Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей с ОНР

Оглавление Введение….I Понятие графо-моторной деятельности 1.1 Особенности формирования графо-моторных навыков в онтогенезе и важность их развития… 1.2 Взаимосвязь ОНР с формированием графо-моторных навыков…II Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию графо-моторной деятельности у детей с ОНР 1.1 Совершенствование графо-моторных навыков средствами комплексного логопедического и физического
воспитания и самомассажа …1.2 Развитие общей и мелкой моторики на различных занятиях как основа формирования графо-моторных навыков 16 Заключение…21 Список литературы…22 Введение Актуальность исследования определяется тем, что проблема обучения дошкольников с ОНР графо-моторным навыкам занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. А количество детей, имеющих дефекты речи, с каждым годом увеличивается.
И, как показывает практика, дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы остальных детей, поэтому с ними необходимо вести специальную коррекционно-развивающую работу. Дети с ОНР отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки. Поэтому у таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения
деятельностью, которая связана с графо-моторными навыками. Поскольку неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Таким образом, целесообразно уже в раннем возрасте создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, то есть подготавливать руку к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Этому способствуют такие виды изодеятельности, как рисование, аппликация, лепка, изготовление поделок из различных материалов. Также важно отметить, что процесс овладения графо-моторными навыками подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. В связи с этим развитие двигательного компонента графо-моторной деятельности на дошкольном этапе играет
очень важную роль. И чем богаче двигательный опыт ребёнка с ОНР, тем легче формируются у него графо-моторные навыки. Действительно, у детей с ОНР графо-моторные навыки сформированы слабо или недостаточно. Практически все дети с данным речевым дефектом пассивны и нуждаются в стимуляции педагога. Поэтому своевременная коррекционно-развивающая работа по совершенствованию графо-моторных навыков в
наши дни очень актуальна, поскольку современная школа предъявляет высокие требования к детям. А без сформированной графо-моторной деятельности, которая является основой навыка письма, успешная учебная деятельность ребёнка будет затруднена. Изучаемая тема довольно широко освящена в научной литературе. Непосредственно данной теме в теоретическом аспекте посвящены работы Гурьянова Е.В Комаровой Т.С Филипповой С.О Городиловой
В.Н. и Кудрявцевой М.З Гаркуши Ю.Ф. В дальнейшей научной разработке нуждается практический аспект данной темы, так как он освящён лишь в работах Волосковой Н.Н Амосовой Н.С Буцикиной Т.П. и Вартапетовой Г.М. Цель исследования – выявить особенности и эффективность коррекционно-развивающей работы по совершенствованию графо-моторных навыков у детей с ОНР. Объект педагогического исследования – процесс развития и коррекции графо-моторных навыков у детей с ОНР. Предмет исследования – коррекционно-разввающие программы и методики по совершенствованию графо-моторных навыков. Цели, предмет и объект определяют задачи нашего исследования. Задачи исследования: 1) Изучение особенностей формирования графо-моторных навыков в онтогенезе и важности их развития. 2) Рассмотрение взаимосвязи ОНР с формированием графо-моторных навыков. 3) Анализ и обобщение коррекционно-развивающих программ и методик по совершенствованию графо-моторных
навыков у детей с ОНР. Методы исследования: изучение научной литературы, системный и критический анализ теоретических данных, обобщение, изучение педагогического опыта, сравнительный анализ результатов. Задачи нашей работы определяют её структуру. Работа состоит из введения и двух глав. В первой главе рассматривается структура формирования графо-моторных навыков у детей в онтогенезе. Также здесь раскрывается важность развития графо-моторной деятельности, а в особенности у детей с
ОНР. Во второй главе описаны коррекционно-развивающие программы и методики по совершенствованию графо-моторных навыков у детей с ОНР. Выявлены их основные особенности, проанализирована эффективность данных программ. Основная часть I Понятие графо-моторной деятельности 1.1 Особенности формирования графо-моторных навыков в онтогенезе и важность их развития Графо-моторные навыки являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих письмо.
Тем самым они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Например, наличие затруднений в изображении букв иногда настолько загружает внимание ребёнка, что дезорганизует и все предшествующие операции. Формирование графо-моторных навыков в онтогенезе претерпевает значительную эволюцию одновременно с развитием изобразительной деятельности. Важнейшей функцией, от которой этот процесс зависит, является зрительно- моторная координация. На протяжении значительной части дошкольного детства регуляция изобразительных движений осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора. Период от 1 года до 4-5 лет уходит на овладение произвольной регуляцией движений руки. Контроль выполнения, обратная связь (афферентация) происходит с помощью кинестезии. Рисуя, дети в этом возрасте опираются на «память руки».
Зрительный контроль за движениями почти отсутствует. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит «глаз». Наибольшего развития межанализаторная интеграция достигает в возрасте 6-8 лет. При этом «глаз», обогатившийся опытом «руки», принимает участие в управлении движениями.
С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графо-моторных движений и развитии соответствующих навыков. Поэтому сформированность данных способностей является одним из показателей так называемой «школьной зрелости». Сенсомоторная база, или комплекс функциональных предпосылок письма, представляет собой многоуровневую систему, включающую большое количество когнитивных и речевых функций.
Достигая минимально необходимого уровня зрелости, они создают оптимальные возможности для осуществления операций звуко-буквенной символизации, графического моделирования звуковой структуры слов и реализации графо-моторной программы. Незрелость сложных форм зрительно-моторной координации была обнаружена у большинства детей с дислексией и дисграфией, особенно в случаях наиболее тяжёлых нарушений. В ряде случаев несформированность графо-моторных навыков служит причиной особого вида нарушений – моторной или кинетической дисграфии. Очень важно применять различные приёмы для развития графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста. Очевидно, что для такого развития необходимо наличие специальных благоприятных внешних условий и специального содействия взрослых. Итак, в период раннего и дошкольного детства ребёнок при благоприятных внешних условиях оказывается в состоянии овладеть целым рядом умений, весьма важных для успешного усвоения навыков письма в школе.
Он овладевает движениями, необходимыми для лёгкого прикосновения и скольжения карандаша по бумаге, учится замечать различия между графическими элементами по их форме, положению и соотношению друг с другом. Также ребёнок учится ограничивать свои движения в соответствии с графическими задачами, которые он перед собой ставит. Позже ребёнок узнаёт смысл письма как средства общения между людьми и как способа фиксации мыслей; знакомится с фонетическим принципом письма, учится выделять звуки в словах и обозначать
их печатными и рукописными знаками на письме. Физиологической основой этих достижений являются дифференцирование относящихся к письму слуховых, зрительных и кинестетических раздражителей; концентрация возбуждения и торможения в соответствующих границах двигательной зоны коры, уравновешивание возбуждения и торможения при изображении простейших графических форм и их соединений и образование большого числа временных связей. Характеризуя эти достижения с психологической точки зрения, можно сказать, что ребёнок овладевает в
дошкольный период умением ставить перед собой элементарные графические задачи, учится контролировать процесс их решения и, добиваясь успешного их выполнения, овладевает умением управлять не только своими движениями, но и своим вниманием. Иначе говоря, от рефлекторных движений на основе подражания ребёнок переходит к сознательным целенаправленным действиям. Всё это говорит о том, что обучение графо-моторным навыкам в школе является продолжением и развитием начинающегося уже в раннем детстве весьма сложного и разностороннего физиологического, психологического и педагогического процесса. Как бы ни были скромны графические достижения дошкольника с точки зрения взрослого, для ребёнка они имеют большое образовательное и воспитательное значение. Всё это приводит к одному основному педагогическому выводу: и родители, и дошкольные детские учреждения, учитывая большое воспитательное значение дошкольных графических занятий детей, должны отнестись к ним
с особым вниманием и обеспечить все возможности для их осуществления. Таким образом, можно сделать вывод о том, что графо-моторные навыки ребёнка формируются в онтогенезе постепенно. Их развитие представляет собой довольно сложный физиологический, психологический и педагогический процесс. И поэтому очень важно помогать ребёнку в развитии графо-моторной деятельности, для того чтобы этот процесс был более успешным и интересным. А ведь это действительно важно, поскольку сформированность
данных способностей является одним из важных показателей так называемой «школьной зрелости». 1.2 Взаимосвязь ОНР с формированием графо-моторных навыков Общее недоразвитие речи – термин психолого-педагогической классификации. Под ОНР у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой,
так и к смысловой стороне речи. У детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Также отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Для определения уровня сформированности графо-моторных навыков у детей с ОНР используются различные диагностические задания (Методика «Домик» Н.И. Гуткиной, «Дорожки» Л.А.Венгера, исследование координации движений руки и глаз (монометрический текст), исследуется готовность руки к овладению письмом (рисование простых узоров), «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей» М.М. Безруких, графические диктанты). Они позволяют выявить следующие параметры развития – навык владения карандашом, графические навыки, ориентировка на листе бумаги, ориентировка в пространстве и т.д.
Согласно результатам проведённых заданий выявлено, что у 92% детей с ОНР графо-моторные навыки сформированы слабо или недостаточно. Практически все дети-логопаты пассивны и нуждаются в стимуляции педагога. Согласно данным психологов и физиологов, у детей дошкольного возраста с ОНР слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий
и фалангов пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. Поэтому движения характеризуются недостаточной чёткостью и организованностью. Отмечаются нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость и истощаемость движений, недостаточная сформированность графо-моторных навыков. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряжённость, неправильное положение руки во время графо-моторной деятельности,
слабая развитость мелкой моторики, нарушение координации тонких движений руки. В дальнейшем, если не проводить коррекционную работу по развитию графо-моторных навыков, у детей в школе появляются ошибки на письме. Наиболее частыми из них являются: смешение букв, имеющих одинаковые элементы начертания; элементы зеркального письма, ошибки в виде слитного написания слов в предложении. У всех учащихся появляются каллиграфические трудности: не дописывание элементов букв, исправления, нестабильный и неряшливый почерк (разная высота и наклон букв, разное расстояние между словами и т.д.) Наряду с трудностями формирования навыка письма у данной категории учащихся обнаруживается нарушение программ речевой и неречевой моторики: кинестетическая и динамическая диспраксия, нарушение ритмической организации движений, нарушение просодической стороны речи. Особенности реализации двигательных речевых и неречевых программ, их ритмической организации и характер
трудностей формирования навыка письма имеет единую природу, связанную, главным образом, с нарушением моторных функций. Сам процесс овладения графо-моторной деятельностью является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических требований, графические навыки. Таким образом, графо-моторная деятельность требует от ребёнка не только физических,
интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графо-моторными навыками. На основании этого для развития и формирования графо-моторных навыков у детей с ОНР решаются следующие задачи: 1. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации. Основная цель – формирование тонких, координированных движений рук.
2. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия Цель: научить остроте зрения, научить устанавливать соответствие между двумя и более изображениями, находить ошибки в рисунках, следить взглядом за запутанными изображениями; учить следить за направлением движения картинки, предмета, карандаша, чтобы иметь возможность скорректировать свои действия; воспитание стойкого интереса к рассматриванию картинок. 3. Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях Цель: научить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги, в тетради. 4. Формирование графических навыков Цель: Научить детей проводить различные линии по подражанию, по образцу; дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать, выполнять задания по речевой инструкции; правильно держать карандаш при письме, правильной осанке. Таким образом, очевидно, что общее недоразвитие речи является препятствием на пути формирования графо-
моторных навыков у дошкольников. В отличие от детей с нормальной речью, дети с ОНР испытывают намного больше трудностей в овладении этим важным для учебной деятельности процессом. Но при своевременном выявлении графо-моторной недостаточности и при проведении регулярной и продуктивной коррекционно-развивающей работы, у детей с ОНР наблюдаются значительные улучшения. II Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию графо-моторной деятельности у детей с
ОНР 1.1 Совершенствование графо-моторных навыков средствами комплексного логопедического и физического воспитания и самомассажа О влиянии физических упражнений на формирование графо-моторных навыков у дошкольников с ОНР (Шишлянникова Н.В.) Данная система работы направлена на формирование графо-моторных навыков через физические упражнения. Основной целью данной работы является развитие компонентов, необходимых для успешного овладения графо-моторной деятельностью: координации движений, зрительно-пространственных представлений,
зрительно-моторной координации движений. Данная коррекционно-развивающая программа отличается тем, что формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР осуществляется на основе создания системы комплексных занятий логопеда и инструктора по физическому воспитанию. В систему занятий включены не только логопедические задания, но и специальные физические упражнения. Работа по формированию графо-моторных навыков включалась в индивидуальные и фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, звукопроизношения, а также обучению грамоте. В соответствии с направлениями коррекционной работы в данной программе выделяются следующие этапы реализации программы: 1.Подготовительный этап Цель: развитие координации движений, зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации движений. Развитию координации движений, мелкой моторики ориентации в пространстве способствует применение различных физических упражнений.
Наиболее эффективные из них: «Разноцветные мячики» Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие ловкости, координации движений. Оборудование: мячи красного и синего цвета. Дети стоят в кругу. Логопед бросает ребёнку синий или красный мяч. Если ребёнок ловит синий мяч, то он называет согласный звук, если красный, то гласный. «Человечки-схемы» Цель: учить детей понимать схематическое изображение
позы человека, развивать точность движений. Изобразить такое же движение, что и человечек на рисунке. Эстафета «Составь слово» Цель: развитие звукового анализа слова, развитие ловкости и координации движений. Оборудование: набор мячей синего, зелёного, красного цвета. Группа детей делится на команды. Логопед называет слово. Задача детей с помощью цветных мячей выложить звуковую схему слова.
По сигналу логопеда, дети по очереди берут мяч, соответствующий заданному звуку в слове. «Перейти болото» Цель: развитие фонематического слуха, координации движений. Оборудование: плоские «кочки», вырезанные из картона. Дети по очереди переходят болото, наступают на каждую кочку, произнося при этом различные слоги. Данное упражнение способствует не только развитию координации движений, но и развивает фонематический слух. Широко используются в логопедии для развития координации движений игры с мячом: «Доскажи словечко» Цель: развитие слогового анализа, чёткости и точности движений. Оборудование: мячи красного и синего цвета. Логопед бросает ребёнку мяч и называет первый слог, ребёнок возвращает мяч и заканчивает слово нужным слогом. 2. Основной этап Цель: формирование пространственного восприятия, чувства ритма.
Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади» Цель: закрепление умения ориентирования, развитие моторики. Оборудование: 2 обруча, мяч. Дети выполняют следующие задания: стукни 3 раза мячом в правый обруч, 4 раза в левый, 2 раза перед собой. Упражнение «Регулировщик» Цель: развитие чувства ритма, зрительно-пространственных представлений.
Выполняется под музыку с чётким ритмом. Правая рука в сторону, левая в сторону, правая – вверх, левая – вверх. Затем обе руки вперёд и вниз. Упражнение «Лодочка» Цель: развитие чувства ритма, зрительно-пространственных представлений. Дети стоят друг за другом, ноги на ширине плеч, руки на плечах. Динь-дон, динь-дон, Мы на лодочке плывём. Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает, Влево лодочку качает Динь-дон, динь-дон, Дружно к берегу гребём, Вправо к берегу гребём Влево к берегу плывём К берегу пристала лодка Мы на берег прыгнем ловко. Включение в занятия ритмических движений повышает эмоциональный настрой, даёт возможность самовыражения. Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.
Цель: развитие мелкой моторики, чёткости и точности движений. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы. При коррекционной работе с детьми с ОНР необходимо учитывать не только особенности графо-моторных навыков, но и такие особенности их двигательной сферы как, нарушение координации, неточность движений, несогласованность работы рук, скованность движений, недостатки плавности и ритмичности, трудности в изменении темпа движений. Таким образом, использование специальных физических упражнений на логопедических занятиях предупреждает переутомление дошкольников, избавляет детей от длительной неподвижности на занятиях, служит средством развития координации, пространственной ориентировки, чувства ритма, то есть создаёт основу для развития
графо-моторных навыков. Использование самомассажа для развития графо-моторных навыков Согласно данным психологов и физиологов, у дошкольников с ОНР ещё слабо развита мелкая моторика, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фалангов пальцев. Считается, что необходимо проводить самомассаж рук и каждого пальца, начиная с четырёхлетнего возраста, тем более что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития ручной умелости и графо-
моторных навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая. Педагог Амосова Н.С. считает, что самомассаж мышц предплечья, кистей и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение. Специальные упражнения по самомассажу способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений – торможению ненужных и активизации необходимых. Это, в свою очередь, поможет детям с
ОНР направить внимание не столько на техническую сторону графо-моторной деятельности, сколько на самоконтроль. В данном пункте освящена методика работа по совершенствованию графо-моторных навыков у дошкольников на комплексных занятиях логопеда и инструктора по физическому воспитанию; а также дана ценная информация о необходимости проведения самомассажа у детей с ОНР для развития графо-моторной деятельности. 1.2 Развитие общей и мелкой моторики на различных занятиях как основа формирования графо-моторных навыков (Буцыкина Т.П Вартапетова Г.М.) Своевременная диагностика состояния моторной сферы у детей и коррекция её нарушений может предупредить трудности в освоении графо-моторной деятельности. Развитие двигательных навыков детей в ходе различных занятий, которое лежит в основе данной программы, подразумевает определённые задачи: развитие точности и равновесия, преодоление излишнего мышечного напряжения; развитие быстроты, силы и гибкости; развитие графо-моторных навыков, овладение графической
символизацией. Перечень заданий и упражнений по развитию общей и мелкой моторики в ходе различных занятий Занятия по физическому воспитанию Развитие координационных способностей: а) общеразвивающие упражнения без предметов – смена положений рук (вперёд, в стороны, вверх, перед грудью и т.д.) – смена положений ног (основная стойка, стойка ноги врозь, скрещивание ног) – смена положений туловища (наклоны вперёд, назад, в стороны, повороты, круговые движения) – сочетание движений рук и ног, а также рук или ног
и туловища б) общеразвивающие движения с предметами – с мячами (подбрасывание, ловля, передача, перекатывание, ведение) – с флажками (движения руками) – с лентами (различные движения руками на месте и в движении) Преодоление мышечного напряжения: – быстрый переход мышц от напряжения к расслаблению – сочетание напряжения одних мышц с расслаблением других -движения расслабленными частями тела («потряхивание») Развитие быстроты движений: – руки (сгибание и разгибание, вращения и махи) – туловище (вращения, наклоны,
сгибания и разгибания) – ноги (махи, приседания, выпады) Развитие гибкости движений: – вращения рук – круговые движения туловищем, наклоны туловища – Маховые движения ногами в разные стороны Графо-моторные навыки: – упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений – упражнения на определение правых и левых частей тела – игры с условиями по выбору нужных направлений Рисование – срисовывание геометрических фигур – штриховка по контуру, обводка – дорисовывание незаконченных рисунков – дорисовывание рисунков с недостающими деталями – рисование узоров, изображение предметов с помощью символов – рисование орнаментов, бордюров – копирование и моделирование фигур из деталей – задания на узнавание контурных изображений предметов; перечёркнутых контурных изображений, наложенных друг на друга – упражнения на нахождение на картинках похожих или одинаковых предметов – упражнения на восстановление первоначального расположения предметов, фигур на картине
Художественный труд – задания на пропорциональные соотношения при изготовлении аппликации – задания на выбор определённой формы, цвета и размера – задания на изображение стилизованных букв, а также на дорисовывание и дописывание недостающих элементов в букве – задания на тренировку умения вести руку по заданной траектории, копирование элементов букв, написание букв и слов по шаблонам – задания на узнавание букв и на соотнесение их формы, величины, цвета – упражнения на выявление изменений в расположении предметов,
восстановление первоначальной последовательности в расположении предметов Физкультминутки Пространственные представления: – соотнести части тела с правой рукой, затем с левой и назвать их – по инструкции показать, например, правую бровь или левый локоть – вытянуть в сторону правую руку и перечислить все предметы, находящиеся справа и слева – повернуть голову влево, вправо, наклонить к правому/левому плечу – находясь в колонне, назвать стоящего впереди, затем сзади – находясь
в шеренге, назвать стоящего слева и справа – знакомство со схемой тела ребёнка, стоящего напротив Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук – противопоставление пальцев – сгибание и разгибание кистей рук в кулак поочерёдно и одновременно – круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах – отведение-приведение пальцев – сжимание ластика разными пальцами – свободное постукивание пальцами по столу, одновременно и поочерёдно – перекладывание мячей разного диаметра – надавливание подушечками пальцев руки на пальцы другой – перекатывание в пальцах карандаша Данная коррекционно-развивающая программа отражает взаимосвязь моторного уровня развития и уровня развития графо-моторных навыков. Согласно данной разработке, над предпосылками для формирования графо-моторной деятельности возможно работать на различных занятиях, то есть работа ведётся комплексно, а следовательно она более эффективная. Заключение Действительно, процесс овладения графо-моторной деятельностью является довольно трудоёмким
для ребёнка, а для детей с логопедическим заключением ОНР он вдвойне сложен. А поскольку количество детей с ОНР постоянно увеличивается, проблема развития и коррекции графо-моторных навыков у них довольно актуальна. Поскольку, если не проводить коррекционную работу в области графо-моторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости.
Поэтому, своевременная и регулярная коррекционно-развивающая работа по совершенствованию графо-моторной деятельности просто необходима для детей с ОНР. Тем более что различных программ и методов работы на данный момент довольно много, и можно выбрать именно тот способ коррекции, который в наибольшей степени подходит определённому ребёнку. Например, коррекционная работа может вестись на логопедических занятиях совместно с инструктором по физическому воспитанию, на основе развития двигательных навыков.
То есть данная методика позволяет вести всестороннюю работу с ребёнком, корригируя как речевое недоразвитие, так и несовершенство графо-моторной деятельности. Также можно отметить интересный метод самомассажа, который позволяет совместить приятное с полезным, способствуя направлению внимания ребёнка на самоконтроль в графо-моторной деятельности. Ещё одна методическая разработка в области совершенствования графо-моторных навыков предлагает комплексную работу на различных занятиях в ДОУ, что обеспечивает наибольшую направленность на положительные результаты. Таким образом, коррекционно-развивающая работа в области графо-моторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания детей с ОНР, и тогда это обязательно даст хорошие результаты. Список литературы Список литературы 1) Бернштейн Н.
А. Физиология движений и активность/под ред. акад. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 1990 123с. 2) Болотина Л.Р Баранов С.П Комарова Т.С. Дошкольная педагогика М.: Культура, 2005. -117с. 3) Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма Наука, 1960. –
С. 15-19 4) Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. – М.: Просвещение, 1970. – С. 107-109 5) Коноваленко С.В. Как подготовить ребёнка к школе. – М.: Эксмо, 2004. – 112с. 6) Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – Спб.: Речь, 2003. -161с. 7) Лурия А.Р. Письмо и речь.
Нейролингвистические исследования. – М.: Академия, 2002. -84с. 8) Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – Спб.: Детство-пресс, 2001. – С.91-94 9) Амосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе./ Н.С. Аммосова//Логопед. – 2004 №6. – С. 14-16 10) Буцикина
Т.П Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников./ Т.П.Буцикина, Г.М.Вартапетова//Логопед 2005 №3 С.84-94