Развитие системы потребительского кредитования в РФ

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ивановская государственная текстильная академия
(ИГТА)
Кафедра бухгалтерского дела, учёта и аудита
Реферат на тему: «развитие системы потребительскогокредитования в РФ »
Выполнил:
Студент группы3э5
Филин Д.М.
Проверил:
Старшийпреподаватель
Вейко А.В.
ИВАНОВО 2010

Содержание
Введение
1. сущность потребительскогокредита
2. роль потребительского кредита вэкономике
3. развитие системыпотребительского кредитования в РФ
4. перспективы развитияпотребительского кредитования в РФ
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Потребительский кредит является одним из самых распространенных видовбанковских операций в развитых странах Запада. При этом следует подчеркнуть,что сфера действия потребительского кредита намного шире, нежели только покупкитоваров длительного пользования, таких как автомашины, бытовая техника и т. п.Так, покупка недвижимости в рассрочку, по существу, также является одной изразновидностей долгосрочного потребительского кредитования; текущие покупкипосредством дебетовых кредитных карточек по своей значимости ираспространенности не уступают использованию потребительского кредита прикрупных покупках. Большинство кредитных карточек, используемых населением странЗапада, являются именно дебетовыми, что принципиально отличается от кредитныхкарточек, распространенных в нашей стране. Дебетовая кредитная карточка можетиметь дебетовый (отрицательный остаток), что означает, что в пределах определенноголимита банк-эмитент фактически кредитует покупки владельца кредитной карточкипо покрытию его текущих расходов.
Потребительский кредит получил такое широкое распространение впромышленно развитых странах в первую очередь потому, что посредством использованияданной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость рынка поцелому спектру потребительских товаров и недвижимости. По существу, целыефрагменты потребительского рынка функционируют лишь благодаря использованиюразличных схем потребительского кредитования. В нашей стране производителитоваров длительного пользования (понимаемых в широком смысле слова, включаянедвижимость) ежедневно сталкиваются с проблемами ограниченности спроса,вызванной как раз отсутствием возможности эффективной продажи в рассрочку. Этов первую очередь касается жилищного строительства и отчасти автомобилестроения,торговых организаций, реализующих достаточно дорогой импортный ширпотреб,бытовую и оргтехнику и пр.
Между тем, с точки зрения практического применения, схемыпотребительского кредитования не представляют собой ничего сложного. Это несложные схемы страхования финансовых рисков – технология потребительскогокредитования в принципе не сложнее выдачи обычных коммерческих кредитов.Единственное объективное условие, необходимое для широкого распространенияпотребительского кредитования, – это нормализация политического иэкономического климата в стране, включая упорядочение и четкое соблюдениехозяйственного законодательства.
Экономическая стабилизация важна с той точки зрения, что она порождаетвзаимное доверие кредитора и заемщика (потребителя) в контексте долгосрочнойфинансовой состоятельности друг друга. При сделках потребительскогокредитования и для кредитора, и для заемщика важна предсказуемость другойстороны. Иными словами, выдавая кредит на покупку автомобиля в рассрочку иливыдавая кредитную карточку, банк-кредитор ориентируется на уровень заработнойплаты (или иных доходов потребителя) и для него важно, чтобы этот уровеньдохода, являющийся источником покрытия кредита, с большой степенью вероятностисохранился на весь – иногда весьма продолжительный – срок кредитования. Точнотак же потребитель должен быть уверен в долгосрочной финансовой стабильностибанка-кредитора как фактора выполнения им своих обязательств (особенноактуально это, например, при покупке дома в рассрочку, частично финансируемойза счет единовременного взноса покупателем собственных накоплений).
Сейчас, когда четко обозначились тенденции общей экономической иполитической стабилизации и некоторого оживления, в первую очередь в отрасляхлегкой промышленности, появляются необходимые предпосылки для более широкогоприменения технологии потребительского кредитования при продаже товаров и услугнаселению.

1. Сущность потребительского кредита
 
Потребительский кредит – это целевая форма кредитования физических лиц. Вденежной форме – банковская ссуда под залог, в товарной – продажа товаров сотсрочкой платежа. По сути потребительский кредит – это продажа торговымипредприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставлениебанками ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различногорода расходов личного характера.
Выделяют:
Кредит на цели
Главной особенностью товарного кредита является то, что он выдается напокупку определенного товара. При этом расчеты с магазином банк производитсамостоятельно безналичным путем – клиент денег на руки не получает.
Кредит на нужды
Кредит на неотложные нужды замечателен в первую очередь тем, что клиентполучает на руки наличные средства. Кроме того, как правило, максимальная сумматакого кредита больше, чем товарного кредита, да и проценты ниже. Однакооформление его занимает в среднем от двух до пяти дней.
В отличие от других кредитов, объектом потребительского кредита могутбыть и товары, и деньги. Товарами, продаваемыми в кредит, как и оплачиваемымиза счёт банковских ссуд, являются предметы потребления длительного пользования.
Субъектами потребительского кредита, с одной стороны, выступаюткредиторы, в данном случае – это коммерческие банки, специальные учрежденияпотребительского кредита, магазины, и другие предприятия, а с другой стороны –заемщики – люди.
Отличие потребительского кредита от банковского заключается в том, чтоздесь в кредитных отношениях между гражданами и торговыми фирмами банкинепосредственного участия не принимают. Однако потребительский кредит тесносвязан с банковским, поскольку торговые фирмы и финансовые компании,предоставляющие рассрочку платежа, используют долговые обязательства потребителейдля получения банковских ссуд.
Спецификой широко понимаемого потребительского кредита является тообстоятельство, что заёмщиком здесь являются физические лица, берущие ссуду наудовлетворение своих личных потребностей. Кредитование потребительских нужд населенияосуществляется на тех же принципах, что и кредитование юридических лиц:возвратность, срочность, целевая направленность, платность, обеспеченность.Важным условием при выдаче ссуд является платёжеспособность заёмщика.
Потребительский кредит существует в двух формах – прямой потребительскийкредит (без посредничества торговых фирм, например, в виде кредитных карт,платежных карт); с поручительством торговых фирм (банк заключает договор сторговой фирмой о кредитовании ее покупателей, а фирма берет на себяпоручительство по долговым обязательствам покупателей-заемщиков перед банком изаключает договор с покупателями об условиях кредита, погашаемого частями. Этидоговоры передаются банку, который выплачивает фирме 80-90 % суммы кредита, аостальную часть зачисляет на особый – блокированный счёт. Покупатель погашаеткредит по частям; купленные им в кредит товары служат обеспечением платежа. Вслучае непогашения в срок кредита соответствующие суммы взыскиваются банком сблокированного счёта). То есть, часть общей суммы кредита – 10-12% –зачисленная банком на блокированный счет, является гарантией погашения кредитав срок.
Классификация потребительских кредитов может быть проведена по несколькимпризнакам, например, по объекту кредитования, субъектам кредитования, по срокамкредитования, по обеспечению и методу погашения, по условиям предоставления, пометоду взимания процентов.
Рассмотрим подробнее классификацию по каждому из приведенных признаков.
По субъектам кредитования существуют потребительские кредиты,предоставляемые
– банком ;
– торговыми организациями;
– частными лицами (так называемые частные потребительские ссуды);
– учреждениями небанковского типа – ломбарды, пенсионные фонды и т.д.
– потребительские кредиты, предоставляемые заемщикам непосредственно напредприятиях и в организациях, в которых они работают.
По срокам кредитования потребительские кредиты делят на
– краткосрочные – от 1 дня до 1 года;
– среднесрочные – 1-5 лет;
– долгосрочные – свыше 5 лет.
По обеспечению потребительские кредиты бывают обеспеченные (залогом,гарантиями, поручительствами) и необеспеченные (бланковые). Обеспечение негарантирует погашения кредита, но значительно снижает риск его невозврата.
По методу погашения различают
– Кредит с разовым погашением (noninstallment). Сюда относятся текущиесчета, открываемые покупателем на срок 1-1,5 месяца в универмагах и другихпредприятиях розничной торговли; в пределах предоставленных кредитов онипокупают товары и, по истечении установленного срока, единовременно погашаютсвою задолженность. Потребительский кредит с разовым погашением включает такжекредиты в виде отсрочки платежа (за услуги коммунальных предприятий, врачей имедицинских учреждений).
– Кредит с рассрочкой платежа (installment), погашение задолженности покредиту и процентов осуществляется единовременно[1]. Кредиты с рассрочкойделятся на равномерно погашаемые (ежемесячно, ежеквартально) и неравномернопогашаемые (сумма платежа меняется).
По условиям предоставления различают кредиты разовый и возобновляемый(револьверный).
По методу взимания процентов ссуды классифицируют следующим образом:
– ссуды с удержанием процентов в момент ее предоставления; ссуды суплатой процентов в момент погашения кредита;
– ссуды с уплатой процентов равными взносами на протяжении всего срокапользования (ежеквартально, один раз в полугодие или по специально оговоренномуграфику).
Существует также такое понятие как ссуда с аннуитетным платежом, т.е.платежом с одновременной уплатой процентов за пользование ссудой.
Потребительский кредит имеет двоякую функцию: с одной стороны сувеличением товарооборота растёт объём кредита, поскольку спрос на товарыпорождает спрос на кредиты, с другой стороны, рост кредитования населенияусиливает платёжеспособный спрос. Нужно отметить, что потребительский кредитстал неотъемлемой частью современного общества.
Схема потребительского кредитования
/>

2. Роль потребительского кредита в экономике
Кредит в экономике страны, выполняет определённые функции:
1) обличает перераспределение капиталов между отраслями хозяйства и темсамым способствует образованию средней нормы прибыли;
стимулирует эффективность труда;
3) расширяет рынок сбыта товаров;
ускоряет процесс реализации товаров и получения прибыли;
5) является мощным орудием централизации капитала;
6) ускоряет процесс накопления и концентрации капитала;
обеспечивает сокращение издержек обращения:
связанных с обращением денег;
связанных с обращением товаров.
Кредит играет большую роль в обеспечении сокращения издержек обращения,связанных с обращением товаров и металлических денег. Благодаря тому, чтопотребительский кредит ускоряет реализацию товаров, сокращаются издержки,связанные с их упаковкой и хранением. Экономия же на издержках обращенияметаллических денег достигается:
развитием системы безналичных расчётов. На основе развитиякредитов и банков создаются возможности производства платежей без участия наличныхденег путём перевода денежных средств со счёта должника на счёт кредитора;
увеличением скорости обращения денег. С помощьюкредита свободные денежные капиталы и сбережения помещаются их владельцами вбанки, а последние путём предоставления ссуд пускают их в оборот. Оборот денегускоряется также тем, что покупка товаров в кредит исключает необходимостьпредварительного накопления денег, а долг может оплачиваться немедленно послеполучения дохода. Таким образом, кредит и кредитная система сводят до минимумарезерв денег как покупательного и платёжного средств у каждого отдельногофизического и юридического лица;
заменой металлических денег кредитными – банкнотами. Помере того, как с развитием капитализма развивается кредит и банки,металлические деньги всё больше замещаются кредитными деньгами, обеспечиваявсему классу капиталистов огромную экономию на издержках обращения денег.Начиная с первой мировой войны, в большинстве капиталистических стран, а спериода мирового экономического кризиса 1929-1933 г.г. во всех странах металлические деньги перестали выполнять функции средств обращения иплатежа. С этого времени металлические деньги внутри страны полностью замененыкредитными деньгами и кредитными операциями.
Потребительский кредит очень хорошо стимулирует эффективность труда.Получая заработную плату, недостаточную для покупки за наличный расчёт рядатоваров, в частности предметов длительного пользования, люди имеют возможностьпокупать эти товары в кредит или брать кредит под их покупку. Впоследствии,деньги за эти товары должны быть выплачены, поэтому каждый, взявший в кредит,старается продержаться на своём рабочем месте, как можно дольше, т.е. на болеедолгий промежуток времени. Только так он может быть уверенным в своих силахвыплатить кредит и зарекомендовать себя перед кредиторами, как честное идобросовестное лицо, для дальнейших связей.
Потребительский кредит может оказаться “долговой ямой” так как, лишаясьзаработка в результате безработицы или по ещё какой-либо причине, можетвозникнуть такая ситуация, что люди не смогут погашать свою задолженность.Важно так же заметить, что потребительский кредит уменьшает текучесть кадровпосредством того, что вынуждает людей, как можно крепче держаться за своёрабочее место. Уменьшение текучести кадров благоприятно влияет на экономикустраны. В итоге, нужно сказать, что потребительский кредит является оченьсильным фактором подъёма народного благосостояния.
Однако следует учесть, что “потребительский кредит, временно форсируя ростпроизводства, и создавая видимость высокой коньюктуры, в конечном счёте, можетспособствовать выходу производства за рамки платёжеспособного спроса населения,нарастания перепроизводства и обострению экономических кризисов”.
Подытоживая вышесказанное можно выделить следующие положительные иотрицательные черты потребительского кредитования.
К положительным можно отнести:
– получение банками стабильно высокой прибыли;
– увеличение объема продаж торговыми организациями и автосалонами;
– увеличение покупательской платежеспособности;
– увеличение клиентской базы, как для банков, так и для торговыхорганизаций;
К отрицательным:
– повышенные риски невозвратности денежных средств, для банков;
– значительные переплаты за товар, который покупает клиент;
Тем не менее, комплексная реализация программ потребительскогокредитования несет для экономики страны больше положительных тенденций, нежелиотрицательных.
3. Развитие системы потребительского кредитования в РФ
Потребительское кредитование в РФ начало активно развиваться в конце 1990‑хгодов. Первопроходцем отечественного потребительского кредитования стал банк«Русский стандарт», который вышел с уникальными программами по предоставлениюкредитов «на месте». Наряду с высокими процентными ставками (суммарные переплатыза кредит составляли порядка 70‑80% в год), «Русский стандарт» предложилпокупателю совершенно новый способ предоставления кредитов. Кредитпредоставлялся быстро (в течение 30 минут), не требовалось дополнительныхпоручителей для заемщиков и сбора большого количества документов. Несмотря, набольшую стоимость таких кредитов, желающих было много, что помогалостремительно увеличивать объемы продаж торговым организациям, а банку получатьсолидные прибыли. Единственной отличительной особенностью таких кредитовявлялся целевой характер предоставления кредитов, т.е. кредиты выдавалисьтолько под покупку определенного товара.
Став первым банком, который не побоялся выйти на столь рискованный рынок,«Русский стандарт» дал развитие новому банковскому направлению. И уже к началу2000 года на данный рынок вышли и другие банки.
Постепенно, потребительское кредитование в России приобрело массовыйхарактер. Так, по итогам 2004 года объем рынка потребительского кредитованияРоссии вырос почти вдвое по сравнению с 2003 годом и достиг 535,8 млрд рублей.К началу 2005 года, по оценкам различных аналитических агентств, товары,продаваемые в кредит, составляли порядка 60% от суммарного объема продажкрупных сетевых магазинов. Лидерами среди них являлись такие торговые сети, как«М‑Видео», «Эльдорадо», «МИР». На территории данных организаций в среднемпредставлено по 5‑10 банков, которые готовы предложить рынку своиуникальные условия.
После настоящего бума потребкредитования в 2007 году, когда темпы ростарынка составляли 60%, в текущем году этот показатель, по мнению экспертов,может быть менее 45%. Это связано с постепенным снижением объема продаж бытовойтехники, являющейся одним из основных товаров, приобретаемых в кредит. Тем неменее, по прогнозам специалистов, в 2008 году совокупный рынок потребкредитовможет достигнуть 200 млрд руб.
По данным Центрального банка, на начало 2008 года просроченнаязадолженность граждан по банковским кредитам составила более 100 млрд. рублей.По экспертным оценкам, в действительности она выше официальной статистики в 2,5раза. Страдают от мошенников не только банки, но и добросовестные заемщики ‑банкиры заранее закладывают риски в стоимость кредитов и повышают процентныеставки. В судах неплательщиков, как правило, обязывают погасить лишь суммуосновного долга, не принимая во внимание многочисленные проценты, пени иштрафы. Таким образом, для большинства заёмщиков судебные процессы оказываютсякуда более выгодными, нежели расплата с банком «по‑хорошему».
Отношения между кредиторами и заемщиками никаким специальным документомдо сих пор не регулируются. Применяются лишь некоторые нормы Гражданскогокодекса РФ и закона «О защите прав потребителей». Принятие закона«О потребительском кредитовании» ожидается в 2008 году.
Минэкономразвития подготовило и направило на рассмотрение в правительствозаконопроект «О банкротстве физических лиц». Согласно документу россиянин,столкнувшийся с невозможностью вернуть банковский кредит, имеет право объявитьсебя несостоятельным. Согласно документу несостоятельным может быть признанзаёмщик, который в течение полугода не смог расплатиться с долгами передбанками на сумму не менее 100 тыс. рублей. Причём инициировать процедурубанкротства могут как сам должник, так и кредитное учреждение. И если в судезаёмщик докажет, что не является преднамеренным банкротом, то есть чтоневыплата долга действительно связана с какими‑либо уважительнымипричинами, а не просто с нежеланием платить по кредиту, суд примет решение оего реструктуризации. Законопроект предусматривает, что выплата долга можетбыть растянута на пять лет, при этом все штрафные проценты и пени«замораживаются» ‑ аналогично тому, как это происходит при процедуребанкротства юридических лиц. При этом если заёмщик выполняет свои обязательствадобросовестно, то он сможет ставить вопрос о том, чтобы информация о его«прежних грехах» была вычеркнута из бюро кредитных историй.

Динамика развития потребительского кредитования в 2008 – 2009 году
/>
В условиях когда рынок потребительского кредитования развиваетсястремительными темпами, у участников этого рынка увеличиваются объемыпросроченной дебиторской задолженности. На 1 апреля 2009 года объемкредитования физических лиц составил 3,871 трлн. рублей. Объем просроченнойзадолженности по кредитам физических лиц на 1 апреля 2009 года составил — 182,1млрд. рублей. Общая доля просрочки по кредитам физических лиц на 1 апреля 2009года — 4,7%. (на 01 апреля 2008 – 3,3%). За первые три месяца 2009 года приростпросрочки составил 22,6%.
/>
В период с 1 октября 2008 по 1 февраля 2009 года по данным ЦБ РФпросрочка юридических лиц увеличилась более чем на 100%. В марте 2009 года доляпросроченной задолженности по корпоративным кредитам составила 3,1%.
Можно предположить, что доля просроченной задолженности по розничнымкредитам в портфелях банков составит не менее 10%-15% к концу 2009 года. Насегодняшний день существуют прогнозы, согласно которым объем долгов можетпревысить 20% и достичь 30%.
Подобная ситуация сложилась и на рынке товаров и услуг. В период 1 апреля2008 года по 1 апреля 2009 года прирост дебиторской задолженности по договорампоставок и реализации товаров и услуг увеличился на 226,3%.
В условиях сложившейся на рынке ситуации кредитные и торговые организацииуделяют повышенное внимание взысканию просроченной задолженности и расширяютсотрудничество с коллекторскими агентствами, так как у многих из них накопилсякритический объем долгов, с которыми они самостоятельно уже не справятся.
4. Перспективы развития потребительского кредитования в РФ
В последние годы потребительское кредитование в России развивалосьпоистине стремительными темпами, количество игроков на рынке росло вгеометрической прогрессии и казалось бы, что ничто не сможет остановить этотрост, однако в недавнем времени ситуация начала меняться. Рост рынка заметноприостановился .
В чем же причина же причина данной тенденции? Причин несколько, самойважной пожалуй является насыщение рынка, практически все платежеспособноенаселение уже имеет потребительские кредиты и не может, или по каким-либопричинам не хочет брать новые. Не менее важной причиной является инедобросовестность многих банков при раскрытии эффективной процентной ставки покредитам, т.е. в кредитном договоре содержатся скрытые платежи, не указываемыебанком во время рекламных компаний и не раскрываемые сотрудниками банка приоформлении банковского договора, в результате чего лицу, взявшемупотребительский кредит, приходится выплачивать значительно большую сумму чеможидалось, что подрывает доверие к конкретному банку и системе потребительскогокредитования в целом.
Однако не только граждане замедляют рост сегмента потребительскогокредитования, во многом это зависит и от самих банков, многие из которых дляувеличения объема потребительских кредитов снижают требования при выдачекредита, что ведет к росту так называемых «безнадежных кредитов»,которые по мнению аналитиков являются реальной угрозой для банков.Потенциальный кризис потребительского кредитования может принести ряду банковбольшие финансовые проблемы и замедлить рост всего сегмента. Поскольку в Россиинет эффективной системы взыскания долгов рост объема невозвратных кредитовможет стать общей проблемой банковской системы.
Таким образом можно сказать, что перспективы развития потребительскогокредитования в России довольно неоднозначны, с одной стороны он являетсянаиболее удобной формой кредитования населения для приобретения товаров иуслуг, однако в настоящий момент существуют достаточно весомые сдерживающиефакторы, которые замедляют рост сегмента и даже могут вызвать общий кризисбанковской системы за счет роста невозвращенных кредитов.

Заключение
 
В заключении хотелось бы отметить следующее.
Повышение эффективности банковской системы России связано не только сактивным участием банков в кредитовании реального сектора экономики, но и спотребительским кредитованием населения.
Доля потребительского кредитования в общем объёме кредитных вложений вэкономику России сегодня находиться на уровне примерно 9,3%.
Потребительский кредит является одной из форм кредита и служит средствомудовлетворения различных потребительских нужд населения. В определённой степенион содействует выравниванию потребления групп населения с различным уровнемдоходов. Необходимость потребительского кредита вызвана не столькоудовлетворением потребительских нужд населения, но и с интересамипроизводителей с целью обеспечения непрерывности процесса производства приреализации товаров.  Потребительский кредит играет большую роль в социально –экономической жизни страны:
1) развитие потребительского кредита способствует расширениюпокупательского спроса на товары длительного пользования, ускоряя реализациютоваров, что в конечном счёте отражается на увеличении доходной частифедерального бюджета;
2)государство имеет возможность определять реальную социальную политику.
В настоящее время в нашей стране кредитование потребительских нужднаселения осуществляется в основном Сбербанком России. Однако и другиекоммерческие банки всё шире практикуют выдачу потребительского кредитаразличным группам населения.
Современная практика кредитования населения в РФ выявила ряд проблем:
недостатки процесса кредитования
использование наличных денежных средств при выдаче и погашении ссуды,которое не сокращает издержки обращения
отсутствие экономически обоснованной процентной политик
отсутствие необходимых законов
относительно неразвитый сегмент потребительских кредитов по сравнению сзарубежной практики
Для улучшения и развития системы потребительского кредитования необходиморасширить объёмы кредитования для населения, дифференцировать условия ихпредоставления в зависимости от вида ссуды, срока пользования, уровня доходовзаёмщика, унифицировать порядок оформления и использования кредитов и другое,заслуживает глубокого и всестороннего изучения мировая банковская практика вобласти кредитования индивидуальных ссудозёмщиков.
С юридической стороны необходимо усилить ответственность обеих сторон вслучае нарушения кредитного договора, создать налаженную систему кредитных бюродля сбора информации о заёмщиках. Чёткая спецификация нормативной базы являетсязащитой как кредитора, так и покупателя от форс – мажорных обстоятельств,вызванных сознательным либо сознательным уклонением участника сделки отисполнения своих обязательств по договору потребительского кредита. Эффективноехозяйственное законодательство в таких случаях оперативно и с минимальнымииздержками в судебном порядке защищает финансовые интересы пострадавшейстороны.
Эти проблемы носят временный характер и при постепенном и оперативном ихрешении это приведёт к созданию в России стабильного рынка потребительскогокредитования.

Список использованной литературы
 
1 Ковалёва А.М. Финансы, денежноеобращение и кредит. – М.: «Финансы и статистика», 2005.
2 Левин Д.Н. Финансы и кредит. –Пенза: пензенский государственный университет, 2005.
3 Леонтьев Д.Н., Радковская Н.П.Финансы, деньги, кредит и банки. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2003
4 Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение.Кредит. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
5 Романовский М.В., ВрублёвскийО.В. Финансы, денежное обращение и кредит. – М: Юрайт-Издат, 2006
6 www.fsbroker.ru
7 www.pro-credit.ru