Развитие психики в филогенезе и онтогенезе

Введение
Психические состояниякак определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики.Свойства психических состояний. Виды психических состояний в зависимости от ихвлияния на поведение и деятельность. Общая характеристика психическихсостояний, оказывающих положительное влияние на жизнедеятельность человека.Психические состояния, оказывающие негативное влияние на деятельность человека– утомление, напряжение, тревожность, их причины, особенности протекания и методыих предупреждения.
В повседневной жизни мыдостаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физическогосамочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о прямомвлиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, чточеловеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся исаморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особоесвойство – высочайшую пластичность, то есть, умение приспосабливаться к самымразнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможностипсихики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны.

Психика, поведение идеятельность
Главная отличительнаяособенность психики человека – наличие сознания, а сознательное отражение – этотакое отражение предметной действительности, в котором выделяются ееобъективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.
Под поведением впсихологии принято понимать внешние проявления психической деятельностичеловека. К фактам поведения можно отнести:
Ø отдельныедвижения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки);
Ø внешниепроявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью,общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и томуподобное);
Ø действия,которые имеют определенный смысл;
Ø поступки,которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.
Поступок– действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, тоесть, его социальный смысл.
Главной характеристикойдеятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природныйобъект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественновыработанный способ действия с ним. Этот способ воспроизводится всякий раз,когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристикадеятельности – ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельнооткрыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается спомощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включаютчеловека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной междулюдьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельностииндивидуальной (внутренней) и составляет основное направление формированияпсихологических новообразований (знаний, умений, способностей, мотивов,установок и так далее).
Деятельность всегданосит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальныепредметы, знаки, символы и общение с другими людьми. Осуществляя любой актдеятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, еслиони даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.
Человеческаядеятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательнопредставляемому запланированному результату, достижению которого она служит.Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.
Деятельность – несовокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целоепобуждающим ее мотивом. Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность,он определяет смысл того, что делает человек.
Деятельность всегданосит продуктивный характер, то есть, ее результатом являются преобразованиякак во внешнем мире, так и в самом человеке: его знания, мотивы, способности. Взависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольшийудельный вес, выделяются разные типы деятельности: трудовая, познавательная,коммуникативная и другие.
Деятельность человекаимеет сложную структуру. Она состоит из нескольких уровней:
Ø верхнийуровень – уровень особых видов деятельности;
Ø уровеньдействий;
Ø уровень операций;
Ø самый низшийуровень – уровень психофизиологических функций.
Действие– основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на достижениецели.
Действие имеет подобнуюдеятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия:
Ø сенсорные(действия по восприятию объектов);
Ø моторные(двигательные действия);
Ø волевые;
Ø мнемические(действия памяти);
Ø внешниепредметные (направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнегомира);
Ø умственные(действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).
Выделяют следующиекомпоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные(двигательные).
Говоря о том, чточеловек осуществляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляетсобой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органамичувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями,которые являются и предпосылками и средствами действия. Например, когда человекставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действияи приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическуюпсихофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы кжелаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией.Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессовдеятельности.
Сенсомоторныепроцессы – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. Вэтих процессах различают четыре психических акта:
Ø сенсорныймомент реакции – процесс восприятия;
Ø центральныймомент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкойвоспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;
Ø моторныймомент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения;
Ø сенсорныекоррекции движения (обратная связь).
Идеомоторныепроцессы связывают представления о движении с выполнением движения. Проблемаобраза и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологииправильных движений человека.
Эмоционально-моторныепроцессы – это процессы, связывающие выполнение движения с эмоциями, чувствами,психическими состояниями, переживаемыми человеком.
Интериоризация– это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему,идеальному действию.
Экстериоризация– это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнеедействие.
Развитие психики вфилогенезе
Понятие «филогенез»в психологии в самом широком смысле рассматривается как процесс возникновения иисторического психики и поведения животных, в более узком — как процесс иисторического развития форм сознания в ходе истории человечества.
Самый общий ответ навопрос об историческом возникновение психики следующий: психика — результатдвижения, изменения, р вития материи. Хорошо известно, что движение есть способматерии, неотъемлемое ее свойство, внутренне ей присущее. существует материинеподвижной, неизменной, пребывающей в абсолютном покое.
С другой стороны, всяматерия, в том числе и неживая, обладает всеобщим качеством — отражением. Подотражаем понимается способность материи отвечать на воздействия. Фон отражениязависят от форм существования материи.
В неживой материидвижение может быть механическим, или химическим. В соответствии с этим и формыотражены выступающие в виде взаимодействия, будут механические, физические,химические.
Для живой материихарактерны качественно новые формы и соответственно новые, биологические формыотражения этапе развития живой материи возникает психика как новая формаотражения.
Принципиальные различияформ отражения живой и нежив материей предполагают наличие какого-токачественно нового свойства, отличающего живую материю от неживой. Такимсвойством Является саморегулирование. Саморегулирование означает, что жив организмизбирательно, активно относится к внешним раздражи. Причем избирательность иактивность живого организма не только внешними воздействиями, но и внутренним.(Если животное голодно, оно начинает активно искать, чтобы поддержатьжизнедеятельность.), В результате длительной эволюции материи у живых появилисьи развились многочисленные биологические формы раздражимость (тропизмы),инстинкты, формы поведения и высшая форма отражения.
Элементарнаяраздражимость имеется у простейших, организмов, которые на воздействия внешнейсреды. Внешне элементарная раздражимость проявляется формах: притягивание,приближение, вызываемые воздействиями, и отталкивание, избегание привоздействиях. При этом сила и характер ответных реакций не только от силы иособенностей внешнего воздействия, но и состояния живого организма. Сытая амебане на пищу.
Роялизмы — способыреагирования своеобразными движениями к биотическим воздействиям различаютследующие виды тропизмов:
• фототропизм —движение живого организма под воздействием
•термотропизм —движение живого организма под воздействием ;
• хемотропизм —движение живого организма, направленное на определенной физико-химическойсреды. Можно отметить, что у растений биологическая форма отражения тропизмами— изменениями направления движения та в зависимости от биологически значимыхраздражителей, такая свет и гравитация. Тропизмы можно назвать формой поведенияпростейших. Если говорить о поведении животных, то принято выделять основныеформы поведения: инстинкт, навык. Поведение инстинкт — бессознательные,врожденные акты поведения ответ на сложные (комплексные) раздражители. о своимфизиологическим механизмам инстинкты — сложные рефлексы. Они состоят не изодного рефлекса (например, в ответ на сильное раздражение), а из ряда связанныхдруг с другом рефлексов имеют следующие отличительные особенности.
Инстинкты — целостные,сложные и длительные действия ( норы, постройка гнезда, выслеживание и поимкадобычи и т, Этим они отличаются от простых рефлексов — одноактных временныхдействий (расширение зрачка, отдергивание лапы уколе и т.п.).
Инстинкты — врожденнаяформа поведения. Это означает, животные выполняют инстинктивные действия безвсякого обучения. Конечно, за время жизни особи происходит котороесовершенствование инстинктов (поэтому не случайно во стаи обычно стоит опытныйвзрослый самец, прошедший), но в основном они остаются неизменными протяжениижизни животного.
Инстинктивные действияживотных бессознательны животное понимает, что оно делает. Птица будетвысиживать не только свои, но и яйца других птиц, яйца, сделанные из дерева, идаже предметы, похожие на яйца.
Инстинктивные действияявляются видовой формой поведен Это значит, что они совершаются одинаково увсех представите данного вида животных. Инстинктивные действия осуществляют поодной и той же схеме, в одной и той же последовательности их звеньев. Однакопри этом отдельные операции могут в своих деталях: для постройки гнезда птицымогут применять относительно разный материал и в разном количестве.
На стадииинстинктивного поведения у животных значителен развиваются органы чувств —зрение, слух, обоняние и др. Это о( словлено тем, что животное должноанализировать сложные раздражители, имеющие для него биологическое значение.Более ro, инстинктивные действия часто должны осуществляться в ответ восприятиене только отдельных свойств предметов (ощущения), н на восприятие самихпредметов и явлений.
Таким образом,инстинкты — биологически полезная форма ведения, но она обеспечиваетприспособление животных, сохранен вида только по отношению к постоянным,неменяющимся условии жизни.
Более полное и точноеприспособление к условиям жизни навыки, приобретенные в жизни животного.
Навык — действияживотного, сформировавшиеся в процессе его индивидуальной жизни.
Навык формируется уживотных методом проб и ошибок кратное повторение какого-нибудь действия иполучение подкрепления при достижении результата приводят к закреплениюсоответствующей реакции или поведения… Навык — изменяющаяся форма поведенияживотных. Без подкрепления он постепенно исчезает. В развитии психики животныхнавыки имеют важное значение. Ощущения и восприятия становятся болееразнообразными. Это обусловлено необходимостью формирования навыка сложные инезначительные внешние воздействия. Формируется способность отражать в своихощущениях и не только сами предметы и их свойства, но и отношения между и мипредметами. Появляется «рефлекс на отношение» (предметов, ихперемещение, различие в величине, окраске и т.п.) Появляется способностьпредставления — сохранения в памяти тех предметов и явлений, с которымиживотное имело дело жизни Постепенно начинает развиваться способностьобобщения. Это очень важный факт в развитии животных. Такая позволяетпереносить сформированные операции из одного вия на другие, сходные.
Существует тесная связьмежду навыками и инстинктами. Наиболее успешно вырабатываются навыки,соответствующие инстинкт С другой стороны, навыки влияют на инстинкты, частодаже их. Хорошо дрессированная собака берет пищу только из хозяина. Навыкподавляет один из сильнейших инстинктов В процессе эволюционного развитиянавыки, соответствующие жизни многих поколений животных, постепенно закрепляя ипревращаются в наследуемые формы поведения. Считается, именно в этом ипроявляется естественный отбор, обеспечивают приспособление животных ксуществующим условиям жизни. Необходимо отметить, что навыки могут существенноотличаться от друга.
Одни из них по своемуавтоматизму приближаются, инстинктам, а другие к интеллектуальным проявлениям. Интеллектуальныедействия животного — такие действия, на основе отражения сложных отношениймежду отдельными животное решает задачи, с которыми оно ранее не сталось.Интеллектуальные действия животных являются высшей формой их к окружающейсреде, позволяют предвосхищать ситуации. Это предвосхищение дает возможностьживотному заблаговременно предпринять действия, направленные на удовлетворениесвоих потребностей или сохранение жизни.
Интеллектуальноеповедение животных имеет следующие особенности.
Животные способны кинтеллектуальным действиям только при возникновении трудностей на пути кдостижению цели (проблемная ситуация). Если цель достигается привычнымспособом, с помощью инстинктов или навыков, то животное интеллектуальныхдействий проявляет.
Интеллектуальныедействия животных имеют примитивный характер. Животные, в отличие от человека,не опираются на знания объективных закономерностей.
Интеллектуальныедействия даже у высших животных проявляются от случая к случаю. Они неприобретают основного значения в жизни животного и не закрепляются в его опыте.
Изобретенные способыдействий не передаются одним животным другому и не являются, таким образом,продуктом видового опыта Они остаются достоянием только отдельных особей.
Таким образом,интеллектуальные формы поведения характеризуются тем, что они обеспечиваютдостаточно точное приспособление животных к изменяющимся условиям внешнейсреды. Они дают возможность животным отражать не только отдельные предметы, нои связи, отношения между ними.
/>Развитиепсихики в онтогенезе
Развитие психики вонтогенезе, то есть от рождения и на протяжении всей жизни, это развитие,которое подразумевает прежде всего развитие личности. Развитие личности в целомопределяется как генетическими, так и социально-культурными влияниями.Существует большое количество теорий, которые пытаются объяснить становлениеличности, ее развитие.
Общепринятымиположениями относительно развития личности являются следующие.
• Личностью нерождаются, личностью становятся.
• Развитие личностивозможно только в социальной среде.
• Движущими силамиразвития личности являются внутренний противоречия.
Для развития нормальнойличности необходима активность самого ребенка.
• Развивающаясяличность проходит одни и те же стадии, но с индивидуальными особенностями.
• В развитии личности существуюттак называемые сенситивные периоды, то есть периоды, чувствительные к усвоениюопределенных знаний, норм, отношений и т.п. Доказательством указанных положенийслужит множество известных и описанных в научной литературе случаев, когдановорожденный ребенок попадал в среду животных(дети -маугли). Если такойребенок оставался живым, он никогда не становился личностью, а оказавшись вобществе людей, не мог стать его полноценным членом. Для: Многих из нихоказалось невозможным усвоение речи и многих других деятельности, характерныхдля нормальной личности. Рост и развитие ребенка представляют собойнепрерывный, но далеко не равномерный процесс. В ходе этого процесса отмечаютсяэтапы с максимально интенсивным ростом и сравнительно замедленным психическимразвитием и, наоборот, этапы с интенсивным развитием замедленным ростом. Такойволнообразный характер.развития и роста позволяет установить определеннуюэтапность, то есть определить возрастные интервалы, а также узловые переходныемоменты, когда один возрастной период переходит в другой.
Каждый период жизничеловека несет в себе следы пройденного новое, характерное для данного отрезкаразвития, и зачатки. Вместе с тем на каждом этапе жизненного пути человеквыступает как гармоничное целое, наиболее целесообразно сложившееся в процессеразвития к данному моменту.
Сам по себе возраст ещене определяет период развития психики ребенка, так как темп, полнотапсихического развития обеспечивается в значительной степени общением ребенка сокружающими людьми. Взрослое окружение детей очень разное, и у детей одноговозраста может быть разный уровень психического развития. В отличие от этого уживотных и растений возраст однозначно определяет период развития.

Заключение
В истории психологиибыло предложено немало подходов, изучающих связи между морфологией телачеловека и его психикой. Имеются различные типологии конструкции человеческоготела, влияющие на психику. Подробно изучены психологические различия мужчин иженщин. В частности, установлено, что мужчины превосходят женщин по скорости икоординации движений, ориентации в пространстве, пониманию механики иматематики, однако у женщин более ловкие руки, большая скорость восприятия,счета, памяти, а также беглость речи. У женщин ярче выражена социальная ориентация.С помощью более детальных исследований строения мозга у мужчин и женщин былообнаружено, что женский мозг в некоторых участках так называемого мозолистоготела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток. Это даетоснование предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации. Это вкакой-то степени объясняет наличие загадочной «женской интуиции».Женское начало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, большеориентировано на консервативные признаки в психике, на большую психическуюустойчивость.

Список литературы
1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В.,Погольша В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. –544 с.
2. Левитов Н.Д. О психическихсостояниях человека. – М.: Просвещение, 2006. – 452с.
3. Крысько В.Г.Психология и педагогика. Вопросы-ответы. Структурные схемы. Учебное пособие дляВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 367 с.
4. Психология ипедагогика. Учебное пособие. /Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 2007. – 315с.
5. Реан А.А., БордовскаяН.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебное пособие для ВУЗов. – СПб,Питер, 2005. – 732 с.
6. СластенинВ.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. Учебное пособие. – М.: Академия,2006. – 480 с.
7. СтоляренкоЛ.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. –Ростов-н-Дону, 2005. – 576 с.