ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Нижегородский государственный университет
им. Н. И. Лобачевского
Экономический факультет
Кафедра «Экономики народного хозяйства»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Государственное регулирование национальной экономики»
на тему:
Развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики
Руководитель______________________
должность
__________________________________
Ф. И. О. подпись
Студент___________________________
курс, группа
__________________________________
Ф. И. О. подпись
г. Н. Новгород, 2010 г.
План:
Введение……………………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики:
1.1. Понятие и сущность малого бизнеса……………………………………………………………………4
1.2. Классификация малого бизнеса и факторов, ее определяющих…………………………….5
1.3. Национальные особенности малого бизнеса в других странах: зарубежный опыт……………………………………………………………………………………………………………………………….8
Глава 2. Анализ малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:
2.1. Состояние нормативной базы, регулирующей развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики………………………………………………….12
2.2. Система государственных органов управления малого бизнеса в народном хозяйстве………………………………………………………………………………………………………………………14
2.3. Анализ механизмов воздействия органов государственной власти малого бизнеса…………………………………………………………………………………………………………………………15
Глава 3. Стратегия решения малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:
3.1. Анализ уровня и динамики малого бизнеса в национальном хозяйстве; в региональном разрезе …………………………………………………………………………………………………..20
3.2. Возможности и перспективы совершенствования государственного регулирования малого бизнеса на федеральном и на региональном уровне…………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы……………………………………………………………………….28
Приложения……………………………………………………………………………………………………………30
Введение.
В наше время роль малого бизнеса сравнительно недооценена, именно по этому Россия находится на одном из последних мест по количеству малых предприятий и развитости этой формы бизнеса. Несмотря на то, что малые предприятия приносят немалый доход в государственную казну, тем самым, снижая уровень инфляции, также значительно сокращая уровень безработицы, административные барьеры слишком высоки, соответственно малый бизнес развивается очень медленно.
В условиях современной рыночной экономики развитие малого бизнеса имеет огромное значение для экономики страны и благосостояния граждан. В сфере торговли и общественного питания работает более 50% малых предприятий России. Если добавить к ним еще и индивидуальных предпринимателей, то торговый сегмент в структуре малого бизнеса вырастет почти до 80%. Тогда как производственный и строительные сектора составляют лишь 13% каждый. Менее 2% приходится на наукоемкие отрасли. Около 2% — на частное здравоохранение. Актуальность данного вопроса обусловила выбор темы курсовой работы.
Начиная писать работу, сформировались следующие цели: изучить развитие и поддержку малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики, выяснить преимущества и недостатки, а также роль малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики. Кроме того, рассмотреть малый бизнес в России и за рубежом.
Глава 1.Теоретические основы малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики:
1.1. Понятие и сущность малого бизнеса.
Предприятие малого бизнеса — это независимо управляемая, не доминирующая в области своей деятельности фирма, отвечающая определенным стандартам размеров в плане количества работников и годового объема поступлений. Существует и другое определение: малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями.
Мировой опыт и практика убеждают, что важным элементом рыночной экономики является существование и взаимодействие больших, средних и малых предприятий. При этом малое предпринимательство рассматривается не только как дополнение к большому производству, а как самостоятельная форма функционирования и развития современных продуктивных сил — гибкая, жизнеспособная, эффективная, прогрессивная.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д… Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Однако одной из наиболее острых проблем деятельности большей части субъектов малого предпринимательства является проблема поиска и получения финансовых ресурсов, необходимых для авансирования процесса хозяйствования. Поэтому особое значение для развитии сектора малого бизнеса имеет проблема государственного содействия в финансовом обеспечении предприятия малого бизнеса.
Малое предпринимательство представляет собой составную часть общей системы предпринимательства, а малые предприятия следует рассматривать в качестве элементов малого предпринимательства.
Предприниматель, которым может быть любой субъект капитала (отдельное лицо, группа лиц, фирма, объединение), осуществляет соединение средств производства, которыми он владеет (распоряжается), с рабочей силой посредством купли последней и ее использования (распоряжения ею) в процессе хозяйствования.
Предприниматель не может хозяйствовать вне конкуренции: организуя производство, он должен конкурировать, а, конкурируя, — организовывать производство.
1.3. Национальные особенности малого бизнеса в других странах: зарубежный опыт.
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их — это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.
Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.
Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.
В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.
Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах
Страны
Кол-во МСП
(тыс.)
Кол-во МСП
на 1000
жителей
Занято в МСП (млн.чел)
Доля МСП в общей численности
занятых (%)
Доля МСП в ВВП (%)
Великобритания
2630
46
13.6
49
50–53
Германия
2290
37
18.5
46
50-52
Италия
3920
68
16.8
73
57-60
Франция
1980
35
15.2
54
55-62
Страны ЕС
15770
45
68
72
63-67
США
19300
74.2
70.2
54
50-52
Япония
6450
49.6
39.5
78
52-55
Россия
844
5.65
8.3
13
10-11
Как видно из данной таблицы, вклад малых и средних предприятий в экономику трудно переоценить. Несмотря на то, что количество малых предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, несмотря на это их вклад в ВВП составляет более 50%. В то время как для России характерны как малая численность таких предприятий, так и незначительный их вклад в ВВП. Малые и средние предприятия могут решить и проблему занятости населения. Как видно из таблицы, наименьший процент занятости населения, от общей численности занятых — в Германии и составляет 46%. Для России эта цифра равна 10-11%. Таким образом, в перспективы для роста у нашей страны имеются.
Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.
Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.
В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.
В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.
Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.
В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. — лишь 0,4 %.
В России, темпы роста количества малых предприятий достаточно низкие, несмотря на общую стабилизацию экономики страны. Если же смотреть на количество рабочих мест приходящихся на малые предприятия, то складывается иная картина. Во многих регионах, наблюдается значительный рост рабочих, занятых на предприятиях малого бизнеса, но общероссийский показатель по росту количества занятых на данных предприятиях отстает от роста количества самих предприятий, а в последний год наблюдается даже спад. Это говорит о том, что преимущественно создаются мелкие предприятия, с малым числом занятых на рабочих мест.
Глава 2. Анализ малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:
Состояние нормативной базы, регулирующей развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики.
Отнесение предпринимателей и физических лиц к категории субъектов малого предпринимательства и порядок оказания государственной поддержки регулируется федеральным и региональным законодательством.
Основным документом, регулирующим особенности правового статуса и деятельность малых предприятий является вступивший в силу с 01.01.2008г. федеральный закон от 24.07.2007г. N209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ранее действовал федеральный закон от 14.06.95г. N88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»).
На территории города Москвы действует закон от 26.11.2008г. №60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» (ранее действовал Закон города Москвы от 28.06.95г. N14 «Об основах малого предпринимательства в Москве» в редакции закона города Москвы от 12.11.2001 N65). В соответствии с этими законами, к субъектам малого предпринимательства относятся:
1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) определены постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
Соответствие вышеуказанным критериям дает право на льготы и поддержку, установленные федеральным законодательством.
Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:
1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 настоящего Федерального закона, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Законом города Москвы от 26.11.2008г. №60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» установлено:
Субъекты малого и среднего предпринимательства в городе Москве — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
2.2. Система государственных органов управления малого бизнеса в народном хозяйстве.
Развитие малого предпринимательства положительно сказывается на развитие различных сфер экономики страны, но без государственной поддержки, малый бизнес может прийти в упадок. Несмотря на все его преимущества, имеются и проблемы, которые могут стать непреодолимыми. Вследствие большого значения малых предприятий для социального и экономического положения в стране, в большинстве стран разрабатываются законы, направленные на помощь в развитии малых предприятий. Системы мер поддержки малого бизнеса, сложившиеся к настоящему времени в различных странах, заметно различаются между собой в том, что касается лежащих в их основе концепций экономической политики, выбора приоритетов и используемых средств, объема вовлеченных бюджетных ресурсов. В России, постепенно становящемся единым экономическим пространством, это расхождение создает определенные проблемы с поддержанием конкурентного рыночного порядка. Поэтому в последние годы здесь уделяется все больше внимания разработке и проведению единой межгосударственной политики в отношении сектора малого предпринимательства.
2.3. Анализ механизмов воздействия органов государственной власти малого бизнеса.
В настоящее время внимание государства к проблемам малого предпринимательства становится все более пристальным. Результаты тотального обследования, проведенного в 2008-2010гг. Госкомстатом России, показали, что нельзя недооценивать значение малого предпринимательства для развития экономики в целом. Но, как показывает практика, принятие государственных концепций, федеральных программ еще не гарантирует роста и развития этой сферы деятельности — необходимо совершенствование нормативной и правовой базы в области экономики. Прежде всего, законодательное обеспечение сферы малого бизнеса должно максимально учитывать насущные потребности предпринимательского сообщества.
Представители малого предпринимательства получили возможность предложить свой единый подход к законотворческой деятельности в феврале 2009 г. на совместном заседании “круглого стола” с руководителями комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, министерств, депутатами. Инициаторы этой встречи — Комитет по частному предпринимательству, малому и среднему бизнесу Торгово-промышленной палаты РФ и Российско-Американская рабочая группа по развитию малого предпринимательства — провели большую подготовительную работу
Результатом этой работы стал документ “Основные направления и приоритеты совершенствования законодательного обеспечения малого предпринимательства в Российской Федерации на 2010 г”.
“Основные направления” были разработаны на основе предложений по совершенствованию законодательства, которые предварительно обсуждались на всероссийских конференциях представителей малых предприятий, заседаниях Комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, форумах общественных организаций (Объединения предпринимательских организаций России (ОПОРа), Комитета по поддержке предпринимательства в Российской Федерации, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на встречах с предпринимателями. При подготовке документа использовались материалы конференций, проходивших в рамках деятельности Российско-Американской рабочей группы по развитию малого предпринимательства.
Законодательное обеспечение малого предпринимательства необходимо привести в соответствие с положениями “Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, принятой Государственным Советом Российской Федерации. В Закон РФ №88-ФЗ от 14.06.95г. “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” необходимо внести изменения, которые будут предусматривать следующее:
• использование обоснованных критериев отнесения коммерческих организаций к категории субъектов малого предпринимательства;
• уточнение задач, функций и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросу разработки и реализации государственной политики развития малого предпринимательства, а также объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
• обеспечение программного подхода к реализации мер по развитию малого предпринимательства.
Законодательная база малого бизнеса должна формироваться при участии предпринимательского сообщества, поэтому предлагается раз работать процедуру обязательной экспертизы законопроектов и проектов решений по вопросам предпринимательства Правительства Российской Федерации, которую будут осуществлять Торгово-промышленная палата РФ и объединения предпринимателей. Необходимо создать систему оперативного извещения предпринимателей об изменениях в нормативной правовой базе на основе современных ин формационных технологий.
Несмотря на уже предпринятые меры по снижению уровня административных барьеров и упорядочению деятельности контролирующих и инспектирующих органов, необходимо продолжить разработку на основе анализа существующей практики проектов федеральных законов, направленных на снижение административных барьеров, предусмотрев:
осуществление регулирования посредством норм прямого действия, установленных законами, а не подзаконными актами;
отмену нормативных правовых актов, нарушающих положения действующих законов, в том числе в сферах лицензирования видов деятельности, сертификации продукции, регистрации юридических лиц, аренды помещений и землеотвода и т.п.;
конкретизацию видов юридической ответственности должностных лиц за действия (бездействие), препятствующие созданию и деятельности малых предприятий, и норм возмещения должностными лицами ущерба, вызванного превышением их полномочий при проведении проверок;
введение порядка, который будет предусматривать безвозмездное проведение обследований контролирующими и иными органами, финансируемыми из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации;
введение дифференцированных размеров штрафов для крупных и малых предприятий, предусматривающих их уменьшение для последних; применение процедуры взыскания штрафов только по решению суда.
Следует продолжить работу по приведению в соответствие федерального и регионального законодательства с “Концепцией государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации”, принятой Государственным Советом Российской Федерации.
В области обеспечения нормативно-методической и правовой проработки решения имущественных вопросов необходимо принять законодательные и нормативные документы, обеспечивающие:
учет государственного имущества и создание на федеральном, региональном и муниципальном уровнях реестров и целевых фондов собственности, которая может быть предложена субъектам малого предпринимательства, а также имущества, переданного субъектам малого предпринимательства;
упрощение процедур наделения субъектов малого предпринимательства имуществом, относящимся в настоящее время к государственной собственности;
продажу и сдачу в аренду субъектам малого предпринимательства имущества ликвидируемых предприятий, в том числе высвобождаемого имущества объектов военной инфраструктуры;
контроль эффективности использования указанного имущества.
При разработке нормативного правового обеспечения предлагается предусмотреть упрощенную передачу государственного и муниципального имущества субъектам малого предпринимательства по принципу “одного окна”; создание малых предприятий, материальной основой которых будет служить высвобождающееся государственное и муниципальное имущество; содействие развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; определение технологии использования имущества через механизмы бизнес-инкубирования. Также предлагается предусмотреть предоставление государственного и муниципального имущества в аренду субъектам малого предпринимательства на льготных условиях с возможностью ее продления или выкупа имущества.
Для эффективного использования современных методов финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства, создания системы кредитных гарантий, страхования и микрокредитования необходимо внести соответствующие изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Для обеспечения эффективного функционирования обществ взаимного страхования, роста инвестиционной активности субъектов малого предпринимательства предлагается доработать и принять Законы РФ “О взаимном страховании” и “О кредитной кооперации ”, в рамках которых выделить аспекты деятельности сектора малого предпринимательства. Необходимо также:
разработать нормативную правовую базу деятельности небанковских финансовых организаций, выдающих займы малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, обеспечив условия их функционирования, аналогичные условиям для банков;
ввести льготы по налогу на прибыль организаций, осуществляющих финансовую поддержку малого предпринимательства, при условии увеличения резервного капитала для целей расширения масштабов кредитования;
разработать нормативную правовую базу использования кредитных историй в целях расширения финансовой прозрачности деятельности субъектов малого предпринимательства для кредитных институтов;
разработать и принять закон “О венчурном инвестировании”, в котором выделить аспект микрокредитования субъектов малого предпринимательства;
внести изменения в Закон РФ №156-ФЗ от 29 ноября 2001г. “Об инвестиционных фондах”, предусмотрев благоприятные условия инвестирования субъектов малого предпринимательства.
Совершенствование законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, требует последовательных и скоординированных действий всех заинтересованных сторон — Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, представителей предпринимательского сообщества.
То, что малый бизнес в России уже стал значимым социальным сектором, — бесспорно. Он кормит семьи мелких предпринимателей, снимая тем самым нагрузку с государственного бюджета на содержание армии безработных. Например, в Томской области в малом предпринимательстве занято более 20% экономически активного населения, в том числе на селе.
Кроме того, малый бизнес в настоящее время — самый перспективный сектор экономики. Он держится на свежих идеях, предприимчивости. В Томской области в 2001 году прибыль предприятий малого бизнеса увеличилась более чем в два раза. Этот сектор экономики выплачивает около 10% всех налоговых платежей. По сравнению с 2000г. объем произведенной малыми предприятиями продукции увеличился на 60%.
Однако формирование предпринимательского слоя в России идет медленно и противоречиво. Можно выделить целый ряд препятствий, мешающих динамичному развитию малого бизнеса:
— не стимулирующая налоговая система;
— труднодоступность кредитов;
— административные барьеры;
— негибкая политика в области лизинга и использования государственной собственности;
— менталитет российского чиновника, который привык работать с размахом на крупные проекты, и мелкий бизнес ему просто неинтересен.
Государственная власть обязана эти проблемы снимать, чтобы создавать условия для свободного саморазвития малого предпринимательства. Известно, что можно стимулировать рост числа малых предприятий, если с разрешительного характера перейти к уведомительному принципу их регистрации, одновременно сокращая число лицензируемых видов деятельности. В Томской области уже не первый год действует комиссия по преодолению административных барьеров — я ее называю “комиссией по борьбе с государственным рэкетом”. Успехи комиссии заключаются в росте числа хозяйствующих субъектов в сфере малого бизнеса и сглаживании противоречий между чиновниками и предпринимателями.
Глава 3. Стратегия решения малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:
3.1. Анализ уровня и динамики малого бизнеса в национальном хозяйстве;, в региональном разрезе
Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2009 года. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад Национального института системных исследований проблем предпринимательства на Август 2009 года.
Я рассмотрела серию ежеквартальных докладов о различиях между регионами Российской Федерации в развитии малого предпринимательства, основанных на ежеквартальных данных Федеральной службы государственной статистики. Подготовка ежеквартальных докладов осуществляется автономной некоммерческой организацией «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (АНО «НИСИПП») с 2002 года.
Ниже представлена выборка по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу в целом, по Пермскому краю и регионам-конкурентам (Республики Башкортостан и Татарстан, Свердловская, Самарская, Нижегородская и Челябинская области).(Таблица 1А), также рассмотрела показатели развития малого бизнеса в других регионах, представлены (см. Приложения, Таблица 1Б. Таблица 1В, Таблица 1 Г, Таблица 1 Д.))
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.
Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать два-дцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:
для микропредприятий – 60 млн. рублей;
для малых предприятий – 400 млн. рублей.
С 1 января 2010 года также вступает в силу часть 2 статьи 4 Федерального закона, определяющая, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Изменения коснулись и порядка ведения статистических наблюдений за деятельностью малых предприятий: в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 79), статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью микропредприятий проводятся один раз в год.
В настоящий момент Федеральной службой государственной статистики осуществляется переход к новой системе статистического учета субъектов малого предпринимательства. В связи с этим ввиду отсутствия полных статистических данных (в квартальном разрезе) в докладе не учитываются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, микропредприятия и средние предприятия.
Для оценки текущей ситуации в докладе используются следующие показатели:
прирост/сокращение количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения за период с 1 апреля 2008 г. по 1 апреля 2009 г.;
увеличение/сокращение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях за период января-марта 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г.;
рост/спад объема оборота малых предприятий в январе-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г.;
рост/спад инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в январе-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г.;
Для учета инфляции показатели объемов оборота и инвестиций в основной капитал корректировались на региональные индексы потребительских цен.
3.2. Возможности и перспективы совершенствования государственного регулирования малого бизнеса на федеральном и на региональном уровне.
Для оценки возможностей повышения темпов развития малого предпринимательства и влияния этого процесса на экономическую динамику в субъектах Российской Федерации рядом экономистов, например, В. Тихомировым, И. Тихомировой, А. Духон, предложено использовать региональные рейтинги инвестиционной и предприни-мательской активности. Для этого предусматриваются показатели, со-четающие основные экономические факторы (объем валового регионального продукта, объем произведенной малыми предприятиями про-дукции, число малых предприятий, величина инвестиций в основные фонды малых предприятий), социальные (среднедушевой доход, число безработных в регионе), демографические (плотность населения в регионе), институциональные (степень развития инфраструктуры и инсти-тутов рыноч-ной экономики). На основе предложенных показателей разрабатываются рейтинги развития малого бизнеса по федеральным округам.
Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.
Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).
Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.
Если индивидуальные предприятия в основном развиваются за счет собственных средств, то для более крупных предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для положительного решения чаще всего требуется успешное ведение бизнеса не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения кредита высока.Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема — отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.
В настоящее время наблюдается положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к «малым» заемщикам постоянно снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования. Хотя, в ближайшей перспективе ставки кредитования заемщиков малого бизнеса вряд ли опустятся ниже 15-16%. Кредитование малого бизнеса предполагает определенный риск и высокие издержки, банки закладывают все это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно ведет к снижению процента. Возможно, создание кредитного бюро или законодательные налоговые изменения, позволяющие легализоваться малому бизнесу, могли бы еще больше способствовать этому.
Итак, одним из наиболее важных направлений государственной поддержки я является льготное кредитование. Поэтому законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусмотрено льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства с компенсацией соответствующей разницы кредитным и страховым компаниям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.
Кроме льготной кредитной политики применяется и льготное налогообложение. Законами Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций.
Большую роль в государственной поддержке малого бизнеса должны сыграть государственные и муниципальные фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка.
Заключение
В заключение, говоря о проделанной работе, хотелось бы сделать основные выводы:
Развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;
занятие малым бизнесом является не только источником средств ксуществованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
массовое развитие МП. способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству;
Характеризуя, малое предпринимательство в России в сравнении с зарубежными странами, выделены особенности малого предпринимательства, обозначены основные его проблемы и намечены пути их решения.
Критерии отнесения предприятий к сфере малого бизнеса различаются в разных странах, и нет единого, общепринятого показателя. Но в большинстве стран, предприятия относятся к сфере малого бизнеса, по количеству рабочих, и по данным годового оборота. Малый бизнес обладает рядом преимуществ в социально-экономическом плане. Современная экономика характеризуется сочетанием крупных корпораций и большим количеством предприятий малого бизнеса, которые играют значительную роль в функционировании всей системы.
Во многих государствах вклад малых предприятий в ВВП сравнивается с крупными, а в некоторых и превышает. Структура малых предприятий различается от страны к стране, а порой и от региона к региону, в одной стране. Это объясняется экономическими и социокультурными особенностями регионов. В России малый бизнес начал развиваться в 90-х годах ХХ века. Вклад малых предприятий составляет лишь десятую часть от общего ВВП нашей страны. Почти половину составляют предприятия торговли и общественного питания, тогда как на промышленность и сельское хозяйство приходится по 15% их количества.
Практически во всех странах осуществляется поддержка малого предпринимательства. Основными направлениями этой поддержки являются создание условий для льготного кредитования, снижение налоговых вычетов, упрощение процедур регистрации и лицензирования, создание фондов по под-держке малого предпринимательства.
Малый бизнес в России слабо развит, во многом из-за многочисленных административных барьеров. Соответственно малый бизнес требует серьезного вмешательства со стороны государства.
Список использованной литературы.
I.О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон: принят 12 мая 1995 г.// Сборник законов Российской Федерации. М.: Эксмо, 2004. С.513-517. II.Бородина, В.В. Малые предприятия. М.: Книжный мир, 2009. 367 с.
III.Булатова, А. С. Экономика. М.: Экономист. 2008. 417 с.
IV.Бухвальд, Е.М. О роли малого предпринимательства в развитии экономики России / Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский // Вестник РГНФ. 2003. №1.
V.Виленский, А. Финансовая поддержка малых предприятий // Экономист. 1999. №9.
VI.Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности. / В.М. Власова — М.: Финансы и статистика, 1998. — 212 c.
VII.Грязнова, А.Г. Микроэкономика / А.Г. Грязнова, А. Ю. Юрданова. М.: КноРус. 2009. 478 с.
VIII.Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. №12.
IX.Лапуста, М.Г., Старостин Ю.Л., Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. М.: ИНФРА — М, 1996. 257 с.
X.Лебедева, С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. №1. 78 с.
XI.Малое предпринимательство //Налоговый вестник, №2, 2009, стр.3
XII.Орлов, А. Перспективы Развития малого предпринимательства в России // Вопросы статистики. 2002. №7.
XIII.Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США// Проблемы теории и практики управления, 2003, стр. 18.
XIV.Тихомирова А Инвестиционный климат в России: региональные рейтинги и риски. М.: ФФПМП, 2010.
XV.Ходов, Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопросы статистики. 2002. №7.
XVI.Шулус, А… Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. 2009. №5-6.
XVII.Шулятьева, Н. А. Малый бизнес в условиях рынка // Деньги и кредит. 2000. № 1.
Приложение.
Таблица 1А.
/>
Таблица 1Б.
/>
Таблица 1В.
/>
Таблица 1Г.
/>
Таблица 1Д.
/>