Развитие экономики Республики Казахстан

Содержание
 
Введение
1.          Внешние пути торговлиРеспублики Казахстан
1.1        Вопросы пограничноговектора
1.2        Евроазиатский транзитныймост
2.          Теоретические проблемы ивопросы моделирования экономики Республики Казахстан
2.1        Международная практика реализации внешнеторговойдеятельности и выводы для Казахстана
2.2        Внешнеторговый режим США, наивысшая степень либерализации
2.3        Укреплениенормативно-правовой основу государственного регулирования внешнеторговойдеятельности
3.          Оценкамакроэкономической, институциональной и правовой среды Республики Казахстан,как приоритетных направлений повышения национальной конкурентоспособности
3.1        Конкурентоспособностьнациональной экономики
3.2        Макроэкономическаяситуация в Казахстане
3.2.1     Институциональная среда
3.3        Правовая среда
4.          Всемирный экономическийфорум
4.1        Финансовое развитие
4.2        Свобода ведения бизнеса вказахстанской среде
Заключение
Литература

Введение
Самая старая форма международных отношений — этомеждународная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы велиактивную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избыткена то, с чем был дефицит, а у других народов на оборот. Поэтому международнаяторговля предшествовала мировому хозяйству.
Такой вид торговли способствовал развитию машинногопроизводства, так как оно нередко производило продукцию из импортного сырья.Из-за применения производственных машин прибыль росла, что предшествовалоотносительно избыточному капиталу, что решалось его вывозом за границу, Как разпоследнее способствовало формированию мирового хозяйства и общественногоразделения труда.
На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основоймеждународных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связейускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет всестраны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, чтоинтернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительныхсил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимостиинтернационализации производства. Для экономического роста и развитияслаборазвитых стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень важноезначение имеет внешняя торговля.
В настоящее время торгово-экономические связи в основномсохранили прежние черты. Это, прежде всего, относится к структуретоварооборота, которая изменилась не так сильно. Основу товарообменных операцийсоставили топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительнаяпродукция.
В числе причин, вызывающих сокращение объемов торговыхсвязей, являются: всеобщий кризис денежной наличности и кассовые взаимныенеплатежи; существенные различия в темпах проведения и характере экономическихреформ
Важнейшей задачей Казахстана во внешнеэкономической сфереостается вступление во Всемирную торговую организацию, без чего невозможноэффективно защитить интересы отечественных экспортеров. Также по согласованию сМИДом проводится реорганизация.
Проводится отказ от малоэффективных торговыхпредставительств. Их функции передаются посольствам.
Формирование современного экономического мышления немыслимобез овладения системным переходом к рыночным явлениям и процессам. Еговажнейшей составляющей является проектность, т. е целестное исчисление факторовхозяйственной деятельности и прогнозирование тенденций экономического развития.В свою очередь овладевание проектным мышлением становится предпосылкой принятияоптимальных решений и оптимальных экономических преобразований в условияхограниченности ресурсов. Основные категории экономической науки с позицииразличных школ и подходов, их концептуальной совместимости накопленноебогатство инструментария экономического анализа.
Введение в экономическую теорию – МАКРОЭКОНОМИКУ-не являетсяслучайным. Учитывая, что казахстанская экономика как объект изучения являетсятрансформирующейся, т.е еще не обладает системным качеством, выявлениеособенностей механизма действия экономических законов в этих условиях должностать предметом особого внимания будущих экономистов.
Макроэкономика представляет собой сложнуюсоциально-экономическую систему. Макроэкономические показатели позволяютоценить состояние экономики страны, что весьма важно для разработкиуправленческих решений и государственной экономической политики. Объёмпроизводимых в стране благ и услуг измеряется макроэкономическими показателями:валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), национальныйпродукт (НП). Их изменения характеризует экономический рост, который может бытьположительным, нулевым, отрицательным.

1.Внешние пути торговли Республики Казахстан
1.1     Вопросыпограничного вектора
 
Главная цель торговой политики Республики Казахстан — этоформирование эффективной и оперативной системы защиты и продвижения экономическихи политических интересов, а также обеспечение доступа на внешние рынки,развитие инфраструктуры внутренней торговли и устранение недобросовестнойконкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Понимая тот факт, что экономика Казахстана имеет сырьевуюнаправленность, государству необходимо создать систему, позволяющую развиватьпроизводство товаров с высокой добавленной стоимостью, с целью их дальнейшегопродвижения на зарубежные рынки. При этом усилия государства должны бытьреализованы по трем векторам: внутреннему, пограничному и внешнему. Их реализациядолжна обеспечить условия, стимулирующие экспортную ориентацию, снижениеоперационных затрат, а также содействие продвижению экспорта на внешних рынках.
Основными направлениями реализации вопросов внутреннеговектора должны быть совершенствование законодательной базы, развитие сети поддержкиторговли, содействие развитию компетенции кадров, обеспечение качества,обеспечение торговой информацией, торговому финансированию, развитию прочихуслуг сети поддержки торговли.
Для реализации вопросов пограничного вектора необходимопровести анализ и оптимизацию процедур, необходимых для проведенияэкспортно-импортных операций с целью сокращения времени и числа процедур,создать систему регулярного мониторинга реализации соглашений между соседнимистранами о содействии торговле с целью оперативного реагирования на возникающиепрепятствия и проработать вопрос о механизмах преференциального отводаземельных участков экспортерам несырьевой продукции.
Внешний вектор будет включать: комплекс мер по созданиюторгово-экономических зон продвижения торговли с приграничными странами, содействиеоткрытию представительств казахстанских бизнес-структур за рубежом, повышениеэффективности деятельности торговых представительств страны, изучениепотребности, механизмов и источников финансирования создания торговых домов искладов за рубежом [1].
В целях подъема экономики приграничных территорий, каксоставной части социально-экономического развития регионов и страны в целом, вэтом случае необходимо сделать основной упор выхода казахстанских товаров нарынки — России, Кыргызстана и Узбекистана. Эти аспекты определяют необходимостьизменения отношения к приграничному сотрудничеству в Республике Казахстан.
В настоящее время потенциал республики не в полной мере задействованв системе международных грузопотоков, в приграничной торговле, экспортаказахстанских товаров, до конца не сформирована специализация основныхмеждународных транспортных коридоров. Требуется повысить уровень сервисныхуслуг и качество транспортных путей в соответствии с международнымистандартами, призванных обеспечить полноценное формирование транзитных грузопотоковпо территории страны. Одним из факторов является развитие транспортныхкоридоров на приграничных зонах, только за счет этого возможно привлечь наибольшееколичество представителей международного бизнеса, транснациональных компаний, отечественныхи зарубежных инвесторов, прежде всего своими либеральными условиями ведениябизнеса, создание свободно экономических зон, минимизацией рыночных издержек,особенно необходимых для успешного развития среднего и малого предпринимательствастраны [2].
Как известно, для стран Центральной Азии развитиетранспортных коридоров — одно из наиболее конкурентных стратегическихнаправлений и Казахстан не стал исключением.
В рамках реализации ряда Соглашений между ПравительствамиКазахстана и Китая о создании и регулировании деятельности Центра, а также порученийГлавы государства Н.А.Назарбаева, озвученных им в ежегодном Послании народуКазахстана Правительством Республики Казахстан с 2005 года на участкеказахстанско-китайской границы в районе одноименного поселка Хоргос ведутсяработы по созданию Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос»(далее — Центр). Центр находится на транспортном коридоре и является ответомнашей страны на действия китайского правительства на казахстанско-китайскойгранице, где сейчас создана и интенсивно осваивается зона свободной торговлигорода-порта Хоргос. На сегодняшний день Центр заявлен, как зона международногосотрудничества и приграничной торговли с Китаем.
Идея создания Международного центра приграничногосотрудничества на границе с Китайской Народной Республикой, была впервыеозвучена во время официального визита Главы государства в КНР в декабре 2004года. На тот момент речь шла о создании трансграничной территории для веденияторговых операций.
Центр будет представлять собой современный международный транспортно-торговыйузел с торгово-ярмарочными территориями, центром оптово-розничной торговли идемонстрационными залами. Также, будут телекоммуникационные услуги,информационно-логистический центр, пункты общественного питания,санитарно-карантинные пункты, специализированные автоматизированные складскиепомещения для хранения и обработки грузов, центры сертификации, транспортно-экспедиционныеи брокерские фирмы, страховые компании, туристические фирмы и т.д.
Эффективная реализация проекта должна не только обеспечитьразвитие приграничной торговли, привлечь внимание крупнейших международныхинвесторов, но и повысить благосостояние приграничного населения, создать условиядля улучшения работы перерабатывающих предприятий и организаций сферы услуг.
Кроме того, планируется построить новые помещения длягосударственно-контрольных служб, административно-деловой центр, культурный игостинично-бытовой центр, куда будут входить бизнес-центр, офисы банков и страховыхкомпаний, административные помещения и простые офисы, торговые и туристскиепредставительства, культурный блок, включая этнографический парк и гостиничныйблок.
Являясь крупным транспортно-логистическим узломмеждународного значения, пункт перехода «Хоргос» будет функционировать вперспективе как «сухой порт» по направлению «Восток-Запад» и как крупныйтранспортно-логистический и торгово-промышленный центр международного значения.Этот торгово-транспортный трансграничный коридор обеспечивает выход Китая идругих государств Юго-Восточной Азии в страны Европы и Ближнего Востока черезКазахстан и способствует дальнейшему развитию торговли и грузопотоков понаправлению «Восток-Запад». Соответственно, в перспективе Центр также будетобладать всеми вышеперечисленными преимуществами и потенциалом.
Общая стоимость проекта составила 385 млрд. 658 млн. тенге, втом числе 311 млрд. 930 млн. тенге за счет капиталовложений инвесторов и 73млрд. 728 млн. тенге за счет средств республиканского бюджета. То есть, на одинтенге выделяемых бюджетных денег привлекается 4,2 тенге инвестиционных средств.Кроме того, на территории Центра будет создано более 5 тыс. рабочих мест, иежедневный поток людей только с казахстанской части составит 20 тыс.посетителей [3].

1.2 Евроазиатский транзитный мост
Создание Центра на казахстанско-китайской границе идальнейшее его развитие, как главного опорного пункта нового Евроазиатскоготранзитного моста, открывает новые возможности для расширения международнойторговли и предполагает формирование территории безвизового посещения граждандвух государств — Китая и Казахстана, а также третьих стран, для проведенияделовых встреч, презентации продукции, производимой в Казахстане, Китае, встранах СНГ и других сопредельных странах, ведения торговых сделок и проведениядосуга на территории 528 га.
Принцип, заложенный в создании Центра – свободное перемещениев пределах его границ граждан Казахстана и Китая, а также граждан третьих государств,официально находящихся в стране пребывания сроком до 30 суток на основаниидействительных документов. Cтроящийся Центр позволит улучшить и упорядочитьвзаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество с Китайской Народной Республикойи увеличит динамику роста внешнеторгового оборота между двумя странами.
Правительство должно реализовать свои преимущества передреально существующей конкуренцией между пограничными с Китаем автомобильнымипереходами соседних стран по обеспечению устойчивых внешнеторговых, финансовых,промышленных и других форм двустороннего сотрудничества с КНР путем созданногоЦентра.
Сегодня складываются благоприятные экономические иполитические условия для развития приграничного сотрудничества и транзитного потенциалаКазахстана, которые формируют основные территории и инфраструктурные оси дляразмещения новых конкурентоспособных производств и услуг. Также появляетсяреальная возможность применения эффективно развивающихся в современной мировойэкономике принципов производственной и транспортной логистики в реализации Стратегии индустриально-инновационного развития РеспубликиКазахстан на 2003-2015 годы.
Развитие логистики как базового механизма определенияэкономической идентичности страны в международном экономическом пространстве,для Казахстана, сравнимо, например, с Германией, находящейся на пересечениитранспортных коридоров и имеющей самый мощный транзитный потенциал в Европе.Сегодня Германия является крупнейшим логистером на международных рынках изанимает пятое место в мире среди стран-экспортеров. Казахстан, реализуя свойтранзитный потенциал, может занять такую же лидирующую позицию в Содружественезависимых государств (далее — СНГ) и Центрально-азиатском регионе, создавреальные условия для развития своего экспортного потенциала к 2012 году. Этомуспособствует расширение условий экономического сотрудничества с Китаем, а такжеформирование позитивных сдвигов для развития общего экономического пространствамежду Казахстаном и Россией [4].
В настоящее время в целях развития приграничной торговли вРеспублике Казахстан Министерством индустрии и торговли совместно с Социально-предпринимательскимикорпорациями ведется работа по созданию на приграничных регионах с Россией,Узбекистаном и Кыргызстаном торгово-экономических зон (торгово-логистическихцентров).
Особое внимание будет уделено формированию и развитию зонприграничной торговли в приграничных с Россией, Китаем и Узбекистаном регионах[1].
Так, в настоящее время ведется работа по созданиюторгово-логистического центра в районе перехода через государственную границу«Таскала» (Западно-Казахстанская область) и «Озинки» (Саратовская область РФ).
По предложению Министерства индустрии и торговли на V Форуме приграничныхрегионов Казахстана и России, который прошел в Актобе в период с 22 по 24сентября 2008 года, были подписаны соглашения:
— между Акиматом Западно-Казахстанской области РеспубликиКазахстан и Правительством Саратовской области Российской Федерации осотрудничестве по созданию торгово-логистического центра «Таскала» и торгового,выставочного и транспортно-логистического центра «Озинки» (прилагается);
— соглашение между АО «СПК «Батыс» и ООО «ТранспортныйЛогистический Центр Саратовской области» по содействию развитию инфраструктуры,экономической интеграции, расширению взаимной торговли и экономическому ростуРеспублики Казахстан и Российской Федерации.
Кроме того, в настоящее время Министерством индустрии иторговли разработана концепция по созданию торгово-экономических зон(торгово-логистических центров) с сопредельными государствами, которая ужепредварительно одобрена на заседании Рабочей группы по разработке предложенийпо вопросам развития приграничного сотрудничества Казахстана с сопредельнымистранами, созданного распоряжением Премьер-министра Республики КазахстанМасимова К.К. от 14 июля 2008 года № 186-р.
Принимая, во внимание, что Казахстан и Россия находятся вфокусе коммуникационного потока между Европой и Азией, задача Правительства.
Республики Казахстан целе-направленно использовать этоуникальное геополитическое положение.
По прогнозам Министерства индустрии и торговли РеспубликиКазахстан, в случае создания указанного маршрута, доставка будущих грузопотоковиз портов Японии, Южной Кореи и Китая в Европу увеличится в десятки раз. Всвязи с этим, станция «Таскала» является географически выгодным пунктомхранения грузов, в том числе и в плане доставки грузов из этой точкиавтотранспортом на расстоянии до 3 000 км (Европа).
До настоящего времени Министерством индустрии и торговливелась работа по созданию центров приграничного сотрудничества с КыргызскойРеспубликой и Республикой Узбекистан, но ввиду наличия возникших проблем поидеологии создания с уполномоченными органами сопредельных стран названныхцентров, работа в данном направлении неоправданно затягивается.
Рамочное соглашение между Правительством Республики Казахстани Правительством Кыргызской Республики о создании Международных центровприграничного со-трудничества «Аухатты — Кен-Булун» и «Айша биби — Чон-Капка»,подписанное в городе Бишкек 26 апреля 2007 года в ходе официального визитаПрезидента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. в Кыргызскую Республику,утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 февраля 2008года № 122 и вступило в силу в апреле 2008 года.
В этой связи, по аналогии с Российской ФедерациейМинистерством индустрии и торговли Акимату Жамбылской области и СПК «Онтустик»предложено приступить к реализации данного вопроса путем созданияторгово-логистического центра (далее — ТЛЦ) на границе с КыргызскойРеспубликой.
Кроме того, Министерство предлагает вместо двух создаваемыхМЦПС создать один ТЛЦ, который позволит упростить торговые операции, вопросыоформления грузов, создать благоприятные условия для насыщения внутреннегорынка плодоовощной продукцией.
В этой связи, необходимо отметить, что существующие исоздаваемые специальные экономические зоны, индустриальные зоны,торгово-логистические и транспортно-логистические центры всецело направлены насоздание эффективной торговой, логистической, промышленной и транспортнойинфраструктуры, которые начнут развивать приграничную торговлю и транзитныйпотенциал республики, обеспечат потребность экономики и населения вкачественных услугах.
Создание и развитие торгово-логистических центровпредполагает достижение следующих результатов:
— развитие индустриально-инновационной инфраструктурыприграничных территорий Казахстана;
— развитие специальных технопарковых зон вдоль транспортногокоридора, на основе геоэкономических ресурсов городов Алматы, Тараза, Шымкента,Кызылорды, Актюбинска и Уральска;
— создание благоприятных условий для привлечения мировыхбрендов и транснациональных корпораций, в целях продвижения казахстанскогоучастка трансконтинентального азиатского коридора в число активно действующихмеждународных транспортных коридоров;
— модернизация структуры промышленности Казахстана путемпривлечения современных наукоемких технологий производства через организацию системсубконтрактации, промышленного аутсорсинга с производителями развитых ииндустриально развивающихся стран;
— рост экспорта казахстанских промышленных товаров;
— дальнейшее развитие и укрепление международных связейРеспублики Казахстан с другими странами, в частности с Китайской НароднойРеспубликой, Российской Федерацией, странами Содружества НезависимыхГосударств, Азии и Европы на уровне государственных органов и бизнес сообществ;
— способствование развитию туристской отрасли, повышениеобъемов въездного туризма;
— увеличение бюджетных поступлений за счет роста объемовгрузопотоков через территорию Республики Казахстан;
— вхождение Республики Казахстан в международную системуразделения труда, развитие внешнеэкономической деятельности;
— формирование новых рабочих мест, повышениепрофессионального уровня населения страны, занятого в процессе отечественноготоваропроизводства.

2. Теоретические проблемы и вопросы моделированияэкономики Республики Казахстан
2.1 Международнаяпрактика реализации внешнеторговой деятельности и выводы для Казахстана
 Нарастающиесяглобальные тенденции в экономике требуют от Казахстана реформиро-ваниевнешнеторговой деятельности. Достижение достойного места Казахстаном в мировомэкономическом пространстве возможно только при поддержании внешнеторговойстратегии, ориентированной на инновационный тип экономического развития страны.Для определения оптимальной внешнеторговой деятельности представляетсяцелесообразным использование мирового опыта.
В экономической литературе в основномвыделяют 2 модели развития внешнеторговой деятельности: экспортоориентированнуюи импортоориентированную.
В основу первой модели развития внешней торговли зарубежныхстран ставится экспорт определенных товаров и соответствующей международнойспециализации. За счет прямых иностранных инвестиций и импорта приобретаетсятехнология. Задачей первостепенной важности для государства становится переходк экспорту технически более сложных товаров. Развитие производства, техническийпрогресс, расширение номенклатуры произво-димых товаров, повышение квалификациирабочей силы – все это направляется на изменение международной специализации.
Вторая же ставит во главу угла международную промышленную специализациюи кооперацию, с развитием которых связываются надежды и на насыщениевнутреннего рынка, и на его структурирование [1, с.103].
Большой интерес вызывает китайский путь развития внешнейторговли. «Китайской» модели присуща большая жесткость в государственномрегулировании внешнеэкономической деятельности и постепенность в открытииэкономики. Она играет важную роль в экономическом развитии страны и всецелоподчинена внутренней экономике. Развитие внешнеэкономической деятельностипредставляет типичный пример страны, идущей по пути «догоняющего развития».
Характерной особенностью проводимой политики Китая явилосьосуществление мер внешнеэкономической либерализации лишь в той степени, вкоторой они отвечают национальным интересам.
Наступательная тактика внешней торговли в Китае взначительной степени повысила эффективность использования и распределенияматериальных ресурсов страны, существенно стимулировала непрерывный ростэкономики. Одними из основополагающих причин роста китайской внешней торговли являетсядецентрализация и ослабление условий торговли. На сегодняшний день около 4000компаний обладают правом осуществления внешнеторговых операций.
Довольно длительное время китайское правительствоосуществляло поддержку и защиту отечественному производству. До вступленияКитая в ВТО, их импортные пошлины считались наиболее высокими в мире.Действовали различные административные требования по соответствию достаточногоуровня качества товара, недопущению загрязнения окружающей среды и т.д.
В экспортной политике Китая существовал своеобразный механизмгосударственной поддержки всей цепочки экспортного производства. Прежде всего,предусматривались крупные льготы и государственное кредитование.
В Китае осуществлялась политика всяческого стимулированияэкспорта. В данном направлении предпринимались следующие меры:
–          предоставлениевнешнеторговым организациям финансовой самостоятельности;
–          осуществлениеподдержки и выдача кредитов предприятиям, занимающихся производством экспортнойпродукции;
–          выделениематериальных ресурсов для производства экспортной продукции;
–          освобождениеот таможенных пошлин;
–          поощрениеразличных форм торговли готовой продукцией.
Таким образом, экспорт в Китае являетсяосновным источником развития национальной экономики. Либерализация внешнейторговли осуществлялась в первую очередь в системе государственных интересоввнутренней экономики.
Для «канадско-австралийской» моделиразвития внешней торговли характерно использование экспорта природных ресурсов,а также сельскохозяйственного сырья для оплаты импорта передовых технологий.
Важно подчеркнуть, что Канада достаточнобыстро наращивает промышленный потенциал и меняет структуру своего экспорта всторону увеличения доли готовых изделий, в том числе машин и оборудования.
В целях интенсивного развития внешнеторговойдеятельности страны правительством Канады принята Программа продвижения товарови Программа развития экспортных рынков [1].
Таблица 1 Название Основные разделы Программа продвижения товаров Выставки и ярмарки за границей, торговые миссии и семинары Программа развития экспортных рынков Участие в строительстве крупных промышленных объектов за рубежом, исследование рынка, приспособление к его «новым условиям», выставки и ярмарки за границей, организация экспортных консорциумов
Внешнеторговая стратегия Канадыосновывается на принципах и методах предусмотренных в вышеназванных программах.Так, программа продвижения товаров предусматривает инструменты регулирования иподдержки экспорта, по которой правительства субсидируют товары приоритетныхотраслей.
Программа развития экспортных рынковпредусматривала финансирование части расходов по реализации экспорта,производимого по инициативе частного и сектора. В соответствии с даннойпрограммой правительство оказывало финансовую поддержку перспективнымэкспортным отраслям, продвижение которых на внешние рынки способствовали быповышению притока экспортной выручки.
Огромное содействие продвижениюсовременной продукции (машины, авиационная техника, атомные реакторы) намеждународный рынок оказывала Корпорация по развитию экспорта посредствомвыделения среднесрочных и долгосрочных кредитов. Увеличение канадского экспортаблагодаря этим кредитам осуществлялась за счет привлечения к экспортнойдеятельности мелких и средних компаний.
Продовольственная помощь за границурассматривается как важное средство продвижения сельскохозяйственной продукциина внешний рынок. Поскольку привыкание к канадской продукции способствуетспросу их продукции.
Считается «китайская» и модель «странПерсидского залива» приемлемы к применению, если страна обладает такой жеразвитой многоотраслевой промышленностью, геополитическим положением иполитическим режимом. «Канадско-австралийская» модель отличается особойтактикой продвижения товаров на внешние рынки и увеличения доли готовых изделийв экспорте.
Тем самым данная модель представляет собойнаиболее сбалансированный тип развития внешней торговли страны.
Для модели «стран Персидского залива»характерна ориентация на экспорт ограниченного числа ценных ресурсов, которыйприобретает исключительное значение для социально-экономического развитиястраны. Производство и экспорт таких ресурсов становятся главным содержаниемвсей экономики, дают возможность обеспечивать достаточно высокий уровень жизнинаселения и мобилизацию средств для развития некоторых отраслей обрабатывающейпромышленности.
2.2 Внешнеторговый режим США, наивысшаястепень либерализации
Внешняя торговля играет важную роль вэкономике США, а наиболее серьезным фактором ее развития является экспорт.Историческисложилось так, что экономика США представляет собойклассический образец относительно замкнутой экономики, сочетающей в себепрактику использования тарифных и нетарифных ограничений иностранным товарам винтересах защиты отечественной индустрии наряду с либерализмом. В настоящеевремя внешнеторговый режим США характеризуется наивысшей степеньюлиберализации, что является закономерным следствием высокой международнойконкурентоспособности ее национальной экономики.
В теоретическом плане современная внешнеторговая стратегияСША базируется на значительно модифицированной доктрине «свободы торговли»,допускающей и даже предполагающей использование различных торгово-политическихрычагов для защиты.
Основной целью США в торговой политике в настоящее время являетсяоткрытие новых рынков для американского экспорта и защиты национального рынкаот «несправедливой» иностранной конкуренции.
В товарном составе внешней торговли США прослеживаютсянекоторые тенденции. В экспорте, это, прежде всего значительное падениепромышленного сырья при повышенной роли инвестиционных товаров, а в импорте –это снижение доли продовольственных товаров и повышение удельного весапотребительских непищевых товаров. В целом структура экспорта характеризуетсябольшей стабильностью, чем структура импорта. В экспорте США усилиласьспециализация на сбыте продукции наукоемких отраслей. Тем самым прослеживаетсясильная взаимосвязь между достижениями НТП и развитием внешней торговли.Промышленность США характеризуется лидерством по производству ряда стальнойпродукции. США одни из признанных лидеров автомобилестроения.
Международной специализированной отраслью остается сельскоехозяйство. Экспорт сельскохозяйственных товаров активно поддерживается восновном путем оказания прямой финансовой помощи фермерам, государственногокредитования и гарантированием.
В современных условиях в центре внимания внешнеторговойстратегии США находятся вопросы защиты определенных отраслей экономики отиностранной конкуренции и проблемы продвижения своих товаров на новых рынкахсбыта.
Регулирование импорта в США чаще всего происходит посредствомприменения тарифных инструментов торговой политики. До сих пор применяютсянормы квотирования общего объема допустимого импорта относительно продукциитекстильной промышленности. Достаточно новыми средствами защиты отечественнойпромышленности, особенно автомобилестроения являются завышенные требования поэкологической защите.
Американским правительством путем тарифного протекционизмаактивно поддерживается сельское хозяйство. Помимо этого, экспортсельскохозяйственной продукции активно поощряется оказанием прямой финансовойпомощи фермерам, государственным кредитованием и его гарантированием[2,c.35].
Важно отметить, что современнаягосударственная стратегия внешней торговли США сформировалась под воздействиемцелого комплекса сложных и противоречивых факторов. В борьбе за рынки сбытаготовой продукции первостепенное значение приобретают качество и техническаяновизна товаров. В настоящее время производство экспортируемой продукциизависит от импорта сырья, но не настолько как страны Европейского Союза иЯпония. Огромная доля импортируемого сырья, за исключением нефти поступает изКанады, Австралии и других индустриально развитых государств. В связи с этим,одной из главных задач экспортной политики США является оптимизация ирационализация импорта сырьевой продукции.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что правительствоСША проводит достаточно либерализованную внешнеторговую политику, однако длязащиты национальных интересов оно достаточно широко применяет инструментытаможенно-тарифного регулирования. В сфере регулирования американскогоэкспорта, можно отметить четкий механизм его содействия путем выделенияогромных финансовых ресурсов.Особенности внешнеторговой деятельности странЕвропейского Союза заключаются в свойственных данному региону факторах:
–          узостьсобственных рынков товаров, капитала и рабочей силы;
–          ограниченностьначальных возможностей развивать НТП;
–          высокаязначимость внешнеэкономических отношений в развитии страны и ееобщехозяйственной стратегии
Международная торговля является одним из основных факторовэкономического прогресса европейских стран, а тенденции развития торговойдеятельности зримо свидетельствуют об оптимальном характере функционирования иххозяйственных систем.
В отличие от большинства развивающихся стран и даже США, гдеобъектами экспорта и импорта выступает продукция, относящаяся к различнымтоварным группам, в европейской торговле экспорт и импорт представлен восновном продукцией схожих отраслей. В подобных условиях торговые операциипоощряют конкуренцию во всех отраслях, а не развивают гипертрофированнымобразом один сектор хозяйства в ущерб другому. Этим объясняется, в частности,тот факт, что около 85 % экспорта и 77 % импорта ЕС приходится на промышленныетовары [3, с.8].
Таким образом, европейские страны импортируют в первуюочередь те товары, которые в недостаточном количестве производятся. Учитываяроль международной торговли в обеспечении стабильного экономического роста, можноутверждать, что внешнеторговая деятельность стран Европы приносит им весомыерезультаты, а европейская экономическая интеграция имеет под собой несравненнопрочное основание. Страны ЕС остаются весьма конкурентоспособными практическипо всем основным товарным позициям. Они обеспечивают оптимальноерассредоточение своих торговых потоков, не попадая в зависимость отхозяйственной конъюнктуры в США, Азии или Латинской Америке. Обложение импортатаможенными пошлинами осуществляется с помощью систематизированного таможенноготарифа, который используется в зависимости от соглашений между странами опредоставлении друг другу режима наибольшего благоприятствования.
Основной силой экономики стран ЕС является, прежде всего,высокая конкурентоспособность товаров на мировом рынке и высокая экспортнаядоля в ВВП. В целом, основным фактором, обеспечивающим увеличение темпов ростаэкономики является высокие темпы роста экспорта.
Европейские страны, как и США, заявляют, что руководствуютсяпринципами свободной торговли, правилами и рекомендациями ВТО. Однако онидовольно широко используют такие протекционистские меры, как квотирование,субсидирование, манипулирование тарифами и т.д., особенно для защиты тяжелойпромышленности и судостроении.
2.3 Укрепление нормативно-правовой основугосударственного регулирования внешнеторговой деятельности
На наш взгляд, в Казахстане необходимо укрепитьнормативно-правовую основу государственного регулирования внешнеторговойдеятельности. Допустим, в нашей республики отсутствует закон о внешнеторговойдеятельности. В первую очередь, необходимо разработать комплексный закон овнешнеторговой деятельности, определяющий общую концепцию государственногорегулирования внешнеторговых связей, а также рассмотреть те вопросы, правовоерегулирование которых отсутствует. К данным вопросам относятся проблемы,связанные с экспортом капитала, торговлей лицензиями, страхованием экспорта ит.д. Немаловажную роль в сфере активизации внешней торговли играютведомственные акты министерства индустрии и торговли. В Казахстане назреланеобходимость модернизировать систему информационного обеспечениявнешнеторговой деятельности.
Позитивную роль в данном направлении может сыграть созданиенекоммерческой организации, финансируемой из республиканского бюджета, занимающейсясбором и анализом маркетинговой информации, организацией выставок казахстанскихтоваров за рубежом, рекламной работой (аналогично организации содействияразвитию внешней торговли ДЖЕТРО).
В плане заимствования опыта американскоймодели, наиболее полезной является практика использования тарифов или квот дляограничения импорта зарубежных товаров в интересах защиты отечественнойиндустрии и сельского хозяйства. В США четко отрегулирован механизмпредоставления поддержки конкретным отраслям производства, действительнонуждающимся в ней. Таковыми являются следующие отрасли: текстильнаяпромышленность, автомобилестроение, сельское хозяйство. Для вышеперечисленныхотраслей определяется объем предоставления финансовых ресурсов для их развития.Наряду с этим, устанавливаются относительно высокие барьеры для импорта товарованалогичных иностранных отраслей. Оказание широкой поддержки отечественнымпроизводителям выборочных отраслей и установление высоких требований на ввозиностранных товаров носит временный характер, т.е. на период становления иукрепления отечественных предприятий.
На сегодняшний день перед Казахстаномсуществует угроза становления сырьевым придатком развитых стран. Для избежаниятакого пути развития, необходимо пройти сложный путь интеграции Казахстана всистему международного разделения труда. Прежде всего, этому способствуетподдержание экспорта высокотехнологичных производств; переориентация импорта,способствующей модернизации экономики; усиление региональной интеграциипосредством расширения взаимодействия со странами ЕЭП.
На наш взгляд, Казахстану значительное внимание необходимоуделить совершенствованию механизма продвижения готовой продукции намеждународные рынки. Безусловно, казахстанская продукция еще не способнаконкурировать с иностранной продукцией, а также не пользуется достаточнымспросом. Однако казахстанские товары могут обладать конкурентнымипреимуществами в развивающихся странах. Продвижение отечественных товаров насоответствующие рынки требует поддержки со стороны государства. Наиболеедейственной формой государственной поддержки сможет стать заключениедвусторонних или многосторонних договоров о режиме наибольшегоблагоприятствования в торговле и предоставление государственных гарантий.

3. Оценка макроэкономической, институциональной иправовой среды Республики Казахстан, как приоритетных направлений повышениянациональной конкурентоспособности
3.1 Конкурентоспособность национальной экономики
Конкурентоспособность национальной экономики – это системноеи динамичное понятие. Сегодня, когда Казахстан добился устойчивых позиций вомногих секторах экономики, вопрос встает о развитии качественнойконкурентоспособности, основанной на модернизации экономики, процессе глобализациинациональных хозяйств и развитии социально ориентированного общества.
Сегодня для Казахстана важно не только достижение хорошихпозиций в различных международных рейтингах, но и обеспечение устойчивого ростанашей экономики и благосостояния нашего общества.
В этой связи Правительством Республики Казахстан было принятоПостановление от 28 декабря 2007 года № 1332 «О Концепции достижениякачественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностейэкономики Республики Казахстан на 2008-2015 годы».
Согласно этой Концепции определены следующие шестьприоритетов:
— конкурентоспособная ментальность;
— макроэкономическая, институциональная и правовая среда;
— инновационность и технологичность;
— вертикальные и горизонтальные аспектыконкурентоспособности;
— эффективный бизнес;
— устойчивое развитие, высокое качество жизни населения,современная система образования.
В данной статье по одному из приоритетов –макроэкономическая, институциональная и правовая среда — проведен анализдостигнутого уровня конкурентоспособности, в результате которого данырекомендации по повышению уровня конкурентоспособности страны, развитиюсоответствующих резервов, локализации имеющихся угроз.
При этом, в анализе развития приоритета в государствепроводились:
1.  Мониторинги анализ информации государственных органов;
2.  Мониторинги анализ материалов средств массовой информации;
3.  Мониторинги анализ результатов оценок, проводимых
международными организациями и рейтинговыми агентствами.
Ниже приводятся основные аспекты, необходимые длярассмотрения при анализе процесса достижения качественного уровняконкурентоспособности.
Макроэкономическая ситуация:
1. Уровень ВВП
2. Уровень инфляции
3.        Уровеньбезработицы
4.        Уровеньвнешнего долга к ВВП
Оценивается по шкале от 1-10 (10-100%)
1. Институциональная среда
2. Бюджетная система
3. Финансовая система
4. Налоговая и таможенная системы
5. Судебная система
Оценивается по шкале от 1-10 (10-100%)
1. Правовая среда
2. Борбьба с коррупцией. Создание новых, более совершенныхформ борьбы с коррупцией.
3. Устранение административных барьеров, препятствующихразвитию бизнеса.
4.Развитие внутренней конкуренции
Оценивается по шкале от 1-10 (10-100%)

3.2 Макроэкономическая ситуация в Казахстане
В качестве индикатора, отражающего достижение стратегическойцели по росту ВВП на предстоящие пять лет, Правительство ставит перед собойдостижение утроения ВВП в 2015 году по сравнению с 2000 годом, в соответствиисо Стратегией индустриально-инновационного развития до 2015 года, обеспечиваясреднегодовой рост ВВП в 2009-2013 годах на уровне 5,5%.
 
/>
Рисунок 1 — Прогнозируемая динамика роста ВВП до 2015 го В целом, экономикаКазахстана продолжает расти, однако темпы роста снизились в сравнении с 2007годом. В январе-апреле 2007 года темпы роста ВВП составили 10,4%, то вянваре-апреле 2008 года он снизился до 4,6%.
За />I полугодие 2008года, согласно данным Агентства РК по статистике, объем валового внутреннегопродукта (ВВП) Казахстана составил 7195598,6 млн. тенге. Доля производстватоваров в структуре ВВП составила 46,7%, где основная часть приходится напромышленность — 34,7%. При этом доля обрабатывающей промышленности увеличиласьс 11,5% в 2007 году до 12,9% в I полугодии 2008 года. Доля строительства составила7%, а доля сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства понизилась с 5,7% в2007 году до 2,5% в I полугодии 2008. Доля производства услуг в структуре ВВП — 55,2%.
Темпыроста экономики Казахстана в первом полугодии текущего года составили около 5%, что выше среднемировых темпов роста. Уровень безработицы не превысил 7%.Рост инвестиций в экономику составил 10 %. В целом стабилизируются цены,уровень инфляции в сентябре текущего года по отношению к декабрю 2007 годасоставил 8,1 %, что позволяет надеяться по итогам года на инфляцию в размере неболее 10 %. На 1 октября текущего года общий объем международных резервовстраны и активов Национального Фонда превысил 51,5 млрд. долл. США,увеличившись с начала года на 34 %.
Темне менее, усиление инфляционных процессов в республике продолжается. Какпоказали итоги 2007 года и прошедшего периода текущего года, практически вовсех сферах естественной монополии произошло повышение цен и тарифов.Вследствие отсутствия эффективной антимонопольной политики в государстве,издержки обращения необоснованно переносятся на конечную стоимость товаров иуслуг.
Какпоказали результаты опроса, приведенные на сайте консалтинговой компании«Ksilon», многие верят, что во втором полугодии экономическая ситуация вКазахстане ухудшится. Об этом заявили 43,75% участников опроса. Еще 37,5 %респондентов не ждут каких-либо изменений в экономике ни в лучшую, ни в худшуюсторону. Возможность улучшения экономической ситуации в стране допускают всеголишь 18,75% опрошенных посетителей сайта (рисунок 2).

/>
Рисунок 2 — Результаты опроса консалтинговой компании«Ksilon»
Поинформации государственных органов, на поддержку экономики в 2007-2008 годах ПрезидентомРК Н. Назарбаевым было поручено выделить свыше 540 миллиардов тенге или болеетрех с половиной процентов от прогнозируемого на 2008 год объема ВВП страны. Настабилизацию рынка жилищного строительства было выделено свыше 175 миллиардовтенге, и эти средства, в первую очередь, направлены на поддержку дольщиков. Вцелях обеспечения продовольственной безопасности страны для развития сельскогохозяйства в 2008 году выделено порядка 135 миллиардов тенге.
Вцелях повышения эффективности законодательно-правовой и методологической основыустановления цен и тарифов, в текущем году правительство приняло рядорганизационных мер по устранению недостатков в работе антимонопольныхведомств. В целях реализации комплексной антиинфляционной политики реализуетсяплан мероприятий по регулированию инфляционных процессов в Республике Казахстанна 2008-2009 годы.
Запрошедший период Национальным Банком совместно с Правительством РеспубликиКазахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзоруфинансового рынка и финансовых организаций был предпринят ряд мер, которыепозволили решить проблему нехватки текущей ликвидности банков второго уровняРеспублики Казахстан, избежать дефолтов банков по их внешним обязательствам и вцелом сохранить устойчивость финансовой системы страны. Мониторинг и анализпубликаций в казахстанских СМИ за прошедший период 2008 года такжесвидетельствуют о положительной оценке деятельности государственных органов, втом числе Национального Банка, в условиях глобального финансового шока. Негативноеосвещение в казахстанских СМИ получают вопросы о недвижимости, ипотеке ирастущей инфляции, вызванной ростом цен на основные продукты питания иэнергоносители.
Результатыоценок, проводимых международными организациями и рейтинговыми агентствами,носят менее оптимистичный характер. Так, рейтинговое агентство «Fitch»опубликовало отчет-оценку состояния финансовой системы, где отмечается, что всфере внешних финансов страны наблюдается улучшение, но при этом идет «снижениекачества банковских активов в условиях ухудшающегося макроэкономическогоклимата».
В рейтинге глобальной конкурентоспособности 2008-2009 ВЭФпозиции Казахстана значительно снизились в этом году по сравнению с прошлым. Помакроэкономическим показателям Казахстан занял 74 место среди 134 стран (длясравнения Казахстан занимал 25 место в 2007 году). При этом макроэкономическиепоказатели снизились по всем пунктам (таблица 1): профициту/дефициту бюджета на44 позиции, по норме национальных сбережений на 1 позицию, по государственномудолгу на 7 позиций. По уровню инфляции Казахстан занимает одну из худшихпозиций, 121 место из 134 стран, что по сравнению с прошлым годом ниже на 17позиций.
Таблица 1 Позиции РК по макроэкономическим показателям врейтингах ВЭФ за 2007-2008 гг. и 2008-2009 гг.Показатели 2007-2008 2008-2009 Профицит/дефицит бюджета 15 59 Норма национальных сбережений 47 48 Государственный долг 6 13 Инфляция 104 121
Дефицит текущего баланса вырос с 1,8 млрд.долл. в 2006 г. до7,0 млрд.долл. (т.е. 6,8% ВВП) в 2007 г. Благодаря высоким мировым ценам нанефть, торговый баланс оставался позитивным, хотя и ниже уровня предыдущегогода. Тем не менее, активное сальдо торгового баланса во многом составлялирасходы на услуги (транспорт, услуги нефтяной разведки, строительство),репатриация капитала прямыми иностранными инвесторами и текущие переводы зарубеж.
Согласноежегодного отчета Азиатского банка развития (АБР)«Перспективы развитияАзии», неожиданно возникшие вследствие глобальной неустойчивости финансовыхрынков трудности у местных банков привели к резкому сокращению объемовкредитования и снижению роста экономики. Согласно заключению их экспертов,основные вызовы, стоящие перед экономикой РК – это развитие несырьевыхотраслей, управление внешним долгом банковского сектора и снижение инфляции.Долгосрочные перспективы остаются позитивными ввиду больших запасов нефти встране.
Согласно прогнозам Миссии МеждународногоВалютного Фонда [1], в ближайшей перспективе темпы роста реального ВВПсохранятся на относительно невысоком уровне (4,5 процента в текущем году и 5,3процента в 2009 году, что намного ниже, чем прогнозы АБР). Если учесть, быстроэволюционирующую мировую экономическую и финансовую ситуацию, данные прогнозысопровождаются неопределенностью и имеются риски недостижения даже этихуровней.
В целом, по данным результатов международных агентствнаблюдается значительное снижение всех макроэкономических показателейКазахстана в различных международных рейтингах. При этом, наибольшеевоздействие на них оказывает высокий уровень инфляции. Однако, согласнопрогнозам экспертов, ожидается постепенное увеличение роста ВВП благодаряблагоприятной ценовой конъюнктуре на нефть. Другой важной проблемой являетсяпроблема с внешним долгом или ликвидностью местных банков, что значительноотразилось на экономике страны. В связи с этим, Правительству и Национальномубанку Казахстана необходимо активизировать работу по снижению инфляции, а такжегосударственной поддержке банков второго уровня.
3.2     Институциональнаясреда
 
Анализ состояния институциональной среды охватывает меры,нацеленные на улучшение бюджетной, финансовой, налоговой, таможенной и судебнойсистем в Казахстане. По информации государственных органов, в 3 квартале 2008года проводились масштабные мероприятия по улучшению данных направлений.
В текущем годупродолжается процесс внедрения системы государственного планирования ибюджетирования, ориентированной на результаты. В июле 2008 года Министерствомфинансов РК презентован и одобрен Стратегический план развития Министерствафинансов на 2009-2011 годы, где в качестве стратегических направлений отмеченыналоговая и таможенная сфера, исполнение бюджета, в частности, казначейскоеобслуживание, качество и доступность финансовой информации. В августе 2008 годаМинистерством экономики и бюджетного планирования РК проведена оценкареализации Стратегического плана развития на 2008-2010 годы и бюджетныхпрограмм пилотных государственных органов за первое полугодие текущего года.Также, Агентство РК по защите конкуренции разработало и одобрило стратегическийплан на 2009 – 2011 годы.
По информации Министерства финансов РК, доходы вГосударственный бюджет РК на 1 августа 2008 года составили 2021,3 млрд. тенге,затраты – 1887,5 млрд. тенге. По сравнению с соответствующим периодом 2007года, доходы увеличились на 28,2%, а затраты — на 33,2%. Отмечается тенденцияснижения относительных параметров правительственного и гарантированногогосударством внешнего долга к ВВП.
По данным Национально Банка РК, кредитные вложения банковвторого уровня в отрасли экономики на конец июля 2008 года составили 7278,2млрд. тенге. В общем объеме кредитных вложений доля долгосрочных кредитовсоставила 80,1%, доля кредитов в иностранной валюте – 42,4%. Объем депозитов вбанковской системе на конец июля 2008г. составил 4631,3 млрд. тенге, что на21,8% больше, чем в соответствующем периоде 2007г., депозиты населения – 1470,7млрд. тенге, и на 1,3% соответственно.
В целях совершенствования системы налоговогоадминистрирования органами Министерства финансов РК было предусмотрен комплексмероприятий, который включал детализацию исполнения обязательств по уплатетаможенных платежей и налогов в бюджет, проведение унификации и оптимизацииставок таможенных пошлин и создание электронной базы образцов сертификатовпроисхождения.
Верховный Суд РК сообщает, что сохраняется стабильнаятенденция улучшения качества и оперативности рассмотрения дел. В целяхдальнейшего совершенствования судебной системы, был разработан рядзаконопроектов. В частности, к законопроектам, которые были разработаны в 3квартале 2008 года, относятся проект Конституционного закона «О внесенииизменений и дополнений в Конституционный закон РК «О судебной системе и статусесудей РК» и проект закона «О Высшем Судебном Совете».
Ведется отработка проектов в Сенате Парламента по следующимтрем проектам: «О внесении изменений и дополнений в Уголовный,Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РК по вопросамсовершенствования судебной системы», «Об исполнительном производстве и статусесудебных исполнителей» (в новой редакции) и «О внесении изменений и дополненийв некоторые законодательные акты РК по вопросам внедрения института частныхсудебных исполнителей». Проект Указа Президента «О Стратегическом планеВерховного Суда РК на 2009-2011 годы» находится на стадии согласования сминистерствами юстиции, экономики и бюджетного планирования. Мониторинг ианализ публикации СМИ за 3 квартал 2008 г. свидетельствуют о нейтральной оценкедеятельности Правительства РК, Национального Банка, государственных органов вусловиях глобального финансового кризиса. В целях повышения финансовой иинвестиционной грамотности населения, формирования страховой культуры, а такжеразъяснения и информирования граждан Казахстана о предпринимаемых мерах пообеспечению стабильности на финансовом рынке страны, финансовыми организациямиеженедельно публикуются материалы.
В стране на текущий момент наиболее значимой стала пропаганданалогового законодательства Республики Казахстан. Многие казахстанские СМИотмечают, что в целом законопроект Налогового кодекса соответствует всемконцептуальным требованиям, которые выдвигались при его разработке, и его вводв действие станет большим шагом вперед как для государственной налоговойслужбы, так и для отечественного бизнес — сообщества. Также, таможеннымиорганами ежедневно осуществляется обзор публикаций в СМИ с анализом критическихпубликаций об их деятельности.
Такженами был проведен анализ результатов рейтинга различных международныхорганизаций.
Порезультатам рейтинга ВЭФ за 2008-2009, Казахстан занимает 81 место (80 в2007г.). В этом рейтинге, Казахстан имеет наиболее сильные позиции по защитеправ инвесторов (39 место) и по индексу прав (52 место). Вместе с тем,Казахстан добился значительных улучшений в сфере налоговых и таможенныхпроцедур. По показателю общая налоговая ставка Казахстан занял 43 место иповысил свои позиции (61 место в 2007), что свидетельствует об успешностипроведенных реформ в налоговой системе страны. Аналогичные улучшения можноувидеть и в рейтинге таможенных процедур, в 2008 году по показателю сложности,связанные с таможенными процедурами, Казахстан повысился на 4 позиции (100место), по показателю торговые барьеры занял 114 место (123 в 2007г.).По-прежнему в последних рядах остается Казахстан по независимости судебнойсистемы (102 место в 2008г.).
В рейтинге IMD по финансовым показателям Казахстан занимаетсредние/низкие позиции. По показателю управление общественными финансами(управление общественными финансами на протяжении следующих двух летухудшится/улучшится) Казахстан находится на 40-м месте из 56, по эффективностипенсионных фондов – на 30-м месте.
В конце июля 2008 года рейтинговая компания Standard &Poor’s опубликовала данные, подтверждающие оценку банковских рисков (BICRA)Республики Казахстан как относящейся к группе 8. Суверенные кредитные рейтингиотражают мнение Службы кредитных рейтингов Standard & Poor’s относительнобудущей способности и готовности суверенных правительств своевременно и вполном объеме выполнять свои долговые обязательства.
Оценка «ВВВ–» означает достаточную способность своевременно иполностью выполнять свои долговые обязательства при более высокойчувствительности к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих,финансовых и экономических условиях. А-3 означает умеренно высокую способностьсвоевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, при большойчувствительности к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих,финансовых и экономических условиях. КzAAA (рейтинг по национальной шкале)означает очень высокую способность своевременно и полностью выполнять своидолговые обязательства, самый высокий рейтинг. Знак «минус» обозначаетпромежуточные рейтинговые категории по отношению к основным категориям.
Таблица2 — Кредитный рейтинг КазахстанаРейтинг В иностранной валюте / Прогноз В национальной валюте / Прогноз Рейтинг по национальной шкале 29-04-2008 (последний рейтинг) BBB–/Негативный/A-3 (рейтинг может понизиться) BBB/Негативный/A-3 (рейтинг может понизиться) kzAAA
Что касается BICRA (Banking Industry Country RiskAssessment), то она отражает сильные и слабые стороны банковской системы даннойстраны в сравнении с банковскими системами других государств. Используяградацию BICRA, Standard & Poor’s делит банковские системы с точки зренияих подверженности страновым и отраслевым рискам на 10 групп. Самые сильныесистемы входят в 1-ю группу, самые слабые – в 10-ю. В группу 8 помимоКазахстана также входят Аргентина, Египет, Индонезия, Филиппины, Россия иРумыния.
Одновременно с оценкой банковских рисков Standard &Poor’s подтвердило оценку уровня гипотетических валовых проблемных активов(ВПА), которые могут возникнуть в финансовой системе Казахстана в случаереализации обоснованного (но не катастрофического) сценария экономической рецессии,на уровне 35-50%. Под ВПА подразумеваются все виды активов, которые находятсяна балансе банков и, в случае долгосрочного ухудшения в экономике, могут статьпроблемными. Это все кредиты с задержкой очередного платежа более чем на одиндень и все реструктуризированные кредиты (например, перепроданные, с измененнымсроком или условиями погашения для несправившегося заемщика). Сюда входят такжеоблигации, по которым могут задерживаться или прекращаться купонные выплаты иакции, реализовать которые можно будет лишь со значительной потерей от ценыпокупки (на 30–40% дешевле). В группу стран, имеющих ВПА на уровне 35-50%,входят Индонезия, Китай, Россия, Румыния и Таиланд. В феврале 2008 годакомпанией S&P’s был проведен анализ рисков банковского сектора Казахстана.В частности, были оценены экономические и политические страновые риски и сделаныосновные выводы:
1. Темпы ростаказахстанской банковской системы снижаются из-за проблем, возникших на мировомрынке.
2. Экономика продолжаетблагополучно развиваться, несмотря на
испытываемоедавление.
3. Власть высокоцентрализованна, но оказывает поддержкуместным банкам.
4. Ситуация с ликвидностью усложнилась, несмотря напостоянный приток ПИИ и государственную поддержку.
5. Риски по ссудам, накопившиеся во время недавнегокредитного бума, могут привести к некоторым потерям.
6. Смещение акцента с «наращивания» баланса на управлениебалансом.
3.3 Правовая среда
Анализ состояния правовой средыКазахстана охватывает меры, нацеленные на борьбу с коррупцией, создание новых,более совершенных форм борьбы с коррупцией, устранение административныхбарьеров, препятствующих развитию бизнеса, а также на развитие внутреннейконкуренции. Среди стран СНГ Казахстан занимает лидирующее положение вразработке законодательной базы и систем противодействия коррупции. Эта работаведется в рамках Межведомственной комиссии по вопросам совершенствованиядействующего законодательства в части противодействия коррупции, деятельностькомиссии обеспечивает Министерство юстиции РК.
Согласно статистическим даннымАгентства по статистике РК, за 8 месяцев 2008 года выявлено 1041 коррупционныхпреступлений, что на 11,2% ниже 2007 года (1172), при этом удельный вессоставляет 77,6% от общего количества выявленных всеми правоохранительными органами(1342). Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностьюобъясняет снижение изменениями, внесенными в уголовное законодательство в июле2007 года. В настоящее время коррупционными признаются преступления, связанныес получением лицами, их совершившими, имущественных благ и преимуществ.
Министерством финансов РК была принята Стратегия по борьбе скоррупцией. На сегодняшний день, начались работы по двум из пяти направленийстратегии – по реализации мероприятий по устранению коррупционных проявлений вовсех сферах налоговых отношений и по совершенствованию ведомственного контроля.
В частности, в 3 квартале2008 года Министерством финансов РК уточнен перечень коррупционных сфер вналоговых отношениях и мер по устранению в них коррупционных проявлений. Кромеэтого в рамках Плана развития и расширения функциональности информационнойсистемы ИНИС на 2008 год запланированы работы по исключению непосредственныхконтактов с налогоплательщиками.
В целях обеспечения реализацииконцепции по внедрению системы государственного планирования, ориентированногона результаты, Министерством юстиции РК был разработан Стратегический планразвития Министерства юстиции РК на 2008-2010 годы, который был одобрен назаседании Правительства. Для повышения осведомленности населения в сферезаконодательства, в 3 квартале Министерством юстиции РК проводилисьеженедельные брифинги по разъяснению действующего законодательства вреспублике. За 3 квартал 2008 года органами юстиции были организованы 1973выступлений в электронных и печатных СМИ.
Совместно с заинтересованнымигосударственными органами – Агентством по информатизации и связи иМинистерством культуры и информации РК – ведется работа по развертываниюширокомасштабных акций на тему борьбы с коррупцией.
В этих целях, Агентствомизготовлены социальные видео- и аудио-ролики на антикоррупционную тематику нагосударственном и русском языках, которые с 12 августа 2008 года транслируютсяна ведущих республиканских теле — и радиоканалах. Также совместно сзаинтересованными государственными органами, неправительственными организациямии НДП «Нур Отан» проводятся следующие мероприятия анти-коррупционнойнаправленности в городах Астана, Караганда, Кокшетау: «круглые столы»;изготовление информационных агитационных баннеров с указанием телефонов доверияорганов финансовой полиции, которые в ближайшее время будут размещены вмеждународном аэропорту, железнодорожном и автобусном вокзалах г. Астана.
С целью сниженияадминистративных барьеров для улучшения условий ведения бизнеса, а такжемониторинга и достижения эффективности правовой среды, государственнымиорганами было выполнено комплекс работ. Разработан законопроект по улучшениюзаконодательства по вопросам аудиторской деятельности в стране, главнымизадачами которого являются стимулирование улучшения инвестиционного климата,развитие фондового рынка, повышение ответственности аудиторов и аудиторскихорганизаций. В 3 квартале осуществлен переход от трехэтапной к одноэтапнойформе таможенного оформления. Комиссия,созданная 18 марта 2008 года проводит работу по усовершенствованиюразрешительной системы, порядка проведения проверок, системы регистрации правна недвижимое имущество и процедур сертификации товаров, работ и услуг.
В целях усиления работы,направленной на защиту прав объектов интеллектуальной собственности в структуреУправления организации таможенного контроля Комитета транспортного контроляМинистерства финансов РК в августе 2008 года создан Отдел по контролю заобъектами интеллектуальной собственности. Также, в настоящее время ведетсяработа по разработке проекта Закона РК «О внесении дополнений и изменений внекоторые законодательные акты РК в связи с вступлением РК во Всемирнуюторговую организацию». Данным проектом Закона предусматривается наделениетаможенных органов РК дополнительными полномочиями (ех-officio) в целяхосуществления эффективной защиты прав на объекты интеллектуальнойсобственности.
В целях снижения административных барьеров для развитиямеждународных автомобильных перевозок в Республике Казахстан Министерствомтранспорта и коммуникаций РК проработаны вопросы обеспечения первоочередноготранспортного контроля и оперативного круглосуточного прохожденияавтотранспортных средств в пунктах пропуска на государственной границе попринципу «одна остановка» с выдачей талона прохождения государственногоконтроля.
В целях снижения административных барьеров в рамкахадминистративной реформы разработан план мероприятий по реформированию Комитетатранспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций РК, в которомпредусматриваются мероприятия по сокращению некоторых контрольных функций всфере железнодорожного и водного транспорта, с последующей передачей их другимгосударственным органам и в местные исполнительные органы.
В четвертом квартале планируется утверждение среднесрочногостратегического плана Агентства РК по защите конкуренции, создания Совета поконкуренции при Правительстве и создание при Агентстве Центра развития и защитыконкурентной политики.
Информация из казахстанских источников СМИ соответствуетинформации государственных органов о результатах деятельности в сфере развитияболее эффективной правовой среды в стране. Так, в целях пропагандыгосударственной антикоррупционной политики по искоренению причин и условий,порождающих коррупционные правонарушения в сфере земельных отношений, в текущемгоду в 15 городах областного значения республики

4. Всемирный экономический форум
4.1 Финансовое развитие
В начале сентября выпустил свой первый отчет по финансовомуразвитию в рамках Программы индустриального партнерства ВЭФ. Исследованиепредставляет собой анализ финансовых систем и рынков капитала в 52 государствахи исследующий ключевые факторы финансового и экономического роста в развитых иразвивающихся странах. Отчет призван служить инструментом для государств приопределении приоритетов реформирования финансовой системы. Казахстан в рейтингеполучил 3,13 балла. Первую тройку составили США, Великобритания и Германия, азамыкают список Нигерия, Украина и Венесуэла. Из постсоветских стран в рейтингвключены только Казахстан, Россия и Украина, причем наша страна оценена вышесвоих коллег по СНГ, что подтверждает известный тезис о том, что наиболееэффективная реформа в Казахстане была проведена именно в сфере деятельностифинансовых институтов. Впрочем, несмотря на это, Казахстан все же расположилсявнизу рейтинговой таблицы, заняв 45 место из 52. Авторы отчета классифицируютКазахстан в категории стран с высоким уровнем рисков и финансовойнестабильностью, нуждающихся в совершенствовании институциональной ибизнес-среды. В частности, индекс институциональной среды, по которомуКазахстан занимает 47-ую позицию, рассчитывается из показателей либерализациирынка капитала, корпоративного управления, исполнения контрактов изаконодательно-регуляторных факторов.
Бизнес-средаизмеряется на основе показателей человеческого капитала, налоговой среды,инфраструктуры и стоимости ведения бизнеса.
Поданному показателю наша страна заняла то же 47-ое место, но если поинституциональному индикатору страна вышла немного вперед своих соседей, то покачеству бизнес-среды Казахстан сильно уступает России (34) и Украине (42). Поиндексу финансовой стабильности республика оказалась на 45-ой строке, чтоуказывает на актуальность риска системных — валютного, банковского или долгового- кризисов.
Наибольшихуспехов Казахстан добился в небанковском секторе. По этому критерию с 3,56балла страна занимает 12-е место. Это связано, прежде всего, с активностьюказахстанских компаний в продвижении на мировые фондовые рынки (по объемудохода от IPO страна занимает первое место среди анализируемых стран), сделкамипо трансформации активов в ценные бумаги – здесь Казахстан вышел на 2 местопосле США по соотношению объема секьюритизации к ВВП. Хотя необходимо отметить,что в этом секторе не был учтен страховой бизнес ввиду отсутствия информации понему.
Агентством РК по управлению земельными ресурсами (АУЗР) проведенысовещания по вопросам предоставления земель вокруг г. Астана и областныхцентров. Также, в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанскаяправда» опубликованы итоги работ, проведенных Агентством в соответствии сПосланием Президента к народу Казахстан.
По информации казахстанских СМИ, всего по итогам деятельностиКомитета транспортного контроля в сфере контроля на водном транспорте за 8месяцев 2008 г. было выдано 89 предписаний для устранения выявленных нарушений,выявлено 214 административных правонарушений, 215 человек привлечены кадминистративной ответственности, взыскано в бюджет штрафов на сумму 681 299тенге.
Американскийконсервативный исследовательский институт «Фонд Наследие» — The HeritageFoundation – ежегодно публикует рейтинг стран по индексу экономической свободы.Казахстан в рейтинге 2008 г. расположился на 76 месте из 162 стран мира с общимбаллом 60.5 из 100, что на одну десятую балла лучше, чем в прошлом году, но приэтом на одну строку ниже, чем в 2007 г. В последнем отчете Казахстан вошел вкатегорию умеренно свободных стран. Значительное улучшение показал индекссвободы торговли. Как отмечается в отчете, процессы либерализации в этой сферепродолжаются, но непрозрачность норм и стандартов, барьеры для выхода на рынокуслуг, требования лицензирования импорта, неясный механизм госзакупок, слабаязащита авторских прав, неэффективность и сложность таможенных процедур все ещесерьезно влияют на торговую свободу.
4.2Свобода ведения бизнеса в казахстанской среде
Ухудшениенаблюдается по свободе бизнеса, которая «ограничена регуляторной средой» вКазахстане. Это относится и к монетарной свободе – рынок определяет большинствоцен, но госрегулирование цен сохраняется.
Однойиз наиболее депрессивных категорий казахстанского индекса экономической свободыявляется инвестиционная свобода – ее показатель составляет всего 30%, и он неменялся с 1998 г. Отбор предложений по иностранным инвестициям частонепрозрачен, произволен и медленен. Неясная законодательная база, фаворитизм впользу казахстанских фирм, вмешательство правительства в коммерческие операцииотпугивают инвестиции, а большая часть операций с капиталом, платежи и переводытребуют официального одобрения, подлежат лимитированию и строгим требованиям подокументации.
Другаяявно проблемная область – права собственности (также 30%, и также неизменноезначение с 1998 г.). Большинство юридических споров возникают из-за нарушенийконтрактов/неплатежей со стороны правительства. Суды рассматривают себя большев качестве инструмента исполнительной власти, нежели гаранта контрактов илистража прав собственности. Некоторые иностранные инвесторы сталкивались ссерьезными проблемами, связанными с экспроприацией.
В целом, обзор международных рейтингов по различным аспектаммакроэкономической, институциональной и правовой среды Казахстана, показываетснижение многих показателей конкурентоспособности страны. Если в течениепоследних нескольких лет, Казахстан добивался хороших позиций благодаря высокиммакроэкономическим показателям, то в нынешнем году глобальный финансовый кризиссущественно снизил конкуренто-способность страны, тем самым показываяуязвимость Казахстанской экономики внешним влияниям. В связи с этим,Правительству необходимо рассмотреть фискальный и монетарный курсыэкономической политики с целью проведения эффективной диверси-фикации экономикии снижения зависимости экономики от влияний изменений в глобальной экономике.
Если основными макроэкономическими проблемами, снижающиминашу конкуренто-способность на мировой арене являются инфляция и внешние долгиместных банков, то в институциональной среде проблемными являются слабыепозиции в судебной и таможенной системах. Анализ бизнес среды Казахстанамеждународными организациями показал, что несмотря на то, что в Казахстанеусовершенствуются реформы для ведения бизнеса и ведутся работы по устранениюадминистративных барьеров для бизнеса, существуют много проблем, препятствующихросту бизнеса. Среди них можно отметить высокий уровень коррупции, излишнююзарегулированность бизнеса, госконтроль за ценами, нарушение правсобственности, бюрократию и другие. Имеются большие трудности и в развитииместной конкуренции.

Заключение
На основании анализа информации государственных органов о реализацииприоритета «Макроэкономическая, институциональная и правовая среда», можно датьоценку на уровне 3,4 балла. Анализ СМИ позволяет вывести оценку в 6 балла. Наосновании проведенного анализа рейтингов международных организаций, состояниемакроэкономической, институциональной и правовой среды Казахстана оценивается в4 балла. Таким образом, средневзвешенный балл по второму приоритету Концепциисоставляет 4,5. А это, в свою очередь, сигнализирует о необходимости усилениявнимания государства и бизнеса к этим сферам деятельности.
Анализ мирового опыта показывает, что в большинстверазвивающихся стран приграничные отношения и территории являются объектамимеждународной торговли и развиваются путем создания международных зон приграничногосотрудничества и специальных торгово-экономических зон на территориях,близлежащих к пограничным транспортным переходам — сухим портам, морскимпортам, аэропортам, крупным железнодорожным узлам, расположенным намеждународных транспортных коридорах.
В указанных зонах идет распределение финансирования,исполнение заказов, где целые страны и регионы превращаются, как в чистыхпроизводителей, так и в аутсорсеров, субконтрактеров и логистеров. Далее,подобные зоны, в условиях глобализации мировой экономики, становятся главнымиобъектами для размещения новых конкурентных производств при позиционированиистраны, как экспортера в международном разделении труда.
Потенциал развития приграничных районов Казахстанаопределяется особенностями инвестиционного климата, стоимостью производственныхфакторов осваиваемого рынка и транзакционными издержками, связанными с пересечениемгосударственной границы, транспортными условиями, инфраструктурой пограничныхпереходов и таможенных постов.
Эти аспекты определяют необходимость изменения отношения кприграничному сотрудничеству в Республике Казахстан в целях подъема экономикиприграничных территорий, как составной части социально-экономического развитиярегионов и страны в целом.

Списокиспользуемой литературы
 
1 Источник: Алехин Б., Комкова Е. Канада вмировой торговле. М., 1986. С.90
2С.Б.Байзаков, М.А. Есенеев Методы анализа внешнеторговой политики и выводы дляКазахстана. Вестник КазГУ. Серия экономическая. №2(18)., с.103-109
3Дмитриев С. Опыт стран-членов ВТО по защите национальных интересов навнутреннем и внешних рынках США. //МЭМО, 2002, №8, с. 22
4Концепция достижения качественно нового уровня конкурентоспособности иэкспортных возможностей экономики Республики Казахстан на 2008-2015 годы.
5.Планмероприятий на 2008-2010 годы по реализации Концепции достижения качественнонового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономикиРеспублики Казахстан на 2008-2015 годы (1 этап).
6.Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на2003-2015 годы, Астана, 2003 год.
7.Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2006 года № 633 «ОКонцепции дальнейшего развития Международного центра приграничногосотрудничества «Хоргос».
8.Стратегическийплан Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан на 2009-2011 годы.
9.Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 ноября 2006 года № 1061«Об утверждении Программы дальнейшего развития Международного центраприграничного сотрудничества «Хоргос» на 2007-2011 годы».
10.Стратегияиндустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы,Астана, 2003 год.
11.Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2006 года № 633 «ОКонцепции дальнейшего развития Международного центра приграничногосотрудничества «Хоргос».
12.Стратегическийплан Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан на 2009-2011 годы.
13.Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 ноября 2006 года № 1061«Об утверждении Программы дальнейшего развития Международного центраприграничного сотрудничества «Хоргос» на 2007-2011 годы».