Федеральное агентство по образованиюРоссийской Федерации
ГОУ ВПО «ВолГУ»
Государственное образовательноеучреждение высшего
профессионального образования
«Волгоградский государственныйуниверситет»
Факультет Мировой экономики ифинансов
Реферат по риторике на тему:
«Развитие риторических традиций вРоссии»
Выполнила:
Студентка группы НОЗ 091
Григорян Жанета Левановна
Проверила:
Стародубцева Наталья Анатольевна
Волгоград, 2010
Введение
Риторика — этоклассическая наука и учебная дисциплина, предполагающая точное знание своейистории. Предмет риторики принципиально не изменился за две тысячи лет. Каждаяэпоха требует своего риторического стиля, но, как это ни парадоксально, предметриторики оставался фундаментально единым, как едины нравственно-культурные основыбытия.
Повышение речевойэрудиции один из основных путей формирования хорошего лектора. Им невозможностать, не овладев основами риторики науки об убедительной и оптимальной речи.Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать науспех, тем более в таком сложном деле как ораторское искусство.
До недавнего времени намбыли более или менее известны труды античных риторов основоположников теориикрасноречия Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана.
Русский речевой идеалсвязан с именами многих выдающихся деятелей государства и культуры, средикоторых наибольшую роль сыграли М. В. Ломоносов, написавший свое «Руководство»,А. В. Суворов со своей «Наукой побеждать», В. Г. Белинский, а также учебникириторики А. Ф. Мерзлякова и Н. Ф. Кошанского. Нет нужды продолжать этот список,но нельзя не вспомнить вклад в становление русской речи А. С. Пушкина, егопредшественников и последователей.
Важность изученияриторики становиться в наши дни все более очевидной. Старинная наукавозрождается, растет всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научитьсяораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется сейчас, ибыть не могло: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собойпреобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практикатребует обобщения, научных размышлений и ждет рекомендаций от ученых.
РАЗДЕЛ I. Риторика в древней Руси
Риторикоюубо учу не злато люблю.
(Пчела, XIIIв.)
1.Слова Риторика, Витийство и ихсинонимы в памятниках письменности XI-XVII вв.
Учебники риторикиотсутствуют на Руси до XVIIв., однако известность слов риторика, ветийство и многочисленного кругасинонимов, обозначающих искусство речи (благоречие, добрословие,красноглаголание и т.д.), не вызывают сомнений.
Слово риторика до XVII вв. встречаются только в формах риторикияи реже ритория, восходящихся к греческому слову retorike; впервые отмечено в «Житии ФеодораСтудийского»XII в… В этом же «Житии…»встречаетсяслово ритор (от греческого rhetor).Форма риторика как перевод латинского rhetorika впервые отмечено в «Риторике» 1620год и в таком видеутверждается в XVII веке.
Важно заметить чтодревние русичи в XII-XIVвв. предпочитали греко-латинскуюкорню словянские слова ветийство, веет и подобные, обозначавшие говорение, речьи бывшие также переводами греческх rhetorike и rhetor(ср.современные слова ответ, совет, привет, завет, навет, и др.). Только с XVII в.начинается преобладание латинскогослова риторика над продолжавшим существовать словом витийство,которая пишется теперь преимущественно через букву «и» и осмысляется как(витье, плетение словес). Оба слова риторика и витийствосоединяют в древнерусском языке два значения: искусство речи и мудрость;соответственно ритор и витийя — оратор, мудрец (впрочем, и саминаука или искусство называются в Древней Руси мудростями).
В Древнерусских текстахотмечено около 20 синонимов слово риторика:благословие добрословие краснословие благоглаголанье доброглаголанье красноглаголанье благоречие доброречие красноречие благоязычие доброязычие сладкогласие хитрословие златословие искуснословие хитроречие златословие велеречие златоустие великогласие многовешание
Для понимания искусстваречи в Древней Руси важно преимущественное осмысление хорошей речи какблагословие и доброречие, элемент красно — начинает активно использовать лишь вXVII в. и вызывает иногда двойственноеотношение: слова красноглаголанье и краснословие и употребляется вположительном смысле. Слове же красноречие впервые отмечено у его хулителя-протопопа Аввакума.
2. Первая русскаяриторика(1620)
Первый Русский учебник потеории риторике был написан до марта1620года — этим временем дотируетсяединственный список с начальной редакцией текста. Он явился переводом латинской«Риторика» Филиппа Меланхтона в переработке Луки Лоссия. Русский переводчик непросто диктовал записывавшим вслед за ним писцам вой текст- к самым трудным инеудобопонятным статям оригинала он добавлял свои пояснения, причем этипояснения стилистически сходны с текстом «Риторик» из «Сказания о седмисвободных мудростех».
Предположительно«Сказание о седми свободных мудростех» было написано в первые десятилетия XVII в. Некоторые цитаты из главы«Мудрость третия. Риторика» появилась в тексте первой русской «Риторики» 1620год, а сама эта глава из «Сказания» стала первым предисловием к тексту«Риторики».
«Сказание…» — образцовоеучебное сочинение Древней Руси. Состав средневековых наук включал «семьсвободных искусств, делящихся на тривиум гуманитарных дисциплин(грамматика,диалектика, риторика) иквадривиум технических дисциплин(арфиметика, мусика,геометрии, астрология).
Автор-переводчик первойрусской «Риторики» пока не известен. Очевидно что учебник написан ввеликорусских землях-местами бытования рукописи были Москва, Соловецкиймонастырь (шесть списков — и именно там, скорее всего, была сделана пространнаяредакция 1622год), Новгород, Ярославль, ряд севернорусских монастырей.
3. Николай Спафарий. Книга избраннаявкратце о девяти муссах и о седми свободных художествах
Это произведение написанов 1672 г. переводчиком Посольского приказа Николаем Спафарием, молдаванином попроисхождению, на материале «Сказания о седми свободных мудростех». Украшенноепредставление наук лишь в виде «мудрости», видимо, не удовлетворялопотребностей в разъяснении сущности каждой из них. Вот почему, сохранив тексткаждой из семи «мудростей», Спафарий пишет предисловие, в котором краткопредставлены девять «мусс», Аполлон и описаны семь свободных художеств (ars liberalis) Затем он пересказывает миф опроисхождении муз от Зевса и Мнемозины, богини памяти, давая сведения о них изантичных авторов. Следующее далее повествование о семи художествах полностьюсохранило композицию в тексте «Сказания», но каждая глава предварена у Спафарияопределением науки, сведениями о ее происхождении, цели и причине, ради которыхследует ей учится.
Риторика естьхудожество, яже учит слово украшати и увещевати. Риторика происходит от ерогречески, сиречь глаголью, или от рео гречески, сиречь теку. Конец риторикиесть учити красно глаголати и увещевати куюжду вещь. Учится риторике – пятиради вин:
1. Якодревнее художество есть и древнейший Горгиа мудрец о ней пишет.
2. Якоукрашает слова и исполняет, яже учения достойна есть и труда.
3. Якоизвестная правила имать образом, начертанием, подобием и орудием.
4. Яко зелосладка, есть учением, образом и начертанием, яко цветом и бисером словесаукрашает.
5. Яко риторикаесть полезная во всем животе нашем, понеже словом, аще неискусно сочинениебудет чрез риторику, туту слышащим сотворит.
РАЗДЕЛ II. РиторикиПетровского времени
Велия ест сила царственная риторики и слава сея превыше небес по всеземли величается.
(Козма Афоноиверский.
Риторика. 1710 г.)
1. СофронийЛихуд. О силе риторической
Братья Лихуды Иоанниский (1633-1717) и Софроний (1652-1730)– греки,монах, уроженцы острова Кефалони, получили образование в Венеции и Пдуанскомуниверситете. Прибыли в Россию в марте 1685 г. по рекомендации восточныхпатриархов. Здесь после успешного богословского диспута с Яном (Андреем) Белодобоцкимприступили к преподаванию греческого языка в училище при Богоявленсоммонастыре.
Лохудам принадлежит ряд богословско-полемических сочинений, с которымиони выступали в защиту православной веры: против «латинствующих ересий» — «Мечец духовный» (1690 г.), «Щит веры» и «Остен» (1690-е гг.); противстарообрядцев – «Коллурий, или о страсти очеболения капитанского» (1700-е гг.).Лихуды вступали с торжественными орациями при дворе – из их слов сохранились,похвала царю Петру по случаю Азовской победы 1697г., в честь Полтавской победы1709г., панегирики Петру I(между 1704 и 1711гг.) и др.
Жизнь Лихудов в России полна лишений и в тоже время наполнена напряженнымученым и учительским трудом. В1694 г. они были отстранены от преподавания и наслужбу в типографию. По доносу политического характера братья Лихуды былисосланы в 1704 – 1706 гг. в Ипатьевский Костромской монастырь, а с 1706 гг.благодаря ходатайству митрополита Иова переехали в Новгород. В Новгороде онивели религиозные диспуты со старообрядцем Семеном Денисовым, находившимсякакое-то время под арестом.
В 1716 г. вернулись в Москву, где принимали участие в исправленииславянского перевода Библии.
Братья Лихуды оставили богатейшее филологическое наследие на греческом,латинском и русском языках. Известны в рукописях краткая и пространнаягреческие Грамматики, краткая латинская Грамматика, логика Софрония и рядстатей – большинство этих сочинений написаны на греческом языке.
Риторика Софрония переведена в 1698 г. греком Козмой Афоноиверским «заиждивение и тщание» его ученика купца Иоана Иоанновича Кратко.
2.Михаил Усачев.Риторика
Публикуемая «риторика» была авторизована Михаилу Усачеву на основаниизаписи в конце списка ГИМ, собр. Щукина, №803: «Писаный сию книгу, глаголемуюриторику, многогрешный книгописец Михаил Иоаннов сын Усачев в лето 7207(1699)год месяца в день». Впрочем, эта запись может говорить и о том, что Усачевявляется всего лишь переписчиком сочинения. О самом Усачеве известно также, чтоон переписал «Азбучный патерик» в1697 г..
Исследователи Д. С. Бабкин, В. П. Вомперский, А. С. Елеонская пишут отом, что «Риторика» М. Усачева заимствует схему расположение из первой русской«Риторики» 1620г. на наш взгляд, она вполне самостоятельна. Чтобы представитьчитателю содержание и композицию «Риторики» М. Усачева в обобщенном виде,предлагаемым его описанию по «книгам» и «главам».
3.Андрей Белобоцкий.Риторические труды
Ян Белобоцкий (Андрей Христофорович) – поляк по происхождению, в юныегоды странствовал по Западной Европе «для научения философских и богословскихнаук». В 1681г. с епископом смоленским Симеоном прибывал в Москву в надеждеполучить место в создававшейся здесь академии, но был обвинен в ересях.Вызванный к патриарху, Белобоцкий обязался осудить католицизм и протестантство,в1682 г. принял православие, получив в крещении имя Андрей. После испытания вПосольском приказе в знании латинского, французского и итальянского языков взяттуда в службу. В1685 г. участвовал в диспуте с братьями Лихудами и был уличеними в ереси.
Белобоцкий оставил целый ряд значительных сочинений, пользовавшихсяогромной популярностью в начале XVIIIв. Риторические сочинения Андрея Белобоцкого дотируются А. Ф. Горфумкелемследующим образом: в середине 90-х гг. создана «Риторика»; в 1698 – 1699 гг. –«Великая наука Раймунда Люллия»; в1700-е гг. перевод «Краткой науки РаймондаЛюллия» и «Книга сия философская…».
4.Стефан Яворский.Риторическая рука(1705)
Стефан Яворский(1658-1722) – митрополит рязанский и муромский,местоблюститель патриаршего престола и первый президент Святейшего Синода, одиниз замечательных иерархов русской церкви при Петре Великом. Окончил Киево –Могилянскую академию, затем учился в заграничных иезуитских коллегиях. Послетого как «прошел вся учение грамматическая, стихотворская, риторская ибогословская», вернулся в Киев где был подвергнут испытанию. Яворский, принявиноческий чин и был избран в митрополиты киевским, а в академии назначенпреподавателем риторики. В1691 г. он уже профессор философии и префектакадемии, а через несколько лет – и профессор богословия.
Из сочинений Яворского наиболее известен «Камень веры» — полноесистематическое изложение православного вероучения в тех пунктах, где онорасходится с протестантским.
«Риторическая рука» Стефана Яворского написана в 1705 г. и переведена нарусский язык Феодором Полекарповым. Затем следует краткое предисловиепосвященное памяти, из-за «немощи памятной» и предлагается запоминать 5 частейриторики, слово заключенное в «крепчайшей» риторической руке. Определениериторики написано на запястье, названия частей науки – на пальцах.
Рука риторическая,
Пятию частьми или пятию персты укрепленная. В шуице еябогатство и слава. Сочинена уба на латинском языце преосвященным СтефаномЯворским, митрополитом рязанскимь и муромскимь. Проведена же на словенскийФеодором Поликарповым.
В риторическом руце вси перты имеют нечто особое:
Перст великой может силою.
Укозательный – указует ведение и путь ко звездам.
Средний – златому научит средству.
Перстневый – перстнем обручает премудрость.
Мизинец, или ушесник, ушеса оттирает и отверзает ко слышанию.
5.Козма Афоноиверский.Книга всекрасного златословия (1710)
Козма Афоноиверский (XVII –XVIII в. ) – иеродиакон, переводчик, грекпо происхождению, выходец с Афона, из Иворского монастыря. Обстоятельства его появленияв Москове в 90-е гг. XVIIв. не известны. В Москве он трудился в Чудовом монастыре, в центре греческойобразованности, где в это время подвязались братья Лихуды, инок Ефимий.Известно, что Козма перевел с русского на новогреческий «Киево – ПечорскийПатерик» и нек. др., с греческого на русский «Слово аввы Исаака», «Риторику»Софрония Лихуда ( в 1698г. ).
1710г. Козма написал собственную «Риторику», в предисловии которойсообщил, что он «монаходиакон Афоноиверский» в Чудовом монастыре. «Риторика» Козмывполне самостоятельна и поражает широким знанием российской истории и культуры,вдохновенным восхвалением в примерах великих князей, царей, русских святых,воинов, описанием реалий русской жизни.
В настоящее время известны 19 списков «Риторики» Козмы 1710 г. Вотдельных списках сочинения названа «Книга всекрасного златословия».
6.Старообрядческаяриторика в 5 беседах (1706-1712)
В конце XVII – начале XVIII в. на севере Руси было основано Выговскоестарообрядческое общежительство. Его организаторы занимались перепиской ивнимательным изучением священных книг, с глубоким почтением относились к«внешним мудростям». В целях прохождения наук основатели Выговской общиныАндрей и Семен Денисовы объезжали монастыри, скупали книги, насыщалисьмудростью в беседах с учеными людьми. Известно, что Семен Денисов был в Киеве,где наверняка познакомился с киевскими риторами, а в Новгороде был на долгоевремя взят под стражу – там же он вел ученые диспуты. Старообрядцы не толькособирали и переписывали существующие учебники риторики, но и составлялириторически свод. Старообрядческие рукописи, дошедшие до нас в большомколичестве, показывают высокую культуру письма; буквенные заставки, орнамент иминиатюры поражают изысканной красотой.
Самостоятельнымстарообрядческим сочинением является «Риторика в 5 беседах». Хотя в некоторыхпоздних списках оно названо «Риторикой Феофана Прокоповича», Очевидно, что этотруд самих старообрядцев, а именно краткая гомилетика, не повторяющая обширнойлатинской «Риторики» Ф, Прокоповича.
7.Старообрядческиеречи
СтарообрядцыВыговской литературной школы, овладевая риторикой, писали «слова» по канонамтогдашнего риторического искусства. Сохранившиеся сборники таких речей ипроповедей показывают, что тематика их была как религиозно-догматической, так инравственно-этической. В начале слова указывалось название, затем объявлялась«тема» как основная мысль, к которой привязывалось все содержание речи.Например: « О любомудрии. Ем же фема: Имущему бо везде дано будет ипреизбудет».
РАЗДЕЛ III. Риторики XIIIв.
Кто хочетиметь дело с людьми, тот необходимо должен мыслить хорошо, но говорить ещелучше.
(М. М.Сперанский. Правила высшего красноречия)
1. М. В. Ломоносов. Руководства пориторике (1744-1747)
Михаил ВасильевичЛомоносов (1711-1765) написал два риторических руководства: «Краткоеруководство к риторике» (1744-1747) и «Краткое руководство к красноречию»(1747). Летом 1743 г. Ломоносов был заключен на полгода под стражу вследствиепрений с иностранными коллегами в Академии, где, должно быть, и был написанпервый учебник риторике. В ответ на отсылку Ломоносовым рукописи великому князюПетру Академии предложено было дать рецензию на книгу Ломоносова: академики, порецензии Миллера, пришли к единодушному мнению о предложении Ломоносовусоставить руководство по «Риторике», более соответствующее нашему веку и притомна латинском языке, приложив русский перевод».
Первая попытка Ломоносовасоставить риторическое руководство интересна тем, что окончательный замыселсоздать три книги о «красноречии» у него еще не созрел, поэтому в руководствовключены главы о разных жанрах публичной речи и письмах, и часть 4-ая«произношение»; эти главы и часть будут отсутствовать в «Кратком руководстве ккрасноречию» (1747 г.).
«Краткое руководство к красноречию»1747 г. на первых порах ждала также не простая судьба: 5 декабря 1747 г. вздании типографии случился пожар, вовремя которого сшитые листы «Риторики» былисброшены на землю из окна из кровли, причем, «многие листы разлетелись, иныезамараны, затоптаны и подраны». Часть тиража пришлось набрать заново и печататьв последующие 5 месяцев 1748 г. Вопрос о переиздании ставился через 2 года.
Значение руководстваЛомоносова состоит в то, что в нем была отобрана и окончательна, закрепленатерминология риторики, начиная с самого термина красноречия. Однако ломоносовосуществил лишь часть своего замысла, написав только книгу первую «Риторику,содержащую правила обоего красноречия: оратории и поэзии».
2. В. К. Тредиаковский. Слово овитийстве (1745)
Василий КирилловичТредиаковский (1703-1769) родился в Астрахани в семье священника. В1723 г.бежал в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Через два годапускается в смелое путешествие за границу, оканчивает в Париже Сорбонскийуниверситет. В 1732 г. Тредиаковский вернулся в Петербург, с 1732 г. служилпереводчиком в Академии наук. К 1730 г. относится его перевод романа Поля Тальмана«Езда в остров Любви». Здесь же Тредиаковский приложил собрание стихов ипереводов с французского. Книга имела шумный успех.
В начале 30-х годовТредиаковский становится знаменит не только как автор популярных стихов, но икак теоретик – в 1735 г. он написал «Рассуждение об оде вообще» и «Новыйкраткий способ к сложению российских стихов». Необыкновенный труженик Тредиа4овскийсоздал множество переводов(«Аргенида» Барклая, «Прохождение Телемака» Фенолона,изложенные гекзаметром, многотомные исторические сочинения Роллена).
«Слово о витийстве»,произнесенное в Императорской Академии наук в 1745 г., показывает, какой былапрозаическая программа Тредиаковского. Красноречие, витийство, элоквенция –«царствующая» наука, ибо все другие науки и художества «токмо через элоквенциюговорят». Традиционны для русской филологической традиции мысли Тредиаковскогоо «премудрости» истинного красноречия, значении витийства для счастия гражданскихобществ; понятая как широкое использование языка «вся вообще филология… естьтокмо что элоквенция».
«Слово о витийстве»написано по-латыни с параллельным переводом на русский язык.
3. А. П. Сумароков. О Русском духовномкрасноречии (1770-е годы)
Александр ПетровичСумароков (1717-1777) известен более всего как поэт и драматург. Трудно назватьжанр, в которой бы Сумароков не трудился: он писал трагедии, драмы, оды(торжественные, любовные, анакреонтические), песни, басни, элегии, эклоги.Сумароков первым внес в русскую поэзию разговорную легкость стиха, он –основоположник русского романа, но и Сумароков же переложил в стихи всю«Пластырь», писал духовные оды о «Божием величестве», «на суету мира», отщетных поисках истины, нравственных совершенствах и добродетелей.
Сумароков много печаталсяв различных журналах, в частности, в собственном «Трудолюбивая пчела», журналахмосковского университета, издававший под редакцией его ученика и его последователяМ. М. Хераского. Впрочем, судьба Сумарокого была сложна: он был директоромсозданного в 1756 г. театра, где ставились его пьесы, но в 1761 г. былотстранен от театра и целиком придался литературе.
После смерти СумарокогоН. И, Новиков издал в типографии Московского университета «полное собрание» егосочинений до сих пор являющееся единственным.
4. Амвросий Серебренников. Краткоеруководство к оратории российской (1778)
АмвросийСеребрянников(1745–1792)– архиепископ Екатеринославский и Херсоника-Таврческого.Окончил Вятскую семинарию, продолжая учиться в Московской духовной академии.Начал преподавать в 1773 г. в Троицкой духовной семинарии риторику, историю ифранцузский язык, а в 1775 г. назначен префектом и учителем философии. В 1778г. переведен в Славяно-греко-латинскую академию на те же должности, а в 1782 г.назначен ректором Новгородской духовной семинарии и возведен в сан архимандритаАнтониева монастыря; с 1783 г. – епископ Олонецкий, с 1786 г. – архиепископЕкатеринославский.
Преосвященный Амвросийбыл известен как ученый и проповедник. Современники отмечали его необыкновеннуюлюбознательность, энергию и в то же время кротость характера. Серебренниковучаствовал в составлении словаря Академии Российской, за что был избран членомРоссийской Академии. Но наиболее известен как автор «Краткого руководства коратории российской», выдержавший два издания 1778 и 1791 гг. Это было наиболеесерьезное сочинение по риторике после трудов М. В. Ломоносова. Несмотря набезусловное преклонение перед авторитетом великого ученого и частные ссылки нанего, Амвросий вполне самостоятелен во многих разделах своего учебника. Преждевсего он классифицирует виды тем в оратории, что имело практическипедагогический смысл, — этот раздел в русских риториках развитие не получил.Вполне оригинален Амвросий и в разработке родов и жанров ораторских речей, изкоторых мы выбираем для публикации все жанры поздравительных речей.
5. Детская риторика или благоразумныйвитя(1787)
Автор этого сочинения неустановлен, хотя начинается оно «одобрением» профессора красноречия и цензораА. Барсова. По-видимому, это самый краткий из имеющихся учебников. Несмотря натрадиционное содержание самой науки риторики, оно представляет интерес поосновным определениям, своеобразным примером и способу выражаться, которыйнеизвестный автор использовал, желая объяснить риторику «юношеству». Очевидно,что автор сознательно действует по совету М. В. Ломоносова, «удовольствуя» своесочинение «примерами». Ясные определения и выразительные примеры делают «Детскую риторику» образцом учебной книги. Для публикации избраны6 определениериторики, «свойство речи» (под ним автор понимает пять традиционных частейриторики), фигуры риторические (перечисление и несколько «самонужнейших»).
Свойство речи
Оных находится 5, исуть следующее:
1) изобретение,
2) расположение,
3) украшение,
4) память,
5) произношение.
Первое свойствосостоит в том, чтобы выдумать то, о чем говорить надобно.
Второе – чтобыизобретенное искусно расположить.
Третие – чтобыизобразить чистым и красивым слогом.
Четвертое – выучитьнаизусть.
Пятое – сказать илипроизнести с приятнотию.
6. М.М. Сперанский правило высшегокрасноречия(1792)
Михаил МихайловичСперанский(1772-1839) – знаменитый государственный деятель, реформатор российскогозаконодательства. Сын поповича, он окончил Владимирскую духовную семинарию, причем в списке учащихся класса риторики за 1784 г. возле его фамилии помечено:«доброго успеха», за 1785 г. – «понятен». Добившегося блестящих успеховвыпускника семинарии 1788г. отправили в Санкт-Петербургскую семинарию дляпродолжения учебы. По окончании Михайле Сперанскому была предложена должностьучителя математики, а три месяца спустя преподавании физики и красноречия.В1795 г. в дополнение к должности учителя философии Сперанский назначенпрефектом семинарии.
Сперанский поступил вгражданскую службу в 1797 г. и за четыре года сделал блестящую карьеру, став в1801 г. действительным статским советником. «Действительно Сперанский былсовершенно исключительным явлением в насей высшей администрацией первойполовины XIX в. Без особого преувеличения онможет быть назван организатором бюрократии в России… Сперанский был своего родаПушкиным для бюрократии; как великий поэт владел думами и чувствами поколений,так точно над развивавшимся бюрократизмом долго парил образ Сперанского», — писал М. С. Середонин в очерке «Граф М. М. Сперанский».
7. А.С. Никольский. Основание российскойсловесности(1892)
Концепция словесности исоставляющих ее наук сложилось у Никольского(1755-1834), видимо в начале 90-хгодов XVIII столетия, когда им были написаны«Логика и риторика» (1790г.; впоследствии 5 изданий) и «Основание российскойсловесности» (1792г.; впоследствии 7изданий до 1830 г.). В предуведомлении кизданию 1807 г. А.С. Никольский пишет, что в риторике он многое заимствовал изизданной им в1790 г. «Краткой риторики» и перепечатанной без его согласи вМоскве под заглавием «Краткая логика и риторика для учащихся в Российскихдуховных училищах». Окончивший духовную семинарию и служивши в бегколлегии, азатем в адмиралтейском департаменте, А.С. Никольский, тем не менее, был однимиз наиболее влиятельных филологов своего времени.
А.С. Никольскомупринадлежат несколько значительных переводов в частности 1834 г. были изданы«Двенадцать книг риторических наставлений» Марка Фабиа Квинтиллиана, ссылки накоторого имеются в любом учебнике риторики.
«Основания российскойсловесности» представляют собой классический вид учебного руководства попростоте и ясности материалов.
Раздел IV. Риторики первой половины XIXвека.
Словосоставляет важнейшее орудие, посредством которого человек содействует счастиюближнего.
(И.И.Давыдов. Чтения о словесности)
Слово естьвоплощенная мысль: посему объясняя, украшая выражения, придаем чрез то самое имыслям ясность, красоту и совершенство. Следовательно, наука словесностинепосредственно содействует образованию всех душевных способностей, особливоума, воображения и чувствования.
( Я.В.Толмачев. Правила словесности)
1. А.Ф.Мерзляков. Краткая риторика(1809г.)
Алексей ФедоровичМерзляков (1778-1830) профессор Московского университета, занимавший кафедрурусского красноречия и поэзии с 1804 по 1830 гг., литературный критик, поэт.Его «Краткая риторика» выдержала 4 стереотипных издания с 1809 по 1828 г.Влиятельность Риторики Мерзлякова обусловлена его мастерской стилистикой,образностью и выразительностью языка. В основу своей теории Мерзляков положилучение о слоге или стиле, отказавшись от изобретения и полога найти встилистических характеристиках речи общие правила для всех родов сочинений. Егочастнориторические описания наиболее интересны точным нахождениемсодержательно-стилистических качеств каждого рода и вида словесности. ИменноМерзляков первым представил роды и виды словесности в таком разнообразии:
1.письма;
2.диалоги;
3.учебные сочинения;
4.история (характеры,биография, романы, подлинная история);
5.речи (духовные,политические, судебные, похвальные, академические).
2. Л.Г. Якоб. Умозрение словесныхнаук(1813)
Людвиг Генрих(ЛюдвигГенрихович) Якоб(1759-1827) – немецкий философ, филолог, социолог, правовед,деятель Просвещения. Деятельность Л.Г. Якоба в России ознаменована выходомэнциклопедического «Курса философии для гимназии Российской империи» (1811-1817гг.) в 8-и частях содержащего начертания всеобщей логики, всеобщей грамматики,психологии, нравоучительной философии эстетики, словесных наук естественного инародного права, народного хозяйства.
3. Н.И. Греч. Учебная книга российскойсловесности (1819-1922)
риторикакрасноречие словесность русь
Николай Иванович грач1787-1867-русский писатель, журналист, филолог, издатель, педагог. Греч училсяв Юнкерской школе при Сенате и Педагогическом университете. С 1804 г.преподавал в частных школах, Петропавловском училище, Пажеском корпусе, будучиодновременно членом цензурного кабинета. Греч стал рано известен как издатель.
В 20-30 гг. «известностьН.И. Греча не только литературная, но и просто личная, была почти всеобщая»(М.В. Логинов). В доме Греча на знаменитых «четвергах» собирались известныехудожники и литераторы.
Греч был широко известенкак беллетрист: романы «Поездка в Германию»(1831) и «Черная женщина»(1834),«Литературные путешествия» с идеей защиты российского социального строя.
Как филолог Греч знаменитсвоими грамматическими трудами: Практическая русская грамматика; Просторнаярусская грамматик; Чтение о русском языке.
Труды по теории и историисловесности – более ранние: Учебная книга российской словесности или избранныеместа из русских сочинений и пер. в стиха и прозе с присовокуплении краткихправил риторики и пиитики и истории словесности. Сочинения Греча имело большоевлияние на современников. О влиятельности «Учебной книги словесности» Н.И.Гречаговорят ее неоднократные переиздания.
Греч был замечательнымпедагогом методистом, умевшим отобрать, систематизировать и кратко описатьлитературный и грамматический материал.
4. А.И. Галич. Теория красноречия(1830г.)
Александр Иванович Галич(1783-18480) — преподаватель Императорского Царскосельского лицея, один изпервых преподавателей философской кафедры в Петербургском университете. С1818-1819гг. издал в 2-х томах «Историю философских систем», за что был обвиненв безбожии и революционных замыслах. В 1837 г. лишившись оклада профессора иказенной квартиры, Галич получил место начальника архива при провиантскомдепартаменте. Несмотря на постигшие, на него невзгоды, Галич продолжал работатьи издал несколько книг. Больше всего его занимали 2 труда: «Всеобщее право»и«Философия истории человечества», но едва он успел закончить их, как в егоотсутствие пожар бесследно уничтожил рукописи.
«Теория красноречия»Галича представляет собой фундаментальный труд. При несколько тяжеловатом стилеизложения А.И. Галич философичен и включает в рассмотрение риторикипсихологические, логические и эстетические начало.
Заключение
Конечно, 17 век неисчерпывается описанной в этой работе первой русской «Риторикой».Почти не было затронуто преподавание риторики в Киевской духовной академии, вукраинских и белорусских братских школах. Между тем известно огромноеколичество латинских учебников риторики, по которым учились здесь в 17-18веках.
К сожалению, до нас дошломало работ петровского времени. Но некоторые из них дошли: старообрядческая«Риторика», «Риторика» Михаила Усачева, «О силериторичестей» Софрония Лихуда, «Книга всекрасного златословия»Козьмы Афоноиверского, «Наука проповедей» и «Книга сияфилософская» Андрея Белобоцкого и другие вырабатываются философские илогические основания риторики, вместе с тем дан анализ конкретной общественнойязыковой практики своего времени.
Возвращаясь к ленинскимнормам жизни, нам важно соотнести опыт нормирования общественной речи ириторической учебы 20-х годов с современными проблемами обучения лекторскомумастерству. Думается, работы А.В. Мартова, В. Гофмана и других теоретиковораторского искусства, риторико-педагогический опыт Института живого словадавно ждут своего глубокого осмысления, выдержав проверку временем.
Все эти труды требуютвнимательного прочтения, переиздания, научного комментирования, изучения всеми,кто хочет (и должен) научиться правильно и убедительно говорить.
Но всегда помните, что сословами нужно обращаться очень осторожно, ибо оно ведет людей на подвиги иубивает, призывает к любви и ненависти, вдохновляет и лишает уверенности в своисилы, способности. Помните также, что процветание общества зависит во многом нетолько от экономики, техники, а от культуры слова, понимание обществазначимости этой культуры, умение владеть словом.
Ваша обязанность, вашдолг перед обществом – всячески способствовать тому, чтобы в нашем обществе возродилсяистинный диалог.
Список литературы
1. Михальская А.К. Основы риторики:Мысль и слово:
2. Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл.общеобраз. учреждений. — М.: Просвещение, 1996.
3. Аннушкин В.И. История русскойриторики. Хрестоматия: Учебное пособие. М., 2002.
4. Введенская А.А., Павлова Л.Г.Культура и искусство речи: современная риторика – Ростов Н/Д Феникс 1996-576 с.
5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи:Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. Спец. – 2-еизд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.-272 с.