Развитие навыков изобразительной деятельности у младших школьников на уроках тематического рисования

Рисование на темы, вотличие от рисования с натуры, является рисованием по представлению. Рисуя натему, ребенок воспроизводит не то, что он видит перед собой, опирается не назрительное восприятие, как при рисовании с натуры, а на имеющийся у него запасзнаний и зрительных представлений о тех предметах, которые он рисует.
Рисование на темырасширяет круг наблюдений ребенка, что имеет большое значение в плане общегоего развития. Рассматривая предмет, анализируя его с помощью учителя на урокахрисования с натуры, ребенок далеко не всегда умеет перенести полученные имнавыки и умения в другие условия и применить их при других обстоятельствах. Вэтом легко убедиться, сравнивая рисунки детей, сделанные в классе с натуры, срисунками, сделанными вне класса по представлению. В то время как изображениеотдельных предметов, нарисованных с натуры учащимися в процессе их обучения,постепенно приобретает новое качество, их рисунки по представлению продолжаютпо-прежнему повторять все те же, часто уже не удовлетворяющие самих детей, нопривычные им приемы изображения. Часто здесь получается разрыв, которыйтормозит творческое и художественное развитие ребенка.
Ребенок, любящийрисовать, много рисует по своей собственной инициативе. При этом, учитываяузкий круг предметов, которые могут служить для него моделью, он частосталкивается с необходимостью изображать такие предметы, которые в классе емуне приходилось рисовать. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы обучение рисованию вшколе, особенно в младших классах, не ограничивалось только рисованием снатуры. Обучая рисованию на темы, учитель помогает изобразительному творчествудетей, утверждая необходимую связь между рисованием с натуры и рисованием попредставлению. Такой связью является использование в работе над темой зарисовокпредметов, сделанных детьми с натуры, организованное наблюдение и анализпредметов, которые не могут быть нарисованы с натуры, но изображение которыхчасто встречается в их рисунках.
Рисование попредставлению, тематическое рисование, долго рассматривалось у нас в школе, вотличие от рисования с натуры или по наблюдению отдельных предметов, как«творческое» рисование, когда ребенок, «свободно сочиняя», как он может ихочет, выявляет свои творческие возможности, свои представления об окружающихего предметах и явлениях. В современной методике рисование на темы понимаетсяиначе. Оно начиная уже с I класса является необходимой и неотъемлемой частьюобщей системы учебно-воспитательной работы по рисованию в школе. У нас нетоснования считать рисование на темы более «творческим», чем рисование с натурыили декоративное рисование. Творческое начало, опирающееся на доступную ребенкусамостоятельность и сознательность при выполнении того или другого задания,обеспечивает активность процесса работы учащихся и является необходимым ееусловием, независимо от того, рисует ли ребенок с натуры, по представлению иливоспроизводит узор по образцу.
Но в тематическомрисовании, несомненно, наличествует один момент, характерный именно для этоговида рисования. Сочинение даже самой простой по своему содержанию темы требует,прежде всего, отбора объектов изображения (что надо изобразить, чтобы передатьв рисунке ту или другую тему, каковы должны быть эти объекты и как их надорасположить в рисунке). Постепенное воспитание у детей элементарных уменийраскрытия сюжета и образов в графической форме имеет большое значение вовсестороннем их развитии, поддерживает и углубляет их способность крассказыванию, чтению картинок, к литературному творчеству, развивает ихвоображение.
В I и II классахсочинение сюжета, то есть отбор тех объектов, которые должен изобразитьребенок, почти полностью еще лежит на учителе. Он должен дать ребенкусовершенно точные указания. Большое значение на этом этапе имеет беседа учителяс детьми. Разъясняя им, что для передачи, например, темы «Осень» они должнынарисовать такие-то деревья и так, как они выглядят осенью, учитель тем самымкак бы вводит их в сюжет, при изображении которого в дальнейшем дети должныпроявить инициативу и самостоятельность.
Рисование на темы,расширяя круг наблюдений ребенка, обогащая и уточняя его зрительныепредставления о характерных особенностях строения и формы предметов,способствует и скорейшему изживанию схематичности в рисунках детей, визображении, например, дома, дерева и пр.
Тематическое рисование,то есть изображение детьми не отдельных предметов, служащих моделями длярисования с натуры в классе, а нескольких предметов из окружающей среды в ихпространственной и сюжетной взаимосвязи, имеет важное учебно-воспитательноезначение в I классе и в другом отношении.
Расстановка предметов врисунке и передача сравнительных их размеров являются теми задачами, решениекоторых связано с тематическим рисованием. Первое понятие о глубине, опространственном изображения при расположении предметов на рисунке даетосознание значения двух плоскостей в рисунке: горизонтальной плоскости (пол–земля),на которой располагаются предметы, и вертикальной плоскости (небо или стена),на фоне которой мы видим предметы. Ребенок 7–8 лет часто не учитывает этого,поэтому в рисунке детей деревья иногда размещаются на небе, а дорога, идя вглубину, продолжается и над горизонтом. Обозначение и учет вертикальной игоризонтальной плоскостей при расположении в рисунке предметов сразу вызывают умаленького рисовальщика пространственные представления, несмотря на то, что онимеет дело с двухмерной плоскостью листа. Вместе с тем понимание и учет этихдвух плоскостей и их соотношений в рисунке являются наиболее трудными для детей7–8 лет из всей суммы вопросов о пространственном расположении предметов попредставлению.
В целях выяснения способностиучащихся I класса читать рисунок, ориентироваться в изображенном на немпространстве в начале учебного года нами был проведен следующий опыт. Каждомуучащемуся был дан лист с линейным изображением части комнаты (окно, стол,табурет, шкаф). Детям было предложено внести в этот рисунок некоторыедобавления. На подоконнике они должны были «поставить» (нарисовать) горшок сдомашним растением, на столе чайник, а в глубине комнаты на полу, около стены,между столом и шкафом «положить» большой мяч. Дети были предупреждены, что,рисуя горшок с растением, чайник на столе, они должны учитывать размерыподоконника, стола и т.д., чтобы горшок с растением и мяч не оказались быслишком большими по сравнению с ними.
Выполнение этого заданиябыло связано с решением учащимися следующих задач графической передачипространства. Правильное размещение чайника на столе и горшка с растением наподоконнике требовало от учащихся понимания горизонтальной плоскости стола иподоконника, данных на рисунке в перспективе, и того, что предмет, стоящий наэтой плоскости (на столе и на подоконнике), в рисунке должен иметь вертикальноеположение, иначе он будет «читаться» в рисунке как лежащий. Чтобы положитьмячик в глубине комнаты у стены, учащимся надо было понять, то есть правильнопрочитать в рисунке пространственные соотношения горизонтальной (пол) ивертикальной (стена) плоскостей. Анализ рисунков детей, выполнявших этозадание, показал, что некоторые задачи решались сравнительно легко, другие – многотруднее. Легче дети справились с изображением положения чайника на столе. Из 37детских рисунков, только на одном чайник стоял не на горизонтальной плоскостистола, а на его ребре, то есть был нарисован так, как он стоять не может. Спередачей вертикального положения чайника учащиеся также справились вполнеудовлетворительно: на 28 из 36 рисунков чайник имел ясно выраженноевертикальное положение, на двух рисунках положение немного наклонное, на шести –чайник не стоит, а лежит.
Горшок с растением имелправильное вертикальное положение только на 15 рисунках, на 9 – скорейнаклонное, чем вертикальное, на 13 рисунках горшок лежал на подоконнике. Набольшинстве рисунков горшок стоял не на плоскости подоконника, а на его ребре(31 рисунок из 36). Только пятеро учащихся нашли правильное положение горшка наплоскости подоконника. По-видимому, это определяется тем, что горизонтальнаяплоскость подоконника много уже плоскости стола, где стоял чайник, и детям былотруднее действовать.
Наиболее сложнымоказалось для детей расположить мяч. Только на трех рисунках задача решенаправильно. Мяч лежит в глубине у стены, его основание расположено нагоризонтальной плоскости пола, а верхняя часть находится на фоне вертикальнойплоскости стены, что определяет точно его пространственное положение. На восьмирисунках мяч дан на линии, отделяющей пол от стены, причем в одном случае науровне этой линии находится верх мяча, а в другом – его низ. На 23 рисунках мячнарисован на горизонтальной плоскости пола в середине комнаты, а в некоторыхслучаях прямо на переднем плане. А на двух рисунках мяч изображен целиком навертикальной плоскости, на стене, поэтому кажется, что он подпрыгнул инаходится в воздухе.
Выработка у детей уменияучитывать горизонтальную и вертикальную плоскости в рисунке и их соотношенияпри расположении предметов должна быть одной из основных учебных задач в работенад тематическим рисунком.
Очень важным моментом втематическом рисовании Методика руководства является подбор тем и заданий.
Рисование на темы«Осень», «Зима», «Весна» опирается на определенные знания детей, накопленныеими в результате их непосредственных наблюдений, чтения и бесед учителя, показакартинок. Несомненно, что с целым рядом образов у них связаны какие-топереживания, чувство радости, удовольствия, в том числе и эстетические чувства.Но все это носит еще очень разрозненный, не осознанный и не обобщенныйхарактер. Темы осени, зимы, лета связаны с изображением дерева. Схема дерева внескольких ее вариантах прочно держится в рисунках первоклассников. Частовстречается схема, где ствол дерева наверху не утончается, а как бы срезан погоризонтали. Можно встретить изображение дерева, наоборот, с невероятно широкимоснованием, при этом ствол дерева так резко суживается кверху, что получаетсянечто вроде треугольника. Сучья на этом дереве в схеме обычно абсолютноодинаковы и по длине, и по расположению на стволе, и по форме. Непосредственнона сучьях сидят листья. При наблюдении детьми дерева их внимание должно быть впервую очередь направлено на его строение: ствол внизу шире, чем у вершины, онсуживается постепенно и на самом верху всего уже, сучья у ствола толще ипостепенно утончаются к концу, они расположены вокруг всего дерева, нижниесучья длиннее и толще верхних, на сучьях много веточек, на них листья. Такойанализ строения, конечно, требует повторения, но все же почти сразу после негов изображении дерева у детей можно видеть новые подробности, почерпнутые изнаблюдения. Далее может следовать наблюдение и определение характерныхособенностей, отличающих, например, березу от других деревьев.
Анализ построения деревалегко связывается с эстетической его оценкой: яркость окраски листвы осенью,прозрачность и легкость весенних деревьев. Указание на то, что легкие, ажурныепереплетения многочисленных веток и веточек делают деревья красивыми дажезимой, когда на них уже нет листвы, помогает детям не только по-иному взглянутьна «голое» зимнее дерево, но и добавить на своем рисунке некоторое количествоветок и веточек, «чтобы было красивее», а это сразу видоизменяет привычную схемудерева.
Большое значение вэстетическом воспитании детей имеет сопоставление наблюдаемых явлений природы сизображением их в рисунке или картине. При рисовании на темы это приобретаетособое значение. Показ и анализ дерева путем выхода с учителем на пришкольныйучасток или наблюдения его из окон надо дополнить демонстрацией специально дляэтого подобранной репродукции. В связи с тем, что рисование на тему «Осень»бывает первым тематическим заданием, проведенным в классе, детям предлагаетсяпосле наблюдения деревьев и просмотра рисунков с изображением ели, березы ирябины зарисовать эти три дерева так, чтобы их легко было узнать. Такое заданиеможет быть дано в качестве домашнего.
В одном из первых классовмы провели следующий опыт: детям было дано задание нарисовать эти три дерева,но никаких указаний о расположении их на листе бумаги не давалось. Послевыполнения задания оказалось, что большинство детей (31 из 42) расположилодеревья в ряд у самого нижнего края бумаги. При этом некоторые обозначали внизуузкую полоску травы или земли, а наверху почти такую же узкую полоску голубогонеба.
После просмотра рисункови показа детям лучших из них, объяснения, почему некоторые деревья нарисованылучше, другие хуже, было предложено новое задание: изобразить осень. Учащиесябыли предупреждены, что при изображении осени им придется вторично рисоватьель, березу и рябину. Занятие началось с показа картины Левитана «Золотаяосень». Цель заключалась не только в том, чтобы показать детям красоту природыосенью, обогатить их образные представления, создать эмоциональное отношение ктеме, но и ознакомить их с приемами расположения предметов, с учетом ближе – дальше.
При рассматриваниирепродукции с картины «Золотая осень» Левитана на предложение показать, какиедеревья на картине ближе от нас, какие дальше, учащиеся выполнили этотребование безошибочно и без всяких затруднений. Следующий вопрос, почему онидумают, что вот эти деревья ближе, а те дальше, явно смутил детей. Те дети,которые сразу подняли руку, по-видимому, не подумав над вопросом, отвечали непо существу, вроде: «Ближе к нам березы, а дальше ели». После повторноговопроса и предложения подумать и еще раз посмотреть, последовали отдельныеответы уже по существу: «Дальше деревья меньше, чем ближние». Немного погодябыл дан и другой ответ: «Дальние деревья не все видны», и, наконец, один изучеников ответил: «Ближние деревья ниже, а дальние выше на картине». Детям былопредложено посмотреть в окно на деревья (класс расположен на третьем этаже, всетри окна класса выходят на участок, засаженный деревьями) и установить, как онивидят основания ближних деревьев по отношению к основаниям дальних.
Таким образом,закономерность расположения деревьев в зависимости от их пространственныхсоотношений, установленных детьми при рассматривании репродукции с картиныЛевитана «Золотая осень», была подтверждена при наблюдении деревьев в окно. Этодало возможность учителю обобщить наблюдения детей в виде правила: «Предметы,расположенные ближе к нам, надо рисовать ниже на листе бумаги, а расположенныедальше – выше». Правило было повторено тремя учащимися перед всем классом.Вслед за этим на доску был повешен большой лист бумаги, разделенный на двечасти, одна треть его была окрашена коричневым цветом, на ней была намеченатрава, остальные две трети листа были окрашены голубым цветом. На вопрос, чтоизображено на бумаге, довольно много детей подняло руки, и спрошенные уверенноотвечали: «Внизу – это земля, а наверху небо».
После этого один изучеников был вызван к доске. Ему были даны четыре нарисованных, раскрашенных ивырезанных из бумаги дерева соответствующих размеров (береза, две ели ирябина). Мальчику было предложено «посадить» деревья так, чтобы береза ибольшая ель были сзади, а рябина и маленькая ель впереди, и накрепить их к схеме,изображающей землю и небо (накреплялись деревья с помощью кусочка пластилина.При легком нажиме деревья приклеивались к бумаге). Такие «посадки» былипроведены у доски по вызову учителя несколькими детьми по очереди. Указания,как располагать деревья, менялись. Верно или неверно размещались деревья,определяли остальные учащиеся, внимательно следившие за «посадкой». Ошибкиисправлялись детьми, поднявшими руку на предложение учителя: «Кто правильно«посадит» дерево»?
Подобные упражненияпроходят очень оживленно и активно, так как дети в поисках правильногорасположения деревьев получают возможность действовать в заданном пространстве,учитывая плоскость земли на схеме как горизонтальную, на которой должны бытьразмещены деревья (одни ближе от нас, а другие дальше, одни впереди, а другиесзади), и плоскость неба как вертикальную, на фоне которой мы видим деревья.
Основные ошибки,допускаемые детьми, следующие: 1) дальние деревья располагались не на земле, ана небе (потеря горизонтальной плоскости земли); 2) ближние деревья изопасения, что они могут закрыть задние, размещались в край листа, с опорой нанижнюю линию земли; 3) все деревья, те, которые должны быть «посажены» ближеили дальше, размещались на одной линии, обычно на линии горизонта. Но все этиошибки очень легко исправлялись классом. После таких подготовительныхупражнений дети рисовали на тему «Осень». Им было дано задание нарисовать ель,березу и рябину, притом так, чтобы рябина была расположена впереди, а другиедеревья сзади. В процессе рисования детям несколько раз пришлось напоминатьправило, как следует в рисунке размещать предметы на первом и втором плане(впереди, сзади). В результате 22 учащимися из 38 задача была решена верно,хотя рябина у большинства и была нарисована вплотную к нижнему краю листа.
Для закрепления пониманияэлементарного пространственного размещения предметов в рисунке необходимо,чтобы рисование на тему, связанную с изображением открытого пространства(земля, небо), всегда начиналось с нанесения линии, обозначающей плоскостьземли. В середине года на вопрос, с чего мы начнем рисунок на тему «Зима», детиуже уверенно отвечали: «Проведем линию земли», а в конце года, не дожидаясьуказания, проводили ее сами.
Вторым тематическимзаданием, посвященным временам года, было рисование на тему «Зима». Заданиевыполнялось детьми не в обычных тетрадях для рисования, а на листочкахсеро-синей бумаги (обложки школьных тетрадей). Это давало возможность детямснег на земле и на деревьях изобразить мелом, что обогащало рисунок и нравилосьим.
Среди бытующих у детей 7–8лет изобразительных схем особенно широко распространено и крепко держитсястереотипное изображение дома с забором. Одноэтажный домик с треугольнойкрышей, с большой трубой, из которой идет спиралевидный черный дым, и забор,непременно в виде частокола, – так сплошь и рядом рисуют московские дети, хотяс уверенностью можно сказать, что они гораздо чаще видят многоэтажные дома икаменные или металлические ограды в виде решеток. Рисуют при этом без всякогоувлечения, пассивно, повторяя, по-видимому, им самим надоевшую заученную схему,которую они не знают, как и чем заменить.
Перед рисованием на тему«Деревья зимой на бульваре или на сквере» детям было объявлено, что они должныбудут нарисовать деревья так, как мы их видим, стоя на тротуаре напротив оградыбульвара. Основными объектами изображения, таким образом, являлись оградабульвара или сквера и деревья, расположенные за оградой. С детьми былапроведена беседа о том, что Москва – столица нашей родины. Советский народ заботитсяоб ее украшении. В ней много очень красивых, больших, многоэтажных зданий,бульвары и скверы окружены оградами из камня и металла. Ограды бывают оченькрасивые, узорные, нарядные. Детям было предложено хорошенько рассмотретьограду ближайшего дома, сквера или бульвара и запомнить ее, так как придется еерисовать.
Ограды, решеткирисовались детьми с большим увлечением. В стремлении сделать красивую решетку,отличающуюся от решетки, нарисованной соседом, некоторые дети в узор решеткивносили много от себя.
То старание, с которымдети вырисовывали решетки, стремясь как можно точнее и аккуратнее передать ихстроение и ритмический повтор узора, свидетельствовало об активном, творческомподходе к выполнению задания, где эстетическая оценка занимала немаловажноеместо. («У меня на решетке звездочки, я такую видела, очень красивая», «У меняс кружками, совсем другая, чем у него, красивая…»).
Так наблюдение,толкнувшее детей на открытие, что даже такой объект изображения, как ограда,может быть дан по-разному, по-своему, что ее можно в рисунке сделать красивой,пробудило в них творческие искания, опиравшиеся на эстетическое отношение кизображаемому, что, в свою очередь, отразилось и на технике выполнениярисунков.
Последнее задание изэтого цикла являлось одновременно и контрольным. Оно как бы объединяло в себедве темы: «Весна» и «1 Мая».
Перед выполнением этогозадания детям было дано поручение в праздничные дни 1 Мая понаблюдатькакой-нибудь дом, красиво украшенный к празднику флагами, флажками, звездами игирляндами. Общее расположение предметов в рисунке было указано детям словесно.Без этого выполнение рисунка не обеспечило бы решения тех задач, которыеопределяли учебное содержание этого задания.
Рисунок, как всегда, былначат с нанесения легкой линии, обозначающей землю. Затем детям было предложенонарисовать красивый московский дом, многоэтажный, с широким входом, припомнивтот дом, который они наблюдали; с обеих сторон дома нарисовать ограду, за ней –деревья; перед домом нарисовать грузовик, троллейбус или легковую машину, комучто больше нравится. А над домом изобразить самолеты, какие мы видим в день 1Мая, когда они летят на парад.
Таким образом, этозадание должно было показать умение детей расставить предметы в рисунке сучетом ближе–дальше и дать хотя и элементарный, но живой образ городского дома,ограды, деревьев, с их характерными особенностями и деталями.
Наконец, это заданиетребовало правильного проведения вертикальных и горизонтальных линий,правильного расположения окон, то есть умений, которые опираются на глазомер итехнические навыки.
Для уточнения зрительныхпредставлений детей о конструкции и форме различного рода транспортных машин исамолетов, которые до сих пор на уроках рисования ими не рисовались, детям былипоказаны их изображения. Таблицы не снимались, поэтому дети могли не толькопосмотреть, но и срисовать ту машину, которую им хотелось изобразить.
Анализ рисунков показалследующие результаты: а) по линии передачи пространственных соотношений из 57учащихся двух первых классов плохо справилось с заданием только 9 человек. В ихрисунках – ограда прозрачная, а стволов деревьев не видно или, наоборот, оградасплошная, а стволы деревьев видны насквозь; б) по линии передачи образа (дом,дерево, ограда) из 57 детей 13 дали бедные, схематичные, мало отличающиеся отстереотипного изображения образы; в) технически неудовлетворительно выполнено16 рисунков (кривые линии, небрежная и неровная раскраска, грязные рисунки – таких8).
Таким образом мы видим,что продвижение учащихся по всем трем основным направлениям, определяющимсодержание обучения рисованию в I классе, – образ, пространство,технические навыки – идет, по существу, равномерно.
Опыт работы показывает,что в I классе большое положительное значение для развития тематического рисункадетей имеет одновременное наблюдение ими предметов и явлений действительностипод руководством учителя и показ им соответствующего иллюстративного материала.Наблюдение помогает уяснить детям, как мы видим предметы в пространстве и какиеони на самом деле, показ учит, как их изображать.
Все перечисленные темы мыотносим к первому циклу как объединенные общей целью обогащения и уточнениязрительных представлений и изобразительных средств передачи в рисунке такихпредметов, как дерево, здание, ограда, автомобиль и пр., и подведения детей ксознательному овладению простейшими приемами изображения пространственныхсоотношений предметов в рисунке, определяемых пространственными понятиями:ближе, дальше, впереди, сзади.
Наряду с такого родатемами, где основными методами уточнения и обогащения образов предметов врисунках детей является наблюдение действительности и рассматривание картиныпод руководством учителя, большое значение имеет рисование на темы, связанные сизображением по представлению предметов, ранее рисованных с натуры. Рисованиена такие темы развивает у детей способность переносить знания и умения,полученные в процессе рисования с натуры, на рисование по представлению.
В связи с тем, чтоассортимент моделей, рисуемых с натуры в I классе, очень ограничен, такие темы,интересные детям по своим образам и содержанию, подобрать довольно трудно. Внашей опытной работе прекрасный результат всегда давали две темы: «Новогодняяелка» и «Рыбка среди водорослей».
Для передачи темы«Новогодняя елка» детям было предложено нарисовать не целую елку, а толькобольшую ветку, украшенную игрушками. Работе над темой «Новогодняя елка»предшествовало рисованию с натуры веточки елки. Предварительно дети рисовалитакже с натуры елочные цветные бусы, гирлянду разноцветных флажков и отдельныефлажки. Все это можно было использовать для «украшения» новогодней елки.Рисование с натуры веточки елки познакомило детей с особенностями строенияелки, с расположением на ней боковых ответвлений, отросточков и хвои.Нарисовать на этой основе большую ветку елки, расположив ее в длину всего листапо диагонали, из угла в угол, не представило особенных трудностей особеннопосле того, как детям была показана большая ветка елки и было объяснено, чтостроение большой ветки аналогично строению маленькой. Интересно было проверить,как дети запомнили, насколько прочно усвоили при рисовании с натуры характерныеособенности строения елки (в основном расположение на стержневой веточкеотростков и хвои) и насколько они сумеют передать эти особенности при рисованииветки елки по представлению. Следует отметить, что из 38 детей только четверонарисовали ветку, расположив боковые ее ответвления прямо перпендикулярно поотношению к стержневой ветке, а двое дали неверное расположение хвои.
После того, как веткабыла нарисована, детям было предложено украсить ее игрушками. При этом ихспросили, что из того, что они рисовали, может служить для украшения новогоднейелки. Дети отвечали, что такими украшениями могут быть разноцветные флажки наверевочке и красные флажки на палочке, блестящие бусы и шарики, которые онирисовали с натуры. Учащихся предупредили, что, рисуя игрушки, они должныучитывать их размер по отношению к ветке елки. Крупные и тяжелые игрушки невешают на елку. Под их тяжестью согнутся и некрасиво опустятся легкие, гибкиеветочки. Располагая игрушки на нарисованной ветке, следует помнить, что шарики,гирлянды бус, флажков, прикрепленные к елке за конец нитки, висят вниз,закрывая собой часть веточки, флажки на палочке прикрепляются к елке так, чтопалочки имеют вертикальное положение, а сам флажок находится наверху и своейплоскостью также закрывает часть елки.
Необходимо обратить наэто внимание детей, повесив на прикрепленную на доске ветку елки, какое-нибудьукрашение. Это важно, так как дети часто, располагая на рисунке игрушки, рисуютих с обеих сторон ветки, причем одни игрушки висят вниз, а другие вверх.
Рисованию на тему «Рыбкисреди водорослей» предшествовало рисование с натуры маленькой рыбки – целлулоиднойигрушки. Таких рыбок было двадцать штук, и они были розданы детям на парты.Было второе полугодие и учащиеся, рисуя рыбку, уже явно проявили стремлениерассмотреть и изобразить не вообще рыбку, а данную со всеми ее хотя и простыми,но характерными особенностями.
После рисования рыбки с натурыдетям было предложено нарисовать рыбок среди водорослей, так, как они их виделив аквариуме, где рыбки плавают между водорослями, то прячась за ними, то вновьпоявляясь, прикрывая часть водорослей, находящихся за ними. То, чторасполагается впереди закрывает от нас то, что находится сзади. С этимположением дети встречались и раньше, рисуя на тему «Деревья зимой», где низдеревьев, находящихся за оградой, был ею закрыт. Таким образом, пониманиеучащимися того, как надо располагать предметы в рисунке с учетом, что одиннаходится впереди, а другой сзади, здесь вновь закреплялось, углублялось ивместе с тем проверялось на другом задании и при изображении других объектов.
На доске был повешенцветной рисунок, изображающий различных рыбок и водяные растения. Указывалосьна разнообразие формы и окраски рыбок, разбиралось строение водяных растений,их сходство с уже знакомыми детям видами растительных форм. Одни похожи посвоему строению на елочку, другие имеют листочки и т.д. Рисунок не снимался сдоски весь урок.
Детям было данообъяснение в какой последовательности надо выполнять рисунок «Рыбки средиводорослей». Прежде всего внизу страницы надо провести линию, чтобы наметитьгде будет дно, песок, на котором должны быть расположены растения. Затемразместить растения и, наконец, нарисовать рыбок так. чтобы сразу было видно,что одни из них, ближе к нам, плавают перед водорослями, другие дальше, позадиводорослей Для решения детьми этой простейшей задачи именно данная темаоказалась чрезвычайно эффективной и вместе с тем очень увлекательной.По-видимому, это обусловливается прежде всего динамичностью образов темы – плавающиевзад и вперед рыбки – что помогло детям ясно представить себепространственность изображаемого и движение рыбок в отношении неподвижных водорослей.
Рисунки детей на даннуютему показали, что почти все дети решили задачу, лишь на двух рисунках из 39 небыло учтено пространственное взаимоотношение рыбок и водорослей.
Любопытно и другое:выполнение детьми этого задания помогло им перенести умение располагатьпредметы в рисунке по представлению с учетом их пространственных соотношений врисунок, выполняемый с натуры. Немного спустя после рисования на тему «Рыбкисреди водорослей» дети рисовали с натуры веточку вербы с несколькими барашками.После общего анализа веточки вербы (так же, как. и при рисовании веточки ели)детям было предложено рассмотреть веточку вербы, лежащую перед ними на парте, исреди заданных учителем вопросов был такой вопрос: «Все ли барашки вы видитецеликом, и как вы видите барашки, расположенные сзади веточки?» Дети сразуответили: «Те барашки, которые сзади прикрыты веточкой, не видны целиком». Аодин прибавил: «Барашки спрятались за веточкой, как рыбка за водорослями».Элементарная способность к обобщению, которая проявилась у детей в это время,обеспечила 51% учащихся перенос полученных при рисовании по представлениюумений на рисование с натуры.
Подводя итоги всемусказанному, можно сделать следующие выводы: тематическое рисование имеетбольшое значение в обогащении изобразительных средств учащихся I класса. Оноспособствует уточнению изображения предметов, рисуемых детьми по представлению,отходу от стереотипа и овладению учащимися элементарными приемами расположенияпредметов в рисунке с учетом ближе – дальше. Вместе с тем тематическоерисование под руководством учителя положительно влияет на самостоятельныезанятия детей рисованием. Организованно наблюдение детей вне класса, связанноес рисованием, расширяет круг наблюдений детей. Положительное влияние оказываетна детский тематический рисунок показ и анализ иллюстративного материала сизображением предметов, которые дети должны рисовать по представлению приусловии, что этот материал не превращается в образец для копирования.