ВАРИАНТ 4 РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ 1. Институт прав и свобод понятие, классификация и место в правовом регулировании 2. Основные этапы развития института прав с свобод в России. Обновление Конституционно-правовой доктрины в начале 90-х гг. 3. Формы защиты прав и свобод человека и гражданина, их эф- фективность 2 –
ИНСТИТУТ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕСТО В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В принятой на референдуме 12 декабря 1933 г. Конституции права и свободы человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя. Институт прав и свобод закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти и является центральным в конституционном праве. В принципиальном плане система прав и свобод человека
обес- печивает три функции социальную защищенность личности, ее актив- ное участие в общественной и государственной жизни, ее личную свободу. Говоря о месте прав и свобод в правовом регулировании необ- ходимо в первую очередь обратиться к ст. 2 Конституции РФ, в ко- торой к правам и свободам человека, как к никакой другой основе конституционного строя, отнесено понятие высшая ценность. Ст. 2 Конституции РФ впервые устанавливает обязанность государства признавать,
соблюдать и защищать права и свободы человека, тем самым формулируется в наиболее общем виде правовой принцип, сог- ласно которому источник и основа этих прав находятся вне госу- дарства. Человек – существо социальное и проявляться его качества мо- гут только в обществе, поэтому права и свободы как таковые могут существовать и развиваться только в обществе и зависят от харак- тера общественных отношений. однако, нельзя отрицать и того, что права определяются не только характером общественных
отношений, в рамках которых действует индивид, но и природой самого человека – 3 – как биосоциального существа. И именно потребности человека – биологические и социальные, лежат в основе прав и свобод лич- ности. Поэтому права и свободы человека, являясь проявлением пот- ребностей человека как биосоциального существа, и предопределяясь уровнем и характером развития конкретного общества, можно назвать естественными, так как они, в конечном счете, зависят не от воли государства.
В принципе это закрепляется в ч.2 ст. 17 Конституции РФ -основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Неотчуждаемость означает, что ни одно из провозглашенных в Конституции прав человека и гражданина не может быть изъято государством или ограничено в объеме без указания ос- нований ограничения. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпыва- ются обязанностью
государства не посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с госу- дарством, состоящую из взаимных права и обязанностей, т.е. граж- данство. Российское государство, зафиксировав права и свободы че- ловека и гражданина в Конституции обязуется через деятельность органов власти, управления, суда, прокуратуры и т.д. осуществлять их реализацию и защиту. На мой взгляд, из данного положения и проистекает употребление двух терминов
свободы и права- пер- вое связано с таким аспектом как невмешательство государства в свободное развитие личности, с ее самостоятельностью, второе же подчеркивает обязанность государства осуществлять какую-то дея- тельность для их реализации. Р.А.Мюллерсон. Права человека идеи, нормы, реаль- ность М 1991, с.12 – 4 – Что касается употребления слов человек и гражданин при- менительно к правам и свободам, то разница
в том, что права чело- века являются исходными, они присущи всем людям от рождения неза- висимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, ко- торые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству как правило, это политические права. Для уяснения характера конституционного института прав и свобод следует учесть, что в него входят не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаменталь-
ные. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества и государства. Исходя из вы- шесказанного следует подчеркнуть, что конституционные права и свободы, составляя в принципе относительно небольшую часть всех прав и свобод, являются ядром правового статуса личности в Рос- сийской Федерации. Большое значение для определения прав и свобод человека и гражданина имеют не
только внутригосударственные факторы общест- венных отношений, но международные факторы. В соответствии с ч.1 ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гаранти- руются права и свободы человека и гражданина согласно общеприз- нанным принципам и нормам международного права. Взаимозависимость мира приводит к сужению сферы, в рамках которой каждое государс- тво может действовать по своему усмотрению, независимо от других государств и мирового
общественного мнения. Поэтому, как отмеча- ется в литературе характер прав и свобод определяется е только природой конкретного государственно-организованного общества, в – 5 – котором они реализуются, но и развитием человеческой цивилизации в целом, уровнем и степенью интегрированности международного со- общества. Содержание главы 2 соответствует общепризнанному в междуна- родном праве перечню прав и свобод. В совокупности они составляют систему гражданских личных, политических, социальных,
экономи- ческих, культурных, экологических прав. В Конституции России та- кое разделение на группы прямо не делается, хотя в изложении за- метна сгруппированность прав по указанным основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. В правовой теории и практике гражданские личные права по- нимаются как свобода человека принимать решения
независимо от го- сударства. Духовная и физическая свобода человека от контроля го- сударства исторически сформировалась раньше других свобод. Личные права и свобода включают право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на юридическую защиту и т.д. Политические права – это свобода граждан формировать органы государственной власти и самоуправления
и участвовать в их дея- тельности. К ним относятся право на объединение, на проведение собраний, митингов, на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным. Социально-экономические права связаны с правом собственности Р.А.Мюллерсон. Права человека идеи, нормы, реаль- ность М 1991, с.10 – 6 – и затрагивают сферу наемного труда.
К числу экономических, соци- альных и культурных прав относятся свобода предпринимательства, право частной собственности, право на труд, на отдых, на забас- товку, на охрану семьи, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, свобода творчества и др. Важный вывод из анализа развития теоретической мысли и прак- тики конституционного законодательства состоит в несостоятельнос- ти определения иерархии различных групп прав и свобод.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРАВ И СВОБОД В РОССИИ. ОБНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЫ В НАЧАЛЕ 90-Х гг. В нашей стране долгое время в политической и правовой тео- рии, партийных программах и лозунгах личность провозглашалась высшей социальной ценностью. Однако на деле на первое место всег- да ставились интересы государственно-политической власти.
Возник культ социалистического государства, в котором те кто управлял, стали независимыми от тех, кем управляли. Подчиненность управляе- мых стала сочетаться всевластием управляющих. Все это привело к серьезным диспропорциям в правовом положении личности. Официально человек стал рассматриваться не как самостоятельный субъект поли- тической системы, а как объект заботы государства, которое пре- доставляет права или ограничивает их по своему усмотрению.
Говоря об этапах развития института прав и свобод в России, Б.Н.Топорнин. Декларация прав человека новые подходы. Права человека проблемы и перспективы М 1990.С.24 7 – нельзя отрицать, что по мере развития Советского государства наб- людалось расширение круга и объема прав людей.Так, в Конституции 1918 г. нормы о правах и обязанностях граждан не выделялись в ка- честве особого
раздела. Они наряду с нормами иного характера по- лучали отражение как в Декларации прав трудящегося и эксплуатиру- емого народа. являвшейся составной частью Конституции, так и в ее разделе Общие положения. В этой Конституции получил особенно яркое выражение классово-идеологический подход к правам человека, который приводил к подавлению личности, не признавал элементарно- го права человека на свободу мысли.
В последующих Конституциях СССР не предусматривалось, как это было в Конституции 1918 г лишение прав каких-либо слоев общества по социально-классовым признакам, однако использование прав допускалось только в соот- ветствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалисти- ческого строя. Впервые особая глава о правах и обязанностях граждан появи- лась в Конституции СССР 1936 г. Однако, она являлась одной из последних глав в
Конституции. Конституция 1977 г. внесла существенные изменения в структу- ру закрепления прав и свобод граждан. Раздел об основах правового положения граждан был помещен после раздела об основах обществен- ного строя и политики, т.е. в начале Конституции. Было значитель- но расширено конституционное закрепление прав, свобод и обязан- ностей граждан. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, пользование достижениями культуры, свобода
научного твор- чества, право на участие в управлении государством и другие. Од- нако, как отмечается в литературе, в этом процессе отчетливо про- являлась следующая закономерность расширение прав, наполнение их – 8 – новым содержанием происходило в основном за счет развития таких институтов как право на труд, на отдых, социальное обеспечение и т.п. На этом фоне явно недостаточное внимание уделялось полити- ческим правам и свободам.
После провозглашения курса на из неук- лонное расширение не последовала разработка правовых механизмов их реализации. Юридический аспект проблемы постепенно был сведен к разветвленной системе запретов и ограничений, к надзору за соб- людением которых в сущности и сводилась деятельность правоохрани- тельных органов. Для обновления Конституционной доктрины Российской Федерации потребовалось переосмысление многих догм и стандартов мышления, утвердившихся в науке за прошлые
десятилетия. Во-первых, права и свободы понимались в узконормативистском ключе. Поскольку само понятие права даже в теоретическом плане строго сводилось к совокупности норм, то, следовательно, о приз- нании естественных, прирожденных прав человека не могло быть и речи. Никаких заранее признанных величин не было и быть не могло. Индивидуум понимался главным образом как гражданин, статус кото- рого зависел только от государства.
О современном понимании конс- титуционных взаимоотношений личности и государства и о ст. 17 Конституции РФ уже говорилось в первом разделе работы. Во-вторых, развитию прав и свобод серьезно препятствовало принижение роли права в целом. Идеи верховенства закона, правово- го государства встречали негативное отношение по той простой при- чине, что несли с собой ограничения, лимиты власти авторитарной
О.А.Лапинь.Реформа сов. политической системы и права граж- дан. Права человека проблемы и перспективы М 1990.С.65 9 – системы. Ныне в ст.1 Конституции Россия признает сама себя право- вым государством. В-третьих, подход к правам и свободам человека сужался упро- щенной трактовкой соотношения классовых и общечеловеческих инте- ресов. Классовые интересы преподносились как некие нормативы эта- лоны, предопределяющие
права и свободы человека, его поведение в обществе. В Конституции РФ 1993 г. в качестве одной из основ конституционного строя признано идеологическое многообразие. Ни- какая идеология не может признаваться в качестве государственной или обязательной. Признается и политическое многообразие. В соот- ветствии с этим Конституция не увязывает права и свободы человека и гражданина с его социальным статусом , приверженностью
к тем или иным политическим взглядам и идеологическим ценностям. В-четвертых, развитие прав и свобод человека серьезно сдер- живалось концепциями и взглядами, исходившими из необходимости тотального огосударствления общественной жизни, тем самым обеспе- чивался приоритет государственных интересов. Обоснованием такого подхода являлись положения о том, что государство само всеобъем- люще выражает общественные и личные интересы.
Исходными же нача- лами действующего конституционного законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Государс- тво теперь трактуется как представитель общества, несущим перед ним, гражданами, отдельным человеком определенные обязанности и ответственность. В-пятых, в советском государстве сфера прав человека счита- лась сугубо внутригосударственным делом. Не допускалось вмеша- тельство международных организаций в положение дел с правами че- ловека в
СССР. В Конституции 1993 г. впервые получил закрепление – 10 – принцип примата норм международного права, в частности в области прав человека и гражданина. В ней закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой систе- мы. Устанавливается, что если международным договором
РФ установ- лены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора 11 – ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина ч.1 ст.45. Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечи- вать защиту прав и свобод. Полномочия законодательных органов по этому вопросу входят как в ведение
России, так и в совместное ве- дение России и ее субъектов. Гарантом прав и свобод выступает Президент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Таким образом, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной
власти. Конституционные права и свободы обладают специфическим набо- ром средств и методов своей защиты. К их числу относятся – конституционно-судебный механизм конституционный суд – судебная защита суды общей юрисдикции – административные действия органов исполнительной власти – законная самозащита человеком своих прав – международно-правовой механизм. Конституционный Суд рассматривает индивидуальные или коллек- тивные жалобы граждан на нарушение их конституционных прав
и сво- бод и проверяет конституционность закона, примененного в конкрет- ном деле. Правом на обращение в Конституционный Суд обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом. Этот же вопрос может быть предметом разбирательства Конституционного Суда по за 12 – просам судов. Ч.2 ст. 45 Конституции РФ признает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными
законом. Способы самозащиты многообразны обжалования действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование пра- возащитных организаций и общественных объединений. Российская Федерация гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод ст.46 В зависимости от характера нарушаемого пра- ва защита может осуществляться в порядке уголовного, администра- тивного, гражданского и конституционного производства.
Тенденцией развития действующего законодательства является расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за закон- ностью решений и действий должностных лиц, государственных орга- нов, общественных объединений. И это не случайно, ибо преимущест- ва и наибольшая эффективность судебного порядка обжалования оче- видны, поскольку демократические принципы судопроизводства созда- ют наиболее благоприятные условия для выяснения действительных обстоятельств дела и вынесения законного,
обоснованного и спра- ведливого решения. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 г. В ст. 1 Закона установлено, что право гражданина обратиться в суд с жалобой возникает, если он считает что неправомерными действиями нарушены его права и свободы. Там же перечислен круг лиц действия, которых можно обжаловать в суд государственные ор- ганы, органы
местного самоуправления, учреждений, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностные лица 13 – Согласно ст. 2 Закона действия перечисленных субъектов долж- ны нарушать права и свободы гражданина естественно туда же вхо- дят и права человека создавать препятствия осуществлению граж- данином его прав и свобод незаконно на гражданина возложена ка- кая-либо обязанность или незаконно привлечен к какой-либо ответс- твенности. Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следую- щие сроки три месяца со
дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа в удовлет- ворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был бы получен на нее письменный от- вет. Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и т.д. и граждан и подлежит исполнению на всей территории
РФ. Этим же законом урегулирован административный способ зашиты прав. Так, в ст.4 указывается, что гражданин вправе обратиться с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Эти органы обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если граж- данину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течении месяца со дня
ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Конституция предоставляет право каждому обращаться с жало- бой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека ч.3 ст. 46. Это право обусловлено наличием соответствующих меж 14 – дународных договоров РФ и используется, если исчерпаны все имею- щиеся средства правовой защиты. Жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях
России.Она подается в Международный Комитет по правам человека. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу он проверя- ет, не не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой про- цедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты. Процедура защиты состоит в том, что жалоба доводится до све- дения соответствующего государства, а
государство обязано в шес- тимесячный срок представить Комитету письменные объяснения, разъ- ясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет нега- тивные морально-политические последствия для государства, в ко- тором нарушаются права человека 15 – СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.
Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин. Конституционное право Рос- сии,1995. 2. М.В.Баглай, Б.Н.Габричидзе. Конституционное право Рос- сийской Федерации,1996. 3. Р.А.Мюллерсон. Права человека идеи, нормы, реаль- ность М 1991. 4. Права человека Проблемы и перспективы М 1990. 5. Комментарий к Конституции Российской Федерации М 1994. 6.
ФЗ Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы гражданВед. РФ,1993,19.