РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 0. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 0. Анализ психолого-педагогической литературы 0. Познавательное развитие детей от 0 до 0 лет 3 0.0.0.
Первый период – накопления информации – 0-0 года 0. Второй период – упорядочение информации – 0-0 лет 0. Третий период – накопление информации – 0-0 лет 0. Познавательное развитие детей 0-0 лет 0. Причинно-следственные связи 6 ГЛАВА 0. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 0. Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному
моделированию на познавательных играх-занятиях 0. Ознакомление детей с художественной литературой 0. Ознакомление детей с природой 0. Занятия по рисованию 0. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физическо-игрового воспитания 0. План-конспект занятия по физической культуре из комплекса
Морское царство 16 ПРИЛОЖЕНИЕ 0. Практический материал по развитию творческого воображения и формированию способности к наглядному моделированию 0. Перспективное планирование 22 Таблица 0. Игры на развитие воображения 24 Игра Укрась слово 24 Игра Выведение следствий 24 Игра Волшебники 24 Игра Танец 25 Игра Цепочка слов 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26 Литература к Главе 26 Литература к Главе 26 ВВЕДЕНИЕ Цель настоящей работы – проектная деятельность по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем что дошкольный возраст важный период в жизни человека. В возрасте от 0 до 0 лет закладываются основы будущей личности формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка. Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый этаж занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом этаже формируются психические свойства и способности необходимые не только для перехода к следующему этажу но и для всей будущей жизни имеющие непреходящее значение.
Недостроенный нижний этаж плохая опора для следующего. Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет что целью дошкольного обучения должна быть амплификация то есть обогащение максимальное развёртывание тех ценных качеств по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив . Итак амплификация. Для умственного развития детей дошкольного возраста амплификация значит прежде всего 0 развитие образного мышления которое выражается в овладении способностями к замещению
и использовании схем а именно умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов или явлений 0 воображения а именно развитие направленности воображения в результате которого создаются новые образы. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить осваивать и употреблять символы и знаки без которых были бы невозможны не только наука и искусство но и вообще существование человечества.
И складываться эта способность начинает как показал выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже именно на рубеже трёхлетнего возраста. Но главное для ребёнка это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования выступающими в виде условных обозначений чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели в уме решать задачи про себя то есть во внутреннем плане. Психологи часто употребляют термин знаковая функция сознания для обозначения такого более высокого интеллектуального уровня детей. Руководствуясь вышеизложенным отмечу – важно было выбрать и предложить в настоящей проектной работе оптимальную форму занятий которая могла бы обеспечить результативность работы главная цель которой развитие интеллектуальных способностей детей их умственное развитие. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач.
Развитие будет происходить только в тех случаях когда ребёнок оказывается в ситуации наличия именно для него познавательной задачи и решает её успешно. ГЛАВА 0. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 0. Анализ психолого-педагогической литературы Познание – то сложное образование в котором можно выделить как минимум 0 компонента неразрывно взаимосвязанных
между собой. Первый компонент включает в себя информацию состоящую из отдельных сведений фактов событий нашего мира и мыслительные процессы необходимые для получения и переработки информации. Собственно информация сведения факты события жизни ни в коем случае не рассматриваются как самоцель как знание ради знаний. Информация рассматривается как средство с помощью которого надо развить у ребенка необходимые для познавательного развития процессы навыки умения способы познания.
Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. Неразрывность и взаимосвязанность компонентов познания очевидна. Так любой человек читает ли он книгу смотрит ли он телевизор слушает ли он научный доклад или просто идет по улице все время получает соприкасается с какой-либо информацией в том или ином виде. Получив информацию у человека помимо его воли складывается определенное отношение к тем сведениям фактам и событиям которые он постиг. Книга понравилась или нет передача вызвала чувство восхищения или разочарования и т.д. Иными словами информация дойдя до человека став его достоянием оставляет в душе определенный чувственный эмоциональный след который мы называем отношением . Однако у взрослых и детей отношение к постигаемому складывается по-разному. У взрослых людей информация первична а отношение к ней вторично.
Взрослые могут высказать определить отношение к чему-либо только при наличии о нем знаний представлений опыта. Например Как я могу высказать свое отношение к автору и его книге если я не читала ее? У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них как правило отношение – первично а информация вторична. Иными словами они всегда готовы познавать то к чему хорошо относятся и не хотят даже слышать о том к чему относятся плохо отрицательно. Эта особенность детей широко используется педагогами в работе
для того чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной информации. Для этого мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям которые хотим им передать атмосферу общей привлекательности являющейся фундаментом на который легко накладываются знания. 0.0. Познавательное развитие детей от 0 до 0 лет Представляется что развитие и обогащение познавательной сферы детей от 0 до 0 лет – сложный путь который включает в себя –
Накопление информации об окружающем мире – Упорядочивание и систематизация представлений о мире. И то и другое всегда имеет место в развитии ребенка. Но интенсивность степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные. В возрастном интервале 0-0 лет помещаются два периода накопления информации -0-0 года и 0-0 лет и два периода упорядочивания информации – 0-0 лет и в 0-0 лет. Периоды накопления и упорядочивания информации отличаются друг от друга. Эти различия определяются возрастными особенностями психического и физиологического развития ребенка. 0.0.0. Первый период – накопления информации – 0-0 года Объектом познания детей является богатое многообразное предметное содержание их ближайшего окружения. Все с чем они сталкиваются на своем пути познания предметы явления события воспринимаются ими как единственное
в своем роде как единичное. Это единичное они интенсивно и активно познают по принципу Что вижу с чем действую то и познаю . Накопление происходит благодаря – Личному участию ребенка в различных ситуациях событиях – Наблюдениям ребенка за реальными явлениями предметами – Собственному манипулированию ребенка с реальными предметами и его активным действиям в своем ближайшем
окружении. К трехлетнему возрасту дети накапливают довольно много представлений об окружающей действительности. Они хорошо ориентируются в своей группе и на своем участке знают наименование окружающих его предметов и объектов Кто? Что? знают различные качества и свойства Какой Но эти представления еще непрочно закреплены в сознании детей и они пока слабо ориентируются в более сложных и скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов и явлений.
Кому они нужны? Как используются в жизни? Именно в этих вопросах малышам и предстоит разобраться на протяжении 0-го года жизни. В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие вопросы дети начинают раздвигать рамки той среды где прожили предыдущую жизнь квартира группа участок и т.п. Так постепенно к 0-м годам ребенок постигает огромное количество предметов и явлений нашего мира. Однако накопленные представления практически не связаны между собой в сознании детей. 0.0.0. Второй период – упорядочение информации – 0-0 лет В четыре года познавательное развитие ребенка переходит на другую ступень более высокую и качественно отличную от предыдущей. Это вызвано физиологическими миелинизация нервных окончаний головного мозга и пр. и психологическими изменениями в общем развитии ребенка. В возрасте 0-0 лет можно выделить 0 основных направления познавательной активности детей –
Знакомство с предметами явлениями событиями находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей – Установление связей и зависимостей между предметами явлениями и событиями приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений – Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей – Формирование положительного отношения к окружающему миру.
Достигнутый к четырем годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в познавательном развитии – дети 0-0 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это – сложное занятие для маленького ребенка но очень приятное и интересное. Более того он испытывает постоянное неосознанное желание разобрать завалы полученных сведений о мире навести в них смысловой порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые.
Ребенок начинает находить в окружающей действительности выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями явлениями предметами ближайшего окружения которые в основном уже находятся в опыте ребенка. Видны и индивидуальные различия в том что больше влечет притягивает ребенка в окружающем мире. Так например два малыша с увлечением роются в земле. Один – чтобы пополнить свою коллекцию красивыми камешками и стеклышками а другой – в поисках жучков. Все говорит о том что у четырехлетних детей начинает проявляться избирательное отношение к миру выражающееся в более стойком направленном интересе к отдельным объектам или явлениям. 0.0.0. Третий период – накопление информации – 0-0 лет В 0-0 лет ребенок смело пересекает пространство и время ему все интересно его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить как то что поддается осмыслению на данном возрастном этапе
так и то что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать. Однако имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста возможности упорядочивания информации пока еще не позволяют ему полностью переработать поток поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными фактами и сведениями многие из которых
дети 0-0 лет не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира часто ведет к угасанию познавательных процессов. У детей 0-0 лет наблюдается – Стремление расширить свой кругозор – Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения – Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.
Для того чтобы удовлетворить свои стремления желания потребности в арсенале 0-летию ребенка имеются различные средства и способы познания – Действия и собственный практический опыт этим он овладел достаточно хорошо – Слово т. е. рассказы взрослых этот ему уже знаком продолжается процесс его совершенствованию – Книги телевизор и пр. как новые источники знаний. Уровень интеллектуальных умений ребенка 0-0 лет анализ сравнение обобщение классификация установление закономерностей помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире. В отличие от возрастного периода 0-0 года где так же шло накопление информации содержания интересующие детей 0-ти лет касается не ближайшего окружения а отдельного большого мира. 0.0.0. Познавательное развитие детей 0-0 лет Накопленные к шести годам сведения о мире требуют от ребенка определенных умений упорядочивания накопленных
и поступающих сведений. В этом ему помогут взрослые которые направят процесс познания детей 0-0 лет на – Установление причинно-следственных взаимосвязей нашего мира – Содержательное упорядочивание информации. 0.0. Причинно-следственные связи Важной характеристикой причинно-следственных связей является временная последовательность причина всегда во времени наступает раньше следствия. Всякий объективный процесс развертывается от причины к следствию.
Для работы с детьми 0-0 лет необходимо обратить их внимание на следующую характерную сторону причинно-следственных связей – одно и то же следствие может иметь несколько причин. Например гибель растущего цветка может быть вызвана – Повышением понижением температуры воздуха выше ниже той при которой цветок может существовать – Отсутствие необходимых питательных веществ в почве –
Отсутствие необходимого количества влаги для жизни растений избыток влаги – Тем что цветок кто-то сорвал и т. д. Переход от следствия к причине невозможен. Понимание причинно-следственных связей умение их выделять в потоке событий явлений попытки манипулирования или в мысленном плане позволяют развиваться ребенку в нескольких направлениях Обогащение и становление познавательной сферы Умственное развитие – овладение понятиями причина-следствие не возможно без умения анализировать явления события сопоставлять их обобщать рассуждать делать элементарные умозаключения умения планировать свои и чужие действия Развитие психических навыков – памяти внимания воображения различных форм мышления. Руководствуясь и основываясь на всех вышеперечисленных теоретических знаниях считаю возможным во второй главе проектной работы перейти к практическим материалам по развитию познавательного интереса у детей
дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром. ГЛАВА 0. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 0.0. Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях Изучая особенности смыслообразования психолог В.К. Вилюнас обнаружил что личностные смыслы существуют в двух формах эмоционально-непосредственной и вербализованной словесной . Вербализованная форма это осознание обозначение того что придаёт смысл
ситуации эмоционально-непосредственная её эмоциональное проживание. Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста. Единственно возможная форма благодаря которой детям становится понятен смысл деятельности в том числе и познавательной эмоциональное проживание различных познавательных ситуаций ситуаций решения познавательных задач. Необходимость положительного отношения ребёнка к познавательной задаче условие развития его познавательных
интересов. В связи с этим педагогу необходимо ставить перед собой цель развивать познавательную мотивацию познавательные интересы детей. Для этого педагог должен создать ситуацию в которую включена познавательная задача осмысленная ребёнком создать условия для положительного эмоционального отношения к ней. Очень важно чтобы эмоциональное отношение было связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации возникающей в результате игрового или символического обозначения. Для этого целесообразно проводить познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций задач-загадок какого-либо сказочного или познавательного материала связанного одним сюжетом куда вплетаются задания на развитие воображения памяти мышления. Например изучая тему Домашние и дикие животные можно предложить детям ситуацию что Незнайка запутался и никак не может различить их. Поэтому предлагая задание на развитие памяти предложить
отобрать схематичные изображения отличительных признаков и подложить их к соответствующему животному дикому или домашнему . Далее предлагается задание на развитие воображения представьте себя каким-нибудь диким домашним животным и теперь посмотрите вокруг что вы можете увидеть? И наконец даётся задание на развитие мышления. Детям предлагается карточка с 0-0 окошечками где располагаются схематично изображённые признаки диких животных и здесь же среди них в каком-либо окошечке один кружок
лишний относящийся к домашнему животному. Детям необходимо закрыть лишний ненужный признак. В ситуации требующей для своего решения применения новых способов дети испытывая неудовлетворённость из-за возникающих противоречий направляют себя на поиск. Нахождение способа или ответа на вопрос приводят к положительной эмоции которая может быть названа как познавательная и вести к возникновению познавательного интереса.
Следовательно познавательные игры-занятия направлены на развитие ребёнка а не на сообщение ему суммы знаний умений и навыков. Познавательные игры-занятия могут проводиться как комплексные которые включают в себя разные виды деятельности. Л.С. Выготский писал что если школьник обучается по программе предложенной ему взрослыми то дошкольник принимает эту программу в той мере в какой она становится его собственной. Как добиться того чтобы ребёнок сделал нашу программу своей? Для этого есть один путь использование тех видов деятельности которые привлекают ребёнка соответствуют его возрасту. Поэтому педагогу необходимо определить виды деятельности в которых происходит формирование способностей к наглядному моделированию и развитие воображения. Такими видами деятельности будут являться ознакомление детей с художественной литературой ознакомление детей с природой занятия по рисованию. 0.0.0. Ознакомление детей с художественной литературой
Работу рекомендуется проводить в два этапа. На первом этапе целесообразно вводить наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы научить с помощью заместителей выделять самые главные события последовательность изложения научить детей абстрагироваться на сколько это вообще возможно в данном возрасте от мелких деталей и подробностей помочь понять принципы замещения заместители обладают теми же признаками и свойствами
что и реальные предметы. Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй сказок рассказов самими детьми используя наглядные модели и схемы. Здесь правомерно включать в работу с детьми разные игры упражнения задания на развитие воображения которые помогают детям стать свободнее избегать готовых образцов штампов шаблонов и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений к свободному высказыванию их и запечатлению.
Каждый этап имеет подробное описание. Работу по обучению пересказыванию русских народных сказок целесообразно начинать с трёх лет. Разыгрывать с заместителями можно такие сказки как Колобок Кот Петух и Лиса Лиса и Рак Волк и козлята Заяц Лиса и Петух Маша и Медведь Три медведя . Для выявления структуры сказки формирования умения выделять наиболее существенные моменты можно использовать разные наглядные модели. Наиболее простой вид наглядных моделей модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. Например чтобы разыграть сказку Репка нужен жёлтый кружок репка и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми можно обсудить кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. Затем когда эту часть работы дети успешно осваивают уместно предложить самим раскладывать заместители
в нужном порядке. Введение наглядной модели позволило детям понять логику сказки. Интересно что если до проведения занятия Ася Ч. на вопрос Кого надо пригласить если Жучка не сможет вытянуть репку? ответила Медведя он сильный то после занятий по моделированию девочка ответила что надо пригласить кошку то есть ответ соответствует логике сказки. Позже после овладения детьми сериационным рядом можно использовать
двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность воспитатель рассказывает сказку а дети выполняют все нужные действия ушёл пришёл и так далее . Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера но разных цветов каждый из которых обозначает конкретный персонаж. Например к сказке Лиса Заяц и Петух нужны следующие круги белый заяц оранжевый лиса серый собака коричневый медведь красный петух
. В некоторых сказках целесообразно сочетать два вида моделирования двигательный и сериационный ряд. В этом случае дети сначала вспоминают сказку и решают какому медведю какой круг подходит. Затем воспитатель рассказывает сказку а дети показывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия. При проведении таких занятий особенно важно чтобы ребёнок понимал принцип замещения. Поэтому до начала занятия следует обсудить какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Ребёнок может использовать заместители на основе цвета характерного для внешнего вида персонажа например круг красного цвета будет обозначать Красную Шапочку . Если брать за основу соотношение величин героев например в сказке Теремок тогда заместителями будут полоски разной длины. Возможно также использование символики цвета когда положительный герой обозначается светлыми тонами
а отрицательный тёмными например Баба Яга или Злой Волк могут обозначаться чёрным кругом а Добрый Молодец белым . Ребёнку нужно помочь не просто играть с предметами-заместителями но чётко соблюдать последовательность действий сказки что поможет ему анализировать основные события и связь между ними. Теперь ребёнок делает не то что ему хочется в данный момент а то что нужно для решения задачи показать
основные действия и события сказки. Например сказка Снегурушка и лиса . После прочтения слов о том как Снегурушка отпрашивается у дедушки и бабушки в лес погулять кто-то из детей выкладывает кружок обозначающий Снегурушку возле дедушки и бабушки воспитатель зарисовывает эту ситуацию на схеме. Затем последовательно зарисовываются следующие эпизоды.
Каждая схема делается взрослым после того как дети с помощью кружков изобразят соответствующую ситуацию. Потом детям предлагается по этим рисункам рассказать сказку. Если дети путают последовательность рисунков то можно лишние прикрывать листом бумаги оставляя открытым только тот рисунок по которому они должны рассказывать в данный момент. Данное задание не предусматривает дословный пересказ.
Оно направлено на то чтобы научить детей воспринимать и передавать общий смысл прочитанной сказки выделять основные происходящие в ней события. Постепенно дети учатся соотносить два вида действительности изображаемая и изображающая моделируемая и моделирующая рассматривать и использовать одну из них как копию или заместитель другой. У детей появляется возможность придумывать собственные истории рассказы сказки то есть в работу включается воображение. И эта работа предусматривается на втором этапе введения моделей и схем при ознакомлении с художественной литературой. Чтобы дети почувствовали в себе и желание творить поверили в свой успех необходимо провести подготовительную работу которая заключается в формировании у детей внутреннего комфорта бесстрашия перед новым шагом ощущения полноты жизни. Поэтому целесообразно подобрать комплекс игр и упражнений открытого типа то есть имеющие не единственное верное решение и одновременно развивающие наблюдательность.
Например игры Хорошо плохо Какой какая На что похожи а Цепочка слов Что это может быть? и другие. Эта работа может проводиться следующим образом. Для того чтобы активизировать внимание детей заинтересовать их можно ввести сказочный персонаж от имени которого будут даваться задания. Например это может быть сказочница или художник. Он или она сообщает что принёс принесла волшебный кружок.
Прикатиться он только к тому кто сам придумает на что на кого этот кружок похож. В течение года целесообразно проводить целую серию подобных занятий с участием кружков самых разных цветов синий зелёный белый коричневый чёрный фигурки разных форм треугольник квадрат круг овал палочки разной длины. И постепенно почти ко всем приходит свобода фантазии ребята придумывают что-то своё почти исчезают беспомощные повторы уже услышанных ответов.
Позже когда достигаются такие результаты можно усложнить задания. Например после прочтения сказки Смоляной бычок предложить оранжевый кружок и попросить детей придумать кто такой похожий на этот кружок мог бы прийти к бычку и потом что-то принести Тане. Такое же задание целесообразно давать к сказке Лисичка со скалочкой Колобок Теремок и др. Очень важно отметить что ребята не просто придумывают свободно
фантазируют а решают задачу с вполне определёнными условиями. На этом этапе работы дети научились представлять предметы отталкиваясь только от одного видимого признака. Теперь уже можно дать задание представить придумать некоторую целостную ситуацию ввести её в несложный сюжет включить её в свою выдумку хотя и с опорой на наглядную реальность. Детям предлагается от имени художника дорисовать картину. На листе бумаги схематично изображён человечек. Детям предлагается придумывать про человечка а воспитатель должен зарисовывать всё что дети предложат. Потом после окончания изобразительной части работы целесообразно предложить задание придумать про мальчика любую историю. Позже можно давать задания придумать домик и того кто в нём живёт и рассказать что с ним однажды случилось а также про цветок и бабочку поезд и котёнка грузовую машину и др.
Теперь можно попробовать ещё усложнить задание. Надо уменьшить опору на реальность. Ведь ребёнку проще рассказать что-то когда он видит перед собой детально нарисованные изображения чем просто представлять себе что-нибудь. Но в то же время рано переводить детей к сочинениям только по собственным представлениям надо сохранить направленный характер воображения необходимость следовать определённой задаче. Целесообразно вновь вернуться к цветным кружкам.
Но теперь они даются детям индивидуально и не по одному кружку а для начала по два – три разных цветов. И уже недостаточно просто назвать на кого или на что они могут быть похожи а надо придумать кто это такие и что с ними однажды случилось. И конечно новое задание вызывает новые трудности. Одно дело когда придумывали все вместе когда перед глазами была довольно полная картина и совсем другое когда надо фантазировать глядя на кружки. И уже не просто придумать на что они могут быть похожи но
и составить историю. Таким образом дети учатся придумывать собственные истории и сказки у многих отмечается оригинальность развёрнутость сюжета последовательность изложения. Собственные творения получаются эмоционально окрашенными дети избегают повторений каждый старается сам. 0.0.0. Ознакомление детей с природой Организуя работу по ознакомлению детей с объектами и явлениями органического и неорганического мира с помощью схематических изображений схем таблиц-опор планов-схем с целью обучения составлению описательных рассказов загадок ставилась задача помочь в усвоении и применении простейших форм символизации условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов загадок о том или ином объекте явлении. Важно чтобы дети могли подмечать и выделять их основные свойства а также объяснять те или иные закономерности природы. В этом помогали схемы символы модели. Наглядное моделирование в данном случае является тем специфическим
средством которое как следует из работ А.Л. Венгера позволяет упорядочить разрозненные представления и впечатления учит анализировать выделять существенное учит наблюдательности и любознательности. Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах фруктах одежде посуде временах года см. приложение 0 . На первых порах при составлении рассказов предлагается карточку с описываемым предметом передвигать
от пункта к пункту окошки со схематическим изображением свойств и признаков отличительных особенностей предмета . Это делается для облегчения выполнения задания так как детям легче описывать предмет когда он непосредственно видит нужный пункт карты-схемы рядом с описываемым предметом. Затем можно их отделить друг от друга держать карточку с описываемым предметом в руке и рассказывать по порядку в соответствии с пунктами карты-схемы. Так же для того чтобы повысить интерес к изучаемым
материалам для усвоения принципов замещения и для развития воображения детям предлагалось задание придумать рассказ используя ленту-схему. На ленте-схеме расположенной горизонтально или вертикально изображаются по порядку символы обозначающие Таблица 0 Лента-схема Для составления рассказа о человеке 0. Имя. 0. Во что одет. 0. Кто по профессии. 0. Чем любит заниматься в свободное время. 0. К кому в гости собирается. 0. Что подарит и как выглядит подарок. Для составления рассказа о животных 0. Кличка. 0. Внешний вид. 0. Поведение повадки . 0. Что любит есть. 0. Как с ним можно играть. Эти схемы можно использовать и для развития воображения. Но в место рассказа о реальном человеке можно предложить составить рассказ о каком-нибудь сказочном
герое Иван-царевич сестрица Алёнушка Снегурушка а в место животного предложить сказочный персонаж Колобок Мышка-норушка Серый Волк . Другим заданием где используется символика в данном виде деятельности является шифровка различных объектов домашних и диких хищных и травоядных животных овощей и фруктов . Для выполнения задания с начала следует выделить признаки и свойства которые будут зашифрованы и вместе с детьми придумать несложные символические обозначения см. приложение 0 .
Вниманию детей могут предлагаться несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы можно варьировать материал добавляя обозначения какого-либо признака. I вариант. Воспитатель предлагает кому-то из детей выбрать животного которого нужно будет зашифровать. Ребёнок или несколько детей по очереди выбирает карточки-символы отображающие отличительные признаки данного объекта сезона . Затем выкладывает их перед остальными детьми и они отгадывают объект сезон
. II вариант. Кому-то из детей предлагается выйти из класса или отвернуться а остальные дети сообща выбирают объект сезон который хотят зашифровать и раскладывают карточки-символы с соответствующими ему признаками. Вернувшемуся ребёнку предлагается отгадать кто что зашифрован. III вариант. Воспитатель называет или показывает объект сезон и выкладывает карточки-символы с соответствующими признаками но здесь специально допускает ошибку. Дети должны исправить её. IV вариант. Воспитатель называет признаки объекта сезона дети схематично зарисовывают их. Затем глядя на свои рисунки отгадывают зашифрованный объект сезон . Для уточнения закрепления знаний о сезонных изменениях в природе жизни животных и растений в разное время года большую помощь в работе оказывают упражнения типа Когда это бывает детям показываются схематичные изображения изменений в природе в разное время года
дети называют сезон Рассели жителей воспитатель сообщает что художник нарисовал дома для каждого из сезонов но никак не может расселить их обитателей сезонные изменения в природе . Детям предлагается помочь ему. Во время работы было замечено что ни одного ребёнка не оставляет равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество проблем от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления.
В то же время сочинение загадок это творчество доступное практически всем детям. Для осуществления такого вида задания необходимо создать таблицу которую правильней назвать опорой. В первом столбце опорой будут слова или символические изображения которые заключают в себе смысл Какая? а во втором Что такое же Например предположим решается составить загадку о моркови. Следует заполнить опору Какая? Что такое же? Длинная
Сосулька Оранжевая Апельсин Хрустящая Сухарь Получилась загадка Длинная как сосулька Оранжевая как апельсин Хрустящая как сухарь. Или например загадка о снеге. Можно применить опоры На что похоже? Чем отличается? На вату Тает На покрывало Утюгом не погладишь На сухарь Нельзя есть Получилась загадка
Как вата но тает Как покрывало но утюгом не погладишь Как сухарь но есть нельзя. Опоры можно давать устно они хорошо запоминаются. К тому же очень часто можно заменять слова рисунками. 0.0.0. Занятия по рисованию Организуя работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности во-первых обращалось внимание на обучение различной технике рисования кляксография рисование пальцами оттиск со стекла рисование губкой рисование по мокрому набрызг набрызг с помощью трафаретов отпечаток комка бумаги отпечаток ладони ступни с преобразованием отпечатков в рисунок и др. применению каждого вида изображения отдельно и в комплексе различные их виды и во-вторых предлагались задания где детям надо было анализировать внешний вид объектов выделить характерные признаки и затем использовать анализ схем с изображением характерного признака и на этой основе предлагалось
самим создавать подробные близкие с реальным изображениям образы. Ещё одним видом работы было использование опорного материала в качестве которого выступали как тела слова так и схематическое изображение геометрических фигур . Например детям предлагалось нарисовать слепить то что бывает круглой формы или детям вывешивались контуры фигур и предлагалось изобразить предметы которые бывают такой же формы или разгадать кто в них спрятан
. В этом случае с одной стороны творческая активность детей направляется на формирование конечной цели организацию и планирование замысла а с другой стороны получались интересные изображения не похожие друг на друга так как каждый из детей придумывал и решал рисунок самостоятельно и по своему видел конечный результат. Так же очень помогают в развитии воображения задания на создание новых образов Дорисуй всё что захочется Оживи камешки Превращения
Какая игрушка? Нарисуй такое животное какого нет и не было на белом свете и другие. Это по сути творческие задания поэтому нецелесообразно давать оценки детям типа верно – не верно . Практически любое решение которое подчинено задаче оказывается верным более или менее удачным. Стимулировать творческое воображение можно и с помощью такого упражнения. Например детям даётся задание нарисовать дерево. После его выполнения предлагается придумать и нарисовать определённые фрукты яблоки груши сливы и так далее того кто может сидеть на дереве птица бабочка кошка муравьи того кто поливает дерево девочка мальчик мама папа и так далее. Объекты которые предлагается нарисовать можно обозначить схематично если предлагается нарисовать фрукт рисуется круг если животное фигура в виде восьмёрки если человек его схематичное изображение. При рисовании сказочного домика дети могут сами придумать не только украшения для него но и окружающую
обстановку что вокруг и кто живёт в домике. Всякий раз дополненное детьми важно отмечать подчёркивать разнообразие решений. Опыт показывает что это стимулирует выдумку фантазию детей. Вышеназванные задания упражнения являются прекрасным приёмом на играх-занятиях когда разные виды деятельности переплетаются между собой и когда поставлена задача развивать воображение и стимулировать способность к использованию схем заместителей предметов. Такой подход к проведению занятий по изобразительной деятельности
или части игр-занятий позволил избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий и повысил творческую активность детей. 0.0. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физическо-игрового воспитания Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека – двигательных познавательных творческих и других поскольку связан с созреванием необходимых для их развития органических структур и формированием на этой основе нужных функциональных органов.
В этом возрастном периоде происходит совершенствование работы всех анализаторов развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга связей между ними и органами движения что создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка общих и специальных способностей. Важным моментом в развитии у детей способностей выступает их комплексность т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга. Одно из необходимых условий комплексного и разностороннего развития способностей человека – многоплановость и разнообразие видов деятельности. В то же время некоторые авторы отмечают что содержание и методика проведения занятий по физическо-игровой культуре в дошкольных образовательных учреждениях ориентированы преимущественно на формирование у детей двигательных навыков и не учитывают больших возможностей двигательной деятельности в развитии познавательных творческих межличностных контактных и других способностей.
В связи с вышеизложенным выявление форм средств методов и организационно-методических условий способствующих комплексному развитию способностей дошкольников в процессе физического воспитания представляет определенный интерес. При разработке содержания и методики занятий по физическому воспитанию стимулирующих познавательную активность детей я руководствовалась тем что уровень познавательной деятельности возрастает если дети воспринимают информацию не пассивно а активно и если она вызывает у детей интерес.
Интерес – положительное эмоциональное состояние способствующее развитию навыков и умений приобретению знаний мотивирующее обучение. Устойчивый интерес побуждает ребенка к активности к преодолению препятствий связанных с работой или учебой делает деятельность приятной. Учитывались также основные требования которые предъявляются к деятельности развивающей способности человека творческий характер деятельности оптимальный уровень ее трудности для исполнителя должная мотивация
и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. С учетом этих требований наиболее предпочтительной формой проведения занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста является на мой взгляд сюжетно-образная. В отличие от занятий проводимых по традиционной форме все средства физического воспитания используемые в сюжетном занятии подчинены определенному сюжету и имеют образные названия например в комплексе сюжетных занятий Морское царство применяются упражнения Кораблик Дельфин Кит и др подвижные игры Рыбки и акула Спрыгни в воду Рыбаки и др . Использование приемов имитации и подражания образных сравнений обеспечивает должную мотивацию и положительный эмоциональный фон занятия способствует формированию и поддержанию интереса к деятельности. Предлагаемые сюжетные занятия предлагаются к использованию в процессе развитие познавательных способностей
детей дошкольного возраста. Активизировать познавательную деятельность помогали специальные организационно-методические приемы – Упражнения дыхательной гимнастики по методике О.Лобановой-Е.Лукьяновой-Е.Поповой 0000 особенность которых состоит в создании сопротивления выдыхаемому воздуху со стороны артикуляционных речевых органов за счет произнесения на выдохе различных звуков и звукосочетаний выполняются в покое и в сочетании с движениями
Произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе во время выполнения упражнений статического характера. Использование адекватных возможностям детей статических упражнений на фоне развития общей выносливости может служить важным фактором ликвидации и профилактики у них различных дефектов осанки при условии правильного рационального дыхания во время выполнения упражнений нельзя задерживать дыхание . Без соблюдения этого правила воздействие статических и силовых нагрузок на организм детей может привести
к неблагоприятным сдвигам со стороны кардиореспираторной системы. Применение такого методического приема как произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе во время выполнения упражнений статического характера позволяет избежать задержки дыхания и в то же время способствует развитию органов артикуляции. Упражнения направленные на развитие двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук. Их применение обосновано тем что как показано в исследованиях М.М.Кольцовой 0000 формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук а точнее от пальцев. Народные подвижные игры созданные на основе художественного поэтического текста фольклора . По мнению М.П.Асташиной 0000 в играх дети легко улавливают музыкальность напевность и ритмичность родной речи познают меткость и лаконичность родного слова считалки зачины потешки придают народным играм своеобразный колорит. Произнесение речитативов во время выполнения несложных по структуре
упражнений невысокой интенсивности. Использование в процессе сюжетных занятий загадок и песен соответствующего содержания. По мнению М.П.Асташиной 0000 в загадках простыми словами достигается зримость и осязательность образов которые можно отобразить в движении. Использование словесных методов. Созданию предварительных представлений об изучаемом движении служит название упражнения которое должно быть образным. Образы соответствующие характеру разучиваемого движения помогают создать правильное зрительное
представление о нем а возникающие при этом положительные эмоции побуждают детей многократно повторять одно и то же упражнение что способствует закреплению двигательного навыка и повышению его качества. По ходу выполнения упражнений даются дополнительные яркие образные указания помогающие детям быстрее осваивать движения. Например при выполнении упражнения Чайки летят дается указание руки – как крылья . При разучивании упражнений можно также использовать
объяснения которые должны быть точными понятными краткими эмоциональными. При объяснениях выделяется тот элемент техники на который необходимо обратить внимание. Например при разучивании упражнения Лодочка дается следующее указание Пятки вместе если вы их разъедините то в лодочке образуется течь и она утонет . Некоторые авторы рекомендуют время от времени предварять показ словесным описанием движений с целью активизации умственной деятельности детей. Применение заданий в которых необходимо сочетать различные виды деятельности например детям предлагалось выполнить дома или в группе рисунки тематически связанные с сюжетом занятия прочитать рассказы сказки соответствующего содержания и выполнить те или иные упражнения комплекса . Использование элементов психофизического тренинга например в сюжетных занятиях Морское царство применяются упражнения и этюды психогимнастики разработанные
М.И.Чистяковой 0000 и основанные на обучении элементам техники выразительных движений использовании выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств формировании навыков в саморасслаблении . Применение музыкального сопровождения с целью развития у детей чувства ритма и музыкального слуха а также творческих способностей. Дополнение занятий по физической культуре тематическими познавательными играми-занятиями. Предварительные исследования позволили установить что применение в процессе физического
воспитания вышеперечисленных средств методов и методических приемов направленных на активизацию познавательной и речевой деятельности не снижает тренирующего эффекта занятий и способствует повышению уровня физической подготовленности детей. Разработанная методика проведения занятий по физическо-игровой культуре предполагающая использование специальных средств методов и организационно-методических приемов способствует развитию познавательных способностей дошкольников в процессе физическо-игрового воспитания и формированию устойчивого
познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Ниже приводится план-конспект занятия по физической культуре для детей старших и подготовительных групп направленный на решение следующих задач 0 укрепление мышечного корсета 0 овладение выразительностью движений 0 активизация речевой и познавательной деятельности детей. 0.0.0. План-конспект занятия по физической культуре из комплекса Морское царство Подготовительная часть 0. Построение в одну шеренгу. 0. Разновидности ходьбы – обычная идем на берег моря – на носках руки на пояс песок нагрелся жжет пятки – на пятках руки за голову острые камешки – в сочетании с движениями собираем камешки 0-0 – обычная ходьба врассыпную 0-0 – упор присев 0-0 -встать 0-0 – обычная ходьба врассыпную 0-0 – наклон вперед коснуться руками пола 0-0 – выпрямиться. 0. Этюд психогимнастики
Игра с камешками Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются приседая или нагибаясь за приглянувшимся камешком то входят в воду и брызгаются зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и рассматривают найденные камешки показывая друг другу наиболее красивые или необычные. Дети начинают играть с камешками то подбрасывают их вверх и ловят поочередно и вместе ладонью и тыльной стороной кисти то кидают вдаль кто дальше кинет .
0. Разновидности бега – обычный бежим по берегу моря – ускоренный бежим вдоль берега за отплывающим теплоходом – обычный с постепенным замедлением и переходом на ходьбу устали бежать 0. Этюд психогимнастики Теплоход От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров машут им высоко поднятой рукой и говорят До свидания! До встречи! Основная часть Комплекс ОРУ
Морское царство Примечание перед началом выполнения упражнений преподаватель загадывает детям загадки. 0. Волны шипят В тихую погоду нет нас нигде А ветер подует – бежим по воде. И. п сед на пятках руки внизу. 0-0 – волнообразное движение руками вперед-вверх обычный вдох 0-0 – волнообразное движение руками вниз выдох через рот со звуком ш-ш-ш . То же увеличивая амплитуду движений вставая на колени и опускаясь на пятки. 0. Морская волна По морю идет идет А до берега дойдет – Тут и пропадет. И.п сед на пятках руки перед грудью пальцы переплести. 0-0 – волнообразные движения кистями и предплечьями не разъединяя пальцев рук 0-0 – то же в другую сторону Дети выполняют упражнение произнося речитатив Ты волна моя волна Ты гульлива и вольна Плещешь ты куда захочешь
Ты морские камни точишь Топишь берег ты земли Подымаешь корабли А.С.Пушкин 0. Ракушка И.п сед на пятках руки на пояс. Дети сидят сохраняя правильную осанку и слушают стихотворение которое читает преподаватель одновременно подходя к детям и поправляя тех кто сидит неверно Выбросило на берег ракушки Из родного дома без вины. Приоткрылись розовые ушки
Слушая шуршание волны. А недавно море с ветром споря День и ночь рычало словно зверь. Вскоре с ветром помирилось море А они бездомные теперь. Т.Петухова И.п сед на пятках наклонившись вперед руки на пояс локти вперед ракушка закрылась . 0-0 – выпрямляясь наклон назад локти отвести назад ракушка закрылась 0-0 – и. п. То же увеличивая амплитуду движений вставая на колени и опускаясь на пятки то же руки за головой.
0. Лодочка И.п сед на пятках. Дети вместе с преподавателем произносят речитатив одновременно выполняя соответствующие движения Две ладошки прижму И по морю поплыву Две ладошки друзья Это лодочка моя. Две ладошки соединить большие пальцы согнуть внутрь волнообразные движения руками вверх-вниз . Паруса подниму Синим морем поплыву ! поочередно поднимать руки вверх сжимая пальцы в кулак и сгибать их к плечам – поднять паруса .
А по быстрым волнам Плывут рыбки тут и там. Ладошки вместе волнообразные движения вправо-влево . 0. Рыбка Кругом вода одна вода. А я плыву туда-сюда. То к берегу я подплыву То просто опущусь ко дну. И.п лежа на животе руки вверху. 0 – поднять голову верхнюю часть туловища руки ноги 0 – и.п. 0. Морская звезда Эта звезда под водою красуется Ею и рыбки и крабы любуются. И.п лежа на животе руки вверху. 0 – поднять голову верхнюю часть туловища руки ноги 0 – руки и ноги в стороны 0 – руки и ноги вместе 0 – и.п. 0. Я на солнышке лежу И.п лежа на животе с опорой на предплечья. 0 – согнуть правую назад 0 – разгибая правую одновременно согнуть левую 0-0 – то же с другой ноги. Предложить детям выполняя это упражнение спеть песенку Яна солнышке лежу из мультфильма Как львенок и черепаха пели песню .
0. Кораблик Плывет белый гусь – Брюхо деревянное Крылья полотняные. И.п лежа на животе руки сзади пальцы переплетены. 0 – поднять голову верхнюю часть туловища руки 0-0 – держать произнося на выдохе звук ш волны плещутся о борт корабля 0 – и.п. 0. Краб Ползет наоборот задом наперед Все под водой хватает клешней. И.п сидя согнув ноги руки сзади в упоре. 0 -поднять таз 0-0 – продвижение вперед опираясь на конечности 0
– и.п. 0-0 – то же продвигаясь назад. 00. Катамаран И.п сидя руки в упоре сзади ноги слегка приподнять. 0-0 – имитировать педалирование ногами 00. Дельфин И.п лежа на спине руки вверху. 0-0 – перекат на правый бок прогнуться 0-0 – и.п. 0-0 – то же влево. После выполнения упражнения дети сидя на пятках и сохраняя положение правильной
осанки слушают в аудиозаписи голоса дельфинов и стараются голосом подражать им. Подвижная игра Усатый сом Не человек не зверь а с усами. На двух противоположных сторонах зала площадки линиями обозначают берег . Выбирается водящий – сом . Остальные дети взявшись за руки образуют круг – озеро в центре которого находится водящий. Дети закрыв глаза идут по кругу и хором произносят слова
Дети дети не зевайте! Сом усами шевелит Все на берег он не спит! По сигналу Все на берег дети открывают глаза и бегут к берегу а водящий старается осалить кого-либо из них. Осаленный становится водящим. Подвижная игра Рыбаки и рыбки Дом шумит хозяева молчат Пришли люди хозяев забрали Дом в окошки ушел. Выбирают 0-0 водящих – рыбаков остальные дети- рыбки . Рыбаки и рыбки встают друг напротив друга на расстоянии 0 м Что вы вяжете спрашивают рыбки Невод – отвечают рыбаки Что вы будете ловить спрашивают рыбки Рыбу – отвечают рыбаки Какую спрашивают рыбки Щуку – отвечают рыбаки Ловите говорят рыбки и разбегаются по площадке залу . Каждый рыбак старается поймать хотя бы одну рыбку ловить рыбок можно только в пределах моря .
Затем игра повторяется но называется другая рыба например камбала. Отмечают лучшего рыбака . Заключительная часть 0. Этюд психогимнастики Игра с песком . Набрать в руки воображаемый песок на вдохе . Сильно сжав пальцы в кулак удержать песок в руках задержка дыхания . Посыпать колени песком постепенно раскрывая пальцы на выдохе .
Стряхивать песок с рук расслабляя кисти и пальцы. Бессильно уронить руки вдоль тела лень двигать тяжелыми руками. Повторить игру с песком 0-0 раза. 0. Разновидности ходьбы – обычная идем домой – приставным шагом вправо и влево утрамбовываем песок – высоким шагом идем по воде – обычная идем в группу . ЗАКЛЮЧЕНИЕ Цель настоящей работы – проектная деятельность по развитию познавательного интереса у детей
дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем что дошкольный возраст важный период в жизни человека. В возрасте от 0 до 0 лет закладываются основы будущей личности формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка. В заключении проведенного исследования возможно сделать ряд выводов. В процессе игр-занятий при использовании заданий на развитие воображения и заданий с использованием
физическо-игровых моделей происходит умственное развитие детей. В силу важности и значимости каждого из этих психических процессов необходимо помогать их развитию. Этому в значительной мере могут способствовать приведённые в данной работе методы и приёмы. Они достаточно просты в исполнении и доступны широкому кругу педагогов. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции их можно многократно варьировать изменять модифицировать при изучении разных тем. Однако необходимо заметить что фантазия как и любая другая форма психического отражения должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию личности а не перерастать в пассивную мечтательность. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку использовать свои возможности воображения в
направлении прогрессивного саморазвития. В области развития познавательного интереса и мышления основным как уже отмечалось в дошкольном возрасте является овладение познавательными играми-занятиями – они могут проводиться как комплексные которые включают в себя разные виды деятельности. Л.С. Выготский писал что если школьник обучается по программе предложенной ему взрослыми то дошкольник принимает эту программу в той мере в какой она становится его собственной.
Игра возникает в результате определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые способствуют распространению детской игры с помощью сообщения детям новой информации специально созданных условий игрушек игровых пространств где ребенок может играть игровой техники и т.д. которые передаются из поколения в поколение превращая игру в часть культуры общества. В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования
личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром усваивают моральные нормы способы практической и умственной деятельности выработанные многовековой историей человечества. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от впечатлений складывающейся системы ценностей. Игровая деятельность как доказано А.В.Запорожцем В.В.Давыдовым Н.Е.Михайленко не изобретается ребенком и задается ему взрослым который учит малыша играть знакомить с общественно сложившимися способами игровых действий как использовать игрушку предметы-заместители другие средства воплощения -образа выполнять условные действия строить сюжет подчиняться игровым правилам и т.п Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение становится формой собственного творчества ребенка а это обусловливает его развивающий эффект.
ПРИЛОЖЕНИЕ 0. Практический материал по развитию творческого воображения и формированию способности к наглядному моделированию 0.0. Перспективное планирование Таблица 0 Примерное перспективное планирование по использованию наглядных моделей и схем при ознакомлении детей с объектам явлениями органического и неорганического мира и составление описательных рассказов об объектах ближайшего окружения Месяц 0-0 неделя 0-0 неделя
Сентябрь Дидактические игры и упражнения на закрепление признаков Логическая цепочка Исправь ошибку Вершки корешки Чудесный мешочек Если знаешь продолжаешь Разложи правильно придумывание вместе с детьми символов которые обозначают разные признаки объектов и явлений природы по ходу изучения нового материала в течение года придумываются символы обозначающие признаки объектов и явлений по изучаемой теме .
Октябрь Составление рассказов об овощах фруктах используя схемы. Составление рассказов об одежде посуде используя схемы. Ноябрь Шифровка диких животных I II III VI варианты используя символику. Декабрь Шифровка домашних животных I II III VI варианты используя символику. Январь Составление описательных рассказов о посуде одежде используя схемы.
Составление описательных рассказов об овощах фруктах используя схемы. Февраль Шифровка домашних животных I II III VI варианты используя символику. Игра Рассели жителей закрепление признаков времён года . Март Составление загадок об овощах используя таблички-опоры . Составление загадок о фруктах используя таблички-опоры . Апрель Составление загадок о явлениях неорганического мира используя таблички-опоры. Составление загадок о диких животных используя таблички-опоры. Май Составление загадок о домашних животных используя таблички-опоры. Игра Рассели жителей Прочитай шифровку . Таблица 0 Перспективное планирование с использованием наглядных моделей и схем и упражнений на развитие воображения
при ознакомлении с художественной литературой Месяцы I половина дня II половина дня Сентябрь Игра На что похоже кружки разных цветов . Подбор признаков к предмету подбор предметов к признаку. Сказки Репка Теремок сериаци-онный ряд. Октябрь Игра На что похоже фигуры разной формы . Подбор признаков к предмету подбор предметов к признаку.
Сказка Лиса заяц петух сериационный ряд. Та же сказка двигательное моделирование. Ноябрь Игра Цепочка слов игра На что похоже фигуры разной формы и кружки разных цветов . Сказка Три медведя Л.Н. Толстого двигательное моделирование по эпизодам . Декабрь Упражнение Дорисуй картинку дорисовать к кружку овалу и др. всё что захочется но чтобы получилась какая-нибудь картинка . Упражнение Расскажи сказку ребёнку называется определённый эпизод и предлагается
его продолжить . Январь Игра Говори наоборот выделение противоположностей. Игра Поможем художнику совместное дорисовывание деталей и придумывание историй кто это и что с ним однажды случилось. Февраль Игра Хорошо – плохо Кто без кого не может быть? понимание противоположностей. Игра Поможем художнику . Рисование домика придумывание историй кто в этом домике живёт и что с ними однажды случилось. Март Игра Делаем зарядку выполнение упражнений используя схематическое изображение
человека. Игра Кто кем будет развитие диалектического мышления. Игра Поможем художнику темы рисунков Мальчик и машина Девочка и цветок Котёнок и мышонок и др. Апрель Упражнение Дорисуй картинку дорисовать к кружку овалу и др. всё что захочется но чтобы получилась какая-нибудь картинка . Упражнение на сочинение сказки по представлению даются два три кружка разных цветов . Май Игра Цепочка слов Придумывание концовки сказки А что было потом 0.0. Игры на развитие воображения Игра Укрась слово Эта игра хорошо развивает образное мышление воображение ассоциативный процесс. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных. Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача за определённое
время набрать как можно больше прилагательных которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда которая набрала больше прилагательных. НАПРИМЕР существительное прилагательные платье красивое нарядное лёгкое тёплое узорчатое праздничное и т.д. солнце яркое блестящее лучистое тёплое доброе горячее ослепительное и т.д. Игра Выведение следствий Эта игра используется как в развитии воображения так и словесно-логического
мышления. Предлагается ряд вопросов начинающихся со слов Что произойдёт . Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы. Список примерных вопросов – Что произойдёт если дождь будет лить не переставая Что произойдёт если все животные начнут говорить человеческим голосом Что произойдёт если все горы вдруг превратятся в сахарные
Что произойдёт если у тебя вырастут крылья Что произойдёт если солнце не зайдёт за горизонт Что произойдёт если оживут все сказочные герои Что произойдёт если смогут читать мысли друг друга Игра Рисунок в несколько рук . Это групповая игра тесно связывающая воображение и эмоции и сама насыщена высоким эмоциональным потенциалом. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента продолжает рисунок используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и так далее. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное поскольку ни одна из форм не завершена но все плавно перетекают друг в друга. Но как правило конечный продукт мало интересует детей. Удовольствие доставляет борьба возникающая при попытке завладеть чужими формами навязать свои а также
неожиданности и открытия нового содержания и образа возникающее на каждом этапе работы. Игра Волшебники Используется для развития чувств на базе воображения. Вначале ребёнку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры волшебников . Его задача дорисовать эти фигуры превратив одну в доброго а другую в злого волшебника. Для девочек можно заменить волшебников на волшебниц .
Теперь вторая часть игры. Ребёнок должен сам нарисовать доброго и злого волшебников а также придумать что совершил плохого злой волшебник и как его победил добрый . Если в игре участвовала группа детей целесообразно сделать выставку рисунков и оценить чей волшебник лучше. Эмоции имеют очень яркую форму выражения через мимику и пантомимику. Когда у ребёнка работает воображение то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можно
увидеть на его лице. Игра Танец Детям предлагается потанцевать. Причём каждый танцует что хочет . Ребёнок должен выразить а танце какой-либо образ. Лучше если образ он придумает сам. при затруднении можно помочь ему подсказкой. Темы для подсказки станцуй бабочку зайчика кошку лошадку утюг конфету молоток и так далее. Когда ребёнок справился с первой частью задания можно перейти к следующему этапу. Теперь в качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства. Темы для второй части задания станцуй радость страх горе веселье удивление каприз счастье жалость . Необходимо следить чтобы дети именно танцевали в не изображали соответствующие чувства мимикой. Музыку можно использовать любую танцевальную вальсовую плясовую джазовую. Важно чтобы это не были песни со смысловым понятным для детей текстом.
Игра Цепочка слов Слово случайно запавшее в голову или намерено взятое вызывает цепную реакцию распространяя волны вглубь и вширь извлекая при этом образы ассоциации воспоминания представления и мечты. Детям предлагается составить длинный поезд из слов каждое слово вагончик. Вагончики как и слова должны быть соединены между собой. Значит каждое слово должно тянуть за собой следующее.
Например Зима какая? холодная снежная что ещё бывает холодным? мороженное лёд снег ветер какой ветер? сильный северный что ещё может быть сильным? и так далее. За каждое слово названное детьми выставляется вагончик. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Литература к Главе 0 1. Е. В. Проскура Развитие познавательных способностей дошкольника под ред.
Венгера 2. Ребенок в детском саду 0 0000 Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста . 3. О. М. Дьяченко Чего на свете не бывает? Москва Знание 0000. 4. Л. А. Венгер А. Л. Венгер Домашняя школа Москва Знание 0000. 5. Л. Ю. Субботина Развитие воображения у детей Ярославль Академия развития 0000. 6. О. М. Дьяченко
Н. Ф. Астаськова А. И. Булычева Дети в школу собирайтесь Москва Просвещение Учебная литература 0000. 7. Программа Развитие под редакцией Л.А. Венгера. 8. В.А. Милашевич В.И. Дубрович Воспитатель в чём секрет успеха Витебск 0000. 9. Журнал Дошкольное воспитание 0-00. 10. Журнал Дошкольное воспитание 0-00. 11. Журнал Дошкольное воспитание 0 – 00. 12. Журнал Дошкольное воспитание 0-00. 13. Журнал Дошкольное воспитание 0 – 00. Литература к Главе 0 1. Асташина М.П. Использование фольклора в работе с детьми по физическому воспитанию Дети и здоровье Сб. матер науч практ. конф. по проблемам дошкольного физического воспитания 00-00 ноября 0000 г. г. Иркутск У Под общ. ред. А.И.Кравчука и Ю.П.Симакова
Омск ОГИФК 0000 с. 00-00. 2. Каданцева Г.А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей шести лет Теория и практика физической культуры 0000. 00-00 с. 00-00. 3. Каданцева Г.А. Методика активизации познавательной деятельности дошкольников средствами физического воспитания Автореф. канд. дис М. ВНИИФК 0000 00 с. 4. Кенеман А.В. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста
Учебн. пос. для студентов пед. ин-тов М. Просвещение 0000 000 с. 5. Кечеджиева Л. Ванкова М. Чипранова М. Обучение детей художественной гимнастике. -М. ФиС 0000. -00с. 6. Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников Физическая культура воспитание образование тренировка. 0000 0 с. 00-00. 7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка
М. Педагогика 0000 000 с. 8. Немов Р.С. Психология Учебн. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений. В 0 кн Кн. 0. Общие основы психологии М. Просвещение ВЛАДОС 0000 с. 000-000. 9. Соболева Н.Ю. Использование средств художественной гимнастики в системе физических упражнений с целью подготовки детей к обучению в школе Автореф. канд. дис
С Пб. РГПУ им. А.И.Герцена 0000 00 с. 10. Чистякова М.И. Психогимнастика Под ред. М.И.Буянова М. Просвещение 0000. -000 с. 11. Шарманова С.Б. Морское царство . Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста Учебн. HOC. Под ред. А.И.Федорова. -Челябинск УралГАФК 0000 00 с. 12. Шарманова С.Б. Федоров А.И. Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании дошкольников Физическая культура воспитание образование тренировка 0000 0 с. 00-00. 13. Шлык Н.И. Загуменова М.В. Выдрич З.В. Влияние различных двигательных режимов на уровень физической работоспособности и соматовегетативных сдвигов у дошкольников с дефектами осанки Теория и практика физической культуры. 0000 00 с. 00-00.