Содержание
Аннотация ………………………………………………………………….1
Введение…………………………………………………………………….2
1.0 Рассмотрение личности и ееразвития с точки зрения различных психологов.
1.1 Личность, как феноменобщественного развития……………………….3
1.2 Развитие личности
1.2.1 Развитие личности с точки зрения С.Л. Рубенштейна………………..5
1.2.2 Развитие личности с точки зрения Б.Г. Ананьева……………………..5
1.2.3 Развитие личности с точки зрения Л.С. Выготскому………………..5
1.2.4 Развитие личности с точки зрения А.Н. Леонтьев……………………6
1.3 Психоаналитическаятеория развитие личности З.Фрейда……………6
1.4 Психосоциальнаятеория развития личности Э.Эриксона…………….9
2.0 Жизненные кризисы
2. 1 Общее понятие о терминекризис……………………………………13 2.2 Кризисноворожденности………………………………………………15 2.3Кризис трех лет………………………………………………………….15 2.4 Кризис семи лет…………………………………………………………18 2.5 Кризис подросткового возраста………………………………………22 2.6 Кризис юности ………………………………………………………….30
2.8 Кризис 40 лет…………………………………………………………….32
Заключение и выводы…………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………………….35
Приложение
Аннотация
В данной работе рассмотрен процесс развития личности с точки зренияразличных психологов, а также представлено общее понятие о термине личность.
Описано общее понятие о термине кризис и рассмотрены разныепредставления о жизненных кризисах. На основе каждого жизненного кризисаприведены примеры.
Структура данной работы: титульный лист, содержание, аннотация,введение, теоретическая часть, список использованной литературы, приложение.
Работапредставлена на 38 страницах.
Библиографии 11 источников.
Введение
Личность — относительно устойчивая системаповедения индивида, построенная прежде всего на основе включенности всоциальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка,которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этихдругих. Кризис —это состояние, переживаемое как глобальное поражение всей жизненной целостности.Само понятие реально означает острую ситуацию или момент времени для принятиякакого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент. Другие значения этогослова усиливают тот же смысл. Действительно, если обратиться к работампсихологов, то мы увидим схожие определения. «Кризис— это ситуацияэмоционального и умственного стресса, требующая значительного измененияпредставлений о мире и о себе за короткий промежуток времени» (Г.Оллпорт). «Понимание греческого слова „кризис“ имеетуничижительный оттенок, оно включает в себя личную неудачу, слабостьнеспособность противостоять внешним событиям» (Г. Шихи).
Цель работы:Изучить теоретическую литературу по теме: Развитие личности и жизненные кризисы
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятия “Личность“
2. Рассмотреть понятия “Развития личности”
3. Рассмотреть “Жизненные кризисы”
4. Сделать выводы на основанииизученной литературы
1.0 Рассмотрение личности и ееразвития с точки зрения различных психологов.
1.1Личность, как феномен общественного развития.
Личность — феномен общественногоразвития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.
Идеалистическая психология рассматриваетличность как особую неизменную духовную сущность, как «целиком психическоесущество», имеющее в системе мотивов две фундаментальные потребности: идеальнуюпотребность познания и и социальную потребность жить, действовать «для других»(Психологический словарь, 1990).
Личность естьотносительно поздний продукт общественно – исторического и онтогенетическогоразвития человека. Об этом писал в частности и С.Л. Рубинштейн. (РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. М., 1940.)
Слово личность(«personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которыенадевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Посути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру втеатральном действии. Таким образом, с самого начала в понятии «личность» былвключен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальностьпринимает, когда играет определенные жизненные роли – некая «личина», общественноелицо, обращенное к окружающим.
Личность такжерассматривалась как сочетание наиболее ярких и заметных характеристикиндивидуальности. Так, о человеке можно сказать, что он – «общительнаяличность» или «робкая личность», имея в виду, что робость или дружелюбиеявляются его наиболее характерными чертами.
Чтобы составитьпредставление о многообразии понятия личности в психологии, обратимся квзглядам некоторых признанных теоретиков в этой области.
Личность есть специальное человеческое образование, котороетак же не может быть выведено из приспособительной деятельности, как не могутбыть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как исознание человека, как и его потребности (Маркс говорил: производство сознания,производство потребностей), личность человека тоже „производится”– создается общественными отношениями, в которые индивидвступает в своей деятельности. Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: какорганизованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность,составляющую самую сердцевину наших переживаний. А в понимании Эрика Эриксонаиндивидуум в течении жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и еголичность предстает как функция результатов кризиса. Наконец, Альберт Бандурарассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлиянияиндивидуума, поведения и ситуации. Столь явная несхожесть приведенных концепцийнедвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разныхтеоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное впервоначальной концепции «внешнего социального образа». Она несет в себе нечтоболее важное, существенное и постоянное. А.Маслоу(1999), считал личность уникальной целостной структурой, которая представляетсобой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации,присущую только личности. В противовес фрейдизму, делающему упор на зависимотьличности от прошлого, А.Маслоу(1999) считает, что главное в личности- этоустремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций, укрепленииверы в себя и возможности достижения «идеального Я».
Кроме этогопринципиального соглашения большинство теоретических определений личностисодержат следующие общие положения:
· В большинствеопределений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальныхразличий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которымданный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какиеспецифические качества или их комбинации дифференцируют одну личность отдругой, можно только путем изучения индивидуальных различий.
· В большинствеопределений личность предстает в виде некой гипотетической структуры илиорганизации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, покрайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированноеличностью. Другими словами, личность, абстракция, основанная на выводах,полученных в результате наблюдения за поведением человека.
· В большинствеопределений подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении сжизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личностьхарактеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутреннихи внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность,социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.
· В большинствеопределений личность представлена теми характеристиками, которые «отвечают» заустойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна ипостоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувствонепрерывности во времени и окружающей обстановке.
Несмотря на вышеперечисленные точкисоприкосновения, определение личности у разных авторов существенно варьируют.Для понимания того, что именно тот или иной ученный подразумевает под термином«личность», необходимо проанализировать теорию в ее существенных деталях.Следует добавить, что те или иные определения личности не обязательно истинныили должны, но лишь более или менее полезны психологам при исследовании,объяснении закономерностей человеческого поведения, а также при обсуждениирезультатов.
1.2 Развитиеличности
1.2.1 Развитие личности с точкизрения С.Л. Рубенштейна
Развитие человека как личности происходит вобщем контексте его «жизненного пути» (С.Л. Рубенштейн), который определяетсякак история «формирования и развития личности в определенном обществе, развитиячеловека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения».
1.2.2 Развитиеличности с точки зрения Б.Г. Ананьева
По Б.Г.Ананьеву, развитие личности как процесс «социализации индивида» осуществляетсяв определенных социальных условиях семьи, ближнего окружения, в определенныхсоциально – политических, экономических условиях региона, страны, вэтносоциокультурных, национальных традициях того народа, представителемкоторого он является. Это макроситуация личностного развития.
1.2.3 Развитиеличности с точки зрения Л.С.Выготскому
ПоЛ.С. Выготскому, «развитие есть непрерывный процесс самодвижения,характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованиемнового, не бывшего на прежних ступенях …единством общественного и личного привосхождении ребенка по ступеням развития» (Выготский Л.С., 1984, с. 248).
В то же время на каждой фазе жизненного пути,как подчеркивал Л.С.Выготский, складываются определенные социальные ситуацииразвития как своеобразное отношение ребенка к окружающей его социальнойдействительности. По Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития «определяетцеликом и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретаетновые свойства личности, черпая их из социальной действительности как изосновного источника развития, тот путь, по которому социальное становитсяиндивидуальным» (Выготский Л.С., 1984, с. 258 – 259).
1.2.4 Развитиеличности с точки зрения А.Н.Леонтьев
Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различныеуровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности,рассматривается качество основного условия личностного развития. Эта ситуацияможет быть изменена человеком подобно тому, как он старается изменить своеместо в окружающем мире, осознав, что оно не соответствует его возможностям.Если этого не происходит, то возникает открытое противоречие между образомжизни ребенка и его возможностями (А.Н. Леонтьев).
1.3Психоаналитическаятеория развитие личности З.Фрейда.
Анализ свободных ассоциаций пациентов привел Фрейда к выводу,что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детскиепереживания, по Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви иненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.д. Фрейд считал,что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведениевзрослого, а также играет определяющую роль в развитии личности (Фрейд, 1991).
Личность по Фрейду, — это взаимодействие взаимнопобуждающих и сдерживающих сил. Либидозная энергия, которая связана синстинктом жизни, является также основой развития личности.
По мнению З.Фрейда личность развивается на основе четырехисточников напряжения:
1. процессовфизиологического роста;
2. фрустраций;
3. конфликтов;
4. угроз.
Прямымследствием возрастания напряжения, возникающего из этих четырех источников является то, что личностьвынуждена овладевать новыми способами редукции напряжения. Это иподразумевается под развитием личности.
Фрейд предположил, что слизистые оболочки теламогут быть физическим источником импульса ид, эрогенными зонами, в которыхфокусируется либидо. Эти зоны очень чувствительны и могут быть связаны сувеличением или уменьшением напряжения, как требует того модель либидо.Различные зоны становятся центральными в разном возрасте в связи с возрастнымиизменениями (то есть физическими изменениями, связанными с возрастом). Увзрослых эрогенные зоны располагаются в области гениталий. В раннем детстве,однако, больше удовольствия приносят другие зоны: у младенца это рот; когдаребенок начинает ходить – анус.Управляемые факторами созревания, все люди проходят через одинаковыепсихосексуальные стадии.
Личностьразвивается, поскольку эго находит новые способы справиться с фрустрацией, обусловленной социализацией.Если социализация слишком серьезна или внезапна, юное эго может не справится сней, и тогда личностному развитию наносится вред. Внезапные серьезныепотрясения (включая сексуальные домогательства и раннее наблюдение засексуальным общением взрослых – «примитивная сцена»), с которыми ребенку несправится, так как они выходят за рамкивозможностей, называются психической травмой.
Фрейд выделил следующие стадии психосексуального развития:
1. Оральная стадия (отрождения до двух лет). На этой стадии эрогенной зоной является рот. Энергиямладенца направлена на то, чтобы получить удовлетворение через рот (в основном,прием пищи и сосание каких – либо предметов). Чрезмерное удовлетворение настадии грудного вскармливания может привести к тому, что, став взрослым,человек будет предельно самостоятельным без видимых но то оснований. И наоборотнеудовлетворенность, неприятные ощущения в этот период могут обусловитьформирование очень зависимого взрослого. О людях, которые постояннораздраженны, агрессивны или саркастичны, склонны к перееданию, грызут ногти,много говорят, курят, любят жевательную резинку, леденцы, З.Фрейд сказал бы,что все они «застряли на оральной стадии развития»;
2. Анальная стадия (от 2до 3 лет). Главной эрогенной зонной становится задний проход. На этой стадииразвития ребенку прививаются навыки туалета. И его внимание сосредоточиваетсяна анальной области, на выделениях и испражнениях. Дети, успешно прошедшиеданную стадию, отличаются гибкостью мышления, великодушием, аккуратностью –чертами, которые сохраняются на всю жизнь. Быстрое и сопряженное с насилиемприучение к туалету может обернутся тем, что ребенок «зациклится» на постоянныхтребованиях чистоты, на излишней приверженности правилам гигиены, чрезмернойопрятности. И наоборот, если родители не обращают внимания на то, куда и какребенок ходит в туалет, то в результате может сформироваться взрослый, склонныйк негативизму, анархичности и доминированию;
3. Фаллическая стадия (от 4 до 5 лет). На этойстадии дети внимательно изучают свои половые органы и главным источникомудовольствий для ребенка становится пенис и клитор. Согласно Фрейду, в этотпериод начинают проявляться полоролевые различия между мальчиками и девочкам. Удетей впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола и чувствонеприязни к родителям одного с ними пола. Возможные связанные с этими чувствамиконфликты Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплесом Электры (удевочек). Дети, успешно преодолевающие данную стадию, обычно легко разрешаютконфликты и посредством отождествления себя с родителями того же пола, что они.При этом такие дети начинают копировать образцы поведения, интонации речи,прически и т.п. родителей соответствующего пола. Фрейд полагал, что мальчики,испытавшие трудности на этой стадии, становятся робкими, застенчивыми,пассивными мужчинами. Что касается девочек, то они несут «комплекс Электры» всюжизнь, только в каждый возрастной период это проявляется по – разному. Обычноэто выражается в неадекватно интенсивном стремлении к половой связи с мужчинамиили желании иметь сына в качестве компенсации в случае отсутствия такойпостоянной связи;
4. Латентная стадия (от 6до 12 лет). В этом возрасте либидо не концентрируется на какой – тоопределенной части тела или органе, а сексуальные потенции как бы дремлют всостоянии бездействия, покоя. Дети, успешно идентифицировавшие себя спредставителями того же пола, что они, начинают не только копировать, но ибыстро усваивать нормы поведения, соответствующие их полу и одобряемыеобществом;
5. Генитальная стадия (от 12 до 18 лет). На этой стадии сохраняютя некоторые особенности, характерныедля ранних стадий, но главным источником удовольствия становится половоесношение с представителем противоположного пола.
Последним двум стадиям З.Фрейд уделил маловнимания так как считал, что основные личностные характеристики закладываются в5 – 6 лет.
В русле психоаналитической теории проблемойразвития личности занимался также немецкий психолог Эрик Эриксон.
1.4 Психосоциальная теория развитияличности Э.Эриксона
ЭрикЭриксон, ученик Фрейда, на базе теории Фрейда о фазах психосексуальногоразвития создал новую теорию – психосоциального развития. Она включает в себявосемь стадий развития «Я», на каждой из которых прорабатываются и уточняютсяориентиры по отношению к себе и к внешней среде (Эриксон, 1996). Эриксонотмечал, что изучение личностной индивидуальности становится такой жестратегической задачей второй половины ХХ века, какой было изучениесексуальности во времена Фрейда, в конце ХIХ века. В первую очередь теория Эриксона отличается от теорииФрейда следующим:
· 8 стадий развития поЭриксону не ограничиваются только детством, а включают развитие и трансформациюличности в течение всей жизни от рождения и до глубокой старости. Для взрослогои зрелого возраста характерны свои кризисы, в ходе которых решаютсясоответствующие им задачи.
· В отличие отпансексуальной теории Фрейда развитие человека, по Эриксону, складывается изтрех автономных, хотя и взаимосвязанных процессов: соматического развития,изучаемого биологией; развитие сознательного «Я», изучаемого психологией, исоциального развития, изучаемого общественными науками.
Основной закон развития, по Эриксону, — это«эпигенетический принцип», согласнокоторому на каждом новом этапе развития возниеают новые явления и свойства,которых не было на предшествующих стадиях процесса.
Психосоциальные стадии развития по Эриксону:
1. Орально – сенсорная. Соответствует оральной стадии классического психоанализа.Возраст: первый год жизни. Задача этапа: базисное доверие против базисного недоверия.Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда.
Степень доверия младенца к миру зависит отзаботы, проявляемой к нему. Нормальное развитие проходит, когда его потребностибыстро удовлетворяются, он не испытывает долгого недомогания, его баюкают иласкают, с ним играют и разговаривают. Поведение матери уверенно ипредсказуемо. В таком случае вырабатывается доверие к миру, в который онпришел. Если он не получает должного ухода – вырабатывается недоверие,боязливость и подозрительность.
2. Мышечно – анальная.Совпадает с анальной стадией фрейдизма. Возраст – второй – третий годы жизни.Задача этапа: автономия против стыда и сомнения. Ценные качества, приобретаемыена этом этапе: самоконтроль и сила воли.
На этом этапе на первый план выходитразвитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей.Ребенок осваивает различные движения. Если родители предоставляют ребенкуделать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеетсвоими мышцами, своими побуждениями, самим собой и, в значительной мере,средой.
Появляется самостоятельность.
Исход этой стадии зависит от соотношениясотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления.
3. Локомоторно –генитальная.Стадия инфантильной генитальности,соответствует фаллической стадии психоанализа. Возраст – дошкольный, 4 – 5 лет.Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против чувства вины. Ценныекачества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность.
К началуэтой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков, начинает сампридумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подрожать им.Проявляет изобретательность в речи, способность фантазировать.
От того, как реагируют взрослые на затеи ребенка, во многомзависит перевес качеств в характере.
На этой стадии происходит самое важное по последствиямразделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальнымразрушением. Именно здесь ребенок навсегда становится разделившимся внутрисебя: на детский набор, сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительскийнабор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление исамонаказание. Развивается чувство моральной ответственности.
4. Латентная. Соответствует латентной фазе классического психоанализа.Возраст – 6 – 11 лет. Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувстванеполноценности. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: систематичностьи компетентность.
Любовь и ревность находятся на этой стадии в скрытомсостоянии, о чем и говорит ее название – латентная. Это годы начальной школы.Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм,регламентированным занятиям. Интерес к тому, как устроены вещи, как ихприспособить, освоить. В эти годы он напоминает Робинзона Крузо и частоинтересуется его жизнью.
Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши иавиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довестиначатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатываетсяумелость, способности к техническому творчеству
Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно«баловство» и «пачкотню», это способствует выработке у него чувстванеполноценности. Опасность этой стадии – чувство адекватности инеполноценности.
5. Подростковый возрастили юность.Классический психоанализотмечает на этой стадии проблему «любви и ревности» к собственным родителям.Успешное решение зависит от того, найдет ли человек предмет любви в собственномпоколении.
Это продолжение латентной стадии по Фрейду. Возраст – 12 – 18 лет. Задачаэтапа: идентичность против смешения ролей. Ценные качества, приобретаемые наэтом этапе: посвящение и ревность.
Главное затруднение на этой стадии – спутанностьидентификации, неспособность опознать свое «Я». Подросток созреваетфизиологически и психически, у него развиваются новые взгляды на вещи, новыйподход к жизни, интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себедумают.
Влияние родителей на этой стадии – косвенное.
6. Ранняя взрослость. Генитальная стадия по Фрейду. Возраст: период ухаживанияи ранние годы семейной жизни, от конца юности до начала среднего возраста.Здесь и далее Эриксон уже не называет возрастные границы. Задача этапа:близость против изоляции. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: аффилиацияи любовь.
К началу этой стадии человек уже опознал свое «Я» ивключился в трудовую деятельность.
Ему важна близость – не только физическая, но и способностьзаботится о другом человеке, делится с ним всем существенным без боязнипотерять при этом себя. Проявления этой стадии – не обязательно сексуальноевлечение, но и дружба.
Опасность стадии – избегание контактов, которые обязывают кблизости.
Если ни в браке, ни в дружбе он не достигает близости, егоожидает одиночество, ему не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботится.Опасность этой стадии состоит в том, что и интимные, и соперничающие, ивраждебные отношения человек испытывает к одним и тем же людям. Остальные емубезразличны. И, только научившись отличать схватку соперников от сексуального объятия,человек осваивает этическое чувство – отличительный признак взрослого человека.Только теперь проявляется истинная генитальность. Ее нельзя считать чистосексуальной задачей. Это объединение способов подбора партнера, сотрудничестваи соперничества.
7. Взрослость. Эту и последующею стадию классический психоанализ уже нерассматривает, он охватывает только период взросления. Возраст: зрелый. Задачаэтапа: генеративность против стагнации. Ценные качества, приобретаемые на этомэтапе: производство и забота.
Ко времени наступления этой стадии человек уже прочносвязал себя с определенным родом занятий, а его дети уже стали подростками.
Для этого этапа развития характерна общечеловечность – способность интересоваться судьбами людей запределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формамибудущего общества и устройством будущего мира.
Те, у кого чувство сопричастности человечеству невыработалось, сосредотачиваются на самих себе, и их главной заботой становитсяудовлетворение своих потребностей, собственный комфорт, самопоглощенность.
8. Зрелость. Возраст: пенсионный. Задача этапа: целостность противотчаяния… Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоотречение имудрость. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений изабав с внуками. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, ктооглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот, кому прожитая жизньпредставляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, чтоначинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Отсутствие или утратанакопленной целостности выражается в страхе смерти: она не воспринимается какестественное и неизбежное завершение жизненного цикла. Отчаяние выражаетосознание того, что осталось мало времени, чтобы попытаться начать новую жизньи испытать иные пути к целостности.
Эриксон выделял основные дихотомии,характерные для различных стадий
психосоциального развитияличности:
1) Доверие – недоверие(грудной возраст);
2) Автономия – стыд исомнения (1 – 2года);
3) Инициатива – чувствовины (3 – 5 лет);
4) Трудолюбие –неполноценность (младший школьный возраст);
5) Становлениеиндивидуальности (идентификация) – ролевая диффузия (юность);
6) Интимность –одиночество (начало взрослого периода);
7) Творческая активность – застой (среднийвозраст);
8) Умиротворение –отчаяние (старость). 2.0Жизненные кризисы
2.1Общее понятие о термине кризис
В жизни каждого человека происходят кризисыили переломные моменты. В определенные периоды жизненного цикла личностивозникают ситуации, когда ощущается внутренний разлад, смятение, иногдавнезапные изменения перспектив, часто неудовлетворенность своими действиями,которые раньше оценивались как положительные. В такие периоды происходит ломкаустоявшихся стереотипов, «размывание» ранее усвоенных ценностей.
В настоящий момент изучениепсихологического аспекта кризисных ситуаций помогает в понимании развитияличности в течение жизненного пути. Человек не остается тождественным самомусебе на протяжении жизни, в нем происходят трансформации в сфере чувств,поведении и мышлении. Важными поворотными моментами, способствующими такимизменениям и являются кризисы.
Кризис — это состояние, переживаемое какглобальное поражение всей жизненной целостности. Само понятие реально означаетострую ситуацию или момент времени для принятия какого-то решения, поворотныйпункт, важнейший момент. Другие значения этого слова усиливают тот же смысл.Действительно, если обратиться к работам психологов, то мы увидим схожиеопределения. «Кризис— это ситуация эмоционального и умственного стресса,требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткийпромежуток времени» (Г. Оллпорт). «Понимание греческого слова»кризис” имеет уничижительный оттенок, оно включает в себя личнуюнеудачу, слабость неспособность противостоять внешним событиям” (Г. Шихи).
По мнению Э.Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь кризисов, специфическихдля каждого возраста, благоприятный или не благоприятный исход которыхопределяет возможность последующего расцвета личности. Источникамивозникновения Ж. к. могут быть противоречия между возросшими физическими идуховными возможностями человека, ранее сложившимися формами взаимоотношений сокружающими и видами деятельности. На основу протекания Ж. к. оказывают влияниеи индивидуальные особенности человека. Первый кризис человек переживает напервом году жизни. Он связан, во-первых, с глубоким чувством доверия кокружающему его миру, а во-вторых, наоборот, — недоверием к нему. Второй кризиссвязан с первым опытом обучения и в зависимости от поведения родителей приводитк развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных со страхом потерять контрольнад своим организмом. Третий кризис соответствует второму детству. Онхарактеризуется появлением у ребенка чувства инициативы или чувства вины взависимости от обстоятельств. Четвертый кризис происходит в школьном возрасте.У ребенка под воздействием внешней среды появляется либо вкус к работе, либочувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так ив плане собственного статуса среди товарищей. Пятый кризис переживают подросткиобоего пола в поисках идентификации. Неспособность подростка к идентификацииможет привести к ее «распылению» или также к путанице ролей. Шестойкризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости слюбимым человеком. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека иего замыканию на самом себе. Седьмой кризис переживается человеком всорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода(генеративности). Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменуетсобой завершение предшествующего жизненного пути, а решение зависит от того,как этот путь был пройден. Следствием этого является целостность личности илиотчаяние от невозможности начать жизнь заново. Жизненные кризисы иразвитие личности представляют глубоко связанные процессы. Кризисы влекут засобой различные трансформации и в системе ценностей, и в смыслообразующейкатегории, и в моделях описания реальности. Возможно это болезненныетрансформации, но тягостные ощущения не бессмысленны, они напоминают боль,которая сопровождала рождение чего-то нового. Положительный эффект в том, чточеловек многое извлекает, приобретает для себя и растет как 2.2 Кризис новорожденности<>