Развитие сбытовой деятельности в ООО Осинский мясокомбинат 2

–PAGE_BREAK–1.2. Стимулирование сбыта

Стимулирование сбыта — использование многообразных средств стимулирующего воздействия, призванных ускорить и/или усилить ответную реакцию рынка.

К ним относятся стимулирование потребителей (распространение образцов, купоны, предложения о возврате денег, упаковки, прода­ваемые по льготной цене, премии, конкурсы, зачетные талоны, де­монстрации), стимулирование сферы торговли (зачеты за закупку, предоставление товаров бесплатно, зачеты дилерам за включение то­вара в номенклатуру, проведение совместной рекламы, выдача пре­мий-толкачей, проведение торговых конкурсов дилеров) и стимули­рование собственного торгового персонала фирмы (премии, конкур­сы, конференции продавцов).[4]

Стимулирование сбыта – кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара или услуги.

Используется для достижения более сильной и оперативной ответной реакции, эффективного представления товарных предложений и оживления падающего сбыта. Носит кратковременный характер и для создания устойчивого предпочтения не годится.

Характерные качества:

1. Привлекательность и6информированность.

2. Побуждение к совершению покупки — предлагает какую-то уступку, льготу или содействие, представляющие ценность для потребителя.

3. Приглашение к совершению покупки.

4. Наиболее эффективно использовать в сочетании с рекламой.

Подразделяют:

• стимулирование потребителей (распространение образцов, купоны, предложения о возврате денег, упаковки, продаваемые по льготной цене, премии, конкурсы, зачетные талоны, демонстрации и др.);

• стимулирование сферы торговли (зачеты за закупку, предоставление товаров бесплатно, зачеты дилерам за включение товаров в номенклатуру, проведение совместной рекламы, выдача премий, проведение торговых конкурсов и др.);

• стимулирование собственного торгового персонала (премии, конкурсы, конференции продавцов и др.).

Этапы разработки программы стимулирования сбыта:

1) Постановка задач зависит от типа целевого рынка и этапа жизненного цикла товара. Возможные варианты:

• поощрение более интенсивного использования товара;

• побуждение лиц к апробации товара;

• переманивание покупателя у конкурента;

• создание приверженности к марке;

• и т.п.

2) Выбор средств стимулирования.

Образцы — предложение товара бесплатно или выбор на пробу.

Купоны — сертификаты, дающие право на оговоренную экономию при покупке.

Упаковки по льготной цене — упаковки по сниженной цене (4 по цене 3) или упаковки-комплект (из 2-х и более сопутствующих товаров, значительно более дешевые по цене).

Премия — товар, предлагаемый по низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого товара.

Зачетные талоны — специфический вид премии, которую потребитель получает при покупке и может обменять на товар в специальных обменных пунктах.

3) Разработка программы стимулирования – подразумевает принятие решений о:

• интенсивности стимулирования — как часто?;

• условия участия — кто он — участник? как им стать?;

• распространение информации о программе стимулирования;

• длительности реализации программы;

• выборе времени для реализации программы;

• бюджете программы.

4) Предварительная апробация программы.

5) Претворение в жизнь программы стимулирования.

6) Оценка результатов программы – осуществляется путем:

• сравнения показателей сбыта до, в ходе и после проведения программы стимулирования;

• исследования потребительской панели – оценки группы лиц, откликнувшихся на программу, и особенностей их поведения в процессе и после ее окончания;

• проведение опросов участников программы стимулирования;

• проведение экспериментов, подразумевающих изменение ценностной значимости стимула, времени его проведения, средств распространения информации о нем и т.п.[5]

1.3. Каналы сбыта. Оценка эффективности каналов сбыта

Предлагаем считать каналами сбыта группы клиентов (или клиентов ваших клиентов), объединенных по типу дистрибуции. Например, одна из компаний, работающих на рынке кондитерских изделий, выделила следующие четыре группы каналов сбыта:

1. Оптовые компании.

2. Компании, осуществляющие развоз товара по магазинам и другим точкам розничной торговли.

3. Компании со смешанной дистрибуцией (оптовая торговля и развоз по розничным точкам одновременно).

4. Сети розничных магазинов.

Приводим другой тип классификации клиентов посредников, с которыми работает пищевая компания, имеющая точки розничной торговли (в основу взяты данные исследовательской компании «Бизнес-аналитика»):

1. Супермаркеты – магазины, торгующие преимущественно продовольственными товарами в широком ассортименте, имеющие торговую площадь более 250 кв. м.

2. Магазины – торговые предприятия, расположенные в постройках капитального типа и торгующие преимущественно продовольственными товарами, торговая площадь которых не превышает 250 кв. м.

3. Киоски-павильоны – торговые предприятия некапитального типа постройки.

4. Рынки – торговые точки разных типов (контейнеры, киоски, павильоны, лотки), расположенные на территории официально зарегистрированных рынков.

Внутри каждого из представленных каналов выделяются более мелкие подгруппы на основании типа обслуживания покупателей (через прилавок-самообслуживание), доли непродовольственной группы товаров, количества кассовых терминалов и пр.

Особое внимание необходимо обратить на количество каналов сбыта: зачастую компании упускают из поля зрения два-три канала, которые также могут дать увеличение продаж. В качестве наиболее полного перечня можно предложить список каналов из 56 пунктов, приведенный в книге «Маркетинговые каналы» Штерна.[6]

Существуют каналы сбыта разного уровня. В частности существуют:

·       Канал нулевого уровня (прямой канал) – состоит из производителя, продающего товар непосредственно конечному потребителю;

·       Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный продавец, а на промышленных рынках им нередко оказывается агент по сбыту или брокер;

·       Двухуровневый канал – включает в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками становятся оптовые и розничные торговцы, промышленных рынках это могут быть промышленный дистрибьютор и дилеры;

·       Трехуровневый канал — включает в себя трех посредников. Этими тремя посредниками могут быть: предприятие крупного опта, предприятие мелкого опта, предприятие розничной торговли.

Каналы сбыта товара могут быть организованы по-разному. Существуют понятия:

·       Традиционная система сбыта – состоит из независимого производителя, одного или нескольких оптовых торговцев и одного или нескольких розничных торговцев. Каждый член канала представляет собой отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимально возможные прибыли, даже в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом.

·       Вертикальная маркетинговая система(ВМС) – состоит из производителя и нескольких торговых посредников, действующих как единая система. ВМС могут быть:

·       Корпоративная ВМС – когда последовательные этапы производства и распределения находятся в едином владении;

·       Договорная ВМС – состоит из независимых фирм, связанных договорными отношениями и координирующих программы своей деятельности для достижения наибольших коммерческих результатов;

·       Управляемая ВМС –координирует деятельность ряда последовательных этапов производства и распределения не из-за общей принадлежности одному владельцу, а благодаря размеру и мощи одного из участников.

·       Горизонтальная маркетинговая система – создание несколькими независимыми производителями совместного предприятия для реализации собственной продукции.

·       Многоканальная маркетинговая система – использование производителем нескольких форм организации канала сбыта.[7]

Как определить, какие каналы сбыта «донесут» максимальные объемы товара до потребителя и обеспечат необходимый ему сервис, какие каналы обладают необходимой пропускной способностью при точном выходе на конечного потребителя? Решать эти вопросы необходимо уже на этапе планирования объемов продаж и стратегии сбыта.

Часто каналы сбыта складываются стихийно. Например, было несколько оптовиков, с которыми компания работала не один год, и с течением времени связи либо укрепляются, либо начинается поиск новых партнеров.

Для стихийно появившихся каналов обычно характерно отсутствие контроля производителя за ценами при перепродаже товара посредниками, за качеством и количеством клиентской базы оптовиков, своевременностью сервисной поддержки клиентов посредниками. Все это приводит к неуправляемости и невозможности планирования продаж по каналам.
Как переломить эту ситуацию и выбрать те каналы, которые «доставят» ваш товар до целевых сегментов потребителей с минимальными затратами? Для ответа на этот вопрос предлагаем использовать хорошо зарекомендовавшую себя на практике комплексную оценку каналов сбыта. Цель применения этой методики – выработать планирование продаж по каналам сбыта не на основании интуиции или «от достигнутого», а на основании полной информации о перспективности того или иного канала. [8]

    продолжение
–PAGE_BREAK–1.4. Оценка результатов программы стимулирования сбыта
Оценка результатов программы стимулирования сбыта имеет важное значение, однако ей редко уделяют должное внимание. Ко­гда же производители все-таки занимаются оценкой, они могут вос­пользоваться одним из четырех методов. Чаще других пользуются методом сравнения показателей сбыта до, в ходе и после проведения программы стимулирования. Предположим, что до проведения кам­пании фирма занимала 6%-ную долю рынка, которая выросла до 10% в ходе программы, упала до 5% сразу после ее окончания, а че­рез некоторое время поднялась до 7%. Это означает, что программа стимулирования, по всей вероятности, привлекла к товару новых по­купателей «на пробу» и обеспечила рост покупок со стороны уже су­ществующих клиентов. По окончании кампании сбыт упал, посколь­ку потребители некоторое время пользовались своими накопленными запасами. Конечная стабилизация с ростом до 7% свидетельствует о том, что фирма приобрела определенное количество новых пользова­телей своего товара. Если бы доля рынка марки стабилизировалась на уровне, который существовал до проведения кампании, это озна­чало бы, что программа стимулирования повлияла лишь на характер распределения спроса по времени, не затронув его общего уровня.

Данные о потребительской панели покажут, какие именно группы лиц откликнулись на программу стимулирования и как они стали вести себя после ее окончания. Когда необходимо получить дополни­тельную информацию, можно провести опросы потребителей, чтобы выяснить, многие ли из них припоминают кампанию стимулирова­ния, что они думали в момент ее проведения, многие ли воспользова­лись предлагавшимися выгодами, как сказалась она на их после­дующем покупательском поведении в части выбора марок. Меро­приятия по стимулированию сбыта можно оценивать и посредством проведения экспериментов, в ходе которых изменяют ценностную значимость стимула, длительность его действия и средства распро­странения информации о нем.

Ясно, что стимулирование сбыта играет важную роль в рамках комплекса продвижения. Его использование требует четкой поста­новки задач, выбора подходящих средств, разработки программ дей­ствий, предварительного опробования ее, претворения в жизнь, и оценки достигнутых результатов.[9]

2. Характеристика деятельности OOO«Осинский мясокомбинат» 2.1. Общая характеристика ООО «Осинский мясокомбинат»

Общество с ограниченной ответственностью «Осинский мясокомбинат» создано учредителем – Открытым акционерным обществом «Осинский молочный завод», находящимся по адресу: Российская Федерация, Пермская область, г. Оса, ул. Свердлова д. 44, в целях оперативного обеспечения деятельности акционерного общества и является дочерним по отношению к учредителю. ООО «Осинский мясокомбинат» действует на основании Устава (Приложение 1).

Место нахождения ООО «Осинский мясокомбинат»: Российская Федерация, Пермская область, г. Оса, ул. Южная д. 2

 Почтовый адрес: Пермская область, г. Оса, ул. Южная д. 2

Срок деятельности Общества не ограничен.

 Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения Общества.

Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.   

Общество строит свои взаимоотношения с основным Обществом на основании договора.

Основными видами деятельности являются:

–         Заготовка сельскохозяйственной продукции, ее переработка и реализация.

–         Производство и реализация товаров народного потребления, как продовольственного, так и промышленного ассортимента.

–         Оказание различных видов возмездных услуг.

–         Посредническая деятельность.

–         Торгово-закупочная деятельность.

Структура управления в ООО «Осинский мясокомбинат» представлена в Приложении 2,  организационная структура ООО «Осинский мясокомбинат» представлена в Приложении 3.

В данной дипломной работе мы более подробно остановимся на обязанностях заместителя директора по маркетингу, а также на торговом представителе и  оператору по реализации.

Директор по маркетингу должен знать о продукте практически всё, начиная со стадии производства и заканчивая запуском этого продукта на рынок. Следовательно, он должен обладать различными навыками: маркетолога, бренд-менеджера, менеджера по рекламе и др.

Задача директора по маркетингу — направлять организацию в сторону наиболее многообещающих возможностей. Ему необходимо осознавать понятие «прибыль» несколько шире, чем это подразумевает бухгалтерская трактовка. Прибыль от продаж, денежный поток, чистая текущая стоимость, возврат инвестиций, оборачиваемость активов и другие подобные показатели могут привести к катастрофическим последствиям, если их применять по любому поводу. Поэтому директору по маркетингу необходимо глубоко понять значимость портфелей товаров и рынков и связанных с ними политики.

Основные компетенции и должностные обязанности директора по маркетингу:

1.   Осуществлять разработку маркетинговой политики на предприятии на основе анализа потребительских свойств производимой продукции, прогнозирования потребительского спроса на продукцию предприятия, технических и иных потребительских качеств конкурирующей продукции.

2.   Обеспечивать участие отдела в составлении перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, определении новых рынков сбыта и новых потребителей продукции.

3.   Координировать деятельность всех функциональных подразделений по сбору и анализу коммерческо-экономической информации, созданию банка данных по маркетингу продукции предприятия (заявки на поставку, договоры на производство, наличие запасов, емкость рынка и т.п.).

4.   Организовывать изучение мнения потребителей о выпускаемой предприятием продукции, его влияния на сбыт продукции и подготовку предложений по повышению ее конкурентоспособности и качества.

5.   Осуществлять контроль за своевременным устранением недостатков, указанных в поступающих от потребителей рекламациях и претензиях, мотивацией определенного отношения потребителей к продукции предприятия.

6.   Организовывать разработку стратегии проведения рекламных мероприятий в средствах массовой информации с помощью наружной, световой, электронной, почтовой рекламы, рекламы на транспорте, участие в отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах для информирования потенциальных показателей и расширения рынков сбыта.

7.   Готовить предложения по формированию фирменного стиля предприятия и фирменного оформления рекламной продукции.

8.   Осуществлять методическое руководство дилерской службой и ее обеспечение всей необходимой технической и рекламной документацией.

9.   Участвовать совместно с другими отделами в разработке предложений и рекомендаций по изменению технических, экономических и других характеристик продукции с целью улучшения ее потребительских качеств и стимулирования сбыта.

10.            Обеспечивать руководство работой сервисных центров по гарантийному обслуживанию и ремонту продукции предприятия, готовит предложения по технически обоснованному планированию и производству запасных частей (по количеству и номенклатуре).

11.            Осуществлять надзор за правильность хранения, транспортировки и использования продукции.

12.            Руководить работниками отдела.[10]

Должностные обязанности торгового представителя:

1.   Разрабатывает стратегию и систему представления интересов предприятия на данном секторе рынка, определяет структуры системы, способы и модели управления системой.

2.   Собирает информацию, характеризующую конъюнктуру конкретного сектора рынка (спрос, предложение, цены, конкуренты, перспективные клиенты и потребители, пр.), анализирует тенденции развития секторов рынка, осуществляет оценку перспектив развития рынка.

3.   Планирует работу (посещения, встречи) с существующими клиентами, проводит с ними переговоры по сделкам купли-продажи, заключает договоры от имени предприятия.

4.   Оказывает консультационные и иные услуги клиентам (помощь в составлении спецификаций на товар, помощь в демонстрации товара, предоставление рыночной информации о спросе на товары, др.).

5.   Совершает сделки купли-продажи для предприятия, организует исполнение обязанностей по заключенным договорам (отгрузку/доставку товаров, расчеты, мерчандайзинг на торговых объектах, обеспечение должного уровня товарных запасов, др.).

6.   Осуществляет контроль за исполнением клиентами своих обязательств по договорам купли-продажи (своевременной оплатой, приемкой товаров, пр.), выявляет причины нарушения клиентами своих обязательств, принимает меры по их устранению и предупреждению.

7.   Проводит работу по выявлению и учету потенциальных покупателей (продавцов), изучает их потребности, консультирует по вопросам технических и потребительских характеристик товаров, организует для покупателей презентации товаров, иные рекламно-информационные акции (конференции, семинары, пр.), изучает деловую надежность новых клиентов.

8.   Ведет и поддерживает базу данных о клиентах (адреса, объемы закупок/продаж, деловая надежность, финансовая состоятельность, требования к товарам, претензии по исполнению договоров, пр.).

9.   Принимает участие в разработке маркетинговой стратегии и маркетинг-плана предприятия (по своему сектору рынка), участвует в конференциях, семинарах, совещаниях, проводимых руководством предприятия для торговых представителей.

10.            Составляет отчеты об уровне дистрибьюции товаров, объемах продаж, показателях продаж отдельных клиентов для применения поощрительных и стимулирующих систем работы с этими клиентами (предоставление особых скидок, реклама клиентов, пр.), составляет прогнозы дальнейшего развития данного сектора рынка.

11.            Обеспечивает сохранность оформляемой документации по заключенным договорам.

12.            Координирует работу мерчандайзеров, промоутеров (на торговых объектах клиентов), водителей, экспедиторов, пр.[11]

Должностные обязанности оператора по реализации.

1.  Принимает звонки Клиентов.

2.  Определяет тип Клиента («рыночник», «ключевой Клиент», «собственная точка», «розница», «региональный» и т.п.) и закрепление Клиента за конкретным Менеджером.

3.  В соответствии с принятой в Компании технологией и методикой лично принимает заказ у всех Клиентов, кроме ключевых и новых (позвонивших впервые и не имеющих закрепленного за ними Менеджера).

4.  Ключевых Клиентов переключает на соответствующего Менеджера. В случае отсутствия Менеджера, переключает на другого Менеджера по Ключевым Клиентам. Если в данную минуту нет ни одного доступного Менеджера по Ключевым Клиентам — переключает на Начальника Отдела оптового сбыта.

5.  Перед приемом заказа, проверяет по компьютеру наличие за данным Клиентом просроченной или сверхнормативной дебиторской задолженности. Заказ принимает только в случае отсутствия таковых.

6.  В случае наличия у Клиента просроченной или сверхнормативной задолженности, переключает его на закрепленного за ним Менеджера либо на Финансовую службу.

7.  Принимая заказ, обязательно обращает внимание Клиента на новый товар в ассортименте Компании, на особые позиции по указанию Руководства Коммерческой службы, а также напоминает ему о товаре, традиционном для данного Клиента (типа Клиентов). Никогда не заканчивает прием заказа не предложив Клиенту еще трех-четырех позиций сверх того, что он уже заказал.

8.  При необходимости, консультирует Клиента по оптимальному составлению ассортимента исходя при этом из специфики бизнеса данного Клиента и из стратегической нацеленности Компании на долгосрочное сотрудничество с данным Клиентом.

9.  В рамках условий, упомянутых в п. 8, а также с учетом качества существующей задолженности Клиента и его кредитной истории, стремится к максимальному размеру Заказа не только по объему, но и по ассортименту.

10. На основе действующих в Компании «правил и нормативов определяет размеры скидок (колонку прайс-листа).

11. В случае возникновения нестандартной ситуации, консультируется с Начальником соответствующего Отдела сбыта.

12. Принимая заказ, детально согласовывает с Клиентом ассортимент и сумму заказа, согласовывает время доставки, обязательное наличие в указанное время ответственных лиц Клиента, уполномоченных принимать товар, совершать (если необходимо) расчеты и подписывать нужные документы.

13. В случае запроса Клиентом (потенциальным Клиентом) справочной информации, касающейся ассортимента, цен, условий по доставке, сертификатного обеспечения и т.п. — предоставляет всю необходимую информацию. При необходимости обеспечивает отправку факса.[12]

    продолжение
–PAGE_BREAK–2.2 Анализ финансовой деятельности предприятия
Анализ финансовой деятельности предприятия начнем с рассмотрения результатов финансовых показателей от реализации продукции (см. тал. 1)

Таблица1.

Финансовые результаты от реализованной продукции

ООО «Осинский мясокомбинат» за 2005-2009 гг.

Наименование показателя

код

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

10

43319

42177

47651

62683

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

20

40260

40141

45713

66889

Валовая прибыль

29

3059

2036

1938

-4206

Управленческие расходы

40

2018

2027

2585

Прибыль (убыток) от продаж

50

1041

9

847

-4206

Прочие доходы и расходы

Прочие доходы

90

170

1

Прочие расходы

100

157

1

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

1054

9

647

-4206

Текущий налог на прибыль

150

253

2

Иные текущие обязательства

180

771

597

646

1574

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

30

590

1293

5780

По данным Госкомстата инфляции в Российской федерации За исследуемый период составила :

2005 — 10,9%

2006 — 9,0%

2007 — 11,9%

2008 — 13,3%[13]

Приведем данные представленные в таблице  1 к сопоставимым ценам и проведем анализ деятельности предприятия за период 2005-2008 гг. За базовый  принимаем 2005 год.  (См. таблица 2)

Рассмотрим такие основные показатели как  выручка (нетто) от продажи товаров и себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. На основании данных таблицы 1 и 2 построим графики динамики данных показателей (см. рис. 2,3.)

–PAGE_BREAK–2.3 Анализ сбытовой  деятельности на рынке мясной продукции в масштабах Российской Федерации и Пермского края

Среди продуктов питания, которые пользуются наибольшим спросом у россиян, мясные  изделия занимают четвертое место, уступая молочной продукции, овощам и фруктам, а также хлебобулочным изделиям.

Спрос на продукцию постоянно растет. Потребитель становится все более могущественной силой на отечественном рынке. Именно потребитель диктует правила  на рынке, определяя ассортимент и цены.

В частности, это ярко проявляется на рынке колбасных изделий и мясных деликатесов, который является  очень динамичным. Для него характерен более высокий уровень конкуренции, чем для других продовольственных рынков.

Производители колбасных изделий вынуждены работать в условиях, связанных с постоянным риском. С одной стороны, рынок колбасных изделий и мясных деликатесов очень зависим от предложений мясного сырья, а с  другой стороны, особенности мясного изделия как скоропортящегося продукта накладывают определенный отпечаток на характер его реализации в условиях потребления.  Сбыт  мясной продукции территориально ограничен  местом производства и регионами, к нему прилегающими.

Традиционно наиболее потребляемыми являются вареные и копченые колбасы, сосиски, сардельки. Колбасу можно считать своеобразным барометром благополучия населения. Во времена стабильности  и улучшения экономической  ситуации потребление колбасных изделий увеличивается, ухудшается положение в России – снижается спрос на колбасу. За годы существования отечественного колбасного производства складывалась определенная культура потребления колбас населением.

За последние годы отечественные производители мясных изделий стали использовать опыт конкурентов из-за рубежа и стали уделять больше внимания оформлению своей продукции. Стала использоваться красочная оболочка, позволяющая  увеличить сроки хранения, большое распространение получила штучная продукция (выпускаемая в стандартном весе). Это делает отечественную продукцию более конкурентоспособной.

Спрос на деликатесные изделия повышается, но все же еще не сложилась определенная культура потребления деликатесов, также потребитель не может расставить приоритеты среди основных производителей, он теряется в изобилии предлагаемых ему продуктов.

Еще недавно вопрос о том, нужно ли продвигать мясные продукты методами BTL (промоакции, мерчендайзинг), просто не стоял – мясо и так относится к товарам первой необходимости. С ростом конкуренции ситуация изменилась.

Специфика мясного рынка состоит в том, что многочисленные производители предлагают потребителям продукцию с одинаковыми названиями,  ассортимент крупных заводов превышает 300 наименований. В таких условиях очень важно дифференцировать свой товар на рынке. Решающим фактором при выборе мясопродуктов для потребителя при равенстве цены являются вкус и внешний вид. При обилии предложений схожей продукции наиболее эффективным методом продвижения являются мерчендайзинг и промоакции (дегустации и поощрение за покупку). Специфику продвижения диктует сам продукт, точнее его потребительские свойства: свежесть, внешний вид (срез). Для того, чтобы потребитель по достоинству оценил качество и вкус продукции и затратил для ее поиска в торговой точке минимум усилий, необходимо выделить нужный товар POS материалами, фирменным торговым оборудованием и поддерживать единые стандарты выкладки. Сильным средством по продвижению мясной продукции является работа с продавцами, так как 43% мужчин – покупателей спрашивают совета  у продавцов о качестве продукции.

В условиях жесткой конкуренции и насыщенности рынка  производители используют разную форму рекламной поддержки. Мелкие и средние производители отдают предпочтение продвижению в местах продаж, более крупные – рекламе на ТВ. Помимо этого для рекламы своей продукции производители прибегают к печатным СМИ. Производители сходятся во мнении, что элитные продуты не имеет смысла продвигать с помощью массовой ТВ-рекламы. Акцентом должны быть места продаж, где покупатель ближе всего находится к рекламируемому товару, соответствующие POS-материалы и, возможно, глянцевые журналы. Выбор конкретного канала продвижения или их комбинации зависит от комплексной стратегии вывода на рынок продукта или торговой марки.

И как же здесь не продвигать свою продукцию? Поскольку особенностью рынка колбасных изделий и мясных деликатесов является то, что большинство производителей сконцентрировали свое производство именно в среднем сегменте, ниша деликатесов пока является незаполненной. А рынок продолжает свой рост и появляются новые конкуренты.

Так, по опыту крупных игроков рынка, деятельность которых оказалась успешной по эффективному продвижению деликатесной продукции, можно выделить следующие мероприятия – это медиа каналы, к которым относятся телевидение, радио, места продаж, on-line, пресса, директ-маркетинг, Sales Promotion (BTL- программы, дегустации), связи с общественностью (организация конференций и презентация для партнеров и др.), наружная реклама, участие в выставках, специальные мероприятия, спонсорство. Эксперты в один голос уверяют, что сегодня для продвижения деликатесов неэффективно использовать каналы массовой рекламы, а основное внимание должно быть сосредоточено в местах продаж, на разработке и распространении POS-материалов, а также работе с глянцевыми журналами.

Можно прогнозировать, что перераспределение потребительских предпочтений по производителю и приверженность потребителей к новым видам  мясоколбасной продукции, произойдет  за счет активных маркетинговых действий и неординарных технологических решений.[15]
Основные игроки на рынке мясной продукции в Пермском крае.

ОАО «КЭЛМИ»является современным, активно развивающимся предприятием, хотя и известно своей продукцией уже 59 лет. На сегодняшний день Краснокамский мясокомбинат «КЭЛМИ» является одним из крупных в Пермской области мясоперерабатывающих комбинатов, выпускающим широкий ассортимент продукции из сырья, которое приобретается в основном в хозяйствах, находящихся в Пермской области, Удмуртии и Башкирии.

Возглавляет предприятие Дмитрий Владимирович Ким, и успехи комбината в немалой степени обусловлены его умелым руководством. Главную задачу Д.В. Ким определил как производство высококачественной продукции, и специалисты предприятия успешно справляются с поставленной задачей, о чем свидетельствуют многочисленные дипломы и награды, полученные на международных, межрегиональных и областных выставках и конкурсах.

Основная линейка продуктов ОАО «КЭЛМИ» — это колбасы и мясные деликатесы, приготовленные по ГОСТу, что является показателем качества продукции. Это же подтверждают многочисленные награды, полученные на краевых, межрегиональных и международных выставках и конкурсах[16].

На предприятии постоянно идут работы по техническому перевооружению цехов, внедрению новых технологий, а также по совершенствованию ассортимента мясных и колбасных изделий. На сегодняшний день на предприятии выпускается продукция для удовлетворения запросов всех слоев населения. Полуфабрикаты, пельмени, сосиски, вареные колбасы, полукопченые, варенокопченые и сырокопченые колбасы, мясные деликатесы  всего около двухсот наименований. [17]

ОАО «Пермский мясокомбинат»

На сегодняшний день Пермский мясокомбинат является одним из лидеров на рынке мясопереработки Прикамья, благодаря богатым традициям производства, профессиональным кадрам и выгодному географическому расположению.

Доля колбасной продукции Пермского мясокомбината в Перми составляет около 30 процентов, полуфабрикатов — 28 процентов.

За сутки комбинат вырабатывает  30-35 тонн колбасных изделий и около 20 тонн полуфабрикатов.

В ассортименте выпускаемой продукции мясокомбината около трехсот наименований. Многие из них отмечены дипломами и медалями конкурсов и выставок.

Очень серьезное внимание на предприятии уделяется оптимизации ассортимента. Комбинат стремится производить именно тот продукт, который хочет видеть покупатель. Для этого ассортимент планируется на основании маркетинговых исследований рынка и заявок магазинов, что и гарантирует выпуск конкурентоспособной продукции.

Летом 2005 года начат выпуск «Классической серии» вареных колбас для потребителей со средним уровнем доходов. Достоинством продукции этой серии является хорошее качество в сочетании с доступной ценой. За год объемы продаж колбас данной серии превысили 50 тонн в месяц.

На Пермском мясокомбинате уделяется много внимания модернизации производства и обновлению оборудования.

С 2000 года активно развивается производство полуфабрикатов. Для успешного развития этого направления на предприятии работает итальянская линия по изготовлению пельменей. Установлена камера шоковой заморозки, позволяющая сохранить вкусовые качества, быстро заморозив полуфабрикаты. В 2003 году комбинат приобрел еще один льдогенератор, вырабатывающий чешуйчатый лед, который используется льда вместо воды и улучшает вкусовые качества продуктов.

Осенью 2006 года планируется запуск нового производственного модуля для выпуска колбасных изделий. Это позволит увеличить объемы выпуска продукции и существенно улучшит качество.

При производстве мясных полуфабрикатов «Пермский мясокомбинат» используется только свежее охлажденное мясо, что позволяет сохранить все питательные свойства уже в готовом продукте.

Мясокомбинат закупает только лучшее сырье от надежных производителей и осуществляет жесткий контроль качества на всех этапах производства.

Для того чтобы качество продукции было безупречным, на предприятии работают высококвалифицированные специалисты и стабильный, добросовестный коллектив.

Установление добрых партнёрских отношений с торговлей  одно из главных направлений деятельности Пермского мясокомбината. Особое внимание уделяется качеству обслуживания всех покупателей.[18]

ООО «Мясокомбинат «Кунгурский»

До недавнего времени комбинат был рядовым предприятием районного масштаба, которое выпускало до 4 тонн продукции в сутки, последние 6 лет комбинат стремительно развивается. Возглавляет его генеральный директор Куренев Сергей Александрович. Современные формы управления производством, стабильность качества продукции, постоянное усовершенствование технологий, как в производстве, так и в управлении позволили стать комбинату безусловным лидером мясоперерабатывающей отрасли в Пермском крае. На долю комбината приходится более половины объема реализации всех мясопродуктов. По итогам 2005 года выручка от реализации продукции выросла на 22% и составили 1,4 млрд рублей. Объем производства вырос на 11% по сравнению с 2004 годом. Основные фонды предприятия обновились на 98%, была проведена полная реконструкция. Только в 2005 году на модернизацию производства было направлено 34 млн.руб. В 2005 году закончилась реконструкция цеха обвалки и цеха полуфабрикатов.

На сегодняшний день комбинат «Кунгурский» оснащен таким высокотехнологическим оборудованием, какое может позволить себе далеко не каждое предприятие. Это оборудование лучших западных фирм Германии и Италии, позволяющее выпускать до 80 тонн продукции в сутки. Занимать лидирующие позиции на рынке Прикамья комбинату позволяет и использование в производстве только качественного отечественного сырья от лучших поставщиков.

Сегодня продукция комбината «Кунгурский» реализуется на территории всего Пермского края. Комбинат имеет два крупных представительства в Перми и Соликамске. Доставка продукции осуществляется собственным транспортом комбината, оборудованным холодильными установками.

Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает около 180 наименований: это колбасы вареные и копченые, сервелаты, ветчины, сосиски, сардельки, деликатесы из говядины и свинины, полуфабрикаты.

Последние новинки комбината в канут дачного сезона, сезона отдыха и отпусков шашлык свиной «По-уральски» и купаты «Домашние». А уже знакомые и любимые деликатесы и сосиски фасуются в вакуумную упаковку, что позволяет сохранить свежесть и вкусовые качества продукта в течение более длительного срока.

Продукция предприятия была отмечена многочисленными медалями и дипломами различных международных и отечественных выставок, что еще больше подтверждает конкурентоспособность продукции мясокомбината «Кунгурский» на рынке Пермского края.

Основными принципами в работе с оптовиками и дистрибьюторами являются: оперативность в работе, профессионализм персонала и четко организованная работа на установление и развитие долгосрочного партнерства. Что касается розничной торговли, то круг наших клиентов достаточно широк: от небольших областных магазинчиков до сетевых супермаркетов.

Кроме развития производства большое внимание уделяется социальным вопросам. Проведен капитальный ремонт бытовых помещений, оборудованы помещения для мастеров, технологов, механиков колбасного цеха, отремонтирован административный корпус для инженерно-технической службы. Имеется медпункт. Большой популярностью у работников комбината пользуется столовая, предлагающая широкий ассортимент недорогих, вкусных блюд. Приходящие на комбинат работники единодушно отмечают высокий уровень культуры производства. Очень важно, что у нас никогда не бывает задержек с выплатой заработной платы.

Кадровой политике на предприятии уделяется особое внимание. Все работники мясокомбината  от рабочих до главных специалистов  проходят отбор по образовательному уровню, профессиональному мастерству, стажу работы по профилю, возрастным категориям. Абсолютно все руководители высшего и среднего звена на предприятии имеют высшее специальное образование.

Сегодня комбинат с уверенностью смотрит в будущее. В перспективах развития увеличение объемов выпускаемой продукции, расширение ассортимента во всех ценовых категориях, дальнейшая модернизация производства, а также освоение новых рынков сбыта.[19]

    продолжение
–PAGE_BREAK–2.4 Оценка результатов сбытовой деятельности в рамках рынка Пермского края
Для анализа сбытовой деятельности ООО «Осинския мясокомбинат» приведем статистические данные  производства мясной продукции в Пермском крае в целом (табл. 3), а также рассмотрим динамику индекса потребительских цен (табл. 4) и средние потребительские цены на мясную продукции. (табл.5).

Таблица 3.

Продажа продукции производственно-технического назначения

и потребительских товаров организациями оптовой торговли

Пермского края[20]

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Продовольственные товары

Мясо и птица, т

1598,3

2347,2

11273,3

20192,4

20665,8

19204,6

Колбасные изделия, т

31,6

2479,7

13883,3

12594,2

15731,6

12083,3

Мясные консервы, тыс. усл. банок

1273,9

2404,3

838,0

155,5

479,1

569,1

Таблица 4.

Индексы потребительских цен

на отдельные группы продовольственных товаров

в Пермском крае за 2003-2008 гг.

(декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)[21]

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Продовольственные товары

112,98

112,37

107,74

108,19

120
,
21

118,08

Мясо и птица

109,58

117,22

121,18

105,55

107,92

123,02

Колбасные изделия и копчености

104,41

126,44

113,92

107,28

100,35

121,48

Мясные консервы

104,94

120,77

110,63

109,95

112,75

121,18

Таблица 5.

Средние потребительские цены

на отдельные виды продовольственных товаров

в Пермском крае за 2003-2008 гг

(на конец года; рублей за килограмм)[22]

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Говядина (кроме бескостного мяса)

73,44

89,24

109,95

124,05

132,42

164,41

Свинина (кроме бескостного мяса)

91,20

108,87

130,98

148,30

152,45

189,70

Колбаса вареная высшего сорта

90,94

127,10

145,06

153,63

170,94

212,06

Говядина, свинина тушеная консервированная, 350г

30,52

36,86

40,77

44,83

50,55

57,73

Данные по производству продукции ООО «Осинский мясокомбинат» приведены в таблице 6.

Таблица 6.

Производство продукции ООО «Осинский мясокомбинат»

Показатели

2004г.

2005г.

2005г в % к 2004г

Копчености, т.

2,0

2,0

100

Колбасы п/к, т.

16,0

9,0

56

Колбасы вареные, т.

45,0

41,0

91

Сардельки, т.

24,0

24,0

100

Полуфабрикаты, т.

184,0

65,0

35

Мясо, т.

611,0

575,0

94

Субпродукты, т.

108,0

83,0

76

Приведем сравнение имеющихся данных по ООО «Осинский мясокомбинат» с показателями производства мясной продукции Пермского края (табл. 7)

Таблица 7.

Сравнительный анализ выпуска мясной продукции

Показатели

2004г.

2005г.

Колбасные изделия и копчености, т. ООО «Осинский мясокомбинат

379

224

Колбасные изделия, т.,  Пермский край

2479,7

13883,3

% в общем выпуске

15,3

1,6

Мясо, т. ООО «Осинский мясокомбинат

611

575

Мясо, т., Пермский край

2347,2

11273,3

% в общем выпуске

26,0

5,1

Как мы видим, если в 2004 году доля ООО «Осинский мясокомбинат» в выпуске колбасных изделий занимала 15,3%, то в 2005 году она снизилась до 1,6%. Аналогичное снижение мы наблюдаем и в производстве мяса. Если в 2004 году доля выпуска составляла 26,0%, то в 2005 году произошло резкое снижение до 5,1%.

Все это свидетельствует о выходе на рынок Пермского края сильных предприятий, завоевавших рынок мясной продукции.

    продолжение
–PAGE_BREAK–3 Совершенствование сбытовой деятельности 3.1 Расширение каналов сбыта предприятия
В настоящее время сбыт организован не достаточно четко. Однако, несмотря на тяжелые рыночные условия и нехватку денежных средств предприятие имеет постоянных клиентов в пределах области и ищет их за пределами.

Сбыт осуществляется несколькими путями.

Первый, через свою фирменную сеть. Есть 2 торговые точки, принадлежащих ООО «Осинский мясокомбинат», через которые идет розничная реализация.

Второй способ, когда покупатели дают заявки, сами приезжают и покупают продукцию.

Третий способ, когда существуют определенные договора с магазинами, они по мере надобности дают заявки в отдел сбыта, составляется план поставок. Снаряжаются машины, которые снабжаются планами поставки и развозят продукцию по магазинам города. При этом магазины требуют очень большого ассортимента продукции, получается так, что каждого вида изделия берут понемногу, но в большом ассортименте, составляют наиболее оптимальный маршрут движения машины с целью экономии ГСМ.

Многие магазины сразу расплачиваются наличными. Кроме того с магазинами и другими покупателями могут производиться безналичные расчеты. Но это опасно задержками выплат за продукцию, поэтому стараются отпускать продукцию с полной предоплатой. Для этого работают с наиболее надежными клиентами, то есть договора заключаются выборочно.

Изучению покупательского спроса продукции способствует развитие фирменной торговой сети. Продавая значительную часть продукции через свои магазины, намного ускорятся оборот денежных средств, получаемых от реализации. На сегодняшний день одна из основных задач торговли – получать прибыль за счет увеличения товарооборота, а не путем завышения торговых наценок.

Специалисты предприятия постоянно работают над расширением ассортимента выпускаемой продукции.

В общем виде имеющиеся в настоящее время каналы сбыта можно представить в виде следующей схемы:

Первый канал распределения продукции можно представить в следующем  виде (рис. 4.)

Рис.4. Распределение произведенной продукции в собственные розничные магазины

  Второй канал распределения продукции имеет следующий вид (рис. 5).

Рис. 5. Распределения произведенной продукции через сеть розничных магазинов г.Оса

В настоящее время сбыт готовой продукции предприятием ведется только двумя этими каналами распределения. Предложения по улучшению и повышению эффективности будут приведены ниже.

3.2 Повышение эффективности имеющихся каналов сбыта, за счет оптимизации логистических издержек
Материальный поток, двигаясь от первичного источника сы­рья через цепь производственных, транспортных и посредниче­ских звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличива­ется в стоимости. Проведенные исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока  (рис. 6).

Рис. 6.  Структура стоимости  товара  на пути  от  первичного  источника   сырья  до  конечного  потребителя  с выделением   элемента   логистики

Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономических показате­лей субъектов хозяйствования содержит оптимизация управле­ния материальными потоками.

Рассмотрим главные слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материаль­ными потоками. В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:

— снизить запасы на всем пути движения материального по­тока;

— сократить время прохождения товаров по логистической цепи;

— снизить транспортные расходы;

— сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материально­го потока.

Высокая значимость оптимизации запасов объясняется    следующим:

— в общей структуре издержек на логистику расходы на со­держание запасов составляют более 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров;

— большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов пред­приятий);

— в производстве расходы по содержанию запасов составля­ют до 25 — 30% от общего объема издержек.

Сокращение запасов при использовании логистики обеспечи­вается  за счет высокой степени согласованности действий участ­ников логистических процессов, повышения надежности поста­вок, рациональности распределения запасов, а также по ряду других причин.

Следующая составляющая экономического эффекта от при­менения логистики образуется за счет сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. Сегодня в общих за­тратах времени, отводимых на складирование, производствен­ные операции и доставку, затраты времени на собственно про­изводство составляют в среднем от двух до пяти процентов.

Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позво­ляет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно уве­личить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себе­стоимость продукции.

Экономический эффект от применения логистики возникает также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели ис­пользования транспорта.

Логистический подход, как уже отмечалось, предполагает высокую степень согласованности участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. Применение однотипных средств механизации, одинаковой  тары, использование аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи образуют следующую составляющую экономического эффекта от приме­нения логистики – сокращение затрат ручного труда и соот­ветствующих расходов на операции с грузом.

Логистический подход создает также условия для улучшения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая организа­ция, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается   управляемость.

Совокупный экономический эффект от использования логи­стики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем так называемых интегративных свойств, то есть качеств, которые присущи всей систе­ме в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдель­ности.[23]

Далее мы рассмотрим пути логистической оптимизации, которые можно применить в ООО «Осинский мясокомбинат».

Применение  логистического подхода к управлению материальными потоками процесс доведения продукции ООО «Осинский мясокомбинат»  от завода-изготовителя до ма­газинов розничной торговой сети. На рис. 7. изображены три категории участников этого процесса: завод, оптовая база и сеть продовольственных магазинов.

Второй способ, когда покупатели дают заявки, сами приезжают и покупают продукцию.

 

Рис. 7. Принципиальная схема движения продукции  ООО «Осинский мясокомбинат»  до розничных магазинов Пермского края и соседних областей
Оптовая база 1 ориентирована на поставки продукции ООО «Осинский мясокомбинат»  в магазины Пермского края.

Оптовая база 2 ориентирована на поставки продукции ООО «Осинский мясокомбинат»  в магазины Пермского края.

Оптовая база 3 ориентирована на поставки продукции ООО «Осинский мясокомбинат»  в магазины соседних областей.

Процесс доведения продукции ООО «Осинский мясокомбинат»  от завода-изготовителя до ма­газинов розничной торговой сети г. Оса, можно представить в виде следующей схемы  (рис.8.)

     

Рис. 8.  Принципиальная схема движения продукции  ООО «Осинский мясокомбинат»  до розничных магазинов г. Оса
Логистическая оптимизация материального потока, предложенная нами, в случае использования ее на предприятии  позволя­ет снизить совокупные затраты на товародвижение.

    продолжение
–PAGE_BREAK–4. Правовые основы деятельности ООО «Осинский мясокомбинат»

Осуществляемые ООО «Осинский мясокомбинат»  виды деятельности подлежат обязательной сертификации в соответствии Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5151-I “О сертификации продукции и услуг”, Законом Российской Федерации «О ветеринарии», а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации», от 6 мая 1994 г. N 485 «О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств индивидуальной и коллективной защиты» Постановлением Госстандарта РФ от 23 февраля 1998 г. N 5утверждена Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация” (далее — Номенклатура).

Обязательная сертификация работ и услуг осуществляется по требованиям, направленным на безопасность жизни, здоровья людей и охраны окружающей среды, установленным в законодательных актах или стандартах Российской Федерации.

К основным нормативным документам, регламентирующим деятельность по сертификации, относятся:

Правила по проведению сертификации в Российской Федерации — утверждены Постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г. N3;

Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации—
утвержден Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. N14;

Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации — утверждены постановлением Госстандарта РФ от 5 августа 1997 г. N 17

Основные положения и порядок сертификации услуг 
— утверждено Постановлением Госстандарта России от 1 декабря 1993 г. N24, РОСС RU.0001.010006 от 27.09.94;

Постановление Правительства Российской Федерации о номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации от 13 августа 1997 г. № 1013;

Номенклатура подлежащих обязательной сертификации объектов, в отношении которых законами и стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителей и охрану окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителя  —
введено Постановлением Госстандарта России № 5 от 23 февраля 1998 г. и зарегистрирована в Минюсте РФ за № РОСС RU.0001.010132 от 24.03.98 г.;

ГОСТ Р 40.001-95 Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации;

ГОСТ Р 51000.3-96 Общие требования к испытательным лабораториям;

ГОСТ Р 51000.5-96 Общие требования к органам по сертификации продукции и услуг;

ГОСТ Р ИСО 9001-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании;

ГОСТ Р ИСО 9002-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании;

ГОСТ Р ИСО 9003-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции;

Пищевая продукция, подлежащая обязательной сертификации в рамках группы однородной продукции, подразделяется на продукцию с гарантированным сроком годности до одного месяца (скоропортящаяся) и более одного месяца (длительного хранения), что влияет на выбор схемы сертификации.

Предприятия, производящие продукцию мясной промышленности, подлежатобязательной сертификации, должны иметь санитарно — эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам вида деятельности  и заключение государственной пожарной инспекции.

Необходимым условием для выдачи сертификата соответствия на партию продукции мясной промышленности является наличие ветеринарного свидетельства, а на серийно вырабатываемую продукцию — наличие ветеринарного заключения (акта или регистрационного ветеринарного удостоверения), выданные государственной ветеринарной службой.

Основные документы, регламентирующие деятельность предприятий в получении гигиенического заключения.

Санитарные правила для предприятий мясной промышленности — N 3238—85 МЗ СССР.

Санитарные и ветеринарные требования к Проектированию предприятий мясной промышленности-01.07.77 МЗ СССР.

Методические указания по осуществлению государственного надзора за мясоперерабатывающими предприятиями — N 4086—86 МЗ СССР.

Инструкция по мойке и профилактической дезинфекции на предприятиях мясной и птицеперерабатывающей промышленности-16.04.70 МЗ СССР.

Хранение пищевой продукции

Для регистрации и разрешения складирования пищевой продукции необходимо представить в соответствующий орган стандартный перечень документов:

Учредительные документы (Устав или Положение, Регистрационное свидетельство).

Договор об аренде, или свидетельство о праве собственности на площади.

Документ территориальной службы Госсанэпиднадзора о санитарно-гигиеническом состоянии производства (гигиенический паспорт).

Перечень товаров, которые предполагается хранить на складе.

Штатное расписание предприятия и личные медицинские книжки сотрудников, имеющие непосредственный контакт с пищевыми продуктами.

План схема производственного помещения.

Ветеринарное свидетельствона право хранения продукции животноводства. Выдается согласно письму зам. Главного государственного врача ветеринарного инспектора Российской Федерации В. Селиверстова от 04.01.96 г. N 11-7/413 а.

Заключение государственной пожарной инспекции. Выдается в соответствии Федеральным законом от 21.12.94 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

    продолжение
–PAGE_BREAK–