Развитие хозяйственных правоотношений на примере своего предприятия

Министерствообразования и науки Украины
Приазовскийгосударственный технический университет
Институтповышение квалификации
Реферат
по дисциплине:«Хозяйственное законодательство»
на тему: «Развитиехозяйственных правоотношений на примере своего предприятия»
Мариуполь, 2009 г.

Содержание
1. Общиеположения хозяйственного права
2. Условияосуществления предпринимательской деятельности
3.Предприятие — как самостоятельный субъект ведения хозяйства
4. Методыхозяйственного права
5.Хозяйственное правоотношение, их признаки и виды

1. Общие положения хозяйственного права
Хозяйственные правоотношения — это урегулированные нормами хозяйственногоправа отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательскойдеятельности, а также вследствие государственного воздействия на участниковрынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями.
/>
Рис. 1 Структурная схема терминов
С переходом к рыночной экономике предприятия, действующие в формехозяйственных товариществ и обществ, получают полную хозяйственнуюсамостоятельность. Они сами изучают спрос на товарных рынках, проектируют иотрабатывают новые образцы продукции, формируют и обновляют ассортиментвыпускаемой продукции, оснащают производство необходимым технологическимоборудованием, вступают в хозяйственные связи с другими предприятиями,продвигают свою продукцию на рынок и реализуют ее, получая прибыль длядальнейшего развития производства. Получаемая ими прибыль является основнымисточником финансирования инвестиций в производство. При недостаточностиприбыли предприятия изыскивают другие источники финансирования своего развития:через банки, фонды, общества взаимного кредитования и др. Они самостоятельны вопределении стратегии, научно-технической политики и программы развития, атакже их реализации.
Для выполнения своей программы развития предприятия создаютнаучно-конструкторские и технологические подразделения, заказывают и приобретаюттехнологическое оборудование, покупают лицензии и т.д.
В интересах достижения успеха в реализации продукции предприятияосуществляют активный маркетинг: создают собственные каналы сбыта, рекламируютсвою продукцию, вступают в хозяйственные связи с транспортными, складскими иторговыми организациями.
Наконец, предприятия сами осуществляют свою внешнеэкономическуюдеятельность: определяют выгодные для себя зарубежные рынки, ассортиментэкспортной продукции и объем экспорта, вступают в кооперацию с отечественными изарубежными фирмами по созданию, производству, сбыту и техническомуобслуживанию экспортируемой продукции, осуществляют расчеты через системуотечественных и зарубежных банков и т.д.
Все эти многочисленные производственные и хозяйственные связи нуждаются вправовом регулировании, благодаря которому они приобретают форму хозяйственныхправоотношений.
Таким образом, правоотношения, складывающиеся при выполнении основныхфункций предприятия (производство, развитие производства, маркетинг на внутреннихи внешних рынках), представляют собой основной предмет хозяйственного права.
Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупностьнорм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные,в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственномурегулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.
Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений,регулируемых ее нормами. Предмет хозяйственного права — это регулируемая имсовокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательскойдеятельности.
В предмет хозяйственного права входят:
— профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) сцелью извлечения прибыли;
— отношения по реализации, доставке, хранению товаров и т.д.;
— хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера посозданию и прекращению предприятий, управлению собственностью;
— хозяйственное правовое регулирование предпринимательской деятельностипредприятия;
— государственное воздействие на субъекты, осуществляющие хозяйственнуюдеятельность.
 Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, которые должны бытьучтены при определении метода правового регулирования.
Под методом правового регулирования, применяемым в конкретной отраслиправа, понимается совокупность способов и приемов регулирования отношений междусубъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правовогорегулирования.
Отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер, и,следовательно, ей присущи методы, используемые в других отраслях права:
— в гражданском праве эта особенность выражается в юридическом равенствевзаимодействующих субъектов;
— в административном праве — в наличии отношений власти и подчинения.
К особенностям предмета хозяйственного права относятся:
— широкое разнообразие реальных хозяйственных отношений;
— самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определенииорганизационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, ассортиментавыпускаемой продукции, услуг и т.д.;
— рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;
— организация деятельности и управления на основе разнообразныхмеханизмов;
— возможность создания субъектами хозяйствования собственных механизмоввзаимодействия.
В существующей системе права в нашей стране не выделено хозяйственноеправо. Оно формируется из норм различных отраслей права, преимущественно,таких, как гражданское, трудовое, административное, экологическое, финансовое,фондовое, земельное и таможенное.
Правовая система — органически целое явление, включающее в себя следующиеструктурные элементы:
— отрасли права;
— институты права;
— нормы права.
Основным элементом системы права является отрасль права. Это относительносамостоятельное подразделение системы прав, которое состоит из правовых норм,регулирующих определенный вид общественных отношений.
Отрасль права подразделяется на правовые институты — обособленныекомплексы правовых норм, которые регулируют общественные отношения.
Норма права — правовое предписание в содержание которого входят:
— гипотеза — указание конкретных обстоятельств, при которых данная нормавходит в силу;
— диспозиция — указание на правила поведения субъектов;
— санкция — возможное поощрение или наказание, побуждающее субъектовдействовать в соответствии с правилами, приведенными в диспозиции.
У каждой отрасли права существуют свои принципы.
Принципы хозяйственного права — его основополагающие началараспространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулированиехозяйственной деятельности.
Для данной отрасли права характерны следующие принципы:
— Принцип целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересовв результате хозяйственной деятельности субъектов (предприятий), хозяйственныхправоотношений.
Принцип равноправия субъектов хозяйственных правоотношений независимо отуровня, который они занимают в народно-хозяйственном комплексе (нормы права,регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всехучастников этих отношений).
— Принцип экономической свободы и поощрения предпринимательскогоповедения хозяйственных организаций.
— Принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма инедобросовестной конкуренции.
— Принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственныеотношения путем сочетания экономических, организационно — административных иполитических механизмов, позволяющих направить мотивацию деятельности различныхсоциальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов, непосредственныхучастников производственно-хозяйственных процессов — рабочих) на достижениеобщественно необходимых хозяйственных результатов.
— Принцип законности. В условиях рыночной экономики в оценку законностиставится достижение экономической эффективности деятельности в интересахгосударства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц.
Экономическая деятельность делится на стадии:
1) Доэксплуатационная стадия включает:
— регистрацию — юридическое лицо подлежит государственной регистрации ворганах юстиции или местных органах исполнительной власти. Регистрациюосуществляет регистрационная палата мэрии или администрации населенного пункта;
— согласование планов с местными органами управления (соблюдение законаоб охране окружающей среды), рыбнадзором, комитетом по метеорологии и другимипри необходимости;
— лицензирование различных видов деятельности.
2) Эксплуатационная стадия (производство):
— требования — соблюдение норм природопользования, санитарии,бухгалтерского учета, противопожарной безопасности, ветеринарной безопасности,технологических требований, стандартизации и метрологии, (измерительная техника,приборов);
— нормативная основа.
3) Послеэксплуатационная стадия:
требования — выполнение требований налогового законодательства, ведениебухгалтерского учета, сертификация услуг и продукции, представление данныхстатистической отчетности.
— Нормативная основа — Основы налогового законодательства; закон осертификации продукции и услуг; закон о конкуренции и ограниченноймонополистической деятельности на товарных рынках; закон об ответственности занарушение порядка представления отчетности.
Субъектами интересов экономической деятельности являются:
— общество и государство;
— трудовые коллективы предприятий;
— потребители продукции;
— собственники предприятий.
Интересы по территориальному и национальному критериям, в процессехозяйственной деятельности, могут классифицироваться на следующие:
— национальные и иностранные;
— федеральные, региональные и местные;
— по отраслям экономики — промышленные, сельскохозяйственные,строительные, торговля и т.д.
Права и обязанности сторон в хозяйственных отношениях, регулируемыхгражданским правом (гражданские права и обязанности) возникают:
— из договоров и иных сделок, предусмотренных законом или не противоречащихему;
— из актов государственных органов власти и органов местногосамоуправления, предусмотренных законом в качестве основания для возникновениятаких прав;
— из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
— в результате приобретения имущества на законных основаниях;
— в результате создания научной или научно-технической продукции;
— вследствие причинения вреда другому лицу;
— вследствие необоснованного обогащения.
Защита гражданских прав субъектов (прав участников) хозяйственныхотношений осуществляется путем:
— признания права;
— восстановления положения, существовавшего до нарушения права, ипресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
— признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий еенедействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
— признания недействительным акта государственного органа или органаместного самоуправления;
— самозащиты прав;
— присуждения к исполнению обязанности в натуре;
— возмещения убытков;
— взыскания неустойки;
— компенсации морального вреда;
— прекращения или изменения правоотношений;
— неприменения судом акта государственного органа или органа местногосамоуправления, противоречащего закону;
— иными способами, предусмотренными законом.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет всоответствии с подведомственностью дел суд, арбитражный суд или третейский суд,а в некоторых случаях, предусмотренных законом, — орган исполнительной власти иуправления в административном порядке.
2. Условия осуществления предпринимательской деятельности
Одним из главных условий осуществления предпринимательской деятельностиявляется государственная регистрация предпринимательства.
Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельностипроводится в исполнительном комитете городских, районных государственныхадминистраций за местонахождением данного субъекта, если другое непредусмотрено законом.
Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельностипроводится при наличии всех необходимых документов на протяжении не более пятидней. Органы государственной регистрации обязаны на протяжении этого срокавнести данные с регистрационной карточки до Реестра субъектовпредпринимательской деятельности и выдать удостоверение о государственнойрегистрации установленного образца с идентификационным кодом (для юридическихлиц), что предоставляется органам государственной регистрации органамигосударственной статистики, или идентификационным кодом физического лица — плательщика налогов и других обязательных платежей.
В пятидневный срок от даты регистрации органы государственной регистрациинаправляют экземпляр регистрационной карточки с оценкой о государственнойрегистрации соответствующему государственному налоговому органу и органугосударственной статистики и предоставляют сведения о государственнойрегистрации субъекта предпринимательской деятельности в органы Фондасоциального страхования и Пенсионный фонд Украины.
Удостоверение о государственной регистрации субъекта предпринимательстваслужит основанием для открытия счетов в учреждениях банков за местомрегистрации субъекта предпринимательской деятельности или в каких-нибудь другихучреждениях банков при согласии сторон. Банк обязан открыть банковский счет и втрехдневный срок сообщить об этом налоговую администрацию.
В случае изменения названия, организационно-правовой формы субъектапредпринимательской деятельности, а также формы собственности субъектыпредпринимательской деятельности в месячный срок обязаны предоставить документыдля перерегистрации.
Субъект предпринимательской деятельности имеет право открывать своифилиалы (отделение), представительства без создания юридического лица. Созданиеперечисленных подразделов не нуждается в государственной регистрации. Субъектпредпринимательской деятельности сообщает об открытии филиала органугосударственной регистрации путем внесения дополнительной информации в своюрегистрационную карточку.
Отказ в государственной регистрации субъекта предпринимательства измотивов нецелесообразности его создания не допускается. Отказ в регистрацииможет быть обжалован в судебном порядке.
Для осуществления предпринимательской деятельности предприниматель имеетправо заключать с гражданами договоры об использовании их труда. При заключениитрудового договора предприниматель обязан обеспечить условия и охрану труда иоплату не ниже установленного в государстве минимального прожиточного уровня, атакже другие социальные гарантии, включая социальное, медицинское страхование исоциальное обеспечение согласно с действующим законодательством. При потереработоспособности предприниматель обеспечивает пострадавшему возмещениерасходов в случаях и порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Предприниматели как субъекты предпринимательской деятельности несутопределенную ответственность. Да, предприниматель обязан не наносить вредокружающей среде, не нарушать защищенные законом права и интересы граждан,предприятий, учреждений, организаций и государства. За причиненные убыткипредприниматель несет имущественную и другую установленную закономответственность.
Деятельность предпринимателя прекращается (ст. 51 ГКУ):
• по собственной инициативе предпринимателя;
• на основании решения суда или хозяйственного суда в случаях, предусмотренныхзаконодательством Украины;
• в случае окончания срока действия лицензии;
• за другими основаниями, предусмотренными законодательными актамиУкраины.
3. Предприятие — как самостоятельный субъект ведения хозяйства
Среди субъектов хозяйственного права важнейшее место принадлежитпредприятию как первичному звену народного хозяйства. Предприятие — основнаяорганизационная единица ведения хозяйства. Это обусловлено особенностямиэкономических и социальных функций предприятия в экономической системе, аименно — функций товаропроизводителя, что удовлетворяет общественныепотребности в продукции, работах, услугах.
Одними из важнейших предпосылок перехода до рыночной экономики являетсяразработка соответствующей законодательно-правовой основы, организация равноправнойдеятельности разных видов предприятий, поддержка предпринимательства, освоениярынка на разных уровнях и направлениях.
Главным нормативным актом, что регулирует деятельность предприятий, естьХозяйственный кодекс Украины (принятый 16 января 2003 года). Этот Кодексопределяет виды и организационные формы предприятий, правила их создания,регистрации, реорганизации и ликвидации, организационный механизм осуществленияими предпринимательской деятельности в условиях перехода к рыночной экономике.
Закон также создает ровные правовые условия для деятельности предприятийнезависимо от форм собственности имущества и организационной формы предприятия.
Согласно с Хозяйственным кодексом Украины (ст. 62) предприятие — это естьсамостоятельный субъект ведения хозяйства, созданный компетентным органомгосударственной власти либо органом местного самоуправления, либо другимисубъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путемсистематического осуществления производственной, научно-исследовательской,торговой, другой хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном этимКодексом и другими законами.
Предприятия могут создаваться как для осуществления предпринимательства,так и для некоммерческой хозяйственной деятельности и действует на основеустава, является юридическим лицом, имеет отделенное имущество, самостоятельныйбаланс, счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием иидентификационным кодом и может иметь в своем составе других юридических лиц.
Ведь именно на предприятии идет непосредственный процесс производстваматериальных благ и услуг, оно есть как самостоятельным хозяйственным(экономическим) субъектом. Подтверждением служит выделение круговорота иоборота фондов предприятия, наличие сложной сети хозяйственных связей.Владельцы средств производства и рабочей силы соединяют свои производственныересурсы для осуществления хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.
Как самостоятельная хозяйственная единица предприятие может вступать вдоговорные отношения с другими субъектами хозяйственной деятельности,осуществлять внешнеэкономическую деятельность, формировать свою организационнуюструктуру, управленческий аппарат, штатное расписание, распоряжаться финансами,заниматься куплей, переработкой и продажей продукции, предоставлять социальныеуслуги населению. Предприятие является самостоятельным хозяйственным субъектом,может иметь в своем распоряжении основные и оборотные средства, наниматьрабочую силу, осуществлять производственную, научно-исследовательскую и коммерческуюдеятельность. Юридический аспект этого определения заключается в том, чтопредприятие при осуществлении своей хозяйственной деятельности «имеет право пособственной инициативе принимать какие-нибудь решения, которые не противоречатзаконодательству Украины».
Предприятие — это уставный субъект, который хозяйствует. Уставпредприятия должен определять цель и предмет деятельности отдельногопредприятия, отклоняться от которых без изменения устава предприятию запрещено.Устав также определяет границы специальной правоспособности предприятия какюридического лица. Это один из важнейших правовых актов предприятия, которыйуказывает обязательные и альтернативные пункты, которые включаются в уставпредприятия.
Главное задание предприятия — удовлетворять в чем-либо потребностинаселения, получая при этом прибыль, за счет которого удовлетворяютсясоциальные и экономические интересы данного коллектива и владельца имущества — предприятия.
Каждое предприятие, фирма, объединение независимо от форм собственности действуетна основе хозяйственного (коммерческого) расчета, основными принципами которогоявляются: самофинансирование, самообеспечение, материальная заинтересованность,экономическая ответственность, свобода хозяйственной деятельности, конкуренциямежду товаропроизводителями, контроль за их хозяйственной деятельностью.
Коммерческий расчет — это экономическая категория товарного производства,которая отбивает сложную систему экономических отношений, которые возникают впроцессе товарного производства, реализации продукции, при распределении ииспользовании полученного дохода, прибыли.
Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета вбанках, печать со своим наименованием, а промышленное предприятие — такжетоварный знак. Предприятие не может иметь в своем составе других юридическихлиц.
Предприятие осуществляет какие-нибудь виды хозяйственной деятельности,если они не запрещены законодательством Украины и отвечают целям,предусмотренные уставом предприятия.
Предприятие владеет определенными материальными, трудовыми и денежнымиресурсами, необходимыми для удовольствия спросу потребителей в определенныхвидах продукции и услугах. Оно имеет необходимое для хозяйничающего субъектаимущество — основные и оборотные денежные средства, другие ценности, которымионо владеет, пользуется и распоряжается за правом собственности или полногохозяйственного владения. Это имущество юридически отчужденное, как правило, отимущества владельца предприятия и закрепленное за предприятием как субъектомправа. Основные и оборотные денежные средства находятся на самостоятельномбухгалтерском балансе, деньги — на расчетном счете предприятия в банке.
Таким образом, предприятие — это самостоятельная хозяйственнаяорганизация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке дляосуществления хозяйственной деятельности с целью удовлетворения общественныхпотребностей в товаре (продукции, работах, услугах) и получения прибыли,которая действует на основе устава, пользуется правами и выполняет обязанностиотносительно своей деятельности, является юридическим лицом, имеетсамостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках.
4. Методы хозяйственного права
Методы хозяйственного права — это совокупность способов регулирующихвлияние норм хозяйственного права на поведение субъектов хозяйственногоправоотношения. Концептуально методы хозяйственного права строятся на двухпринципах: общеразрешительному («разрешено все, что не запрещенозаконом»), за которым действуют предприятия и предприниматели, и обязывающие(«субъекты хозяйственного права обязаны и должны совершать то, что на нихположено законом»). Этот принцип в основном касается органовгосударственного управления экономикой. Как отмечается в ст. 19 КонституцииУкраины, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаныдействовать лишь на основании, в пределах полномочий и в способ, которыепредусмотрены Конституцией и законами Украины.
Хозяйственные отношения являются комплексными отношениями. Они объединяютв себе организационные и имущественные (стоимостные) элементы. Поэтому вхозяйственном праве как комплексной области права вообще действуют три (а неодин, как в некомплексных областях) основные методы правового регулирования.
Прежде всего, это метод автономных решений субъектов хозяйственныхотношений. Он основывается на том, что предприятия, предприниматели имеют правопо собственной инициативе принимать любые решения, которые не противоречатзаконодательству Украины (ст. 27 Закона Украины «О предприятиях вУкраине», статьи 3, 5 Закона Украины «О предпринимательстве»).Это означает, что субъекты хозяйственных отношений самостоятельно: а) планируютсвою хозяйственную деятельность; б) в пределах законодательства свободноизбирают предметы хозяйственных договоров и определяют обязательство в них, всенеобходимые условия хозяйственных взаимоотношений (статьи 20, 21 Закона Украины«О предприятиях в Украине», ст. 5 Закона Украины «Опредпринимательстве»).
Существует еще метод властных предписаний (требований законов и указанийкомпетентных органов, обязательных для субъектов хозяйственных отношений).Согласно нему деятельность (поведение) субъектов подчиняется обязательныммоделям правоотношения, определенным законодательством. Это, в частности,обязательность соблюдения запретов закона относительно осуществленияхозяйственной деятельности (лицензии, квоты, специальные режимы и т.п.),обязанность определенных в законодательстве предприятий заключать сгосударством государственные контракты и др.
В хозяйственном праве действует также метод рекомендаций. Государстворегулирует поведение субъектов хозяйственных отношений путем рекомендованныхмоделей соответствующего правоотношения. Например, образцовые формы договоровотносительно отдельных видов отношений, методические рекомендации относительноотдельных видов деятельности в сфере хозяйствования — это примеры применениягосударством указанного метода. В зависимости от конкретных хозяйственныхситуаций, интереса государства относительно тех или других хозяйственныхотношений и других факторов, которые регулируют хозяйственную жизнь, могутиспользоваться любые из указанных методов, исходя из того, который из них будетнаиболее эффективным.
5. Хозяйственное правоотношение, их признаки и виды
В сфере экономики возникают и функционируют разнообразные отношения,связанные с хозяйственной деятельностью. В частности, государство осуществляетфункции общего управления экономикой. С этой целью в центре и на местахдействуют органы государственной исполнительной власти — министерства,государственные комитеты, другие центральные органы. Итак, в народном хозяйствесоставляются управленческие отношения между этими органами и предприятиями. Этиотношения регулируются административным правом, т.е. являются административнымправоотношением.
В народном хозяйстве применяется нанимаемая работа работников. Отношенияотносительно организации ее применения, оплаты труда, времени работы и отдыха,гарантий и компенсаций и т.п. регулирует трудовое право.
Хозяйствующие субъекты в процессе хозяйствования владеют и пользуютсяприродными ресурсами. Отношения относительно природопользования регулируютсяприродоресурсовыми областями права (земельное, водное, горное, лесное,экологическое и т.п.).
Хозяйствующие субъекты формируют из прибыли и используют собственныефинансовые ресурсы, являются налогоплательщиками и т.п. Итак, они являютсясубъектами финансового правоотношения.
Между предприятиями, предпринимателями и гражданами возникаютимущественные отношения относительно удовлетворения личных потребностей гражданв товарах, роботах и услугах. Эти отношения регулирует гражданское право.
Признавать все указанные отношения хозяйственными, как это иногдаделается в литературе, означало бы, что специальной категории хозяйственныхотношений вообще не существует. Объективно необходимые для осуществленияхозяйственной деятельности они за своей экономической природой не являютсяхозяйственными. Эти отношения лишь создают организационные, материальные,финансовые и другие предпосылки функционирования хозяйственных отношений.
Хозяйственно-правовая концепция определяет хозяйственные отношения всобственном (специальном) понимании, а именно: хозяйственными есть отношениямежду хозяйствующими субъектами (предприятиями, предпринимателями) и органамиуправления, которые образовываются в процессе организации и непосредственногоосуществления хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения, как предметрегулирования, состоят лишь из двух элементов — организационного (организацияпроизводства, обращения) и имущественного. Совокупность хозяйственных отношенийв таком узком понимании является предметом хозяйственного права. За предметом втаком понимании хозяйственное право отличается из других областей права, нормыкоторых действуют в народном хозяйстве.
Хозяйственные отношения имеют определенные признаки. Прежде всего, этоограниченное, сравнительно с гражданским правом, круг субъектов. Такимисубъектами есть:
хозяйственные организации, созданные для непосредственной хозяйственнойдеятельности и зарегистрированное как юридическое лица;
государственные и негосударственные органы, которые осуществляютуправление экономикой (министерства, госкомитеты, хозяйственные объединения,управление и т.п.);
структурные подразделы хозяйственных организаций, наделенные компетенциейотносительно осуществления хозяйственной деятельности;
физические лица, официально зарегистрированные в статусепредпринимателей;
государственное и общественное учреждения и организации, которые єпотребителями продукции (товаров), работ и услуг.
Особым субъектом хозяйственных отношений является государство, от лицакоторой действуют ее органы.
Вторым характерным признаком хозяйственных отношений являются объединенияв них организационных и имущественных элементов. Такое объединение обусловленотем, что одной из правовых оснований возникновения и функционированиехозяйственного правоотношения между хозяйствующими субъектами и ихконтрагентами есть «акты планирования» (ст. 152 Гражданского кодексаУкраинской ССР), в частности, государственные заказы. Правовым основаниемвозникновения хозяйственного правоотношения есть решения их субъектов заключитьсоответствующий договор (п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 22 Закона Украины «Опредприятиях в Украине»). Эти решения основываются на планах предприятий(планы экономического и социального развития, бизнес-планы).
Третий признак хозяйственных отношений — их материальное содержание, т.е.общественное производство и реализация (оборот) хозяйствующими субъектамипродукции (выполнение работ, предоставление услуг).
За приведенными признаками хозяйственных отношений можно разграничитьпредметы регулирования гражданского и хозяйственного права. Итак, нормыгражданского права универсальные и распространяются на физических и юридическихлиц независимо от деятельности, которой они занимаются. Нормы хозяйственногоправа специальные в том понимании, которые действуют лишь относительноюридических лиц, их структурных подразделов, отдельных предпринимателей,которые осуществляют общественную хозяйственную деятельность и потребляют еерезультаты. Т.е. предмет хозяйственного права уже за предмет гражданскогоправа. Гражданское право состоит из норм одной области, которые на началахюридического равенства субъектов регулируют имущественные и личныенеимущественные отношения; хозяйственное право согласно законодательствуявляется комплексной областью. Оно основывается на общих нормах гражданскогоправа о правоспособности юридических лиц, обязательствах и нормах об отдельныхвидах хозяйственных договоров. В хозяйственном праве объединяются также тенормы административного, финансового и других областей права, которыерегулируют хозяйственную деятельность предприятий и других хозяйствующихсубъектов.
Совокупность хозяйственных отношений, которые составляются междухозяйствующими субъектами, их контрагентами, органами управления в процессеорганизации и осуществление хозяйственной деятельности, производства иреализации продукции, выполнение работ, предоставление услуг, представляетпредмет хозяйственного права.
Исходя из этого хозяйственное право можно определить, как системуправовых норм, которые регулируют хозяйственное отношения в процессеорганизации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности.
Хозяйственное правоотношение могут быть классифицированные за разными признаками.
Так, за характером правоотношения различают:
— отношения относительно непосредственного осуществления хозяйственнойдеятельности (производства и реализации продукции, выполнение работ,предоставление услуг);
— отношения относительно управления (в том числе организации)хозяйственной деятельностью (государственная регистрация, лицензирование,патентование, квотирование и другие формы государственного регулированияхозяйственной деятельности).
За взаимным положением сторон правоотношение делилось на:
— горизонтальные, участники которых равноправные;
— вертикальные, в которых одним из участников выступает орган управления,в том числе владелец имущества или уполномочен им орган.
За сферой действия правоотношение делилось на:
— внутрихозяйственные, что возникают внутри хозяйственной организациимежду ее структурными подразделами;
— межхозяйственные, что возникают между юридически самостоятельнымисубъектами хозяйствования.
За областями народного хозяйства и сферами управления, в которых онивозникают и функционируют, выделяет такое правоотношение:
— в области промышленности;
— в области сельского хозяйства;
— в области транспорта;
— в области капитального строительства;
— в сфере приватизации;
— в сфере антимонопольного регулирования;
— в сфере внешнеэкономической деятельности и т.п.

Заключение
Таким образом, в данной теме мы рассмотрели хозяйственное право какотрасль права, которая представляет собой совокупность норм, регулирующихпредпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том численекоммерческие, отношения.
В существующей системе права в нашей стране хозяйственное право невыделено. Оно формируется из норм различных отраслей права, преимущественно,таких, как гражданское, трудовое, административное, экологическое, финансовое,фондовое, земельное, таможенное и т.д.
Правовое обеспечение хозяйственной деятельности — это важное условие функционированиярыночных отношений в Украине, которое включает в себя наличие законодательной основыхозяйственной деятельности, то есть системы нормативных актов, определяющихправовой статус субъектов хозяйствования и регламентирующих разные аспектыхозяйственной деятельности. Хозяйственное законодательство, которое основываетсяна Конституции Украины, охватывает как хозяйственные законы, так и другие нормативныеакты хозяйственной жизнедеятельности: постановления Верховного Совета Украины, принятыекак акты текущего законодательства; декреты Кабинета Министров по хозяйственнымвопросам, которые принимались Кабинетом Министров на основании временных полномочий,делегированных нему Верховным Советом Украины; указы по экономическим вопросам,выданные Президентом Украины; постановления и распоряжение Кабинета Министров Украины;хозяйственные нормативные акты министерств, государственных комитетов и других центральныхорганов исполнительной власти (к этой группе принадлежат также акты, принятые хозяйственнымиобъединениями — ассоциациями, корпорациями, концернами, консорциумами, промышленно-финансовымигруппами и др.); нормативные акты хозяйственного законодательства местныхСоветов и местных государственных администраций и др. Объективным признаком хозяйственногозаконодательства является множественность его актов и отсутствиекодифицированного акта хозяйственного законодательства типа Хозяйственного (Коммерческого).

Список литературы
1. Господарськийкодекс України: Кодекс набирає чинності з 1 січня 2004 р. — К.: Школа, 2003.
2. Цивільнийкодекс України: Кодекс набирає чинності з 1 січня 2004 р. — К.: Школа, 2003.
3. Бобров В.Я.Основи ринкової економіки України. — К.: Либідь, 1995.
4. Основиринкової економіки. /За ред. В.А. Предбор-ського. — К.: Кондор, 2002.
5. ПруссоваЛ.Г. Экономика в вопросах и ответах. — К.: УНПК «Ексоб», 1999.
6. Комерційнеправо. /За ред. проф. Шакуна В.I. — К.: Правові джерела, 1996.
7. Правовіоснови підприємницької діяльності /За ред. проф. Жук Л.А. — К.: ЕУФІМ, 2002.
8. Предпринимательскоеправо в вопросах и ответах /Под ред. Н.А. Саниахметовой. — Одесса: Одиссей,2000.