Развитие письменности.

Шрифт. Этапы развития и изменения формы.Сведения о древнейших жителяхдошли до нас в виде рисунков на стенах, камнях, кости идреве.Письменностьраннеисторического периода состоялаиз конкретных изображений. В результате убыстрения письма эти изображенияупрощались и постепенно превратились в абстрактные знаки, соответствующиеотдельным словам, затем слогам и, наконец, отдельным звукам. Были алфавитытолько из согласных и гласных. Текст стал делиться на слова и предложения,появились цифры.

Возникли надписи, высеченные на памятниках, книжный шрифт,бытовые и рукописные шрифты.Все они были толькопрописными. Писали сверху вниз, справа налево, зигзагом, а также слева направо. Клинопись, предположительно возникшая у шумеров, служила вавилонянам. Персы,ассирийцы и хетты переняли этот шрифт, сохранив, однако, свой язык. До пасдошли надписи на камне, вырезанные из камня печати, оттиски крупных печатей настроительных кирпичах

и множество глиняных дощечек с клинописными текстами.Иероглифы, ранний изобразительный шрифт египтян, включал до 500знаков, соответствовавших слогам и отдельным звукам. Иероглифы вырезали накамне, изображали на стенах и различных предметах или на папирусе. Так какиероглифы писали тростниковыми палочками или трубчатыми перьями и чернилами,они постепенно превратились в курсив куррере – бежать . Строки писались сверхувниз, справа налево и наоборот.

Иератический шрифт образовался на основе иероглифов. В результатебыстрого написания изображения были очень упрощены и изменены.Демотический шрифт – последующая ступень обобщения. Первоначальныеиероглифы знаки совершенно видоизменились. Ныне мы можем расшифровать ипрочитать почти все виды египетского письма.
Финикийский шрифт состоит из 22 знаков, соответствующих согласнымзвукам. Гласные звуки произносились, но не писались. Направление письма справаналево. Возникновение этого вида письма не выяснено. Знаки финикийского письмацеликом были переняты греками.Греческий алфавит, как и финикийский, состоит из заглавных букв. Знаки,обозначавшие финикийские согласные, чуждые греческой фонетике, грекииспользовали для обозначения

гласных звуков. В 5 веке до.н.э. возник ищническийшрифт – самая совершенная система знаков с геометрическими элементами.Германское руническое письмо на развитие буквенного алфавита влияния неоказало.Латинский алфавит основан на греческом с добавлением знаков дляотсутствовавших в греческом языке звуков. Законченность формы знаковдемонстрирует высеченная на камне надпись прямым капитальным шрифтом -пронисными знаками антиквы, а так же оттиски с печатей – гротесковая формазнаков без засечек .

Знаки были только прописные. Еще не было междусловныхпробелов, писали слева направо. С этого времени латинский шрифтраспространяется по всему миру. Дальнейшее развитие антиквы – изменение ееформы в духе времени.Прямой прописной шрифтквадратный шрифт-книжный шрифт,написанный пером, которое держали в горизонтальном положении. Шрифт Рустика крестьянский писался пером в наклонномположении.

Буквы писались быстрее теснее, и поэтому шрифт отличался тонкимивертикальными прямыми штрихами и жирными засечками-серифами прописной шрифт .Фрактура – придворный шрифт времен императора Максимилиана.Для этого шрифта характерны хоботообрвзные завитки элементов прописных букв испиральные росчерки в духе рукописных шрифтов.Украшенные иорнаментированные шрифты служилититульными и выделительными. В 19 веке разработанно множество новых шрифтов. Новые рисунки, разработанные наоснове исторических
шрифтов после 1800г характеризовались холодным ибездушным начертанием.Шрифты в стиле модерн иэкспериментальные шрифты своимихарактерными начертаниями ярко отражали стиль того времени.Лучшие шрифты нашеговремени созданы выдающимисяхудожниками шрифта. Их благородные формы возникли в итоге изучения красоты ипрактичности всех прежних шрифтов. Создать шрифт могут лишь немногие. Шрифтовоеоформление требует больших практических знаний.

Типографические шрифтычасто называют по имени создателей, но иногда им дают звучные собственныеимена. Макс Майдак.