Развитие личности дошкольника в процессе общения

Курсоваяработа:
«Развитиеличности дошкольника в процессе общения»
 

План
 
Введение
1.Психолого-педагогическиеособенности общения. Характеристика
1.1 Ребёнок и сверстник. Общениеребёнка со сверстником
1.2 Развитие речи в процессеобщение со сверстниками
2 Ребёнок и взрослый
2.1 Роль общения со взрослыми в развитииребёнка
2.2  Общение: определение, предмети свойства
2.3. Общение со взрослыми вдошкольном возрасте
Заключение
Список литературы

Введение
 
Современный периодразвития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием кдошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностямсоциализации, сохранению и формированию психически и физически здоровогопоколения. Человек не может жить, трудиться удовлетворять свои материальные идуховные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения онвступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимымусловием существования человека и вместе с тем одним из основных факторов иважнейшим источником его психического развития в онтогенезе. Общениепринадлежит к базовым категориям психологической науки.
В работах отечественныхученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и других было выдвинуто положение,согласно которому развитие ребенка принципиально отличается от развитиядетенышей любых животных. В отличие от животных у человека основное значениеприобретает общественно – исторический опыт, накопленный предшествующимипоколениями. Без усвоения этого общественно – исторического опыта полноценноеразвитие человеческого индивида оказывается невозможным. Но для такого усвоениянеобходимо общение ребенка со взрослыми людьми, которые уже в той или иной мереовладели этой культурой и способны передать ему накопленный опыт, научить еговыработанным человечеством способам практической и умственной деятельности. Этодоказали в своих исследованиях М.И. Лисина, Т.А. Репина, Д.Б. Эльконин идругие.
Однако если рольобщения в психическом развитии ребенка подвергалась изучению, то развитиесамого общения, т. е. последовательные изменения содержания, форм, способов и средствобщения ребенка с окружающими людьми, пока остается областью, изученнойнедостаточно. Между тем исследование проблемы общения ребенка с окружающимилюдьми имеет не только первостепенное теоретическое, но и громадноепрактическое значение.
Нам представляетсяактуальным рассмотрение процесса развития общения, отношений и совместнойдеятельности, что чрезвычайно важно на этапе дошкольного детства, т. к.позволяет понять закономерности формирования у дошкольника важнейших качествличности будущего школьника, семьянина, члена трудового коллектива.

1Психолого-педагогические особенности общения. Характеристика общения
 
Существует множестводефиниций общения. Остановимся коротко на некоторых их них, чтобы более четкопредствлять себе предмет данной работы.
Общение можнорассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук. Так, в социологии онопонимается как способ существования внутренней эволюций или поддержания statusquo социальной структуры общества — в той мере, в какой эта эволюция вообщепредполагает диалектическое взаимодействие личности и общества, невозможное безобщения. В марксисткой философии оно понимается как процесс превращенияобщественного отношения из виртуальной в реальную «действенную» форму,осуществляемого при определенных обстоятельствах. Здесь оно понимается и какпроцесс (актуализации) и как условие (способа актуализации). Таким образом, врамках этой философской концепции, любая общественная деятельность является визвестном смысле общением.
C точки зренияпсихологии (например А.А. Леонтьевым) общение понимается как процессустановления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного темиили иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными междусобою в психологическом отношении. Осуществление этого контакта позволяет либоизменить протекание совместной деятельности за счет согласования«индивидуальных» деятельностей по тем или иным параметрам, или, напротив,разделение функций (социально ориентированное общение), либо осуществитьцеленаправленное воздействие на формирование или изменение отдельной личности впроцессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованнойдеятельности (личностно ориентированное общение). Более простое определениедается М.И. Лисиной: общение — это взаимодействие 2-х и более людей,направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношенийи достижение общего результата.
Как и у всякого объектанаучного изучения у общения выделяют ряд присущих ему свойств. Среди них:
общение есть взаимонаправленноедействие;
оно подразумеваетактивность каждого из его участников;
участники егорассчитывают получить отклик/ответ от партнера по общению;
каждый из участниковэтого процесса выступает как личность.
Из этого, в частностиследует, что предметом общения является другой человек, партнер по общению.Каждый человек стремиться к познанию и оценке других людей. Узнавая и оцениваядругих, человек получает возможность самооценки и самопознания. Это стремлениесуть потребность в общении. Таким образом, основными функциями общенияявляются:
организация совместнойдеятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);
формирование и развитиемежличностных отношений;
познание людьми другдруга;
общение — необходимоеусловие формирование личности, ее сознания и самосознания.
При обращении кпроблеме личности приходится сталкиваться с неоднозначным пониманием этоготермина, а также с многообразием его характеристик. «Личность» рассматриваетсяв свете разных наук: психологии, социологии, педагогики, философии и др. Этоиногда приводит к потере психологического содержания этого понятия.
 Отечественныепсихологи (Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович и др.)в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт,который воплощен в продуктах материального и духовного производства, которыйусваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этогоопыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, ноосуществляется развитие их способностей, формирование личности.
 В понятие «личность»включают различные характеристики: «социальность», «творческая активность»,«нравственность», «система — Я», «мера ответственности», «мотивационнаянаправленность», «целостность» и т. д.
 В вопросе формированияличности отечественные педагоги психологи отмечают, что процесс приобщенияребенка у духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, происходитне пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и отособенностей взаимоотношений, складывающихся у ребенка при этом с окружающимилюдьми, во многом зависит процесс формирования его личности.
 «Человек развиваетсякак личность именно в ходе развития его деятельности. Хотя в целом личностьпредставляет собой результат онтогенетического развития, появляясь на егоопределенных ступенях, но как качество, которое выражает общественную сущностьчеловека, личность начинает формироваться с рождения в результате общения сблизкими взрослыми»(23, с.55).
       Проблема общениярассматривалась в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, В.Н. Мясищева и др.Общение детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками изучали М.И.Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская и др. В.Н. Мясищев высказал идею о том, чтообщение является таким процессом непосредственного или опосредованноговзаимодействия людей, в котором можно четко выделить три взаимосвязанныхкомпонента- психическое отражение участниками общения друг друга, отношение ихдруг к другу и обращение их друг с другом (19).
 В качествесоставляющих процесса общения рассматриваются также: коммуникация, понимаемая вузком смысле слова как обмен информацией между участниками совместнойдеятельности; интеракция – их взаимодействие, предполагающее определенную формуорганизации совместной деятельности; межличностная перцепция – процессвзаимопознания партнерами друг друга как основа для их взаимопонимания.Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общенияявляются идентификация, рефлексия и стереотипизация. Коммуникативная,интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют егосодержание, формы и роль в жизнедеятельности детей.
 В общей психологииобщение понимается как специфическая форма взаимодействия человека с другимилюдьми, целью которой является обмен информацией, познание людьми друг друга,познание человеком самого себя (А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев) Межличностноеобщение – непременное условие и одновременно порожденный жизненнымипотребностями человеческого общества гибкий и многоцелевой механизмформирования личности ребенка в ходе усвоения им социально — историческогоопыта. (Н.А. Березовин, 5) В.Н. Мясищев выделяет один из существенныхкомпонентов общения – компонент отношений между общающимися. Поскольку речьидет о взаимодействии людей, вполне закономерно, что общение связано с другимивидами человеческой деятельности, их способами и результатами, интересами,чувствами и т. д.(Б. Ф. Ломов).Понятно и то, что характер деятельности,отношений людей друг к другу влияет на специфические характеристики их общения.Поэтому для понимания сущности общения очень важен признак взаимной, обоюдной,специфической активности его участников, благодаря которой каждый из нихпопеременно становится то субъектом, то объектом общения, а «воздействиекаждого предполагает ответное действие другого и внутренне на негорассчитано»(М.И. Лисина, 15, с.53. Специфические характеристики общенияпозволили поставить его в ряд базовых психологических категорий, чрезвычайносложных для исследования и поэтому изученных недостаточно.
 В детской психологиипроблема общения ребенка с другими людьми рассматривается в качестве наиболеезначимых, ибо именно в детском возрасте развиваются основные феноменысоциального поведения, в том числе и в условиях общения ребенка с другимилюдьми. Основными аспектами исследования являются онтогенез общения ребенка совзрослыми и сверстниками, овладение ребенком способами общения, связь общения идетской деятельности, роль общения в реализации интеллектуальных возможностейребенка и его личностных параметров и др.
 Рассматривая проблемувлияния общения на развитие личности ребенка, необходимо обратиться кисследованиям Л.И. Божович, в которых она отмечала, что существуют какие –топоследовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральнойлинии онтогенетического развития личности, ее рациональные стороны. Этиновообразования возникают как следствие активного отношения субъекта кокружающей среде и выражаются в неудовлетворенности своим положением, своимобразом жизни (кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет). Эти отношения субъекта кокружающей среде появляются, развиваются и качественно изменяются в общении.
 В.Н. Белкинауказывает, что «существует последовательность в осознании ребенком объектовобщения: вначале –это взрослый, и лишь на определенном этапе – сверстник.Постепенно расширяется и круг общения, а затем дифференцируются и усложняютсямотивы и способы общения» ( 1, с. 27).
 Важно при этом, чтоовладение ребенком различными параметрами общения происходит практически в тойже последовательности- сначала в условиях взаимодействия со взрослым, а позднеесо сверстником. Особенно наглядно это представлено на уровне речевого общения:примерно на третьем году жизни малыш уже активно использует речь как средствообщения со взрослым, и лишь через полтора – два года мы наблюдаем такую жекартину в общении ребенка со сверстниками. В отношении педагогических задач этазакономерность представляется важной. Закономерной является и еще одна сторонапроцесса овладения ребенком общением как одним из значимых видов активности. Внекоторых психологических работах обращается внимание на возникновение примернона пятом году жизни ребенка особого «кризиса», симптомы которого особенно яркопроявляются в ситуациях общения со сверстниками. Причиной его являетсяпротиворечие между обострившейся потребностью дошкольника в контактах сосверстниками и неумением реализовать эту потребность. Правомерность постановкивопроса о соответствующем «кризисе» подвергается в литературе сомнению, посколькутрудности в общении детей со сверстниками возникают не только в этот период иимеют более сложные причины (Т.А Репина, 24), однако роль взрослого в развитииу ребенка адекватных форм социальной активности обозначается вполнеопределенно.
 Общение со сверстникамивоздействует на развитие личности дошкольника: он учится согласовывать своидействия с действиями других детей. В играх и в реальной жизни, общаясь стоварищами, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся применять на практикенормы
Поведения, оцениватьсвоих товарищей и себя. В общении со сверстниками дошкольник использует ипроверяет действенность присвоенных им в общении со взрослыми способовдеятельности и норм человеческих взаимоотношений. Считая сверстников равнымисебе, ребенок замечает их отношение к себе, но практически не умеет выделять ихустойчивые личностные качества. Взаимоотношения дошкольников в группахсверстников характеризуются ситуативностью и неустойчивостью (ссоры ипримирения друг с другом происходят по нескольку раз в день, но это общение –необходимое условие усвоения определенных норм взаимодействия. Неблагополучноеположение ребенка в группе, неумение общаться, непопулярность в группесверстников, резко снижая интенсивность процесса общения, замедляют процесссоциализации, препятствуют формированию ценных качеств личности.
 Детскую психологиюинтересует процесс становления общения у детей, влияние общения ребенка совзрослыми и сверстниками на его психическое развитие.
 Попытаемся выделитьнаиболее важные направления в развитии общения в детском возрасте. В.Н. Белкинавыделяет следующие основные направления в развитии общения в детском возрасте:
1) постепенноеизменение направленности общения. В первые полтора месяца у ребенка формируетсяпотребность в общении со взрослым, но инициатором общения выступает взрослый,т. к. он создает ситуацию общения. В раннем возрасте инициативу в контактах совзрослым начинает проявлять сам ребенок, диапазон интересов которогорасширяется. Затем, в среднем, старшем дошкольном возрасте ребенок открываетдля себя новый интересный объект окружающего мира – своего сверстника,развивается «детское общество», подразумевающее специальное общение детей другс другом. Следовательно, направленность общения ребенка характеризуется двумясторонами: ребенок – взрослый и ребенок – ребенок.
2) Изменяется,усложняется содержание потребности в общении: по данным М.И. Лисиной, следуетвыделить такие стадии развития этой потребности: во внимании идоброжелательности взрослого (от 0 до 6 мес.; в сотрудничестве (раннийвозраст); в доверительном отношении к запросам ребенка (младший и среднийдошкольный возраст); во взаимопонимании и сопереживании (старший дошкольныйвозраст).
3) Мотивы общения:познавательные, деловые и личностные. Познавательные связаны с интересомребенка к окружающему его миру, что отражается в детских вопросах. Деловыемотивы сопровождают ситуацию сотрудничества ребенка со взрослыми илисверстниками при выполнении какой – либо деятельности. Личностные характеризуютинтерес растущего человека к внутреннему миру взрослого и сверстника, отношениеребенка у другому человеку как к представителю социальной группы.
4) Ребенок постепенноовладевает способами общения. В процессе непосредственного общения используютсямимика и пантомимика, затем с третьего года жизни ребенок начинаетиспользовать речь как средство общения. Вначале он общается с помощью речи восновном со взрослыми, и лишь во второй половине дошкольного возраста речьстановится главным средством общения его со сверстниками. Ведущая роль вовладении ребенком разнообразными средствами общения принадлежит взрослому.
5) Уже с первых летжизни ребенок включается не только в непосредственное общение с другими людьми,но и в опосредованное общение: через книги, телевидение, радио(2, с.30–31).
Таким образом, общениеиграет значительную роль в психическом развитии ребенка. В процессе общения онполучает информацию о предметах, явлениях окружающего мира, знакомится с ихсвойствами и функциями. В общении приобретается интерес ребенка к познанию.Общение с другими людьми позволяет ему узнать многое о социальном окружении,нормах поведения в обществе, его собственные достоинства и недостатки, взглядыдругих людей на окружающий его мир. Общаясь со взрослыми и сверстниками,ребенок учится регулировать свое поведение, вносить изменения в деятельность,корректировать поведение других людей. Общение развивает, формируетэмоциональную сферу дошкольника. Весь спектр специфически человеческих эмоцийвозникает в условиях общения ребенка с другими людьми./>
1.1Ребёнок и сверстник. Общение ребенка со сверстниками
В дошкольном возрастемир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь — этоне только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по меревзросления вашего малыша все важнее для него будут контакты и конфликты сосверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложныйи порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат,ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делаютмелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массойразнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детскихотношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда неподозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают ихдети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам,обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является темфундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этотпервый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру вцелом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольномвозрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, котороеможет иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определитьпроблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их — важнейшаязадача родителей. Помощь взрослых должна основываться на пониманиипсихологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностныхотношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликтребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции,заставляют малыша чувствовать себя одиноким, — а это одно из самых тяжёлых идеструктивных переживаний человека. Своевременное выявление внутреннегоконфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности,но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общениядетей.
Особенности общениядошкольников
Однако, прежде чемговорить о проблемных формах межличностных отношений, нужно понять, что сосверстниками ребенок общается совершенно по-другому, нежели со взрослым. Первое- яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайнойэмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышеннойэмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша совзрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно,то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации,крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз большеэкспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональныесостояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности исочувствия — до драки. Со взрослым же ребенок, как правило, старается вестисебя ровно, без крайнего выражения эмоций и чувств. Столь сильная эмоциональнаянасыщенность контактов дошкольников связана с тем, что начиная с четырехлетнеговозраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а невзрослый. Дошкольники уже сами отчетливо понимают, что им интересно с такими жедетьми, как они, а не только с мамой и папой. Вторая важная черта контактовдетей — их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослымдаже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то привзаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Ихдвижениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают,принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом,передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т.п.Такое свободное поведение дошколят обычно утомляет взрослых, и они стремятсяпрекратить это «безобразие». Однако для самих детей такая свободаочень важна. Как ни странно, такое «кривляние» имеет большое значениедля развития ребенка. Общество сверстников помогает ребенку проявить своюоригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстникпоощряет проявления индивидуальности. Не случайно те занятия, которые требуютпроявления творческого начала — игра, фантазирование, драматизация, — такпопулярны именно среди сверстников. Естественно, взрослея дети все болееподчиняются общепринятым правилам поведения. Однако, раскованность общения,использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительнойчертой детского общения до конца дошкольного возраста. Третья отличительнаяособенность общения сверстников — преобладание инициативных действий надответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему,способность слышать его и отвечать на его предложения. У маленьких детей поотношению к сверстнику такой способностей нет. Особенно ярко это проявляется внеумении дошкольников вести диалог, который распадается из-за отсутствияответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственноедействие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им неподдерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто неслышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождаетконфликты, протесты, обиды. Перечисленные особенности характерны для детских контактовна протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержаниеобщения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение иотношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить триосновных этапа.
Младший дошкольныйвозраст
В младшем возрасте (в2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к егошалостям, поддержал и усилил общее веселье. Дети бегают друг за другом,прячутся и ищут других, кричат, визжат, кривляются. Каждый участник такогоэмоционального общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание ксебе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребеноквоспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания,настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишьзеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайнеситуативно — оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходитвзаимодействие, и от практических действий партнера. Довольно частокакой-нибудь привлекательный предмет может разрушить дружную игру детей: ихвнимание сразу переключается на него. Борьба за игрушку и нежелание отдаватьсвою — отличительная особенность малышей. Они утверждают и отстаивают свое «Я»прежде всего посредством демонстрации своей собственности: «Смотри, что уменя есть!», «Это мое!». Именно поэтому отдать своё оченьтрудно. Привлекательные игрушки становятся поводом для бесконечных споров иконфликтов малышей. Нормально общаться они могут только в отсутствиеотвлекающих предметов. Призывы взрослых играть вместе одной игрушкой в данномслучае бесполезны — дети в этом возрасте могут уделять внимание либосверстнику, либо (что значительно чаще) игрушке. Только при помощи взрослогомалыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Обратите вниманиемаленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеетделать те же простые действия (хлопать ручками, прыгать, кружиться и пр.). Вмладшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которыхдети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игрыили простые игры по определенным правилам («каравай»,«зайка», «карусели», «пузырь», «кошки-мышки»и пр.). Маленькие дети безразличны к успехам сверстника, даже если похвалаисходит от взрослого. Малыш как будто не замечает действий и настроениясверстника. В то же время присутствие одногодка делает ребенка эмоциональнее иактивнее, о чем свидетельствуют стремление детей друг к другу и взаимноеподражание. Легкость, с которой трехлетние дети заражаются общимиэмоциональными состояниями, может свидетельствовать об особой общности,возникающей при обнаружении одинаковых умений и вещей. Эта общностьопределяется пока что только по внешним признакам: «Ты прыгаешь, и япрыгаю», «У тебя зеленые тапочки — и у меня такие же». Именноподчеркивая такую общность, можно наладить отношения между малышами.
Средний дошкольныйвозраст
Решительный перелом вотношении к сверстникам происходит у ребенка в середине дошкольного возраста.На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещают детский сад)однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все большееместо в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком,а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в серединедошкольного возраста становится общее дело — игра. Если младшие дети игралирядом, но не вместе, если им важно было внимание и соучастие сверстника, то приделовом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступкамипартнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называетсясотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. Если детипосле 4-х лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только вознейи беготней, — это явный признак их отставания в социальном развитии. В этомвозрасте детям нужно сотрудничество и содержательное общение — то есть игра. Наэтом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении состороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит вих взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ наневнимание или упреки партнеров. «Невидимость» сверстника превращаетсяв пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрастедети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их:часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют своипреимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детскомобщении появляется конкурентное, соревновательное начало. Дети пристально иревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции малышей намнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехисверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемуюрадость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детскихконфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника.Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя соднолетками. Но сейчас цель этого сравнения — уже не обнаружение общности (каку трехлеток), а противопоставление себя другому. Через сравнение сосверстниками ребенок оцениваем и утвердждает себя, как обладателя определенныхдостоинств, которые могут быть оценены окружающими. «Окружающими» длячетырех-пятилетнего ребенка становятся сверстники. Все это порождаетмногочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действиянапоказ, соперничеств, которые можно рассматривать как возрастные особенностипятилеток. Средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возрастанормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которыеумеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами,распределять роли, создавать игровую ситуацию. Учите ребёнка совместной игре(желательно ролевой), помогайте детям придумывать интересный сюжет — и хорошаяобщая игра станет для них важнее похвалы или собственных успехов.
Старший дошкольныйвозраст
К 6-7 годам у детейснова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способенк внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь исейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятсясвоими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам другихдетей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для наспонимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могутдолго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), несовершая при этом никаких практических действий. Существенно меняются иотношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность иэмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников.Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников иэмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры онистремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетниедети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние,напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его«противостояние» взрослому. При этом конкурентное, соревновательноеначало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольниковпоявляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи,но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не толькорассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно,что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. В этих наивныхвопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного отношения к другомучеловеку. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику,подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентностьпроявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети ужеспособны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такаяэмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, чторовесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения исравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходитинтерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимоот ее достижений и предметов, которыми она обладает. Родители конечно же должныподдерживать у детей такое отношение к одногодкам, личным примером учить заботео других и серьезно относиться к детским привязанностям. К концу дошкольноговозраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности,появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемывозникают в основном в связи с тем, «кто с кем дружит», или«водится». Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности втаких отношениях. Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна.Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезноеи сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенкупережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более что детиссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды. Такова вобщих чертах возрастная логика развития отношения к сверстнику в дошкольномвозрасте. Однако, она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей.Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия вотношении ребёнка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие,положение среди других и в конечном счёте особенности становления личности.Однако, это уже тема следующих отдельного разговора.
1.2Развитие речи в процессе общения со сверстниками
В дошкольном возрастемир ребенка уже, как правило, не ограничен семьей. Его окружение — это нетолько мама, папа и бабушка, но и сверстники. Чем старше становится ребенок,тем важнее для него контакты с другими детьми. Вопросы, ответы, сообщения,возражения, спор, требование, указания — все это разные виды речевого общения.
Очевидно, что контактыребенка со сверстниками — это особая сфера жизнедеятельности ребенка, котораясущественно отличается от его общения со взрослым. Близкие взрослые обычновнимательны и доброжелательны к ребенку, окружают его теплом и заботой, учатопределенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Детименее внимательны и доброжелательны друг к другу. Они обычно не слишкомстремятся помочь ребенку, поддержать и понять его. Они могут отнять игрушку,обидеть, даже не заметив слез, ударить. И все же общение с детьми приноситдошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие. Начиная с 4-летнего возраста,сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательнымпартнером, чем взрослый. Если перед ребенком старше 4 лет стоит выбор — игратьили гулять с товарищем или с мамой — большинство детей сделают этот выбор впользу товарища.
Общение с детьмипроходит значительно более эмоционально, свободно, раскованно, оживленно, чемсо взрослыми, — дети чаще смеются, возятся, сердятся, выражают бурный восторг,прыгают от радости и пр. И конечно, все эти особенности общения отражаются вречи детей, в результате чего речь, адресованная сверстнику, сильно отличаетсяот речи, обращенной к родителям.
Чем отличается разговорсо взрослым от разговора со сверстником!
Первая отличительнаяособенность речевых контактов со сверстниками состоит в их особенно яркойэмоциональной насыщенности. Повышенная экспрессивность, выразительность ираскованность сильно отличают их от речевых контактов со взрослым. Если совзрослым дети обычно разговаривают более или менее спокойно, просто, без лишнейэкспрессии, то разговоры со сверстником, как правило, сопровождаются яркимиинтонациями, криком, кривляньями, смехом и пр. В речевом общении дошкольников,по нашим данным, наблюдается почти в 10 раз больше экспрессивно-мимическихпроявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении совзрослым. Причем эти экспрессии выражают самые разные состояния — отнегодования «Ты чего берешь!?!» до бурной радости «Смотри, что получилось!Давай еще попрыгаем!». Эта повышенная эмоциональность отражает особую свободу,раскованность, так характерную для общения детей друг с другом.
Вторая особенностьречевых контактов дошкольников состоит в нестандартности детских высказываний,в отсутствии жестких норм и правил. Разговаривая со взрослым, даже самыемаленькие дети придерживаются определенных норм высказываний, общепринятых фрази речевых оборотов. В разговорах со сверстником дети используют самые неожиданные,непредсказуемые фразы, слова, сочетания слов и звуков: они жужжат, трещат,передразнивают друг друга, намеренно искажая, «пародируя» слова своегопартнера, придумывают новые названия знакомым предметам. И как ни странно,такое, казалось бы, бессмысленное кривляние и жужжание имеет большойпсихологический смысл. Если взрослый дает ребенку культурные нормы речевогообщения, учит говорить, как надо, как все говорят, то сверстник создает условиядля самостоятельного речевого творчества детей, для проявления егоиндивидуальности. По мнению М. И. Лисиной, самобытное, творческое началоребенка раньше всего и лучше всего проявляется именно в общении со сверстником,когда ничто не сковывает и не тормозит детской активности, никто не даетжестких образцов «как надо» и когда можно, не стесняясь, попробовать себя — начто я способен. И не случайно те виды деятельности, которые требуют проявлениятворческого начала — игра, фантазирование и т. д., — значительно чащепроисходят вместе со сверстником. Но об этом мы поговорим дальше. А сейчас отретьей отличительной особенности речи дошкольников, адресованной сверстнику.Она заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. Вконтактах с ровесниками ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушатьдругого. Поэтому у детей часто не получаются долгие разговоры — они перебиваютдруг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера, ответы или высказываниядругого как бы не замечаются вовсе. Из-за этого детские диалоги быстрораспадаются.
Совсем по-другому детивоспринимают высказывания взрослого. Инициативу и предложения взрослого ониподдерживают в два раза чаще. Они обычно стараются ответить на вопросывзрослого, продолжить начатый разговор, более или менее внимательно слушаютрассказы и сообщения старших. Разговаривая со взрослым, дошкольник скореепредпочитает слушать, чем говорить сам. В контактах со сверстником всенаоборот: главное, успеть высказаться самому, рассказать о себе, а услышат литебя и что тебе ответят, уже не так важно.
Еще одна черта,отличающая речь сверстников, состоит в том, что речевое общение дошкольниковзначительно богаче и разнообразнее по своему назначению, по своим функциям.Взрослый до конца школьного возраста остается для ребенка источником оценки иновой информации. По отношению к сверстнику уже с 3—4-летнего возраста детирешают значительно более широкий спектр разнообразных задач: здесь и управлениедействиями партнера (показать, как надо и как не надо делать), и контроль егодействий (вовремя сделать замечание), и навязывание образцов (заставить егосделать так, как я хочу), и совместная игра (вместе решить, во что и как) ипостоянное сравнение с собой (я вон как могу, а ты?), и много всяких другихпроблем решает ребенок, когда общается со своим сверстником. Именно в общениисо сверстником появляются такие сложные действия, как притворство (т. е.стремление сделать вид, притвориться веселым или испуганным), желание выразитьобиду (нарочно не ответить, показать ему, что больше не хочу с ним играть),фантазирование. Такой сложный спектр отношений детей порождает разнообразиеречевых контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения,требования.
Таковы наиболее общиеотличия речи детей в общении со взрослыми и со сверстниками. Эти отличияговорят о том, что взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторонречи ребенка. В общении со сверстником ребенок учится выражать себя, своижелания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.Очевидно, что для нормального речевого развития ребенку нужен не тольковзрослый, но и другие дети.

2Ребёнок и взрослый
 
2.1Роль общения со взрослыми в развитии ребенка
 
Если посмотреть на самослово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что онопроисходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языкахгермано-романской группы: так например, английское слово «communication»происходит от латинского «связывать, давать». Во всех этих словах мы можемувидеть как язык отражает один из основных смыслов общения — являясь связующимзвеном между людьми, способствовать нахождению и передачи общего что есть (илиможет быть) между ними. Причем это общее может быть как что-то возникшее толькочто, в процессе совместной деятельности, так и передаваемым через многие веказнание.
Развитие ребенка вомного зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое,но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Тому как это влияниеосуществляется, в чем его специфическое значение на разных этапах развития ребенка,что происходит в случае недостаточного общения с ребенком и другому будутпосвящена эта работа.
2.2Общение ребенка со взрослыми: место и роль в психическом развитии ребенка
 
Высшие психическиефункции человека первоначально формируются как внешние, т.е. в реализациикоторых участвует не один, а два человека. И лишь постепенно они становятсявнутренними (т.е. переходят из интра- в интропсихические). Развитие ребенка, врамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процессприсвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующимипоколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этомобщение играет решающую роль не только в обогащении содержания детскогосознания, но и обуславливает его структуру.
Если обобщить влияниеобщения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать, что:
оно ускоряет ходразвития детей (появление и последующее развитие какоперационально-технических, так и перцептивных навыков);
оно позволяет преодолетьнеблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатахмагнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим,способствует нормализации речи при отставании ее развития);
оно же позволяетисправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.
Это влияниепрослеживается во многих сферах психического развития: начиная от областилюбознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляетсяблагодаря тому, что:
для детей младшеговозраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий(сенсомоторных, слуховых, тактильных и др);
при обогащении опытаребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачуперед ним овладеть каким-то новым навыком;
взрослый осуществляетподкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;
ребенок в контактах совзрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.
Выделяют несколькотипов средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми:
экспрессивно-мимические:возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух м-цов жизни) и служатодновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активнымижестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения,которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства — внимание, интерес и т.п.
предметно-действенные:возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой невозможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимическихбольшей произвольностью;
речевые операции:позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкоевзаимодействие.
В случаенедостаточности контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психическогоразвития, повышается сопротивляемость болезням (дети-воспитанники детскихучреждений закрытого типа; дети, пережившие войны, хрестоматийные случаи К.Гаузера и др.) Полная же изоляция детей от взрослых не позволяет им статьлюдьми и оставляет их на положении животных (дети-маугли, волчьи дети).
Поскольку общениеребенка со взрослыми на разных этапах его развития имеет свою специфику ислужит разным целям, рассмотрим его последовательно.
2.3Общение со взрослыми в дошкольном возрасте
Этот период описываетсякак время овладения социальным пространством человеческих отношений черезобщение со взрослыми, а также игровые и реальные отношения со сверстниками. Вдошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладеваяупотреблением все большего количества вещей, открывает для себя «двойственнуюприроду рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи иотносительность этого пространства» (В.С. Мухина). Одно из главных стремленийребенка в этом возрасте — стремление к овладению телом, психическими функциямии социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок учиться принятымпозитивным формам общения. У него бурно развивается речь, которая здесь несетне только функцию обмена информацией, но и экспрессивную.
Параметры общения:
форма общения:
внеситуативно-познавательная (до 4-5 лет);
внеситуативно-личностное(5-6 лет).
содержание потребностив общении:
потребность вовнимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет);
потребность вдоброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей ролистремления к сопереживания и взаимопонимания (5-6 лет).
ведущий мотив общения:
Познавательный:взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных. объектах, партнер пообсуждению причин и связей; (4-5 лет);
Личностный: взрослыйкак целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).
значение данной формыобщения в общем развитии ребенка:
первичное проникновениево вне чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления;
приобщение к моральными нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет).
Перечислим лишьнекоторые проблемы, возникающие у дошкольников лишенных полноценного общения совзрослыми. Повышенная потребность во внимании и доброжелательном отношении взрослого,характерна, как это было показано при выделении параметров общения, длямладенцев. Для дошкольников свойственна более сложная потребность в общении — всотрудничестве, уважении и сопереживании. У детей же из ДУИТ до концадошкольного возраста сохраняется потребность во внимательном и доброжелательномотношении. Они не проявляют обычной для детей этого возраста настойчивости входе познавательных контактов. Т.е., они удовлетворяют нереализованнуюпотребность во внимании и доброте со стороны взрослых с помощью речевыхсредств.
Известно, чтопроективная методика «Рисунок человека» имеет несколько параметров для оценки:сенсомоторный, психический и проективный. Отличие детей из ДУИТ начинаетпроявляться с психического уровня: на их рисунках человек носит схематичныйхарактер, отсутствуют детали. На проективном уровне особенности состоят в том,что дети рисуют маленького человечка в нижнем углу, откуда он стремитьсяубежать. Эти факты говорят о личностных и эмоциональных проблемах (к их болееподробному описанию мы вернемся при описании школьников).

Заключение
 
По мере обогащениядушевной жизни ребенка значение общения становится все сложнее и глубже,расширяясь в связях с миром и в появлении новых способностей. Основное инаиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорятьход развития детей.
Таким образом, длясамых маленьких детей очень важно, чтобы взрослый являлся богатым источникомразнообразных воздействии, без которых младенец может испытывать недостатоквпечатлений. Одновременно с этим происходит обогащение опыта ребенка. Процесс развития личности – это этап развития отношений междуребёнком и взрослым.
 Умение неприходит само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение.Однако, взрослые, педагоги могут во многом помочь детям в этом нелёгком труде,если начнут прививать навыки общения уже с раннего детства. Именно онипоказывают детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональныхпроявлений, организует взаимодействие их друг с другом, учат адекватномуэмоциональному общению. Знания, полученные дошкольниками на занятиях, дадут импредставления об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специальноразработанным играм и упражнениям у них сформируются эмоционально-мотивационныеустановки по отношению к себе, к окружающим, сверстникам и взрослым людям. Ониприобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения вобществе, способствующего наилучшему развитию ребёнка и подготовки его к жизни.

Список литературы
1.        Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников сосверстниками // Дошкольное воспитание. 1977, №10.
2.        Антонова Т.В. Воспитание приветливости в общении со сверстниками//Дошкольное воспитание.1977, № 5.
3.        Белкина В.Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей сосверстниками. Ярославль, 2000.
4.        Белкина В.Н. Психология детей раннего и дошкольного детства:Учебное пособие. Ярославль, 1998.
5.        Березовин Н.А. Проблемы педагогического общения. Минск, 1989.
6.        Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
7.        Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968.
8.        Буева ЛП. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
9.        Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.,1988.
10.     Кан – Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
11.      17.Кан – Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
12.     Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
13.     Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
14.     Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
15.      Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
16.     Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Вопросы психологии1980, №4.
17.     Лурия А.Р., Субботский Е.В. К вопросу о поведении детей вконфликтных ситуациях // Новые исследования в педагогических науках.М., 1973, №1.
18.     Мухина В.С. Детская психология. М., 1985.
19.     17Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960
20.     Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под. ред.М.И. Лисиной. М., 1978.
21.     Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред.Т.А. Репиной. М., 1978.
22.     Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И.Лисиной. М., 1974.
23.     Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуальногоразвития личности ребенка. М., 1988
24.      Репина Т. А. Социально – психологическая характеристика группыдетского сада. М., 1988.
25.     Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М.,1989.
26.     Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников.М., 1976.
27.     Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбукаобщения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.Детство –Пресс,2000