Развитие чувства юмора у дошкольников средствами изобразительного искусства

–PAGE_BREAK–Художественная иллюстрация – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе развития чувства юмора. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения [7, c. 24].
Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления.
Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, развитию чувства юмора, вызывает эмоциональный отклик на них. Рассматривание книжных иллюстраций позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения. В тех случаях, когда невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Их можно использовать и после наблюдения с целью развития чувства юмора, оживления, уточнения, обогащения сатирических представлений. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть юмористические детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете [29, c. 47].
Итак, книжная графика – один  из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям дошкольного возраста с целью развития чувства юмора.
Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к юмористическим произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность сатирического восприятия. Развивая чувство юмора у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.
Направленность внимания на юмористическую выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их сатиризм. Оценочное отношение у детей выражается, прежде всего, в предпочтении одних юмористических произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения,  вызывающие смех, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания [18, c. 45].
Занимаясь с дошкольниками, важно, прежде всего, привлечь их внимание к юмористической картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять юмористическое содержание картины.
Очень важно практиковать повторное рассматривание юмористических картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.
Рассказ воспитателя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа).
Воспитатель подводит детей к умению сравнивать одну юмористическую картину с другой. Старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу. Беседа может начаться с рассказа самого воспитателя о картине. Затем путем вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих юмористических впечатлений. В других случаях, когда у детей развито чувство юмора на достаточном уровне, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине, воспитатель в заключение высказывает свое суждение о ней в понятной и интересной для детей форме, обобщая их высказывания. Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию юмористического содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом.
В результате таких занятий у детей развивается юмористический интерес к рассматриванию картин. Они начинают замечать картины вне детского сада, рассказывают об их содержании воспитателю. Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать художественные открытки и картинки. Можно, например, организовать игру в «магазин», где продаются открытки с юмористическими изображениями и дети будут сами выбирать их [23, c. 167].
Весной, после того как в старшей группе систематически проводилось рассматривание юмористических картин, хорошо устроить в групповой комнате или в зале выставку. Все репродукции картин, которые дети видели в течение года, вставляются под стекло или в картонные паспарту и красиво размещаются на стенах. К ним прибавляется несколько новых картин.
Когда выставка готова, воспитатель предлагает посмотреть ее. Дети свободно переходят от одной картины к другой и рассматривают их. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей, проверяет, помнят ли они ранее виденные картины, замечают ли то, что для них ново. Затем он объединяет детей и обходит с ними всю выставку. Дети говорят, какие картины они больше любят, какие лучше помнят, более внимательно рассматривают новые картины, высказываются об их юмористическом содержании.

ГЛАВА 2. Качественный и количественный анализ результатов исследования
2.1 Констатирующее исследование
Исследование проводилось на базе Соликамского ДОУ № 45«Сказка» в 2009 году. В нем принимали участие 10 детей старшей группы.
Задачи:
1.     Выявить уровень развития чувства юмора у дошкольников.
2.     Разработать проект программы по развитию у детей чувства юмора и рекомендации воспитателю детского сада по его развитию через юмористические произведения изобразительного искусства.
Методы:
–                     Анализ продуктов деятельности, т.е. рисунков детей.
–                     Наблюдение за детьми в различных видах деятельности.
–                     Анкетирование воспитателя.
–                     Письменный опрос родителей.
–                     Тестирование детей.
–                     Статистический анализ.
–                     Графический метод.
Исследование проводилось в следующей последовательности:
1. Анкетирование родителей по опроснику Дж. Гилфорда (Приложение 1) [2, c. 134].
Цель: определение родителями уровня развития чувства юмора у своих детей.
2. Письменный опрос педагога по методике А.И Савенкова (Приложение 2) [26, c. 87].
Цель: определение педагогом потенциала ребенка в области развития у него чувства юмора.
3. Диагностирование детей при помощи теста «Незаконченные рисунки» Я.Л. Коломенского и Е.А. Панько (Приложение 3) [18, c. 43].
Цель: выявить развитость чувства юмора, невербальные творческие способности, уровень изобразительных способностей, активность процесса воображения.
4. Изучение продуктов деятельности детей.
Цель: проследить общие закономерности в рисунках: техника, оригинальность, сюжет, аккуратность, цветовое решение и др.
5. Метод наблюдения – главный в данном исследовании, поэтому он присутствует во всех вышеперечисленных действиях.
Анализ проведенного исследования показал, что только у одного ребенка чувство юмора развито на достаточном уровне (высокий уровень), у трех детей данное чувство отсутствует (низкий уровень), а у остальных шести человек недостаточно развито (средний уровень) (диаграмма 1)

Диаграмма 1. Уровни развития чувства юмора дошкольников
После сбора всего необходимого материала и информации, его глубокого анализа, были разработаны проект программы по развитию у детей чувства юмора и рекомендации воспитателю детского сада по его развитию через юмористические произведения изобразительного искусства.

2.2 Проект программы по развитию у детей чувства юмора
В данном пункте главы представим разработанный проект программы по развитию у старших дошкольников чувства юмора через произведения изобразительного искусства. Данная программа направлена на работу с «обобщенными чувствами», в том числе и с чувством юмора.
Пояснительная записка
Реформирование и модернизация системы дошкольного образования привели к изменению ее целей. Если раньше мы считали целью воспитание гармонически развитой личности, то сейчас личность должна быть компетентной и приспособленной к условиям среды [17, c. 167].
Эта цель реализуется так же через задачи изобразительной деятельности. Они направлены на развитие художественно-образного, творческого мышления детей, их воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, приобщение к золотому фонду творческого наследия человечества, а также развитие чувства юмора через практическую деятельность.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. На занятиях дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для будущего школьника, так же он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувства радости, удивления, способствует развитию чувства юмора.
Данная программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Учебный план по программе 9 часов в год.
Цель программы: способствовать развитию у старших дошкольников чувства юмора через произведения изобразительного искусства, ввести его в сложный мир юмора, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает.
Задачи программы:
— научить старших дошкольников понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свое чувство юмора и распознавать чувство юмора других людей через произведения изобразительного искусства;
— развить  фантазию, инициативность, творческую активность;
— развить мышление, восприятие, расширить кругозор;
— развить навыки коллективного общения, эмпатию, сплоченность группы;
— сформировать умение работать в группе, подчинять свои действия и желания общим правилам ради достижения лучшего результата, умение договариваться;
— совершенствовать умения и навыки изображения предметов, передачи формы, строения, пропорциональных отношений частей в целом, развивать чувство цвета, формы, ритма, композиции;
— научить использовать в работе различные средства, материалы, техники, а также подбирать их согласно замысленному юмористическому сюжету.
Принципы:
·                   Систематичность и последовательность
·                   Доступность
·                   Индивидуальный подход к детям
·                   Игровая подача материала
·                   Учет уровня развития детей, индивидуальных характеристик
·                   Развивающего обучения
·                    Наглядности 
Условия:
·                   Создание развивающей среды, способствующей развитию чувства юмора через использование юмористических произведений изобразительного искусства и стимулирующей самостоятельную художественную деятельность детей.
·                   Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.
·                   Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы в юмористическом плане. Широкий подход к решению проблемы.
·                   Общение с искусством.
·                   Наличие необходимых и разнообразных материалов (цветные карандаши, краски, разнофактурная бумага и др.)
·                   Сочетание программного содержания и требований с проявлением юмористической инициативы самого ребенка.
·                   Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования.
·                   Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.
Средства:
·                   Юмористические произведения искусства
·                   Художественное слово
Направления:
·                   Развитие чувства юмора
·                   Развитие творческой активности
·                   Развитие  технических умений в изобразительной деятельности
·                   Развитие познавательных процессов
·                   Совершенствование навыков коллективного общения 
Методы:
·                   Наглядные (наблюдение, рассматривание юмористических произведений искусства, объектов и явлений природы, образец)
·                   Словесные (беседа, чтение юмористической художественной литературы, объяснение)
·                   Практические (упражнение, обследование, игровые (дидактические, подвижные, словесные игры)
    продолжение
–PAGE_BREAK–Приемы:
·                   Вопросы, совет, пояснение, напоминание
·                   обыгрывание
Формы:
·                   регламентированная деятельность
·                   совместная деятельность
·                   самостоятельная деятельность детей
Структура программы
Программа представлена в виде подробного плана занятий. Ее разработка может служить основой для создания собственных сценариев с учетом потребностей и особенностей каждой конкретной группы.
Несомненной ценностью этой программы является четкая логика построения, психологически обоснованная последовательность проведения групповых занятий и упражнений дошкольников по развитию их чувства юмора через произведения изобразительного искусства. 
Предлагаемая программа строится на основе занятий по изобразительной деятельности, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
 Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Рассмотрим их более подробно:
 Часть 1. Вводная
 Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми  участниками. Основные процедурные работы – приветствия, игры с именами.
Часть 2. Рабочая
 На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию чувства юмора, а также эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры:
·                     элементы сказкотерапии с импровизацией;
·                     элементы психодрамы;
·                     игры, направленные на знакомство и развитие чувства юмора;
·                     игры на развитие навыков общения;
·                     игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
·                     рисование.
Часть 3. Завершающая
 Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности.
Программа рассчитана на детей 4-6 лет (старший дошкольный возраст).
Занятия проводятся один раз в месяц продолжительностью 30-40 минут. Оптимальное количество детей в группе – 10-15 человек.
После проведения блока занятий, где дети узнали о чувстве юмора через произведения изобразительного искусства предлагается провести несколько завершающих занятий в Творческой художественной мастерской.

Тематический план программы
Основы художественного творчества
Регулирование психических процессов и процессов познания у детей
Техника безопасности художественного творчества
Дополнительные формы работы (художественное слово, музыка, сценическое движение, гимнастика)
1
2
3
4
I четверть – «В гостях у осени»
1. Знакомство с волшебными и смешными красками
Гуашь. Три основных цвета. Смешивание цветов, добавление юмористических деталей. Рисование на тему «Какого цвета радуга». Развивающая игра “Цветик-семицветик”
Понятие гармонии цвета. Использование цвета в соответствии с юмористическим содержанием рисунка и настроением художника.
Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения. Семь цветов образуют спектр солнечного луча.
Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками.
Использование музыкального фона. Диалог с детьми о природных явлениях: радуге ветре, солнце, дожде.
2. Дары осеннего сада. Краски
Тема композиции «Улыбающиеся фрукты на блюде». Изучение репродукции И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
Работа по шаблону с добавлением юмористических деталей. Умение работать согласно замыслу. Знание фруктов и их цветов.
Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками.
Чтение стихотворения «Яблоки». Отгадывание загадок о фруктах.
II четверть – «Рассказы зимы»
3. «Смешная снежинка». Гуашь
Симметрия в квадрате. Выражение юмористических эмоций к явлениям природы
Развитее сосредоточенности, концентрации внимания, цельности восприятия. Понятие юмора в природных формах.
Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками.
Прослушивание сказки. Музыкальный фон.
4. Смешной наряд для новогодней ёлки. Краски
Создание радостного, приподнятого настроения в преддверье праздника. Работа с натуры. Изображение ветки ели с нарядными смешными игрушками.
Развитие умения работы с натуры. Знакомство с законами композиции, светотеневыми градациями. Развитие творческих способностей. Передача юмористической эмоциональной приподнятости средствами художественной выразительности
Работа с красками на основе выбранной палитры.
Прослушивание стихотворения А. Барто «Ёлка». Новогодние песни
III четверть – «Почувствуй и расскажи»
5. Составление декоративных композиций в квадрате с юмористическим сюжетом. Знакомство с техникой мозаики. Краски
Закрепление названия геометрических фигур. Знакомство с особенностями расположения элементарной композиции в квадрате с юмористическим сюжетом. Повторение понятия симметрии. Сравнение элементов повтора на плоской фигуре с шумовым и музыкальным ритмами. Понятие «Аккуратности» и порядка при составлении композиции.
Работа с красками на основе выбранной палитры.
Прослушивание, прохлопывание и протопывание различных музыкальных ритмов.
6. В мире смешных животных
Гуашь
Применение элементов комплексного развития пространственного мышления, воображения. Знакомство с творчеством художников анималистов. Развитие чувства юмора, пластики, мимики, жеста.
Последовательность работы.
Ролевая игра «Угадай кто я?» — этюды на выразительность мимики и жеста. Воспроизведение характера, повадок животных через пантомиму.
7. Коллективная работа, рисование карикатуры на тему «Утиный пруд». Гуашь
Юмористический образ птицы в мифах, легендах, песнях, сказках.
Умение замечать юмор в окружающем мире.
Работа с гуашью на основе выбранной палитры.
Прослушивание весеннего пения птиц. Отгадывание загадок о птицах. Повествование о птицах в сказках и легендах.
IV четверть – «Весна красна»
8. Шарж на тему «Весеннее платье земли».
Работа гуашью по представлению.
Знакомство с понятием линии горизонта. Развитие чувства юмора.
Техника работы гуашью, использование палитры. Подбор сложных цветов. Организация рабочего места.
Чтение стихов о весне. Работа с репродукцией картины И. Левитана «Большая вода. Весна»
9. Творческая работа “Краски играют”.
Выполнение «Коллаж ладошек». Передача эмоций, чувств  юмора с помощью коллажа.
Пробуждение положительных эмоций. Развитие чувства юмора, композиции, соразмерности.
Правила работы с гуашью. Умение привести в порядок рабочее место.
Прослушивание сказки. Коллективное творчество.
В качестве примера представлен конспект одного занятия (Приложение 4).

2.3 Рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников
На основе анализа психолого-педагогической, методической и научной литературы нами разработаны следующие рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста:
1. Поскольку представленная в п. 2.2 программа по развитию чувства юмора у старших дошкольников предполагает работу с маленькими детьми, то воспитатель должен постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие должно обязательно включать в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:
·                     упражнения на мышечную релаксацию (снижает уровень возбуждения, снимают напряжение);
·                     дыхательную гимнастику (действую т успокаивающе на нервную систему);
·                     мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);
·                     двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию);
·                     чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).
2. Также нами разработаны следующие рекомендации по развитию чувства юмора у дошкольников:
·                    Расширять кругозор, обращая при этом внимание не только на главное, но и на второстепенные юмористические детали. Учить изображать все это в единстве.
·                   Подробнее объяснять задание, напоминать примеры из жизни, активнее обсуждать юмористический замысел и средства его реализации, помогать в процессе творчества.
·                   Расширять словарный запас, развивать умения обозначить свой рисунок, его назначение, особенности, составлять юмористический рассказ по собственному сюжету.
·                   Развивать чувство коллективизма, больше предлагать коллективное творчество (шаржи, карикатуры), общие игры, создание коллажей.
·                   Воспитывать аккуратность, работать над плавностью, завершенностью линий, рисовать безотрывные контуры и их закрашивать.
·                   Следует развивать уверенность в собственных силах, стремление повышать уровень притязаний к собственным действиям, рисункам.
·                   Работать над снятием телесных  и словесных зажимов.
·                   Развивать творчество, фантазию в области юмористических представлений, используя для этого нетрадиционную технику: пальчиковая графика, аппликация из смятых салфеток, обрывков бумаги и др.; развивать такие способы воображения как: включение, агглютинация, совмещение несовместимого.
·                   Осторожно относиться к анализу работы, не критиковать.
·                   Способствовать разговорчивости, открытости, развитию чувства юмора.
·                   Уделять повышенное внимание технике исполнения:
–                     аккуратности в работе со средствами;
–                     дать возможность освоить нетрадиционные способы выполнения задания – рисование на мокрой бумаге, на смятом листе, отпечатками.
–                     учить рисовать юмористические рисунки.
·                   Воспитывать усидчивость, терпеливость, стремление делать все тщательно, продумывая каждую юмористическую деталь, не торопиться.
·                   Необходимо детальное объяснение, обсуждение юмористического замысла, помощь в ходе работы – «Можно сделать еще и вот так…».
·                   Развивать творческое, ассоциативное, дивергентное мышление.
·                   Повышать уровень любознательности, учить устанавливать причинно-следственные связи.
·                   Давать задания по собственному юмористическому замыслу с последующей аргументацией выполненного задания (активнее использовать анализ и самоанализ детских работ, учить детей анализировать рисунки сверстников).
·                   Давать возможность использования нескольких вариантов видения мира в юморе и его изображения.

Заключение
В результате проделанной работы: проведен анализ литературы по теме исследования; рассмотрены теоретические основы развития чувства юмора у дошкольников через произведения изобразительного искусства, в том числе психологические особенности развития чувства юмора у дошкольников, виды произведений изобразительного искусства, развивающих чувство юмора, использование юмористических произведений изобразительного искусства в образовательном процессе; проведен качественный и количественный анализ результатов исследования; представлен проект программы по развитию у детей чувства юмора; разработаны рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников.
Анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы по проблеме развития у детей старшего дошкольного возраста чувства юмора через произведения изобразительного искусства позволил сделать следующие выводы:
1. Книжная иллюстрация как особый вид юмористического произведения изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке чувство юмора.
    продолжение
–PAGE_BREAK–