонент произведения устного – народного творчества. Развитие речи -одна из важнейшихпроблем в начальной школе. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической илисинтаксической роли е нельзя, ибо слово, речь связаны с мышлением,с чувствами. Научить ребенка говорить – значитнаучить его мыслить. Таким образом, использование элементов устного народного творчествапомогает открыть учащимся глаза
на мир ,активизирует их мыслительную деятельность,развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению,саморазвитию.Глава I Чувство-это сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональноеотношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, то есть мы испытываем чувствак чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость. Чувства человека отличаются большимразнообразием качеств, свойств и оттенков. Одной из особенностей чувств являетсяих полярность или противополярность радость-
грусть, любовь-ненависть, удовольствие-страдание,страх-смелость,бл агодарность-неблагодарность.Этаполярност ь дает основание для деления чувств на положительные и отрицательные. Если наши потребности удовлетворяются,то это вызывает у нас положительные эмоции то, что препятствует удовлетворениюпотребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции – это приятные для человека чувства,отрицательные – неприятные. 198 Чувства человека выполняют в жизниразличные функции оценивающую- положительные
и отрицательные эмоции показывают,как человек относится к чему- либо и оценивают это недовольство, стыд и другиесодержат те или иные оценки побуждающую – чувства могут побуждать человека к действию,а могут препятствовать этому направление внимания – то, что возбуждает наши чувства,мы воспринимаем более ясно и точно. 199 Высшие чувства присущи толькочеловеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, к обществу,к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является основной ценностью нравственныхчувств. Не случайно Б.Л.Пастернак писал Нарушитель любви к ближнему первым излюдей преда т самого себя. 206 Нравственные чувства развиваютсяс раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе. Человекнаучается или не научается не только отличатьхорошее от плохого, но в связи с хорошим или плохим он начинает переживать различныечувства, у него постепенно вырабатывается принципы собственного
нравственного поведения и нормы нравственногоубеждения. Вс , что для нас является нравственным, вызывает у нас положительныечувства, а то, что безнравственно-отрицательные.К числу нравственных чувств относится любовь, товарищество, патриотизм,чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность,зависть злорадство, чувства симпатии, антипатии, привязанности, уважения, презрения,признательности и другие.
С.Л.Рубинштейн писал Моральноеотношение к человеку- это любовное отношение к нему Лишь через сво отношение кдругому человеку человек существует как человек . 137 Каждое из нравственных чувств- сложнейшее единство переживаний и размышлений. Вот например, как тонко определялМ.Пришвин чувство совести если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием или больше в сторону вины, или в сторону оправдания.
Это неизбежное колебание вту или иную сторону называется совестью. Интеллектуальные чувства возникаютв процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами творчеством.Интеллектуальные чувства могут быть очень сильными. Жажда знаний и нового могутстать страстью а, радость открытия – подняться до уровня аффекта. Вообще возникновениепроблемы, поиски е решения вызывают те или иные чувства. Интеллектуальными чувствамиявляются жажда знаний, желание нового, любознательность, радость открытия, чувствоудивления, сомнения, уверенности в суждениях и прочее. Эти чувства активизируютпроцессы, делая их более быстрыми и интенсивными. К интеллектуальным чувствам относяттакже чувство комического, юмор, иронию. В чувстве юмора проявляется беззлобно- насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь.
В юморе смех сочетается с симпатиейк тому, на что направлен. Чувством юмора чаще всего обладаютдобродушные как прекрасное в жизни и в людях, так и те или иные их безобидные недостаткии слабости. Чувство иронии- это тонкая насмешка,выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе.Ирония не щадит никого и ничего. Ирония никогда не бывает мелочной, злобной, онавысмеивает существующее во имя лучшего.
6 78 Эстетические чувства, те чувства,которые возникают у человека при восприятии и создании прекрасного, возвышенного,комического, трагического, это любовь к красоте. Эстетические чувства проявляютсяв художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических предпочтений одним нравится легкая, другим серь зная музыка и прочее. Развитое эстетическое чувство позволяет познать эстетическоекачество произведений искусства и окружающего
мира природы и людей – их красоту,испытать эстетическое чувство прекрасного. С поступлением в школу развитиеэмоций и чувств переходит на новую, более высокую ступень. Целенаправленное обучениеи воспитание с 1 класса ведет к тому, что чувства становятся все более и более сознательными,глубокими и управляемыми. Новое положение, которое занимает младший школьник средидетей и в семье, обуславливает целый ряд новых обязанностей и прав, выполнение ииспользование которых сопровождается различными эмоциональными переживания. Поступаяв школу, ребенок начинает носить форму, ему покупают портфель, книги, тетради, ондолжен следить за своим распорядком дня, иначе можно не успеть выполнить домашнееписьменное задание, выучить стихотворение. В школе ученик следит за поливкой цветов,старается добросовестно и аккуратно выполнить порученное ему дело – изготовить наглядноепособие, выпустить стенгазету.
Дома к ученику начинают относиться как к взросломучлену семьи – ведь он имеет настоящее, важное дело учение , с которым считаютсявсе. Идя в школу, ученик постоянно думает, все ли домашнее задание он выполнил,не забыл ли чего дома. Эти и масса других забот школьника, обусловленные положениемребенка как ученика, способствуют формированию чувства ответственности, заботы запорученное дело. Интересно развиваются в школьномвозрасте познавательные чувства, сопровождающиеся формированием познавательных
интересов,что определяется ежедневной активной познавательнойдеятельностью. Процесс обучения- это непрерывное познание законов, свойств, качеств,предметов, и явлений, познание связей между предметами и явлениями. Развитию познавательныхинтересов и на этой основе развитию интеллектуальныхчувств способствуют различные экскурсии на природу, в парк, в музей. 5,229 Формирование нравственных чувствмладшего школьника обусловлено прежде всего его жизнью в классном
коллективе. Важноезначение имеет воспитательная работа педагога, направленная на разъяснение и привитиешкольникам норм морального поведения. Определ нное влияние на формирование моральныхкачеств личности младшеклассника оказывают детская художественная литература, произведенияизобразительного искусства и детские кинофильмы. Среди моральных чувств, активноформирующихся в младшем школьном возрасте, следует отметить чувство любви к Родине,сочувствие обиженным, чувство восхищения героизмом и мужеством людей, чувство коллективизма,товарищества, трудолюбия. Эстетические чувства учащихсяначальных классов успешно развиваются как на уроках эстетического цикла- изобразительногоискусства и музыки, так и в процессе занятий на других уроках, во время ухаживанияза цветами, уборки класса, оформления выставки в классе, на экскурсии, по ходу которойучитель обращает внимание детей на красивую цветовую гамму листвы, стройные, изящныекорпуса новых зданий, широкую панораму дальнего пейзажа и многое другое, что отличаетсякрасотой, изяществом .
5 231 Глава II. Нравственная чистота и притягательностьнародных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудростьпословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор большинстве произведенийустного творчества русского народа – вс это открывает путь к сердцу и уму маленькогочитателя. Собирайте наш фольклор, учитесьна н м, обрабатывайте его говорил А.М.Горький. Чем лучше мы будем знатьпрошлое, тем более глубоко и радостно пойм м великое значение творимого
нами настоящего . 4 20 Народное творчество во вс м сво мбогатстве бытовало в начале нашего века. Многие произведения устного народного творчествасобраны и бережно хранятся. Большой раздел устного творчестварусского народа назван народной календарной поэзией. Это песни, обряды, верования,которые тесно связаны с земледелием наших предков. Издавна смена врем н года отмечаласьнародными праздниками.
Устраивали проводы зимы масленица , встречу весны, летнийпраздник – завивание бер зки семик , праздник урожая осенью- дожинки осенины . В праздничные дни пели песни, рассказывалисказки, былички, загадывали загадки. Приобщая детей к нашему русскому эпосу, учительначальных классов пытается воспитывать у них любовь к Родине- России, к е бессмертномупоэту-русскому народу, любовь к прекрасному, развивать речь, обогащать словарныйзапас учащихся. Важную роль в этом процессе играют уроки чтения.Раздел народного творчества в начальной школе начинается с изучения песенного жанра.В календарных песнях человек обращался с призывом, просьбами, надеждами, задавалей вопросы. Разговоры эти были ласковыми и приветливыми крестьянин называл веснукрасивой веснушкой, лето т плым летечком,траву ш лковой, птиц пташечками, жавороночками. Поэтому при изучении песенного жанра дают детямподумать, перед каким важным событием в его жизни крестьянина
землевладельца моглиисполняться пасни о весне, когда могли возникнуть эти песни, как они называются.Учитель начальных классов обращает внимание на порядок слов песни весна красная,л н высокий, корень глубокий, хлеб обильный, которые придают певучесть, напевность.В русских народных песнях употребляются слова с уменьшительно ласкательными суффиксами бер зонька, рябинушка, долинушка, солнышко. Отмечают, каким тоном читать слова обращения, слова пожелания.
Повторы слов в песнях помогают ребятам ощущать ихмузыкальность и мелодичность звучания, уловить их светлый и радостный тон. Многие изученные на уроках чтения и пения песниучителя используют на фольклорных праздниках . 4 21 В песнях, как и во всех других жанрах фольклора,можно найти остатки седой древности. Каждый песенный вид имел свои особенности, своиформулы. Но смысл всех календарно обрядовых песен, как уже сказано, один.
Этопесни заклинания, песни просьбы, пожелания. Приди к нам весна, Со радостью! Со великою к нам Со милостью! Со рожью зернистою Со пшеничкой золотистою, Соовсом кучерявым, Со ячмен м усатым, Со просом, со гречихою, Со калиной малиною, С ч рной смородиною, С грушами, со яблочками, Со всякой садовинкой, С цветами лазоревыми,
С травушкой муравушкой!Вс в этой веснянке перечислено, что нужно крестьянину,ничего не забыто . 1 38 Очень важно влияние пословиц на воспитание и развитиеучащихся начальных классов моральных и эстетических чувств. Пословицы, учителя начальныхклассов используют на уроках чтения, русского языка, природоведения, трудового обучения. Пословица прекрасное средство для воспитаниянравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения.Век живи, век учись жить – родине служить не красна жизнь днями, а красна делами. Знание пословиц и поговорок обогащает детей,делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Учитель начальныхклассов заостряет внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их,вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения мысли большое дело.И всему этому надо учиться . 8 46 Из опыта работы В.И.Изотовой, учителя начальныхклассов школы-интерната 10, станицы
Унеча,Брянской области. В родной речи 1 класс тексты соотнесеныс пословицами и поговорками, отражающими основную мысль произведения кто родителейпочитает, тот вовек не погибает рассказЛ.Н.Толстого Старый дед и внучек . На языке медок а на устах ледок сказка Лисаи тетерев . К произведениям даны несколькопословиц, поэтому отбираю для работы пословицы в соответствии с возможностями класса. Основная работа с пословицами это раскрытиеих смысла, прямого и переносного.
Разбираем с детьми смысл пословицы труд кормита, лень портит . Ребята говорят тот, кто работает, тот трудится, того уважают.Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. За труд ему платят деньги.Лень портит человека . Раскрываем смысл пословицы снегу надует хлеба прибудет .Дети отвечают большой урожай будет, если выпадет много снега.
Снег укроет посевыозимых от вымерзания, а весной на поле будет много влаги. Поэтому хлебороб получитхороший урожай . Привед м некоторые виды работ с пословицами.1. Распределить пословицы по темам.перечитать пословицы и ответить, что можно узнать из пословиц о прошлом. Какие качестваценились в народе? вместе с учащимися отмечаем пословицы расширяют знание о прошломнашей родины, о жизни людей, в пословицах всегда выражались преданность и любовьк родине, умение дружить, трудиться, говорилось о том, что надо быть смелым, честным,скромным, добрым, надо любить своих мать, отца. Распределяю между тремя рядами учащихсяпословицы. Их нужно самостоятельно прочитать и определить, на какую они тему, подвожуитог . 2. Ученик из первого ряда читаетначало пословицы, ученик из второго рядазаканчивает е , а ученик из третьего ряда раскрывает смысл этой пословицы. Провожувикторины о пословицах.
1 Определимпословицу по началу Кончил дело – Поспешить – 2 Определим пословицу по двум словам Язык – дело Труд – лень3 Игра семь и один . назови пословицы, чтобы в них были числа 7 и 1 Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семь бед один ответ. Семеро с ложкой, один с сошкой.
Работу с пословицами провожу и на уроках русскогоязыка, например, при закреплении глаголов 2-го лица единственного числа один икамень не поднимешь, а миром и город передвинешь при написании безударных гласных,проверяемых ударением март с водой, апрель с водой при написании парных звонкихи глухих согласных, безударных гласных иу бер зки сл зки текут, когда с не корудерут . Практически работу с пословицами провожу по всемпредметам.
Дети собирают пословицы, отыскивая в книгах ,записывают со слов взрослых,затем оформляют книжки малышки . 4 22 Поколение сменяет поколение. Постепенно и песнязабудется, а удачное выражение живет в языке как безымянное. В пословицах выражен народный опыт, наблюдениянад жизнью, над человеком, мудрость народа. Затаив дыхание, слушают дети сказки. Первых словсказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором вс удивляет звери разговаривают,люди понимают язык животных, герои отправляются в путешествие, где их
подстерегаютопаснейшие испытания- борьба с чудовищами. Переходы через огненные реки и другое. Удивительное в поэтическом мире сказок уживаетсяс реальным, и это ещ более усиливает их значимость. В.Даль считал, что сказка оченьнужна реб нку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развиваетвоображение, формирует эстетические чувства. Пример работы с русской народной сказкой Лиса и волк . Учитель рассказывает эту сказку, потом зада т вопросы -Понравилась ли вам сказка? Что запомнилось?В ч м основной смысл сказки? Ответы детей . Затем дети читают сказку самостоятельно, послеучитель проводит беседу -Какой в сказке изображена лиса? А какими они показаныв других сказках? Дети отвечают, что лиса хитрая, умная, а волк злой и глупый .
Важный этап при работе со сказками это подготовкак пересказу, близкому к тексту. Сказки являются прекрасным искусством звучащегослова. Поэтому ученикам учитель начальных классов предлагает задания, которые раскрываютособенности языка сказки, например 1. Какначинается сказка?2. Найдитевыражения, которые вы встречали в других сказках. Объясните, что означают выражения ни в сказке сказать, ни пером описать очень красиво долго ли, коротко
ли неизвестнокогда пир на весь мир обильное, вес лоеугощение .3. Найдитеповторы близких по смыслу слов жили были, в путь дорогу, крепко накрепко .4. Вставьтепропущенные слова в выражения из сказок трава ш лковая , лес дремучий , ведьма злая .5. Заменитевыражения оборотами из сказок быстро- во весь дух , никудане отходит- ни на шаг . При работе со сказкой учитель используетвыразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование,
инсценирование сказки.Вс это помогает глубже осознать реб нку сказочный мир, помочь ему почувствоватьего неповторимость . 8 47 Фольклорная прибаутка небольшое стихотворение из двух четыр х, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющиемир повседневных впечатлений реб нка вс то, что окружает его в доме, во дворе,на улице, в школе. Предметы домашнего обихода и хозяйства, работы по дому, дворуи в поле обрисованы предельно кратко, только в главных определяющих чертах Ай, качи качи качи, Пекла баба калачи Ножки,ножки, Куда вы бежите? -В лесок по мошок Избушку лишить, Чтоб не холодно жить. Домашние животные и птицы петух, курица, утки,гуси, коз л, коза, кот, собака . Даже насекомые комары, мухи и тараканы , их повадки,внешний вид вс является предметом внимания. Ко всему живому уважительное отношение,ласковое слово, доброе прозвище котишко мурлышко, курочка рябушка,
гуля голубок,паучок тоненькие ножки. Прибаутки лишены описательности и нравоучения.Слово в них переда т звук, движение, цвет, объем и даже вкус. Во многих прибауткахпредметы и действия как бы смещены относительно реальности, немного необычны, чуть чуть нелепы -Куда, заинька, бежишь? Куда, серенький, спешишь? -К медведю на свадьбу. Медведь-то мне дядя. А медведица-тетка .
1 94 Прибаутка предлагает детям увидеть смешное вжизни и научиться смешное передавать в слове. Юмор нелепых положений, вопросов,стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серь зную интонацию, предоставляявозможность слушателю самому разобраться, смешно ему или нет. Вот свинка Ненилахвалит сыночка, а перечисляет самые обычные качества. А мастер сбил колесо так ловко , что оно тут же и рассыпалось.
Вот Фома выбрал курицу в качестве средствапередвижения, а Тимочка решил прокатиться на кошке. Ученик может посмеяться, порадоваться,обнаружив нелепость или несоответствие . 9 95 Младшие школьники работают активно, отвечают охотно,дружно. На уроках, посвящ нных устному народному творчеству России, ребята любятзагадывать друг другу загадки, играют в скороговорки.
На переменах и после уроковучитель может разучить с ними русские народные игры Горелки , Каравай , Лапта , Садовник ,и другие. А как же здесь обойтись без считалки? Ребята любят веселье, смех, соревнование. Из всегоони устраивают игру. Считалка является как бы подготовкой к большой коллективнойигре. Но и сама она становится игрой, соревнованием. На золотом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной, Скажите, пожалуйста Кто вы такой? Говори поскорей, Не задерживай добрых И частных людей! Последний, на кого приш лся сч т, должен ответить,например портной! или царь! и считалка снова произносится, но не до конца,а только до этого слова. Ответить нужно сразу Говори поскорей Каждый, конечно,старается сообразить, сосчитать, какое слово надо
сказать, чтобы самому выйти . 1 103 Ребята вс время сочиняли и сочиняют новые считалки,иногда даже из книг их бегут, из каких-то стихотворений. Неизвестно, когда, хотя бы приблизительно, возникли считалки. Во всяком случае, многие из них одинаковохорошо служили играм бабушек и прабабушек, родителей и детей, внуков и правнуков. Знакомясь с произведениями устного народного творчествана уроках, дети параллельно отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки,которые слышали от родителей, бабушек, дедушек.
Ребята рисуют на темы сказок, составляютнебольшие книжки-самоделки, посвящ нные определ нному жанру устного – народноготворчества. В конце изучения раздела Устное творчество русского народа можно провестиобобщающие уроки уроки-праздники, чтобы дети лучше запоминали, представляли себерусскую старину, обряды, обычаи, верования. В 1классе предлагается провести праздник встречивесны.
День сорока мучеников 9 марта носит название сорок на языке народа. Сорокис полным основанием можно назвать детским праздником. Накануне женщины месят изржаной муки тесто и пекут жаворонки с хохолком и крылышками. Утром в день праздникараздают их детям. К этому празднику дети собирают сказки, загадки, пословицы, поговоркио весне, оформляют книжки-малышки о весне, разучивают песни, учат заклички и считалки,разучивают игры. На уроках труда делают фигурки птиц из картона, фанеры, прибиваютих к шестам. Оформляют комнату украшают рисунками о весне, рисунками дымковскихигрушек-птиц, вышитыми рушниками, пословицами о весне, птицах . 7 109 Из опыта В.А.Изотовой, учителя начальных классовшколы-интерната 10,ст.Унеча,Брянской области. Праздник начинался с заклички о весне. Пели песнио весне. Девочки исполняли русскую народную песню
Посев льна . Затем на праздникезвучала хороводная песня Приглашение на улицу . Дети слушали в грамзаписи русскуюнародную песню Галочка-ключница ,записанную в Севском районе Брянской области. Первый раз звучал музыкально-шумовой оркестрмальчиков. И в заключение праздника пили чай с печеньем и различного вида кондитерскихизделий с изображением птиц.
Их пекли родители детей. Во 2классе подготовили и провели праздник урожая-осенины.Праздник начался с заклички. Ребята звали осень с обильными хлебами , листопадамии дожд м . Затем они чествовали молодых жней с золотыми серпами ,пели хороводныепесни о земелюшке , ржице зернистой , пшеничке колосистой . Инсценировали сказку Мужик и медведь . Задорно звучали частушки. Девочки исполнили русские народныепесни
Я на горку шла , На лугу . Не обошлось на празднике без танцев, русскойкадрили. В 3классе мы подготовили праздник На широкойрусской масленице . Дети были уже повзрослее. При проведении праздника выделилитри основных момента встречу, разгул и проводы масленицы. Принимая участие в празднике,дети с удовольствием работали, проявляли полнейшую активность, их переполняло радостноечувство. Ни одного ученика не было в стороне от подготовкик празднику.
Праздник получился вес лым – с песнями, прибаутками,играми, частушками, инсценированием сказок, выступлением музыкального ансамбля мальчиков. Фольклорный праздник стал большим и радостнымсобытием в жизни ребят. На лицах детей можно было прочитать удовлетворение и радостьот встречи с прекрасным. Состоялось подлинное общение детей с искусством своегонарода. Вс это формирует у ребят чувство патриотизма, привязанности к родному краю,способствует воспитанию эстетической и этической культуры . 4 23 В эстетическом воспитании младших школьниковисключительно важная роль принадлежит курсу природоведения. К.Д.Ушинский писал Природа ничем не заменимый источник прекрасного . В.А.Сухомлинский считал, чтооткрытия детей, в том числе и родной природы, начинаются со знакомства с различнымижанрами народного творчества. Большой интерес у детей своей иносказательностью изображенияреального мира вызывают
загадки. Обзор научно-методической литературы и периодическихизданий по методике природоведения показал, что загадки широко используются на уроках. Для установления влияния различных загадок наразвитие эстетических чувств у младших школьников на уроках природоведения был проведенпедагогический опыт на базе двух третьих классов и одного четв ртого школ Калининграда.В основу исследования положен метод опроса. Загадки подбирались парами на каждоеживотное или растение.
Ученики первого варианта составили загадки, которые былизаписаны на уроках второго варианта специально подобранные, более образные иувлекательные. Пример. 1вариант. Лез Мартын через тын. Сам пролез, а голову на тыну оставил. Тыква . 2вариант. Ж лтая, а не репа, Круглая, но не солнце, С семечками, но не подсолнух. Тыква . Детям нужно было ответить на следующие вопросы 1.
Какаяиз загадок точнее передает признаки или свойства отгадки?2. Какаяиз двух загадок нравится и почему?3. Какоечувство ты испытал, когда услышал загадку?91 детей отметили загадки второговарианта, как более точно передающие признаки отгадки. Большинству школьникам 89 понравились загадки второго варианта, 9 -первого варианта и 2 -не смогли определиться.Дети, которым понравились загадки второго варианта испытали хорошее настроение 94 , радость 73 , веселье 71 . Ребята, которым больше по душе были загадки первоговарианта чувствовали хорошее настроение 12 , ничего особенного 88 . Единодушное признание того, что загадки второговарианта нравятся прежде всего потому, что в них понятные слова подч ркивают лексическуюзначимость слова, его важность в чувственных и логических познаниях окружающей действительности.Отсюда вытекает, что загадки , хорошо отражающие свойства отгадываемого
предмета,несут колоссальную познавательную функцию, ибо осмысленный материал легче закрепляется. Высокий процент учащихся, отметивших, что загадкивторого варианта ещ нравится и потому, что в них красивые слова, они лиричные исказочные, указывает на эстетическую функцию загадок, где воспитание входит в областьдуховных ресурсов природы . 11 39 Как не вспомнить великого педагога К.Д.Ушинского,который смотрел на загадку как на картинное описание предмета , веря, что живаяи интересная
она прочно заляжет в памяти реб нка, увлекая за собой все привязанныек ней объяснения . 10 22 Результаты эмоциональных реакцийучащихся на загадки обоих вариантов показывают, насколько сильное воздействие напсихику основной массы детей оказывает слово и эмоциональный фон произведения. Памятьоб этой психо физиологической особенности детского организма, учитель должен вводитьв учебный процесс загадки, обостряющие чувствительность сенсорной системы, способствующиевоспитанию чуткой эмоционально
богатой личности. Итак, результаты опыта позволяютзаключить 1. К подборузагадок нужно подходить избирательно. Загадка, в которой отгадываемый образ представленч тко, ярко, образно, да т большие возможности для развития воссоздающего воображения,и наоборот -загадки, отражающие объекты природы невыразительно, неточно, на способствуюттаковому, так как опыт ребят мал и превалирует в н м чувственное восприятие мира.2. Живописныеи ритмические загадки духовно ближе детям. Они вводят школьника в эстетическую сферуприроды, учат мыслить художественными образами, обогащают словарный запас реб нкачудесным языком.Спектр чувств, возникших у ребятна услышанные загадки, говорит о том, что эмоционально окрашенные загадки могутпревратить природоведение в уроки эмоциональной культуры и воспитания чувств . 11 40 Научить реб нка говорить значит научить егомыслить.
Таким образом, использование элементов народного творчества помогает открытьучащимся глаза на мир , активизирует их мыслительную деятельность, развивает ихдуши, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию. Устное народное творчество загадки, пословицы,поговорки, песни, сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к роднойземле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальныхотношениях в обществе, о защите
Отечества, о культуре. Устное народное творчество как ценнейший языковойматериал широко используется в обучении и воспитании учащихся. Оно как игра, развлечение,но в то же время через него по-другому видят окружающий мир. Преподавание в младших классах строится так, чтобыоно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства реб нка. Создание на урокахатмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнениеили украшение к урокам, а необходимое условие получения знаний.
Пережитые знаниястановятся убеждениями. Заключение.Итак, в нашей работе мы пришли кследующим выводам 1. Чувство-это сложное, постоянное,устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства человека отличаются большимразнообразием качеств, свойств и оттенков. Выделяют три вида высших чувств человека нравственные, интеллектуальные и эстетические. Среди нравственных чувств, активно формирующихсяв младшем школьном возрасте, следует отметить чувство любви к Родине, сочувствиеобиженным, чувство восхищения героизмом и мужеством людей, чувство коллективизма,трудолюбия. Интенсивно развиваются в школьном возрасте интеллектуальныечувства, что определяется ежедневной активной познавательной деятельностью. Развитию эстетического чувства у младших школьниковпомогает познание качества произведения искусства и окружающего мира природы и людей их красоту, испытать эстетическое
чувство прекрасного. Приобщая детей к нашему русскомуэпосу, учитель начальных классов пытается воспитывать у них любовь к Родине России,к е бессмертному поэту русскому народу, любовь к прекрасному, развить речь, обогащатьсловарный запас учащихся. Пословица -прекрасное средство для воспитаниянравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения век живи, век учись жить- Родине служить не красна жизнь днями, а красна делами.
Сказка очень нужна реб нку, потому что она укрепляетморальные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетическиечувств. При работе со сказкой учитель использует выразительноечтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказки. Вс это помогает глубже осознать реб нку сказочныймир, помочь ему почувствовать его неповторимость. Фольклорная прибаутка предлагаетучащимся увидеть смешное в жизни и научиться это смешанное передавать
в слове. Юморнелепых положений вопросов, стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серь знуюинтонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться, смешно ему илинет.3. Фольклорныепраздники являются большими и радостными событиями в жизни ребят. На лицах детейможно увидеть удовлетворение и радость от встречи с прекрасным. Состоится подлинноеобщение детей с искусством своего народа. Вс это формирует у ребят чувство патриотизма,привязанности к родному краю, способствует воспитанию эстетической и этической культуры.Спектр чувств,возникающих у младших школьников на эмоционально окрашенные загадки могут превратитьприродоведение и другие уроки в уроки эмоциональной культуры и воспитания чувств.4. Устноенародное творчество загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки воспитывают вчеловеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни,они судят об исторических событиях, о
социальных отношениях в обществе, о защитеОтечества, о культуре.5. Преподавание в младших классах строится так, чтобыоно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства реб нка. Создание на урокахатмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнениеили украшение, а необходимое условие получения знаний. Перенятые знания становятсяубеждениями.