Развитие информационных технологий и их внедрение в деятельность налоговых органов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙСЛУЖБЫ
Факультет экономики и права
Специальность 080107 «Налоги и налогообложение»
Кафедра математических методов и информационныхтехнологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Информационные технологиив налогообложении»
на тему:
 «РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИИХ ВНЕДРЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ»
Студент
группа 642
подпись
М.А. Деревянкина
Научный руководитель
Доцент
Дата
Подпись
А.В. Мендель

Хабаровск 2008

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Законодательная база
1.1 Федеральный закон № 24-ФЗ «Об информации, информатизации изащите информации
1.2 Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационныхтехнологиях и о защите информации»
1.3Федеральный Закон N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»
1.4 Концепция электронного Правительства
ГЛАВА 2. Сети в Российской Федерации
2.1 Начало сетей в России
2.2 Российские и международные сети передачи данных
2.3 Корпоративные сети
ГЛАВА 3. Информационные технологии в налоговой системе РоссийскойФедерации
3.1 Прогрессивные информационные технологии в налоговой системе
3.2 Проект «Электронная Россия»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в системуцентральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и ПравительствуРоссийской Федерации.
Основной задачей Государственной налоговой службыРоссийской Федерации является контроль за соблюдением законодательствао налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностьювнесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и другихплатежей, установленных законодательством.
Целью системы управления налогообложением являетсяоптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управленияна объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступаютпредприятия и организации различных форм собственности и население.Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействиеосуществляется через систему установленных законодательством налогов.
Эффективное функционирование налоговой системывозможно толькопри использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначенадля автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежейв бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материаловпо налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговыхслужб достоверной информацией.
Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе— это совокупность методов,информационных процессов и программно-техническихсредств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку,хранение, распространение и отображениеинформации с целью снижения трудоемкостипроцессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности
Информационноеобеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов,методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизациирешения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлятьдостаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональныесистемы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошоорганизованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информациюв форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.
В данной курсовойработе я рассмотрю основные законы, применяющиеся при функционировании информационныхсистем, историю развития компьютерных технологий в области налогообложения и современныетехнологии, которые применяются в налоговых органах на современном этапе.

ГЛАВА1 Законодательная база
 
1.1Федеральный закон № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»
Федеральный Закон№ 24 «Об информации, информатизации и защите информации» был принят 20февраля 1995 г.
Этот закон урегулировалотношения, возникающие при:
формировании ииспользовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления,хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированнойинформации;
создании и использованииинформационных технологий и средств их обеспечения;
защите информации,прав субъектов, участвующих в информационных проектах и информатизации.
Во второй статьебыли приведены термины, используемые в Федеральном законе, их определения.
информация — сведенияо лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы ихпредставления;
информатизация- организационный социально-экономический и научно-технический процесс созданияоптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализацииправ граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций,общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
документированнаяинформация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами,позволяющими ее идентифицировать;
информационныепроцессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространенияинформации;
информационнаясистема — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов)и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительнойтехники и связи, реализующих информационные процессы;
информационныересурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах(библиотеках, архивах, банках данных, других информационных системах);
информация о гражданах(персональные данные) — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина,позволяющие идентифицировать его личность;
конфиденциальнаяинформация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствиис законодательством РФ;
средства обеспеченияавтоматизированных информационных систем и их технологий — программные, технические,лингвистические, правовые, организационные средства (программы для ЭВМ; средствавычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкциии методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другаяэксплуатационная и сопроводительная документация) используемые или создаваемые припроектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию;
собственник информационныхресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект вполном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указаннымиобъектами;
владелец информационныхресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект,осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочияраспоряжения в пределах, установленных законом;
пользователь (потребитель)информации — субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получениемнеобходимой ему информации и пользующийся ею.
В статье 3 былиуказаны обязанности государства в сфере форматирования информационных ресурсов иинформации.
Глава 2 была посвященаинформационным ресурсам, государственным и частным, основам их правового режима,документам информации. Информационные ресурсы были разделены по категориям доступана открытые, с ограниченным доступом, конфиденциальные, государственную тайну.
В статье 11 законодательствомустановлены перечни персональных данных, указаны действия, которые могут или немогут быть применены к этим данным.
Глава 3 регулируетпользование информационными ресурсами, доступ к информации, гарантии предоставленияинформации
Глава 4 посвященаинформатизации, информационным системам, технологиям и средствам их обеспечения.Регулируется разработка и производство систем, технологий и средств их обеспечения;право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения,право авторства и другое.
Глава 5 регулируетзащиту информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.
Это первый законРоссийской Федерации, который на федеральном уровне урегулировал отношения междугосударством, физически и юридическими лицами в области информации, информационныхтехнологий.

1.2Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защитеинформации»
Федеральный Закон №149-ФЗ был принят Государственнойдумой 8 июля 2006 года. Новый Федеральный Закон был введен взамен утратившего силуФедерального Закона №24-ФЗ. Он сильно отличается от 24-ФЗ. Был изменен переченьпонятий, используемых в Федеральном Законе. В настоящее время используются следующие(в соответствии со ст.2):
1) информация — сведения (сообщения, данные)независимо от формы их представления;
2) информационные технологии — процессы,методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информациии способы осуществления таких процессов и методов;
3) информационная система — совокупностьсодержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационныхтехнологий и технических средств;
4) информационно-телекоммуникационная сеть- технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации,доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
5) обладатель информации — лицо, самостоятельносоздавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешатьили ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
6) доступ к информации — возможность полученияинформации и ее использования;
7) конфиденциальность информации — обязательноедля выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование непередавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;
8) предоставление информации — действия,направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информацииопределенному кругу лиц;
9) распространение информации — действия,направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информациинеопределенному кругу лиц;
10) электронное сообщение — информация, переданнаяили полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
11) документированная информация — зафиксированнаяна материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющимиопределить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерациислучаях ее материальный носитель.
Законодательство Российской Федерации об информации, информационныхтехнологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации,международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федеральногозакона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.
Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностьюсредств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации о средствах массовой информации.
Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондовдокументированной информации устанавливается законодательством об архивном делев Российской Федерации.
Статьей 6 установлен обладатель информации,его права.
Также законом установлены право на доступк информации, ограничение доступа, ее распространение или предоставление, документирование.
В статье 13 и 14 регулируются отношения всфере информационных систем и государственных информационных систем.
Законом введена абсолютно новая глава, посвященнаяиспользованию информационно-телекоммуникационных сетей
Статьей 17 установлена ответственность заправонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
 
1.3 Федеральный Закон N 1-ФЗ «Об электроннойцифровой подписи»
Был принят 10 января 2002 года
Целью Федерального закона является обеспечениеправовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах,при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признаетсяравнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
В законе даются следующие понятия:
электронная цифровая подпись — реквизит электронногодокумента, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки,полученный в результате криптографического преобразования информации с использованиемзакрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельцасертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации вэлектронном документе;
владелец сертификата ключа подписи — физическоелицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и котороевладеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющимс помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровуюподпись в электронных документах;
средства электронной цифровой подписи — аппаратныеи (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующихфункций — создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованиемзакрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытогоключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронномдокументе, создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей;
Также даются следующие понятия, которые япросто перечислю: сертификат средств электронной цифровой подписи; закрытый ключэлектронной цифровой подписи; открытый ключ электронной цифровой подписи; сертификатключа подписи; подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронномдокументе; пользователь сертификата ключа подписи; информационная система общегопользования; корпоративная информационная система.
Электронная цифровая подпись в электронномдокументе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителепри одновременном соблюдении следующих условий:
сертификат ключа подписи, относящийся к этойэлектронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки илина момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющихмомент подписания;
подтверждена подлинность электронной цифровойподписи в электронном документе;
электронная цифровая подпись используетсяв соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
Статья 5 раскрывает вопросы использованиясредств электронной цифровой подписи.
Статьи 6, 7 устанавливают правила использованиясертификата ключа подписи, а также срок и порядок хранения сертификата ключа подписив удостоверяющем центре
Глава III посвящена удостоверяющим центрам.В этой главе дается понятие центра, его статус, деятельность, его отношения с уполномоченнымфедеральным органом исполнительной власти, обязательства УЦ и другое.
Глава IV рассказываетоб особенностях использования ЭЦП в сфере государственного управления и в корпоративнойинформационной системе.
1.4Концепция электронного Правительства
 
Под электроннымправительством в настоящей концепции понимается новая форма организации деятельностиорганов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационныхтехнологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданамии организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственныхорганов.
Настоящая Концепцияосновывается на концепции использования информационных технологий в деятельностифедеральных органов государственной власти до 2010 года.
Целями формирования в РоссийскойФедерации электронного правительства являются:
повышение качества и доступностипредоставляемых гражданам и организациям государственных услуг, упрощение процедурыи сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждани организаций, связанных с их получением;
повышение открытости информациио деятельности органов государственной власти, расширение возможности доступа кней и непосредственного участия граждан и организаций в процедурах формированияи экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;
повышение качества административно-управленческихпроцессов; совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемыхрешений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности иполноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти,обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительствапри его функционировании.
Для достижения указанных целейнеобходимо обеспечить:
развитие и широкое применениев деятельности органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступаграждан и организаций к информации о деятельности государственных органов, основанныхна использовании современных ИКТ;
предоставление государственныхуслуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет на основе созданияединой инфраструктуры обеспечения юридически значимого межведомственного автоматизированногоинформационного взаимодействия и взаимодействия государственных органов с гражданамии организациями;
создание защищенной системы межведомственногоэлектронного документооборота;
внедрение ведомственных информационныхсистем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственнойсистемы контроля результативности деятельности органов государственной власти пообеспечению социально-экономического развития Российской Федерации;
формирование нормативной правовойбазы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений,содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронномвиде между органами государственной власти, гражданами и организациями, а такжеконтроля за использованием государственных информационных систем.
План мероприятий по реализацииконцепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010года (Приложение 1).

ГЛАВА2 Сети в Российской Федерации
 
2.1Начало сетей в России
Отечественныесети общественного пользования появились с почти 10-летним отставанием от Западаи базировались не на отечественных оборонных технологиях, а создавались совершеннонезависимо. Это 10-летнее отставание сохранялось до конца 80-х – начала 90-х годов:ведь зарубежная сетевая технология не стояла на месте, а передача ее в нашу страну(особенно – программного обеспечения) была жестко ограничена КОКОМом.
В 1979–1980 годахначались практические эксперименты по теледоступу отечественных ученых к зарубежнымбанкам данных – в первую очередь, к Lokheed Dialog (США) и Data Star (Швейцария).Терминальный узел, созданный в академическом Институте системного анализа РАН (вто время – ВНИИ системных исследований ГКНТ и АН СССР) использовали специалистыразных отраслей для связи с европейскими и североамериканскими сетями и банкамиданных через венский Международный институт прикладного системного анализа.
Этот узел и создавшийего коллектив стал основой Национального центра автоматизированного обмена информацией(НЦАО) и образованного для реализации этих функций Института автоматизированныхсистем – ИАС (тогда – ВНИИПАС).
В начале 80-хгодов этот институт был определен головным в стране по созданию компьютерной сетиАкадемии наук СССР и академий наук союзных республик – АКАДЕМСЕТИ. Просуществовавшаяпочти десятилетие, сеть едва ли способствовала действительному росту научных коммуникацийв академической среде: в стране не хватало вычислительной техники, особенно на окраинахстраны, и после экспериментов по ежегодной демонстрации работоспособности сети вцелом (по всем полутора десяткам узлов одновременно) многие институты отключалиабонентские компьютеры от сети для использования их при плановых научных исследованиях,расчетах и моделировании.
Опыт созданияАКАДЕМСЕТИ показал предпочтительность реализации сетевого программного обеспеченияв виде специализированных аппаратно-программных средств и необходимости инициализациитрафика на базе стремления пользователей к получению необходимой им информации.Но даже подбор абонентов на основе взаимной заинтересованности не вполне спасал.Операторы больших информационных хостов категорически возражали против введениякаких-либо дополнительных коммуникационных пакетов в память их компьютеров, и подключениехостов к ИАСНЕТ осуществлялось через специализированные препроцессоры.
К 1986 г. быласоздана первая отечественная компьютерная сеть общего пользования ИАСНЕТ, охватившаяне только Россию, но и бывшие союзные республики, а в следующем году оператор этойсети ИАС/НЦАО получил впервые в СССР от МСЭ (ITU) статус Признанной частной эксплуатирующейорганизации (RPOA), реализующей межсетевой протокол Х.25.
Почти до конца80-х более 80% трафика в первой отечественной сети общего пользования ИАСНЕТ составляланаучно-техническая информация – как зарубежная (через НЦАО, ставший первым международнымсетевым шлюзом в стране), так и отечественная.
В те же 80-е вакадемическом Институте атомной энергии группа энтузиастов начала работу по созданиюкомпьютерной сети для общения ученых-физиков.
Бесплатное распространениепрограммного обеспечения через сеть дополнительно усилило рост популярности Internet,тем более что и плата за услуги сегодня существенно ниже, чем в сетях Х.25. Наконец,технология WWW дает Internet дополнительные преимущества в состязании с сетями Х.25.
Сетевые коммуникациив 80-е годы
Естественным образомИАСНЕТ и АКАДЕМСЕТЬ включились в государственную программу создания единой Государственнойавтоматизированной системы НТИ (ГАСНТИ), предназначенной для обеспечения онлайновогодоступа пользователей к хостам центров – генераторов научной информации.
ИАС стал головнойорганизацией по созданию компьютерной сети соцстран, получал от государства ежегодновыделявшиеся средства на финансирование развития не только своего центрального коммутационногоузла этой звездообразной сети девяти стран, но и создание и функционирование узлову братьев по лагерю.
В самом началесоздания ЦСАО геофизики из мировых центров данных Москвы и Колорадо обменивалисьфайлами геофизических данных, в результате чего был подготовлен совместный справочниквосьми мировых центров данных по наукам о Земле. В начале 80-х ЦСАО использоваласьдля обмена данными космических наблюдений между Институтом физики в Праге и Институтомкосмических исследований в Москве; для этого был разработан собственный протоколпередачи файлов. В середине 80-х (в начале «перестройки») через ЦСАО был организованобмен данными наблюдения за ядерными испытаниями в рамках советско-американскогопроекта «Невада-Семипалатинск».
Позднее, в 1991г., после землетрясения в Армении, канал Москва-Ереван сети ИАСНЕТ использовалсясоветской госкомиссией и американскими группами гуманитарной помощи – другие каналысвязи с районом бедствия были перегружены либо выведены из строя.
Сетевая революция90-х годов в России
В самом начале90-х годов в нашей стране обозначился взрывообразный рост количества сетей общегопользования, создававшихся в основном как частные сети совместных предприятий сучастием крупных иностранных телекоммуникационных операторов. Одновременно расширялсяобмен информацией с зарубежными странами.
Принято различатьдва типа телекоммуникационных операторов. К первому отнесем распорядителей телефонных,телеграфных и других «первичных» каналов. Ко второму – тех, кто оплачивает арендуемыеу первых каналы. Именно ко второму типу операторов относились новые сети, да и пионерсетей ИАСНЕТ – тоже. Есть одно исключение – сеть РОСПАК, охватившая в начале 1992года более 50 центров по России. Свои коммутационные узлы она организовала на базештатных предприятий связи и использовала для создания международных магистралейпередачи данных первичные каналы – собственность своего соучредителя – АО ИНТЕРТЕЛЕКОМ(ныне – РОСТЕЛЕКОМ).
Из-за безудержного,обгонявшего инфляцию роста тарифов на выделенные телефонные линии широкое внедрениеспутниковых каналов на международных магистралях стало неизбежным.
Реализация в середине90-х годов в глобальной сети Internet информационных WWW-серверов, система ссылокв которых основана на гипертекстовой технологии, совместно с использованием удачнойпоисковой системы Mosaic привели к упорядочиванию информационных массивов в сетиInternet, существенному расширению возможности поиска нужной пользователю информации.И без того интенсивный рост числа пользователей этой сети перевалил за сотню тысячв месяц. Общее количество пользователей Internet в мире исчислялось уже десяткамимиллионов, т. е. превысило общее число пользователей всех глобальных сетей Х.25.
Бурному развитиюотечественных территориальных (глобальных) компьютерных сетей в первой половине90-х годов в значительной мере способствовало определенное насыщение страны персональнымикомпьютерами. Анализ объемов продаж ПЭВМ в стране в это время позволяет предположить,что общее число компьютеров в России достигло величины порядка 10 млн. штук. Чрезвычайноактивным стал рынок модемного оборудования.
В настоящее времяотечественная сетевая технология (при некотором отставании – на 1–2 года) твердоразвивается в направлениях, по которым идут наиболее передовые в этом отношениистраны: США, Великобритания, Германия, Франция.
2.2Российские и международные сети передачи данных
Подключение однопользовательскихкомпьютеров и ЛВС к российским и международным сетям передачи данных позволяет создаватьрегиональные, федеральные и международные автоматизированные информационные системы.Наиболее известными сетями передачи данных являются ИНФОТЕЛ, РОСПАК, СПРИНТ, РАДИОТЕЛ,Интернет.
Большинство вычислительныхсетей создавались для предоставления услуг доступа к разделяемым ресурсам. Различаютдва вида этих услуг: интерактивные и пакетные. Сегодня информационные технологиипредставлены множеством современных средств компьютерных коммуникаций и их сетевыхприложений. Перенесенные на электронные носители информационные ресурсы приобретаюткачественно новое состояние, т.е. становятся активными, и в этом качестве являютсядоступными с помощью компьютерных средств и систем, в том числе и дистанционно спомощью компьютерных сетей общего пользования.
Информационныеуслуги сетей телекоммуникаций можно условно разделить на три группы: информационно-коммуникационные,информационно-прикладные и информационно-коммерческие. Последний вид услуг являетсясферой коммерческой деятельности и в государственной службе практически не применяется.
К информационно-коммуникационнымуслугам можно отнести услуги, обеспечивающие передачу различных видов информациимежду абонентами. К ним относятся: телефакс, электронная почта, передача файлов,терминальный доступ к удаленному компьютеру, электронная подпись, используемые,чаще всего, обслуживающим персоналом государственных структур.
К информационно-прикладнымуслугам относятся услуги с использованием коммуникационных ресурсов сетей на прикладномуровне в интересах удовлетворения информационных потребностей. К ним относятся:электронные доски объявлений, видеоконференции, телеконференции, интерактивные средстваобщения, видеотекст, телетекст, доступ к удаленным базам данных как в режиме отложенногодоступа, так и в режиме реального времени, поиск сетевых ресурсов, а также интегрированныеуслуги с использованием доступа к информационным серверам.
Интерактивныесредства общения: телефонные переговоры по сети телекоммуникаций, переговоры в режимеобмена звуковыми сообщениями, переговоры в режиме интерактивного обмена текстовымифрагментами — в системе государственной службы практически не применяются, хотяэто идеальное недорогое средство для проведения оперативных совещаний, переговоров,согласительных процедур и т.п.
Доступ к базамданных — наиболее привычная, технологически отработанная в государственной службеуслуга. Она реализуется для госслужащих как в рамках привычных технологий черезлокальную сеть, так и через системы телекоммуникаций.
В последнее времяшироко распространяется технология WWW, являющаяся эффективным средством доступак информации. В рамках Web-технологии возможен доступ к гипертекстовым документам,агрегация распределенной информации, доступ к базам данных, пересылка файлов, электроннаяпочта, интерактивное общение, доступ к телеконференциям или к серверам новостей,поиск информационных ресурсов сети или адресов абонентов и организаций. Полезныдля государственной службы технологии экономического и политического мониторинга- опросов абонентов сети с публикацией полученных результатов, например, сведенийо рейтинге политических деятелей или законопроекта и т.п.
Следует отметить,что вопреки мнению об отсталости России, практически всем государственным служащимна федеральном уровне и многим государственным служащим на региональном уровне доступнымногие из существующих в мире видов информационных услуг. Невостребованность информационныхресурсов, формирующихся в системе государственной службы, связана не столько с компьютернойнеграмотностью, сколько с неподготовленностью информационных технологий, их трудоемкостьюи затрачиваемым рабочим временем. Поэтому, несмотря на все усилия по внедрению Интернет-технологий,основным интерактивным средством в России по-прежнему остается телефон.
 
2.3Корпоративные сети
 
Корпоративная сеть, как правило, является территориально распределенной, т.е.объединяющей офисы, подразделения и другие структуры, находящиеся на значительномудалении друг от друга. Часто узлы корпоративной сети оказываются расположеннымив различных городах, а иногда и странах. Принципы, по которым строится такая сеть,достаточно сильно отличаются от тех, что используются при создании локальной сети,даже охватывающей несколько зданий. Основное отличие состоит в том, что территориальнораспределенные сети используют достаточно медленные (на сегодня — десятки и сотникилобит в секунду, иногда до 2 Мбит/с.) арендованные линии связи.
Основными задачами корпоративной сети оказываются взаимодействие системныхприложений, расположенных в различных узлах, и доступ к ним удаленных пользователей.
Первая проблема, которую приходится решать при создании корпоративной сети- организация каналов связи. Если в пределах одного города можно рассчитывать нааренду выделенных линий, в том числе высокоскоростных, то при переходе к географическиудаленным узлам стоимость аренды каналов становится астрономической, а качествои надежность их часто оказывается весьма невысокими. Естественным решением этойпроблемы является использование уже существующих глобальных сетей. В этом случаедостаточно обеспечить каналы от офисов до ближайших узлов сети. Задачу доставкиинформации между узлами глобальная сеть при этом возьмет на себя. Даже при созданиинебольшой сети в пределах одного города следует иметь в виду возможность дальнейшегорасширения и использовать технологии, совместимые с существующими глобальными сетями.
Часто первой, а то и единственной такой сетью, мысль о которой приходит вголову, оказывается Internet.
Использование Internet в корпоративныхсетях
При использовании Internet в качестве основы для корпоративной сети передачи данныхвыясняется очень интересная вещь. Бурный рост услуг, предоставляемых в Internet, приводит к перегрузке узлов и каналов связи, что резкоснижает скорость и надежность передачи информации. При этом поставщики услуг Internet не несут никакой ответственностиза функционирование сети в целом, а каналы связи развиваются крайне неравномернои в основном там, где государство считает нужным вкладывать в это средства. Соответственно,нет никаких гарантий качества работы сети, скорости передачи данных и даже простодостижимости ваших компьютеров. Для задач, в которых критичными являются надежностьи гарантированное время доставки информации, Internet — далеко не лучшее решение.
Еще одна проблема Internet, широкообсуждаемая в последнее время, — безопасность. Если мы говорим о частной сети, вполнеестественным представляется защитить передаваемую информацию от чужого взгляда.Непредсказуемость путей информации между множеством независимых узлов Internet не только повышает риск того,что какой-либо не в меру любопытный оператор сети может сложить ваши данные себена диск, но и делает невозможным определение места утечки информации. Средства шифрованиярешают проблему лишь частично, поскольку применимы в основном к почте, передачефайлов и т.п. Другой аспект проблемы безопасности опять же связан с децентрализованностьюInternet — нетникого, кто мог бы ограничить доступ к ресурсам вашей частной сети. Есть, конечно,средства защиты (для них принято название Firewall). Однакосчитать их панацеей не стоит. Любую защиту можно сломать, лишь бы это окупало стоимостьвзлома. Необходимо также отметить, что сделать подключенную к Internet систему неработоспособной можно,и не вторгаясь в вашу сеть. Таким образом, рекомендовать Internet как основу для систем, в которыхтребуется надежность и закрытость, никак нельзя. Подключение к Internet в рамках корпоративной сетиимеет смысл, если вам нужен доступ к тому громадному информационному пространству,которое собственно и называют Сетью.
Корпоративная сеть — это сложная система, включающая тысячи самых разнообразныхкомпонентов: компьютеры разных типов, начиная с настольных и кончая мейнфремами,системное и прикладное программное обеспечение, сетевые адаптеры, концентраторы,коммутаторы и маршрутизаторы, кабельную систему. Основная задача системных интеграторови администраторов состоит в том, чтобы эта громоздкая и весьма дорогостоящая системакак можно лучше справлялась с обработкой потоков информации, циркулирующих междусотрудниками предприятия и позволяла принимать им своевременные и рациональные решения,обеспечивающие выживание предприятия в жесткой конкурентной борьбе. Последний примеррезкого изменения технологии автоматизированной обработки корпоративной информацииу всех на виду — он связан с беспрецедентным ростом популярности Internet в последние2 — 3 года. Изменения, причиной которых стал Internet, многогранны. Гипертекстоваяслужба WWW изменила способ представления информации человеку, собрав на своих страницахвсе популярные ее виды — текст, графику и звук. Транспорт Internet — недорогой идоступный практически всем предприятиям (а через телефонные сети и одиночным пользователям)- существенно облегчил задачу построения территориальной корпоративной сети, одновременновыдвинув на первый план задачу защиты корпоративных данных при передаче их черезв высшей степени общедоступную публичную сеть с многомиллионным «населением».

ГЛАВА3. Информационные технологии в налоговой системе Российской Федерации
3.1Прогрессивные информационные технологии в налоговой системе
Важным органом,занимающимся аккумуляцией денежных средств в бюджетной системе, является налоговаяслужба, которая, как известно, состоит из Государственной налоговой службы РФ игосударственных налоговых инспекций республик в составе России и субъектов РФ.
Мировой опыт показывает,что внедрение достижений информационных технологий — наиболее перспективное и экономическиэффективное направление в работе налоговых органов. Способы организации обработкиналоговой информации оказывают все большее влияние на полноту сбора налогов, поэтомунеизменно важной является задача обеспечения своевременного ввода, обработки, храненияи предоставления информации по основным направлениям деятельности налоговой службы.
Структура налоговойслужбы РФ предполагает единство целей, при которых локальные системы управленияодного уровня функционируют по одной (типовой) схеме, решают идентичный набор задачпо заранее определенной единой методологии и технологии обработки данных.
АИС в налоговойслужбе — это автоматизированная информационная система (АИС «Налог»), определяемаякак совокупность технических, организационных и программных средств, используемыхдля автоматизации процессов обработки учетной, контрольной и отчетной информациив налоговых органах различного уровня.
При решении задач,стоящих перед налоговыми органами, необходимо использовать и анализировать большиеобъемы информации. Эффективное и полноценное применение достижений информационныхтехнологий требует сложной многовариантной обработки практически всего объема имеющейсяв налоговых инспекциях информации.
Для решения задачвнедрения информационных технологий непосредственно в региональных и местных налоговыхинспекциях организуются специальные подразделения по информатизации, которые занимаются:
• внедрением новогосистемного программного обеспечения и средств электронно-вычислительной и другойофисной техники;
• эксплуатациейсистемных и прикладных программных продуктов и средств ЭВТ;
• информационнымвзаимодействием между уровнями АИС «Налог» и внешними автоматизированными системами;
• оказанием консультационнойпомощи.
При разработкеАИС «Налог» в системах налогообложения необходимо владеть всей полнотой информациио предметной области налогообложения, которая включает информационно-функциональныесхемы работы налоговых инспекций.
АИС «Налог» имеетсвои особенности, которые определяются следующим перечнем требований: структураАИС должна соответствовать структуре налоговой системы; содержание АИС должно соответствоватьпредметной области налоговой системы (задачи, документы); система обработки информациив АИС реализуется на основе сетевой информационной технологии в налоговых службах;при разработке информационного, программного и технического обеспечения АИС необходимоучитывать единство стандартов, терминологии, унификации методик проектирования.
Техническую основуинформатизации в налоговых органах в настоящее время составляют локальные вычислительныесети на базе персональных компьютеров типа IBM PC.
Основное системноепрограммное обеспечение — операционные системы фирмы Microsoft (для рабочих станций)и Novell (для локальных сетей).
Использованиеинформационных технологий в налоговой инспекции позволяет реализовать:
• ввод и хранениеплатежных и отчетных налоговых документов;
• функционированиев единой среде нормативно-справочной информации;
• стандартизированнуюсистему кодирования данных, предназначенных для обмена информацией между объектаминалоговой службы;
• идентификациюинформации по налогообложению в соответствии со стандартизированной системой присвоениявнутренних машинных имен реквизитов;
• дополнительную(кроме общесистемной — на уровне операционной системы или системы управления базамиданных) защиту данных от несанкционированного доступа пользователей с различнымипривилегиями;
• дополнительные(кроме общесистемных) средства обеспечения сохранности и безопасности хранения информации;
• архивированиеданных по налогообложению и последующий их анализ с возможностью построения прогнозныхотчетов;
• ведение архивно-справочнойсистемы хранения, извлечения и обработки результатов запросов к информационной базе,выходных отчетных форм и любых других документов;
• генерированиеи возможность модификации входных интерфейсных форм, выходных отчетных форм, библиотекзапросов, личных картотек пользователей.
ФункциональноАИС «Налог» состоит из прикладных программных комплексов, включающих:
• комплекс «Налогообложение,обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам»;
• комплекс «Обеспечениеи контроль соблюдения налогового законодательства».
Комплекс «Налогообложение,обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам» предназначендля:
•учета налогоплательщиков;
•оперативно-бухгалтерскогоучета в области налогообложения;
•камеральных проверокналоговых расчетов;
• ведения налоговойстатистики и отчетности;
•учета и контролябанковских счетов;
•учета контрольно-кассовыхмашин;
• обработки информациипо внешнеэкономической деятельности налогоплательщиков по данным Государственноготаможенного комитета РФ.
Комплекс «Обеспечениеи контроль соблюдения налогового законодательства» позволяет решить:
• составление,анализ и корректировку графиков проведения документальных проверок и их типов;
• сбор и анализинформации, необходимой при проведении документальных проверок, из других подсистемАИС «Налог» с использованием запросной системы;
• сбор и анализинформации, необходимой при проведении документальных проверок, из внешних автоматизированныхсистем;
• хранение размерови видов выявленных сумм, актов по итогам документальных проверок, предложений кактам, журналов регистрации, проверок и правонарушений;
• получение ипередачу в подсистему оперативно-бухгалтерского учета результатов проведения документальныхпроверок — сумм сокрытых налогов, доначислений, переплат, штрафных санкций и пени;
• учет административныхмер, наложенных на налогоплательщиков — физических лиц.
В АИС «Налог»реализовано межуровневое информационное взаимодействие на основе создания интегрированныхраспределенных баз данных. По специальному регламенту на федеральном уровне собираютсяпо каналам связи и обобщаются данные по Государственному реестру налогоплательщиков,налоговая статистическая отчетность, деловая и ведомственная переписка. Из МинистерстваРФ по налогам и сборам по электронным каналам поступают директивные указания, методическиеи нормативно-справочные материалы, сертифицированное программное обеспечение и доработкик нему.
Для полноценногоиспользования средств информационных технологий необходимо получение информациипрактически из всех баз данных, имеющихся в настоящее время в информационной среденалоговых органов. Кроме того, должны быть созданы дополнительные базы данных синформацией, поступающей от внешних организаций, или реализованы постоянные информационныесвязи с ними.
АИС «Налог» располагаетследующими основными базами данных.
• государственныйреестр налогоплательщиков;
• интегрированнаямногоуровневая база данных банковских счетов налогоплательщиков;
• комплекснаябаза данных лицевых счетов каждого налогоплательщика;
• база данныхобязательных отчетных документов, которые определены налоговым законодательствомдля указания налогооблагаемой базы и исчисления налогов самим налогоплательщиком;
• база данныхконтрольных (документальных) проверок налогоплательщиков;
• нормативнаябаза данных, содержащая нормативно-справочную информацию;
• база данныхс дополнительными сведениями о налогоплательщиках.
Информационноевзаимодействие с государственными организациями — одна из главных задач, поставленныхперед налоговой инспекцией.
Основные информационныепотоки, связанные с Министерством РФ по налогам и сборам, приходят из банковскихи кредитных учреждений, из Государственного таможенного комитета РФ, из Федеральногоказначейства, из Федеральной службы налоговой полиции и органов Министерства внутреннихдел РФ. При слиянии и взаимном обмене этих потоков возможно создание и совместноеиспользование таких баз данных, как:
• Государственныйреестр налогоплательщиков с дополнительными учетными данными;
• сведения понарушениям налогового законодательства;
• банковские счетаналогоплательщиков (всех типов, в том числе и закрытых на текущий момент);
• движение налицевых счетах государственного бюджета в части налоговых поступлений от юридическихи физических лиц.
Большое значениепридается созданию автоматизированных компьютерных систем, предназначенных для выявленияпотенциальных или явных неплательщиков налогов.
3.2Проект «Электронная Россия
Федеральная целеваяпрограмма «Электронная Россия 2002-2010» — своеобразная попытка рывкав «цифровое будущее».
Программа впрямуюне ориентирована на достижение мгновенных экономических результатов: стимуляцияразвития российского рынка высоких технологий не является ее непосредственной задачей,хотя подобный эффект в случае успешной реализации намеченных планов также будетдостигнут.
Реально успехпрограммы будет означать в первую очередь, что органы власти всех уровней станутболее доступными для граждан, а их деятельность – более прозрачной и более эффективной.Прозрачность достигается за счет обязательной электронной публикации и созданиябаз данных по всем документам, не имеющим статуса секретных, эффективность – засчет перевода в электронною форму значительных объемов документооборота. Программатакже предусматривает наращивание возможностей доступа населения к интернету – этологично вытекает из вышеизложенного. Публиковать документы, которые мало кто сможетпрочесть, — дело довольно бессмысленное. Соответственно, планируется также организоватьподготовку специалистов в области информационных технологий. В первую очередь, такиеспециалисты понадобятся государственным учреждениям, но рост числа подготовленныхлюдей не сможет не сказаться и в целом на ситуации на рынке. Отдельно предусматриваетсяпомощь в освоении новых технологий СМИ, в первую очередь – региональным (здесь имеютсяввиду как подготовка специалистов, так и предоставление доступа к информационнымсетям).
Косвенный результат– стимуляция ИТ-отрасли, в первую очередь – за счет роста числа специалистов, икроме того – людей, имеющих доступ к информационным сетям, и, следовательно, являющихсяпотенциальными потребителями информационных услуг. Нельзя также сбрасывать со счетови неизбежный рост спроса на услуги такого рода – как со стороны государственныхорганизаций, внедряющих в делопроизводство новые технологии, так и со стороны ихмногообразных партнеров.
При этом все вышеперечисленноене служит однозначным обоснованием необходимости программы. Конечно без реализацииэтой и ряда подобных программ Россия все больше и больше будет отставать от ведущихразвитых стран, плавно скатываясь к уровню середнячков третьего мира, которые прекраснообходятся без информационно-коммуникативных технологий. Аргументы тех критиков программы,которые уже сейчас говорят, что заботиться о цифровом документообороте и расширениидоступа к интернету в стране, имеющей целый ряд проблем куда более насущных, несколькопреждевременно, не вовсе лишены оснований. Дать быстрый и однозначный ответ, несбиваясь при этом на общие и бессодержательные рассуждения о месте России в миреи прочем, довольно затруднительно.
ФЦП не толькопредлагает решения очевидных проблем, она ставит целый ряд новых. Некоторые из этихпроблем не могут быть решены в рамках «Электронной России 2002-2010».Для того, например, чтобы при помощи информационных технологий приблизить российскуюсистему образования к стандартам развитых стран Запада, разрабатывается программа«Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 гг.».И требуется детальное обсуждение этих проблем. Выражаем надежду, что проект «ЭлектроннаяРоссия» станет удобной площадкой для начала такого обсуждения, в котором смогутпринять участие не только специалисты, представляющие государственный аппарат ироссийский ИТ-рынок, но и все, кто осознает степень важности поставленных программойвопросов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В данной курсовойработе в главе 1 мной была рассмотрена законодательная база, регулирующая отношенияв сфере информатизации и налогообложения. Я использовала Федеральный закон № 24-ФЗ«Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный закон № 149-ФЗ«Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный ЗаконN 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», концепцию электронного Правительства.
 Также изученыматериалы, дающие представление о сетях в России в прошлом и настоящем. Раскрытаистория появления сетей в России, их развитие в 80-х – 90-х годах. Также я рассказалао российских и международных сетях передачи данных, о корпоративных сетях, их применениии роли для предприятий.
Глава третья полностьюпосвящена информационным технологиям в налоговой системе Российской Федерации. Вней представлена информация о прогрессивных технологиях, применяемых в настоящеевремя в налоговых органах России. Также представлена информация о проекте «ЭлектроннаяРоссия». В Приложении 1 дается информация о сроках и этапах выполнения данной программы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Федеральный Закон№1 «Об электронной цифровой подписи»
2. Федеральный Закон№24 «Об информации, информатизации и защите информации»
3. Федеральный Закон№149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
4. Автоматизированныеинформационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. Г.А. Титоренко. — М.: Юнити.- 2000г. — 400с.
5. http://www.internet-law.ru/law/erus/index.htm
6. http://www.isn.ru/zakon
7. http://www.kis.ru/~dbalu
8. http://www.memo.ru/hr/GOSDUMA/104/3.htm
9. http://www.nalog.ru
10.  http://www.volganet.ru/docs/book/eGov-concept2007.doc
11.  http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/1628/1795/