Введение
Переход российской, как илюбой другой экономики, к рыночным отношениям, неизбежно связан со становлениеми развитием малого бизнеса. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночнойэкономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на маломбизнесе, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.
Современная российскаяэкономика в качестве основной характеристики имеет активное формирование иразвитие рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе должениграть малый бизнес. Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей длярасширения своей деятельности у предприятий малого бизнеса, тем более высокимиявляются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимымфактором является обеспечение благоприятных условий развития данного видабизнеса в стране.
Малое предпринимательство– это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства,антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессыпроизводства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Этоосуществление или организация из года в год одного и того же производства,сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированныхтехнологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей. Таким образом,малое предпринимательство – это нововведенческая (инновационная) деятельность,а сам предприниматель является носителем новаторской функции.
Сейчас малый бизнеснуждается в поддержке для «укрепления своих позиций» на новом, достаточномолодом для России рынке – это курортный бизнес. Развитие, которого, позволитвывести государство на новый этап экономического развития и зарубежные рынки.
Основная цель даннойкурсовой работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательствов России на современном этапе его развития, выявить его специфическиеособенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественныммалым бизнесом, а также:
— раскрыть историюроссийского предпринимательства;
— ознакомиться с формами ивидами предпринимательской деятельности;
— дать анализпредпринимательской деятельности за последние несколько лет;
— обобщить опыт работы ирассмотреть проблемы развития малого бизнеса города – курорта Геленджик.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯНЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ, ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА.
1.1Исторические аспекты развития малого бизнеса
Изучая сущность малогобизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес игралосновную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занималаобщественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается каксозидательная сила экономики.
В течение 1980-х годовпрестиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря егоспособности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствиеэтого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения ивозможности, перспективы и проблемы.
В российской историималого бизнеса можно выделить ряд этапов.
Для первого этапа (1985 — 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-техническоготворчества, временных творческих коллективов при общественных организациях,распространение бригадных подрядов, малочисленность участниковпредпринимательства и его экспериментальный характер, формированиеэмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базечастной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Во время второго этапа(1987 — 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количестволюдей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательствоприобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малогобизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этотэтап назвали этапом «кооперативного движения». Он послужилакселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрестиначальные знания, навыки работы малого предприятия.
Третий этап (1989 — 1990гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизациюмалых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малойприватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночнымотношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именнов это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость вэтот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать какроссийскую особенность малого предпринимательства.
Для четвертого этапа(1991 — 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупногобизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию малогобизнеса. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для его масштабногоразвития.
Пятый этап (1993 — 1994гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития малого бизнеса,появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфереуслуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящейтовары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапеещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
Тем на менее, заложенныеосновы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность кинвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной — шестой этап (с 1995г.)[1] развития малого бизнесасможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов.Тогда малый бизнес сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы,способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночнойэкономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведенысвои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоитприложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременнойперспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве средыхозяйствования.
1.2Критерии выделения малых предприятий
Человечество накопилодостаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от ихразмера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсальногокритерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости отнациональности, производственных градаций, отраслевой культуры экономикиустанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.
Допустим, во Францииочень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10человек, малыми — от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всехпредприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых[2].
В Японии к категориималых и средних предприятий относятся юридически самостоятельные компании счислом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен вотраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, вкоммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) — воптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) — в розничнойторговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общегоих числа и на них трудится свыше 80% всех занятых.
В нашей стране, согласнопринятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержкемалого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малогопредпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капиталекоторых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций,благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одномуили нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малогопредпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников заотчетный период не превышает следующих предельных уровней:
— в промышленности,строительстве и на транспорте — 100 человек;
— в оптовой торговле — 50;
— в розничной торговле ибытовом обслуживании — 30;
— в других отраслях и приосуществлении других видов деятельности — 50 человек[3].
Таким образом, определенкритерий выделения малых предприятий — по численности работающих.Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно.Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся вдействие несколькими работниками.
Видимо, универсальныхкритериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортироватьпредприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясьточно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетомспецифики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случаевозникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.
Малый бизнес в России каксамостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 15 лет.Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены нагосударственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятныхусловий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот поналогообложению.
В июне 1995 г. был принят федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства вРоссийской Федерации”, определивший общие положения поддержки малыхпредприятий, формы и методы государственного стимулирования, а такжерегулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Кстати, на реформуналогообложения и рост частного предпринимательства в России, Агентство США помеждународному развитию затратило в 1992-1996 годах около 435 млн. долларов — это больше, чем в других странах СНГ. Средства на поддержку малых и среднихпредприятий исключены из федерального бюджета на этот год, несмотря на то, чтов процессе проведения реформ стала очевидной важная роль этих предприятий: онивыполнили роль буфера, который смягчил экономический спад.
1.3Особенности и функции малого предприятия
Предпринимательство вмасштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первуюочередь, стоит отметить единство права собственности и непосредственногоуправления предприятием.
Вторая характеристика — так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызываетособый, личностный характер отношений между хозяином и работником, чтопозволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокойстепени его удовлетворенности трудом.
Третья — относительнонебольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудьсерьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая — персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку,как уже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительноузкого круга потребителей.
Пятое — ключевая рольруководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результатыхозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своейнепосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с егоорганизацией.
Шестая специфическаячерта — семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, темсамым диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Наконец, седьмаяособенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпаютнеобходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятияполагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и“неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Также, как одну изособенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению сосновным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малыхоно составляет 20:80.
В ряду функций малогопредприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемыеего ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых — производителя продукции иуслуг, в-третьих — катализатора научно-технического прогресса, в четвертых — налогоплательщика, в-пятых — агента рыночных отношений.
Не менее значимы функциисоциальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельностимногие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, восновном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин,учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себеприменение на крупных предприятиях. В-третьих, малые предприятия являютсяглавным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном”для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия (прежде всего всфере обслуживания), удовлетворяют потребности людей в общении (но его онилишены, например, в супермаркетах).
Уже сегодня актуальна ибудет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, котораяуже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ КУРОРТА – ГЕЛЕНДЖИКА И МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПЕРИОД С 2006-2010 ГГ.
2.1 Экономическое состояние объекта
Муниципальное образованиегород-курорт Геленджик расположено на юго-западе Краснодарского края. Протяженностьбереговой линии вдоль Черного моря (от г.Новороссийска до Туапсинского района)около 100 км.
Муниципальное образованиегород-курорт Геленджик включает город Геленджик и 21 населенный пункт, 7 изкоторых имеют непосредственный выход к морю: Кабардинка, Дивноморское, Джанхот,Прасковеевка, Криница, Бетта, Архипо-Осиповка.
На курорте осуществляетсякомплексное лечение заболеваний:
— сердечно-сосудистойсистемы;
— верхних дыхательныхпутей неспецифического характера;
— центральной ипериферической нервной системы;
— органов опоры идвижения.
Проводится также лечениевсех сопутствующих заболеваний: урологических, гинекологических, кожных,желудочно-кишечных, эндокринных, аллергических и других.
Программа комплексногоэкономического и социального развития муниципального образования город-курортГеленджик на 2006-2010 годы разработана в соответствии с основныминаправлениями Программы экономического и социального развития Краснодарскогокрая на 2003-2008 годы, на основе анализа сложившейся социально-экономическойситуации, проблем, особенностей и преимуществ территории города-курорта Геленджик,с учетом перспективного развития территории. Основным направлением развитиякурорта Геленджик определены санаторно-курортный и туристско-рекреационныйкомплексы, которые окажут стимулирующее воздействие на предприятия другихотраслей экономики.
Особенностью Программыявляется комплексный подход к развитию функционально взаимосвязанных илисмежных отраслей экономики города-курорта Геленджик. Муниципальная поддержкаприоритетных проектов создаст, в процессе реализации мероприятий настоящейПрограммы мультипликативный эффект, позволит привлечь инвестиции частногокапитала, что в свою очередь обеспечит наибольшую эффективность использованиябюджетных инвестиций всех уровней, послужит увеличению налоговых поступлений идостижению одной из основных целей Программы — повышению уровня жизни населениягорода-курорта Геленджик.
Общая протяженность границымуниципального образования город-курорт Геленджик составляет порядка 251 км. Площадь территории муниципального образования составляет 1227,54 тыс. квадратных километров.
Геленджик — уникальныйклиматический курорт, обрамленный отрогами Кавказских гор. По климатическимхарактеристикам Геленджик относится к зоне сухих субтропиков средиземноморскоготипа. Теплый умеренно влажный климат Геленджика обусловлен влиянием Черногоморя и расположением города к югу от Главного Кавказского хребта по 44параллели.
Природа щедро наградилакурорт Геленджик — горы, море, вечнозеленая растительность, чистыйгорно-морской воздух, более 100 галечных пляжных зон, общей протяженностьюболее 20 тысяч метров, гидроминеральные ресурсы, богатые лесные массивы.Значительные запасы лечебных минеральных вод служат предпосылкой к расширениюлечебной базы и дальнейшему преобразованию Геленджика в климатобальнеологическийкурорт. В настоящее время зарегистрировано 18 участков месторожденийминеральных вод и 5 самоизливающихся минеральных источников.
Численность постоянногонаселения муниципального образования город-курорт Геленджик составляет более 85тыс. человек. В инспекции федеральной налоговой службы Российской Федерации пог. Геленджику зарегистрировано более 3000 хозяйствующих субъектов.
Экономика города-курортаГеленджик за анализируемый период характеризуется стабильным и динамичнымразвитием всех секторов хозяйственного комплекса.
Наиболее высокие темпыроста наблюдаются в сфере розничной торговли и общественного питания; в сфереоказания платных услуг; в производстве промышленной продукции.
Среднемесячная заработнаяплата в расчете на одного работника в 2008 году достигла 6200 рублей.
Рост привлекательностигорода-курорта, как постоянного места жительства, характеризуется даннымимиграционного процесса.
В 2008 году в городприбыло 1349 человек, что на 85% выше уровня 2007 года. Миграционный приростнаселения по состоянию на 1 января 2008 года составил 699 человек.
В результате такогодвижения население муниципального образования город-курорт Геленджик в 2008году увеличилось на 369 человек.
Количество отдыхающих,ежегодно посещающих курорт Геленджик, возросло с 700 тысяч человек в 2000 годудо 1400 тысяч человек в 2008 году.
Данная тенденциясохраняется и сегодня благодаря расширению спектра и повышению качествапредоставляемых здравницами услуг, позволяющих полноценно отдохнуть и поправитьздоровье в течение всего года гражданам России и зарубежья с различным уровнемдостатка.
Увеличилось числоздравниц, перешедших на круглогодичную работу. Стабилизировался спрос напутевки, увеличилась коечная ёмкость здравниц засчет проведенной реконструкции, строительства новых комфортабельныхкорпусов с бассейнами и развлекательными комплексами.
Динамика полученныхдоходов курортно-туристическим комплексом с учетом доходов малых предприятий ифизических лиц характеризуется следующими данными за 2005-2008 годы «Рисунок 1»
/>
Рисунок 1 – Динамикадоходов курортно-туристического комплекса с учетом доходов малых предприятий ифизических лиц
Позитивные изменения вразвитии реального сектора экономики способствовали финансовому оздоровлениюпредприятий и организаций города, сократилось количество убыточных предприятий.
Сальдированный финансовыйрезультат деятельности предприятий города за 2008 год составил 183,1 млн.рублей и увеличился к уровню 2007 года на 57,4%. В 2008 году объем налоговыхпоступлений в бюджеты всех уровней сложился в сумме 967,7 млн. рублей, что в2,2 раза выше уровня 2005 года.
Наибольший удельный вес вструктуре налоговых поступлений в бюджеты всех уровней занимают поступления отпредприятий строительного, санаторно-курортного комплексов, туризма, розничной торговли,общественного питания и транспорта.
В разрезе бюджетов ростпоступления налогов за 2008 год к уровню 2007 года составил: в краевой бюджет — на 59,7%; в федеральный бюджет — на 28%. В то же время произошло снижениепоступления налоговых платежей в местный бюджет на 35,9%, что связано сувеличением нормативов распределения средств, поступающих от уплаты налогов вкраевой бюджет. Это видно из рисунка 2.
/>
Рис. 2 — Структура налоговыхпоступлений в разрезе отраслей
За 2008 год бюджетмуниципального образования город-курорт Геленджик исполнен на 101,3%, чтопозволило в полном объеме выполнить обязательства местного бюджета, какпоказано на рисунке 3.
/>
Рисунок 3 — Структурарасходов местного бюджета за 2008 год (%)
Город-курорт Геленджиквключен в федеральную целевую программу «Юг России» и федеральную адреснуюинвестиционную программу по реализации следующих инвестиционных проектов:строительство станции скорой медицинской помощи на 75 тысяч выездов в год вЗападном районе города; реконструкция очистных сооружений — 2-ая нитка.
К изучениюинвестиционного потенциала Геленджика привлечен один из международных лидеров вобласти консалтинга и развития береговых линий морских курортовюжно-африканская фирма «Виктория и Альфред Уотерфрант ЛТД». В рамкахзаключенного Соглашения по разработке мастер — плана развития стокилометровойприбрежной зоны города-курорта Геленджик предложена комплексная стратегияразвития побережья, реализация которой позволит подняться курорту Геленджик науровень мировых курортов.
Разработан пакетинвестиционных предложений для привлечения отечественных и иностранныхинвесторов, проведена широкая рекламная компания в средствах массовойинформации, принято участие в выставках и ярмарках инвестиционных проектов,проводимых как в России, так и за рубежом. Разработаны и представлены навыставках следующие инвестиционные проекты: рекреационный комплекс «БольшойГеленджик», тематический парк развлечений «Адмирал Врунгель» — успешнореализованный, музейно-экспедиционный комплекс «Этнопарк»,культурно-познавательный комплекс «Океанариум», вторая и третья очередиторгового центра «Эстакада», «Аквапарк «Золотая бухта»,культурно-познавательный и развлекательный комплекс «Сафари-парк».
За последние три годауспешно реализованы инвестиционные проекты, направленные на развитие индустрииотдыха и развлечений, которые сформировали новый имидж города. На сегодняшнийдень на курорте функционируют три аквапарка: «Дельфин» мощностью 300 человек вдень, «Бегемот» мощностью 1050 человек в день, и уникальный крупнейший в Россиикомплекс — аквапарк «Золотая бухта», расположенный на территории площадью 12 га с пропускной способностью до 5 тысяч человек единовременно; первая очередь парка экстремальныхразвлечений «Адмирал Врунгель» на территории площадью 18 га дендропарка города и пропускной способностью до 3 тысяч гостей в день с перспективой развитиядо 7 тысяч человек в день и 1-я очередь пассажирской подвесной канатной дорогис обзорными площадками — часть первого в России культурно-развлекательногокомплекса «Сафари-парк» пропускной способностью до 4 тысяч человек в день. С2003 года успешно эксплуатируется первая очередь многоэтажного торгового центра«Эстакада» площадью 4 тыс.кв. м на 350 торговых павильонов и яруснойавтостоянкой на 200 единиц автотранспорта. В мае 2005 года введена вэксплуатацию вторая очередь торгового центра «Престиж», рассчитанная на 30торговых павильонов. Сезон 2005 года ознаменовался открытием парка развлеченийи спорта «Олимп» с канатной дорогой, смотровыми площадками, боулинг-клубом,барами, ресторанами, дискотеками, трассами «джип-триала», прокатом горныхвелосипедов и многим другим[4].
Тем не менее,рекреационная зона курорта освоена сегодня примерно на 20%. Генеральным планомразвития города-курорта Геленджик, а также планом стратегического развитияпредусмотрено строительство рекреационных комплексов в городе Геленджике икурортных селах общей площадью 3,5 тыс. га, что позволит принять дополнительнооколо 170 тысяч человек одновременно. Разрабатываются проекты застройки жилыхмикрорайонов: комплекс элитного жилья в районе Толстого мыса, «Южный»,«Северный» в городе Геленджике, в пос. Кабардинка и пос. Дивноморское.Совокупная площадь территории застройки данных жилых микрорайонов составляет 60 га. Ввод в эксплуатацию жилых домов в указанных жилых микрорайонах позволит дополнительнообеспечить постоянным жильем более 30 тысяч человек. Таким образом, ёмкостькурорта увеличится на 200 тыс. человек единовременно, а с учетом существующейзагрузки этот показатель составит 450 тысяч человек единовременно, что позволитпринимать в 2010 году до 2,0 млн. чел. в год.
2.2Проблемы развития исследуемого объекта
Несмотря на положительныерезультаты, достигнутые в экономике курорта за последние пять лет, вкомплексном развитии территории муниципального образования имеется ряд проблем.Развитие инфраструктуры территории должно осуществляться пропорционально ростуобъема туристских услуг, оказываемых на данной территории. Муниципальныеинвестиции в основную инфраструктуру, а именно: дороги, пляжи, сети электроснабжения,водоснабжения, водоотведения, средства утилизации отходов и телекоммуникациистимулируют инвестиции со стороны частного сектора в развитие туристскогопродукта.
Основнаяпривлекательность курорта для массовых отдыхающих — это пляжи. Реализацияпроектных предложений позволит дополнительно создать на береговой полосепляжную зону, способную одновременно принимать до 450 тысяч человек.Планирование развития Геленджикской группы курортов предполагает устройство«волногасящих» пляжей на участке от с. Кабардинка до с.Архипо-Осиповка, общейпротяженностью — 24 км.
Город-курорт обеспечен необходимымиресурсами: газом, электроэнергией в объемах, превышающих потребности сегодня иотвечающим условиям развития на перспективу. В 2005 году завершеностроительство магистрального газопровода Абинск — Геленджик. Основные работы погазоснабжению территории в настоящее время направлены на созданиераспределительных газопроводов высокого, среднего и низкого давления.
Учитывая интенсивноеразвитие курорта, повышение уровня благоустройства жилья, создания комфортныхусловий для гостей курорта в пансионатах и здравницах, необходимо выполнитьработы по реконструкции существующих тепловых пунктов, высоковольтных линийпередач.
С учетом увеличенияотдыхающих, пребывающих на курорте, не менее значимым является развитиесоциальной сферы. Для обслуживания вышеуказанного количества отдыхающих необходимопривлечение дополнительного рабочего персонала, с учетом которого возрастет иколичество постоянного населения курорта. В связи с этим необходимопредусмотреть строительство жилых микрорайонов, объектов дошкольного и школьногообразования, развитие скорой медицинской помощи, инфекционной службы города,создание новых фельдшерско-акушерских пунктов в сельских округах.
Главной целью Программыявляется повышение уровня жизни населения курорта посредством созданиясовременного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского исанаторно-курортного комплекса, развития отраслей экономики города-курортаГеленджик, создания новых рабочих мест, сохранения и рациональногоиспользования историко-культурного и природного потенциала, увеличенияналоговых поступлений.
Достижение указанной целиПрограммы обусловлено решением следующих задач:
— создание условий для развитияреального сектора экономики с приоритетом развития санаторно-курортного итуристического комплекса;
— проведение активнойрекламной деятельности, направленной на формирование имиджа курорта, какрегиона с богатыми рекреационными возможностями для гармоничного развитиятуризма;
— создание благоприятногоинвестиционного климата и снижение доли рисков для инвестиционных вложений вэкономику города;
— обеспечение роста показателейсоциально-экономического развития существующих курортных отраслей и повышениедоходов населения;
— расширение рамоккурортного сезона.
Способы решенияпоставленных задач заключаются в следующем:
— комплексное развитиетерритории стокилометровой прибрежной зоны, осуществляемое в виде строительстваотелей, гостиниц, центров отдыха и развлекательных комплексов;
— создание и расширениесуществующих объектов транспортной инфраструктуры, линий и сетей газо- иводоснабжения, электропередач и связи, активизация жилищного строительства;
— развитиеагропромышленного комплекса, осуществляемое в виде развития отраслей растениеводства,виноградарства, плодоводства, овощеводства, развитие подсобных хозяйств;
— расширение существующихи строительство новых объектов перерабатывающей промышленности и производстватоваров народного потребления;
— развитие исовершенствование сферы платных услуг, повышение рентабельности ипривлекательности сервисных услуг;
— повышение эффективностиработы строительных организаций путем перехода на новые технологиистроительства цехов по производству строительных материалов;
— осуществление поддержкисубъектов малого предпринимательства в виде создания благоприятных условийдеятельности в сфере обслуживания;
— развитие социальнойсферы путем создания новых учебных заведений, филиалов высших учебныхзаведений, медицинских центров, спортивных клубов, хосписов.
Система программныхмероприятий направлена на реализацию перспективных инвестиционных проектов вобласти развития туризма и санаторно-курортного комплекса.
В соответствии с целями изадачами Программы мероприятия и проекты сгруппированы с учетом их функциональнойоднородности и взаимосвязанности в 5 подпрограмм:
— «Санаторно-курортный итуристско-рекреационный комплекс»;
— «Транспортный,строительный и жилищно-коммунальный комплекс»;
— «Агропромышленный комплекси пищевая промышленность»;
— «Поддержка малогопредпринимательства»;
— «Сфера платных исоциальных услуг».
Инвестиционные проекты,включенные в подпрограмму «Санаторно-курортный и туристско-рекреационныйкомплекс» в первую очередь направлены на следующие мероприятия:
— строительство и ввод вэксплуатацию отелей, гостиниц, центров отдыха и развлекательных комплексов;
— проведение активнойрекламной деятельности, направленной на формирование имиджа курорта, какрегиона с богатыми рекреационными возможностями для гармоничного развитиятуризма.
Реализация предлагаемых вданном разделе Программы проектов позволит создать благоприятный инвестиционныйклимат и снизит долю рисков для будущих инвестиционных вложений в экономикугорода, расширит рамки курортного сезона.
Основным инструментомреализации муниципальной политики в сфере развития малого предпринимательстваявляется муниципальная целевая программа развития и поддержки малогопредпринимательства в городе-курорте Геленджик на 2005-2008 годы. Программа включаеткомплекс мероприятий по муниципальной поддержке субъектов малого бизнеса, в томчисле:
— совершенствованиемуниципальной политики в области развития предпринимательской деятельности;
— развитие инфраструктурыподдержки малого предпринимательства;
— научно-аналитическоеобеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства.
2.3Программа господдержки малого бизнеса в условиях кризиса
В рамках введениядополнительных антикризисных мер планируется существенно расширить поддержкумалого бизнеса. Оказать поддержку малому бизнесу планируется, прежде всего,через программу государственной поддержки, которая будет увеличена до 50миллиардов рублей. Это и бизнес-инкубаторы, и другие схемы финансовойподдержки, финансового содействия малым предприятиям.
Активное участие вподдержке малых предприятий будет принимать Внешэкономбанк, который черездругие банки, в том числе региональные, будет предоставлять финансовые ресурсыдля кредитования таких предприятий.
Обеспечить доступпредпринимателей к кредитам — значит не только поддержать существующий сектормалого предпринимательства и вывести его из тени, но и стимулировать появлениеновых предприятий. Согласно данным проведенных исследований, доступ кфинансовым ресурсам из 875 тыс. единиц ежегодно имеют лишь порядка 13-15 тыс.малых предприятий. Это означает, что сегодня в России организации,предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1%потенциального рынка.
Общая потребностьдействующих субъектов малого предпринимательства в финансовых ресурсахсоставляет около 7 млрд. долл. США. Больше всего предпринимателей планируютполучение кредитов в государственных фондах поддержки малогопредпринимательства (порядка трети тех руководителей малых предприятий, ктособирается привлекать внешнее финансирование). Далее в рейтинге следует частныйсектор (партнерский кредит), банковский кредит, привлечение кредитовмеждународных организаций и зарубежных фирм, получение займов в кредитныхкооперативах.
При определении форм иметодов доступа предпринимателей к финансовым ресурсам необходимо обеспечитьдифференцированный подход, учитывая при этом разные категории предпринимателей.
Первая категория — этоначинающие предприниматели. Для того, чтобы предприниматель этой категории моготкрыть свой бизнес, государством должна быть выстроена инфрастуктура пообучению, правовому сопровождению, консалтингу и информационному обеспечению. Сучетом мирового опыта и в реальных условиях дефицита финансовых ресурсовгосударство должно создать условия, которые с привлечением федерального имуниципального имущества могут формировать преимущественно инновационныебизнесы, которые потом передаются предпринимателям в «лизинг подключ» на длительный срок. В этом случае не требуется обеспечения состороны предпринимателей.
Вторая категорияпредпринимателей (развивающиеся) — это те, которые уже создали функционирующиебизнесы. Но им нужна помощь для расширения модернизации. Для этого требуютсядополнительные кредитные ресурсы.
Для этой категориинеобходимо создать систему гарантийных механизмов с участием государства,региональной и муниципальной властей. Определенная часть риска должна ложитьсяи на банки. Это создаст возможность поддержать развитие предпринимателя,вывести его на уровень, когда он сможет и без поддержки государства идти закредитом в банк, как обычный участник рынка.
Существующая в Россиипрактика предоставления государственных гарантий от имени РФ и ее субъектов,подпадающая под действие федерального гражданского законодательства ибюджетного законодательства федерального уровня и уровня субъектов РФ,фактически не затрагивает хозяйствующие субъекты малого бизнеса.
Действующее в Россиинормативно-правовое обеспечение кредитных гарантий как на федеральном, так и нарегиональном уровнях предусматривает, что государственная гарантия можетвыдаваться только, если обязательство получателя кредита (принципала)обеспечивается также залогом его ликвидных активов, причем стоимостьпредлагаемых в качестве залога активов должна быть равна сумме гарантируемогообязательства принципала. Государственные гарантии как федерального уровня, таки субъекта РФ выдается высшим органом исполнительной власти в лице еефинансового органа. Финансовый орган подписывает договор о гарантии(поручительстве) с кредитором, после чего ему принадлежат все права иобязанности гаранта. Гарант в лице финансового органа выполняет обязанностьпроведения финансовой проверки принципала, а также проверки активов, которыепредлагается использовать в качестве залога.
Таким образом,существующая в России в настоящее время система предоставления гарантийизначально направлена на оказание поддержки тем хозяйствующим субъектам,которые могут предоставить достаточное залоговое обеспечение и для большинствасубъектов малого предпринимательства является недоступной. На сегодняшний день этапроблема находится в стадии незавершенной разработки.
К третьей категории(устойчиво работающие) можно отнести тех предпринимателей, у которых есть истабильный бизнес, и ликвидный залог, и своя кредитная история. Они могут легкополучить кредит в коммерческом банке и под инвестиционную программу и подоборотные средства.
Система государственныхгарантий экспортных поставок, в том числе и для малого предпринимательствасуществующая в Германии, Австрии, Италии, Финляндии постепенно реформируются вединую систему гарантий Евросоюза. Встает задача адаптации этого опыта кроссийской специфике.
Государственная поддержкамалого предпринимательства не означает, что государство создает «тепличныеусловия» этому сектору экономики или участнику рынка.
Целенаправленнаягосударственная политика, стимулирующая финансовые структуры вкладыватьсредства в малый бизнес, может способствовать интенсивному росту и развитиюмалого предпринимательства.
Развитие государственныхи муниципальных механизмов финансовой поддержки малого бизнеса должно идти попути обеспечения доступа малого предпринимательства к источникамфинансирования.
К основным направлениямразвития этих механизмов относятся:
Бюджетная поддержкамалого предпринимательства через реализацию Федеральной и региональных программгосударственной поддержки малого предпринимательства.
Разработка и реализацияпрограмм кредитных гарантий (распределение инвестиционных рисков междугосударством и частным капиталом).
Развитие и внедрениевысокодинамичной и экономически эффективной системы микрофинансирования.
Внедрение в сфере малогобизнеса типовых схем финансового, возвратного, оперативного лизинга и«лизинга под ключ».
Субсидирование процентнойставки коммерческим организациям по кредитам и займам, выдаваемым субъектаммалого предпринимательства.
Обеспечение возможностидля малых предприятий участвовать в выполнении государственных и муниципальныхзаказов.
Реализация финансовойполитики государственной поддержки малого предпринимательства осуществляетсячерез систему фондов (Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, 75государственных региональных и более 170 муниципальных фондов).
По мнению ПредседателяПравительства РФ Путина В.В., основная задача — обеспечить так называемые«длинные» деньги, которых у нас в экономике раньше не было. Значительная частьучастников экономической деятельности кредитовалась в западных финансовыхучреждениях, где теперь эти линии закрываются в связи с теми трудностями,которые на Западе возникли. В этой связи принято решение выдать банкам такназываемые, субординированные кредиты — 950 млрд. рублей, 500 из них пойдет вСбербанк, остальная часть — в несколько других системообразующих банков; оттудаони будут поступать в региональные коммерческие банки либо напрямую через ихрегиональные отделения.
Заключение
Современное развитиемалого бизнеса сопровождается активным формированием и развитием рыночныхотношений и институтов, которое должно проходить на эффективном уровне, приналичии определенной общественной ситуации – предпринимательской среды. Это,прежде всего — рынок, рыночная система отношений, а также личная свободапредпринимателя, т.е. его личная независимость, позволяющая принять такоепредпринимательское решение, которое с его точки зрения будет наиболееэффективным, действенным и максимально прибыльным. Показателем степениобщественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся втечение определенного периода самостоятельных (независимых) организаций.
Появление большогоколичества малых предприятий способствует внедрению на рынок товаров и услугновых продуктов, технологий, освоению рынков сбыта и источников сырья,применению организационных новшеств.
Для поддержки и развитиямалого предпринимательства в городе – курорте Геленджик можно предложитьследующие действия:
— эффективное местноеуправление, которое не только позволит сбалансировать бюджет, но и найдетдостаточные средства для поддержания качественной инфраструктуры;
— оказание финансовойпомощи субъектам малого бизнеса, имеющим новые идеи и разработки, посредствомфинансовой поддержки их венчурных проектов;
— активные действия пооказанию предпринимателям помощи «на старте»;
— сокращение затратсубъектов малого предпринимательства посредством частичной компенсации расходовпо продвижению их продукции (услуг) на внешнем рынке, а также компенсацииснижения процентной ставки по банковским кредитам;
— льготная и финансоваяподдержка общегородских и поселковых проектов субъектов малогопредпринимательства, способствующая развитию приоритетных для города видовдеятельности малого предпринимательства, увеличению налоговых поступлений вбюджет за счет роста доходов субъектов малого предпринимательства;
— разработка и реализацияпрограммы подготовки кадров, которая поможет новым фирмам выжить и развиваться;
— использование механизмализинга и аренды оборудования.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Официальные документы:
1. Федеральный законРФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РоссийскойФедерации» № 88-ФЗ от 14 июня 1995 года. – М.: Омега-Л,2006.-14с.
Учебные пособия:
2. Статистическийсборник «Малые предприятия краснодарского края 2002 – 2007» / Федеральнаяслужба государственной статистики. Краснодарский краевой комитетгосударственной статистики. – Краснодар: КККГС, 2008. – 143 с.
3. Баженов Ю.К.Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведениюмалого бизнеса / А.Ю. Баженов. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. – 104 с.
4. Басовский Л.Е.Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственнойдеятельности) / А.М. Лунева, А.Л. Басовский. – Учебное пособие / Под ред. Л.Е.Бесовского. – М.: ИНФРА – М, 2005.–222с.
5. Боков М.А.Менеджмент в санаторно-курортных организациях / А.М. Ветитнев, В.П. Попков,Е.С. Угрюмов, В.И. Шаповалов. – СПб.: СПб ГУЭФ 2001. – 348 с.
6. Ветитнев А.М.Курортное дело: Учебное пособие / Л.Б. Журавлева. – М.: КНОРУС, 2006. – 528 с.
7. Волгин В.В.Индивидуальный предприниматель: Практическое пособие. – 6-е изд., перераб. идоп. – М.: Дашков и К, 2003. – 497 с.
8. Головань С.И.Бизнес-планирование: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 320 с.
9. Егорова Н.Е.Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперация / М.А. Маренный.– М.: Кооперация Спутник +, 2004. – 199 с.
10. Историяпредпринимательства в России: Курс лекций. – М.: Палео-тип: Логос, 2002. – 194с.
11. Лапуста М.Г.Малое предпринимательство: Учебник / Ю.Л. Старостин. – М.: ИНФРА – М, 2004. –453 с.
12. Лапуста М.Г.Предпринимательство: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 241 с.
13. Ложкин О.Б.Формула эффективности бизнеса. – М.: МГУП, 2000. – 150 с.
14. Менеджмент малогобизнеса: Учебник / Под ред. проф. М.М. Максимцова и проф. В.Я. Герфинкеля. –М.: Вузовский учебник, 2004. – 269 с.
15. Панин Е.Л. Основыкурортного дела: Учебное пособие / В.С. Бовтун. – Барнаул: Алт. ГТУ, 2003. –187 с.
16. Сорокина Л.А.Менеджмент в малом бизнесе: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА,2004. – 142 с.
17. Управлениебизнесом: Экспресс-курс для деловых людей / Авт.-сост. Г.В. Щекин. – 4-е изд.Стереотип. – Краснодар: МАУП, 2004. – 232 с.