План: Введение…ст.1. Развитие отечественного таможенного дела и законодательства о нем…ст.1.1 Зарождение таможенного дела. Киевская Русь…ст.1.2 Таможенное дело Украины под властью Литвы…ст.1.3 Эпоха казачества и развитие таможенного дела в этот период… ст.1.4 Эпоха руины и её влияние на таможенное дело Украины…ст.8 1.5
Послереволюционное развитие таможенного дела Украины…ст.1.6 Таможенное дело в 1920 – 1922 годах…ст.1.7 Создание СССР и влияние этого события на таможенное дело Украины…ст.15 Заключение…ст.17 Библиография…ст.18 Введение В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве закона и приоритете прав человека и гражданина
практически воспринято обществом как будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но и с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и
общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека. Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством – единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого – народ Украины. Но государство и право имеют не только инструментальное значение и самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие
свободы. К этой цели общество придет только через повышение ответственности, возложенной на институты государственной власти, решительные действия по экономическому, политическому и социальному реформированию, созданию качественной правовой базы для таких действий. Не последнюю роль при решении программ государственного становления играет такой важный государственный орган как Государственная таможенная служба Украины, деятельность которой регулируется большим пакетом
законодательных актов, которые рассматриваются и развиваются одной из отраслей права – таможенным правом. Следовательно, иметь хотя бы общие понятие о таможенном права обязан каждый юрист независимо от рода юридической деятельности, а для того чтобы глубже понять истоки таможенного права Украины необходимо рассмотреть его в историческом разрезе. 1. Развитие отечественного таможенного дела и законодательства о нем 1.1
Зарождение таможенного дела. Киевская Русь. Строго говоря, таможенная охрана границ как один из эле¬ментов государственности существовала на территории Украи¬ны издавна, точкой отсчета служит эпоха Киевской Руси. Киевские князья поддержи¬вали уже довольно широкие торговые связи, прежде всего с Византией, служившей основным рынком сбыта таких искон¬но русских предметов экспорта, как меха, мед, воск и др. Именно в этот период появляются зачатки таможенного дела в
Украине. Здесь, в Киевской Руси, мы находим истоки самого понятия таможенного регулирования, в том числе и терминологии, сло¬жившейся в этой области в украинской науке и практике. М.С.Грушевский пишет: «Перші письменні звістки про руську тор¬говлю на Чорнім морі сягають 1-ої пол. IX в. На початку X в. ся заморська русько-візантійська торговля була вже дуже значна. З розміром, обставинами й прерогативами, які здобула собі вона наслідком походів руських
князів на візантійські землі в IX і XI в. знайомлять нас дркладнійше умови з Візантією кн. Олега в перших роках X в особливо як ще їх доповнити звістка¬ми з умови Ігоря 944 р. і оповідання Константина» . По свидетель¬ству Грушевского, русские купцы платили еще в первой по¬ловине IX в. десятину византийскому правительству со свое¬го продаваемого там товара, то после весьма удачного
в во¬енном отношении похода киевского князя Олега в 907 г. они получают ощутимые преимущества, а именно — право бес¬пошлинной торговли в Византии. В договоре 907 г. (по другим данным — 911 г.) содержится на этот счет следу¬ющая подтверждающая привилегии русских купцов форму¬ла: «и да творять куплю, яко же им надобе, не платяче мыта ни в чем же». Из дого¬вора князя Олега 907 г. мы, в сущности, впервые находим в официальном документе и терминологические истоки рассмат¬риваемого
вопроса — а именно: речь идет о терминах «мыто», «мыт» и вариациях их в российских словосочетаниях «мытный сбор», «мытная изба» и др. А вот в украинском и ряде других славянских языков (например, в болгарском) и в современ¬ном написании и произношении этот корень не изменился — «мито», «митниця» и др. Правда, в дальнейшем, уже в современном русском языке закрепилось иное название: «таможня», «таможенный» и др. Термин происходит от тюркского «тамга» — знака собствен¬ности, которым отмечалась принадлежность
скота, например, или других объектов. Это клеймо, или тавро, в период татаро-монгольского ига в древней Руси постепенно стало обозна¬чать законность пересечения товаром границы после уплаты соответствующей пошлины, теперь именуемой таможенной. Возвращаясь к состоянию таможенных отношений между Ки¬евской Русью и Византией в Х- XI вв следует сказать, что названные выше льготы (свобода судоходства на Черном море и освобождение от уплаты таможенных пошлин) вскоре
Ру¬сью были утеряны — вследствие на сей раз неудачного воен¬ного похода на Византию (941 г.) преемника Олега — князя Игоря. После того, как в 944 г. был заключен новый договор, в его общеполитическом разделе уже не упоминалось о бес¬пошлинной торговле, наоборот, были введены существенные ограничения. Наступило время княжеских междоусобиц — типичных для эпохи феодальной раздроблен¬ности локальных войн, заполняющих всю вторую половину XI в.
Поэтому в условиях, когда господствовал выработанный на Любечском съезде князей в 1097 г. принцип «каждый да держит вотчину свою», каждый из них проводил такую тамо¬женную политику, какую считал нужной, учреждал где ему заблагорассудится таможенные заставы, облагал купцов все¬возможными налогами, а точнее — поборами. 1.2 Таможенное дело Украины под властью Литвы Что касается
Древнерусского государства, то оно просуще¬ствовало до первой трети XIII в. и пало под ударами орд Батыя. Используя феодальную раздробленность русских земель, их политическую разобщенность и слабость вследствие зависи¬мости от Золотой Орды, быстро набиравшее силы Литовское княжество, а затем и Польша вскоре стали захватывать сосед¬ние земли бывшей юго-западной
Руси, на которых, как отме¬чают современные украинские историки, как раз в эти исто¬рические сроки (XIII— XVII вв.) начала формироваться укра¬инская народность. Поскольку собственной государственности украинский на¬род тогда еше не обрел, на отошедших к Литве землях дей¬ствовало, естественно, ее законодательство, в том числе и таможенное. Таможенных пошлин (в тогдашнем их понимании) было очень много, что они час¬то менялись, и что литовское
правительство (так же, впро¬чем, как и московское) предусматривало строгие санкции за попытку обойти в прямом смысле, объезжая другими дорога¬ми те города и места, где взимались пошлины. Среди них упоминаются, например, Чернигов, Киев, Чернобыль. Так, в Чернигове ставки пошлины в рассматриваемый период со¬ставляли 2 гроша с вьюка товара и 3 гроша с воза, хотя со¬временному читателю это, видимо, мало о чем говорит, тем более, что там же упоминается
о Киеве, где пошлина была уже совсем другой — тридцать грошей с воза. При всем том, что пошлины значительно разнились между собой, все же можно сказать, что наиболее распространен¬ным видом пошлины считалось именно такое «отстегивание» в пользу сборщика пошлин определенной части со стоимости товара. Исследователь таможенной стари¬ны, преподаватель Киевского коммерческого училища И.Коз¬ловский пишет, например, о том, что торговые люди платили или
«пятинную деньгу», или (наиболее часто) «десятинную», или даже «одно тридцатое» и т.д. 1.3 Эпоха казачества и развитие таможенного дела в этот период Начиная с XV в. Украина вступает в период своей истории, который принято именовать эпохой казачества, но о делах та¬моженных можно судить лишь по некоторым документам, от¬носящимся к существованию сложившейся на территории ос¬вобожденной Украины в 1648-1654 гг. украинской казацкой державы —
Войска Запорожского, и затем в период Гетман¬щины. Вот несколько штрихов к очень неполной, разумеется, картине складывавшихся в этой сфере отношений. Как отмечается в одной из новейших работ по истории госу¬дарства и права Украины, «за договором 1649 р. турецького султана з «Військом Запорозьким і народом руським», тобто з вільною Україною, сторони взяли на себе такі обов’язки.
Тур-ція — надавати українським купцям право вільно плавати по Чорному морю й безмитне торгувати в Турецьких володіннях, а Україна — перешкоджати запорозьким і донським козакам нападати на Османську Імперію». Так, за период с 1648 г. по 1654 г. Б.Хмельницкий направил в Москву 10 пол¬номочных посольств,
Москва в Украину — не менее 15. Од¬ним из результатов этих регулярных дипломатических связей было и урегулирование таможенных вопросов между Россией и Украиной. Шла оживленная торговля. При этом украинским купцам было разрешено торговать без уплаты таможенных пошлин в Русском государстве, а русским — в Украине. Вообще следует отметить, что таможенному делу по самой его природе (в полном смысле слова пограничной,
на стыке двух различных национальных правопорядков) присуща са¬мая тесная связь с состоянием межгосударственных отноше¬ний вообще и внешних сношений в частности. Обратимся к внутренней организации таможенного дела Украины — в основном к таможенной политике и неко¬торым шагам по ее осуществлению при Богдане Хмельниц¬ком и в последующие годы Гетманщины. Б.Хмельницкий, заключив договор 1654 г. с Русским госу¬дарством, и тем самым окончательно порвав с
Польшей, сра¬зу же принял меры по присоединению к Украине некоторых частей Белоруссии, а именно: Могилева, Гомеля, Нового Быхова. Чаус. Как пишет Дмитро Дорошенко, автор многих работ по истории Украины, „це приєднання мало значення для України не тільки з причин стратегічних, захищаючи її від півночі, але й з економічних: через білоруські землі влег-шувався торговельний шлях до
Балтійського моря, куди йшов український експорт. У Старому Бихові, як знаємо, Хмель¬ницький установив навіть «вільний порт» ”. И если, как пишет Д.Доро¬шенко, гетману не удалось добиться значительных успехов в сборе налогов с населения, то «для самого українського уряду залишалось як головне джерело прибутків до державного скарбу мито з привозного краму й посередні податки з меду, пива й горілки.
Зберігся універсал Б.Хмельницького з р.1654, в яко¬му доручається організувати митну справу на границях Украї¬ни (турецькій й московскій) Остапові Астаматієві, пізнішому дипломатові Дорошенка, й установляються такси митних оп¬лат, так званої «індукти», з привозного краму. Як свідчить Павло Алепський, митні побори на границях і доходи з оренди гаря¬чих напоїв приносили українському держанному скарбові 100.000 червоних золотих
річно. Поборці державних прибутків називалися індукторами або екзакторами. їм здавалося від уряду побирання митних та горілчаних поборів». Последнее положение подтверждает тот факт, что организа¬ция таможенного дела в Украине строилась с учетом опыта многих европейских стран того времени — в частности, в до¬полнение к складывающейся государственной таможенной службе как таковой взимание таможенных пошлин отдавалось
на откуп различного рода лицам и учреждениям, которые дей¬ствовали на выработанных сторонами условиях. О создании таможенной границы Украины после договора 1654 г. пишет в наши дни специалист по вопросам истории государства и права Украины О.Ф.Скакун. В ее работе 1990 г. читаем: «У перший час після Переяславської ради 1654 р. Ук¬раїна мала своєрідне (якого не мала жодна інша адміністра¬тивна одиниця Росії) козацько-старшинське самоврядуван¬ня, військо, суд, податкову систему,
митні кордони». 1.4 Эпоха руины и её влияние на таможенное дело Украины Наступило время, известное в украинской истории как эпо¬ха «Руїни», когда рушилось многое из того, что было достиг¬нуто при Богдане Хмельницком. И только к концу XVII в. по¬степенно восстанавливаются непосредственные торговые от¬ношения с заграницей Левобережной Украины, оставшейся по условиям Андрусовского перемирия 1667 г. в составе
Рос¬сии. Последняя до середины XVII в. в целом не стесняла вне¬шнюю торговлю тогдашней Малороссии, но препятствовала ее сношениям с Запорожской Сечью. При этом, как пишет в своей работе упомянутый выше И.Козловский, малороссия¬нам запрещалось привозить в Россию вино и табак, если только это делалось не по казенным подрядам.
Что касается таможен¬ных пошлин, то они «отдавались на откуп охочим людям с предоставлением в пользу их всего, утаенного на таможне и воспрещаемого ко ввозу в Россию». Первые же десятилетия XVIII в. ознаменовались усилением протекционистских начал в таможенной политике России, на¬правленной на всемерную поддержку появляющихся в ней но¬вых мануфактур. Так, в 1714 г. Петр I запретил ввоз в Украину чулок, золотых и серебряных ниток, дорогих материалов,
шел¬ковых тканей, сахара, красок, полотна, столового белья, та¬бака, карт и сукна — с тем, чтобы принудить украинцев по¬купать эти товары только в России, а не у западно-европейс¬ких производителей, как было раньше. К тому же принятый в 1724 г. таможенный тариф предусматривал высокие ставки пошлин. Например, при ввозе с территории Украины льня¬ной пряжи и необработанной кожи пошлина достигала 37%, а вновь разрешенные к ввозу украинские водка и табак обла¬гались теперь 30%-ной пошлиной — помимо того,
что при вывозе приходилось платить еще и гетманскую «эвекту». Но самые драматичные в области таможенных отношений Украины и России события происходили в середине XVIII в. Началось с того, что по предложению Петра Шувалова — фак¬тического руководителя российского правительства — 20 де¬кабря 1753 г. был издан указ императрицы Елизаветы о ликви¬дации в
Русском государстве всех внутренних таможен и взи¬маемых ими различных пошлин и сборов (всего 16 видов). Была установлена единая ставка внутренней пошлины — «с при¬возного и отвозного товара» — 13 коп. с каждого рубля его стоимости. Ввоз и вывоз предметов заморской торговли портовые та¬можни облагали по ставкам российского тарифа 1731 г. (в ефим¬ках). Единые таможенные пошлины были распространены на Ук¬раину и 18 января 1754 г. указом Сената был определен поря¬док таможенного обложения товаров, экспортируемых
Укра¬иной через порты на территории России в западноевропейс¬кие страны. До этого, со времени перехода к петровской про¬текционистской политике, украинские купцы, как пишет Д.Дорошенко, при их заграничных операциях на украинско-российской границе платили особую пошлину в российскую казну, а затем за тот же груз при вывозе его за границу через российские порты приходилось платить еще раз — от 5 до 10% от стоимости товара — и непременно в золоте20.
Теперь же названный указ от 18 января 1754 г. устанавливал: «С привозимых из Малой России в Великую Россию товаров, а именно: пеньки, сала, воска, новоположенной внутренней тринадцатикопеечной пошлины в пограничных таможнях, че¬рез которые оные товары ввезены будут, не брать, а брать оную по 13 коп. с рубля при портах, куда привезут для того, что сей товар большею частию идет в отпуск за море, то с него той новоположенной тринадцатикопеечной пошлины в пограничные таможни брать и не следует,
а возмется, как выше явствует, та внутренняя пошлина по 13 коп. у порта; а которая пенька внутри Государства останется, с оной, по пе¬ределании в полотна на фабриках, ту внутреннюю пошлину по 13 коп. брать у портов же». И далее в указе говорится: «а с прочих из той же Малой России привозных в Великую Рос¬сию товаровмасла постнаго, щетины, овчини прочихтакже и с тех товаров, кои чрез Малую Россию из-за границы приво¬зимы будут, вышеозначенную внутреннюю пошлину брать по 13
коп. сполна». О разрыве договора 1654 луч¬ше всего сказано в работе А.Яковлева: «Не вважаючи на наступні порушення Москвою умов договору 1654 р. та обмеження прав України, московський уряд усе ж таки трактував Україну як окрему державу, права якої та ок-ремішність від Москви особливо яскраво виступали в момент зміни особи гетьмана як голови держави та носія її верховної влади. Що року 1654 не сталося приєднання
України до мос¬ковської держави та що Україна, як була так і залишилася окремою державою, про це свідчать іще факти зносин Моск¬ви з Україною через взаємне висилання посольств і послів та через Московський Посольський приказ, пізніше через Коле¬гію закордонних справ, отже шляхом міждержавних зносин, при помочі якого
Москва зносилася з іншими чужеземними державами. Про це також свідчать такі факти: перше, протя¬гом ста років після договору 1654 р. Україна існувала і тракту¬валася як незалежна від Москви автономна державно-госпо¬дарська одиниця з окремими від Москви господарською сис¬темою і політикою, самостійними торгівельними шляхами, закордонними ринками збуту й привозу друге: між Україною та Москвою існував державний кордон, прикордонні митниці (до р.
1754), збиралося мито з московських купців нарівні з чужоземними, а з другого боку заборонялося українським куп¬цям вільно торгувати в московській державі». Как видим, одной из двух составляющих независимого го¬сударственного существования Украины А.Яковлев справед¬ливо считал наличие у нее собственной таможенной системы. Каж¬дое договаривающееся в той или иной международно-право¬вой форме государство сохраняет свою автономию в таможенном деле, свой таможенный тариф и свое таможенное зако¬нодательство.
Так было и в Украине — до той поры, пока не были приняты названные выше указы, а затем — Таможен¬ный устав Российской империи (1 декабря 1755 г.), глава XI которого содержала нормы, касающиеся новой организации таможенного дела в Украине, — но уже с позиции российского законодательства. И поскольку Украина к этому времени уже не имела права на самостоятельные внешние сношения с зарубежными
страна¬ми, а теперь была лишена и таможенной самостоятельности, утрата ею государственности стала лишь вопросом времени. Что вскоре и произошло. Вступив в 1762 г. на престол, Екатерина II уже в 1764 г. вынудила К.Разумовского «добровольно» отречься от гетманского звания, в 1775 г. была ликвидирована Запорож¬ская Сечь, а в 1781 г. — и сама Гетманщина. Украина была включена в состав Российской империи и перестала существо¬вать как отдельный
государственный организм. В свете сказанного можно, на наш взгляд, утверждать, что в истории Украины в целом имел место лишь перерыв государ¬ственности, но не ее отсутствие вообще, — как утверждают те, кто связывает процессы державотворчества в Украине толь¬ко с событиями последних лет. Итак, со второй половины XVIII в. и до возобновления госу¬дарственности в Украине (после образования в ноябре 1917 г. Украинской
Народной Республики) таможенное дело на тер¬ритории тогдашней Малороссии регулировалось законодатель¬ством Российской империи, и только им. 1.5 Послереволюционное развитие таможенного дела Украины. Исходной точкой нового, послереволюционного развития таможенного дела Украины следует считать непро¬должительный, но вернувший
Украине государственность (те¬перь уже в форме республики) период существования Укра¬инской Народной Республики, провозглашенной ІІІ-м уни¬версалом Центральной Рады 7 ноября 1917 г. Но так как УНР тогда еще оставалась в составе федеративной Российской рес¬публики, действительно новый этап в истории таможенного дела в Украине наступает лишь с 9 (по новому стилю — 22) января 1918 г когда был принят
IV Универсал Центральной Рады, провозгласивший УНР «самостійною, від нікого неза¬лежною, вільною, суверенною Державою Українського На¬роду». Следствием этого стало признание УНР со стороны Четверного союза (т.е. Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Турции) и подписание между этими странами и УНР Мир¬ного договора 9 февраля 1918 г. в Брест-Литовске.
Среди дру¬гих важных для сферы внешних сношений Украины положе¬ний этого договора (например, установление дипломатичес¬ких и консульских отношений между сторонами), в нем говорилось также, что в целях регулирования торговых отношений между Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией, с одной стороны, и Украинской Народной Республикой, — с другой, остается в силе Общий русский таможенный тариф от 13/26 января 1903
г равно как и торгово-экономические отношения, сложившиеся на базе подписанных ранее Рос¬сией соглашений со странами Четверного союза. В тот же первый период существования Украинской Народ¬ной Республики, а точнее — с 20 по 30 апреля 1918 г. в Киеве работала специально созданная комиссия по организации на территории Украины таможенных учреждений, уже тогда осу¬ществлялся временный таможенный контроль на границе с
Австрией — в Радзивиллове, Волочисске, Гусятине, Новосе¬лице, Збараже. Затем, уже после разгона Центральной Рады и установления режима генерала П.Скоропадского, было подписано согла¬шение между Украинской державой и Россией, по которому на таможенной границе между ними начали действовать по¬сты Харьковской таможни — в Белгороде и Валуйках. Чуть позже, но тоже при гетмане
П.П.Скоропадском, 10 сентября 1918 г. был подписан «Протокол економічного договору між Українською державою з одної, а Німеччиною і Австро-Угор¬щиною з другої сторони на господарський 1918/1919 рік». В одном из приложений к этому документу содержался раз¬дел «Угода про мито», в котором наряду с урегулированием начисления и взимания пошлин в торговых отношениях сто¬рон, предусматривалось следущее: «Заключаючи
договір, сто¬рони приступлять негайно до спільних переговорів, щоби в інтересах товарообміну між обома державами впровадити уп¬рощения і полегшення українських митових формальностів». И хотя с формально-юридической точки зрения речь шла о межгосударственном договоре, фактически этот документ мож¬но рассматривать лишь в качестве протокола о намерениях. Он и не мог быть ничем иным в условиях того «смутного време¬ни», когда правящие режимы
в Украине существовали по не¬скольку месяцев и низвергались в результате гражданской вой¬ны, иностранной военной интервенции и т.д. Другими слова¬ми, формированием таможенной системы некогда и некому было заниматься. Были лишь общие представления, основные идеи на этот счет в рамках программы государственного строительства в Украине. Так, Председатель Центральной Рады М.С.Грушевский в своих статьях, написанных в 1917 г когда он еще выступал за широкую национально-
территориальную автономию Украины в составе федеративной Российской рес¬публики, писал о том, что в таком случае к общегосу¬дарственным делам, возможно, будут относиться вопросы вой¬ны и мира, международные договоры, руководство вооружен¬ными силами республики и — наряду с денежной системой, почтой, телеграфом, железными дорогами — также общего¬сударственные таможенные пошлины. 1.6 Таможенное дело в 1920 – 1922 годах.
Период — с 1920 г. по 1922 г. — отличается своеобразной организацией таможенного дела в Украине. Бу¬дучи с 9 января 1918 г. независимым суверенным государством, Украина сначала в рамках УНР, а затем и УССР была пол¬ноправным субъектом международного права и в этом каче¬стве имела до образования Союза ССР двусторонние договор¬ные отношения с пятью другими советскими республиками в военной, хозяйственной и дипломатической областях.
28 де¬кабря 1920 г. Украинская ССР и Советская Россия заключают Союзный Рабоче-Крестьянский договор, ст.ІІІ которого пре¬дусматривала объединение ряда существовавших в обеих рес¬публиках народных комиссариатов, в том числе и народных комиссариатов внешней торговли. На основе Договора спе¬циальным соглашением была реализована идея, заложенная в ст. IV названного Договора о создании такого органа, как
Упол¬номоченный НКВТ (УпНКВТ) при СНК УССР с соответ¬ствующим аппаратом. Своеобразие этого органа заключалось в том, что, с одной стороны, он служил звеном в единой внешнеторговой системе обеих республик, но параллельно фактически продолжал выполнять роль и функции республи¬канского НКВТ в Украине, в связи с чем часто именовался Укрвнешторгом. А в соответствии с декретом СНК УССР от 18 июля 1921 г.
Уполномоченный НКВТ в Украине стал дей¬ствовать официально на правах наркома в составе СНК УССР, мог иметь своих торговых представителей за границей, выра¬батывать свой экспортный и импортный план, совершать са¬мостоятельные торговые сделки за границей. В данном случае нас интересует лишь один аспект деятель¬ности Укрвнешторга — таможенное дело, которым он руко¬водил посредством существовавшего в структуре
УпНКВТ Та¬моженного отдела. В одном из официальных документов — «Де¬ятельность Укрвнешторга за первую четверть 1922 года» — есть раздел «Таможенная система», содержащий довольно подроб¬ные сведения об организации таможенной службы Украины того времени. Так, к октябрю 1921 г. на всей протяженности границы УССР функционировало 44 пограничных таможен¬ных учреждения 3-х видов: таможни, таможенные надзоры и
таможенные посты. В числе таможен были, в частности Олев-ская, Ямпольская, Волочисская, Гусятинская, Могилев-По¬дольская, Херсонская, Николаевская, Одесская, Рыбницкая, Тираспольская, Мариупольская, Бердянская и Таганрогская. «Таможенные надзоры» существовали, в частности в Очако¬ве, Овидиополе, Геническе, а таможенные посты — в
Шепе-товке и других пунктах перехода таможенной границы. Кроме пограничных были и 2 внутренние таможни — в Киеве и Харь¬кове. В рассматриваемый период, примерно к октябрю 1921 г. по¬граничные таможенные учреждения Украины подчинялись гу¬бернским таможенным отделам: Волынскому, Николаевско¬му, Одесскому, Приазовскому.
Внутренние же таможни подчинялись непосредственно Цен¬тру, т. е. Таможенному отделу УпНКВТ. Особо значительный пропуск товаров наблюдался в то вре¬мя через Одессу, Николаев, Волочисск. При этом с начала 1922 г. действовал порядок взимания таможенных пошлин с иностранных грузов в золотой валюте, до этого — в советских рублях. Следует сказать, что несколько ранее декретом СНК
УССР от 15 ноября 1921 г. «О порядке реквизиций и конфискаций имущества частных лиц и обществ» рассматривались как пред¬меты контрабанды и подлежали конфискации товары, выво¬зимые из УССР или ввозимые в УССР без разрешения право¬мочных органов УпНКВТ. Уголовный кодекс УССР, утвер¬жденный ВУЦИК 23 августа 1922 г относил в ст.97 к пре¬ступлениям против порядка управления нарушение законов и обязательных постановлений о провозе через границу това¬ров,
что каралось принудительными работами на срок до 3-х месяцев, а также конфискацией всех или части таких товаров, или же штрафом до 300 руб. золотом. Те же действия, совершенные в виде промысла, или же дол¬жностными лицами, или если участники таких действий, со¬вершая их в первый раз, были вооружены, или если предме¬том контрабанды были предметы, указанные в ст. 10 декрета СНК от 15 ноября 1921 г — карались лишением свободы на срок не менее трех лет со строгой изоляцией,
а при отягчаю¬щих обстоятельствах — высшей мерой наказания. В примеча¬нии указывалось, что данная статья не распространялась на нарушения таможенных правил, за которые законом установ¬лена административная ответственность. Сопоставляя традиционные стороны де¬ятельности таможенной службы — фискальную и правоохранительную, можно заметить, что в эпоху революционных по¬трясений, гражданской войны и разрухи в народном хозяй¬стве,
обе они несли на себе отпечаток времени, не отличались стабильностью, страдали перекосами, несбалансированнос¬тью между собой. Так, условий для нормальных торговых от¬ношений с заграницей вплоть до конца 1920 г. не было, а в тех редких случаях, когда таможня, занятая в основном борьбой с контрабандой и экономической диверсией в целом, сталки¬валась с применением обычных таможенно-тарифных проце¬дур, она обращалась к единственной существовавшей тогда в этом отношении нормативной основе —
Общему российско¬му таможенному тарифу 1903 г. Те же процессы происходили в рассматриваемый период и в России. Окончание гражданской войны и иностранной военной ин¬тервенции, начало восстановительного периода вызвали к жиз¬ни новые формы экономической, в том числе и таможенной, политики. С оживлением хозяйственной деятельности возрож¬дались роль и значение таможенных пошлин, что в свою оче¬редь требовало соответствующего правового обеспечения.
С этой целью в России уже в конце 1921 г. была образована специаль¬ная комиссия из ответственных работников НКВТ для пере¬смотра тарифного законодательства, и 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК утвердили первый советский таможенный тариф. Было, в частности, установлено, что действие нового тарифа рас¬пространяется на товары и предметы, ввозимые в РСФСР и связанные с ней союзными договорами советские республики только по европейской границе
и по границе Дальневосточ¬ной республики (ДВР). Дело в том, что по азиатской границе РСФСР действовали иные таможенные установления, выте¬кавшие из основных принципов внешней политики Советс¬кого государства по отношению к странам Востока, наиболее ярко выраженных в договорах 1921 г. с Персией, Турцией, Афганистаном49. Это касалось, в частности, предоставления таможенных льгот названным странам, делавшим в то время первые шаги по пути освобождения от колониальной или полуколониальной зависимости.
Иногда уступки в области таможенного обложения делались и западным странам — в борьбе за признание принципа мо¬нополии внешней торговли и с целью налаживания нормаль¬ных экономических и торговых связей с зарубежными страна ми. Но в целом тариф 1922 г. давал возможность получения дохода от таможенных пошлин, в том числе и в бюджет Укра¬ины. 1.7 Создание СССР и влияние этого события на таможенное дело Украины До декабря 1922 г. (точнее — до вступления в силу 6 июля 1923 г.
Договора об образовании СССР) между советскими республиками суще¬ствовали тесные связи международно-правового характера как в военной, экономической и дипломатической, так и в соб¬ственно таможенной областях, которые касались не только таможенно-тарифных мероприятий, но и всей сферы тамо¬женной политики и таможенного законодательства. Иначе го¬воря, существовал таможенный союз. Исходя из этого, 20 ап¬реля 1922 г. СНК УССР принял
Постановление о введении в действие на территории УССР Таможенного тарифа по Евро¬пейской торговле, принятого в РСФСР 9 марта 1922 г. Вско¬ре был принят еще один акт — о таможенной охране. С образованием Союза ССР и внешние отношения, и тамо¬женное дело, о которых речь шла выше, перешли в ведение общесоюзных органов — по обычной, принятой в любой фе¬дерации схеме.
Правда, с 1944 г. союзные республики вновь получили право на внешние сношения (фактически лишь ча¬стично реализованное), тогда как таможенное дело остава¬лось прерогативой Союза ССР вплоть до его фактического распада в 1990—1991 гг. Лишь на начальном этапе образова¬ния Союза — еще до вступления в силу Договора от 30 декаб¬ря 1922 г. — была предпринята попытка сохранить статус-кво в области внешнеторговой
политики и, следовательно, тамо¬женного дела. Имеется в виду следующий факт: в июне 1923 г. в Москве проходило Четвертое совещание ЦК РКП(б) с ответственны¬ми работниками национальных республик и областей. Один из вопросов повестки дня — «Практические мероприятия по про¬ведению в жизнь резолюции XII съезда партии по националь¬ному вопросу». В докладе затрагивался, в частности, и вопрос о том, какие народные комиссариаты должны быть общесо¬юзными (по тогдашней терминологии — «слитными»), а ка¬кие —
союзно-республиканскими («директивными»).Соглас¬но решениям предыдущих пленумов ЦК первых должно было быть пять: иностранных дел: внешней торговли; по военным и морским делам; путей сообщения; почт и телеграфа. Вторых (директивных) — тоже пять: финансов; высший совет народ¬ного хозяйства; продовольствия; труда; рабоче-крестьянской инспекции. Остальные комиссариаты были автономными. На этом совещании представители
Украины настаивали на необходимости децентрализации всей сферы внешних сноше¬ний. Но их предложения не были приняты. Сталин, выступав¬ший на Совещании с докладом по данному вопросу, заявил: «Украинцы предлагают Индел и Внешторг перенести из раз¬ряда слитных в разряд директивных, т.е. оставить эти комиссариаты в республиках параллельно с Инделом и Внешторгом Союза, подчинив их директивам последних.
Это предложение неприемлемо, если считать, что мы действительно образуем одно союзное государство, могущее выступать перед внешним миром как объединенное целое». “Таким образом, в очеред¬ной раз в многострадальной истории Украины наступил пе¬рерыв в осуществлении одного из важнейших элементов госу¬дарственности — самостоятельной таможенной системы, вхо¬дившей по условиям Договора от 30 декабря 1922 г. об образо¬вании
Союза ССР в состав Наркомвнешторга СССР и при¬званной в советский период осуществлять практическую ох¬рану принципа государственной монополии на внешнюю тор¬говлю и другие виды внешнеэкономической деятельности. Весь последующий период — вплоть до принятия Закона Ук¬раины о таможенном деле от 25 июня 1991 г таможенное дело оставалось, как и в любой Федерации, прерогативой центра, т.е. в данном случае общесоюзного
Министерства внеш¬ней торговли СССР, в составе которого было Главное тамо¬женное управление. Заключение Изучение историчиского опыта и пути развития таможенного дела даёт возможность к дальнейшему эффективному реформированию таможенной системы, понимание того как складывалась её историческая сущность и того какое значение и влияние на повседневную жизнь цивилизованного государства она оказывает. В свете сказанного о роли и значении таможенной политики и таможенной сферы
в целом вполне логичным и закономерным является то, что в первом же на пути к независимости Украины документе — Декларации о ее государственном суверенитете от 16 июля 1990 г. — среди важнейших пунктов программы государ¬ственного строительства сформулировано и положение о созда¬нии собственной таможенной системы в Украине. Ныне, по истечении 9 лет независимости, таможенная служ¬ба Украины, созданная в 1991 году (Государственный тамо¬женный комитет
Украины) и реорганизованная на основе Ука¬за Президента от 29 ноября 1996 года в Государственную та¬моженную службу Украины, представляет собой разветвлен¬ную, многофункциональную структуру, органично вписыва¬ющуюся в реформируемую экономическую систему молодого государства времен независимости. Это 55 таможен, почти 200 таможенных постов и уже близкое к двум десяткам тысяч чис¬ло работников таможни. Библиография: 1. Грушевський М. Історія України –
Руси. Том 1. До початку ХІ віка: Видання друге, розширене. Львів, 1994. 2. Дорошенко Д.І. Нарис історії України: В 2т. К 1992 3. Сандровский К.К. Таможенное право в Украине: учебное пособие для студентов юрид. Вузов и факультетов. – К.: Вентури 2000 4. Сафронова І.П Зайцев Л.О. Історія держави
і права України вид. 3. К 1993. 5. Скакун О.Ф. Прогресивна політико-правова думка на Україні. К 1990