Развитие, социализация и воспитание личности

Контрольнаяработа
по дисциплине«Педагогика»
на тему«Развитие, социализация и воспитание личности»
Выполнил:студентка гр.06кпис 2 курса
Проверил:

Оглавление
1. Факторы социализацииличности
2. Семья как важнейшиймикрофактор социализации личности
3. Воспитательные системыв социуме
Литература
Приложение.
Сокращенный многофакторный опросник дляисследования личности

1. Факторысоциализации личности
Социализацияосуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействиямножества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств начеловека требует от него определенного поведения и активности. Факторамисоциализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия дляпротекания процессов социализации.
А.В. Мудрик выделилосновные факторы социализации, объединив их в три группы:
·     макрофакторы(космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют насоциализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенныхстранах;
·     мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку(этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут(регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иныхсетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
·     микрофакторы, кним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретныхлюдей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которыхосуществляется социальное воспитание — учебные, профессиональные, общественныеи др.
Микрофакторы, какотмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемыхагентов социализации, то есть лиц, в непосредственном взаимодействии с которымипротекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен.Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья исестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости вчисло агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе ислужбе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом — ичлены их семей. И. С. Кон утверждает, что нет иерархии агентов социализации постепени их влияния и значимости, которая бы не зависела от общественного строя,системы родства и структуры семьи.
Социализация осуществляетсяс помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества,социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести способы вскармливаниямладенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группахсверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типыотношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра,познание, предметно-практическая и духовно-практическая деятельности, спорт).
Исследования показывают,что чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказатьсоциализирующее влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны посвоей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ееонтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшеевлияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрастах увеличивается иоказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом жевозрасте на первое место по значимости выходит сословие, трудовой илипрофессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации,ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация,ментальность, этнос.
Факторы социализацииявляются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличиеот социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическимфактором. Ему в зарубежной педагогике в целом ряде случаев отводитсяпервостепенная роль. Так, по мнению отдельных ученых, среда, обучение ивоспитание являются лишь условиями для саморазвития, проявленияприродно-обусловленных психических особенностей.
Природные особенностиявляются важными предпосылками, факторами, но не движущими силами формированияличности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появлениясознания, но сознание — продукт общественного бытия человека. Чем сложнее посвоему психическому строению образование, тем меньше оно зависит от природныхособенностей. Природные особенности обусловливают разные пути и способыформирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высотудостижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личностьне прямое, а косвенное.
В то же время нельзяпереоценивать и роль социальных факторов формирования личности. Еще Аристотельписал, что «душа — есть неисписанная книга природы, опыт наносит на еестраницы свои письмена». Д.Локк считал, что человек рождается с душойчистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске, что емузаблагорассудится (tabula rasa). Французский философ К. А. Гельвеций учил, чтовсе люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного инравственного развития и различия в психических особенностях объясняютсяисключительно различным влиянием среды и различными воспитательнымивоздействиями.
Переоценка роли среды,утверждение, что развитие человека определяется средой (Гельвеций, Дидро,Оуэн), привело к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Носреда — это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменитьсреду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тожевлияет на нее. Изменяя среду, человек тем самым изменяет самого себя.Изменение, развитие осуществляется в деятельности.
Признание деятельностиличности ведущим фактором ее формирования ставит вопрос о целенаправленнойактивности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над собой, надсобственным духовным ростом. Саморазвитие обеспечивает возможностьпоследовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастногои индивидуального подходов, формирования творческой индивидуальности школьникаи в то же время осуществления коллективного воспитания и стимулированиясамоуправления личностью своим дальнейшим развитием.
Человек развивается в тоймере, в какой он «присваивает человеческую действительность», в какойон овладевает накопленным опытом. Это положение имеет большое значение дляпедагогики. Формирующие влияния среды, обучения и воспитания, природныхзадатков становятся факторами развития личности только через посредство ееактивной деятельности. «Человека, — пишет Г. С. Батищев, — нельзя»сделать”, «произвести», «вылепить» как вещь, какпродукт, как пассивный результат воздействия извне — но можно только обусловитьего включение в деятельность, вызвать его собственную активность иисключительно через механизм этой его собственной — совместной с другими людьмидеятельности он формируется в то, чем делает его эта (общественная, в своейсущности коллективная) деятельность (труд)… ”
 
2. Семьякак важнейший микрофактор социализации личности
Семьяявляется важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человекполучает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-товремени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такогоопыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, какдетский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним изважнейших, а иногда и наиболее важным, факторов социализации личности. Семьюможно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренингаличности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленногопроцесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередьсам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. Содной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственноговзаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой —социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействиядругих членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье можетосуществляться также посредством особенного механизма социального научения,который получил название викарное научение. Оно связано с усвоением социальногоопыта за счет наблюдения научения других. Изучение влияния стиля родительскогоповедения на социальное развитие детей посвящено множество исследований.Рассмотрим результаты одного из них (Д. Баумринд). В процессе исследования быловыделено три группы детей. Первую группу составили дети, у которых отмечалсявысокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности,сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающейобстановке (модель I). Вторую группу образовали дети, недостаточно уверенные всебе, замкнутые и недоверчивые (модель II). Третью группу составили дети,которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, неумели сдерживать себя (модель III).Были рассмотрены четыре параметра поведенияродителей по отношению к ребенку: контроль, требование зрелости, общение,доброжелательность. Контроль, то есть попытка влиять на деятельностьребенка. При этом определялась степень подчиненности ребенка требованиямродителей. Требование зрелости: оказание родителями давления на ребенкас целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей,высоком социальном и эмоциональном уровне. Общение: использованиеродителями убеждения, для того чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение егомнения или отношения к чему-либо. Доброжелательность: насколько родителипроявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов),теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.
Модельповедения I. Родители, дети которых следовали модели поведения I, набралинаибольшее количество очков по всем четырем признакам. Они относились к своимдетям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались,контролировали детей, требовали осознанного поведения. И хотя родителиприслушивались к мнениям детей, уважали их независимость, они не исходилитолько лишь из желания детей. Родители придерживались своих правил, прямо иясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетался сбезусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым. Этамодель была названа моделью авторитетного родительского контроля.
Модельповедения II.Родители, дети которых следовали модели поведения II, имели болеенизкие оценки по выделенным параметрам, они больше полагались на строгость инаказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием ипониманием, редко общались с ними. Они жестко контролировали своих детей, легкоприменяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Этамодель была названа властной.
Модельповедения III. Родители, дети которых следовали модели поведения III, былиснисходительными, нетребовательными, неорганизованными, имели плохо налаженныйбыт. Они не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, необращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе.Эта модель была названа снисходительной.
Любаядеформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личностиребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую.Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурнойцелостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного изродителей (когда-то ранее о такой деформации говорили и при отсутствии в семьебабушек и дедушек). Психологическая деформация семьи связана с нарушениемсистемы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией всемье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. Существуетдостаточно много исследований, описывающих влияние фактора неполной семьи наличность ребенка. Так установлено, что мальчики гораздо острее девочеквоспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, болееагрессивны и задиристы. Особенно сильно заметна разница между мальчиками всемьях с отцами и без них в первые годы жизни детей. В одном из исследованийбыло показано, что двухлетние дети, чьи отцы умерли еще до их рождения, живя сматерями-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность иагрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы (П.Массен,Дж.Конджер и др., 1987). При изучении детей старшего возраста выяснилось, чтоповедение мальчиков, чье детство прошло без отцов, оказалось менее мужественнымв сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны оказалось, что поведениеи личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало чемотличается от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельностиобнаруживается разница. Долгое время считалось, что структурная деформациясемьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностногоразвития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными (какзарубежными, так и отечественными), из которых следовало, что выборкиподростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальнойнаправленности существенно отличаются между собой по критерию «полная — неполная семья». Внастоящее время все большее внимание уделяется фактору психологическойдеформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, чтопсихологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений иценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личностиребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социальногоинфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Дисгармоничноеразвитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностямисемейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детейможет способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но иприводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированиюпсихопатических развитии на базе акцентуированных черт. Некоторые типыакцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношенииопределенных типов семейных отношений. В этом плане можно выделить (А.Е.Личко)несколько типов неправильного воспитания.
Гипопротекция— недостаток опеки иконтроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка.Особенно неблагоприятны при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому типу иконформному типам.
Доминирующаягиперпротекция — чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает ксамостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга. Особеннонеблагоприятна для акцентуаций по психастеническому, сенситивному иастеническому типам, усиливает у них астенические черты. У гипертимныхподростков приводит к резкой реакции эмансипации.
Потворствующаягиперпротекция — недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениямповедения у подростков. Этим культивируются неустойчивые и истероидные черты.
Воспитание“в культе болезни” — болезнь ребенка, даже незначительное недомогание предоставляетребенку особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируетсяэгоцентризм и рентные установки.
Эмоциональноеотвержение— ребенок ощущает, что им тяготятся. Тяжело сказывается на лабильных,сенситивных и астенических подростках, усиливая черты этих типов. Возможнозаострение черт и у эпилептоидов.
Условияжестких взаимоотношений — срывание зла на подростке и душевная жестокость.Способствует усилению черт у эпилептоидов и развитию эпилептических черт наоснове конформной акцентуации.
Условияповышенной эмоциональной ответственности— на ребенка возлагаются недетские заботы изавышенные ожидания. Очень чувствительным оказывается психастенический тип,черты которого заостряются и могут переходить в психопатическое развитие илиневроз.
Противоречивоевоспитание— несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи.Такое воспитание может оказаться особенно травмирующим для любых типовакцентуаций.
Отношение ксемье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников взначительной степени замещает родителей(“обесценивание” родителей — повыражению X. Ремшмидта). Перенос центра социализации из семьи в группуровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Необходимозаметить, что замечания относительно “обесценивания” родителей в подростковом июношеском возрасте являются очень распространенными и даже, можно сказать,стали общим местом. Например, для подросткового возраста описана специальнаяповеденческая особенность “реакция эмансипации”. Сделаны даже попытки объяснитьее с эволюционно-биологической точки зрения. Все это верно как общее направлениевозрастного развития личности. Однако глобализация этих представлений,гиперболизация идеи о “замещении родителей” группой сверстников малосоответствует реальной психологической картине. Имеются данные, что хотяродители как центр ориентации и идентификации отступают в этом возрасте навторой план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинствамолодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоциональноблизкими лицами. Так, в одном исследовании немецких ученых было показано, что впроблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом дляподростка прежде всего служит мать, а затем, в зависимости от ситуации в разнойпоследовательности — отец, подруга или друг. В другом исследовании, выполненномна отечественной выборке, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли быпроводить свое свободное время — с родителями, с друзьями, в компаниисверстников своего пола, в смешанной компании и т.д. Родители оказались уюношей на последнем (шестом) месте, у девушек — на четвертом месте. Однако,отвечая на вопрос, “С кем бы ты стал советоваться в сложной житейскойситуации?” — и те и другие поставили на первое место мать.На второмместе у мальчиков оказался отец, у девочек — друг, подруга. Иначе говоря, какзаметил по поводу этих результатов психолог И.С. Кон, с друзьями приятноразвлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные,полученные на выборках современных подростков, юношей и девушек подтверждаютэту тенденцию. Как показано в одном таком исследовании (А.А.Реан,М.Ю.Санникова), в системе отношений личности к социальному окружению, в томчисле определялось и отношение к сверстникам, именно отношение к материоказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительногоотношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) приописании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальныхотношений личности. Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальныйфеномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальнымобъектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативноеотношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании,негативное отношение к матери является важным показателем общегонеблагополучного развития личности.
 
3. Воспитательныесистемы в социуме
Современнаяшкола рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучениевыступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогическойсистемы. Педагогическая система школы целенаправленная, самоорганизующаясясистема, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений вжизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей системах. В этойсвязи воспитательная подсистема тесно связана с микро- и макросредой. Вкачестве микросреды выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенныйпункт), а в качестве макросреды — общество в целом. Воспитательная системашколы способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду. Воспитательнаясистема — это целостный социальный организм, функционирующий при условиивзаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание испособы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративнымихарактеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат(Л.И.Новикова). Целесообразность создания воспитательной системы обусловленаследующими факторами: интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности,укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого,содержательного и т.д.), расширением диапазона возможностей за счет освоения ивовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды,созданием условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося,учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту, Движущиесилы развития воспитательной системы школы. Воспитательная система школы незадается «сверху», а создается усилиями всех участниковпедагогического процесса: учителями, детьми, родителями и др. В процессе ихвзаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации,организуется деятельность. Воспитательная система школы не статичное, адинамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмыи специфику ее развития. Создание системы всегда связано со стремлением ееэлементов к упорядоченности, движением к целостности. Таким образом,становление воспитательной системы всегда есть процесс интеграции. Интеграцияпрежде всего проявляется в сплочении коллектива, в стандартизации ситуаций,установлении устойчивых межличностных отношений, создании и преобразованииматериальных элементов системы. Дезинтеграция проявляется в нарушениистабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, Самымнестабильным элементом системы является ее субъект — человек, всегдастремящийся к свободе и независимости. Элементом дезинтеграции может быть иматериально-пространственная среда воспитательной системы. Ее объекты вступаютс нею в противоречие: ветшают здания, портится мебель. Еще один элемент,стимулирующий развитие системы, — социально-политическая ситуация, общественныеценности. Система школы проходит в своем развитии четыре этапа. 1- становлениесистемы. разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы,моделируется ее структура и связи между ее элементами. Главная цель первогоэтапа — отбор ведущих педагогических идей, формирование коллективаединомышленников 2 — отработка системы. На этом этапе происходит развитиешкольного коллектива, 3- окончательное оформление системы — это содружестводетей и взрослых, объединенных общей целью, 4 — перестройка воспитательнойсистемы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционнымпутем.
Воспитательнаясистема — сложное социальное психолого-педагогическое образование,неравнозначное, саморегулируемое и управляемое. Воспитательная системареализуется в четырех взаимосвязанных компонентах:
·      Управлениевоспитательной системой – искусство ставить цель и определять стратегиюразвития; контроль и оценка результативности;
·      Содержаниевоспитательной системы – совокупность научных знаний, ценностных ориентиров,достижений культуры;
·      Организациявоспитательной системы – реализация теоретической концепции вучебно-воспитательный процесс на основе взаимосвязи цели, содержания, форм,средств, методов;
·      Общение –единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие),перцептивного (взаимопонимание и восприятие друг друга).
Воспитательнаясистема не статичное, а динамичное явление. Опыт показывает, что воспитательнаясистема проходит в развитии три основных этапа:
         I.      Становлениесистемы (прогностическая стадия) Разработка теоретической концепции будущейвоспитательной системы.
       II.      Отработкасистемы. На этом этапе происходит развитие коллектива, органов самоуправления,утверждаются системообразующие виды деятельности.
      III.      Окончательноеоформление системы. На данной стадии коллектив – это содружество детей ивзрослых, связанных единой целью, общей деятельностью. В центре воспитанияздесь – воспитание гуманной, творческой, духовной, практичной личности.Воспитательная система развивается успешно, если она постоянно совершенствуетсяна основе принципов демократизации и гуманизации, творчества и инновационныхподходов к организации деятельности.
В современноммире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся временемсуществования, видом, моделью, путями внедрения. К таким воспитательнымсистемам относятся: гуманистическая воспитательная система (школы № 825,система В.А. Караковского), «Педагогика общей заботы» как воспитательнаясистема, «Педагогика успеха», Школа диалога культур, воспитательная системасельской школы, Вальдорфская школа, Воспитательные системы в социуме,Пионерская организация, Скаутизм как воспитательная система. Характеристиканекоторых воспитательных систем:
1.    «Педагогика общей заботы» (И.П.Иванов). В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество, социальнополезная направленность, романтизм. Идея находит свое отражение в методикеколлективного творческого дела.
2.    « Педагогика успеха» Эта системавыстроена на основе идей « педагогики успеха», что позволяет проектироватьработу школы по созданию условий гармоничного развития личности. Успех – этонаиболее полное достижение поставленной цели. Школа – это субъект успешногоразвития. Воспитательные системы, выстроенные на основе идей « педагогикиуспеха», позволяют проектировать работу школы по созданию условий длягармоничного развития достойной личности, удовлетворения ее потребности всамореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение.Успех – полное достижение поставленной цели, а достижение – предметныйрезультат. В основу программы развития были положены идеи «педагогики успеха»:создание ситуации успеха у каждого учителя и ученика, вера в собственные силы,ориентация на значимые для школы ценности. В качестве ведущих были выделеныидеи профессионализма, целенаправленного развития, как самоценности дляобразования, порядка, защищенности и комфорта, здоровья, театра и игры.
3.    « Школа диалога культур» В основележит переход от идеи «образованного человека» к идее « человека культуры»Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующейвоспитательной роли школы. Результатом воспитания должна стать базовая культураличности – нравственная, экологическая, умственная, физическая, гражданская,эстетическая, коммуникативная и т.д. Методика воспитательной системы школыдиалога культур основана на диалогизации, творчестве, использовании приема «точка удивления».
4.    Воспитательная система сельскойшколы. Воспитательная система сельской школы имеет определенные особенности,связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурныхцентров), численностью и составом педагогов и учащихся. При созданиивоспитательной системы сельской школы следует учитывать малочисленностьшкольного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей иучащихся, постоянные контакты сельской школы с социумом. Показательна в этомотношении воспитательная система В.А. Сухомлинского, применяемая в Павлышевскойсельской школе. Он разработал ВС школы на основе гуманистической концепциивоспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье,Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота.Ведущими идеями концепции В.А.Сухомлинского являются: демократизация игуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формированиегуманно –нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников;самоуправление и взаимопомощь. Главными источниками учебно – воспитательногопроцесса он считал науку и образование, искусство и мастерство. В.А.Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистическиеметоды и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия,перспективы, методы самопознания, самовоспитания.
5.    Скаутизм как воспитательная система.Добровольное неполитическое движение. Скаутская организация – воспитательная система,направленная на разностороннее развитие и воспитание личности. Основной принципскаутизма- патриотизм, аполитичность, веротерпимость, внеклассовый характер.Основные формы деятельности — походы, военнизированные лагеря.

Литература
 
1. КараковскийВ.А., Новикова Л.И. Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.:Новая школа, 1996.
2. ПидкасистыйП.И. Педагогика. М.,2003.
3. Рабочаякнига практического психолога: Пособие для специалистов, работающих сперсоналом/ Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-воИнститута Психотерапии,2002.
4. СластенинВ.А. Педагогика. – М.: Школа-Пресс,2000.
5. Статьяд.пс.н., профессора Реан А.А. «Развитие и социализация личности».
6. ХарламовИ.Ф. Педагогика. – М.,2002.

Приложение
 
Сокращенныймногофакторный опросник для исследования личности
Методика позволяет оценитуровень нервно-эмоциональной устойчивости, степень интеграции личностныхсвойств, уровень адаптации личности к социальному окружению.
Для проведенияобследования необходимы: текст опросника, инструкция испытуемым,регистрационный бланк, «ключи» для обработки результатов.
Инструкция: «Вампредлагается тест, направленный на изучение Вашего характера. Прежде, чемприступить к выполнению теста, заполните паспортную часть регистрационногобланка в соответствии с имеющимися графами.
При выполнении тестатребуется прочитать последовательно все тестовые утверждения, решая при этом:верно или неверно каждое данное утверждение по отношению к Вам. Не тратьтемного времени на обдумывание утверждений. Наиболее точно отражают характернепосредственные реакции, ответы, которые первыми приходят в голову.
Регистрировать своиответы необходимы следующим образом: если данное утверждение верно, зачеркнитесоответствующую этому утверждению клеточку в колонке «В»; если утвержден6иеневерно – клеточку в колонке «Н».
Ответить надо на всеутверждения. Некоторые из них, возможно, вызовут у Вас затруднения. Например,некоторые утверждения будет трудно отнести к себе, тогда постарайтесь сделатьнаилучший продолжительный выбор.
Если на данноеутверждение можно ответить и «верно», и «неверно», решение следует выбрать всоответствии с тем, что бывает чаще.
Ответ может бытьразличным в зависимости от того, по отношению к какому периоду Вашей жизнирассматривать данное текстовое утверждение. В этих случаях выбрать надо такоерешение, которое является правильным в настоящее время.
При расшифровкерезультатов обследования ответы на каждый конкретный пункт опросника нерассматриваются, подсчитываются суммарные оценки, отражающие выраженность тех илииных качеств характера, поэтому Вы можете быть совершенно откровенны».
Текст СМОЛ.
1.    У Вас хороший аппетит.
2.    По утрам Вы обычно чувствуете, чтовыспались и отдохнули.
3.    В Вашей повседневной жизни массаинтересного.
4.    Вы работаете с большим напряжением.
5.    Временами Вам приходят в голову такиенехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать.
6.    У Вас очень редко бывает запор.
7.    Иногда Вам очень хотелось навсегдауйти из дома.
8.    Временами у Вас бывают приступынеудержимого смеха или плача.
9.    Временами Вас беспокоят тошнота ипозывы на рвоту.
10.  У Вас такое впечатление, что Васникто не понимает.
11.  Иногда Вам хочется выругаться.
12.  Каждую неделю Вам снятся кошмары.
13.  Вам труднее сосредоточиться, чембольшинству других людей.
14.  с Вами происходили (или происходят)странные вещи.
15.  Вы достигли бы в жизни гораздобольшего, если бы люди не были настроены против Вас.
16.  В детстве Вы одно время совершалимелкие кражи.
17.  Бывало, что по нескольку дней, недельили месяцев Вы ничем не могли заняться, потому что трудно было заставить себявключиться в работу.
18.  У Вас прерывистый и беспокойный сон.
19.  Когда Вы находитесь среди людей, Вамслышатся странные вещи.
20.  Большинство знающих Вас людей несчитает Вас неприятным человеком.
21.  Вам часто приходилось подчинятьсякому-нибудь, кто знал меньше Вашего.
22.  Большинство людей довольны своейжизнью более, чем Вы.
23.  Очень многие преувеличивают своинесчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи.
24.  Иногда Вы сердитесь.
25.  Вам определенно не хватаетуверенности в себе.
26.  Часто у Вас бывают подергивания вмышцах.
27.  У Вас очень часто бывает чувство, какбудто Вы сделали что-то неправильное или нехорошее.
28.  Обычно Вы удовлетворены своейсудьбой.
29.  Некоторые так любят командовать, чтоВам хочется все сделать наперекор, хотя Вы знаете, что они правы.
30.  Вы считаете, что против Вас что-тозамышляют.
31.  Большинство людей способно добиватьсявыгоды е совсем честным способом.
32.  Вас часто беспокоит желудок.
33.  Часто вы не можете понять, почему наканунеВы были в плохом настроении и раздражены.
34.  Временами Ваши мысли текли такбыстро, что Вы не успевали их высказывать.
35.  Вы считаете, что Ваша семейная жизньне хуже, чем у большинства Ваших знакомых.
36.  Временами Вы уверены в собственнойбесполезности.
37.  В последние годы Ваше самочувствие восновном было хорошим.
38.  У Вас бывали периоды, во времякоторых Вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно.
39.  Вы считаете, что Вас частонезаслуженно наказывали.
40.  Вы никогда не чувствовали себя лучше,чем теперь.
41.  Вам безразлично, что думают о Васдругие.
42.  С памятью у Вас все благополучно.
43.  Вам трудно поддерживать разговор счеловеком, с которым Вы только что познакомились.
44.  Большую часть времени Вы чувствуетеобщую слабость.
45.  У Вас редко болит голова.
46.  Иногда Вам бывало трудно сохранятьравновесие во время ходьбы.
47.  Не все ваши знакомые Вам нравятся.
48.  Есть люди, которые пытаются украстьВаши идеи и мысли.
49.  Вы считаете, что Вы слишкомзастенчивы.
50.  Вы считаете, что совершали поступки,которые нельзя простить.
51.  Вы почти всегда о чем-нибудьтревожитесь.
52.  Ваши родители часто не одобряли Вашихзнакомств.
53.  Иногда Вы немного сплетничаете.
54.  Временами Вы чувствуете, что Вамнеобыкновенно легко принимать решения.
55.  У Вас бывает сильное сердцебиение, иВы часто задыхаетесь.
56.  Вы вспыльчивы, но отходчивы.
57.  У Вас бывают периоды такогобеспокойства, что трудно усидеть на месте.
58.  Ваши родители и другие члены семьичасто придираются к Вам.
59.  Ваша судьба никого особенно неинтересует.
60.  Вы не осуждаете человека, который непрочь воспользоваться в своих интересах ошибками другого.
61.  Иногда Вы полны энергии.
62.  За последнее время у Вас ухудшилосьзрение.
63.  Часто у Вас звенит или шумит в ушах.
64.  В Вашей жизни были случаи (можетбыть, только один), когда Вы чувствовали, что на Вас кто-то действует гипнозом.
65.  У Вас бываю периоды, во время которыхВы необычно веселы без особой причины.
66.  Даже н6аходясоь в обществе, Вы обычночувствуете себя одиноко.
67.  Вы считаете, что почти каждый можетсолгать, чтобы избежать неприятностей.
68.  Вы чувствуете острее, чем большинстводругих людей.
69.  Временами Ваша голова работаетмедленнее, чем обычно.
70.  Вы часто разочаровываетесь в людях.
71.  Вы злоупотребляли спиртныминапитками.
Фрагмент регистрационногобланка
Дата
Фамилия, инициалы Верно Неверно Верно Неверно Верно Неверно Верно Неверно
«Ключ» для обработкирезультатов обследованияШкалы Ответы № вопроса L Неверно (Н) 5, 11, 24, 47, 58 F Н 22, 24, 61 Верно (В) 9, 12, 15, 19, 30, 38, 48, 49, 58, 59, 64, 71 K Н 11, 23, 31, 33, 34, 36, 40, 41, 43, 51, 56, 61, 65, 67, 69, 70
1
(HS) Н 1, 2, 6, 37, 45 В 9, 18, 26, 32, 44, 46, 55, 62, 63
2
(D) Н 1, 3, 6, 11, 28, 37, 40, 42, 60, 65, 61 В 9, 13, 11, 18, 22, 25, 36, 44
3
(Hy) Н 1, 2, 3, 11, 23, 28, 29, 31, 33, 35, 37, 40, 41, 43, 45, 50, 56 В 9, 13, 18, 26, 44, 46, 55, 57, 62
4
(Pd) Н 3, 28, 34, 35, 41, 43, 50, 65 В 7, 10, 13, 14, 15, 16, 22, 27, 52, 58, 71
6
(PA) Н 28, 29, 31, 67 В 5, 8, 10, 15, 30, 39, 63, 64, 66, 68
7
(Pt) Н 2, 3, 42 В 5, 8, 13, 17, 22, 25, 27, 36, 44, 51, 57, 66, 68
8
(Se) Н 3, 42 В 5, 7, 8, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 26, 30, 38, 39, 46, 57, 63, 64, 66
9
(Ma) Н 43 В 4, 7, 8, 21, 29, 34, 38, 39, 54, 57, 60
Обработка результатовосуществляется с помощью накладных «ключей», выполненных на прозрачной пленке.Подсчитывается количество ответов испытуемого, совпавших с «ключом» по каждойиз используемых шкал опросника.
Если полученныерезультаты признаны достоверными, проводится коррекция первичных оценок поосновным шкалам. К первичной оценке по 5 шкалам добавляются определенные долирезультата по шкале К:
по 1-й шкале – 0,51 К;
по 4-й шкале – 0,4 К;
по 7-й шкале – 1К;
по 8-1 шкале – 1К;
по 9-й шкале – 0,2К.
После проведенияуказанной коррекции тестовые оценки сравниваются с предельными значениямипоказателей СМОЛ.
Предельные значенияпоказателей СМОЛ для персоналаНомера шкал СМОЛ 1 2 3 4 6 7 8 9 Предельные значения тестовых оценок 14 13 16 14 8 18 21 9

Превышение предельныхзначений тестовых оценок по одной или несколькими шкалами СМОЛ указывает наналичие у кандидата тех или иных личностных особенностей, неблагоприятных вотношении прогноза профессиональной успешности, и является основанием дляпризнания нецелесообразным продолжения тестирования.