Оглавление
Введение
Глава 1 Путь к развитию Российскогогосударства
Глава 2 Государство и экономика
Глава 3 Имеющиеся результаты
Заключение
Список литературы
Введение
Все мы живем благодаря тому, что целенаправленнореализуем свои физические и умственные способности, в результате получая,определенные материальные или духовные блага. Хозяйствующие субъекты вступаютмежду собой в конкурентные отношения в борьбе за потребителя. Проигравший вборьбе, обычно становится банкротом. Как правило, для хозяйствующего субъекта,такой статус характеризуется неспособностью его удовлетворить требованиякредиторов по оплате товаров (работ, услуг), обеспечить обязательные платежи вбюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над егоимуществом. Чтобы не претерпеть краха, хозяйствующий субъект должен постоянноследить за хозяйственной ситуацией на рынке и обеспечивать себе высокую конкурентоспособность.Научно-технический прогресс, развитие кредитной системы, рост капиталов, а также платежеспособное население – все это в целом является ключом, открывающимвозможности дальнейшего экономического роста городов, регионов и страны вцелом. По прогнозам многих аналитических групп и международных организаций,экономика нашей страны находится на пороге экономического роста. К сожалению,не все так безоблачно, как нам хотелось… Этот процесс будет протекатьодновременно не во всех регионах и не на всех предприятиях. Начало оживлениюположено в регионах, обеспечивающих наиболее благоприятные условия дляинвестиций, и на предприятиях, наиболее подготовленных к их приему и эффективномуиспользованию. Существует проблема не равномерного распределения основныхфакторов производства (земля, труд, капитал и предпринимательская деятельность– специфический фактор производства). Это связано и с высоким уровнембезработицы в отдельных территориальных единицах, неравномерным размещениемприродных ресурсов и их нерациональным использованием, климатическими условиямии т. д. В итоге, все вместе взятые территориальные единицы страны по уровнюэкономического роста характеризуются таким показателем, как Валовый ВнутреннийПродукт (ВВП). В сумме он является интегральным показателем оценкиэкономического развития государства и характеризующий уровень развитияэкономики, особенности ее структуры, эффективность функционирования отдельныхотраслей, степень участия страны в мировых интеграционных процессах.
Совокупный показатель ВВП характеризует стоимость товаров иуслуг, произведенных в стране всеми отраслями экономики и предназначенных дляконечного потребления, накопления и экспорта. Течение экономических процессов,на которые влияют различные факторы, не всегда принимает нужный курс. И ни одинхозяйствующий субъект не способен повлиять на развитие страны, уровеньинфляции, на выравнивание уровня дохода населения. Поэтому необходимогосударственное регулирование национальной экономики. О чем я и пишу в своейкурсовой работе.
Глава 1 Путь к развитию Российского государства
На протяжении всей истории, начиная с оседлости икочевничества и до настоящего времени, у России с ее огромной территориейнаблюдается сложнейший путь к превращению ее в экономически развитоегосударство, сопоставимое с мировыми лидерами не только военной мощью, но ивлиянием на мировую политику. Отставание от других государств связано снесколькими имевшимися историческими событиями.
Причины XVII-XIX вв. Не считая войны и революции, рассмотримглавнейшие на мой взгляд. Долговременное существование на Руси феодальногостроя, отразилось все сферы экономической, социальной и культурной жизнистраны, просто парализовал. Далее крепостное право – в то время главнаяпричина, как военно-технической отсталости страны, так и отставания в развитиеэкономики. Следующая – по инициативе В. И. Ленина из страны было выслано около200 видных ученых и деятелей культуры, что оказалось невосполнимой утратой дляинтеллектуального и нравственного развития страны на долгие десятилетия.
Последнее событие, дает понять, что власть,пришедшая после революций 1917 года, видимо, была не готова осознать такиепонятия, как – экономический рост, регулирование экономики, источники доходагосударственного бюджета и т.д. Как можно заменить, к примеру, ученого физика,доктора экономических наук, или деятеля культуры «мужиком» в руках с лопатой?!Последствия испытали все слои населения: голод, репрессии, страх несуществующегозавтрашнего дня и т.д.
Первая мировая война и Вторая мировая война. Загоды войн катастрофически упала производительность сельского хозяйства. Лишь в50-х годах сельское хозяйство вновь стало рентабельным. Отечественнаяпромышленность оказалась далека от достижений научно-технической революции,развернувшейся во всем мире. Были брошены огромные финансовые, материальные илюдские ресурсы на развитие отдельных направлений фундаментальных наук иестествознания (физики, химии, биологии, кибернетики, космическихисследований), на подготовку высококвалифицированных научных кадров, врезультате чего был достигнут значительный рывок советской науки и техники.
Но через три десятка лет, снова стало очевиднымрастущее отставание СССР от ведущих мировых держав, как по темпам развитияэкономики, так и по качественным ее характеристикам. Еще через 5 лет –знаменитая «Перестройка», выражающая наивную попытку с помощью идеологическихзаклинаний и призывов «каждого на своем рабочей месте», заставить проржавевшийхозяйственный механизм крутиться быстрее. В 1991 г. распадается СССР.
Приватизация в 1993-1994 гг. Каждый житель нашей страны внезависимости от статуса и принадлежности к – политике, производственной иликультурной деятельности, как несомненно экономический субъект играет свою роль.Результаты такой экономической реформы противоречивы самой серьезной проблемой,с которой пришлось столкнуться правительству в начале ее реализации, появиласьпроблема освоения населением новой системы ценностей и формирования у гражданкачеств необходимых для предпринимателя. Много ли у нас тогда было качественныхуправленцев, сознание которых говорило о том, что в их руках предприятие будетразвиваться, технически оснащаться и никак не станет банкротом? Посколькуключевые функции государственного управления были на первых отрезках российскихреформ «приватизированы» крайне узким слоем лиц в целях завладения ими наиболеелакомыми кусками национального богатства, общий процесс экономического развитияперестал быть управляемым и разбалансировался. Расширенное воспроизводствобыстро и явочным порядком стало даже не простым, а суженным. Доминантуэкономической жизни составили процессы ускоренного переваривания новымисобственниками природных богатств страны с использованием только тех частейранее созданного производственного потенциала, которые были нужны в этой ихфункции и приносили немедленную прибыль. В итоге процессы «разгосударствления»обернулись резким снижением общей конечной эффективности государственногоуправления нашей экономикой и невиданным для условий мирного времениэкономическим спадом.
Социальнаяструктура российского общества под воздействием экономических реформ изменяетсяи характеризуется крайней неустойчивостью: идет активный процесс размываниясоциальных групп, сложившихся к моменту начала реформ, и одновременнопроисходит становление ряда новых общественных страт. Основным условиемпреодоления кризиса переходного периода является выработка населением успешныхмоделей социально-экономического поведения, основанных на личностных,материальных и профессионально-квалификационных ресурсах, эффективных в реальносложившейся институциональной среде. По существу, именносоциально-экономическая адаптация становится доминирующим процессом,определяющим тенденции социального развития России. Особенности адаптационногопроцесса в России состоят не только в глубоких модификациях системы ценностей имоделей социально-экономического поведения, но и в высокой степенинестабильности самой социальной среды. С этим во многом связаны трудности,связанные с формированием российского среднего класса.
Все же, в России началось формированиеинституциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенныетенденции изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора.Глава 2 Государство и экономика
Государственное управление экономикой. Государственноеуправление экономикой как система подразумевает некую совокупность структурныхформ, механизмов и методов влияния государственных институтов на итоговуюрезультативность экономического развития. Структура управления в стране естьодновременно и структура власти. Реализация функций управления в рамкахсовременных больших хозяйственных систем всегда базируется на возможностяхвоздействия на интересы субъектов экономического процесса. Эти интересывытекают из характера потребностей общества и его социальных групп, а конкретновыражаются в стратегиях фирм и действиях домохозяйств и различных сообществлюдей в конкурентной среде. Поэтому анализ структуры экономических интересов вобществе и тенденций их изменения должен занимать ключевое место вэкономической и управленческой политике государства.
Главным материальным источником денежных доходов и фондов служитнациональный доход страны – вновь созданная стоимость или стоимость валовоговнутреннего продукта за вычетом стоимости потребленных в процессе производстваорудий и средств производства. Для организованного распределения национальногодохода, нужно участие финансов. Финансы представляют собой экономическиеотношения, связанные с формированием, распределением и использованиемцентрализованных и децентрализованных фондов денежных средств в целяхвыполнения функций государства и обеспечения условий расширенноговоспроизводства. Самое главное – они нужны для осуществления экономических,социальных и политических задач.
Под централизованными финансами понимаются экономическиеденежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежныхсредств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственныхвнебюджетных фондах. Это так называемые общегосударственные финансы. Поддецентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредующиепроцесс кругооборота денежных фондов предприятий. Это так называемые финансыхозяйствующих субъектов или финансы предприятий.
В целом, финансы выполняют распределительную и контрольнуюфункции. Распределительная проявляется при распределении национального дохода,в процессе создания основных, или первичных доходов. Основные доходыформируются при распределении национального дохода среди участниковматериального производства. Первичные же, подлежат дальнейшемуперераспределению, так как они не образуют общественных денежных фондов,достаточных для развития отраслей народного хозяства, обеспечения обороноспособностистраны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения (Рис.1).
Рис. № 1. Распределительная функция финансов.[1] Производство Национальный доход РАСПРЕДЕЛЕНИЕ Заработная плата работников сферы материального производства Доходы предприятий сферы материального производства ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ Налоги, другие обязательные платежи и сборы Заработная плата работников сферы нематериального производства Доходы предприятий сферы нематериального производства Пенсии, стипендии и др. выплаты /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Вторичные доходы показаны в нижней части рисунка (три последнихэлемента).
Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы,в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование,здравоохранение, социальное обеспечение.
Перераспределение национального дохода связано c:
Ø межотраслевыми территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективногои рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
Ø наличиемнепроизводственной сферы (наряду с производственной), в которой национальныйдоход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование исоциальное обеспечение, управление);
Ø перераспределениемдоходов между различными социальными группами населения.
Перераспределение национального дохода происходит междупроизводственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслямиматериального производства, отдельными регионами страны, социальными группаминаселения. Конечная цель распределения и перераспределения национального доходаи валового внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, состоит вразвитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплениигосударства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.
Налоги являются главным методом перераспределения национальногодохода, так же они обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Управление налоговойбезопасностью ориентированов первую очередь на обеспечение сбора налогов с юридических и физических лиц вразмерах, вытекающих из законодательно установленных в стране видов налогов,складывающейся базы налогообложения, налоговых ставок и льгот.
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. В немобъединены доходы и расходы государства. Основным истоком формирования государственногобюджета в целом и региональных бюджетов служат налоговые поступления. Для обеспечения достаточногообъема денежных поступлений из всех источников, аккумуляции в бюджете средств,необходимых для государственных инвестиций в экономику страны, сосредоточения вбюджете денежной массы, требуемой для достижения целей государственнойсоциальной политики, отводится роль бюджетной безопасности. Естественно, чтоосновной упор делается на увеличение доходов бюджета и недопущениезначительного разрыва между бюджетными доходами и расходами.
Контрольная функция финансов – проявляется в контроле зараспределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам ирасходованием их по целевому назначению.
Финансовая политика государства. Финансовая политика — этосовокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизациюфинансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнениягосударством его функций. Главная задача финансовой политики — обеспечение соответствующимиресурсами реализации государственной программы экономического и социального развития.Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение принимаемых в нейрешений.
Финансовая политика, как и любая политика, сводится к тремосновным элементам.
Первый — определение и постановка главных целей и конкретизацияперспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достиженияпоставленных целей на определенный период жизни общества.
Второй — разработка методов, средств и конкретных форм организацииотношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, аближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом.
Третий — подбор и расстановка кадров, способных решить поставленныезадачи, организовать их выполнение.
Большое влияние на финансовую политику оказывает финансовоеправо. Успешная реализация мероприятий, предусматриваемых государством вобласти финансов, возможна лишь при условии принятия соответствующихнормативных документов. Финансовое право может оказывать как положительное, таки отрицательное влияние на финансовую политику. Оно регулирует финансовыеотношения между государством, с одной стороны, и субъектами хозяйствования инаселением, с другой стороны. Другие финансовые отношения, в частности взаимоотношениямежду предприятиями, внутри предприятий, регулируются административным игражданским правом. Для эффективного проведения финансовой политики большоезначение имеет механизм ее финансового регулирования. Такое регулированиеосуществляет исполнительная власть, поскольку она имеет развернутый аппарат дляпроведения этой политики
Огромнаяроль в структуре кредитной системы РФ отводится Центральному банку России. Оносуществляет монопольную эмиссию банкнот, является главенствующим банком надкоммерческими банками, выступает банкиром правительства и проводитденежно-кредитное регулирование и банковский надзор. Так же на него возложеновалютное регулирование, определение ставки рефинансирования, под которую выдаетденьги коммерческим банкам, они же в свою очередь не рассчитываются между собой– все дела ведут через Центральный банк России.
Структуракредитной системы РФ:
1. Центральный банкРФ;
2. Банковскаясистема: коммерческие банки, сберегательные и ипотечные банки;
3. специализированныенебанковские кредитно-финансовые институты: страховые компании, пенсионные иинвестиционные фонды, финансово-строительные компании и т.д.
Коммерческие банки осуществляют депозитно-кредитную эмиссиюденег – денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам,и уменьшается, когда эти деньги возвращаются. Эти банки служат элементамикредитных орудий обращения.
Экономический рост – одна из основных целеймакроэкономической политики любого государства, поскольку растущая экономикаобладает большей способностью удовлетворять новые потребности и решатьсоциально экономические проблемы, как внутри страны, так и на международномуровне. Он является результатом взаимодействия многих факторов – экономических,политических, социальных. За счет системы постоянно взаимодействующего рядапричин и условий и формируется единый механизм экономического роста страны.
Необходимым условием достижения устойчивогоэкономического роста является целостное развитие всех субъектов экономики,которое выражается в достижении каждым из них определенных стратегических целей(рис. 2).
/>
Рис. 2. Стратегические цели субъектов экономики.
Вопросо возможности и формах государственного влияния на экономические процессывсегда был одним из самых сложных и дискуссионных в экономической науке ипрактике. За последнее время диапазон оценок и подходов в этой областирасширился, и под влиянием концепций глобализации мирового хозяйства нередковысказывается мнение о том, что государственные функции в экономике должнынеизбежно сужаться. Данную позицию особенно активно пропагандируют сторонникинеолиберальной экономической школы. Более того, она фактически навязываласьзападными экспертами странам постсоциалистической зоны на старте рыночныхреформ.
Именно этот подход представлялся самым рациональным и «единственноправильным» и российским инициаторам рыночных трансформаций в начале 1990-х гг.В его основе лежала аксиома рафинированного неолиберализма о якобы«несовместимости» рыночной модернизации с государственным управлениемэкономикой. В массовое сознание было внедрено представление, что управлениенациональной экономикой со стороны правительства – дремучий анахронизм,вытекающий из негодных якобы традиций директивно-плановой системы советскихлет, которые подлежат устранению в ходе реформ. Процесс «разгосударствления»приобрел принципиально-идеологический статус, исключающий саму мысль овариантах государственного планирования и управления. В России неолиберальныепредпочтения в реформах обернулись стремительным уходом государства изэкономики.
Функцииуправления и планирования не являются порождением коммунистической идеологии, –история их использования столь же длительна, как существуют и развиваются вэкономике разделение и кооперация труда.
Объективный анализ мировой практики показывает, что так называемыйпроцесс «разгосударствления» экономики и овладения методамимонетарно-фискального регулирования (как некая тенденция последних лет) ни водной из высокоразвитых стран мира не привел к «уходу» государства изэкономики. Отрезвляющее влияние на увлеченность определенной части мировойэлиты «разгосударствлением» экономических процессов любой ценой имели выводыфундаментального исследования, проведенного в конце 1990-х гг. на материалахмногих стран экспертами Всемирного банка. Было убедительно показано, что «хорошееправительство – это не роскошь, а жизненная необходимость» и что безэффективного государства устойчивое развитие, и экономическое, и социальное,невозможно.
Более того, фактические материалы о масштабах участия различныхгосударств в регулировании экономических процессов своих стран показали, что всреднем именно высокоразвитые страны, т. е. страны с давней ориентацией нарыночные механизмы характеризуются наиболее высокими масштабами расходов нагосударственное управление. Упомянутое исследование Всемирного банказафиксировало серьезный водораздел в этом плане между развитыми иразвивающимися странами. Если в целом по промышленно развитым странамгосударственные расходы на управление экономическими и социальными процессамидостигают почти половины их ВВП, то в развивающихся странах – они на уровнеодной четверти. И разница в уровне затрат на государственное управление междустранами с «более рыночной» и «менее рыночной» экономикой становится еще болееразительной, если учесть несоизмеримо большие количественные масштабы ВВП ввысокоразвитых странах.
Об устойчивости масштабов использования государственных ресурсовна социально-управленческие цели в различных странах свидетельствует таблица 1.Из нее видно, что в России уровень государственных расходов существенно ниже,чем в любой из развитых стран. То же самое можно сказать о родственной нам(«переходной») стране Казахстане и некоторых других странах, не входящих пока вкруг высокоразвитых.
Таб. № 1.[2]Расходы консолидированного бюджета относительно объема ВВП по ряду стран мира (%) /> /> /> Страна 2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. /> Россия 26,8 31,6 29,9 27,5 /> Казахстан 23,2 22,1 23 22,6 /> Чехия 38,3 41,9 41,6 40 /> Аргентина – 29,3 28,7 27,1 /> Великобритания 39,2 41,1 42,5 42,9 /> Германия 47,4 48 48,5 47,3 /> Дания 54,3 55,9 56 56,1 /> Финляндия 49,5 49,3 50,5 50,5 /> Франция 50,6 52,5 53,1 52,9 /> США – 34,6 35,2 34,9 /> Канада – 38,9 38,4 37,5 /> Австралия 34,4 35,7 35 35,1 /> ЮАР 32,1 32 32,4 33,5 /> Япония – 35,5 35 – />
Несмотря на то, что в конце XX в. уровень затрат нагосударственные нужды у нас был значительно ниже уровня, характерного длябольшинства развитых стран (составляя порядка 27-29% к ВВП), в официальныхпроектировках правительства тех лет (в трехлетних программахсоциально-экономического развития, подготавливаемых Минэкономразвития иторговли РФ) продолжали настойчиво выдвигаться задачи дальнейшего снижениясоответствующих расходов государственного бюджета с доведением их до 22-23% кВВП, т. е. ниже планки, характерной в среднем для слаборазвитых стран. Такоенастроение в экономических штабах (даже в тех случаях, когда оно не приводило кпредлагавшимся изменениям в бюджете) несомненно сказывалось разоружающимобразом на действиях некоторых правительственных структур. Это было фактическимотстранением государства от функций управления экономикой и обществом.
Но осуществленное удаление государства из экономики не стало наделе желаемой либерализацией жизни хозяйственного сословия. Российские процессы«разгосударствления» и приватизации привели на деле к усилению диктатурыгосударственных органов по отношению к обществу в целом, поскольку подавляющеебольшинство населения ускоренно и цинично лишалось не только всяческих прав наключевые участки ранее общественного национального богатства, а и самихвозможностей свободного (равноправного со скороспелыми олигархами) выбора иделовой карьеры по способностям. Таким образом, другую сторону российской«либерализации» составило фактическое усиление государственного принуждения,хотя и в его избирательной форме. Этот парадокс был обусловлен эксклюзивнымхарактером использования – в пользу весьма узкого слоя лиц – государственныхинститутов при переходе от «государственной» к частнокапиталистическойэкономике. Были грубо нарушены принципы свободно-конкурентных отношений втечение наиболее ответственного периода становления базового слоя хозяйствующихструктур в стране, что и выразилось в доминировании олигархических икомпрадорских форм частного предпринимательства.
Доктринальные подходы современной макроэкономической политикиразвитых промышленных стран в отношении стратегии обеспечения экономическогоподъема заключаются в реализации трех концепций:
· активация спросана внутреннем рынке на продукцию собственного производства путем увеличения еегосударственных закупок и стимулирования спроса посредством увеличения доходовнаселения за счет повышения уровня оплаты труда государственных служащих иобъектов государственной социальной помощи;
· снижениеналоговой нагрузки на производственные предприятия посредством уменьшенияналоговых ставок и предоставления налоговых льгот товаропроизводителям, малому,среднему и крупному бизнесу;
· снижениеставок рефинансирования центрального банка страны, влекущее за собой понижениеставок кредитного процента коммерческих банков, что расширяет инвестиционныевозможности производственного сектора.
В современных условиях наибольшим предпочтением в экономикеразвитых стран пользуются второй и третий подходы, при этом второй характерендля европейских стран, а третий — для США. Тем самым многие страны в условияхугрозы спада производства, экономической рецессии сознательно идут на снижениеуровня текущей бюджетной безопасности в виде уменьшения налоговых поступлений иувеличения дефицитности бюджета во имя предотвращения спада производства путемуменьшения налогового бремени. Иначе говоря, текущие угрозы налоговойбезопасности в виде непосильной налоговой нагрузки на товаропроизводителейсчитаются более опасными, чем временное недополучение налоговых поступлений вгосударственный бюджет.
Рассмотрим регулирование совокупного спроса и предложения.
Совокупный спрос[3] – это модель,показывающая различные объемы товаров и услуг, то есть реальный объемнационального производства, который потребители, фирмы и правительство готовыкупить при любом возможном уровне цен. Совокупное предложение – это модель,показывающая уровень реального производства, при каждом возможном уровне цен.
AD – совокупный спрос, AS – совокупное предложение. Так же, как и скривой спроса потребителя на отдельный товар, уровень совокупного спросаснижается по мере роста уровня цен. Такая траектория кривой совокупного спросаобъясняется, в отличие от кривой индивидуально спроса, другими причинами. Вслучае индивидуального спроса делается предложение о том, что доход потребителяпостоянным, в то время
как в случае кривой совокупного спроса совокупные доходы меняются.Факторы, определяющие уровень совокупного спроса:
· эффектпроцентной ставки – предполагает, что изменения уровня цен влияют на уровеньпроцентных ставок, и следовательно, на совокупные расходы. Чем выше уровеньцен, тем выше процентные ставки тем, в свою очередь, ниже потребительские иинвестиционные расходы;
· эффектбогатства – предполагает, что при высоком уровне цен реальная стоимость, илипокупательская способность, накопленных финансовых активов – таких как срочныесчета или облигации – находящиеся у населения уменьшится. В результатенаселение станет реально беднее и потому можно ожидать, что расходы населениясократятся;
· эффектимпортных закупок. Чистый экспорт (экспорт минус импорт) – один из элементовсовокупного спроса. Его объем зависит от соотношения цен в национальнойэкономике и за границей. Если в России растет уровень по сравнению с ценами зарубежом, то те будут меньше покупать российских товаров, а россияне будутделать выбор в пользу зарубежных товаров. Таким образом, в следствие эффектаимпортных закупок повышение уровня цен в стране ведет к сокращению совокупногоспроса.
Существует положительная зависимость: более высокий уровень ценпобуждает фирмы увеличивать объем производства.
Задачи модернизации системы государственного управления. В научных кругах и наполитическом уровне, наконец, всерьез стала обсуждаться тема перехода к новоймодели экономического развития, что резко актуализировало постановки вопроса обусилении государственного управления хозяйственными процессами страны.
Но в каком смысле оправдано сегодня ставить задачу усилениягосударственного управления экономикой в условиях, когда ключевым направлениемреформ остается создание и освоение эффективных механизмов рыночногосаморегулирования? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, обратимся ксемантическому анализу терминов.
Управление вообще – применительно к сложной организованной системе – естькомплексная функция по обеспечению устойчивого существования этой системы,сохранению ее определенной структуры, поддержанию режима жизни, а также пореализации программных целей дальнейшего развития системы. Когда речь идет обэкономике как национальной хозяйственной системе, то управление означаетвоздействие на экономическую систему с целью ее упорядочения, сохранения качественнойопределенности, а также совершенствования и развития.
Управление любой сложной системой подразделяется на несколькофункциональных действий. Основными функциями (и в каком-то смысле этапами)управления являются: планирование (включая выдвижение целей), организация объекта(процесса), стимулирование участников, контроль. Можно ли распространить данное«универсальное» понимание управленческих функции на процесс управленияэкономикой (национальным хозяйством)? Несомненно, да. Именно в такой логическойпоследовательности – планирование, организация, стимулирование, контроль –выстраивается управление экономическим развитием в любой стране. Вместе с тем,современная экономика слишком сложный объект, чтобы в правительственныхдействиях можно было всегда рассчитывать на простые и однозначныеуправленческие алгоритмы.
Из всех министерств, служб и агентств, прямо или косвеннозамкнутых на решение задач, связанных с экономическим развитием, самым значимыми по названию и по масштабам является, как известно, Министерствоэкономического развития и торговли (МЭРТ). Именно здесь вырабатываются ипредставляются в Правительство РФ экономические проектировки – концепции ипрограммы социально-экономического развития, крупные прогнозные проработки,национальные проекты, федеральные целевые программы и т. д. Именно МЭРТвыглядит отчитывающимся как перед «верхами», так и «низами» (передобщественностью) за реализацию экономических проектировок и показателиэкономической динамики.
Неприметная результативность сего органа определяется множествомпричин, и одна из главных та, что экономические решения, вырабатываемые в МЭРТ,не имеют ресурсного стержня. Все решения по балансировке, распределению иперераспределению государственных ресурсов по факту до сих пор предопределялисьсовсем другим органом – Министерством финансов РФ. Но Минфин РФ по логике вещей– это орган, призванный блюсти финансовую дисциплину в стране, но не орган еестратегического развития.
Проблема предпринимательства и малого бизнеса вРоссии. Малыепредприятия[4] — этоуниверсальный и очень гибкий инструмент бизнеса. Они могут бытьспециализированными и многопрофильными. Американские экономисты утверждают, чтокостяком американской экономики являются крупные корпорации, а ее«мускулами» — малые компании, приводящие большой бизнес в движение. Унас до сих пор разрабатывают предложения по совершенствованию законодательстваРоссийской Федерации в области государственной поддержки; подготавливаютпредложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот поналогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федеральногобюджета и специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации дляподдержки малого предпринимательства.
Правительство РФ ежегодно перед представлениемфедерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания РоссийскойФедерации проект федеральной программы государственной поддержки малогопредпринимательства.
Развитие малого бизнеса и шаги на встречу со стороны государстваесть. Но, 100 % -х (правдивых) отчислений в виде налогов на доходы, как небыло, так и нет. Средние и крупные предприятия более прозрачны в финансовыхотношениях с другими субъектами хозяйственной деятельности, в основном такиепредприятия на виду, связаны с производством. Сфера услуг – самая неконтролируемая, и по налоговой периодической отчетности еле выживающая отрасльнашей страны. На самом деле, доходы их намного выше, порой на уровнерентабельного среднего размера предприятия. К примеру: начиная с 1992 г. понастоящее время в г. Тольятти начали расти агентства недвижимости. Все ониработают по «договору оказания услуг», в котором за разные виды услуг (подбор,поиск, обмен) прописана единая сумма – от 3000 до 5000 рублей (инф-ция за2003-2005 гг.). Вся основная прибыль – 2-3 % от стоимости продаваемого объектаоформляется по распискам между держателем документов на собственность иагентом, проводящим грамотно и в минимальные сроки сделку. Валовый ежемесячныйдоход фирмы с наработанной клиентской базой составлял в тот период около750-900 тыс. рублей, а налоги отчислялись со 130-170 тыс. рублей. В какую жесумму превращаются средства, не отчисляемые за год в бюджет, всех российскиханалогичных субъектов рынка? Ошибка государства – отмена лицензий на некоторыевиды деятельности. Если раньше в городе нужно было контролировать небольшоеколичество таких предприятий, то после отмены лицензирования вход стал болеесвободным, в том числе и для не профессионалов. Развиваемся, растем вколичестве, берем средства на развитие бизнеса, ждем новых программ отгосударства, но в полной мере, рассчитываться никому неохота.
Доступность жилья. В настоящее время, отсутствие у муниципалитетавозможности предоставлять жилые объекты крупным предприятиям и организациям,которые в дальнейшем распределяли его между своими работниками, отработавшихопределенное количество лет или за иные заслуги порождает социальнуюнапряженность. Строительство ни как не влияет на увеличение жилых квадратныхметров в городских фондах, так как, если и появляется с десяток новых домов втечение 2-х или 3-х лет, то принадлежат они коммерческим предприятиям, которыев силе сами реализовать недвижимость, получая от этого колоссальную прибыль.Покупка, даже, однокомнатной квартиры не реальна с учетом совокупного доходасемьи из 4-х человек. Если совокупный доход тольяттинской семьи в среднем равенот 40000 до 70000 рублей, то цена одного квадратного метра в нашем городе беретстарт с 45000 рублей. В других городах и регионах ситуация еще хуже. В какой-тостепени ипотека, разрешает проблему доступности жилья, но не для всех слоевнаселения.
Ценообразование. Процесс образования, формирования цен на товары и услуги,характеризуемый, прежде всего методами, способами установления цен в целом,относящимися ко всем товарам. Различают две основные системы ценообразования:рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения ицентрализованное государственное ценообразование на основе назначения ценгосударственными органами.
По прогнозам развития рынка ипотечного кредитования… Как говорятаналитики на сегодняшний день купить квартиру могут около 15% россиян,остальные берут ипотечные кредиты. По словам Президента ассоциации региональныхбанков Анатолия Аксакова, самый большой объем кредитов был реализован в прошломгоду, то есть в 2 раза больше чем в 2006 г. сейчас этот темп будет ниже, этообусловлено тем, что процентные ставки будут немного выше (примерно до 15 %,сейчас около 12 %), их рост неизбежен, потому как сами банки вынуждены дорожеплатить за зарубежные заимствования. Ситуация так же связана с инфляцией,которая в последнее время выше чем в предыдущие годы. Считаю, что по уровню ценмы приближаемся к пределу, и чем ближе к нему, тем меньше будет покупательскаяспособность, а так же платежеспособность по долгосрочным обязательствам.Уровень доходов населения не растет такими темпами, как цены, на любой товар.Уникальной программой доступности жилья, могло быть только регулирование цен,относительно каждого региона. Такая программа должна обеспечить разделениежилого фонда по сроку эксплуатации и соответственно регулировать неоправданныйрост стоимости жилья, построенного 30-45 лет назад параллельно с новостройками.
Источник инфляции — компрадорская рента. Проблема инфляцииполучила общественный резонанс в связи с ценовым всплеском в первые три месяца2006 г. (на 5% суммарно по индексу потребительских цен). В итоговом же правительственномотчете инфляция только описывается, но не анализируется. Не содержится дажепостановки вопроса об истинных ее истоках. И потому спешно разработанный реформаторами пакет мер «поборьбе» синфляциейзаведомо бесперспективен: без знания и устранения причин последствиянепреодолимы.
Между тем и происхождение, и преобладающий характер инфляциихорошо известны. Она имеет преимущественно природу импортируемой и неразрывносвязана с ростом за счет сырьевого экспорта. Так как вывозится товарная масса(245 млрд. долл.), а в обмен преимущественно ввозится бестоварный монетарныйкапитал (формально 142,9 млрд. долл.), то в товарном выражении эквивалентностиэкспорта и импорта нет. Страна теряет реальное богатство, материализованное впредметных ресурсах, изделиях и благах, получая взамен фиктивное. Далее визвестной пропорции увеличивается денежная масса, которой не противостоиттоварная. Разрыв между той и другой означает инфляционную диспропорцию,влекущую рост цен.
Следовательно, прямым истоком инфляции выступает объем чистогоэкспорта, а движущей силой – рента на компрадорский капитал, извлекаемаяпосредством сырьевого экспорта и скрываемая в форме новых внешних займов,кредитов и спекулятивных инвестиций.Глава 3 Имеющиеся результаты
Переход к рыночной экономики в России начался в октябре 1991года.Тогда же была подготовлена первая программа радикальных экономических реформ.Основными ее направлениями были: переход к свободному ценообразованию,разгосударствление и приватизация государственных предприятий в промышленности,торговле, сфере услуг. С помощью этих мер, авторы программы рассчитывали, содной стороны, ослабить существующий экономический кризис, ликвидироватьдефицит, а с другой, создать в России новый класс – класс собственников. Ксожалению, переход к свободному ценообразованию привел к резкому понижениюуровня жизни.
Таблица№ 2.Краткая характеристика по матрице SWOT.
Сильные стороны:
наличие значительных запасов природных ресурсов; высокий производственный потенциал; значительный научно-технический потенциал; высокий потенциал освоения внутреннего рынка; отсутствие конкуренции на некоторые виды продукции на внутреннем рынке.
Возможности:
государственная помощь; активная промышленная политика; развитие сотрудничества с естественными монополиями; развитие финансовых рынков; развитие ипотеки, лизинга; налоговая реформа; улучшение инвестиционного климата; специализация в мировом техническом пространстве; развитие системы повышения квалификации трудовых ресурсов. /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Слабые стороны:
высокий моральный и физический износ основных производственных фондов; низкая конкурентоспособность продукции конечных отраслей; высокая ресурсоемкость и затратность производства; неэффективная стратегия привлечения инвестиций; низкая капитализация отечественных компаний; низкий уровень инвестиций в человеческий капитал; неисполнение норм трудового права.
Угрозы:
отрицательные последствия макроэкономической политики государства; рост тарифов на продукцию естественных монополий; низкий спрос на отечественную продукцию; увеличение оттока капитала из страны; высокий уровень бюрократизации; неэффективность реформирования экономических и других институтов; увеличение импорта; неблагоприятные изменения на рынке ооружений. /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Россия по уровню и качеству жизни по-прежнемуотстает от международных стандартов. Причины следует искать прежде всего всамом механизме отечественного развития. Только при наличии источниковустойчивого экономического роста возможно повышение жизненного уровнянаселения. Поэтому представляет интерес анализ современных тенденций и проблемроссийской экономики в аспекте ее долгосрочного роста.
На сегодняшний день восстановлена территориальная целостность иединство нашего государства. Кроме того, восстановлены фундаментальные основыэкономики на абсолютно рыночной базе.
ЦентроБанк России подписал соглашение о сотрудничестве на тригода с «евросистемой» – 15-тью банками старого света и Европейским центральнымбанком. Такое сотрудничество предполагает перенятие опыта и внедрение новейшихтехнологий в российскую банковскую систему (банковского надзора и внутреннегоаудита).
Стоимость $ по отношению к рублю снижается. Население неиспытывает дискомфорта держа в руках национальную валюту.
Развитие страхования. В сфере индивидуального страхованияколичество полисов превышает объемы корпоративного страхования. Многие экспертыговорят о том, что возможно в России происходит смена менталитета. Из таблицы №2 видно, что рынок в сфере страхования стремительно развивается.
Таблица № 3.Рынок розничного страхования в России (млрд. руб) 2005 г. 2006 г. 2007 г. Страхование жизни 2,1 6,6 10,5 Страхование транспорта 68,3 108,5 150,3
Такое событие является, обуславливается осознанным спросомроссиян. Возможно, мы уже готовы сформировать рынок в этой сфере на уровне егоразвития на Западе. Конечно, существует разрыв, но наименьший. Скажем 4-5 летназад, а таком темпе роста показателей, могли лишь предполагать.
Все же В. В. Путин заверил народ в своем выступлении на канунесобытий 2 марта, о том, что наше государство превращается в одного изэкономических лидеров. Тем не менее, продолжается борьба с коррупцией, один изобъявленных методов – повышение зарплат чиновникам, параллельно с репрессивнымимерами.
Под влиянием требований времени Министерство экономическогоразвития и торговли РФ при формировании программы социально-экономическогоразвития на 2007-2009 гг. впервые на официальном уровне признало настоятельнуюнеобходимость смены модели экономического развития в сторону усиления факторовинновационного роста, активизации энергосбережения, значительного увеличенияинвестиционной активности.
С такой постановкой задачи можно согласиться, если за этим будутстоять адекватные действия, касающиеся модернизации системы государственногоуправления.
Самая большая проблема в четком управлении государством – этокоррупция. Которая нейтрализует эффективное исполнение указов, она жепарализует функции контролирующие органы власти.
Не менее важная государственная проблема – сознание общества. Есливо время длительного времени неудачных реформ российский народ верил итерпеливо ждал чего-то светлого, то сейчас государство потеряло доверие. Этовыражается тем, что большинство ищет любые «лазейки» в нашем законодательстве,которые можно использовать для собственного быстрого улучшения качества жизни,особенно излюбленная его часть – Налоговый Кодекс.
Заключение
Стране сегодня нужна долговременная экономическая стратегия, четковыражающая в содержательной, ценностной плоскости критериальный векторэкономического и социально-культурного развития. Среди ключевых целей стратегиигосударства должна быть ясно представлена совокупность ориентиров, связанных срасширенным воспроизводством производительных сил нации как базы усиленияконкурентоспособности страны на мировой арене и устойчивого повышения благосостояниянарода России.
Перевод существующей системы государственного управления в новоеее состояние есть процесс, который сам требует управления, что предполагаетболее четкую систематизацию насущных проблем. Представляется важным сегоднясосредоточить основное внимание на таких группах актуальных проблем:
· проблемыусиления стратегического крена в управлении экономикой;
· проблемы,связанные со структурой органов государственного управления, решающих задачиэкономического развития;
· проблемыпрогнозирования, стратегического планирования, программирования ибюджетирования экономического развития;
· проблемыуправления национальными проектами и целевыми программами разного рода;
· проблемысочетания федерального и регионального аспектов в экономической политике иуправлении социально-экономическим развитием;
· проблемыповышения качества и эффективности государственного управления;
· проблемыкадрового обеспечения функций государственного управления.
Правительство должно предпринять такие действия, чтобы общество,рядовые люди поверили в изменения ориентиров политики, и им бы захотелось бытьактивными участниками созидательных трансформаций в стране.
Две задачи, особенно значимы на начальном этапе новой модернизационнойполитики. Первая задача – осуществить шаги по заметному уменьшению социальнойдифференциации населения страны. Среди них, например, могли бы быть следующиемероприятия: введение социально справедливых систем налогообложения физическихи юридических лиц с неотвратимостью жестких мер при уклонении от налогов;существенное повышение минимальных размеров оплаты труда и пенсий; наведениепорядка в бесплатном медицинском обслуживании; резкое расширение по-настоящемудоступных рядовому населению ипотечных кредитов для приобретения жилья и др.
Второй задачей является проведение реальных (непоказушных) шаговпо искоренению коррупции, ныне разъедающей властные структуры и в центре и наместах. Особенно должна быть вытравлена практика «откатов» в ходепсевдотендеров и иных актов распределения бюджетных средств. Далее, нужнодоказательно убедить общество, что в стране наступил момент, когда уже нет и небудет практики мздоимства при назначении на «хлебные» должности государственнойи муниципальной службы.
К началу третьего периода Россия должна полностью отстранитьсяот различной подчиненности в мире, строящемся на американоцентричнойглобализации. Страна должна сформировать условия саморазвития, в полной мере освоивприемы дальнесрочного прогнозирования, самостоятельного стратегическогопланирования политики и квалифицированного управления собственнымсоциально-экономическим развитием. Только на этой базе может быть осуществленпереход к интеллектуальной модели экономики.
Осуществление модернизации системы государственногорегулирования экономики и управления развитием требует непременного преодоленияряда крайне негативных тенденций в ориентации интересов активных слоев нашегообщества:
· исключитьразвитие компрадорского направления российского бизнеса, которое с самогоначала реформ задало негодный вектор мотивов поведения «элиты» нашего общества;
· разрубитьнегативные узлы в государственном аппарате: гиперкоррупция, унизительная«система откатов», вытравленность в эпоху «реформ» моральных императивовслужения отечеству;
· принятьрешительные меры по повышению уровня квалификации персонала государственныхорганов, обратив особое внимание на обучение кадров государственных служащихнавыкам перспективного планирования и методам управления проектами и целевымипрограммами.
Кроме того, важно продумать стратегию по борьбе с оттокамикапиталов, которые происходят за счет деятельности транснациональных компаний(ТНК). Многие страны смотрят на наше государство как на колонию, потому какздесь у нас можно платить низкие зарплаты, где-то не обеспечивать работников(служащих) соц. пакетом, так же проще «договориться» на нашей территории сэкологическими службами, СЭС, пожарными и т.д. – благодаря чему многиенарушения не сопровождаются наказанием в виде огромных штрафов, которыехарактерны в таком случае в США, Германии, Великобритании, Японии и в другихразвитых странах. Порядок в России настанет, но пока его нет, не стоитзабывать, что нас хотят победить чужой мощной экономикой, которая, как паутинаобволакивает наш внутренний и внешний рынок. Последствия будут тяжелыми – мыстанем зависимыми.
На мой взгляд, конечно, нужно позволять другим осуществлятьинвестиции, раз нам нужны дополнительные средства для быстрейшего развитиянашей экономики, но не на всегда. Позже, нужно становиться владельцами этихкомпаний, а лучше государству.
Список литературы
1. Ст. К.В.Шевченко, Е.Н. Александрова. Ежемесячный научно-практический журнал«Экономический анализ» 2003 г., № 12.
2. Шелопаев Ф.М.Финансы, денежное обращение и кредит: Пособие для сдачи экзамена. – М.:Юрайт-Издат., 2005. – 270 с.
3. Ст. В. Кувшилин.Журнал «Экономист», 2007 г., № 4.
4. Экономика.Учебник/Под редакцией А.Н. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.:«ПРОСПЕКТ», 1998. – 792 с.
5. Бизнес-планирование:Учебник / В.З. Черняк. – М.: Кнорус, 2005. – 536 с.