Развитие сенсорных эталонов предметов окружающей действительности у детей 7-го года жизни, страдающих косоглазием и амблиопией

Выпускная квалификационная работа
По дисциплине:
Специальная коррекционная дошкольнаяпедагогика
На тему:
Развитие сенсорных эталоновпредметов окружающей действительности у детей 7-го года жизни, страдающихкосоглазием и амблиопией
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основыобучения зрительному восприятию (компенсаторные функции)
§1. Анализ исследований по проблеме
§2.Развитие сенсорных эталонов удетей 7-го года жизни нормально видящих
§3.Особенности развития сенсорныхэталонов у детей 7-го года жизни с нарушение зрения
Глава 2. Методические основы обучения
§1. Анализ программы по данномуразделу
§2. Особенности коррекционной работыпо развитию сенсорных эталонов у детей 7-го года жизни с нарушением зрения вдидактических играх и упражнениях
Глава 3. Практическая часть
§1. Констатирующий эксперимент
§2. Формирующий эксперимент
§3. Контрольный эксперимент. Выводы
Заключение
Приложение
Список литературы
Введение
 
Объектомисследования является процесс познания и развития сенсорных эталонов у детей снарушением зрения седьмого года жизни.
Предметом исследования являются дидактическиеигры и задания, как эффективное средство в развитии сенсорных эталонов удошкольников, имеющих нарушения зрения.
Гипотеза: игры и упражнения могут бытьэффективными средствами познания сенсорных эталонов при соблюдении следующихпедагогических условий: системности, создания интереса у слабовидящих, отбора инаписания специальных игр и упражнений, специфического дидактического материалас учетом зрительных нарушений, методов и приемов, обеспечивающих стимуляциюдетей к самостоятельной деятельности, учета психических, возрастныхособенностей, индивидуального подхода, подбора адаптивных игр для детей снарушением зрения.
Цели:
1) выявить эффективностьигр, игровых заданий в формировании сенсорных эталонов;
2) разработать системуигр и упражнений для детей 7-го года жизни с нарушением зрения.
Задачи:
1)  изучить и проанализироватьпсихолого–педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования,изучить проблему исследования;
2)  спланировать систему коррекционнойработы с использованием дидактических игр и упражнений для детей с нарушениемзрения 7-го года жизни, направленную на формирование сенсорных эталонов;
3)  отобрать эффективные методы и приемыруководства играми в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми снарушением зрения 7-го года жизни для познания и развития сенсорных эталонов;
4)  проанализировать эффективностьрезультатов работы в ходе проведения дидактических игр и упражнений дляразвития сенсорных эталонов с детьми 7-го года жизни с нарушением зрения.

Глава 1. Теоретическиеосновы обучения зрительному восприятию (компенсаторные функции)
 
§1. Анализисследований по проблеме
Процессы компенсацииразвиваются постепенно и имеют определенные стадии, характеризующиеся особымсоставом и своеобразием системного строения, функций. Для начала раскроемособенности использования сохранных анализаторов детьми с нарушением зрения длявыяснения их компенсаторного значения.
Слуховой анализатор
У человека слуховойанализатор является одной из главных сенсорных систем. Воспроизводя звук,человек ориентируется в окружающей среде, общается с другими людьми, обмениваетсяопытом в учебной, игровой, трудовой деятельности. Слуховой анализатор состоитиз наружного, внутреннего и среднего уха.
Слуховое представлениеформируется так же, как и у нормально видящих, воспроизведение продуктивноговоображения. Формирование имеет некоторое своеобразие, которое обусловлено иличастичным выключением зрения, так во время освоения новых предметных действий иразвития пространственно-двигательной ориентировки при опоре на слуховоевосприятие, можно сформировать различные представления. Поскольку слепые детилишены возможности усваивать навыки и действия путем подражания сиспользованием зрительного анализатора, то лишь слово и осязание могутспособствовать формированию представлений. Важную роль в развитии слуховыхпредставлений имеет процесс овладения предметной деятельности с опорой на речь,на принятый ребенком мотив.
Осязание
Раздражение тактильныхрецепторов дает два основных вида ощущений – прикосновения и давления.
Ощущение прикосновенияили давления возникают в том случае, если механический раздражитель вызываетдеформацию. Кожные тактильные рецепторы представлены в коже в виде мозаическиразбросанных чувствительных точек, плотность распределения которых в разныхучастках кожи различна. Наибольшей тактильной чувствительностью обладаютповерхности кончика языка, ладоней, носа, шеи. В результате соприкосновениятактильных раздражителей с рецепторами в мозгу человека возникает ощущениеприкосновения, отражающее многообразие свойств и признаков предметов:плотность, гладкость, шероховатость, упругость, форму и т. д. Развитиетактильной чувствительности может компенсировать дефекты зрения. Благодарятактильной чувствительности слепые воспринимают форму, размеры, фактурупредметов. Используя точечный шрифт и рельефные изображения, можно добитьсяособого эффекта. Осязательные подражания взрослым при действии с предметамивоссоздает образность предметного мира у слепых детей, обогащает их опыт длясамостоятельного обучения предметным действиям и на его основе – использованиепрошлого опыта. При формировании представлений важно учитывать такие видыкожной чувствительности, как тактильную и температурную, болевую ивибрационную. Использование всех видов кожной чувствительности расширяет,обогащает объем представлений, их образность о предметах, явлениях,взаимосвязях. Знакомство детей с этими видами кожной чувствительности иформируемые на их основе представления имеет не только познавательной значение,но и важное значение для сохранения здоровья детей.
Вкусовые представления
Специфические вкусовыепредставления формируются с возрастом у незрячих и слабовидящих так же, как и унормально видящих. Вкусовые представления возникают при воздействии пищи наразные чувствительные образования вкусового анализатора. Вкусовые представленияформируются на основе вкусового восприятия, контраста и образца. Вкусовыепредставления повержены индивидуальным колебаниям. На вкусовые представлениявлияют: голод, гипоксия, освещение, температурные факторы, некоторыезаболевания, токсические и лекарственные средства. При формировании вкусовыхпредставлений дети должны знать о существовании четырех видов вкусовых веществ(горьких, кислых, сладких и соленых).
Обонятельныепредставления
Обонятельныепредставления у детей с нарушением зрения играют большую роль в ихжизнедеятельности. Слепой, пользуясь обонянием воспринимает самые разнообразныезапахи и комплексы запахов, как сигнал о событиях, происходящих вокруг него. Втечении всей жизни слепой и слабовидящий учатся различению запахов, чтоформирует образы представлений, которые затем используются для разного родаумозаключений. Наблюдения за слепыми детьми и анализ самонаблюденийСкороходовой, показывают, что незрячие по запаху могут определить знакомогочеловека, находят необходимые предметы. У детей с глубокими нарушениями зренияс самого раннего возраста обоняние играет большую роль в познании внешнегомира, чем у зрячих. На формирование обонятельных представлений оказываютвлияние разные факторы: освещение, возраст, лекарственные средства. Важнознать, что запахи влияют на работоспособность, облик веществ, сосудистую инервную системы.
Как показали исследования М.И. Земцовой, Л.А.Новиковой, А.Г. Литвика и Л.И. Солнцевой, на разных стадиях онтогенеза имеютсяразные сензитивные периоды формирования процессов компенсации. Это имеет важноезначение для организации обучения и воспитания на разных возрастных этапах.
Разносторонние клинические и психологическиеисследования дают основание считать, что применение в процессе обучения ивоспитания детей компенсаторных функций сохранных анализаторов идифференцированного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностейпозволяет компенсировать или коррекционировать обнаруженные недостаткиразвития.
§2. Развитие сенсорныхэталонов у детей 7-го года жизни нормально видящих
Сенсорное развитиеребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешнихсвойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. А также запахе, вкусе и т.д. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен длясовершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений обокружающем мире. Выдающиеся педагоги и психологи в области дошкольнойпедагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а так же известныепредставители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева,А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и т.д.) справедливо считали, чтосенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорногоразвития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, содной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, сдругой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятиенеобходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многихдругих видов деятельности.
С восприятия предметов иявлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания –запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия,являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитиеневозможно без опоры на полноценное восприятие.
Овладение знаниями иумениями во всех видах деятельности в детском саду требует постоянного вниманияк внешним свойствам предметов, их учета и использования. В обучении рисованию ребенокдолжен достаточно уловить свойства предмета. В конструировании требуетсяисследование формы предмета, его строения. Формирование элементарныхматематических представлений предполагает знакомство с геометрическими формамии их разнообразием, сравнение предметов по величине. При усвоении грамотыогромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевыхзвуков – и зрительное восприятие начертания букв. Без постоянной ориентировкиво внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления оявлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.
Готовность ребенка кшкольному обучению в значительной степени зависит от его сенсорного развития.Исследования отечественных педагогов показали, что значительная частьтрудностей, возникающих в первом классе, связана с недостаточной точностью игибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, впостроении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда.Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятияхфизической культуры.
Значение сенсорногоразвития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикойдошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективныхсредств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направлениесенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Большое значение всенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорныхэталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качествесенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлотеи насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины –метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (этофонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои – во вкусовом,обонятельном восприятии.
Усвоение сенсорныхэталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся дошкольнымвозрастом. Усвоить сенсорные эталоны – это вовсе не значит научиться правильноназывать то или оное свойство. Необходимо иметь четкие представления аразновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такимипредставлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов всамых различных ситуациях.
В каждом возрасте передсенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звеносенсорной культуры.
Начиная с трех лет,основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их собщепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Сенсорными эталонами вобласти восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цветаспектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) иахроматические цвета – белый, серый, черный.
Хроматические цветарасположены в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому взависимости от длины световой волны. Смешение двух цветов, лежащих в спектре неподряд, дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов –оттенок. Хроматические цвета делятся на две группы – теплых (от красного дожелтого) и холодных оттенков (от зеленого до фиолетового). Каждый хроматическийцвет или оттенок цветового тона имеет определенную светлоту и насыщенность.Светлота – это степень его чистоты, то есть примеси к данному цвету серогоцвета той же светлоты.
Вначале у детейформируются представления о хроматических цветах, белом и черном цвете,создаются условия, способствующие усвоению названий цветов. Знакомство с оттенкамидает возможность сопоставить светло — синий и голубой цвета, установив ихразличие. А усвоение спектральной последовательности позволяет определитьголубой цвет, как находящий между зеленым и синим.
Эталонами формы служатгеометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорнойкультуры отличается от математических представлений. Усвоение эталоновпредполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом,треугольником. Позднее может быть введена трапеция. Однако во всех случаяхимеется в виду умение узнавать соответствующую форму, называть ее и действоватьс нею, а не производить ее анализ. Важное значение имеет вопрос оцелесообразности использовании при обучении детей в качестве эталоновплоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются болееобобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную длявосприятия сторону формы предмета – его контур и могут быть использованы вкачестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов.
Особый характер носятэталоны величины. Поскольку величина – относительное свойство, ее точноеопределение производиться при помощи условных мер. Отличие этих мер отгеометрических форм состоит именно в их условности. Усвоение системы и способових использования – особая задача.
Величина предмета обычноустанавливается в зависимости от места, занимаемого им ряду однородныхпредметов. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представленияоб отношениях по величине между предмета, обозначаемые словами, указывающими наместо предмета в ряду других. Сначала дошкольников знакомят с основнымиобразцами, а позднее – с их разновидностями. В процессе воспитания лучше, еслидетям предлагается задания, направленные на сопоставление разных эталонов междусобой, подбор одинаковых, закрепление каждого элемента в памяти. В моментдействий с эталонами от дошкольников требуется запоминание и использование ихназваний. Это закрепляет представления о каждом эталоне и дает возможностьвыполнять действия по словесной инструкции.
Знакомство с каждым ихвидов эталонов имеет свои особенности, так как с разными свойствами предметовмогут быть организованы разный действия. Дети лучше запоминают цвета спектра иособенно их оттенки, если получали их самостоятельно. Знакомя детей сгеометрическими формами и их разновидностями, педагог обучает их приемуобведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, атакже сопоставлению фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Формированиюпредставлений о величине способствуют выстраивание предметов в ряды убывающейили нарастающей величины. При этом сначала ребенок ориентируется на общую формуобразца, а потом начинает осознавать отношения между элементами.
Представления оразновидностях цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети усваивают,становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов приобследовании разнообразных предметов. Дошкольников учат группировать предметы,различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далеевырабатывают умение группировать предметы, имеющие одинаковый цвет,представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход квыделению и узнаванию оттенков.
Более сложным являетсяобучение детей обследованию формы предметов. Прежде всего, возникаетнеобходимость отделить геометрические фигуры от других предметов, придать имзначение образцов. Затем осуществляется переход к словесному обозначению формыпредметов.
При обследованиипредметов детей обучают правильной последовательности осмотра по определеннойсхеме.
При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера. Длясовершенствования глазомера необходимо учить детей решению все более сложныхглазомерных задач.
Особые трудности длядетского воспитания возникают в тех случаях, когда требуется оценить сочетаниецветов, форм, величин, составляющие сложную структуру.
Восприятие сочетаний,связанное с выделение элементов, из которых они состоят, и связей междуэлементами, называется аналитическим.
Недостаточно уметь точновоспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусстванаходятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенка нужно учить обследоватьэти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовыхтонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных.
Глубокое восприятие формыпредполагает умение зрительно раздробить предмет на отдельные элементы,соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определить соотношениеэтих элементов между собой.
Аналитическое восприятиевеличины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а свыделением разных измерений величины предмета – длины, ширины, высоты. Поэтомуправильным путем является сопоставление предметов по данным измерениям. Приэтом нельзя забывать, что сами измерения предмета носят относительный характер:их определение зависит от его положения в пространстве.
Знание процесса развитиясенсорных эталонов у нормально видящих детей 7-го года жизни необходимо длявыявления отклонений и определения направления коррекционно–воспитательной работыс детьми 7-го года жизни с нарушением зрения.
§3. Особенностиразвития сенсорных эталонов у детей 7-го года жизни с нарушением зрения
Основным признакомпредмета, его сенсорным содержанием является форма. Физиологическиеисследования по восприятию предметов детьми свидетельствуют, что воспринимаемыйпредмет состоит из признаков неодинаковой физиологической силы.
В форме дети ищуткачества и свойства, характеризующие предмет. Трудности визуального восприятиядетьми элементов и геометрических параметров формы осложняют понимание средствнаглядности, формирование соответствующего образа о предмете.
На зрительное восприятиеформы предмета влияют величина предмета, расстояние до глаз, освещенность ит.п. Познание формы предполагает активизацию смыслового восприятия,формирование представлений и развитие мышления.
Важным условием длявосприятия величины предметов является возможность одновременного обозрения их.У слабовидящих детей наблюдаются нарушение двигательных функций глаза,нистагмоидные движения. Недоразвитие или нарушение функций двигательногоаппарата глаза при неполноценном зрении затрудняет восприятие предметов иизображений, а также глазомерную оценку пропорций, протяженности, расстояний.Глазодвигательные функции могут развиваться и совершенствоваться за счетобразования более сложных системных связей между оптическими и двигательнымикомпонентами глаза.
Важными информативнымипризнаками в предметах и изображениях являются цвет и контрастность. Наличиецветового зрения играет большую роль в опознании предметов, позволяет различатьдетали. У слабовидящих детей ослаблено восприятие красного, зеленого и синегоцветов. Нарушения могут быть компенсированы путем усиления насыщенности и яркостицветовых тонов в предметах. Ряд исследований отмечают у слабовидящих детейнарушение дифференцированной чувствительности контрастности. В связи с этим ониплохо соотносят цветовые изображения с предметами и явлениями окружающейдействительности.
Более полно онихарактеризуют многоцветные изображения. Это связано с тем, что нарушениецветовосприятия компенсируются сохранностью других цветоразличительных функций.
Восприятие движения – этоотражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве.Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетическийанализаторы. С помощью зрения информация о движении объектов получается прификсированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. Восприятиедвижения затрудняют нарушение остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных идругих функций зрительной системы.
В этой связи возникаетнеобходимость формирования у слабовидящих детей приемов и способов восприятиядвижений, опирающиеся на зрительные, слуховые, тактильные, кинестетические идругие сенсорные функции с учетом особенностей процесса развития сенсорныхэталонов у слабовидящих детей.

Глава 2. Методическиеосновы обучения
 
§1. Анализ программыпо данному разделу«Программа специального (коррекционного) образованияучреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)»Ознакомление с окружающим.
Дети с нарушением зрения,поступающие в детский сад, имеют недостаточно представлений о предметахявлениях окружающей действительности. Из-за нарушенного зрения они плохо видяти плохо выделяют конкретные признаки и свойства предмета. В связи с этим важнов период дошкольного возраста научить их, пользуясь неполноценным зрением,правильно выделять важные, существенные признаки и свойства предметов.
Программа «Ознакомление сокружающим миром» способствует формированию у детей реальных представлений обокружающем мире и жизни человека. Дети должны представлять и конкретнодействовать с различными предметами, знать назначение, способы действия иприменять их.
Темой ознакомлениястановятся близкое окружение детского сада и дома ребенка.
Процесс ознакомлениястроится по принципу детального изучения предметов с их свойствами ивзаимосвязи. Дополнительная информация получается детьми за счет полисенсорныхвзаимосвязей и обеспечивает детям с нарушением зрения зрительную полную иточную информацию.
На 1, 2 годе обучениязанятия по ознакомлению с окружающим миром более тесно связаны с развитиемречи, так как наряду с формированием чувственного опята детей осуществляетсяработа по овладению ими словом, что обеспечивает формирование умений соотноситьконкретный признак со словесным обозначением и создание адекватных образовпредметов реального мира.
На 3, 4 годе наряду сэтой задачей осуществляется работа по расширению и систематизации представленийв определенных обществоведческих, природоведческих, математических иэстетических знаний. Основными методами и средствами являются наблюдение,обследование, экскурсии, дидактические игры с натуральными объектами или ихизображениями, просмотр диафильмов, рассматривание различных видов наглядности,слушание граммзаписей, применение магнитофонных записей и т.п.
На более поздних периодахобследование начинают, применяя беседы об увиденном, но ведущим остаетсяиспользование конкретного материала, активно воспринимаемого детьми. Значительнаячасть программного материала по развитию зрительного восприятия дается черезучителя – дефектолога, так как он формирует у детей способы чувственногопознания, учит их правильно обследовать предметы с помощью зрения и сохранных анализаторов.
Так же проводятиндивидуальные занятия.
Важно сочетатьориентировку на зрение с опорой на слух, тактильно-двигательную и другие видыориентировок.
Следует соблюдатьзаведенный порядок хранения вещей с тем, чтобы дети ориентировались по памяти,это облегчает процесс пространственной ориентировки.
Важным условием работы поознакомлению с окружающим миром является взаимосвязь коррекционного и лечебно –восстанавливающего процессов.
В программе заложеныбольшие возможности осуществления межпредметных связей на уроках поознакомлению с окружающим миром.
Ориентация в пространствеНарушение зрения отрицательно влияет на процесс формированияпространственных ориентировок у детей.
Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибкивыделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
Ориентация в пространстве на сенсорной основе требуетспециального обучения детей активному использованию нарушенного зрения исохранных анализаторов (слуха, обоняния и другие). Только в этом случае возможносоздание у детей устойчивого обобщенного образа усваиваемого предмета. Наиболееуспешно освоение детьми деталей в окружающем пространстве осуществляется вдидактических играх и упражнениях.
На решение этой задачи направлены дидактические игры иупражнения, в которых дети учатся выделять и анализировать различныепространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающемпространстве с привлечением всей сенсорной системы.
§2. Особенности коррекционной работы по развитию сенсорных эталонов удетей 7-го года жизни с нарушением зрения в дидактических играх и упражнениях
В подготовительной к школе группе рекомендуется дальнейшее усложнениезаданий на анализ цвета, формы и величины предметов.
Продолжается усвоениедетьми оттенков цвета по светлоте, вводятся тонкие градации таких оттенков (дочетырех – пяти). Впервые дошкольники знакомятся с оттенками по цветовому тону(промежуточными между цветами спектра), учатся их получать и называть, выделятьв реальных предметах. Углубляются представления детей о системе хроматическихцветов, их взаимосвязи. Дополнительно они знакомятся с делением цветов нагруппы теплых и холодных.
Дети седьмого года жизнидолжны овладеть способами обследования сложной формы предметов, научитьсядавать ее последовательное словесное описание и узнавать по словесномуописанию.
В этот период дошкольникивыполняют действия, требующие умения различать на глаз довольно сложныеразновидности одной и той же геометрической формы.
Задания на анализ сложнойформы, расчленение ее на составные элементы усложняются за счет перехода отанализа изображений, состоящих из элементов разной формы, к анализуизображений, включающих элементы одинаковой формы и величины.
В подготовительной кшколе группе расширяются знания детей о величине предметов. Воспитанникивыполняют задания на построение рядов из десяти элементов, расположенных постепени убывания (или нарастания) одного из параметров величины, установлениесоответствия между двумя-тремя рядами.
Существенное внимание вработе с детьми подготовительной к школе группе следует уделять творческимзаданиям, пробуждающим фантазию, воображение ребят. Это задания на получениеновых оттенков цвета, на придумывание и складывание по собственному замыслуфигурок из элементов мозаики.
Специальные коррекционныезанятия
В совершенствовании,преобразовании воспитания, профориентации важную роль играют коррекционныезанятия, направленные на коррекцию отклонений в их развитии.
Проведение коррекционныхзанятий по физкультуре, музыке, ритмике исправляют недостатки речевогоразвития, социально-бытовой ориентации, развитию зрительного восприятия.
Коррекционные занятияпроводятся во взаимосвязи с обучением и воспитанием, что создает оптимальноеусловие для всестороннего развития этих детей и обеспечивает возможностьэффективного усвоения программного материала.
зрительный компенсаторныйсенсорный коррекционный

Глава 3. Практическаячасть
 
Экспериментальная работапроводилась на базе дошкольного учреждения №85 комбинированного вида «Гвоздика»для слабовидящих детей. В ДОУ имеется 5 групп для детей с нарушением зрения и 1без отклонений в развитии зрительного анализатора. Эксперимент проводился ссентября по май в подготовительной группе для детей с нарушением зрения, вэксперименте участвовало 12 детей. В формирующей группе было 6 человек. Детиподбирались в подгруппы по силе нарушения зрения.
Экспериментальная работапроведена в три этапа:
Ι. Констатирующий –на данном этапе выявлялся уровень представлений детей у детей.
ΙΙ. Формирующий– данный этап направлен на формирование у слабовидящих детей 7-го года жизнисенсорных представлений с использованием дидактических игр и упражнений.
ΙΙΙ.Контрольный – позволил оценить эффективность проделанной работы.
§1. Констатирующий эксперимент
Цель: выявить уровень овладения знаниями сенсорных эталонов услабовидящих детей 7-го года жизни.
Задачи:
1)  ознакомиться с различными видами диагностики поданному вопросу;
2)  подобрать и спланировать задания для диагностики;
3)  изготовить дидактические игры и материал длядиагностических заданий;
4)  провести диагностику.

Характеристика детей формирующей группы Имя, фамилия Зрительный диагноз Интеллект Возраст 1. Исалов Султан Гиперметропический астигматизм, амблиопия слабой степени N 6 лет 2. Рогацкин Николай Гиперметропия слабой степени 04.11.04 приближен к N 7 лет 3. Симагин Максим Миопия средней степени, амблиопия высокой степени, субатрофия ЗПР F 07.8 7 лет 4. Тимиреева Наталья Гиперметропический астигматизм, сзодязееся косоглазие Приближен к возрастной N 7 лет 5. Цветкова Люда Гиперметропический астигматизм Приближен к N 6 лет 6. Милованова Лида Гиперметропия слабой степени N 6 лет
Описание диагностики: для оценки уровня представлений о сенсорныхэталонах была использована диагностика Плаксиной.
Ι. Восприятие цвета:
1. Узнавание и называние цвета.
Пособие «Ателье»
Задание: назвать цвет платьев
Характер выполнения: — самостоятельно назвать и показать цвет; — выборцвета по названию, без подсказки
2. Локализация цвета из множеств.
Пособие «Звездочка на небе» (15 оттенков)
Характер выполнения: — самостоятельно; — по словесной инструкции.
3. Фиксация по насыщенности.
Кто не ходил в детский сад – выполнение по образцу, кто ходил – задание:разложи кружочки от самого яркого до самого темного.
Характер выполнения: — самостоятельное раскладывание; — по образцу.
4. Определение цвета в окружающей действительности.
Описать окраску некоторых предметов в групповой комнате. При затруднениипредложить показать предмет названного цвета.
ΙΙ. Восприятие формы.
1.  Узнавание и называние формы.
Пособие «Дворец».
Задание: назови фигуры, из которых состоит дворец.
Пособие «Зеркало»
Задание: на стенах дворца много зеркал, они все разные. Назови, какой ониформы.
Характер выполнения: — самостоятельное; — по словесной установке.
2.  Соотнесение.
а) соотнесение формы фигур.
Пособие «Иван»
Задание: покажи заплатки на рубашке треугольной формы.
Пособие «Печенье»
Задание: найди треугольник; покажи такие же по форме.
б) соотнесение формы фигур и предметного изображении.
Задание: найди треугольники, круги.
Характер выполнения: — самостоятельное; — метод проб и ошибок.
в) соотнесение по словесной обстановке.
Группировка квадратов и треугольников (по 4 фигуры)
3.  Выделение формы в окружающем.
Задание: назови какой формы предмет на картинке.
4.  Локализация формы из множеств.
Пособие «Заплатки»
Задание: покажи у Ивана все заплатки, похожие на треугольник.
5.  Дифференцирование близких форм.
Группировка кругов и треугольников.
Задание: разложи фигуры на две группы.
Характер выполнения: — самостоятельное; — по образцу.
ΙΙΙ. Восприятие величины.
1.  Соотнесение предметов по величине.
Пособие «Пирамидки»
Задание: найди такое же кольцо.
2.  Словесное обозначение по величине.
Пособие «Красная Шапочка»
Задание: кто быстрее шагом дойдет до домика бабушки по дорожке волк илиКрасная Шапочка?
Сравни елочки, на какой елочке сидит птичка?
Ручей или речку вы перейдете быстрее, почему?
Характер выполнения: — самостоятельно; — по словесной установке; — невыполнил задание.
3. Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания величины(5-7 предметов)
Задание: разложи кольца по порядку от большего к маленькому и наоборот.
Характер выполнения: — самостоятельно; — метод проб и ошибок; — невыполнил или выполнил с ошибками.
ΙV. Пространственное восприятие.
1.  Оценка расстояния в большом пространстве (отпредметов).
Задание: что ближе к столу, что дальше, какой предмет ближе к стулу?
Отметить характер дифференцирования (тонкая или грубая)
2.  Оценка взаимного положения предметов в пространстве.
Пособие: 4 карточки с пятью объектами для тех, кто занимался.
Задание: найди одинаковые карточки.
Характер выполнения: определение предметов с помощью наречий на, за, у,справа, над, под, между.
3.  Развитие ориентировки и навыков ориентирования впространстве.
Ориентировка от куклы.
V. Восприятие ивоспроизведение сложной формы.
1. Анализ и конструирование образца из геометрических форм.
Пособие «Собака»
Характер выполнения: — самостоятельно; — метод проб и ошибок; — наложение.
2. Составление целого из частей предметного изображения (6 частей).
Характер выполнения: — самостоятельно; — метод проб и ошибок; — наложение.
Автор предложил последовательность обследования. Диагностика представляетсобой серию дидактических игр, заданий, вопросов, подобранных впоследовательности на определение уровня развития сенсорных эталонов.
Критерии оценки: пятибалльная.
1 б – узкие знания
2 б – нарастание знание, но затрудненность называния, определения,отнесения.
3 б — нарастание полиоты знаний, но затрудненность называния,определения, отнесения.
4 б – установление закономерных связей
5 б – владение полнотою, системой знаний, распределение на объекты,окружающей действительности.
1 – 40 — низкий уровень
40 – 70 – средний уровень
70 – 100 – высокий уровень
В ходе диагностики были использованы: индивидуальный подход, различныеметоды и приемы, материал.
Таким образом, на констатирующем этапе работы с детьми были проведены:беседы, дидактические игры, задавались вопросы, метод сопряженных действий,наблюдение.
Диагностика показала свои результаты. Например, если в начале дети несправлялись с заданием, то в конце диагностики показывали лучший результат.
По результатам диагностики были выявлены следующие уровни:
Исалов Султан – 66 б – средний
Милованова Лида – 55 б — средний
Рогацкин Николай -54 б — средний
Симагин Максим – 56 б — средний
Тимиреева Наталья – 66 б — средний
Цветкова Люда — 42 б — средний
В процентном соотношении это выглядит так:
Высокий уровень – 0 %
Средний уровень — 100%
Низкий уровень – 0 %
В графике №1 отображены результаты констатирующего эксперимента.
Поведение детей при диагностике было вполне адекватным. Дети былизаинтересованы, выполняли, хотя и не всегда верно и дольше положенного времени.Можно сделать вывод, что данная диагностика эффективна для определения уровняразвития сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениемзрения. Данные обследования показаны в таблице № 1.
§2. Формирующий эксперимент
Цель:
1) разработать систему дидактических игр и игровых упражнений на развитиесенсорных эталонов предметов окружающей действительности у детей 7-го годажизни с нарушением зрения;
2) подобрать эффективные методы и приемы руководства.
Формирующий эксперимент проводился с декабря по февраль включительно. Порезультатам обследования детей на констатирующем этапе была определена зонаближайшего развития и в связи с этим была составлена сетка дидактических игр,определенной последовательности: форма, цвет, величина, ориентировка ивоспроизведение сложных форм.
Сетка дидактических игрДень недели Ι неделя ΙΙ неделя ΙΙΙ неделя ΙV неделя
На основе сетки был разработан перспективный план.
В работе были использованы дидактические игры и упражнения традиционногоплана, предложенные авторами для детей в норме, но адаптированные кслабовидящим детям. Также были использованы специальные дидактические игры длядетей с нарушением зрения, например, «Снежинка», кроме того были использованыавторские игры, например, «Сложи узор», «Что где находится?», «Какие цветаиспользовал художник?». Были использованы различные методы и приемы:общедидактические (показ, объяснение, пояснение, указания, оценка и др.) испециальные (рука в руку, сопряженных действий, наблюдений, подключениесохранных анализаторов). Для того, чтобы создать у детей интерес подбиралсяспециальный материал: яркий, с окантовкой, изображением реальных предметов,объемные предметы. Материал был разного типа: традиционный (картинки, карточки,игрушки); нетрадиционный, сделанный из бросового материала. Подбор игрпроисходил с учетом тематического принципа и последовательности различных видоввосприятия: форма, цвет, величина, ориентировка, воспроизведение сложных форм,объединение в единое целое.
Проведение позволило совершенствовать практические навыки для дальнейшегоусвоения знаний на следующем этапе. В рамках формирующего этапа было проведено50 игр, что позволило закрепить и совершенствовать знания и сенсорных эталонахпредметов окружающего мира. В начале обучения дети были мало заинтересованы, недо конца понимали смысл заданий, проявлял стеснение, не всегда шли на контакт.Например, Максим выполнял задания медленно с неохотой, Султан наоборот, слишкомторопился при выполнении заданий, поэтому появлялись ошибки, Люда жеотвлекалась, не доводила начатое до конца, Лида по началу отказываласьвыполнять задания без воспитателя группы, Коля же спокойно, не торопясь,выполнял все задания.
После проведения обучающего этапа дети вели себя более уверенно,заинтересовано, не стеснялись, проявляли больше усидчивости, старались добитьсяположительного результата.
Таким образом, в ходе формирующего этапа эксперимента был использованцелый комплекс методов и приемов воспитательно-образовательной и коррекционнойработы. Так как полученные навыки дети переносили в самостоятельнуюдеятельность, что давало возможность их закрепления и совершенствования, этосвидетельствует о эффективности подобранных методических приемов.
 
§3. Контрольныйэксперимент
На контрольном этапеиспользовалась методика констатирующего эксперимента с двумя подгруппами детей:формирующей и контрольной. В контрольную группу входили также 6 детей, но онидо данного момента в эксперименте не участвовали.
Характеристика детей контрольнойгруппы Имя, фамилия Зрительный диагноз Интеллект Возраст 1. Косоплечева Юлия Миопия слабой степени (оба глаза) N 7 лет 2. Тимирева Екатерина Здорова N 7 лет 3. Хамидулина Эльвира Гиперметропия высокой степени, помутнение роговицы ЗПР F 84.8 7 лет 4. Чернов Владик Гиперметропия средней степени N 7 лет 5. Хамитов Эльфат Гиперметропия высокой степени, помутнение роговицы ЗПР F 84.8 7 лет 6. Разин Евгений Нистагм слабой степени ЗПР F 07.8
Данная часть экспериментапроводилась с марта мо май. При проведении повторной диагностики с детьмиформирующей группы условия организации были максимально приближены к тем, которыесоздавались на констатирующем этапе. Поведение детей при проведении повторнойдиагностики значительно улучшилось. Многие дети значительно улучшили своирезультаты. Например, в начале обучения Максим затруднялся раскладыватькарточки от самого яркого до самого темного, выполнял только по образцу, вконце – выполнил задание по словесной инструкции. Султан затруднялся вопределении цвета предметов окружающей действительности, в конце – находилпредметы с определением цвета без проблем. Люда входила в замешательство привыполнении задания на нахождение формы из множества, на контрольном этапе слегкостью выполнила это задание.
По результатам наблюденийза детьми в процессе проведения дидактических игр выявлены общие результаты.Анализ сформированности сенсорных эталонов предметов окружающейдействительности показал, что увеличился объем знаний, умение видеть иопределять сенсорные свойства предметов, узнавать их, расширился круг знакомыхпредметов, следовательно, появились самостоятельные действия с этими предметами,дети начали устанавливать связи, о том, что сложные предметы состоят изнескольких частей, при ориентировке начали использовать компенсаторные функции.Результаты контрольного эксперимента отображены в таблице 2.
Таким образом, врезультате контрольного эксперимента отмечен следующий уровень сформированностизнаний о сенсорных эталонах у детей 7-го года жизни с нарушением зренияэкспериментальной группы.
Исалов Султан – 75 б – высокий
Милованова Лида – 65 б — средний
Рогацкин Николай — 76 б — высокий
Симагин Максим – 65 б — средний
Тимиреева Наталья – 75 б — высокий
Цветкова Люда — 55 б — средний
В процентах отношении это составляет:
высокий уровень – 50%
средний уровень – 50%
низкий уровень – 0%
Графическое изображениерезультата отображено в графике 2.
С детьми контрольнойгруппы проведена аналогичная работа с целью сравнения результатов детейформирующей группы. Для наибольшей достоверности методика и обстановка осталисьтакими же, как и в формирующей группе. Результаты оказались в целом равнозначнытем, что показали дети формирующей группы на начальном этапе работы. Результатобследования указан в таблице 3.
У детей контрольнойгруппы отмечен следующий уровень сформированности сенсорных эталонов:
Хамидуллина Эльвира – 67б – средний
Хамитов Ильфат – 61 б –средний
Тимиреева Екатерина – 66б – средний
Разин Евгений – 38 б –низкий
Косоплечева Юлия – 53 б –средний
Чернов Владик – 51 б –средний.
В процентном соотношенииэто выглядит так:
Высокий уровень – 0 %
Средний уровень – 83 %
Низкий уровень –17 %
В графике 3 отображенырезультаты констатирующего и контрольного эксперимента с детьми формирующейгруппы.
Y – уровни сформированности сенсорныхэталонов
Х – дети формирующейгруппы
Синий цвет – графикконстатирующего эксперимента
Красный цвет – графикконтрольного эксперимента
В графике 4 отображенырезультаты обследования в контрольной группе
Y – уровни сформированности сенсорныхэталонов
Х – дети контрольнойгруппы
В графике 5 отображенырезультаты проведенной работы с детьми формирующей и контрольной групп детей.
Y – уровни сформированности сенсорныхэталонов
Х – дети формирующей иконтрольной группы
Синий цвет – графикконстатирующего эксперимента с формирующей группой
Красный цвет – графикконтрольного эксперимента с формирующей группой
Зеленый цвет – графикобследования контрольной группы
Следствием формирующегоэтапа экспериментальной работы уровень сформированности знаний о сенсорныхэталонах предметов окружающей действительности возрос. Например, дети, которыеимели средний уровень знаний перешли на высокий или качественно улучшили своюработу, оставшись на среднем уровне. Результаты контрольной группыприблизительно равнозначны уровню детей формирующей группы на констатирующемэтапе работы, что позволяет сделать вывод, что в результате систематическойпоследовательной работы уровень сформированности знаний формирующей группызначительно повысился. У детей сформировались следующие умения и навыки:определять и называть цвета и оттенки, определять величину, лучшеориентироваться в окружающем пространстве, воспроизводить сложные формы.
Те результаты, которыеполучены в конце эксперимента подтверждают гипотезу о эффективностииспользования дидактических игр в коррекционном обучении по формированию удетей 7-го года жизни с нарушением зрения знаний о сенсорных эталонах.

 
Заключение
Формирование знаний о сенсорных эталонах осуществлялось с помощьюразличных форм детской деятельности: занятия, индивидуальная работа, режимныемоменты, свободная деятельность детей, коррекционные занятия.
Результаты показали, что дидактические игры являются эффективнымсредством, с помощью которого дошкольники с нарушением зрения лучше познаютокружающий мир, легко ориентируются в нем.
Положительным моментом является то, что в виду недостаточности информациипо данной проблеме использовались игры, разработанные автором дипломногопроекта. В ходе экспериментальной работы подтверждено предположение о том, чтодидактические игры могут быть эффективным средством познания сенсорных эталоновпри соблюдении следующих педагогических условий: системности, создания интересау слабовидящих, отбор и использование специальных игр и упражнений дляслабовидящих детей с учетом зрительных нарушений, методов и приемов,обеспечивающих стимуляцию детей к самостоятельной деятельности, учет психических,возрастных особенностей, подбор адаптивных игр для детей с нарушением зрения.
Аким образом, можно говорить о необходимости использования дидактическихигр как средства интеграции знаний, умений, навыков в самостоятельнуюдеятельность слабовидящих детей. Можно рекомендовать шире использоватьдидактические игры в коррекционной работе по развитию у детей с нарушениемзрения сенсорных эталонов.

 
Библиография
 
1.  Бельмер и др., «Программа специального(коррекционного)
образования учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)»- М.: Экзамен,2003.
2.  Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б., Воспитаниесенсорной культуры у ребенка. – М.: Пр., 1988.
3.  Дети с глубокими нарушениями зрения, под ред.Земцовой. – М.: Пр., 1999.
4.  Ермаков В.П., Якунин Г.А., Основы тифлопедагогики.Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: ВЛАДОС, 2000.
5.  Люблинская А.А., Детская психология. – М.: Пр., 1971.