ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ СПО «ТОТЕМСКИЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Выпускнаяквалификационная работа
по методикепреподавания иностранного языка в школе
специальность 050709Преподавание в начальных классах
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХНАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Тотьма
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ГЛАВА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫВ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА
1.1 Игра и еепсихологические особенности
1.2 Ролевая игра науроках иностранного языка
1.2.1 Функции ролевойигры
1.2.2 Применениеролевой игры на уроке иностранного языка
1.2.3 Основныетребования к ролевым играм
1.2.4 Роль учителя впроцессе игры
1.2.5 Организацияролевой игры
1.3 Влияние ролевой игры на успешное усвоениелексического материала
2ГЛАВА. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА УСПЕШНОЕ УСВОЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГОМАТЕРИАЛА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Обобучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагогисправедливо обращали внимание на эффективность использования ролевых игр приизучении лексики на начальном этапе обучения немецком языку. И это понятно: вигре проявляются особенно хорошо и порой неожиданно способности человека,ребенка в особенности.
Цельнашей работы — изучение влияния ролевых игр на развитие лексических навыков науроке немецкого языка у школьников.
Дляреализации данной цели необходимо решить несколько логически взаимосвязанныхзадач:
· изучитьи проанализировать литературу по исследуемому вопросу;
· рассмотретьпонятие «ролевая игра»;
· выявитьвлияние ролевых игр на формирование лексических навыков;
· организоватьисследовательскую деятельность по изучению развития лексического навыка всредней школе.
Объектисследования — процесс развития лексических навыков.
Предметисследования — условие влияния ролевых игр на развитие лексических навыков.
Гипотеза:если при обучении лексике на уроках немецкого языка использовать ролевые игры какприем овладения устной речью, то процесс усвоения лексического материала будетэффективнее.
Дляподтверждения гипотезы мы использовали следующие теоретические методы: анализлитературы, сравнение. Из эмпирических методов мы использовали педагогическийэксперимент.
Всвоей работе мы использовали труды Абрамова И.В., Выгодского Л.С., КонышевойА.В., Мильруд Р.П., Равинской В.К., в работах этих авторов указываютсяпсихологические особенности детей, что может сделать сам учитель, чтобыулучшить память ребенка, повысить его интерес к учению, а также применениеролевой игры на уроках немецкого языка при изучении учебного материала.
Работасостоит из введения, теоретической и практической частей, библиографическогосписка и заключения. Во введении представлен методологический аппаратисследования. В теоретической – влияние игр на развитие лексических навыков, атакже психологические особенности изучаемого школьного возраста. В практическойчасти содержится описание исследования, проведенного на уроках немецкого языка,по данной теме. В заключении подведены итоги работы, сделаны выводы по результатамэкспериментов.
1 ГЛАВА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫВ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА
1.1 Игра и ее психологическиеособенности
Игра– это занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования, такжеэто моделирование ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений.
Обучениес помощью игры — результат напряженных поисков и размышлений о том, какзаставить учеников слушать на уроке, с помощью разных средств и методов зажечьв их глазах пытливый огонек жажды знаний. Обучение с помощью игры — это попыткаучить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Зачем же учить с горькими ибесполезными слезами тому, чему можновыучиться с улыбкой? Еслиинтересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызватьу детей вполне здоровый аппетит. Возможны ли счастливые лица на скучных уроках?Конечно, нет, только шум, безразличие и постоянные «одергивания» учителя.Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственнымположительным отношением, эмоциями, не становятся полезными — это мертвый груз.
Длядетей игра, прежде всего, – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекаетучителей иностранного языка. Более того, слабый по языковой подготовке ученикможет стать первым в игре: чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости,ощущение посильности заданий, преодоление стеснительности, мешающей свободноупотреблять в речи слова чужого языка благотворно сказываются на результатахобучения, незаметно усваивается языковой материал.
Игра- это интересный и эффективный метод обучения в организации учебной деятельностиучащихся. Данный метод может использоваться на любой ступени обучения. Всредних классах игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи,достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у нихболее сложные умения в различных видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических,подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры ииспользовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.
Такимобразом, игра является неотъемлемой частью учебной деятельностью учащихся.
1.2 Ролевая игра на урокахиностранного языка
Ролеваяигра– ведущий тип деятельности школьников на уроке иностранного языка.Формирование у детей школьного возраста условно-динамической позиции – аналогролевого поведения – приводит к возможности значительно более легкого и раннеговозникновения интеллектуальных операций, которые в условиях стихийногоформирования проявляются значительно позднее. Ролевая игра имеет существенноезначение для всего хода интеллектуального развития школьников. Игра в ееразвернутой форме содержит в себе необходимость концентрации, котораядостигается относительно легко благодаря тому, что при этом действуют неинтеллектуальные механизмы, а включаются эмоциональные моменты. Игра имеетсущественное значение для развития произвольных форм действий и поведения,благодаря ориентации на образец действия, содержащийся во взятой на себя ученикомроли, т.е. скрытому контролю. Такой контроль осуществляется в двух формах:во-первых, в форме внешнего контроля со стороны играющих друг за другом и,во-вторых, в слабо внешне выраженной форме своеобразного самоконтроля.
Выделяютнесколько видов ролевой игры: контролируемая (когда участники получаютнеобходимые реплики), умеренно контролируемая (когда учащиеся получают общееописание сюжета и описание своих ролей), свободная (когда учащиеся получаютобстоятельства общения), эпизодическая (когда разыгрывается отдельный эпизод),длительная (когда в течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов)[11,с 59].
Такимобразом, все методисты склоняются к тому, что ролевая игра имеет существенноезначение для всего хода развития школьников.
1.2.1 Функции ролевой игры
Ролеваяигра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессеобщения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызываетпотребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранномязыке, и в этом смысле она выполняет мотивационно — побудительнуюфункцию.
Ролевую игру можно отнестик обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выборязыковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяетмоделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами,ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениямиречевой деятельности в условиях межличностного общения. В этом плане ролеваяигра обеспечивает обучающую функцию.
Вролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь,активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности,самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу,найти оптимальное решение в определенных условиях, т.е. можно говорить о воспитательнойфункции ролевой игры.
Ролеваяигра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидетьсебя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планированиесобственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умениеконтролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующуюфункцию.
Подросткистремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти зарамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществлениежеланий подростков, ролевая игра тем самым реализует компенсаторнуюфункцию.
Ролевуюигру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степениопределяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений,позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другимисловами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками иумениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом планеролевая игра обеспечивает обучающую функцию [11, с. 66].
Вролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь,активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности,самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу,найти оптимальное решение в определенных условиях.
Важнейшеезначение для понимания функции ролевой игры в развитии имеет выяснение еезначения для развития потребностной сферы, для возникновения новыхпотребностей, которые в игре формируются. Одна и та же игра может бытьиспользована на различных этапах урока. Однако, все зависит от конкретныхусловий работы учителя. Следует только помнить, что при всей привлекательностии эффективности игр необходимо соблюдать «чувство меры», иначе они утомят учащихсяи потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Какизвестно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивацияучения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому илииному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.
Наиболеесильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющиепотребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразиивыполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обученияспособствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойкихзрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.
Такимобразом, благодаря своим функциям, ролевая игра является неотъемлемым приемомобщего развития школьника.
1.2.2 Применение ролевой игры науроке иностранного языка
Урокиностранного языка рассматривается как социальное явление, где класснаяаудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиесявступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс– это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении – эторезультат коллективного использования всех возможностей для обучения, иобучаемые должны вносить значительные вклад в этот процесс. Широкие возможностидля активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролеваяигра – методический прием, относящийся к группе активных способов обученияпрактическому владению иностранным языком.
Ролеваяигра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальнойпрактической деятельности людей, создает условия реального общения.Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации,повышением интереса к предмету.
Ролеваяигра, мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются вситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить,выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.
Школьникинаглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.
Играактивизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создаетусловия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер междуучителем и учеником.
Иградает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самымпреодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, какправило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевойигре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.
Виграх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу,поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнениемили опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задаватьуточняющие вопросы и т.д.
Ролеваяигра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка.Хорошим собеседником является часто не тот, кто лучше пользуется структурами, атот, кто может наиболее четко распознать (интерпретировать) ситуацию, в которойнаходятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации,опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективныдля общения.
Практическивсё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом нетолько говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понятьи запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, и правильноотреагировать на реплику.
Ролевыеигры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников,способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитиютаких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувстваколлективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу,внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебнойдеятельностью.
Ролеваяигра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом(в среднем школьном возрасте с учетом изучения иностранного языка с 5 класса).
Психологическиеисследования показывают, что в период с пятого по одиннадцатый класс, когдаосуществляется изучение иностранного языка, развитие школьников проходитнесколько возрастных стадий. Отмечается также, что главнейшие изменения впсихических особенностях личности на данной стадии ее развития обусловленыведущей деятельностью, характерной для этой стадии. Среднему школьномувозрасту, в котором начинается изучение иностранного языка, предшествует непросто более ранний, школьный возрастной период, но также другая форма ведущейдеятельности (ролевая игра). В младшем школьном возрасте, т.е. в семь — одиннадцать лет, ведущей деятельностью становится учение. Но в связи соспецификой предмета «иностранный язык» применение ролевой игры уместно и всреднем школьном возрасте.
1.2.3 Основные требования к ролевымиграм
Ролеваяигра, используемая на уроке иностранного языка, должна соответствоватьследующим требованиям:
1.Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьника интерес ижелание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации,адекватной реальной ситуации общения;
2.Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так иформы, четко организовать; важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимостихорошо исполнить ту или иную роль; только при этом условии их речь будетестественной и убедительной;
3.Ролевая игра должна быть принята всей группой;
4.Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает ушкольников чувство удовлетворения, радости, чем свободнее чувствует себя ученикв ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении; со временем у негопоявится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнятьразные роли;
5.Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевомобщении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковойматериал;
6.Учитель непременно верит в ролевую игру, в ее эффективность; только при этомусловии он сможет добиться хороших результатов;
7.Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами; созданиеблагоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор,значение которого трудно переоценить.
Выполняявсе требования к ролевым играм, учитель сможет достичь на уроке высокихрезультатов в том или ином виде деятельности.
1.2.4 Роль учителя в процессе игры
Полноценногоразвития игра детей достигает лишь тогда, когда учитель систематически ицеленаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основныекомпоненты. Так при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фонецелостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; вдидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определитьпоследовательность действий и конечный результат, во время организации ипроведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровымдействиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов,помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим учитель руководит исамостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощьюорганизации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры.
Впроцессе игры учитель иногда может взять себе какую-нибудь роль, однако неглавную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работ под егоруководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы емуненавязчиво направлять речевое общение в группе.
Обычноучитель берет себе роли лишь вначале, когда школьники еще не освоили данный видработы. В дальнейшем необходимость в этом отпадет.
Впроцессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессомобщения: подходит то к одному, то к другому ученику, который нуждается впомощи, вносит необходимые коррективы в работу.
Входе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихсязаписывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные.
1.2.5 Организация ролевой игры
Вструктуру ролевой игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими;игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употреблениепредметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; реальные отношениямежду играющими; сюжет – область действительности, условно воспринимаемая вигре.
Задачаучителя состоит в том, чтобы отобрать необходимые ситуации – иллюстрации иситуации – проблемы на конкретном материале, подготовить дидактический материал(можно с подсказкой о характере его деятельности), подобрать группы учащихся ираспределить роли, поставить задачу, по которой учащиеся должны высказыватьсвою точку зрения, продумать предполагаемые ответы и реплики, проявлять кучащимся интерес и внимание во время проведения игры.
Технологияролевой игры состоит из нескольких этапов:
1.Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария –условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведенияигры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлятьхарактерные особенности действующих лиц.
2.Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников,определение режима работы, формулировка главной цели урока, а так женеобходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаютсязаранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкции, правил. Принеобходимости, учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительнымиразъяснениями. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя относитьсяпассивно к игре, нарушать регламент и этику поведения.
3.Этап проведения — процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложеннуюситуацию, выполняя определенные роли.
4.Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводитобобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось,а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достигнутыерезультаты, отмечает ошибки, формирует окончательный итог урока. При анализеобращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующейобластью реальной ситуации [11, с. 68].
1.3 Влияние ролевой игры на успешное усвоениелексического материала
Лексика– это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона.Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений.
Способностьосуществлять автоматически, относительно самостоятельно ряд действий иопераций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти, соотнесением егос другими лексическими единицами, называют лексическим навыком. Следовательно,цель обучения лексической стороне речи есть формирование продуктивного(обусловливающего развития умений говорения и письма) и рецептивного (какусловия осуществления рецептивных видов деятельности: чтения и аудирования)лексических навыков.
Продуктивныйлексический навык – это синтезированное действие по вызову лексической единицыадекватно коммуникативной задаче или ситуации общения и ее правильномусочетанию с другими лексическими единицами.
Рецептивныйлексический навык – это синтезированное действие по распознанию графическогоили фонетического образа лексической единицы и соотнесению формы слова с егозначением.
Процессовладения словом включает в себя ознакомление с функцией слова, его значением,формальными признаками, тренировку в усвоении слов и применение новыхлексических единиц в устной и письменной речи. Следовательно, процессформирования лексических навыков проходит в три этапа: этап ознакомления(ориентировочно-подготовительный этап), тренировка(ситуативно-стереотипизирующий этап), применение (вариативно-ситуативный этап)[11,с. 342] .
Овладетьлексическим навыком, не находясь в стране изучаемого языка, весьма трудно.Поэтому важной задачей учителя является создание благоприятных условий длясоздания реальных и воображаемых ситуаций общения, которые побуждали к решениюконкретных задач. Отсюда важность использования игры, особенно ролевой, врамках основных сфер общения: семейно-бытовой, учебно-трудовой, и т.д. — навсех этапах обучения.
Восновном ролевые игры используются для развития устно-речевых навыков и темсамым тренируют монологическую и диалогическую речь. Наряду с этим происходитактивное применение лексики, изучаемой по определенной теме.
Виграх иногда содержится некоторый процент незнакомой учащимся лексики. Вводитьее рекомендуется в процессе объяснения условий игры. Приемы введения лексикимогут быть различны. Один из них – зрительная наглядность, которая включает всебя не только картинную или предметную наглядность, но и движение, жест,мимику и т.д. И, наконец, в отдельных случаях можно воспользоваться однократнымпереводом. В любом случае время, затраченное на объяснение незнакомого слова,обязательно окупится, ибо однажды введенная игра будет использоваться учителеммного раз, а новая лексика, с которой познакомятся ребята в процессе игры,станет активной.
Использованиеролевых игр на уроке иностранного языка более уместно на третьем этапе, когдапроисходит применение лексического материала в устно-речевой деятельности. Норолевые игры (а иногда и элементы их) можно использовать и на этапе тренировкиучебного материала.
2ГЛАВА. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА УСПЕШНОЕ УСВОЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГОМАТЕРИАЛА
Намибыло проведено исследование влияния ролевой игры на успешное усвоениелексического материала учениками 7 класса. Исследование проведено в периодпрохождения преддипломной практики по дополнительной подготовке в областинемецкого языка с 7 по 14 февраля 2009 года. База прохождения практики – «СоветскаяСОШ». В 7 классе обучается 12 человек. Возраст детей 12-13 лет. Данный возрастотносят к подростковому, который называется отрочеством. Если в детстве особоеместо отводится игре, то в отрочестве – общению [17, с. 354]. Специфика жепредмета «иностранный язык» подразумевает соединение этих двух составляющих вцелях успешного овладения речью.
Игрымы проводили с использованием лексики по теме «Сельское хозяйство». Своеисследование проводили в три этапа. На начальном этапе мы спланировали нашеисследование, определили класс, на котором необходимо было провестиисследование, подобрали языковой материал. Второй этап – проведениеэксперимента. На третьем этапе мы обработали полученные результаты экспериментаи сделали соответствующие выводы.
Согласногипотезе, если при обучении лексике на уроках немецкого языка использоватьролевые игры, как прием овладения устной речью, то процесс овладения лексическиминавыками будет эффективнее. Мы поставили педагогический эксперимент, ноупрощенный, так как в школе всего один 7 класс, и нет больших возможностей дляпроведения полного эксперимента. За неделю преддипломной практики подополнительной подготовке в области немецкого языка мы провели три учебныхчаса. Мы провели первичный контроль на знание лексического материала по теме «Деревня»без употребления ролевых игр. Ученики заучивали слова по данной теме,предварительно отработав их в языковых упражнениях. Например, ученики по цепочкеназывали слова друг другу, один отвечал и задавал свое слово следующему и т.п. Послетого, как слова закрепили, был проведен словарный диктант, где были продиктованыслова по вариантам. (Приложение 1). Ребята должны были писать перевод. Результатсловарного диктанта отражен в Таблице 1.
Из12 человек оценку «4» за словарный диктант получили 3 человека, оценку «3» — 6человек, оценку «2» — 3 человека. На «отлично» с работой никто не справился.Средний балл по результатам мы получили «3». Результат достаточно не высокий иуказывает на несформированность лексического навыка по данной теме в целом и вотдельности у некоторых учеников.
Далеемы снова повторили эту тему и начали изучать новую тему «Сельское хозяйство»,лексический минимум которой также содержит слова из предыдущей темы «Деревня».Мы проводили уроки с использованием ролевых игр. Ролевые игры, используемые намина уроках, представлены в Приложении 2. Список слов для изучения был достаточнобольшой. Мы использовали свободный вид ролевых игр: сами учащиеся должнырешить, какие слова им использовать из данной лексики, как будет развиватьсядействие. Учащиеся получали обстоятельство общения или разыгрывали отдельныйэпизод. Называлась примерная тема диалога, а затем учащиеся составляли диалог сиспользованием новой лексики с опорой на предложения. Также был проведен устныйопрос, где дети работали переводчиками с русского на немецкий язык и наоборот.
Послетого, как изучили новый лексический материал с применением ролевых игр, мыпровели повторный контрольный срез, с помощью словарного диктанта по вариантам,и получили следующий результат: оценка «5» — 4 человека; оценка «4» — 6человек; оценка «3» — 2 человека. Средний балл – 4,1. Неудовлетворительныхоценок не получил никто, что говорит о сформированности лексического навыка потеме у всех учеников. Результаты повторного контрольного среза мы представимтакже в Таблице 1.
Таблица 1. Результаты проведениясловарных диктантов
Оценки
Словарный диктант по теме «Деревня»
Словарный диктант по теме «Сельское хозяйство» «5» – 4 «4» 3 6 «3» 6 2 «2» 3 –
Средний балл
3
4.1
Итогможно наглядно представить в следующей диаграмме.
Рисунок1. Сравнительный анализ результатов словарных диктантов
/>
Средний балл
Конечно,то, что результат у учеников при выполнении контрольного диктанта оказалсявыше, говорит не только о том, что ролевые игры повлияли на становлениелексического навыка по теме «Деревня», но и на становление лексического навыкапо теме «Сельское хозяйство».
Такимобразом, можно сделать вывод, что при изучении лексики на уроках немецкогоязыка с использованием ролевых игр, лексический материал качественнее и лучше усваивается.Можно сравнить первый контроль и второй контроль и увидеть разницу. Такимобразом, при изучении лексического материала с использованием ролевых игр можновыделить только положительные стороны. Гипотеза, которую мы определили вовведении нашей выпускной квалификационной работы, доказана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вданной выпускной квалификационной работе рассматривается одна из важныхпроблем, существующих в методике обучения иностранным языкам – это проблемаразвития лексического навыка. Приведенные в данной работе исследования дают намоснование утверждать, что ролевая игра, является основным приемом развитиялексического навыка. Одна и та же ролевая игра может быть использована наразличных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работыучителя. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективностиигр необходимо соблюдать меру, иначе они утомят учащихся и потеряют свежестьэмоционального воздействия.
Ролевыеигры применяются, как отдельные элементы урока, так и весь урок может быть проведенв форме игры с элементами соревнования между группами. Место и время проведениязависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, целей иусловий урока.
Игрыобязательно должны присутствовать на уроках обучения лексике иностранного языкашкольников на начальном этапе обучения иностранному языку, так как благодаряим, ученик намного легче усваивает лексический материал. Игра делает скучнуюработу более интересной и увлекательной.
Вработе имеются приложения, где предлагаются ролевые игры, которые можноиспользовать на разных этапах обучения немецкому языку, так как ониспособствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса,творческого мышления, помогают создать благоприятный климат на уроке.
Общийвывод нашей выпускной квалификационной работы будет следующий: при изучениилексики на уроках немецкого языка с использованием ролевых игр лексическийматериал качественнее и лучше усваивается. Таким образом, использование ролевыхигр как прием овладения устной речью на уроке немецкого языка отражаетэффективный процесс формирования лексического навыка. Гипотеза, которую мыопределили во введении нашей курсовой работы, доказана.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АбрамоваИ. В. Игры на уроках немецкого языка//Иностранные языки в школе. — № 1. — 2007.
2. БелкинаМ. Ю. Задания для совершенствования фонетических навыков// Иностранные языки вшколе. — №5. – 2006.
3. БеляевБ. В. Психологическая характеристика устной речи на иностранном языке//Методическая мозайка.-№8.- 2006.
4. ВыготскийЛ.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии. — №6.-1966.
5. ГальсковаН.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя.-М.: АРКТИ, 2003.
6. ВолинаВ. Учимся играя. — М.: Новая школа,1994.-448с.
7. ЗимняяИ.А. Психология обучения иностранному языку в школе. — М.: Просвещение,1991.
8. КолесниковаО.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — №4. — 1989.
9. КолкерЛ.М., Устинова Е.С., Енашеева Т.Н. Практическая методика обучения иностранномуязыку.- М.: Издательский центр «Академия», 2000г.
10. КомковИ.Ф. О некоторых методах начального обучения иностранным языкам в школе. – Минск:Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства ПросвещенияБССР, 1963.
11. КонышеваА. В. Игровой метод в обучении иностранному языку.- СПб.: КАРО, Мн.:Издательство «Четыре четверти», 2006г.
12. ЛащиковаИ. Ш. Игра как методический прием усвоения числительных на начальном этапеобучения. — №2. — 2006.
13. ЛипкинаА. И., Оморокова М. И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения. — М.:Издательство «Просвещение», 1967г.
14. ЛюблинскаяА. А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977.
15. ЛюблинскаяА.А. Очерки психологического развития ребенка. – М.: 2е издание, 1965г.
16. МильрудР. П. Организация ролевой игры на уроке // Иностранные языки в школе. — № 3. — 1987.
17. МухинаВ.С.Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО – Пресс, 1999.
18. РавинскаяВ.К. Игры как средство обучения // Иностранные языки в школе .- № 1.- 1980.
19. РыбалкоЕ.Ф., Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии.- СПб.: Речь, 2006.
20. СуминВ.М. Речевые ситуации на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе.- № 6. — 1993.
21. УайзерГ.Н. Обучение устной речи и проблемы учебника иностранного языка // Методическаямозайка. — № 8. -2006.
22. ФилатовВ.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основнойобщеобразовательной школе: Учебное пособия для студентов педагогическихколледжей.- Ростов н/Д: «Феникс», 2004.- 416с.
23. ЭльконинД.Б. Психология игры.-М.: Педагогика, 1978г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Слова по теме «Деревня»,
использованные в контрольномсловарном диктанте № 1Русские слова Немецкие слова
Деревня
Корова
Лошадь
Коза
Свинья
Овца
Гусь
Утка
Курица
Петух
Доить
Взрыхлять
Сажать(растение)
Пахать, вспахивать
Сеять
Кормить
Лить(поливать)
Das Dorf
Die Kuh
Das Pferd
Die Ziege
Die Schwein
Das Schif
Die Gans
Die Ente
Das Huhn
Der Nahe
melken
jaten
pflanzen
pflugen
säen
füttern
giessen
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ролевые игры по теме «Деревня»,«Сельское хозяйство»
Ролеваяигра 1. Цель — закрепление лексического материала по теме, тренирование вупотреблении вопросно — ответных фраз.
Ход.Ученики делятся на пары. Один выполняет роль городского жителя (Stadtbewohner),другой — жителя сельской местности (Landbewohner).
а)«городской житель» задает вопрос: «Ist das…?» и показывает предметы нарисунках. «Житель сельской местности» должен согласиться или опровергнутьвысказывание ( Ja, das ist…/ Nein, das ist kein (e)…).
б)«Городской житель» спрашивает собеседника о действии, совершаемом тем или инымживотным (предметом). Например:
Wasgibt uns eine Kuh?- Eine Kuh gibt uns Milch.
Wasgibt uns ein Huhn?- Ein Huhn gibt uns Eier. И т.д.
Ролеваяигра 2. Цель — закрепление лексического материала по теме, тренировка вупотреблении повелительного наклонения ( Sie – Form)
Ход.В игре участвует весь класс. Класс выбирает экскурсовода (назначает учитель).Все остальные выполняют роль людей, незнакомых с устройством сельского двора(«горожане» «иностранцы»). При помощи фраз «Zeigen Sie bitte…», «Wo ist (sind)…»и т.п. ребята — «горожане» расспрашивают экскурсовода о структуре сельскогодвора. «экскурсовод» показывает на картинах предметы, о которых спрашивают«горожане». (Игра может повторяться несколько раз при выборе нового«экскурсовода»).
Ролеваяигра 3. Цель — закрепление лексического материала по теме, фраз « Ich habe…»,«Auf meinem Hof gibt es…»
Ход.Дома ребята готовят рисунки сельского двора и рассказывает по картинке о том,что они имеют в хозяйстве.
Изрисунков составляется выставка. Ребята выбирают «экскурсовода» (назначаетучитель). «Экскурсовод» еще раз рассказывает, что каждый «владелец» имеет всвоем хозяйстве.
(Можнопровести экскурсию для учеников младших классов).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Слова по теме «Деревня», «Сельское хозяйство», использованные в контрольном словарном диктанте № 2 Русские слова Немецкие слова
Деревня
Корова
Лошадь
Коза
Свинья
Овца
Гусь
Утка
Курица
Петух
Доить
Взрыхлять
Сажать(растение)
Пахать, вспахивать
Сеять
Кормить
Лить(поливать)
Собрать
Солома
Сорняк
Трава
Растение
Das Dorf
Die Kuh
Das Pferd
Die Ziege
Die Schwein
Das Schif
Die Gans
Die Ente
Das Huhn
Der Nahe
melken
jaten
pflanzen
pflugen
säen
füttern
giessen
sammeln
Das Stroh
Das Unkraut
Das Gras
Die Pflanze