ФедеральноеАгентство по Образованию
НовосибирскийГосударственный Педагогический Университет
Кафедратеоретических основ Физической Культуры
КУРСОВАЯРАБОТА
По психологииФизического Воспитания и Спорта
«Развитиепостпроизвольного внимания обучающихся в объединении
»Трековыеавтомобильные гонки”
Научный руководитель: © Выполнил:
Пугачева Марина Александровна студентОЗО группа 031
Доцент Халтурин Е.А.
Новосибирск
2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Теоретическое обоснование развития постпроизвольного вниманияу спортсменов в автоспорте
Психологические аспекты внимания и его видов
Качества внимания
«Моторный автоматизм» — одно из условийформирования постпроизвольного внимания
Влияние мотивации на формирование постпроизвольного внимания
Соотношение мотивации и эмоционального возбуждения
Психофизиологические особенности, влияющие на подготовкуавтоспортсменов
Программы психической подготовки автоспортсмена
Секундирование как управление состоянием автоспортсмена
Тренировка автоспортсменов по Мазеру
Упражнения для развития внимания и всех его качеств
Выводы
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возрастхарактеризуется снижением мотивации учения и возрастанием интереса кокружающему миру, лежащему за пределами школы, а также увлеченностью общениемсо сверстниками. Важно также, что центральное место имеет мотивсамоутверждения. Это открывает возможности для воспитания школьниковпосредством занятий в учреждениях дополнительного образования.
Поддержка школьника,укрепление его самооценки, обучение его самоанализу причин неудач являютсязначимыми факторами развития интересов. Вместе с тем они легко поддаются чужомувлиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого трудапреодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому велика вероятность такимподросткам стать основным контингентом всевозможных асоциальных группировок.Эти школьники нуждаются в особом внимании педагогов дополнительногообразования. Именно в этом возрасте могут возникнуть интересы, которые будутиметь выход на профессиональную деятельность.
Для школьников старшегошкольного возраста выбор занятий автомобильным спортом более осознанный. Впроцессе тренировок молодые люди начинают осваивать не только новый виддеятельности, но и познавать свои способности и особенности. Происходиткорректировка выбора своего профессионального направления. За внешним интересомне каждый школьник может предъявить достаточно развитые способности. Тольколица с сильной нервной системой способны оценить в сложной ситуации обстановку,сохранить самообладание, выдержку, выполнить необходимые действия. В результатезанятий у одних учащихся профессиональные качества укрепляются, у другихпроисходит изменение намерений.
Целью данной работы былоизучение специальной литературы и имеющегося мирового опыта по развитиюмеханизмов для оптимизации подготовки автоспортсменов, выступления их насоревнованиях. А также изучению факторов влияющих на активизациюпсихофизических способностей, в частности постпроизвольного внимания, начинающихи зрелых автоспортсменов.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОСТПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
Деятельность спортсменов– типичный пример так называемой оперативной деятельности. Ее содержаниеопределяется процессом решения оперативных задач, сродни тем, которые имеются внекоторых профессиях (летчика, оператора установок энергосистем,железнодорожного диспетчера). В их число входит и спортсмен «гонщик –автомобилист». Спортивная деятельность протекает в экстремальных условиях,при жестком лимите времени, в нетрадиционной среде, т.е. в среде формируемойдействиями самого спортсмена, его соперников и партнеров. Она требует наличия успортсменов определенного комплекса психических качеств и в тоже времяспособствует развитию этих жизненно важных качеств и свойств.
Диагностика психическихкачеств, определяющих эффективность спортивной деятельности, показывает, чтоодни из них больше зависят от врожденных способностей индивида, а другие – отстепени адаптации к условиям деятельности.
Если рассматриватьвзаимоотношения отдельных психических качеств в целостной структуре, то взависимости от степени чувствительности к тренирующим воздействиям и отзначимости для результата деятельности можно выделить:
1. Консервативные, квазистационные,сензитивные и элективные;
2. Значимые(референтные) и незначимые.
Консервативные качества практически мало меняются свозрастом и ростом мастерства, они определяются преимущественно задаткамичеловека (например: быстрота элементарных моторных действий).
Квазистационные имеют тенденцию к медленнымзакономерным изменениям и характеризуют процесс развития специальныхспособностей в процессе тренировки.
Сензитивные отличаются наибольшейчувствительностью к любым тренирующим воздействиям и, по существу, отражаютреакции на любые нагрузки. Сюда можно отнести, например, точность реакции сопорой на «чувство времени».
Элективные определяются избирательным реагированием,как на характер, так и на длительность воздействия конкретных нагрузок.
Второй принципдифференцирования психических качеств основывается на оценке их значимости дляэффективного решения задач в ситуации спортивного противоборства, такназываемые референтные.
В ситуации автогонки натреке сюда можно отнести:
1. Быстрота и точностьреакции выбора тактики при выполнении маневров;
2. Точностьантиципирующей реакции на движение объекта;
3. Точность реакции сопорой на «чувство времени»;
4. Устойчивость внимания;
5. Психическаяработоспособность.
В экстремальных условияхтренировочной и соревновательной деятельности спортсмены испытывают различныепсихические состояния, вплоть до крайней степени стресса. Психические состоянияопределяются условиями деятельности (объективный фактор) и особенностямиличности спортсмена (субъективный фактор).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫВНИМАНИЯ И ЕГО ВИДОВ
Внимание – важное инеобходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. Чем сложнееи ответственнее труд, тем больше требований предъявляет к человеку в егоповседневной жизни – в быту, в общении с другими людьми, в спорте.
В отличие отпознавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет, оно –динамическая сторона всех познавательных процессов. Непроизвольное вниманиедано человеку от природы, с ним он рождается на свет и остается в течение всейего жизни. Произвольное же внимание обязательно должно быть воспитано и безспециального обучения не существует. Со вниманием в его высших формах связываетрегулирование протекания психических процессов и сознательного поведениячеловека.
Внимание можетпроявляться в сенсорных, мнемонических, мыслительных и двигательных процессах.Поэтому в зависимости от объекта сосредоточения (воспринимаемые предметы,представления памяти, мысли, движения) выделяют следующие формы проявлениявнимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное(двигательное).
В настоящее времянаиболее изучено сенсорное (зрительное и слуховое) внимание. Большинстводанных, характеризующих внимание, получено, фактически, при его исследовании. Проявляяськак бы внутри познавательных процессов (восприятия, мышления и памяти),внимание способствует повышению их эффективности. Так, со вниманием связаныточность и полнота восприятия, ослабление внимания может привести кзначительным нарушениям перцептивных процессов и искажению формирующего образа.
Выделяют три видавнимания. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольноевнимание. Оно имеет пассивный характер, так, как навязывается субъекту внешнимипо отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлениемэтого вида внимания служит ориентировочная реакция. Если деятельность осуществляетсяв русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий,то говорят о произвольном внимании. Оно отличается активнымхарактером, сложной структурой, опосредованной социально выработаннымиспособами организации поведения и коммуникации, и по своему происхождениюсвязано с трудовой деятельностью. По мере развития операционно-техническойстороны деятельности в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции,а также в результате изменений мотивации (например: сдвиг мотива на цель)возможно появление постпроизвольного внимания. При этомсохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятымцелям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий иограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма (Н.Ф.Добрынин).
Сравнительныехарактеристики видов вниманияВиды внимания Условия возникновения Основные характеристики Механизмы Непроизвольное действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя непроизвольность легкость возникновения и переключения ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности Произвольное постановка (принятие) задачи направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет ведущая роль 2-й сигнальной системы Постпроизвольное вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес сохраняется целенаправленность, снимается напряжение доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес
Если в целенаправленнойдеятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сампроцесс деятельности, а не только ее результат, как при произвольномсосредоточении, то есть основание говорить о постпроизвольном внимании. Деятельностьтак захватывает в этом случае человека, что ему не требуется заметных волевыхусилий для поддержания внимания.
Исследования Б.М.Теплова, В.Д. Небылицина показали, что качества внимания зависят от свойствнервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системойдополнительные раздражители мешают сосредоточиться. А с сильной – даже повышаютконцентрацию внимания. Внимание у разных людей и у одного итого же человека, нов различное время и в разных условиях отличаются некоторыми особенностями илисвойствами.
Некоторые психологи(Гальперин П.Я. и др.) понимают внимание как особое психологическое действиеконтроля. Считается, что невнимательность связана с недостаточнополноценным формированием функций контроля в условиях, когда он складываетсястихийно. В связи с этим задачи планомерного воспитания внимания видятся какпостоянное целенаправленное формирование автоматизированных действийумственного контроля.
КАЧЕСТВА ВНИМАНИЯ
К ним относятся: устойчивость,переключение, распределение и объем внимания.
Устойчивостьвнимания –характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохраненияинтенсивного внимания. Показатель устойчивости – высокая продуктивностьдеятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость вниманияхарактеризуется как длительностью его протекания, так и степенью концентрацииво все время его сохранения. Большое значение для сохранения устойчивости сосредоточенияимеет активность личности. Активность может проявляться во внешне выраженныхпрактических действиях с объектами. Важную роль играет и внутренняя активность,связанная с решением разнообразных мыслительных задач. Динамика вниманияпроявляется в сдвигах устойчивости в течение длительной работы. Такие сдвигирассматриваются как стадии сосредоточения. Это – первоначальное вхождение вработу; достижение сосредоточения и затем его микроколебания, преодолеваемыепутем волевых усилий; снижение сосредоточенности и работоспособности приусилении усталости. Данные о стадиальности сосредоточения полученыисследователями в области психологии труда.
Переключениевниманияпроявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой,от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Переключение можетбыть обусловлено либо программой сознательного поведения, требованиямидеятельности, либо необходимостью включения в новую деятельность, либоосуществляется в целях отдыха. Наряду с переключением внимания выделяют егоотвлечение. Способность индивида работать сосредоточенно в условиях отвлекающихраздражителей называется «помехоустойчивостью».
Распределениевнимания –свойство, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения)двух и более различных видов деятельности (нескольких действий). Высокийуровень распределения внимания – одно из обязательных условий успешностиавтогонщика. Он должен наблюдать за показаниями приборов и в то же времяследить за меняющейся обстановкой, осуществлять операции контроля и управления.Умение распределять внимание формируется в процессе овладения деятельностью,оно может быть развито путем упражнения и накопления соответствующих навыков.
Объем вниманияопределяется количеством одновременно отчетливовоспринимаемых объектов. В действиях гонщика на треке требуются быстрые исогласованные действия, переключение, распределение и объем внимания находятсяв единстве.
Границы между объемом,распределением и переключением практически неуловимы, они являются сторонамиакта внимания. Понятие «помехоустойчивости» крепко связано сработоспособностью и в свою очередь имеет прямое отношение к надежности.Хорошая «помехоустойчивость» как качество спортсмена повышаетвероятность надежности его деятельности.
«МОТОРНЫЙ АВТОМАТИЗМ»- ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОСТПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
Современный спорт, иособенно спорт высших достижений, немыслим без максимальных по объему иинтенсивности нагрузок, острого соперничества, постоянных переживаний успеха инеудач. И здесь стоит говорить о нескольких «энергетических источниках».Имеется в виду все те чрезвычайно многообразные действия, благодаря которымспортсмен идет на чрезвычайные нагрузки и его организм приходит в состояниеготовности к усилию. Сюда же относится и специфика двигательных действий вспорте. Надежная деятельность возможна при определенной динамике,максимализации усилия, наступательных действий.
Особое внимание следуетобратить на программу действий, называемую в спорте «моторным автоматизмом».Здесь следует говорить об уровне состояния сознания (а также об уровнеосознания источников угрозы) в процессе выполнения ряда автоматизированныхдействий высокой степени трудности, об интенсивности усилия и техники приполной мобилизации организма.
В спорте автоматизациядействий связана с сокращением процессов сознательного контроля, а также сторможением перегрузки нервных центров (В. Миссчиуро, 1965). «Моторныйавтоматизм» можно понимать и как «могучую силу», нейтрализующуюили модифицирующую различные тонкие состояния и процессы (например: сужениепознавательной сферы, подавления физической боли, нивелирования чувствапсихологического дискомфорта, снижение или «вытеснение» тревоги идр.).
ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НАФОРМИРОВАНИЕ ПОСТПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
В процедурах «психологическойподготовки» главные действия основываются на «организации сознания»,на предметной концентрации внимания спортсмена, на вытеснении из сознанияэлементов, не связанных с предстоящим заданием, а также изоляция сознания отвсех внешних раздражителей.
Безусловно, успех зависитот силы желания – от мотивации. Казалось бы, чем сильнее побуждение к действию,тем выше активность и лучше результат. Но не все так однозначно. В психологиидавно известна закономерность (названная по имени людей ее открывших, закономЙеркса – Додсона), согласно которой наилучшие результаты достигаютсяпри определенном уровне мотивации, отнюдь не самом высоком. Вот, чтообнаружилось. За чисто символический выигрыш люди работали «спустя рукава»,и результаты были не высокими. Однако в определенный момент, когда выигрышдостиг немалой величины, энтузиазм перерос в ажиотаж, и результаты деятельностистали снижаться. С этого момента, чем выше становилась награда, тем меньшеоказывалась реальная возможность ее получить: все помыслы человекасосредотачивались на вожделенной сумме, что мешало интеллектуальнойдеятельности по решению задач. Таким образом, выяснилось, что слабая мотивациянедостаточна для успеха, но и избыточная также вредна, поскольку порождает ненужноевозбуждение и суетливость.
Явление «минимизации»,определяемое на психологическом уровне установками, а физиологическим своиммеханизмом имеющие доминанту, тесно связано с мотивацией, потребностями иэмоциями. Внутреннее состояние личности, характеризуемое системой отношений кдеятельности, субъективной ее оценкой, во многом предопределяет динамикуфизиологических реакций.
Потребность истимулируемая ею мотивация формируют функциональную систему ответного действия(поведения). Мотивирующие сигналы индуцируют соответствующее возбуждение ипридают ему ту или иную эмоциональную окраску в связи с индивидуальнымотношением субъекта к предполагаемому действию, предшествующим опытом, степениадаптации и другими факторами.
Если возникающее при этомэмоциональное возбуждение определено доминирующей мотивацией, имеет стеническуюнаправленность, специфично и адекватно деятельности, оно позволяет повыситьрезультаты, несмотря на самые сложные условия. При наличии конкурирующихмотивов более слабые из них подавляются. Пользуясь терминологией П.К. Анохина (1968),можно говорить о «вытормаживании» конкурирующих мотивов. Доминирующееэмоциональное состояние укрепляет всю функциональную систему текущейдеятельности и, по-видимому, играет существенную роль в механизмах «минимизации».
Сама «минимизация»,как особое перераспределение функциональных резервов организма в целяхдостижения наивысшего результата, свидетельствует о наличии не толькоспортивного стресса, но и спортивной формы. Вопрос о том, чтобы уловить «пик»состояния спортивной формы, характеризуемый высшим уровнем компонентов,наиболее важных в структуре выполняемой деятельности, и не пугаться понижениямалозначимых ее компонентов.
СООТНОШЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
Уровень эмоционального возбуждениядалеко не всегда адекватен тем трудным условиям, в которых протекаетдеятельность человека. Причина этого в том, что с помощью эмоций условияреальной действительности отражаются человеком через призму его потребностей. «Впотребностях, — отмечает Б.Ф. Ломов, — выражается и связь человеческогоорганизма со средой, и связь человеческой личности с обществом» (1976). П.Фресс утверждает, что эмоциогенной ситуации как таковой не бывает, она зависитот отношения между мотивацией и возможностями субъекта (1975).
И ситуацию, и собственныевозможности человек оценивает; эта интеллектуальная оценка лежит в основевозникновения эмоционального возбуждения. Следовательно, уровень возбужденияможет быть неадекватен из-за того, что эмоциональное возбуждение возникает, какправило, в результате не наличной (уже наступившей), а будущей (антиципируемой)трудной или угрожающей ситуации. При этом величина потребности в достижениицели, интенсивность мотивации влияют на оценку антиципируемых условийпредстоящей деятельности. Обусловленное такой оценкой эмоциональное возбуждениеможет способствовать достижению успеха, если уровень возбуждения соответствуетусловиям и целям деятельности, или препятствовать этому.
Между эмоциональнымвозбуждением и результатом деятельности существует немонотонная зависимость(В.Н. Мясищев): увеличение эмоционального возбуждения до какого-тоопределенного уровня позитивно влияет на результаты деятельности, а еще большееувеличение возбуждения – негативно. Поэтому регулирование уровня эмоциональноговозбуждения спортсменов – весьма важная задача психологического обеспеченияподготовки спортсменов. Решение этой задачи невозможно без оперативной и точнойоценки эмоционального состояния в любой заданный отрезок времени.
Внутренней причиной,обуславливающей оптимум эмоционального возбуждения, являютсяиндивидуально-типологические и личностные свойства спортсмена. Оптимумэмоционального возбуждения зависит также от квалификации и спортивного стажа,т.е. от опыта спортсмена. Соревновательная деятельность высококвалифицированныхспортсменов часто требует такой мобилизации всех психических, двигательных ивегетативных функций, которой нельзя достичь без достаточно высокогоэмоционального возбуждения. У менее квалифицированных спортсменов при прочихравных условиях чаще возникает эмоциональное возбуждение, которое является дляних неоптимальным, а чрезмерным в силу меньшей устойчивости их двигательныхнавыков, тактических умений и способности к саморегуляции.
ПСИХОФИЗИЛОГИЧЕСКИЕОСОБЕННОСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОДГОТОВКУ АВТОСПОРТСМЕНОВ
Одним из важнейшихсвойств индивидуальности является функциональная асимметрия мозга, котораяопределяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления,эмоциональную сферу человека. Основы функциональной специализации полушариймозга являются врожденными. Однако по мере развития происходит усложнениемеханизмов межполушарной асимметрии. То обстоятельство, что с правым полушариемсвязанно непосредственно-чувственное восприятие, ориентация в пространстве,художественное мышление позволяет объяснять многообразие проявлений «правополушарной»активности. Так, высокая координация движений, свойственная спортсменам, можетбыть единственным проявлением их «правополушарности» и необязательносочетается с высоким творческим потенциалом в других видах деятельности.
Опираясь нахарактеристики нейро-лингвистических особенностей доминирующим каналом восприятияу большинства спортсменов – кинестетический. Используя таблицу индикаторовуказывающих, какую сенсорную систему использует обучающийся, можно суверенностью сказать, что многие из тех, кто приходит на занятия по автоспорту «рафинированныекинестетики». Многие из них обучаются, делая, стоят близко к людям,касаются их, часто физически развиты, много жестикулируют, лаконичны, при разговореотпускают подбородок вниз, экстравертированы.
Тем не менее, припроведении теоретических занятий следует развивать соотношение междуактивностью правого и левого полушарий. При чтении технических текстов большеактивируется левое полушарие, а при чтении художественных – правое.Правополушарные школьники более успешны в геометрии, благодаря еепространственной природе. Алгебра и разработка тактических приемов требуютлогики, последовательного мышления, что является преимуществом левогополушария.
Следует также отметить,что в группах имеются школьники обоих полов, хотя девочек все же намногоменьше. Такое положение приводит и к различным типам мышления, восприятияинформации. Если мальчикам свойственна сообразительность, находчивость,изобретательность, то девочки лучше адаптируются к нагрузкам. Утомлениесказывается неодинаково на работе мозга: у мальчиков страдают центры, связанныес речевым мышлением, логическими операциями, у девочек – образное мышление,пространственные отношения, эмоциональное самочувствие. Это важно учитывать припроведении тренировочных занятий.
ПРОГРАММЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ АВТОСПОРТСМЕНА
Результаты исследованийпоказывают, что при психологической подготовке спортсмена к максимальномуусилию предлагаются как научно обоснованные методы, так и методы, основанные намистических воззрениях.
В различных видах спортатребуются различные уровни мобилизации. Более того, даже в одном и том же видеспорта различные действия и навыки требуют для своей реализации различныхуровней активации. Также на уровень активации спортсмена действуют и социальныевлияния. Легко возбудимые спортсмены могут вызвать у других участниковсоревнований перевозбуждение. А также ожидание предстоящей интенсивнойдеятельности приводит к изменению уровня возбуждения.
Интересные исследованиябыли проведены по изучению проблем активации, возникающих у спортсмена, которыйнеожиданно сталкивается с изменением требований (например: перенос временистарта). Как и следовало ожидать, спортсмены высокого класса лучше реагируютуровни активации. Они могут успокоиться и затем вновь достигнуть нужного уровнявозбуждения быстрее, чем спортсмены, имеющие меньший опыт. Неожиданныеизменения во времени и интенсивности физических усилий – довольно частоеявление в реальных условиях соревнований.
Что значит бытьподготовленным в психологическом отношении? Это значит иметь в своем организмепрочные связи между психическими и физическими процессами. Основы психическойпрограммы составляют, как известно, мыслительные образы, предвосхищающиеэлементы такого самочувствия и поведения, которые желательно иметь насоревновании. Чтобы нужные мыслительные образы обрели прочность и устойчивость,их фиксируют соответствующими словами. Положение о том, что основой психическойподготовки является умение управлять собой с помощью четких мыслительныхобразов, оформленных в четкие слова, можно считать аксиомой. Задача созданияусловий и «психологической установки» на достижение максимальногорезультата является достаточно трудной. Сам спортсмен может создатьсоответствующую установку, которая приведет его к перевозбуждению илинедостаточной активации. В то же время на его готовность к показу максимальныхусилий могут повлиять и внешние факторы. Трудность этой задачи заключается ещев том, что спортсмены отличаются по поведенческим признакам, которыехарактеризуют их физическую и психологическую готовность. Поэтому методы,пригодные для одного спортсмена, могут быть бесполезными для другого.
СЕКУНДИРОВАНИЕ КАКУПРАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЕМ АВТОСПОРТСМЕНА
Мероприятия по управлениюпредсоревновательными и соревновательными состояниями спортсмена издавнаназывается секундированием. Чаще всего сеанс начинается после разминки,примерно за 15 минут до старта. Показанием для проведения сеанса секундированиячаще всего служит чрезмерно высокий уровень предсоревновательногоэмоционального возбуждения.
Проводится сеансрелаксации. Спортсмен лежит на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Включаетсямагнитофонная запись шума горного ручья, под которую до этого проводились сеансыгипноза. Проводятся достаточно интенсивные поглаживания складок лба ссопровождением релаксационного внушения.
Далее спортсменупредлагается ранее избранный им вариант сюжетного представления. На фонесниженной психической активности внушаются спокойствие и уверенность в себе.Вслед за внушениями спокойной уверенности следует понимание о характереповедения при выходе на старт и старте.
Уже к этому моментупсихическая активность спортсмена начинает повышаться. Следующие внушения имеютцелью подъем боевого духа. Далее следует напоминание о содержании деятельностинепосредственно на старте и в процессе хода гонки, выполнение частных задач.
Форма подъема спортсменазависит от его состояния: «Встань спокойно, расслабленно иди на старт»либо: «А теперь – в бой, пора на старт». В зависимости от состоянияспортсмена и его пожеланий могут быть проведены специальные упражнения.Наиболее популярными из них «поза орла», «прыжок», «защитабоксера». Обученному этим приемам спортсмену (после проведения с нимсекундирования в одном, двух соревнованиях) рекомендуется использовать ихсамостоятельно, дополняя по необходимости собственным,индивидуально-своеобразным содержанием.
Сеанс секундированияпроводится исключительно на добровольных началах. Иногда спортсмен заранеепредупреждает о сеансе. Но чаще всего он принимает решение проводить или нетпроводить сеанс непосредственно перед стартом, ориентируясь на собственноесостояние. Некоторые предпочитают только релаксацию и успокоение, другие,наоборот, только мобилизацию, третьи просят заполнить почти все время сеансавнушениями уверенности в себя, в своей готовности и высоких возможностях.
Таким образом, ритуалпредсоревновательного поведения спортсмена включает: саморегуляцию психическихсостояний; регулирующие воздействия извне по желанию спортсмена; мероприятияполезные и необходимые, по мнению психолога или тренера. Сочетание различныхприемов этих трех групп делает сеанс секундирования при всей его внешнейискусственности, естественным актом общения двух хорошо знающих и понимающихдруг друга людей, который помогает вскрывать резервные возможности спортсмена внаиболее ответственный момент спортивной деятельности.
ТРЕНИРОВКААВТОСПОРТСМЕНОВ ПО МАЗЕРУ
Преподаватель ФизическойКультуры Стэнфорского университета США выработал с помощью своей методики такуюбыстроту реакции, что успевает на лету поймать стрелу, выпущенную изспортивного лука.
Мазер тренируетспортсменов отрабатывая у них быстроту реакции с помощью специальныхупражнений, сочетающих физическую подготовку с психической. Мозг обучается вкратчайший миг послать нужный импульс той или иной группе мышц. Тренеруказывает, что очень важно быстрее других замечать выгодные моменты. Мазердоказывает, что с помощью ряда упражнений, которые в основном сводятся к «психическомурасслаблению с одновременным сохранением бдительности», можнонатренировать нервную систему так, что будешь замечать ключевые моменты быстреедругих, то есть увеличиться скорость реакции. Вот некоторые основные указанияМазера:
1. расслабьтесь полностью,а затем чуть напрягите ту группу мышц, которую собираетесь пустить в ход. Еслиэтого не сделать, в нужный момент потребуется дополнительная доля секунды наподготовку мышц к действию.
2. не напрягайтемозг, пусть он будет отключенным. Не сосредоточивайтесь на мысли о предстоящемдействии. Чтобы держать мозг в расслабленном состоянии, требуется определенныйнавык, но этого нужно добиться для автоматизма реакции.
3. несосредоточивайте свой взгляд на предмете – объекте ваших действий, глядите мимонего. Иначе мозг будет напряжен, скован. Используйте периферическое зрение, этодаст Вам возможность сократить время реакции и одновременно видеть все, чтотворится вокруг.
4. старайтесьначинать действие одновременно с началом сигнала к нему. Например: бег надоначинать одновременно со звуком стартового пистолета. Большинство спортсменовтеряют время, ожидая пока звук выстрела, закончится и полностью пройдет черезслуховые центры мозга.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯВНИМАНИЯ И ВСЕХ ЕГО КАЧЕСТВ
Данные занятия следуетиспользовать в период подготовки на занятиях теоретического характера дляшкольников среднего звена (12 – 14 лет) только приступающих к тренировкам, т.е.первого года обучения.
(Кинезиологическимиметодами)
1. кончикирастянутых вместе пальцев правой руки подводят к основанию мизинца левой рукисо слегка сжатым кулаком. В следующий миг сжимают, наоборот, пальцы правойруки, растягивают пальцы левой руки и подводят кончики среднего и безымянногопальцев к основанию мизинца правой руки. Повторяют эти движения быстро ипопеременно по 10 раз. Вдох делается через рот при каждой смене рук.
2. раскрывают пальцылевой руки, слегка нажимают точку концентрации внимания, расположенную всередине ладони, большим пальцем правой руки. Повторяют это 5 раз. При нажатии делаютвыдох. Упражнение делают спокойно, не торопясь. Потом делают тоже самое дляправой руки.
(Психологическимиметодами)
1. отыскивание чиселпо таблицам Шультье. Можно использовать сначала черные таблицы на время. Затемиспользуются черно-красные для усиления переключаемости внимания и увеличенияобъема внимания.
2. проведениезанятий с использованием корректурных проб Бурдона. Можно использовать вырезкииз газет и журналов. Вычеркивание одной или нескольких букв из текста разнымиспособами. Выполнять сначала без учета времени. Затем на время. И окончательноусложнить: ввести соревновательный эффект в групповых занятиях.
3. решениеголоволомок типа «лабиринт».
4. игра «двадела одновременно». Необходимо отстукивая ритм показывать различныекарточки с предметами. Ребята должны про себя считать количество ударов и запоминать,что было им продемонстрировано.
ВЫВОДЫ
Занятия спортом ушкольников носит не только характер совершенствования физического развития.Зачастую, целью становятся неосознанное желание развития личностно-волевых чертхарактера. Интуитивно обучающиеся стараются воспитать в себе мужественность,смелость, выбирая рискованные или «взрослые» виды спорта, каким иявляется автомобильный спорт.
Основные диагностическиеприемы, которые использовались в работе – наблюдение, экспертная оценка исобеседование. По результатам выступлений спортсменов на соревнованиях хочетсяотметить следующее:
1. для обучающихся1-ого года обучения (12 – 13 лет), которые перед заездом получали установку вигровой инструкции (например: «догнать шпиона») показывали результатылучше, чем в предварительных заездах.
2. для обучающихся2-ого и 3-его года обучения (14 – 17 лет), установки носили мобилизующийхарактер. Рекомендовалось держаться за лидером, а также предоставляласьинформация о тактике проведения гонки противником.
3. после получения «установки»самочувствие после заезда характеризовывалось меньшей усталостью, а при победах– приподнятостью.
4. для спортсменовженского пола были необходимы установки ободряющего характера, а также четкиерекомендации по тактике ведения гонки. Также требуется необходимость болеедлительной подготовки психологическо-волевых качеств (смелость,целеустремленность, упорство и т.д.). У девочек наблюдается более четкоевыполнение данных им «установок», но и в соревновательной подготовкезаметен спад творческого подхода.
5. у занимающихся,которые дополнительно увлекаются компьютерными играми-автосимуляторами быстреевырабатываются моторные автоматизмы, но параллельно увеличивается инстинктсамосохранения.
6. отсутствиелюбимых вещей (талисманов, либо каких-нибудь вещей суеверия) может привести кповышению тревожности и неуверенности, что сказывается на их результатах. Вэтом случае следует составить разговор с родителями, которые при желании продвинутьсвоего чада любыми способами идут на непредсказуемые поступки, отрицательновлияющие на педагогический процесс и процесс подготовки спортсмена.
7. если спортсмензнает, что его результат превышает результаты остальных претендентов нанаграды, у него возникает чувство уверенности и превосходства, и проблемапредстартовой подготовки перестает быть актуальной.
Воспитательная работа сребятами в условиях дополнительного образования очень важна. Подмечено, чтовозникновение интереса к той или иной деятельности, а в данном случае кспортивной, тесно связано с пробуждением способностей к ней и служат отправнойточкой для их развития. «Наши желания, по словам Гете, — предчувствияскрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить».Упрочившиеся интересы ребенка – это «лакмусовая бумажка» егоспособностей, сигнал, который должен заставить окружающих задуматься – не даютли себя знать зарождающиеся способности. Кто знает, может среди этих ребятрастут будущие «Шумахеры» или летчики-испытатели. Задачатренера-преподователя помочь этим способностям раскрыться и приобрести форму,которая позволит ребенку, вырасти в настоящего Человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Браент Дж.Кретти. Психология в современном спорте. – М., «Физкультура и спорт»,1978.
2. Возрастная ипедагогическая психология. – М., «Просвещение», 1973.
3. Н. Нарицын.Психология безопасности вождения. – М., 2006.
4. Немов Р.С.Психология. – М., «Просвещение», 1995.
5. Общая психология.Под ред. Петровского А.В.– М., 1986.
6. Практическаяпсихология образования. Под ред. Дубровиной И.В. – М., ТЦ «Сфера»,1997.
7. Психология.Словарь. – М., «Политиздат», 1990.
8. Родионов А.В.Влияние психологических факторов на спортивный результат. – М., «Физкультураи спорт», 1983.
9. Сиротюк А.Л.Обучение с учетом психофизиологии. – М., ТЦ «Сфера», 2000.
10. Стресс и тревогав спорте. Международный сборник научных статей. – М., «Физкультура и спорт»,1983.
11. Что вы знаете ичего не знаете о себе и о других. Психологические тесты и наблюдения надстранностями человеческой психологии. – Дубна, Издательский центр «Феникс»,1995.