Развитие лизинга в Казахстане

Лизинг представляет собой инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное пользование с правом последующего выкупа. Лизинг нацелен на покупку и обновление предприятиями основных средств. Являясь финансовой услугой, лизинг в то же время носит иной, несколько отличный от банковского кредита характер. В банке клиент берет деньги взаймы, тогда как в лизинговой компании он покупает непосредственно транспорт, оборудование или любую другую технику. Одним из преимуществ лизинга является то, что, в отличие от кредита, когда к клиенту, как правило, применяется система дополнительных залогов, лизингодателю, помимо самого предмета лизинга, в качестве залога ничего не требуется. Эксперты отмечают, что хотя получение кредита занимает меньше времени, чем оформление такого структурного инструмента, как лизинг, последний всегда дешевле. Так, если при кредитовании залог должен на 100% покрывать сумму займа, то при лизинге больших залогов не требуется. Более того, сейчас лизинговые компании вообще отходят от практики залогов. В период лизинга оборудование, техника, транспорт находятся в собственности лизингодателя, однако, как только получатель выплачивает стоимость основных средств, он становится их владельцем. Кроме того, обращаясь в лизинговую компанию, клиент освобождает себя от необходимости выбора поставщиков и покупки самого оборудования. Вся работа, связанная с этим, ложится на лизингодателя, который уже обладает достоверной информацией о производителях и имеет отлаженные контакты с надежными партнерами. Так, по статистике самих лизинговых компаний, около 40% их клиентов "приходят" от поставщиков, 20% – от страховых компаний и других партнеров, 20% приходится на повторные продажи и только 20% – за счет прямого привлечения. Причиной широкого распространения лизинга является ряд его преимуществ перед обычной ссудой: – Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленного начала платежей. При использовании обычного кредита для покупки имущества предприятие должно от 15% до 30% стоимости покупки оплачивать из собственных средств. При лизинге контракт заключается на полную стоимость имущества. Арендные платежи обычно начинаются после поставки имущества арендатору либо позже. – Мелким и средним предприятиям проще получить контракт по лизингу, чем ссуду. Некоторые лизинговые компании даже не требуют от арендатора никаких дополнительных гарантий, так как предполагается, что обеспечением сделки является само оборудование. При невыполнении арендатором своих обязательств лизинговая компания сразу же забирает свое имущество. – Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, поскольку предоставляет возможность выработать удобную для покупателя схему финансирования. Ссуда всегда предполагает ограниченные сроки и размеры погашения. Лизинговые платежи по договоренности сторон могут быть ежемесячными, ежеквартальными и т.д., а суммы платежей – отличаться друг от друга. Ставка может быть фиксированной и плавающей. Иногда погашение может осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на оборудовании, взятом в лизинг, или может быть прокомпенсировано встречной услугой, что позволяет предприятиям без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды. Арендная плата относится на издержки производства и снижает у лизингополучателя налогооблагаемую прибыль. – Риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя. Арендатор имеет возможность постепенного обновления своего парка оборудования. – Достаточно простой учет арендуемого имущества. Основными принципами Евролиза по учету лизинговых операций является опубликование арендатором своих финансовых обязательств, вытекающих из лизинговых отношений, и проведение учета и амортизации лизингуемого имущества по балансу предприятия. Цифровая информация по обязательствам на дату составления баланса может быть представлена в форме приложения к балансу. При этом следует отобразить: сумму арендных платежей в данном финансовом году; общую сумму арендных платежей за период контракта и их текущую стоимость на дату составления баланса. Во многих странах законодательство устанавливает для предприятий обязательное соотношение собственного и заемного капиталов. Так как имущество по лизинговому соглашению учитывается по балансу арендодателя, то арендатор может расширить свои производственные мощности, не затронув этого соотношения. – Платежи по лизингу ведутся из суммы прибыли от используемого оборудования и не подлежат налогообложению, так как являются арендной платой. Банк может изменять размер взносов, чтобы улучшить использование финансовых ресурсов арендатора. Сумма платежей по лизингу фиксируется при подписании договора и не зависит от колебаний валютного курса и изменений банковского процента по долгосрочному кредитованию. – При международных лизинговых операциях арендатор получает налоговые льготы страны арендодателя, что проявляется в снижении выплат, а также дополнительные услуги (в основном при оперативном лизинге) арендодателя или его представителей (техническое обслуживание и ремонт арендуемого оборудования, консультации по его эксплуатации, передача ноу-хау, поставка запчастей и пр.). – Международный Валютный Фонд не учитывает сумму лизинговых сделок в подсчете национальной задолженности, т.е. существует возможность превысить лимиты кредитной задолженности, устанавливаемой Фондом по отдельным странам. Но лизинговым операциям присущи и недостатки: – арендатор не выигрывает на повышении остаточной стоимости оборудования (в частности из-за инфляции); – если это финансовый лизинг, а научно-технический прогресс делает изделие устаревшим, тем не менее арендные платежи не прекращаются до конца контракта; – сложность организации; – стоимость лизинга больше ссуды, но нельзя забывать, что риск устаревшего оборудования ложится на арендодателя, а потому он берет большую комиссию для компенсации. Что предпочесть – покупку, ссуду или лизинг? Стоимость лизинга может быть ниже или равна стоимости ссуды только при наличии налоговых льгот. Лизинг может быть построен на налоговой и неналоговой основе. Неналоговый лизинг – это примерно то же, что и обычная ссуда, хотя какие-то другие аспекты могут сделать эту операцию более привлекательной по сравнению с традиционным займом. Лизинг на налоговой основе, который составляет большую часть лизингового бизнеса, предоставляет арендатору дополнительные выгоды через более низкую процентную ставку, чем при обычном займе. Поскольку право собственности остается за арендодателем, то он имеет возможность частично компенсировать стоимость его приобретения через свой налоговый лист с помощью льгот по амортизации, инвестиционных льгот и затем поделить эти преимущества с арендатором через более низкие арендные платежи. Часто предприятия с низким уровнем доходов не могут воспользоваться своими налоговыми льготами и, арендуя имущество, передают эти льготы арендодателю, который в свою очередь снижает за это процентную ставку. Лизинг на налоговой основе требует от арендодателя довольно большого уровня налогооблагаемой прибыли, как и финансовых ресурсов. Поэтому многие арендодатели являются специализированными компаниями-филиалами других банков и банковских групп и крупных корпораций. Как известно, максимально высокие темпы роста валового внутреннего продукта являются главной целью экономического развития, достижение которой позволяет государству решать важнейшие социальные проблемы. Однако такой рост должен сопровождаться качественными структурными изменениями экономики, в том числе связанными с заменой изношенных основных фондов новым высокотехнологичным оборудованием. Для Казахстана, который в течение последних трех лет демонстрировал высокие темпы экономического роста, одним из основных механизмов реализации этой задачи был лизинг. Во всем мире лизинг является не только важным инструментом внедрения новых технологий, обновления и увеличения основных средств, но и эффективным средством стимулирования предпринимательства, уменьшения социальной напряженности, создания дополнительных рабочих мест, привлечения инвестиций и т.д. Перспективный рынок лизинговых услуг в Казахстане столкнулся на сегодняшний день с определенными трудностями, которые сдерживают его потенциал. Преодолевая препятствия, он может выйти на новый уровень развития. Pынок финансового лизинга в Казахстане обладает на сегодняшний день большим потенциалом развития. Рынок лизинга в Казахстане один из наиболее динамично развивающихся финансовых рынков. На протяжении последних пяти лет совокупный лизинговый портфель ежегодно рос в 1,5-2 раза. Такое развитие рынка обусловлено высокой степенью износа основных средств, развитием новых производств, бурным строительством, а также государственной поддержкой. По итогам девяти месяцев 2009 года объем казахстанского рынка лизинга превысил миллиард долларов США. При этом доля финансового лизинга в ВВП и основных фондах страны не превышает 2% и далека от показателей развитых стран, где на инструменты лизинга приходится порядка 30% всех капиталовложений. С одной стороны, это катастрофически мало, но с другой – есть к чему стремиться. Более чем 60% всех лизинговых средств сосредоточено в сегменте малого бизнеса. Свыше половины всего рынка лизинга Казахстана в 2008 году составляла сельскохозяйственная техника (35%) и автотранспорт (23,5%). Вместе с тем в прошлом году появились такие объекты финансирования, как недвижимое имущество, телекоммуникационное оборудование, оборудование для добычи и переработки природных ресурсов. Хотя продуктовая линейка отечественных лизинговых компаний пока еще слишком мала, что тоже, по мнению экспертов, говорит о недостаточной зрелости всей системы. На сегодняшний день на казахстанском рынке лизинговых услуг действует около десяти крупных игроков. При этом около 40% на нем занимает государственная лизинговая компания "КазАгроФинанс", специализирующаяся на финансировании сельскохозяйственной техники. Оставшуюся часть рынка делят в основном дочерние компании банков второго уровня (БВУ), включая БТА, Народный банк, ТемирБанк, Банк ЦентрКредит, Альянс Банк и прочие. Хотя БВУ и сами способны предоставлять лизинговые услуги, специализированные компании имеют в этой сфере больше опыта и возможностей. К другим участникам рынка относится компания LeasingGroup (которая считается "независимой"), а также недавно появившиеся Raiffeisen Leasing Kazakhstan и "БРК Лизинг". Приоритетными отраслями для лизинговых компаний являются сельское хозяйство, строительство, транспорт, а также нефтеперерабатывающая промышленность. В основной своей массе лизингодатели нацелены на работу с малым и средним бизнесом (МСБ). Так, по данным Ассоциации финансистов Казахстана (АФК), на данный сегмент приходится до 95% от общего объема заключенных лизинговых сделок. Развитие производства и обрабатывающей промышленности вызывает необходимость улучшения инфраструктуры и логистики. Именно в этой нише сейчас находят себя новые компании. К примеру, Raiffeisen Leasing Kazakhstan не конкурирует ни с кем из действующих игроков (в основном ориентированных на ритейл), поскольку сфокусировалась на проектном финансировании, которое подразумевает индивидуальную оценку проектов. В отличие от ритэйла, где риск-менеджмент выражается в том, что лизингодатель, изначально исходя из возможного дефолта клиента, покрывает потенциальные убытки за счет высоких процентов, в проектном финансировании всегда оценивается выживаемость проекта и его окупаемость. В целом, по мнению большинства экспертов, сравнивать доли рынка лизинговых компаний не очень корректно, поскольку все они работают в разных его сегментах. Специалисты компании "БРК-Лизинг" утверждают, что износ основных средств предприятий РК составляет 70-80%. В управлении финансового лизинга БТА приводят цифру в 32-36%, однако эксперты сходятся во мнении, что этот показатель очень велик, а ведь лизинг выступает в качестве одного из самых приемлемых способов обновления основных средств. Лизинг в нашей стране фактически начал развиваться с принятия закона "О финансовом лизинге" в 2000 году. В 2004-м рынок получил хороший стимул – лизинговые компании были освобождены от уплаты НДС при импорте некоторых видов товаров по договорам финансового лизинга, тогда же были сокращены и ограничения по срокам амортизации. Все это придало рынку лизинга динамичность. Начал меняться состав основных игроков и структура лизинговых сделок. До 2006 года основными операторами лизингового рынка выступали дочерние компании банков и государственные компании. За последние три года на рынке появились банки, лизинговые компании, входящие в состав торговых и финансово-промышленных групп, а также иностранные операторы. Появление новых игроков обусловлено развитием рынка, возможностью получения налоговых льгот, а также необходимостью развития новых каналов продаж (для продавцов основных средств). Изменилась и структура лизингополучателей. Изначально основными потребителями лизинговых услуг выступали компании малого бизнеса, что было вызвано невозможностью предоставления ими обеспечения по кредиту. Средние и крупные компании предпочитали пользоваться банковскими кредитами либо привлекать ресурсы на фондовом рынке. Более чем 60% всех лизинговых средств в 2008 году было сосредоточено в сегменте малого бизнеса. Тем не менее в последние годы наблюдается интерес к лизингу со стороны среднего и крупного бизнеса в силу освоения установленных обеспеченных лимитов, а также наличия налоговых преимуществ. Что касается отраслевой структуры лизингополучателей, то в последнее время заметна тенденция к росту спроса на лизинг со стороны, во-первых , промышленных компаний. Свою роль сыграли недропользователи, небольшие обрабатывающие компании, заводы по производству строительных материалов. Во-вторых, в 2007-2008 гг. значительную долю спроса на лизинг обеспечили строительные компании. В силу резкого роста цен на землю и в этой связи предпочтения вкладывать "живые" ресурсы в земельные активы все остальное строительные компании активно приобретают в лизинг. В 2008 году доля строительной техники и оборудования выросла вдвое в структуре предметов лизинга по сравнению с 2007-м и по разным оценкам составила 15-26,8%. В крупных городах лизинг оказался востребован транспортниками – по сведениям "Эксперта Казахстан", немалая доля автобусов, работающих в Алматы, была приобретена в последние годы по лизинговым схемам. Меняется и состав предметов лизинга. Основной спрос до 2007 года был заявлен на транспорт и сельскохозяйственную технику (в силу высокой мобильности и активного продвижения, а также высокого уровня накопленного износа). Сейчас также активно развивается рынок лизинга спецтехники, оборудования. Откуда поступают предметы лизинга в Казахстан? Традиционно основными игроками выступали российские производители. Однако в последние годы отмечается активный рост спроса на китайскую технику и транспорт, а также увеличение спроса на оборудование производства стран ЕС и США. Россияне теряют позиции из-за ценовой и клиентской политики производителей: уменьшается количество сервис-центров , ежемесячно растут цены, российские производители все реже используют инструменты торгового финансирования. Кроме того, в Казахстане развивается "молодой" бизнес, незнакомый с российской техникой. Тем не менее пока россияне остаются лидерами в структуре производителей оборудования, передаваемого в лизинг, казахстанцы отстают от них почти в четыре раза. Но и у отечественных игроков есть свои конкурентные преимущества: возможность адаптировать свою технику под казахстанский спрос, готовность работать с различными финансовыми инструментами, низкие цены и короткие сроки поставки. Наконец, западные поставщики делают ставку на длинные сроки финансирования и возможность привлечения финансовых ресурсов страны производителя (экспортные кредитные агентства, кредиты поставщика и т.п.). Еще одним свидетельством развития отечественного рынка лизинга стало появление новых схем. Если раньше у нас существовал только финансовый лизинг, то теперь некоторые компании предоставляют и так называемый операционный лизинг, который подразумевает не только финансирование стоимости основных фондов, но и комплекс различных услуг, направленных на обслуживание и поддержание в должном состоянии предмета лизинга. Необходимо отметить, что лизинговая деятельность не лицензируется и не регулируется Агентством финансового надзора, а потому статистика лизинговых компаний не совсем прозрачна, и найти сводные показатели по рынку весьма сложно. По некоторым оценкам, в 2006 году его объем составил $400–450 млн. В 2007 году этот показатель был $600 млн. По данным же АФК, рынок лизинга ежегодно стабильно растет не менее чем на 20%. В 2008 году объем лизинга составил $1 млрд. Для сравнения: в России его объем составляет порядка $3 млрд. И хотя размер, конечно, имеет значение, гораздо важнее, что в той же России доля лизинга в структуре инвестиций в основной капитал составляет 5–6%, в Восточной Европе – 30%, у нас этот показатель по итогам 2008 года лишь 2%. То есть уровень проникновения лизинговых услуг в нашей стране все еще низок. Вместе с тем не стоит забывать, что в Казахстане идет только первоначальный этап развития лизинга, а темпы роста отечественной экономики позволяют надеяться, что он еще займет достойную нишу. По признанию специалистов из стран Содружества, для этого в республике уже создана наиболее благоприятная в СНГ законодательная среда. Сегодня, в период глобального финансового кризиса, главной проблемой для лизингового рынка является фондирование, то есть наличие у компаний свободных денежных средств для покупки оборудования и передачи его в лизинг. Эта проблема усугубилась с возникновением мирового кризиса ликвидности. Лизинговое финансирование касается в основном оборудования и техники, что в свою очередь связано с реализацией каких-то запланированных проектов, а эти проекты могут стать неперспективными в условиях кризиса. При таких обстоятельствах банки могут свернуть свой лизинговый бизнес или просто номинально оставить их на рынке. С проблемами столкнулись даже компании – "дочки" банков. Кризисная ситуация привела к тому, что на рынке наблюдается приостановка рассмотрения проектов многими лизинговыми компаниями ввиду уменьшения возможности привлечения финансирования, а также проблемы с лизинговыми платежами у клиентов, так или иначе связанных со строительством. Структура оборудования, передаваемого в лизинг, не сильно изменилась – это практически все отрасли производства. Сейчас, по понятным причинам, наблюдается полное отсутствие заявок по строительному оборудованию, например, в 2008 году они составляли 60% всех заявок на рынке финансового лизинга. Строители стали менее платежеспособны и не могут себе позволить новые лизинговые сделки. Доходы лизинговых компаний упали в среднем по рынку на 10-13%. Впрочем, по объемам лизинговых сделок на рынке первое место занимает аграрный сектор, поэтому сокращение лизинга строительного оборудования в первую очередь ударило по компаниям, специализирующимся на клиентах из этого сектора, и в меньшей степени сказалось на доходах рынка в целом. Тем не менее в компаниях находят выход из ситуации. Объемы финансирования не сокращаются, но пересматривается ценовая политика. Если раньше финансировали лизингополучателей по ставке вознаграждения 10-14% годовых, то сейчас можно говорить о ставках в районе 15-20%. Рост ставок вызван прежде всего повышением стоимости ресурсов как на внутренних, так и на внешних рынках фондирования.      Среди других проблем, мешающих нормальному функционированию и развитию рынка лизинговых услуг в Казахстане, специалисты называют несовершенство нормативно-правового регулирования. Несмотря на то, что у нас по сравнению с другими странами СНГ довольно-таки либеральное законодательство по лизингу, есть еще много технических моментов, которые требуют совершенствования. Так, например, согласно законодательству, срок лизинга должен был составлять не менее 8–16 лет. Поэтому лизинговые компании не могли осуществлять сделки имеющие более короткий срок, а лизингополучатель получал право собственности на технику (в чем, собственно и заключается смысл лизинговой услуги) только по истечении вышеназванного периода. Необходимо отметить, что зачастую срок полезной службы основных средств составляет 10–20 лет, то есть по истечении 8–16 лет технику уже невозможно эксплуатировать, соответственно, лизингополучатель весь период сделки лишь арендовал ее. В этой связи в законодательство был внесен ряд поправок, наиболее важной из которых стало определение финансового лизинга с сокращением его минимального срока до 3 лет. Кроме того, правительством Казахстана в начале того же года был утвержден перечень оборудования, освобожденного от НДС, в случае его импорта посредством лизинга. Еще один пробел, который выделяют лизингодатели, – это отсутствие законодательной базы, связанной с т. н. оперативным лизингом. Согласно международной практике, если финансирование предусматривается на срок до одного года, лизинговые компании имеют возможность осуществлять оперативный лизинг. Что касается Казахстана, то у нас лизингом не признается сделка, рассчитанная менее чем на 3 года. Другой проблемой является отсутствие возможности передачи объекта лизинга в руки другого лизингополучателя. К примеру, если менее чем через 3 года с начала лизинга произошло прекращение расчетов с лизинговой компанией в связи с банкротством или дефолтом лизингополучателя, то по закону это финансирование лизингом не признается. А соответственно, не имеет налоговых льгот. В результате лизинговая компания несет финансовые потери. В этой связи участники рынка ратуют за введение понятия "вторичный лизинг". Такая норма даст возможность вторичной сдачи в лизинг основных средств, изъятых у недобросовестных лизингополучателей. Это, в свою очередь, позволит минимизировать риски лизингодателей. Также, эксперты недовольны отечественной системой налогообложения. Так, налоговое законодательство республики не в полной мере дает ответы на вопросы, что делать в случае смены лизингодателя или лизингополучателя, наступления страховых случаев. Например, если клиент не в состоянии больше платить за переданное ему в лизинг имущество, последнее возвращается компании, при этом она обязана платить НДС. Лизингодатель перекладывает это бремя на лизингополучателя, но тот не может или не желает оплачивать НДС. Эксперты отмечают, когда клиент не может платить и возвращает предмет лизинга, лизингодатель должен платить НДС, естественно, он зеркально перекладывает это на лизингополучателя, а у того уже дефолт. Таким образом, очень много проектов, которые могли быть переданы дальше во вторичный лизинг, простаивают. Еще одна группа вопросов связана с возвратным лизингом в отношении оборудования, ранее введенного в эксплуатацию с уплатой НДС методом зачета. В силу структуры процесса по действующим правилам налогообложения на предмет лизинга в этом случае налагаются дополнительные налоговые санкции. Также эксперты сходятся во мнении, что есть и еще одна проблема: Сегодня, существуют различные представления целостности структуры предмета лизинга у лизинговых компаний и таможенных органов. То есть если оборудование в своих частях имеет генераторы, конвейерную линию, насосы и другие комплектующие, которые могут в дальнейшем использоваться в другом оборудовании, то НДС взимается за весь предмет лизинга. Таможенные органы делают это, видимо, для того, чтобы минимизировать риски недобросовестного использования льгот.      Кроме того, лизинговые компании опасаются, что в скором времени (до 2011 года) правительство может отменить льготы по НДС для операций финансового лизинга, которые были введены в 2004 году. Тогда рынок лизинга получил отличный стимул для своего развития – при импорте некоторых видов товаров НДС был отменен. Представители лизинговых компаний полагают, что в случае снятия льгот объемы рынка могут резко сократиться, так как привлекательность лизинга как финансовой операции для инвесторов снизится. Перспектива изменения правил игры обеспокоила участников рынка. Они обратились к премьер-министру республики Кариму Масимову, указав на опасность исчезновения лизинга как финансового института в Казахстане. По заявлению Светланы Идрисовой, члена правления "Союз НЭП Атамекен", статьи, касающиеся отмены льгот по корпоративному налогу и НДС для лизинговых операций, благодаря работе союза исключены из нового законопроекта. Однако лизинговые компании все равно опасаются отмены льгот до 2011 года.      Недостаток квалифицированных кадров – тоже одна из проблем рынка лизинговых услуг. Вполне естественно, что с развитием рынка в компаниях стала остро ощущаться нехватка грамотных специалистов. И все чаще возникает ситуация, когда компетентных работников переманивают из одной компании в другую. Любопытно, что при нехватке кадров можно говорить и о том, что сейчас существует и такая проблема, как незнание продукта лизинговых компаний со стороны клиентов. Сегодня потенциальный клиент не видит разницы между кредитом на покупку оборудования и получением этого же оборудования в лизинг. Следующий момент, который выделяют лизинговые компании, связан с сублизингом, или субарендой, когда лизингодатель не владеет оборудованием, являющимся предметом лизинга, а арендует его. Если бы сублизинг был признан лизинговой услугой, то вознаграждение было бы освобождено от корпоративного подоходного налога и налога на добавленную стоимость в соответствии с законом о финансовом лизинге. Пока же, начисляя в случае субаренды вознаграждение без учета данных видов налогов, лизинговая компания рискует тем, что налоговая служба не признает эту операцию лизингом, и лизингодатель понесет потери. И все же, несмотря на ряд спорных моментов, на данном этапе лизинг в Казахстане становится все более востребованным финансовым инструментом. Конечно, о таком уровне его популярности, как у ближайших соседей, говорить пока не приходится. Тем не менее, когда речь идет о развивающемся малом и среднем бизнесе, предприниматели все чаще предпочитают лизинг кредиту. Потребность в нем с ростом производства и необходимостью обновления основных средств будет только расти, а сама услуга будет все более и более популярной. Как ни парадоксально, даже проблемы, с которыми столкнулся рынок, могут положительно повлиять на него. Если отмена льгот все же случится, это подтолкнет игроков к оптимизации своего бизнеса. Так происходило и на других рынках – в определенный момент от льгот государство переходило к повышению нормативов с целью сделать рынок более крепким и устойчивым. А нынешняя кризисная ситуация с фондированием заставит лизинговые компании диверсифицировать свой лизинговый портфель, сокращая долю строительного оборудования и больше работая с производственными и транспортными мощностями, искать источники средств, отличные от банковских займов. Даже если кому-то из компаний придется уйти с рынка (особенно "дочкам" банков), то другие смогут успешно приспособиться к новым условиям.