Развитие и размещение водного транспорта

Содержание 1. Проблемы и перспективы развития водного транспорта РФ. 2. Перспективные задачи. 3. Развитие системы внутренних водных путей России Список литературы Приложение 1. Проблемы и перспективы развития водного транспорта РФ. Россия располагает всеми современными видами транспорта, но ее транспортные коммуникации нуждаются в существенном совершенствовании. Протяженность внутренних водных судоходных путей сообщения
России по состоянию на начало 2007 года составляла 102 тыс. км. Ежесуточно по этим транспортным коммуникациям перевозилось в 2000 г. 116,8 млн. т грузов, в 2007 г. – 153,4 – внутренним водным транспортом и 35,4 и 26,7млн. т – морским транспортом. Объем перевозок пассажиров составил 27.7 млн. чел в 2000 году и 21.5 млн чел в 2007 г. – на внутреннем водном транспорте Развитие российских портов и смежной транспортной инфраструктуры происходит
неравномерно. Накопились значительные различия по уровням технологичности и капитализации портовых узлов. Это является следствием неравномерности и нестабильности грузовой базы, недостаточного развития смежной железнодорожной, автомобильной и трубопроводной инфраструктур, а также тыловой терминальной и складской инфраструктур. Имеется дефицит портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов (контейнеры и накатные грузы), который вызван опережающим развитием в течение последних лет портовых мощностей,
направленных на перевалку экспортных грузов. К концу 2006 г. износ основных производственных фондов составил на морском – 51,2%, на внутреннем водном – 69,7%. Состояние многих технических средств водного транспорта подошло к критическому уровню. Значительная часть их эксплуатируется за пределами нормативного срока службы, другая, также значительная, часть приближается к этому сроку. Как следствие, существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта. В стратегии особо отмечено значительное отставание внутреннего водного транспорта и недостаточное развитие существующей транспортной инфраструктуры. Основные проблемы развития морского транспорта обусловлены следующими причинами: – несовершенством системы государственного регулирования функционирования и развития морского транспорта, прежде всего, в части функций отраслевых органов государственного управления при реализации федеральных программ
и стратегий, развития морских портов и морского транспортного флота, контролируемого Россией; – отставанием развития отечественных морских портов и организацией на их базе крупных транспортно – логистических узлов путем создания портовых особых экономических зон и логистических центров; – старением и недостаточным пополнением морского транспортного флота, а также отсутствием стимулирования развития отечественного судостроения; – низкой конкурентоспособностью отечественных судоходных компаний на мировом
рынке, ростом доли российских внешнеторговых грузов, перевозимых флотом, контролируемым Россией; – недостаточными масштабами использования современных транспортных технологий, прежде всего контейнерных, паромных, лихтерных, ролкерных; – недостаточной безопасностью деятельности морского транспорта, в том числе в области соблюдения экологических требований, снижением рисков аварий и катастроф, усилением антитеррористической и антикриминальной защищенности; – снижением качественного уровня научного и кадрового
потенциала отрасли. Основными проблемами развития внутреннего водного транспорта, решение которых необходимо в период до 2030 года, являются: – недостаточные пропускные способности внутренних водных путей и шлюзованных систем, наличие «узких мест» в пропускной способности внутренних водных путей и прежде всего на Единой глубоководной системе европейской части России; – отсутствие интеграции внутреннего водного транспорта в создаваемые транспортно – логистические системы и международные транспортные коридоры; – отсутствие надежных условий для перевозки грузов и пассажиров в районах Сибири и Дальнего Востока, обеспечения завоза грузов на Крайний Север; – недостаточная безопасность функционирования внутренних водных путей в части технической безопасности и эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, создания технических средств обеспечения безопасности, совершенствования судоходной обстановки, навигационно-гидрографического обеспечения,
развития электросвязи и радио-навигации, развития технического флота; – несовершенство системы государственного регулирования функционирования и развития внутреннего водного транспорта, прежде всего, в области развития транспортного флота; – недостаточное развитие речных портов, в том числе строительства и модернизации перегрузочных комплексов и других береговых объектов. 2. Перспективные задачи. На морском транспорте. Развитие
России по инновационному пути развития обусловит увеличение объемов перевалки грузов в отечественных морских портах, что потребует адекватного развития их мощностей с учетом создания экономически обоснованных резервов. На внутреннем водном транспорте. Реконструкция речных портов и реформирование портовой деятельности: – улучшение технического состояния причальных сооружений в портах, оборудование причальных и береговых сооружений в городах, местах «зеленых» стоянок на туристических маршрутах; – модернизация и замена морально
и физически изношенного перегрузочного оборудования и иных технических средств и устройств; – создание специализированных портовых мощностей для освоения новых видов грузопотоков; – строительство новых причалов и терминалов, прежде всего для переработки контейнеров, минеральных удобрений, химических грузов и сжиженного газа; – создание в речных портах (Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде, Самаре, Тольятти, Волгограде, Новосибирске, Омске, Красноярске, Осетрово и др.), обслуживающих международные транспортные коридоры и работающих с внешнеторговыми грузами контейнерных терминалов и логистических центров; – капитальный ремонт и развитие припортовых железнодорожных и автомобильных подъездных путей. 3. Развитие системы внутренних водных путей России – ликвидация лимитирующих участков пропускной способности внутренних водных путей Единой глубоководной системы европейской части
Российской Федерации, включая строительство второй нитки Волго-Донского судоходного канала; – реконструкция внутренних водных путей и улучшение эксплуатационных параметров судоходных гидротехнических сооружений для повышения их пропускной способности; – увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой; – создание судоходных условий для доставки грузов во вновь осваиваемые труднодоступные районы, прежде
всего в районы Крайнего Севера, в том числе по малым и быстро мелеющим рекам; – модернизация технического флота и повышение интенсивности его использования для улучшения параметров водных путей; – развитие связи и навигации посредством модернизации существующих и внедрения новых средств связи, спутниковой навигации и информатизации; – развитие инфраструктуры внутренних водных путей для обеспечения перевозок по международным транспортным коридорам, включая возможное строительство
Черноморско-Каспийского судоходного канала, а также для развития туристического бизнеса, водного спорта и отдыха. Список литературы 1. Экономическая и социальная география России / Под ред. Хрущева В.П. М 1997. с. 291. 2. Громов И.Н. Единая транспортная система. Изд. «Транспорт» М 1989. с. 165. 3. В Коллегии МПС России. Развитие реформ на железнодорожном транспорте в 1996г. 4. Железнодорожный транспорт. Изд. «Транспорт» М 1996. 5. Воронин В.В. Экономическая география РФ. Изд. «Самарская государственная экономическая академия» Самара, 1997. 6. Громов И.Н. Единая транспортная система. Изд. «Транспорт» М 1989. 7. Попова Л. По единой колее – к единому пространству. Экономика и жизнь. М 1996. № 39. 8. Стрельцов А. Отрасль в пути.
Экономика и жизнь. М 1996. 9. Экономическая и социальная география России /Под ред. Хрущева В.П. М 1997.