Развитие международного туризма в России

/>/>/>Оглавление
Оглавление. 2
Введение. 3
1. Международный туризм: сущностьи классификация. 5
1.1 Определение туризма. 5
1.2 Классификация туризма. 9
2. Развитие международноготуризма в России. 13
2.1 Развитие туризма в СССР. 13
2.2 Международный туризм насовременном этапе. 17
Заключение. 26
Список литературы… 28
/>Введение
 
Актуальность исследования. Международный туризм быстрорастет и видоизменяется. Этот факт, с одной стороны, открывает новые возможности,с другой – постоянно создает проблемы людям, занятым в индустрии, ставшейсейчас крупнейшей в мире.
Общности и компании, уже имеющие опыт в вопросах стимулирования международноготуризма, так же как и те, кто хочет прийти на этот сегмент, сталкиваются с тем,что туристская индустрия меняется.
Повышение уровня жизни людей и расширение возможностей свободногопередвижения по миру способствуют появлению новых миллионов международныхтуристов;
Для привлечения туристов предлагаются новые услуги.Компании-перевозчики стали предоставлять более разнообразные удобства ипредлагать новые экзотические маршруты в надежде перевести на себя часть финансовыхпотоков от растущего бизнеса. Предприниматели, пытаясь расширить свой бизнес,разрабатывают новые комбинации, позволяющие совмещать покупки с отдыхом,образование с просвещением, бизнес с культурной программой и др.
Новые обслуживающие фирмы, сначала претендовавшие на монопольноевладение «волшебной формулой» успеха на международном рынке, теперь даютвозможность другим компаниям вступать в конкурентную борьбу за международныхтуристов.
Современные информационные технологии – от Интернета до виртуальнойреальности – открывают новые пути для торговли услугами, бронирования мест, атакже изучения различных туристских центров (дестинаций) идостопримечательностей. Мы полагаем, что программы виртуальной реальности вбудущем будут отнесены к основным средствам получения удовольствий, что позволитуберечь экологически чистые территории от чрезмерного туристскогоиспользования.
Чрезвычайно возросла популярность круизного туризма. Туристы научилисьполучать удовольствие от изобилия еды и развлечений при переезде из однойэкзотической дестинации в другую. В то же время все больше и больше туристовищут защиты от бесконтрольных цен на некоторых курортах и дестинациях. По этойпричине снова становятся популярными отпускные туры по системе «все включено».
Важно отметить, что в XXI веке международный туристский бизнесвидоизменился, расширился и преобразовался.
Туристская индустрия настолько велика и разнообразна, а переменыпроисходят так быстро, что появление чего-то нового в каком-либо одном уголкемира может стать тенденцией развития на другом конце света, по пути неизбежнопреобразуясь и меняясь в соответствии с особенностями восприятия и методамиреализации, присущими различным культурам на Земном шаре.
Все вышеперечисленное определило актуальность исследования.
Объект исследования: развитие туризма в России.
Предмет исследования: Влияние туризма насоциально-экономическое развитие, качество организации международного туризма вРоссии.
Цель исследования: международный туризм в России, егоособенности и факторы развития.
Были поставлены следующие задачи:
– дать определение понятия туризм;
– рассмотреть классификацию международного туризма;
– рассмотреть развитие международного туризма в СССР:
– проанализировать состояние международного туризма в Россиина современном этапе.
В соответствии с целью работы и поставленными задачами, работа состоитиз введения, двух глав, заключения и списка литературы.
/>1. Международный туризм: сущность и классификация1.1 Определение туризма
Под туризмом понимают одну из форм миграции населения, не связаннуюс переменой местожительства или работы. Необходимость его дефиниции возникла впервой половине XX в. и была обусловлена повсеместным увеличениемтуристских потоков, растущим экономическим значением туризма и, как следствие,попытками статистического учета путешествующих лиц.
Одно из первых определений туриста принадлежало Комитету экспертовпо вопросам статистики Лиги Наций (1937 г.). Оно получило международноепризнание и в основном дошло до наших дней с некоторыми, более позднимипоправками. В последние десятилетия проблема дефиниции туриста обсуждалась насовещаниях Международного союза официальных туристских организаций (Дублин,1950 г.; Лондон, 1957 г.), на Конференции ООН по международномутуризму и путешествиям (Рим, 1963 г.), конгрессе ВТО (Манила, 1986 г.),Межпарламентской конференции по туризму (Гаага, 1989 г.) и др., чтосвидетельствует о теоретической и практической значимости определения туриста,а также о стремлении сделать его более полным и точным с учетом новых тенденцийи явлений. [1]
В настоящее время в международной практике широко используетсяопределение, выработанное Международной конференцией по статистике путешествийи туризма (Оттава, 1991 г.) и одобренное ВТО и Статистической комиссиейООН. Согласно ему, турист – это посетитель, т.е. «лицо, которое путешествуети осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды,на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью,оплачиваемой из источников в посещаемом месте».[2]
С развитием научного знания о туризме последний предстает как системныйобъект изучения. Рабочие дефиниции, ограниченные узкоотраслевыми рамками, нераскрывают всего многообразия внутренних и внешних связей этогообщественно-экономического явления. Поэтому возникает необходимостьконцептуального, или сущностного, определения туризма. Оно формируеткомплексное представление о предмете исследования.
В научной литературе по вопросам туризма отсутствует однозначноеего определение. Но несмотря на различие формулировок, все авторы включают впонятие «туризм» туристские потребности и мотивации, особенности поведениятуристов, их пребывание вне постоянного местожительства, экономическиеотношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг,взаимодействие сферы туризма с окружающими природной, экономической и другимимакросредами. Широкое распространение среди специалистов получило сущностноеопределение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов вобласти туризма. Согласно ему, туризм есть «совокупность отношений иявлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах,отличных от их постоянного места проживания и работы».
В отечественной литературе принципиальная модель территориальнойрекреационной системы была разработана в середине 70-х годов группой ученых подруководством проф. В.С. Преображенского и получила дальнейшее развитие вработах проф. Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебова.
Для того чтобы разобраться во всем множестве запутанных процессов,протекающих в туризме как экономической системе, представим его в видециклической модели с непрерывной чередой актов производства и потреблениятуристских продуктов. Во избежание перегрузки модели абстрагируемся отфизического потока и сосредоточим внимание на движении денежных средств.
Познание природы и функций разных элементов этой системы, а такжесуществующих связей между ними позволяет понять ее поведение, раскрыть механизмфункционирования. На рисунке слева расположен сектор посетителей. Они выступаютв роли покупателей, предъявляющих туристский спрос. Каждый человек стремится повозможности удовлетворить свои потребности, в том числе в отдыхе. Спрос на путешествияон выражает, оплачивая туристские товары и услуги. Расходуя средства,посетитель «голосует» денежными знаками за дальнейшее развитие туризма.
Посетителям противостоят продавцы (справа). Производители товаров иуслуг формируют туристское предложение. Они приобретают производственныересурсы (рабочую силу, землю, капитал), комбинируют их в процессе производстватуристских продуктов и реализуют созданные блага посетителям, получая доход отпродаж. Будучи потребленными, товары и услуги заканчивают свой кругооборот, закоторым следует новый – как результат повторного использования имеющихсяпроизводственных факторов.
Расширение туристской деятельности, обустройство новых рекреационныхтерриторий, строительство курортных комплексов требуют больших капитальныхвложений. Как правило, крупные проекты финансируются из разных источников. В ихреализации на долевой основе принимают участие государственные структуры,частные финансовые учреждения (национальные и зарубежные), международныеорганизации и т.д.[3]
Рост капитальных вложений и увеличение реального объема производства,вызванные повышением туристского спроса, являются верными признакамиактивизации экономической деятельности. Импульс роста, зародившийся в сферетуризма, передается по цепочке другим отраслям экономики. В них разворачиваетсяинвестиционная деятельность, создаются новые рабочие места, расширяетсяторговый оборот и, как следствие, увеличиваются доходы – заработная плата,рента, процент и прибыль. Часть полученных доходов, которая также имееттенденцию роста, поступает государству в форме налогов. Кроме того, казнапополняется за счет импортных таможенных пошлин. Собранные таким образом средствавновь могут быть направлены на финансирование туристских проектов, оказаниематериальной помощи при организации отдыха социально уязвимых групп населения,на развитие системы профессиональной подготовки туристских кадров и т.д.
Распределяя денежные средства на новое строительство и капитальноепереоборудование туристских объектов, государство и другие инвесторы стремятсяполучить выгоду от предоставления займов. Они рассчитывают в срок вернутьвложенный капитал и проценты на него. Материальные интересы заставляютинвесторов искать наилучшие условия кредитования. С такой целью они выходят назарубежные туристские рынки, становясь экспортерами капиталов. Все это даетоснование рассматривать туризм как рыночную систему.[4]
Туризм представляет собой сложное образование. Как нечто целое онпредстает прежде всего в отношениях с окружающими макросредами: политической,экономической, социальной, технологической и экологической. Внешний мир активновоздействует на туризм, в одних случаях открывая перед ним широкие возможности,в других – грозя новыми опасностями. В целях устойчивого развития он вынужденприспосабливаться к изменениям во внешнем окружении.1.2 Классификация туризма
Международный туризмохватывает поездки путешествующих лиц стуристскими целями за пределы страны постоянного жительства. Пересечениегосударственной границы для них связано с определенными формальностями:оформлением заграничных паспортов и виз, прохождением таможенных процедур,валютным и медицинским контролем. Эти правила вводятся государством в целяхборьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлейнаркотиками, проституцией и т.д. и обеспечивают установленный порядок въезда встрану и выезда из нее. Специальные службы проверяют соблюдение путешествующимилицами паспортно-визового режима, требований о вакцинации (прививках), правил иусловий провоза через границу вещей, товаров, валютных средств и проведенияопераций по обмену валюты.
Упрощение (ужесточение) формальностей оказывает прямое воздействиена международные туристские потоки, облегчая (или, наоборот, затрудняя)передвижение людей. Не способствуют росту туристских путешествий сложная изатянутая процедура оформления выездных документов, нарушение установленныхсроков их рассмотрения или произвольное отклонение, чрезмерно высокий сбор; всфере валютного контроля – введение жестких ограничений на обмен валюты, откоторого зависит уровень потребления товаров и услуг туристами. Таможенныедекларации и досмотры также могут выступать в качестве сдерживающего начала ипривести к сокращению туристских поездок.[5]
Национальные туристские администрации и многие международныеорганизации включили упрощение формальностей в перечень главных своих задач.Одной из первых к этой проблеме обратилась Международная организациягражданской авиации (ИКАО), которая еще в 1944 г. на Чикагской конференциипредложила унифицировать заграничные паспорта. Позднее, в 50–90-е годы, вопросыпограничного, таможенного, медицинского контроля нашли отражение в важнейшихдокументах Совета таможенного сотрудничества, Международной морскойорганизации, Всемирной организации здравоохранения, Международной организациитруда и др.
ВТО, придавая особое значение упрощению туристских формальностей,разработала и приняла соответствующий пакет рекомендаций в части:[6]
– паспортных формальностей: децентрализация паспортных служб;сокращение сроков и упрощение процедуры оформления заграничных паспортов;введение разумного сбора; установление срока действия паспорта не менее пятилет с неограниченным числом поездок; хранение заграничного паспорта у владельцабез права его конфискации; приведение паспортов в соответствие со стандартамиИКАО, позволяющими осуществлять проверку с помощью компьютерных систем;
– визовых формальностей: безвизовый въезд на срок до трехмесяцев; распространение действия визы сроком на 12 месяцев на один илинесколько въездов во все пункты и по всем маршрутам, открытым для туристов, с использованиемлюбого вида транспорта; взаимное признание визы рядом государств; висключительных случаях выдача разрешения на въезд на контрольно-пропускномпункте; установление единого консульского сбора независимо от гражданстватуриста;
– валютных формальностей: разрешение ввоза валюты в размере,указанном в таможенной декларации; предоставление полной информации потенциальнымпосетителям и туристам о правилах и текущем курсе обмена валюты; размещениесоответствующей информации в обязательном порядке на контрольно-пропускныхпунктах въезда; обеспечение возможности обратного обмена валюты при выезде изстраны пребывания; обмен ввозимой валюты только на добровольной основе;предоставление права туристам иметь при выезде достаточные суммы в национальныхденежных единицах для обратной поездки по своей стране;
– таможенных формальностей: обложение туристов налогами,сборами, пошлинами при въезде-выезде, кроме таможенных пошлин и налогов на добавленнуюстоимость по отдельным видам товаров и определенному их количеству; включениенекоторых налогов и сборов на содержание и обновление туристских объектов вструктуру косвенного налогообложения, в стоимость билетов, путевок, туров,вместо прямого сбора валюты с посетителей;
– медицинских формальностей и оказания медицинской помощи туристам:расширение сотрудничества национальных туристских администраций с органамиздравоохранения в деле предоставления исчерпывающей туристской информациимедицинского характера всем заинтересованным лицам; заключение дву- имногосторонних государственных договоров по медицинскому страхованию и оказаниюмедицинской помощи туристам; предоставление неотложной медицинской помощи всембез исключения туристам; в случае заболевания в острой форме или смертинезамедлительное извещение консульства и родственников; перевозка тела народину или его захоронение; быстрое оформление требуемых документов.
Эти рекомендации исходят из основополагающих принципов упрощениятуристских формальностей, сформулированных в Будапештской конвенции и нашедшихотражение в Гаагской декларации по туризму.
Туристские формальности, связанные с пересечением государственныхграниц, являются неотъемлемой частью международного туризма и выступают вкачестве главной его особенности. Чем глубже различия денежных системгосударств, чем больше препятствий на пути свободного передвижения людей, чемзначительнее языковые барьеры, которые хотя и не относятся к туристскимформальностям, но, разделяя народы, оказывают заметное влияние на развитиетуристских контактов, тем существеннее отличие международного туризма отвнутреннего. [7]
Другая особенность международного туризма носит экономическийхарактер и раскрывается через влияние, какое международный туризм оказывает наплатежный баланс страны. Иностранные туристы, оплачивая товары и услуги,обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны и тем самымактивизируют ее платежный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов получилназвание активного туризма. Напротив, выезд туристов сопряжен с оттокомнациональной денежной единицы из страны их постоянного проживания.Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассивеплатежного баланса страны-поставщика туристов, а сам туризм именуетсяпассивным.
Деление на активный и пассивный, исходя из особенностей отраженияфинансовых результатов туристской деятельности в платежном балансе, присущетолько международному туризму и не распространяется на внутренний туризм.
В международном туризме выделяют две его формы – въездной и выездной,которые различаются по направлению туристского потока. Один и тот же туристможет быть классифицирован как въезжающий и выезжающий одновременно взависимости от того, по отношению к какой стране описывается его перемещение.Различают страну происхождения туриста, которую он покидает, и страну назначения,куда он прибывает. В первом случае речь идет о выездном, во втором – о въездномтуризме. Эти термины используются применительно к зарубежному путешествию вначале поездки. На обратном пути турист просто возвращается домой.
/>2. Развитие международного туризма в России2.1 Развитие туризма в СССР
Страны бывш. СССР занимают огромную территорию, шестую часть сушиземного шара. Естественно, регион владеет и природными, и приобретеннымиресурсами для развития индустрии туризма: обширные просторы Сибири с ее дикойприродой, горные хребты Кавказа, чистейшие воды озер Байкал и Севан, солнечныеберега Черного моря, бассейны рек Волга и Днепр, церкви и памятники культурыразличных народов, населяющих огромную территорию и исповедующих разныерелигии, исторические места и монументы, созданные народами, жившими вдревности, города-красавцы Москва, Санкт-Петербург, Киев и другие с ихмногочисленными музеями и выставочными залами и многое, многое другое.[8]
Еще одним фактором развития туризма, а именно оздоровительноготуризма в регионе, является наличие разнообразных природных и целебныхисточников.
Что касается сравнительных преимуществ, например уровня цен по отношениюк ценам в других странах, то, если раньше цены здесь были ниже, чем на Западе(благодаря нерыночному установлению валютного курса все-таки существоваладиспропорция между внутренними ценами и ценами для иностранцев в сторонуувеличения), сейчас они приравниваются к ним, а в некоторых местах дажепревышают, например в Москве.
В историческом плане развитие туризма в бывш. СССР берет свое началосо дня основания государства, когда идеологические догмы отдел его жителей отостального мира. В результате такой политики очень мало людей выезжало изстраны, это были в основном дипломаты, люди, уезжающие по частным приглашениямк своим родственникам и друзьям, оставшимся за рубежом по разным причинам, иограниченное число людей, выезжающих в составе туристских групп, как правило, всоциалистические страны. В СССР прибывало также ограниченное число зарубежныхтуристов (по некоторым оценкам, 80%) в составе организованных туристских групп.Однако справедливости ради надо заметить, что в СССР развивался внутренний,социальный туризм по линии профсоюзов, стоимость которого составляла почти однудесятую часть цены, предлагаемой иностранным туристам.
Туризм в СССР не считался приоритетной сферой экономики, и ему былапредназначена роль непроизводственной индустрии. Поэтому капиталовложения винфраструктуру международного туризма были очень низкими, хотя государствосубсидировало развитие внутреннего туризма как части всей социальной политики.Следствием такой политики было ограниченное число иностранных туристов,прибывавших в страну. Положение стало меняться с началом перестройки в 1985 г.Тренд прибытий туристов показывает рост числа иностранцев, посетивших нашустрану. В 1986 г. уровень прибытий сократился по сравнению с 1985 г.из-за чернобыльской аварии. Однако рост прибытий в СССР продолжился до конца 80-хгодов, а самое большое число иностранцев, посетивших страну, было зафиксированов 1989 г. Затем оно медленно пошло на спад из-за политической иэкономической нестабильности. После распада СССР и образования СНГ самый низкийуровень в регионе за весь период с начала перестройки был зафиксирован в 1992 г.,около 3 млн. человек. Но постепенно число туристов начало расти, и в 1995 г.Россию уже посетило 10, 3 млн. иностранных гостей[9].
Больше всего иностранцев в 1995 г. в Россию прибыло изФинляндии – всего 1276,3 тыс. человек, что составляет 12,4% всех прибытий встрану. Почти половина из них прибыла с целью туризма. Второе место занималаПольша, хотя в советский период опережала Финляндию, – 666 тыс. человек,большинство из которых приезжало с целью туризма – 532 тыс. человек. В 1989 г.поляки составляли 3,9% всех прибывших в СССР, всего – 3034,7 тыс. человек, атуристов в их числе было всего 792,5 тыс. человек. К этим статистическим даннымнадо относиться критически, так как СССР не использовал принятые ВТО категориии стандарты.
Гости из несоциалистических стран в конце 80-х годов составлялиодну треть всех приезжающих. В этом немалую роль сыграли бюрократическиеограничения, связанные с визовым оформлением.
Политика ограничений международного туризма была присуща не толькоСоветскому Союзу, но и странам Восточной Европы, которые также уделяли маловнимания развитию международного туризма у себя, ограничиваясь развитиемвнутреннего туризма в лучшем случае туристскими потоками между собой.Исключение составляла Югославия, которая в 60–70-е годы начала развиватьиндустрию отдыха, привлекая туристов с Запада.
Естественно, что из-за слабого развития туризма инвестиции вразвитие его инфраструктуры были крайне низкие.
Сначала в СССР, а потом и в России динамика численности граждан,выезжавших за границу, показывает, что в перестроечный период их число началобыстро расти с небольшим перерывом в 1992 г. В 1995 г. оно составило21,3 млн. человек против 2,8 млн. человек в 1985 г. Если посмотреть трендвыехавших в дальнее зарубежье, то наибольшее количество было накануне распадаСССР, т.е. в 1989–1991 гг. – с 8 до 10,8 млн. человек, но даже эти показателибыли меньше 1% общего мирового туристского потока. После 1992 г. большаядоля численности выехавших из России обеспечивается благодаря выезжавшим вближнее зарубежье. Так, в 1995 г. в дальнее зарубежье выехало всего 5,3млн. человек. В среднем, по оценкам экспертов, каждый российский турист тратитза рубежом более 1,5 тыс. долл., что в 2 раза больше среднемирового уровнярасходов.[10]
Если в конце 80-х годов лидирующими странами по приему советскихгостей были Польша, ГДР, Болгария, Финляндия, то в середине 90-х годовлидерство захватила Турция, куда в 1995 г. выезжали 764 тыс. человек, изних 538 тыс. с целью туризма. Далее идут Финляндия, Польша, Германия и Китай – соответственно640,9 478,7 442,8 и 342,9 тыс. человек (табл. 8.2).
У российских туристов популярны такие страны, как Италия, Испания,Греция, Кипр, Марокко, Тунис, Египет, которые предлагают нашим туристам ипознавательный продукт, и пляжный туризм.
Особенно большие потоки россиян в Турцию, Грецию, Китай, ОАЭсвязаны с так называемым шоп-туризмом, который в будущем, естественно,претерпит изменения со стабилизацией рынка потребительских товаров в России.
Индустрию международного туризма в СССР представляли Госкомитет «Интурист»и Бюро международного молодежного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ, которыемонопольно занимались организацией приемов иностранных гостей и отправкойграждан СССР за рубеж. Крупные гостиницы страны, принимавшие иностранныхгостей, также принадлежали им. В Советском Союзе в начале 90-х годов, пооценкам ВТО, предлагалось всего 32 тыс. номеров, из которых не все отвечалимеждународным стандартам для приема иностранцев.
Номерной фонд Госкомитета «Интурист» в 1991 г. составлял 27,5тыс. в 112 гостиницах.
Гостиничный фонд страны состоял из трех основных видов:
старые традиционные отели, построенные в прошлом и утерявшие свойнекогда роскошный облик;
современные сооружения из бетона и стекла, но с меньшими удобствами,которые были предназначены для приема гостей из социалистических странвнутренних туристов;
новые гостиницы, построенные по международным стандартам.
Некоторые иностранные компании в начале 90-х годов вход в совместныепредприятия с советскими учреждениями и участвовали в реконструкции ипостроении новых гостиниц в СССР, а также в управлении ими.
В настоящее время все еще наблюдается недостаток в предложении услугв столицах и курортных зонах стран СНГ, поэтому иностранные компании стремятсявнедриться на этот рынок, чтобы извлечь выгоду. Однако, как и раньше, ихсдерживают две причины: первая – недостаточно четко определены правасобственности, вторая причина заключается в несоответствии принципов истандартов бухгалтерского учета западным.
С началом экономических преобразований сфера составления туристскогопродукта и его реализации в России и других странах СНГ кардинально изменилась,и сейчас ее представляют негосударственные компании. На рынке РоссийскойФедерации, по данным ГКФТ России, работает около 8000 фирм, 6000 из которыхимеют лицензии на международную туристскую деятельность (только в Москведействуют 3000 таких фирм). Из них лишь 1,5% используют иностранный капитал, а0,3% фирм основаны полностью на иностранном капитале. Значительное большинствороссийских туристских фирм специализируется на отправке туристов за рубеж. Онипредлагают такие туристские продукты, как отдых у моря, шоп-туры,познавательный туризм, поездки на обучение, бизнес-туризм, морские круизы и др.2.2 Международный туризм на современном этапе
Международный туризм в России и других странах СНГ переживает несамые лучшие времена, что связано, прежде всего, с политической и экономическойнестабильностью. Эти обстоятельства отпугивают, с одной стороны, потенциальныхиностранных гостей от визитов в вышеназванные страны, а с другой – иностранныхбизнесменов от вложения денег в развитие туристской инфраструктуры этих стран.
Туристский бизнес в России находится в стадии глубокой структурнойперестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых,межотраслевых, межрегиональных и внешнеэкономических связей. В полной мере этоотносится к процессу формирования туристской инфраструктуры, соответствующегосегмента рынка труда, системы государственного регулирования туристскойдеятельности».
Для решения этих проблем российское правительство 26 февраля 1996 г.утвердило разработанную ГКФТ России Федеральную программу развития туризма вРоссийской Федерации.
«Становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособноготуристского комплекса как основной цепи программы связано с решением рядаактуальных задач, таких, как создание нормативно-правовой базы и основ системыгосударственного регулирования туристской деятельности, формированиесовременного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции,углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий,обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездноготуризма, интеграции России в систему мирового туристского рынка и развитиемеждународного сотрудничества в области туризма».
Программа будет проводиться в два этапа. Первый этап рассчитан наполтора года, в основном, по мнению авторов, для вывода туризма из состоянияструктурного кризиса, формирования правовых и организационных механизмов егозащиты, а также предполагает развитие материальной базы в рамках реконструкциии завершения строительства туристских объектов, расположенных в районах снаиболее высоким туристским потенциалом. В результате реализации первого этапапрограммы ожидаются стабзация и начало постепенного роста внутреннего ивъездного туризма на 4% ежегодно, а при определенных благоприятных условияхрост достигнет 8–9%, а ежегодный прирост валютных поступлений составит 1 млрд.долл. Согласно прогнозным оценкам к концу этого этапа в сфере туризма исопряженных отраслей будет создано 60 тыс. рабочих мест. [11]
Второй этап более продолжительный, чем первый, с 1998 по 2005 г.,предполагает активное строительство новых объектов для размещения туристов итуристской инфраструктуры, модернизацию существующей материальной базы, а такжепроведение широкомасштабной рекламной кампании по продвижению туристскогопродукта России на мировом рынке. В результате реализации второго этапа авторыФедеральной программы ожидают дальнейшего роста туристских потоков на 14–15%.
В программе планируется реализовать мероприятия по кадровому и научномуобеспечению, а к 2000 г. предполагается завершить работы по созданиюсовременной системы подготовки кадров для сферы туризма.
В рамках рекламно-информационного обеспечения развития международноготуризма планируются следующие мероприятия:
­    подготовкаи создание базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностяхроссийского рынка;
­    участиеорганизаций в проведении международных туристских выставок;
­    проведениерекламных кампаний в прессе с целью формирования положительного имиджа России;
­    созданиеинформационных банков данных об отечественных и зарубежных туристских фирмах;
­    созданиеединой туристско-информационной сети на территории России, ее интеграция саналогичными международными сетями;
­    реформированиесети заграничных представительств ГКФТ с целью придания им функций национальныхрекламно-информационных туристских центров России за рубежом.
Для проведения всех перечисленных мероприятий порекламно-информационному развитию международного туризма, кроме последнего, попрограмме выделялось на 1995–1997 гг. около 5,4 млрд. руб. (в ценах 1995 г.).Для проведения последнего мероприятия 4,2 млн. долл. было распределено поровнупо годам.
Членство России в ВТО, участие в генеральных ассамблеях, заседанияхисполкома и других мероприятиях, проводимых по линии ВТО, в указанныйтрехгодичный период обошлось бы по 100 тыс. долл. в год, а что касается участияРоссии в организации и проведении международных туристских выставок, созданииединого национального стенда, то на такое международное сотрудничество из казныпришлось бы выделить по 56 тыс. долл. в первые два года и 58 тыс. долл.в третий год.
Для столицы России московское правительство также разработало Концепциюразвития международного туризма в Москве до 2005 г., согласно которойпланируется произвести реконструкцию существующих гостиниц и построить новые на38 тыс. гостиничных мест. По предварительным оценкам, на это потребуется 5,9млрд. долл., которые Правительство Москвы намерено получить от приватизации,валютных отчислений от гостиниц в бюджет города, налогов на проживаниеиностранных гостей и др.[12]
К 2005 г. число прибытий иностранных туристов в Москву достигло10,6 млн. человек, валютные поступления при этом составили 2,4 млрд. долл.
Для формирования нормативно-правовой базы развития туризма оченьважным и своевременным стало принятие в конце 1996 г. Федерального законао туризме. «Закон определил принципы государственной политики, котораянаправлена на установление правовых основ единого туристского рынка вРоссийской Федерации, на регулирование отношений, возникающих при реализацииправ граждан на отдых, туризм и путешествие»
Как гласит статья 3 Закона: «Государство, признавая туристскую деятельностьодной из приоритетных отраслей экономики РФ, содействует туристскойдеятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет иподдерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представлениео Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляетподдержку туристов, туроператоров, турагентов и их объединений».
Приоритетным направлением государственной поддержки является развитиевнутреннего и въездного, социального и самостоятельного туризма, из которыхпервые два вида нацелены на устранение дефицита платежного баланса РФ.
Из других стран бывш. СССР аналогичные законы уже приняты на Украинеи в Грузии. Межпарламентской ассамблеей стран-членов Содружества принят рекомендательныйзаконодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств-участниковСНГ в областях туризма».
В ближайшем будущем в России большое внимание будет уделено стимулированиюинвестиционной активности в сфере туризма. Допускается возможность прямыхгосударственных инвестиций с последующим возмещением расходов из бюджета спомощью реализации государственной собственности на фондовом рынке. А дляпривлечения частного капитала для строительства объектов индустрии туризмагосударство планирует освобождать от налогов средства, направляемые на этицели, а также от таможенных пошлин на импорт материалов и оборудования и т.д. [13]
В будущем индустрия туризма в России и других странах СНГ можетвозрасти за счет франчайзинговых договоров и контрактов на управление. Этот подходподразумевает следующую схему: государство владеет землей, приватизированнаягосударственная гостиница гостиничная компания владеет имуществом, а иностраннаякомпания инвестирует деньги на реконструкцию восстановление гостиницы, вдальнейшем возвращая их за счет доли в прибыли.
От делового туризма будет зависеть дальнейшее развитие высокоразвитыхотелей в крупных городах – деловых центрах. Согласно структурной теории спросав гостиничном бизнесе Клейнуорта-Бенсона страны Восточной Европы и бывш. СССРнаходятся в первой фазе, когда в экономике доминируют добывающие ипроизводственные отрасли. Деловые путешественники в основном являютсяработниками служб маркетинга и сбыта разных учреждений. По мере роста сферыуслуг страны войдут во вторую фазу и число бизнес-туров увеличится. В третьейфазе, когда установлены корпоративные структуры в сфере услуг, количестводеловых путешественников остается на высоком уровне, однако темпы роста ниже,чем во второй фазе.
Для сравнения континентальная Европа по этой теории входит во вторуюфазу, а Великобритания – в третью. Это говорит об огромном потенциале деловоготуризма в России и странах СНГ.[14]
Факторы, способствующие развитию международного туризма в России.
Несмотря на то, что въездной туризм сдерживают многие факторы: политическаяи экономическая нестабильность, обострение криминогенной обстановки итеррористические акты, законы стран ближнего зарубежья, формальности стран идополнительные сборы, сокращение маршрутов, которые прежде, как правило,проходили через республики, отсутствие необходимой материальной базы,массированная антиреклама России на Западе, негативная информация обобщественном и политическом положении России и многие другие, Россия обладаетпотенциалом развития международного туризма.
Этому могут способствовать:
­  Освоение рынков сбытаи широких сфер приложения капитала, привлекающих компании из-за рубежа;
­  Обеспечение свободыперемещения на большей части территории страны;
­  Развитие индустриитуризма.
В освоении рынков сбыта большое значение имеют следующие факторы:
Повышение достоверности информации о международном туризме, т.е.сбор информации, обследование, исследование международного туризма,аналитико-диагностическая деятельность на основе полученной информации.Проблема статистической информации о туризме в России ещё остается.
Сегментирование туристского рынка, т.е. предоставление услуг повкусам, интересам, привычкам, возможностям и т.д. С обострением конкуренцииследует ловить малейшие оттенки потребительского спроса.
Рыночный сегмент должен отвечать ряду условий:
­    погеографическому принципу;
­    погеодемографическому принципу (запросы городского и сельского населения);
­    подемографическому принципу (заключается в делении рынка на группы по возрасту,полу потребителей);
­    посоциально-экономическому признаку, учету уровня доходов.
Главным поставщиком туристов являются страны с высоким уровнемжизни, но в них выделяется дифференциация доходов. В середине 80-х годов в СССРосновную массу туристов из США составляли лица с годовым семейным бюджетом от20 до 75 тыс. американских долларов; в середине 90-х годов вследствие резкогоувеличения цен на услуги в России такие поездки могли позволить себе главнымобразом семьи, чей годовой доход превышал 50 тыс. американских долларов.[15]
– сегментирование по психографическому признаку (образ жизни людей).
В мировой практике этот туризм получил широкое распространение.Наука «Психология» помогает сегодня туризму в определении, в выделении типовтуристов.
– сегментирование по поведенческому признаку (однородныегруппы людей, по характеру, реакции, поведению);
– многомерное сегментирование, по нескольким переменным (семейноеположение, холостые, уровень доходов, село, город и др.).
Анализируя спрос рынка с этой точки зрения, следует сказать, что сегментациярынка туризма России сегодня отстает от мировых стандартов.
Изучение туристского спроса. Спрос меняется вместе с развитием общества.Некоторые спросы видоизменяются, другие отмирают, следует учитыватьэластичность спроса, т.е. зависимость от дохода потребителя, временные рамки,сезонность, пространство и современные тенденции туристского спроса. Так ссередины 80-х годов в мировом туризме обозначились две тенденции: увеличениесредней продолжительности жизни и снижение уровня рождаемости привели к болеевысокой доле в туризме лиц старших возрастов, и вторая тенденция происходит подвлиянием социально-экономических факторов. Сильное воздействие оказал мировойэкономический кризис. Он сопровождается резким падением покупательских способностей.Это вызвало дробление отпускного периода и рост непродолжительных поездок.[16]
Обеспечение свободы перемещения на большей части территории странызависит от развития в следующих направлениях:
Россия может предоставить туристские услуги с целью отдыха и развлеченийна такой огромной, богатой природными красотами территории;
В начальном этапе развития находится и деловой туризм. Страны Европы:Германия, Испания, Швеция, Швейцария, Бельгия занимают сегодня особое место вделовом туризме. Стремительно развивается бизнес-туризм на американскомконтиненте. Слабо меняется в России и география туризма: поездки в видепоощрения, за успехи в работе, делах. США по-прежнему являются основным «поставщиком»премированных туристов.
/>Заключение
К концу ХХ века туризм занял лидирующее место в международныхвнешнеэкономических связях, стал оказывать серьезное воздействие на развитиеэкономики отдельных стран и мирового хозяйства в целом, возросло его влияние наформирование валового внутреннего продукта. Поэтому туризм и получил название«феномен ХХ века».
Несмотря на возникающие препятствия (природные катаклизмы, техногенныекатастрофы, террористические акты и др.), туризм и в настоящее время продолжаетактивно развиваться. Меняются формы и методы организации путешествий, возникаютновые виды туризма, разрабатываются и создаются условия устойчивого развитиятуризма. Туристы, в связи с расширением возможностей получения информации, всеболее активно начинают вмешиваться в процесс подготовки путешествия.
Тенденции, которые развиваются в туристской отрасли в последние годы,свидетельствуют о том, что дальнейшее развитие туризма будет осуществлятьсяпутем широкого внедрения инноваций. Значительное влияние будет оказыватьдальнейший технический прогресс, появление и внедрение базовых инноваций(нанотехнологии, биотехнологии и др.), широкое использование знания.
Этому будет способствовать и борьба за устойчивое развитие мировойцивилизации, в том числе и туризма.
Россия, которая в течение многих лет была закрыта для внешнего мираи которая обладает гигантскими туристскими возможностями, может стать жесткимконкурентом в борьбе за привлечение туристов. По сути дела, только США могутсравниться с Россией по туристским возможностям. Обе страны расположены внескольких часовых поясах: в России они идут от Тихого Океана в Азии доБалтийского моря в Европе; в США – от Гуама в центральной части Тихого океанадо Виргинских островов в Карибском море. Благодаря этому только две эти странымогут предложить бесконечное множество климатических условий в любое времягода, и в каждой стране есть масса прекрасных природных ландшафтов: от снежныхгор до бесплодных пустынь. Россия и США могут представить бесконечноеколичество возможностей, созданных руками человека, в бизнесе, культуре,искусстве и семейных отношениях.
Однако Россия должна рассказать миру, что она имеет, и затем наилучшимобразом воспользоваться имеющимся. Одновременно Россия должна научитьсяохранять свои туристские объекты, так как туристы прибывают в страну, чтобынаслаждаться ими. Как заметил один наблюдатель: «Туризм требует не простомаркетинга. Он должен стремиться сделать достопримечательности болеепривлекательными. Это означает сохранение и обустройство природных туристскихобъектов. В конечном итоге именно уникальное культурное наследие, дикая природаили красота пейзажа в первую очередь привлекают туристов». Требуется лишьпонимание, план и поиск путей финансирования гарантированных и скромных затратна туризм, а также руководство всем процессом.
Поскольку Россия начинает привлекать на свои просторы все больше ибольше туристов, ей необходимо знать о деталях туристского бизнеса, начиная отсоздания комфортных условий до решения более сложной задачи: сделать так, чтобыпоездка в Россию осталась в памяти навсегда. Предлагаемая книга поможет Россииначать туристский бизнес и быстро развивать его в правильном направлении.
/>Список литературы
1.    Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов.– М.: Аспект Пресс, 2001. – 464 с.
2.    Борисов К.Г. Международный туризм и право: Учебное пособие. –М.: Издательство «НИМП», 1999. – 352 с.
3.    Бурдейный М.А. Отдых в России и за рубежом. – М.: Изд-воВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 207 с. – (Домашняя юридическая библиотечка)
4.    Долматов Г.М. Правовые основы туристского бизнеса: Учебноепособие для гимназий, лицеев, колледжей и высших учебных заведений. – М.:Международный ин-т гостиничного менеджмента и туризма, 1997. – 143 с.
5.    Индустрия сервиса в XXI веке: Тезисы докладов и выступлений Второймеждународной конференции. – М.: МГУ сервиса, 2000. – 115 с.
6.    Индустрия туризма: Правовые акты: Туристская деятельность / Сост. Дехтярь Г.М.– М.: Финансы и статистика, 2005. – 228 с.
7.    Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика.2000. – 320 с.
8.    Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политикаразвития: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 1998. – 142 с.
9.    Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме.– М.: Финансы и статистика, 2002. – 144 с.
10. Международный туризм: Правовые акты / Сост. Н.И. Волошин. – М.:Финансы и статистика, 2000, – 400 с.
11. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. – М.: Финансыи статистика, 2002. – 288 с.
12. Перспективы России в ХХI веке. Мировые и внутрироссийские процессы. –М.: Фонд поддержки ученых, 2000. – 355 с.