Развитие самосознания студентов-психологов

«Развитие самосознания студентов — психологов»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Новокузнецк, 2007

Содержание
 
Введение
 
3
Глава 1
Проблема самосознания студентов-психологов
 
5
1.1
Самосознание личности
5
1.2
Развитие самосознания в студенческом возрасте 
14
1.3
Возможности развития самосознания студентов-психологов
 
25
1.3.1
Требования профессии к развитию уровня самосознания
25
1.3.2
Возможности развития самосознания в учебно-профессиональном процессе
 
28
Глава 2
Экспериментальная работа по исследованию развития самосознания студентов-психологов
 
 
32
2.1
Методы и методики исследования самосознания студентов-психологов
 
 
32
2.2
Акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов 1–2 курсов в НФИ КемГУ
 
 
 
35
2.3.
Анализ развития самосознания студентов-психологов
 
40
Заключение
 
58
Список литературы
 
61
Приложение
 
62
 

Введение
Профессия психолога относится к тем профессиям, где личностные качества являются инструментами для профессиональной деятельности, где личность психолога обуславливает результат его взаимодействия с другими людьми. Поэтому формирование у студентов-психологов не только знаний, умений и навыков, необходимых для работы, но также и определенных личностных качеств, будет способствовать достижению наибольшего результата в обучении, а это в свою очередь будет способствовать достижению высоких результатов в будущей профессиональной деятельности.
Современная система высшего образования приобретает характер личностно-ориентированного обучения, при котором на первый план выходит личностное развитие, а не обучение, т.е. качественное преобразование всех психических сфер сознания, а не формирование знаний, умений и навыков.
И.В. Вачков отмечает, что истинное развитие личности – это, прежде всего саморазвитие, определяемое не внешними воздействиями, а внутренней позицией самого человека. Становление субъекта саморазвития возможно только при наличии базового, фундаментального условия – повышения уровня самосознания. Актуальность данной проблемы определила тему исследования:Развитие самосознания  студентов – психологов.
Объект исследования:самосознание личности.
Предмет исследования:развитие самосознания студентов-психологов.
Цельюданной работы являлось изучение развития самосознания студентов-психологов в процессе высшего профессионального образования средствами акмеологического сопровождения.
Гипотеза:акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития, будет способствовать развитию самосознания студентов-психологов в процессе высшего профессионального образования, если оно будет учитывать развитие следующих личностных характеристик: субъектность, рефлексивные способности, образ Я, ценностные ориентации и мотивацию к обучению. 
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.     Рассмотреть особенности самосознания личности в студенческом возрасте.
2.     Проанализировать возможности развития самосознания студентов-психологов.
3.     Проанализировать возможности акмеологического сопровождения в  развитии самосознания студентов-психологов в процессе высшего профессионального образования.
4.     Проверить экспериментальным путем эффективность 1 этапа акмеологического сопровождения как средства развития самосознания студентов-психологов.
Методы исследования:
–       теоретический анализ литературы; 
–       эмпирические: психодиагностическое тестирование, эксперимент; 
–       методы обработки эмпирических данных: первичная обработка данных, математико-статистическая обработка (анализ первичных статистик, оценка достоверности отличий).
Методики исследования:
1.     Методика С.С. Гриншпун «Мотивы выбора профессии» (престижности профессии, материального благополучия, делового характера, творческой реализации в труде); 
2.     Методика В.К. Гербачевского «Определение уровня притязаний»; 
3.     Методика М. Рокича для определения ценностных ориентаций (этические, индивидуалистические, ценности принятия других людей, ценности дела); 
4.     Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК), разработана в НИИ им. Бехтерева (интернальность общая, в области достижений, неудач, производственных отношений, здоровья и болезни); 
5.     Методика исследования степени развития рефлексивных способностей личности; 
6.     Проективная методика Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек»; 
7.     Методика В.В. Синявской, Б.А. Федоришина «Коммуникативные и организаторские способности».

Глава 1. Проблема самосознания студентов-психологов 
1.1 Самосознание личности
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов:
²   в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, А.Г. Спиркина проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте проблемы развития личности.
²   в другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А. Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания.
Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата – эти вопросы присутствуют в работах У. Джеймса, К. Роджерса, Р. Бернса и многих других выдающихся ученых.
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, одной из его важнейших характеристик является – рефлексивная способность, т.е. готовность сознания к познанию явлений окружающего мира и самого себя, в последнем случае мы имеем дело с самосознанием личности.
Самосознание по С.Л. Рубинштейну – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. При этом развитие у личности самосознания совершается в процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, оно включается в этот процесс развития личности.
В развитии личности и ее самосознания существует ряд ступеней. Сюда включается все, что делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым. Каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее, изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.
Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это – как и сознание вообще – не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже о собственных психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже когда он стремится верно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая и то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.
По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, – это нечто, бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство – мудрость.
В.С. Мерлин считает, что самосознание – это сложная психологическая структура, включающая в себя следующие основные компоненты:
²   сознание своей тождественности; 
²   сознание своего собственного «я» как активного, деятельного начала; 
²   осознание своих психических свойств и качеств; 
²   систему социально-нравственных самооценок.
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения, осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
А.Г. Спиркин дает следующее определение: «Самосознание – это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни» [2, 50]. А.Г. Спиркин считает, что благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Самосознание является венцом развития высших психических функций, оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
Самосознание нередко определяется как «знание самого себя» в отличие от сознания, которое при этом представляется как знание других. Самосознание, таким образом, сближается с рефлексией. Р.А. Сатыбалдиева отмечает, что рефлексия – «это размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни» [10, 75]. Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире, рефлексия погружает нас в глубину нашей самости. Поскольку человек понимает себя как разумное существо, рефлексия принадлежит его социальной природе, рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.
Самосознание имеет уровневое строение:
²   на уровне организма – активность субъекта определена системой «организм – среда», самосознание имеет двигательный характер и вызывается потребностями в физическом благополучии организма, формируется самочувствие субъекта. Самочувствие есть биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности потребностей организма в благополучии, целостности, функциональном состоянии.
²   на уровне социального индивида активность подчинена потребности человека к общности, в признании его этой общностью. Эта активность регулируется социальными нормами, правилами, обычаями, которые усваиваются индивидом. Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение внутрь отношения других, принятие другими или отвержении ими.
²   на уровне личности активность субъекта вызывается, прежде всего, потребностью в самореализации – в труде, спорте, любви и т.д. Реализуется потребность с помощью ориентации на свои собственные способности, возможности, мотивы. Основой самоотношения здесь является потребность в самоактуализации; собственное «Я», собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потребность в самореализации, и рассматриваются, как ее условие.
Самосознание как осознание себя может принимать различные формы и проявляться как самопознание, самоконтроль, самооценка и «Образ Я» (см. Рис.1).
 
 
 
 
Рис.1 Структура самосознания

/>
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самопознание.Его сущность составляет нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание совершается:
²   в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами;
²   при осознании отношения других (оценок результатов деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств личности);
²   в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе поступков и т.п. Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего.
Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения и общения. Самоконтроль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.
Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Различия самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценностного компонентов самосознания. Самопознание может включать в себя самооценку, но оно может констатирующим, внеоценочным.
Самооценка– это компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.
Самооценке и ее развитию посвящено много психологических работ. Установлено, что самооценка может быть адекватной (объективной) и неадекватной (заниженной или завышенной). Каждая из них специфическим образом проявляется в жизнедеятельности человека. Завышенная самооценка приводит к формированию таких особенностей личности как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Заниженная формирует робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и т.д. Адекватная самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельности, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей. Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими людьми.
«Образ Я»является результатом самопознания человека и выработки им системы представлений о самом себе. Он определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми.
В психологических исследованиях «Образа Я» выделяют несколько характеристик, подлежащих измерению. Результаты таких измерений составляют комплексную оценку уровня развития самосознания у разных людей или у одного и того же человека на разных этапах его жизненного пути.
Во-первых, это степень когнитивной сложности и дифференцированности, измеряемая числом и характером осознаваемых человеком своих качеств, при этом, ч