Развитие грамматических навыков при использовании игр на уроках немецкого языка в шестом классе

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙОБЛАСТИ
ГОУ СПО « ТОТЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ»
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГР НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ШЕСТОМ КЛАССЕ
Выпускная квалификационная работа
по методике преподавания иностранногоязыка в школе
специальность 050709 Преподавание вначальных классах
Тотьма
2009

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯИГР НА УСПЕШНОЕ УСВОЕНИЕ ГРАММАТИКИ УЧАЩИМИСЯ
ШЕСТОГО КЛАССА
1.1 Понятие «игра» и«игровая деятельность»
1.2 Использование игрпри обучении иностранному языку
1.3 Грамматические навыки и этапы его формирования
1.4 Применение игр в формировании грамматического навыка
1.5 Возрастные особенности учащихся 6 класса
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГР НА УСПЕШНОЕ УСВОЕНИЕГРАММАТИКИ В 6 КЛАССЕ ТАРНОГСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
 

ВВЕДЕНИЕ
 
Игра, какизвестно, является ведущей формой деятельности ребенка не только в младшемшкольном возрасте, но и в начале обучения иностранному языку на среднем этапе.Не секрет, что многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание наэффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляютсяособенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.
Поэтому даннаятема важна для глубокого ее изучения и особенно практического применения вшколах. Ее актуальность на современном этапе является очевидной, дающей просторпреподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных идей и решений.И именно игра, как наиболее нестесненная условностями и различного рода рамками,обрела обучение, так и детская аудитория, на которую она рассчитана, наиболееприемлема для применения ее на начальном этапе обучения иностранному языку,т.к. именно здесь и существуют неограниченные возможности для реализациитворческого потенциала, как преподавателя, так и учащихся. Поэтому даннаяработа может быть полезной учителю немецкого языка в целях изучения влиянияграмматических игр на степень усвоения грамматического навыка. Также даннуюработу могут использовать студенты, получающие дополнительную подготовку вобласти немецкого языка.
Объектомнашей выпускной квалификационной работы является формирование грамматическихнавыков немецкого языка в 6 классе.
Предметисследования – развитие грамматических навыков при использовании игр на урокахнемецкого языка в 6 классе.
Гипотеза — если использовать игры на уроках немецкого языка в 6 классе при изученииграмматики, то грамматический навык сформируется успешнее.
Цели: 1. Обобщениетеоретических знаний по проблеме влияния игр на становление грамматическогонавыка учеников 6 класса;
2. Исследованиевлияния игр на формирование грамматического навыка на уроках иностранного языкав 6 классе.
Задачиисследования:
1.Охарактеризоватьигры как одну из ведущих форм деятельности школьников при изучении иностранногоязыка на начальном этапе обучения;
2. Рассмотретьпуть формирования грамматического навыка;
3.Выявить возрастныеособенности учащихся 6 класса и влияние игр на повышение интереса к изучаемомуиностранному языку;
4.Провестиопытно-экспериментальную работу по выявлению уровня становления грамматическогонавыка при использовании игр.
Дляисследования мы использовали следующие методы:
a)        теоретические:анализ методической литературы по теме работы;
б) эмпирические:описательный и сравнительно-сопоставительный метод исследования, методобобщения при подборе игр для учащихся 6 класса, эксперимент.
Теоретическаязначимость этой работы заключается в том, что мы собрали и обобщили материал поданному вопросу и попытались доказать целесообразность и полезность использованияигр при обучении иностранному языку на начальном этапе.
Практическаязначимость состоит в том, что мы подобрали развивающие игры для учащихся 6класса. Эти игры способствуют развитию грамматического навыка детей.
Работасостоит из двух глав, введения, заключения, списка используемой литературы,приложений.

ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ИГР НА УСПЕШНОЕ УСВОЕНИЕ ГРАММАТИКИ УЧЕНИКАМИШЕСТОГО КЛАССА
 
1.1     Понятия «игра»и «игровая деятельность»
Игра – особоорганизованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, каквыиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельностьиграющих. Но что касается детей, игра для них, прежде всего, — увлекательноезанятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранногоязыка. В игре все равны. Она доступна даже слабым ученикам. Более того, слабыйпо языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость исообразительность здесь оказываются порой более важным, чем знание предмета.Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильностизаданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающуюсвободно употреблять в речи чужой язык, и благотворно сказывается нарезультатах обучения. Незаметно усваивается языковый материал, а вместе с темвозникает чувство удовлетворения.
Детская игра– понятие широкое. Это и игра по ролям, когда ребенок воображает себя летчиком,это и коллективная игра по заранее установленным правилам, где между играющимипроисходит в том или ином виде своеобразное соревнование. Также сюда относятсянастольные игры, которые требуют сосредоточения внимания, подвижные, где большетребуется координация движений. Деление игр на индивидуальные и коллективныеупорядочивает классификацию игр и облегчает их применение в той или инойситуации.
Играпредставляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминаетдраматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами.В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новомварианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Реальностьее определяется основным условием игры – соревнованием. Желание победитьмобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональнойнапряженности.
Термин «игра» наразличных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости иудовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями.Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, потерминологии Л.С.Выготского «мнимая ситуация» [5, c.37].
Несовпадение содержанияигрового действия и составляющих его операций приводит к тому, что ребенокиграет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процессвоображения: работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность,стимулирует процессы мышления.
По М.Ф.Стронину, игра — особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственныхсил. Игра всегда предполагает принятие решения — как поступить, что сказать.Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих [22, c.193].
Несмотря на четкиеусловия игры и ограниченность используемого языкового материала, в нейобязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, учащийсянемедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игрыхарактерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не толькособственно речь, но и жест, мимику и т.д., имеет целенаправленность и носитобязательный характер.
Таким образом,М.Ф.Стронин рассматривает игру как ситуативно-вариативное упражнение, гдесоздается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях,максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими емупризнаками -эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевоговоздействия [22, c.194].
Д.Б.Эльконин в своих работах рассматривает историювозникновения игр. По его мнению, невозможно точно определить историческиймомент, когда они впервые возникают. Он может быть различным у разных народов взависимости от условий их существования и форм перехода на более высокуюступень развития. На ранних этапах развития человеческого общества, когдапроизводительные силы находились еще на примитивном уровне и общество не моглопрокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякойспециальной подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ниспециальных упражнений в овладении орудиями труда. По его мнению, первой из игрпоявилась ролевая игра. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиямитруда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых.Находясь на отдыхе или развлекаясь, дети находили себе интересные занятия водиночку или в группах.
На более высокой ступени развития включение детей в наиболееважные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки, котораяпроходила на уменьшенных по своим формам орудиях. На дальнейших этапах развитияобщества игры получили широкое распространение, увеличилось разнообразие ихформ. Сейчас игры прочно вошли в методическую науку и стали надежными помощникамиучителей начальных классов [28, c.79].
Таким образом, можносформулировать важнейшее для теории развития игр положение: игры возникают входе исторического развития общества в результате изменения места ребенка всистеме общественных отношений. Они социальны по своему происхождению, по своейприроде. Их возникновение связано не с действием каких-либо внутренних,врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиямижизни ребенка в обществе.
Советская(отечественная) педагогика рассматривает детскую игру как важное средствовоспитания и всестороннего развития детей. Для учеников младших классов игрыимеют исключительное значение: игра для них – и учеба, и труд, и серьезнаяформа воспитания. Игра для детей младшего школьного возраста – способ познанияокружающего мира. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала,пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных.
Основополагающимдля работы педагога является также утверждение А.С. Макаренко: «Игра имеетбольшое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеетдеятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре таков во многом он будет вработе, когда вырастет» [12, c.56].
Таким образом, игра — этоособо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственныхсил, представляющее собой небольшую ситуацию, построение которой напоминаетдраматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами.
Игра всегда предполагаетпринятие решения — как поступить, что сказать. Желание решить эти вопросыобостряет мыслительную деятельность играющих, где на дальнейших этапах развитияобщества игры получили широкое распространение, увеличилось разнообразие ихформ. Сейчас игры прочно вошли в методическую науку и стали надежнымипомощниками учителей начальных классов.
1.2 Использование игр приобучении иностранному языку
Применениеигры для развития навыков иноязычной речи – еще недостаточно изученная областьпедагогики. Не всякая игра (пусть самая живая и интересная) подходит для этойцели. Поэтому выбор нужной игры – одна из первых задач преподавателяиностранного языка. Этот выбор должен проводиться с учетом целенаправленностиигры, возможности постепенного ее усложнения и лексического наполнения.Отобранные для занятия игры отличаются от обычных детских игр тем, что факторвоображения, фантазия ребенка, вымышленные ситуации отходят как бы на заднийплан, а доминантой становятся наблюдение и внимание. Учитывая специфику игры впроцессе обучения детей иностранному языку, преподаватель руководит ходом игрыи контролирует его.
Все методистыедины во мнении о полезности и целесообразности применения игр на урокахиностранного языка. В младшем школьном возрасте игра – ведущий вид деятельностичеловека. Благодаря ей, усвоение нового материала и закрепление уже полученныхзнаний проходит быстрее и успешнее. Следует, однако, заметить, что часто рекомендуемыек использованию на уроках игры являются учебными, а не развивающими. Основнойцелью учебных игр является развитие навыков (грамматических, лексических,речевых) и умений (монологического и диалогического высказываний). Впротивоположность учебным играм, основной целью развивающих игр является развитиеспособностей, а сопутствующей – развитие навыков и умений (чтения, говорения,письма, аудирования) [26, c.25].
В нашейработе мы остановимся на учебных играх, а именно, играх, способствующих формированиюграмматического навыка (Приложение 1).
Такимобразом, по мнению методистов, применять игры на уроках немецкого языкацелесообразно. Все игры, которые представлены в приложении, несут учебныйхарактер. Цель учебных игр – развитие языковых навыков и речевых умений уучеников.
 
1.3Грамматический навык и этапы его формирования
По мнениюмногих методистов, учебные игры необходимо применять для изучения грамматики.
Грамматика –это объект постоянных споров в методике. Известны разные подходы к решению вопросао роли и месте грамматики в обучении иностранному языку.
Обучениелюбому языку проводилось посредством грамматики, как правило, построенной пообразцу и подобию латинской. Грамматика изучалась как особый предмет исамоцель.
В настоящеевремя наметился более объективный подход к оценке значения и места грамматики вобучении иностранному языку: теперь она является не целью, а одним из важныхсредств обучения иностранному языку. И тем не менее ученикам не нравитсязаниматься на уроках иностранного языка именно грамматикой, т. к. теоретичностьданного вида деятельности предполагает повышенное внимание к его изучению, чтоне всегда есть у детей среднего школьного возраста.
Грамматикавыполняет функцию строительного материала устной и письменной речи. Она пронизываетвесь язык.
Грамматика –это кровеносная система, которая питает живой язык; фундамент, на которыйвозводится здание под названием «Иностранный язык» [25, c.355].
Особенноважны и необходимы игровые упражнения на начальном этапе обучения, где не толькоразвиваются грамматические навыки, но и повышается интерес к изучаемому языку.Положительное в игровых упражнениях, играх является то, что они носятпреимущественно игровой, соревновательный характер: например, «кто внимательнее,кто быстрее построит домик» и т.п.
Особенностьграмматических упражнений в том, что любой образец, предлагаемый учителем,- этообразец не для имитации, а образец решения коммуникативных задач. Дети всегдазнают, что (цель) и для чего (мотив) и для чего они что-то делают, овладеваяграмматической стороной речи. Для детей также увлекательно взаимодействие сосверстниками, сказочными героями, когда все говорят на иностранном языке.
Для развитияграмматического навыка использование игр и игровых приемов на уроке немецкогоязыка в 5-6 классах играет большую роль.
В методикеграмматический навык определяется как автоматизированное использованиеграмматического материала в продуктивной речевой деятельности. Обучатьграмматике иностранного языка – значит формировать специфические для этогоязыка механизмы, причем так, чтобы у учащихся одновременно складывалисьопределенные грамматические знания, чтобы они были в рабочем состоянии, т.еобучать так, чтобы это была грамматика в «голове». Следуя И.Л. Бим, можновыделить в обучении грамматике две основные цели: во-первых, научить учащихсяграмматически правильно оформлять свои устно-речевые высказывания, концентрируяпри этом основное внимание на содержании; во-вторых, научить учащихсяраспознавать грамматические явления при чтении и аудировании, направляяосновное внимание на извлечение содержательной информации [25, c.361].
Анализируякомпонентный состав содержания обучения грамматической стороне речи, в неговходят, во-первых, материальные формы иностранного языка в виде суффиксов,префиксов, целостных словоформ, во-вторых, знания о грамматических формах ИЯ,зафиксированные в грамматических категориях (роде, числе, падеже), в правилахобразования и употребления этих форм, и, в-третьих, действия по грамматическомуоформлению речи (продуктивные и рецептивные грамматические навыки).Формирование грамматических навыков носит поэтапный, стадиальный характер. Необходимовести работу по развитию как продуктивного, так и рецептивного грамматическогонавыка [25, c.362].
Продуктивныйнавык – это способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, иформировать ее состав нормами данного языка. В результате он должен бытьавтоматическим, устойчивым. Целесообразно выделять три основных этапаформирования грамматического навыка в продуктивной речи:
1)ознакомление и первичное закрепление;
2) тренировка;
3) применение[25, c.360].
Цельюознакомления и первичного закрепления грамматического материала являетсясоздание ориентировочной основы грамматического действия для последующегоформирования навыка в различных ситуациях общения. На этом этапе необходимораскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры,обеспечить контроль ее понимания учащимися и первичное закрепление.Формирование речевого грамматического материала предполагает развитие навыкаточного воспроизведения изучаемого явления в типичных для его функционированияречевых ситуациях и развитие его гибкости за счет варьирования условий общения,требующих адекватного грамматического оформления высказывания. С этой цельюиспользуются имитационные, подстановочные, трансформационные упражнения. Вотдельную группу выделяются упражнения игрового характера. Переход от навыков кумениям обеспечивается упражнениями, где грамматическое явление надо употребитьбез языковой подсказки в соответствии с речевыми обстоятельствами. Упражненияэтапа могут проводится на материале устных тем, домашнего чтения, диафильмов.Контроль грамматических навыков может быть следящим или выделяться в отдельныйэтап. Преподаватель может осуществлять его в процессе самой речевой деятельности(слушания, говорения, чтения или письма) [13, с.59].
Рецептивныйграмматический навык — способность читающего узнавать грамматические формы,соотносить с их значением. Рецептивное усвоение связано с узнаванием. Здесьтакже требуется запоминание и сохранение в памяти грамматических форм имоделей; для узнавания не нужно той механической работы, которая требуется длявоспроизведения. Рецептивное усвоение грамматического материала включает триэтапа:
1) ознакомлениес новым грамматическим явлением;
2) тренировкаи автоматизация данного явления в чтении и слушании;
3) применение[26, c.374].
Ознакомлениеобучаемых с новым грамматическим явлением должно отвечать следующимметодическим требованиям:
— объясненияследует проводить от введения признаков грамматической формы к раскрытию еесодержания, все необходимые значения грамматической формы сообщаются сразу;
— всеобъяснения следует строить с опорой на текст;
— основнымприемом ознакомления с новым материалом, должен быть анализ формы дляопределения содержания.
Такимобразом, выделяют три этапа в становлении грамматического навыка:
— ознакомлениеи первичное закрепление,
— тренировка,
— применениеи свободное использование в речи.
1.4 Применение игр в формированииграмматического навыка
 
Эффективным приемомработы в становлении грамматического навыка являются игры, которые одновременноспособствуют развитию речевой деятельности обучающихся. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях,характерных для окружающей их действительности. Существует множествометодических пособий, предлагающих большое разнообразие грамматических игр дляуроков иностранного языка [10, c.97].
Грамматическиеигры преследуют следующие цели:
— научитьучащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
— создатьестественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
— развитьречевую активность и самостоятельность учащихся [10, c.87].
Таким образом,игры – это эффективный прием работы в становлении грамматического навыка, гдеграмматический материал применяется в различных ситуациях.
1.5 Возрастные особенности учащихся 6класса
 
В период жизни человекаот детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет) идетподростковый возраст, отрочество.
В подростковом возрастевнимание, память, воображение уже приобрели самостоятельность- подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управлятьими по своей воле. В этот период начинает выявляться индивидуально доминирующаяведущая функция: каждый подросток может сам отрефлексировать, какая из функцийявляется для него наиболее значимой.
Рассмотрим особенностиразвития обсуждаемых функций.
Внимание. Если у младшего школьникапреобладает непроизвольное внимание и это определяет работу учителя с классом,то подросток вполне может управлять своим вниманием. Нарушения дисциплины вклассе носят скорее социальный характер, а не определяются особенностямивнимания.
Подросток может хорошоконцентрировать внимание в значимой для него деятельности: в спорте, где онможет добиться высоких результатов, в трудовой деятельности, где он зачастуюпроявляет чудо в умении сосредоточиться и выполнить тонкую работу, в общении,где его наблюдательность может соревноваться с наблюдательностью взрослых, укоторых она является профессиональным качеством. Внимание подростка становитсяхорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.
В школе на урокахвнимание подростков нуждается в поддержке со стороны учителя — долгая учебнаядеятельность вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания. Впедагогическом процессе отработаны приемы поддержания непроизвольного вниманияи организации произвольного. Учитель может использовать эмоциональные факторы,познавательные интересы, а также постоянную готовность подросткавоспользоваться случаем и утвердить себя среди сверстников в удобной для этогоситуации.
Конечно, здесь речь идето потенциальных возможностях и об апофеозе внимания в отдельные, значимые длясамолюбия подростка моменты его жизни. В то же время те же отроки могут впастьв состояние глубокого утомления, когда внимание, кажется, вовсе исчезает изсостава познавательных процессов. Он сидит, если можно — лежит с полузакрытымиглазами и находится в состоянии полной прострации, в состоянии легкогоугнетения, сопровождающегося упадком сил, безразличием к окружающему. Здесьисчезает не только произвольное, но и, кажется, непроизвольное внимание.
Именно в подростковомвозрасте кривая утомляемости резко повышается, особенно в 13-14 лет.
Судя по проявлениямвнимания, подростковый возраст — период парадоксов в достижениях возможностей ив потерях.
Память. Подросток уже способен управлятьсвоим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) постоянно,но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрыйрост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя отдоминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраиваетсясама смысловая память — она приобретает опосредованный, логический характер,обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержаниезапоминаемого; становится более доступным запоминание абстрактного материала.Память работает на опосредованных уже присвоенных знаковых системах, преждевсего речи.
Воображение. В подростковом возрасте воображениеможет превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток можетпроигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может оперироватьзначениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции:воображение и мышление. В то же время подросток может строить свой воображаемыймир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те жесюжеты и переживает одни и те же чувства до тех пор, пока не изживет своивнутренние проблемы.
Реальность воображаемогомира субъективна — это только его реальность. События, происходящие здесь,опосредованы образами и знаками из реальности общечеловеческой культуры.Конечно, они воздействуют на личность подростка со всей определенностью. Ноподросток субъективно по своей воле управляет обустройством своего внутреннегомира. Мир воображения — особый мир. Подросток уже владеет действиямивоображения, которые приносят ему удовлетворение: он властвует над временем,имеет свободную обратимость в пространстве, свободен от причинно-следственныхсвязей существующих в реальном пространстве социальных отношений людей. Свободапроживания во внутреннем, психологическом пространстве продвигает подростка вразвитии. Воображение в отрочестве может обогатить внутреннюю жизнь подростка,может, соединяясь с рациональными знаниями, преобразоваться и стать подлиннойтворческой силой, но может и прийти в упадок после поры детства, лишитьподростка полета фантазии и творчества [14, с.301].
Таким образом, уподростков память приобретает логический характер, внимание подростковнеобходимо все время поддерживать, способность фантазировать хорошо отражаетсяна творчестве, а абстрактное мышление начинает развиваться. Вследствие этогоприменение развивающих игр в изучении грамматики на уроках иностранного языкавполне уместно, т.к. именно игры поддерживают внимание и интерес на уроке,развивают абстрактное мышление, творческие способности учащихся.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГР НА УСПЕШНОЕУСВОЕНИЕ ГРАММАТИКИ В ШЕСТОМ КЛАССЕ ТАРНОГСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Преддипломнаяпрактика по дополнительной подготовке в области иностранного языка (немецкийязык) проходила на базе МОУ «Тарногская СОШ» с 5 по 12 февраля 2009 года. Мыпровели исследование в двух классах: 6 «б» и 6 «в». Исследование заключалось визучении успешности усвоения грамматики с использованием развивающих игр. Обакласса активны, приветствуют уроки в нетрадиционной форме и всегда работают синтересом.
Согласно гипотезе, мы поставили эксперимент: в 6 «б» классеприменяли игры в ходе изучения грамматического материала, а в 6 «в» классепридерживались традиционных упражнений, предложенных в учебнике. Грамматическийматериал, который изучался в период прохождения преддипломной практики –простое прошедшее время (Präteritum) сильных и слабых глаголов и употребление их в речи.
Эмпирическое исследование проходило в три этапа: на подготовительном этапе мыспланировали исследование, выбрали два класса, на одном из которых мы применялиигры в изучении грамматического материала, и подобрали игровой материал дляпроведения исследования. На основном этапе мы провели наше исследование. На заключительномэтапе мы обработали и проанализировали полученные результаты, сделалисоответствующие выводы.
Игры былипроведены с целью выявить уровень сформированности грамматического навыка. Ониведут к хорошему усвоению, запоминанию и повторению ранее изученногограмматического материала. Поэтому согласно цели эксперимента, в 6 «б» классеигры были применены, а в 6 «в» классе нет. Игры, которые мы применяли втренировке грамматического материала, представлены в Приложении 1.
В концепреддипломной практики мы осуществили контроль с целью изучения степениусвоения данного грамматического материала. Тестовые задания, которые мыприменили в качестве контроля степени освоенности грамматического материала Präteritum, представлены в Приложении 2.
Такимобразом, можно сделать следующий вывод, что ребята из экспериментального классаусвоили изученный грамматический материал в игровой форме лучше, чем ребята из неэкспериментальногокласса.
В Таблице 1представлены результаты контрольной работы по теме „Präteritum“, проведенной в экспериментальном 6 «б» классе.
Таблица 1. Результаты контрольного среза в 6 «б» классе
Класс
Список учащихся
Результаты
6 « б» 1. Виктория А. 4 балла 1.       Александр Г. 4 балла 2.       Илья М. 4 балла 3.       Виктор М. 4 балла 4.       Мария П. 4 балла 5.       Сергей П. 3 балла 6.       Татьяна Р. 4 балла 7.       Дмитрий С. 5 баллов 8.       Александр С. 4 балла 9.       Вадим Т. 5 балла
Средний балл
4,1 балл
Мы видим, что ученики 6«б» класса справились лучше с заданиями контрольной работы. Средний балл – 4,2.Наивысший балл у Дмитрия С. («5») и Вадима Т. («5»), что подтверждает наличиеспособностей в изучении иностранного языка и высокого интереса к предмету уданных учеников. Наименьший балл имеет Сергей П. («3»), который не справился сзаданием № 3 («Запишите необходимую форму глагола»).
Ниже представлена таблица 2, где приведены результатыконтрольной работы по теме „Präteritum“ в 6 «в» классе.

Таблица 2. Результаты контрольногосреза в 6 «в» классе
Класс
Список учащихся
Результаты
6 «в» 1. Дарина И. 3 балла 2. Галина Н. 3 балла 3. Диана П. 4 балла 4. Ксения П. 4 балла 5. Дмитрий С. 4 балла 6. Мария Т. 4 балла 7. Ирина Ф. 4 балла
Средний балл
3.7 балла
Из таблицы № 2 мы видим,что ученики 6 «в» класса справились немного хуже с заданиями контрольнойработы. Средний балл – 3,7. Наивысший балл («4») у 5 человек (Таблица 2), чтоговорит о наличии ошибок в контрольной работе по предмету у данных учеников. Наименьшийбалл («3») имеют Дарина И. и Галина Н. Практически у всех учеников встречаютсяошибки во всех трех заданиях. Ошибки, которые допустили ученики в данномклассе, предполагают неполное понимание темы.
Сравнительныйрезультат проведенного эксперимента в двух классах представлен в следующей диаграмме.
/>
Диаграмма 1. Результатыконтрольного среза в 6 «б» и 6 «в» классах
Из данной диаграммы мывидим, что в 6 «б» классе освоенность грамматического материала выше, т.к вданном классе проводились соответствующие игры, следовательно, формированиеграмматического навыка у ребят происходило успешнее. В 6 «в» классе игры неприменялись, поэтому уровень сформированности навыка по данному материалу ниже,чем в 6 «б» классе.
Таким образом, мы можемсделать вывод о том, что применение учебных игр в изучении грамматическогоматериала в 6 классе средней школы уместно и просто необходимо в целяхформирования грамматического навыка в целом и повышения уровня владения даннымграмматическим материалом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, анализлитературы показал, что все без исключения методисты считают, что применениеигры на уроках немецкого языка полезно и имеет много положительных сторон, таккак именно игра, по мнению психологов (Рубинштейн), является ведущей деятельностьюв младшем школьном возрасте, а применительно к иностранному языку на начальномэтапе изучения игровая мотивация – ведущая в изучении грамматического материала[21, c.48].
Предпочтения к играм удетей налицо: усвоение нового материала при использовании игр на урокахиностранного языка быстро, и от игр учащиеся менее всего устают.
Игра — это особоорганизованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил,представляющее собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическоепроизведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами.
Игра всегда предполагаетпринятие решения — как поступить, что сказать. Желание решить эти вопросыобостряет мыслительную деятельность играющих, где на дальнейших этапах развитияобщества игры получили широкое распространение, увеличилось разнообразие ихформ. Сейчас игры прочно вошли в методическую науку и стали надежнымипомощниками учителей начальных классов.
Игры – этоэффективный прием работы в становлении грамматического навыка, гдеграмматический материал применяется в различных ситуациях.
В подростковом возрастевнимание, память, воображение уже приобрели самостоятельность- подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управлятьими по своей воле. В виду того,что память приобретает логический характер, внимание подростков необходимо всевремя поддерживать, способность фантазировать хорошо отражается на творчестве,а абстрактное мышление начинает развиваться. Вследствие этого примененияразвивающих игр в изучении грамматики на уроках иностранного языка вполнеуместно, т.к. именно игры поддерживают внимание и интерес на уроке, развиваютабстрактное мышление, творческие способности учащихся.
Все авторы методическихпособий рекомендуют использовать игры на уроках иностранного языка. Основнойцелью учебных игр является развитие навыков (грамматических, лексических,речевых) и умений (монологического и диалогического высказываний).
Отобранный нами игровойматериал мы проверили экспериментально, где выяснили, что экспериментальныйкласс усвоил материал лучше и быстрее, а уроки, проведенные с детьми в игровойформе были наиболее интересными.
Мы считаем, что нашагипотеза целиком подтверждена на практике.
Таким образом, мы можемсделать вывод о том, что применение учебных игр в изучении грамматическогоматериала в 6 классе средней школы уместно и просто необходимо в целяхформирования грамматического навыка в целом и повышения уровня владения даннымграмматическим материалом. Данную практическую часть, т.е. исследование, мырекомендуем использовать учителям немецкого языка для определения степениусвоения материала теме „Präteritum“и уровня сформированностиграмматического навыка у учеников 6 класса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.      Алексомова Л.А.,Кремер И.Ю. Разрешите спросить? Нем. – рус. Разговорник. – М.: «Просвещение»,1996. — 127с.
2.      Бим И.Л. Немецкийязык. Шаги 1: Уч.6кл. — М.: «Просвещение», 2007. — 318c.
3.      Бим И.Л., ПассовЕ.И. Книга для чтения. — М.: «Просвещение», 1991. — 223с.
4.      Вайсман М.C. Wir lesen Deutsch. — М.: «Просвещение», 2000.
5.      Выготский Л. С.Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. – 1966.- №6.
6.      Герстенберг З.С.,Иванова А.И. Raten, Scherzen, Singen. — М.: «Просвещение», 1962. — 80с.
7.      Глебова А.Н.,Глущенко Л.А. Мы читаем по-немецки. — М.: Изд-во «Высшая школа», 1969. — 112с.
8.      Завьялова В.М.,Ильина Л.В. Практический курс немецкого языка. Начальный этап. — М.: Изд-во«Юрайт», 2004. — 384с.
9.      Запорожец А.В.Избранные психологические труды, в 2-х т. — М., 1986.
10.    Конышева А.В. Игровой метод вобучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, 2006. – 192с.
11.    Любимова Э.М., Пиранкова М.П. Пособиепо немецкому языку. — М.: «Высшая лига», 1968. — 239с.
12.    Макаренко А.С. Педагогическая поэма.- М.: Педагогика, 1981.
13. Маслыко Е.А., Бабинская Т.К.Настольная книга преподавания иностранного языка.- Минск: «Высшая школа»,2000.- 347с.
14. Мухина В.С. Возрастнаяпсихология: феноменология развития, детство, отрочество.- М.: Изд–й центр«Академия», 1999. – 456с.
15. Наер М.Н., Кузьмина Н.Б. Немецкийязык. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. — 224с.
16. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.,1969.
17. Попов А.А. Немецкий для всех. — М.: Изд-во «Айрис-пресс», 2004. — 28с.
18. Путинина Г.Б., Орловская Т.И.Школа. Пособие по практике. — М.: «Просвещение», 1970. — 123с.
19. Райх Б.Я. Немецкий язык. Тесты.5-6 кл.- М.: Дрофа, 2001.- 160с.
20. Розен Е.В. Новое в лексикенемецкого языка. — М.: «Просвещение», 1971.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общейпсихологии. — М.: Педагогика, 1989.
22. Рыбалко Е.Ф., Головей Л.А. Практикумпо возрастной психологии. — СПб.: Речь, 2006.
23. Савина С.Н. Внеклассная работа поиностранным языкам в средней школе. — М.: «Просвещение», 1991. — 160с.
24. Стронин М.Ф. Обучающие игры науроке английского языка. — М.: «Просвещение», 1984.
25. Филатов В.М. Методика обученияиностранного языка в начальной основной общеобразовательной школе. – Ростовн/Д: «Феникс», 2004.- 416с.
26.Чикунова И.А. Проектные уроки в 1-3классе при подходе РИвИС. – СПб.: ЛГПУ, 2006.
27.Чирикова А.А. Развитие логическойи механической памяти при обучении говорению на младшей ступени обучения. — СПб.:ЛГПУ, 2005.
28.     Эльконин Д.Б.Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.

Приложение 1
Игры, применяемые на уроках, дляизучения грамматической темы „Präteritum“
Игра 1. Цель: автоматизация управленияглаголов в устной речи.
Ход игры: играющиеобразуют пары. Один играющий изображает действие (мимическое или пантомическое),другой должен прокомментировать его, употребляя глаголы в Präteritum.
Игра 2. Цель: автоматизация употребления формглагола в устной речи.
Ход игры: образуются двекоманды. Представитель первой команды придумывает предложение с изученнымглаголом в Präteritum. Он бросает мяч партнеру из второй команды и называетпредложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляяправильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называетсвое предложение, опуская глагол.
За каждую ошибкуначисляется штрафное очко. Побеждаеткоманда, набравшая наименьшее количество штрафных очков.
Игра 3. Учащиеся делятся на две команды,каждая команда предлагает другой команде глагол в форме инфинитива. Задачакаждой команды образовать форму Präteritum, проспрягать его и придумать предложениес данным глаголом в форме Präteritum.
Игра 4. Ученики делятся на две команды, каждойиз которой дается список глаголов в форме инфинитива.
Задание: кто быстреепреобразует глагол в форму Präteritum.
Игра 5. Произносятся глаголы в форме Präteritum. Учитель кидает мяч ученику, называя личноеместоимение. Учащийся должен поставить глагол в правильную форму Präteritum.
Игра 6. Класс делится на две команды, обеимкомандам дается ситуация. Например: утренняя гимнастика — одной команде, другой- выполнение домашнего задания.
Задание: опишите ходпредложенной ситуации, используя глаголы в Präteritum. Кто быстрее справится — тот выиграл. Затем нагляднопродемонстрируйте действия, проговаривая все предложения.
Игра 7. Учащиеся делятся на две команды.Каждая команда по очереди предлагает соперникам по предложению, где глаголупотребляется в Prateritumправильно или не правильно. Противная сторона должна исправить ошибку, если онаесть.
Игра 8. Две команды участников становятсялицом друг к другу. Каждая команда выбирает актера. Он выходит вперед и выполняеткакое-либо действие, а члены противоположной команды должны ответить на вопрос,например:
— „Wasmachte er?“
-„Erwusch sich“и т. п.

Приложение 2
 
Контрольная работа по теме «Präteritum»
 
1.Укажите форму Prateritumсоответствующего глагола.1.haben a)hatte b)habe c)hatte 2.sein a)seid b)war c)ware 3.werden a)worden b)wird c)wurde
2.Укажите, какую глагольную формунужно употребить, чтобы эти предложения были написаны в Prateritum.
 1. Ich…meinem Bruder ein Marchen. a)erzahle b)erzachlte c)erzachltest 2. Du…heute am besten. a)sprungst b)springst c)sprangst 3. Er…auf und…weg.
a)steht
d)gingt
b)stand
e)geht
c)standet
f)ging 4. Sie…ihrer Freundin einen Brief. a)schreibt b)schrieb c)schreibte 5. Wir…am Sonntag zu meiner Oma. a)fuhren b)gefuhren c)fahren 6. Ihr…immer ihren Eltern. a)halft b)halfen c)helfen 7. Sie…oft Bucher aus Deutschland. a)bekommen b)bekamm c)bekommen 8. Wir alle…schone Blumen. a)malteten b)malen c)malten
3.Запишите необходимую форму глагола.
Из исходных элементовобразуйте в Prateritum предложения, отвечающие на вопрос: Wer machte was am Sonntag?
1. Ich … (einBrief schreiben)
2. Du … (zur Tierhandlungfahren)
3. Er … (seineHausaufgaben machen)
4. Sie … (insMuseum gehen)
5. Wir … (Sportim Stadion treiben)
6. Ihr … (vieleschone Bilder malen)
7. Sie … (Tiereim Zoo futtern)
8. Einige … (zuHause bleiben).