Муниципальное Детское Образовательное Учреждение Детский сад №61
«ФЛАЖОК»
Творческий отчет
педагога дополнительного образования (изодеятельность)
«Развитие образной выразительности у детей на занятиях поизодеятельности»
Погодиной Татьяны Петровны
Смоленск 2009
Содержание
1. Художественный образ — основа эстетического развития
2. Методы, применяемые на занятиях по изодеятельности
3. Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Золотая осень в гости к нампришла»
Список литературы
1. Художественный образ — основа эстетическогоразвития
Ребенок живет в огромномреальном мире, в котором многое для него пока еще недосягаемо в силу еговозрастных особенностей. Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота- это первая ступень в воспитании чувств эмоциональной отзывчивости. Только наэмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром ис удивительным миром искусства. Красота и доброта идут всегда рядом.
Художественная деятельность — это специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоениемира посредством искусства. Сущность художественного воспитания в формированииэстетического отношения к окружающему посредством развития умения понимать исоздавать художественные образы.
Художественный образ лежит воснове эстетического опыта, передаваемого детям, и является связующим в системеэстетического воспитания развития и обучения детей дошкольного возраста. Эстетическоеотношение формируется только в установке на восприятие художественных образов ивыразительных явлений.
Развитие изобразительных навыкову детей происходит на основе практического интереса в развивающей деятельностии реализуется в активном участии ребенка в творческом процессе, а не только всозерцательном сопереживании. В эстетическом развитии детей основной являетсяспособность к восприятию художественного произведения и самостоятельноесоздание выразительного образа, который отличается новизной, оригинальностью,вариативностью.
Путь к искусству ребенокпрокладывает через свой жизненный опыт.
В практических работах он идетот искусства к жизненным темам, поэтому его работа — это показатель того, какглубоко он усвоил содержание темы и сумел соединить её со своими внутреннимипереживаниями. Создается целостная картина — ребенок — искусство — действительность. Детская работа — это главный ответ, для которого ребенокмобилизует все свои внутренние силы.
Дошкольник в своем эстетическомразвитии проходит путь от простого образа — представления к обобщению, отвосприятия целого образа к осознанию его внутреннего смысла.2. Методы, применяемые на занятиях поизодеятельности
Художественно — творческаядеятельность многогранна. Каждый ребенок в детстве строит, украшает,изображает, как бы моделируя через игру отношения человека с человеком,человека с природой, с реальностью. Дети строят из песка дворцы замки. Строятиз снега, из кубиков. Создают прекрасные украшения из природных материалов: гирляндыиз листьев, венки из одуванчиков и колосков. Детская фантазия не знает границ. Чемтолько не рисуют дети — цветными мелками на асфальте, угольком на стене,палочкой по сырому песку, карандашами, фломастерами, красками. Через игру детиприходят к пониманию того, что в каждом виде деятельности первоосновой являетсяприрода — щедрый и мудрый учитель, наставник для любого художника. Творенияхудожницы природы прекрасны в любое время года. Вот почему художник в своем творчествестарается проникнуть в тайны её совершенства, сделать её своей союзницей, нобез фантазии ему никогда не приблизится к совершенству и красоте. Реальный мирво всём его многообразии проявлений — это бесценная кладовая, из которойхудожник черпает жизненно важные темы. Человек, природа, предметный мир… даразве перечислишь все, что может увидеть художник в реальном мире,неисчерпаемом и бесконечном, как океан, чтобы затем переосмыслить его в своемтворчестве. Ребенок должен иметь представление об истоках творчества художников.Именно природа, реальность — первооснова творчества во всех видах деятельности.Для творчества необходима фантазия. Это прекрасная способность любого человека.Умение фантазировать — это начало пути, точка отсчета, стартовая площадка, скоторой можно уверенно и свободно отправляться на поиск новых открытий вобласти фантазий. Ребенок осмысливает механизм конструирования художественныхобразов и от этого испытывает истинную радость. Творчество — это сокровенныйпроцесс, в ходе, которого, человек обнажает свою душу. Как важно, чтобымаленький художник поверил в свои силы, не вздрагивал, не прятал свой рисунокот посторонних глаз, а уверенно и спокойно вел его к завершению. В началетворческой деятельности дети выражают чувства и отношения в своих рисункахчисто интуитивно, не зная о средствах художественной выразительности. Черезсодержание образа, эмоциональный настрой выходят дети на средства изображения подсознательно.Дети знакомятся с выразительными средствами, чтобы в дальнейшем осмыслить иначать создавать художественные образы. Элементы художественного языкаразнообразны: цвет, пятно, объем, линия, ритм. В каждой возрастной группе детипостепенно ознакамливаются со средствами художественной выразительности, чтобыпередавать настроения, чувства, свои наблюдения.
Искусство — не догма: ононаходится в постоянном движении, развитии, изменении. На основе вышесказанногомною реализуются поставленные задачи для ознакомления и обучения детейхудожественному творчеству. На своих занятиях я продолжаю знакомить детей сразными видами искусства: живописью, графикой, народными и декоративно-прикладнымивидами искусства, чтобы обогатить зрительные впечатления и сформироватьэстетические чувства ребенка. Показывая детям произведения искусства различныххудожников, акцентирую их внимание на различиях, как по тематике, так и посредствам выразительности. Обсуждаю с детьми содержание того или иного произведения- всё это развивает творческое воображение, формирует эстетическое отношение кмиру. В детях дошкольного возраста стараюсь поддерживать стремление видеть вокружающем их мире красивые предметы и явления, стараюсь знакомить с новымипроизведениями искусства. В доступной для их возраста форме рассказываю отворческом замысле художника, и какими средствами передается состояние природы,настроения людей. Обращаю внимание детей на образную выразительность разных объектовв искусстве, природном и бытовом окружении, например: произведения русскихнародных промыслов, архитектурные сооружения (смоленская крепостная стена) природныеявления, мебель, посуда, игрушки, книги. Учу замечать общие черты и отдельныемелкие детали. Знакомлю с понятиями колорита, контура, линии, мазка, узора. Стараюсьучить детей правильно отбирать содержание рисунка, скульптуры, аппликации. Поощряюи поддерживаю личностное творческое начало, активизирую выбор сюжета о семье, одоме, детском саде, городе, деревне, о космических путешествиях, о дальнихстранах; поощряю интерес к изображению человека (портрет, семейный портрет,бытовые сюжеты). При создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживаю желаниедетей изображать животных в движении, при создании сказочных образовпреобразовании реальных образов в фантазии. Учу детей различать реальный ивыдуманный мир в произведениях изобразительного и декоративно прикладногоискусства и переносу этого понимания в свою художественную деятельность. Учуребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всейработы; передавать впечатления, об окружающем мире, отражая свои эстетическиечувства, передавать доступными выразительными средствами настроение и характеробраза. Стараюсь объяснять и развивать композиционные умения: размещать объектыв соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности, создаватькомпозицию в зависимости от сюжета — располагать объекты на узком или широкомпространстве земли (неба), обозначив линию горизонта изображать более близкие идалекие предметы, не изменяя их размера, выделять в композиции главное — основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку; учить планированию.Для дошкольников изодеятельность подразделяется на три вида: рисованиескульптура и аппликация. На занятиях по рисованию учу пользоваться акварельнымии гуашевыми красками, даю задания на экспериментирование с красками, смешиваниеразличных красок для получения задуманных цветов и оттенков, пользоватьсяцветными карандашами и мелками. На занятиях по скульптуре учу детей создаватьдинамичные выразительные образы и сюжетные коллективные композиции на различныетемы и различными материалами, а также различными способами. На занятиях поаппликации учу детей различным способам создания художественного образа,знакомлю с ленточным способом вырезания для получения многофигурныхизображений, показываю способы вырезания из бумаги, сложенной несколько раз подиагонали, знакомлю детей с новыми видами аппликации из природного материала. Используюдидактические игры с художественным содержанием, учу составлять разные вариантыкомпозиции. Лучшие детские работы оформляются на выставку в детском саду. Детипринимали участие в городских выставках на темы: «Мой любимый городСмоленск», «Загорелся Кошкин дом». Мною было проведено открытоезанятие по рисованию на тему: «Космические путешествия на Марс»3. Конспект занятия в подготовительной группе натему: «Золотая осень в гости к нам пришла»
Тема занятия: «Золотаяосень в гости к нам пришла».
Цели: научить детей создаватькартину осеннего леса по замыслу. Учить располагать предметы на полосе земли«ближе» и «дальше». Учить передавать в рисунке строениедеревьев, соотношение частей. Отрабатывать прием рисования концом кисти длятонких веток и листвы, прием вертикального мазка.
Предварительная работа: рассматриваниерисунков с изображением деревьев, природы осени, репродукции художниковфотографии.
Материалы, инструменты,оборудование: листы бумаги — тонированные, краски акварельные, кисти №2 №5, стаканчикдля воды.
Наглядность: рисунки, фотографии,репродукции.
План
организационный момент — готовность к занятию.
вступление: рассказ об измененииприроды об изменении цвета листвы, травы, о богатстве цветовых оттенков, окрасоте.
показ иллюстраций, рисунков,фотографий.
Практическая часть.
Фронтальная работа с группой.
Поэтапное выполнение осеннегопейзажа.
Подведение итогов: выставкалучших работ
Ход занятия
Детям раздаются тонированныелисты бумаги. Ребята, давайте представим, что в гости к нам пришел Незнайка. Незнайка- это ручная кукла. Он просит детей помочь ему нарисовать осеннюю природу, таккак он не знает, как это сделать. Дети стараются помогать сказочному герою ипоочередно рассказывают об осени, об изменениях в природе, как начать рисоватьосенний пейзаж.
Первый этап — выполнение земли — подбор правильного цвета.
Второй этап — выполнение стволовдеревьев с расположением их на листе «ближе» и «дальше».
Третий этап — выполнение ветокдеревьев методом конца кисти для рисования тонких линий.
Четвертый этап — подбор красокдля передачи осенних оттенков, желтого, оранжевого, красного оттенков дляизображения листвы. Все советы по выполнению работы даются от имени Незнайки. Вконце занятия выбираются лучшие по цвету и композиции работы, и делаетсявыставка с комментариями и похвалой за удачное исполнение. В конце занятияНезнайку спрашиваю, чему он научился на занятии.
Старшая группа.
Тема: «Слепи свой остров»
Цели: научить детей составлятьсюжетную композицию из разнородных элементов (пальма остров).
Расширять возможности лепки: цилиндры(валики) разной длины разного диаметра способом надрезания, воспитывать любовьк природе.
Предварительная работа: беседа опоездках и путешествиях в другие страны. Беседа о разных островах с показомиллюстраций, фото с изображением экзотической природы, плодов, птиц, животных.
Материалы, инструменты,оборудование: пластилин, стеки, подставки, салфетки, дощечки.
Наглядность: плакаты, фото,иллюстрации.
Ход занятия
Дети слушают музыку измультфильма чунга-чанга про чудо остров (создаем нужный психологический настрой).Беседа о том, что далеко — далеко в море — океане есть прекрасный необитаемыйостров, и живут там лишь обезьяны и красивые невиданные птицы. Растут наострове необычные деревья — пальмы, а на пальмах растут кокосы. Каждый можетпредставить свой остров и слепить его, проявив фантазию. Основа — это море (синийпластилин), на нем остров (желтый цвет), а на нем распустились пальмы скокосами. Стволы пальм делаются стекой методом подрезания, листья выполняютсяиз зеленого пластилина из валиков, кокосы в форме шариков (черный цвет). Детиначинают лепить и создавать композицию. В конце занятия работы выставляются навыставку.
Список литературы
1. «Обучение детей 2-4 летрисованию лепке аппликации в игре» Москва Просвещение 1992г.
2. Т.Н. Даронова, С.Т. Якобсон. «Первыешаги в мире искусства» Москва Просвещение 1991г.
3. Н.А. Горяева. «Занятия поизодеятельности в детском саду» Москва «Владос» 2000 г.
4. Г.С. Швейко, И.А. Лыкова «Изобразительнаядеятельность в детском саду (младшая группа, средняя группа, старшая группа,подготовительная группа)» методические пособия специалистов дошкольныхобразовательных учреждений издательство Карапуз — дидактика 2007.