Развитие специальной выносливости у юных борцов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра теории и методики физической культуры и спорта

КУРСОВАЯ РАБОТА
“Развитие специальнойвыносливости у юных борцов”

Работу выполнил:
студент ФФК
4 курса 2 группы
очной формы обучения
специальность 050720.65
Игнатьев Г.С.
Научный руководитель: к. п. н., ст.преподаватель
Правдов Д.М.
Шуя 2010

Содержание
/>Введение
Глава 1. Теоретические основыразвития выносливости у борцов
1.1 Понятие выносливости
1.2 Возрастные особенности развития выносливости у юныхборцов
1.3 Методы и средства развития специальной выносливости уюных борцов
Глава 2. Организация и методы исследования
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
Выводы
Литература
Введение
Мировые современные достижения в спортивной борьбе сегодня настольковелики, что без систематической подготовки с юных лет нельзя рассчитывать на высокуюрезультативность в зрелом возрасте спортсмена. Подготовка юных борцов — одна изглавных задач подготовки спортивного резерва, поднятия престижа спортивной борьбыв стране. Вопросы подготовки юных борцов в настоящее время являются одними из наиболееактуальных в построении спортивной тренировки. И от того насколько рационально будутрешены вопросы тренировки в молодом возрасте, процесс начального становления техническогомастерства, уровня развития специальных физических качеств во многом зависит дальнейшийрост спортивно-технических результатов.
В спортивной борьбе, решающее значение для достижения спортивныхрезультатов имеют высокоразвитые качества общей и специальной выносливости, или,выражаясь научным языком, уровень развития аэробных и анаэробных возможностей организмаспортсмена. При недостаточном развитии выносливости немыслим высокий уровень общейи специальной подготовок юных борцов.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что длядостижения в таком виде спорта как борьба высоких результатов, важно развивать специальнуювыносливость у юных борцов.
Объектом изучения является учебно-тренировочный процессу юных борцов.
Предмет изучения — комплекс средств и методов, используемыхв процессе развития специальной выносливости у юных борцов.
Целью исследования является оптимизация средств и методов,используемых в развитии специальной выносливости у юных борцов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующиезадачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. Рассмотреть методы и средства развития специальной выносливости;
3. Провести исследование;
4. Проанализировать полученные результаты исследования и сделать выводы.
Глава 1. Теоретические основы развития выносливостиу борцов1.1 Понятие выносливости
Борьба относится к ациклическим видам спорта и поэтому основнойакцент в нем делается на развитие общей и специальной выносливости. Это физическоекачество считается основным (наряду с силой) качеством борцов. Все остальные качества- быстрота, гибкость, ловкость, равновесие, координация — следует отнести к дополнительным,но тесно связанным с основными.
В настоящее время, как в общей теории спорта, так и в теорииспортивной борьбы конкретно сложились определённые противоречия в трактовке и терминологииэтого важнейшего физического качества, но ясно одно, что с развитием выносливостиповышается работоспособность всех органов и систем спортсмена, организм начинаетработать «на больших оборотах», уменьшается частота пульса, что свидетельствуетоб улучшении спортивной формы [8]. Всё это происходит при разумном и целесообразномпланировании тренировки, где развитию выносливости отводится заслуженно большоеместо, особенно при работе с начинающими спортсменами — юными борцами. Ведь не секрет,что в зависимости от возрастного периода развиваются способности к различным формамдвигательной деятельности. Знание закономерностей возрастного развития позволяетвыделить наиболее характерные физиологические особенности, своеобразие процессоввысшей нервной деятельности, присущих определённому возрасту, и установить, когдаи как воздействовать на организм с целью выработки определённых нужных в данныйпериод свойств и качеств.
Специальные воздействия на человека для развития определённыхфизических качеств должны быть согласованы с ходом возрастного становления организма.В развитии любого человека есть периоды, когда определённые качества вырабатываютсялегче и проще закрепляются, а есть такие периоды, когда физические качества вырабатываютсяс трудом, или не вырабатываются вовсе.
Выносливость — это способность совершать работу заданного характерав течение длительного времени, способность бороться с утомлением [8].
Эта способность обуславливается деятельностью коры больших полушарийголовного мозга, определяющей и контролирующей работоспособность всех органов исистем. Она обусловлена также подготовленностью мышечной, сердечнососудистой, дыхательнойи других систем и органов. Ухудшение работоспособности нервных аппаратов — главноезвено в цепи процессов, характеризующих развитие утомления. Выносливость спортсменазависит от совершенства его техники, умение выполнять движения свободно, экономно,без излишних энергетических затрат, от уровня развития быстроты, силы, волевых качеств.Различают общую и специальную выносливость.
Общая и (неспецифическая) выносливость — это способность продолжительноевремя выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группыи опосредованно влияющую на спортивную специализацию.
Специальная (специфическая) выносливость— этоспособность обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфическойработы в течение времени, в определённом виде спорта.
Общая выносливость может проявляться в упражнениях циклическогои ациклического характера.
Специальная выносливость объединяет в себе три разновидности:
– скоростная выносливость;
– силовая выносливость;
– скоростно-силовая выносливость.
Скоростная выносливость — способность противостоять утомлениюпри нагрузках максимальной или близкой к максимальной (субмаксимальной) интенсивности.
Силовая выносливость — это способность противостоять утомлению,вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины.
Скоростно-силовая выносливость — способность к выполнению достаточнодлительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.
Можно еще говорить о нервной выносливости — способности длительноевремя выдерживать большое нервное напряжение. Все эти разновидности выносливостинеотделимы друг от друга и определяют одна другую. Базовой основной для всех видоввыносливости служит общая выносливость. Выносливость — комплексное качество, большинствосоставляющих её компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивныхдисциплинах. При этом долевое соотношение различных компонентов между собой и определяетспецифику выносливости в каждой спортивной дисциплине (у бегуна, пловца, боксёра,борца и т.д.) [8]. Таким образом, специальная выносливость для каждой спортивнойдисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие её специфичность в конкретномвиде соревновательной деятельности.1.2 Возрастные особенности развития выносливости у юныхборцов
Для спортивной борьбы ведущими компонентами будут являться, преждевсего: возможности всех энергосистем, экономизация и личностные качества. Практическийопыт и научные исследования дают возможность представить возрастную динамику развитиявыносливости.
Детский и юношеский организмы обладают меньшей работоспособностью,чем взрослый. По-видимому, это происходит в результате незаконченного возрастногоразвития, так как функциональные возможности органов и систем и координация их деятельностине достигла расцвета. Условия для максимального развития выносливости, создаютсятолько в зрелом возрасте, когда закончено возрастное формирование организма. В детском,подростковом и юношеском возрасте организм ещё недостаточно приспособлен для выполнениядлительной работы, особенно если она производится с повышенной интенсивностью. Этосвязано с недостаточным развитием сердца и дыхательного аппарата, с тем, что такаяработа является значительным временем для энергетических ресурсов организма, которыев этот период обеспечивают процессы роста. Состояние нервной системы этих возрастов,её возбуждаемость и неустойчивость также ограничивают способности организма к длительнымнапряжениям. Всё это не исключает возможности и необходимости развития выносливостипутём правильного подбора средств и методов. Серьёзная специальная работа по развитиювыносливости должна начинаться лишь после окончания полового созревания, но и вподростковом периоде, как и в юношеском можно начинать эту работу, но её объем вобщем объеме применяемых средств невелик.
Проанализируем особенности развития общей и специальной выносливостиу юных борцов
Период предполового и полового созревания, так называемый переходныйвозраст, продолжается 2-3 года, у мальчиков в пределах от 13-14 лет до 18 лет, удевочек от 12-13 лет до 16 лет. Различные годы полового созревания в ряде случаевстирают грани между средним и старшим школьным возрастом. Биологические измененияу одних в 13-14 лет могут быть такие, как у некоторых в 16-17 лет. В это время происходитразвитие эндокринной системы, оказывающей влияние на функции головного мозга. Гипофиздействует стимулирующим образом на половые железы. В нервной системе происходятсдвиги, характеризующие всё большее совершенствование протекания основных нервныхпроцессов. Усиливается внутреннее торможение, но возбуждение продолжает оставатьсядоминирующим. Происходит развитие и усложнение второй сигнальной системы. Проявляетсястремление к сложным видам труда. И к занятиям спортом. С началом периода половогосозревания наряду с общим развитием наступают изменения и в сердечнососудистой системе.Повышенная двигательная деятельность вызывает усиленное развитие сердца, котороеначинается в 12-14 лет, а к 15 годам оно увеличивается почти в 15 раз по сравнениюс новорожденным. Энергия развития в этом периоде подвержена индивидуальным колебаниям.Этот период у девочек начинается и оканчивается раньше, чем у мальчиков.
Артериальное давление повышается в результате сопротивления относительноузких сосудов. В 13 лет максимальное равно в среднем 103 мм и минимальное — 62 мм, а в 15 лет 110 мм и 70 мм. Пульс становится реже. В 13 лет в среднем 80ударов, а в 15 лет — 74 удара в минуту. Ритм устанавливается. В это время усиленноразвиваются эластические и мышечные волокна в сосудах, что с анатомо-физиологическойточки зрения нужно рассматривать как компенсаторное явление. Продолжает оставатьсялёгкая возбудимость сердца из-за преобладания симпатических влияний над парасимпатическими.
Довольно часто встречаются сердцебиения, дыхательные аритмии,экстрасистолии, функциональные систолические шумы. Обычно с периодом полового созреваниявсе эти явления исчезают. Дышат дети реже, в среднем 19-20 раз в минуту. Жизненнаяёмкость лёгких нарастает с 1900 см3 в 13 лет до 2700 см3 в15 лет. В 12-14 летнем возрасте на 1см роста приходится 13-15 см3 жизненнойёмкости лёгких.
Состав крови подростков мало отличается от взрослых. У подростковменьше гемоглобина (73-84%), больше лейкоцитов — (8000-9000, у взрослых людей 6000-9000)и лимфоцитов (23-30%, вместо 21-25%) при меньшем проценте нейтрофилов. Физическоеразвитие в период полового созревания изменяется значительно. Усиленный рост в длинупроисходит в 13-14 лет. Годичные прибавки роста достигают 8 см, в отдельных случаях — 18-20 см. Вес так не увеличивается, причём до 14-15 лет на 1-2 кг, а затем до 18 лет годичные прибавки бывают 8 и более кг. Грудная клетка увеличивается в переднезаднеми боковом размерах, но сравнительно с ростом в длину — отстаёт. В 15-16 лет у мальчиковпроисходит энергичный рост, и они догоняют и перегоняют девочек. С 14 лет появляютсяочаги окостенения, продолжает увеличиваться мускулатура. Подростки могут достигатьдостаточно высокой тренированности в отдельных видах спорта. Они начинают выступатьв соревнованиях. Продолжает оставаться лучшая приспособляемость к скоростным нагрузками плохая переносимость длительной, напряжённой работы. Строгое соблюдение постепенности,последовательности и индивидуального подхода должно лежать в основе занятий с подростками.
Во время занятий физическими упражнениями у подростков отмечаетсябыстрая утомляемость, хотя и быстрое восстановление работоспособности юных спортсменов.Поэтому время занятий нужно сокращать до 40-45 минут и давать чаще отдыхать. Плотностьтренировочного занятия должна быть меньшей, чем у взрослых. Надо свести к минимумуприменения однообразных упражнений со статическими напряжениями и задержкой дыхания.В этом периоде особенно полезна разносторонняя тренировка.
Подростки гордятся своей силой, стараются её проявить и переоцениваютсвои возможности. Для достижения высоких результатов подростки порой неправильноприменяют максимальные напряжения, забывая о постепенности, последовательности.«Произвольные движения у них идут часто наперекор чувству самосохранения, оницелесообразны лишь с точки зрения обуславливающего их психического мотива».[22]
Отдельные подростки, показывающие хорошие спортивные результаты,могут резко снизить их в начале периода полового созревания. Это наблюдается чащеу лиц с бурным приростом длины тела.
Для работы над развитием у подростков такого физического качествакак выносливость необходимо уметь дать правильную оценку уровня физического развитияподростка вообще. Показатели физического развития — длина и масса тела, обхват груднойклетки — находятся во взаимосвязи с показателями других систем организма и несутзначительную информацию об индивидуальном биологическом развитии человека. Чтобыоценить к какому уровню физического развития относится тот или иной занимающийсяданным видом спорта, необходимо произвести измерения:
– длина тела;
– масса тела;
– обхват грудной клетки;
Развитие выносливости у мальчиков и подростков среднего физическогоразвития активно происходит на протяжении всего школьного возраста с незначительным,но достоверным уменьшением в возрасте от 15 до 16 лет. С 12 до 13 лет нет заметногоувеличения в формировании выносливости. Это увеличение наблюдается с 13 до 15 лет.Затем происходит снижение в показателях выносливости, а с 16 до 17 лет — активноеувеличение.
Это позволяет считать, что в возрасте 13-14 лет, а также с 14-15и 16-17 лет есть предпосылка для целенаправленного воспитания выносливости. В развитиивыносливости мальчики среднего физического развития во всех возрастах превосходятакселератов, однако достоверность этих отличий наблюдается в 12, 13 и 17 лет, аретардантов они превосходят в 13-15 лет, в 16 и 17 лет результаты их почти одинаковы.
Акселераты по выносливости уступают своим сверстникам, хотя в13-14 лет увеличение данной способности достоверно. Стабилизация приходится на значительныевозрастные периоды: 12-13, 15-16 и 16-17 лет. Прирост в развитии характерен длявозрастного диапазона: 13-14 и 14-15 лет. В возрасте 12, 13, 17 лет акселераты уступаютв развитии выносливости школьникам-ретардантам и школьникам среднего физическогоразвития.
С 12 до 13 лет ретарданты по развитию выносливости опережаюткак школьников среднего, так и ускоренного физического развития. Однако с 13 до16 лет наблюдается некоторая стабилизация в развитии выносливости, которая завершается«скачком» в сторону увеличения. По ежегодному темпу прироста выносливостиподростки замедленного физического развития не имеют явных преимуществ перед своимисверстниками.
Ретарданты в развитии выносливости в 13 лет достоверно опережаютшкольников среднего физического развития. Однако уже в 14-15 лет эта достоверностьговорит о том, что ретарданты в развитии выносливости уступают представителям среднегоуровня. В 17 лет их результаты одинаковы. Что касается различий в развитии выносливостимежду школьниками-ретардантами и акселератами, то первые опережают своих сверстниковна протяжении ряда лет. Достоверные различия в возрастах 12, 13 и 17 лет, то естькак в пубертатном, так и в послепубертатном возрастах.
Возрастное развитие физических способностей школьников с учётомих индивидуальных различий свидетельствует о том, что возрастное развитие выносливости,как и других физических качеств, у детей разного физического развития подчиненообщим закономерностям, которые характеризуются наличием «критических периодов»на отдельных этапах возрастного развития. Всё это необходимо учитывать при работес детьми (подростками) спортивным преподавателям и тренерам. Без учёта индивидуальныхразличий в развитии выносливости подростков разного пола и возраста невозможен правильныйи рациональный подбор средств и методов для развития общей выносливости, не говоряуже о специальной.
Известно, что высоких спортивных достижений добивается спортсмен,обладающий определёнными способностями к тому или иному виду спорта, которые прибольшом трудолюбии и под управлением высокообразованного спортивного педагога развиваютсяв спортивный талант.
Подростковый возраст самый благоприятный для начала специализациипо спортивной борьбе. Однако это не означает, что вся подготовка борцов должна начинатьсяименно в этом возрасте. Систематические занятия физической культурой следует начинатьзначительно раньше. Вполне естественно, что могут быть индивидуальные различия,которые нужно учитывать при развитии выносливости. Вместе с тем практика работыпо борьбе показывает порой, что юные борцы, слишком рано приступившие к систематическимтренировкам, достигают (относительно рано) высоких результатов.1.3 Методы и средства развития специальной выносливостиу юных борцов
Оптимизация процесса спортивной подготовки предполагает не толькознание ведущих факторов, их взаимосвязей и количественных влияний, оказываемых нарезультат, но и отбор наиболее эффективных средств и методов и их рациональное применениена практике. В педагогическом отношении правильное решение вопроса о наиболее эффективныхметодах тренировки оказывает самое непосредственное влияние на повышение спортивныхдостижений.
Известно, что физиологическое воздействие тренировки на организмспортсмена определяется совокупным влиянием следующих параметров тренировочной нагрузки:интенсивности выполняемого упражнения, его продолжительности, длительности интерваловотдыха между повторениями, характером отдыха и общего количества повторений упражнения.Н. Волков [4] и В. Зациорский [7] показали, что острый тренировочный эффект физическойнагрузки в значительной мере определяется изменениями ее параметров. Каждый из указанныхкомпонентов нагрузки определенным образом влияет на те или иные механизмы выносливости,и умелое сочетание их приводит к нужному тренировочному эффекту.
В теории спортивной тренировки различают срочный тренировочныйэффект как результат однократного применения нагрузки (например, под влиянием одноготренировочного занятия), что обычно выражается в утомлении и снижении работоспособности,отставленный эффект одной или нескольких тренировочных или соревновательных нагрузоки кумулятивный тренировочный эффект как результат последовательного воздействияна спортсмена многих тренировочных нагрузок или тренировочных занятий.
Сочетание компонентов тренировочной нагрузки влияет на величинуи характер ответных реакций организма.
Интенсивность упражнения. Поскольку от интенсивности нагрузкизависит характер энергообеспечения мышечной работы, то целесообразно при ее классификациииспользовать энергетические критерии, т.е. соотношение аэробных и анаэробных процессовэнергообеспечения. Интенсивность упражнения может быть: а) максимальной — работаосуществляется по преимуществу за счет алактатного (креатинфосфатного) анаэробногомеханизма энергообеспечения; б) субмаксималъной — работа обеспечивается за счетгликолитических анаэробных процессов; в) большой — работа выполняется за счет смешанногоаэробно-анаэробного обеспечения мышечной деятельности при максимальном уровне аэробнойпроизводительности.
Интенсивность упражнений, при выполнении которых работа мышцобеспечивается в основном за счет аэробных процессов, может быть средней, умереннойи малой.
При средней интенсивности организм находится в ложном устойчивомсостоянии, т.е. в энергообеспечении мышечной работы участвуют и анаэробные процессы;при умеренной интенсивности организм работает в истинном устойчивом состоянии — потребление кислорода полностью соответствует кислородному запросу; при малой интенсивностиразличные системы организма функционируют на более высоком уровне, чем в состояниипокоя. Достаточно точным индикатором интенсивности упражнения является ЧСС. Так,максимальной интенсивности соответствует и максимальная частота пульса (150 — 170уд/мин). Упражнение субмаксимальной интенсивности вызывает повышение пульса до 180-200уд/мин; при большой интенсивности ЧСС составляет 170-190 уд/мин, именно в этом режимеработы достигается максимальный уровень минутного объёма крови и потребления кислорода.Упражнению умеренной мощности соответствует ЧСС 130-160 уд/мин. Ложное устойчивоесостояние характеризуется частотой пульса 150-160 уд/мин, а истинное устойчивоесостояние — частотой пульса 130 — 150 уд/мин.
Упражнения малой интенсивности, сопровождающиеся увеличениемЧСС до 100-130 уд/мин (особенно если они выполняются длительное время), способствуютваскуляризации мышц, т.е. увеличению их суммарного сосудистого русла, что положительносказывается на аэробной производительности.
Продолжительность упражнения тесно связана с интенсивностью еговыполнения. Упражнения с максимальной интенсивностью могут выполняться до 20 сек.,с субмаксимальной интенсивностью (при гликолитическом энергообеспечении) — от 40сек. до 2 мин. Упражнения, выполняемые на, уровне МПК, могут продолжаться до10-12мин. Работа, выполняемая за счет аэробных источников энергии (потребление кислородасоответствует кислородному запросу), может длиться весьма продолжительное время- до нескольких часов.
Продолжительность интервалов отдыха — один из факторов, определяющихвеличину и характер ответных реакций организма на тренировочную нагрузку. Реакцияорганизма на повторную нагрузку зависит от величины этой нагрузки и времени отдыхамежду повторениями. Восстановление работоспособности организма во время отдыха носитфазовый характер: сразу после нагрузки, если она была достаточно напряженной, работоспособностьменьше, чем была до нагрузки; в процессе отдыха она повышается, достигает исходногоуровня и даже несколько его превышает (фаза суперкомпенсации), затем работоспособностьуменьшается до исходного уровня. Кроме того, скорость восстановительных процессовво время отдыха непостоянная: сразу после нагрузки восстановление идет быстро, потомего скорость значительно снижается. Неодинакова и скорость восстановления функциональныхсвойств различных систем организма, обеспечивающих его работоспособность. Так, сначалавосстанавливаются частота и глубина дыхания, затем достигает исходного уровня ЧСС.
В связи с вышеизложенным понятно, что определение времени отдыхамежду упражнениями, иными словами, планирование отдыха столь же важно, как и планированиенагрузки.
Характер отдыха, как и время отдыха, влияет на «стартовоесостояние» организма перед следующим упражнением. Характер отдыха может бытьразличным — от полного покоя до специального восстановительного воздействия (массаж,дыхание кислородом и т.п.). Изменяя только характер отдыха, можно сделать одну иту же нагрузку более аэробной или более анаэробной. Так, если в период отдыха будетподдерживаться достаточно высокий уровень деятельности сердечнососудистой, дыхательнойи других систем организма, то доля анаэробных процессов в энергообеспечении последующейработы будет, ниже, чем в условиях более полного отдыха после выполнения упражнений.
Количество повторений в значительной степени влияет на физиологическийэффект работы и является, пожалуй, самым управляемым компонентом физической нагрузки.Динамика функциональных сдвигов в организме в ходе выполнения тренировочной нагрузкиразлична. Например, при использовании упражнений анаэробной направленности каждоеновое повторение увеличивает долю участия аэробных процессов в энергообеспеченииорганизма. В то же время дальнейшее увеличение числа повторений ведет к исчерпаниюанаэробных источников ввиду их небольшой емкости либо к блокированию со стороныаэробных процессов. В результате спортсмену придется прекратить работу или снизитьее интенсивность.
Важную роль при воспитании выносливости играет интегральная оценканагрузки, однако, определение ее — сложная проблема. Суммарная нагрузка чаще всегоскладывается из показателей отдельных сторон тренировочного процесса. Нередко этипоказатели получают количественную оценку в баллах, очках, процентах. Однако такой«ценник» пригоден для спортсменов только одной квалификации и даже в этомслучае не дает интегральной оценки. На наш взгляд, при совершенствовании выносливостицелесообразно оценивать суммарную нагрузку по времени восстановления после нее,хотя такая оценка также в известной степени условна (хотя бы из-за гетерохрониивосстановления функций различных систем организма). После малой дневной нагрузкиорганизм восстанавливается уже к вечеру того же дня. Относительно полное восстановлениепосле средней нагрузки наступает только на следующий день. После выполнения большойнагрузки работоспособность относительно полно восстанавливается в течение двух дней.Максимальную, или предельную, нагрузку борец получает только в ходе ответственных,напряженных соревнований. Восстановление после такой нагрузки может продолжаться3-4 дня, а то и дольше. На тренировках используются околопредельные суммарные нагрузки,после которых работоспособность восстанавливается в течение 3-4 дней, но этот периодможно сократить за счет использования средств восстановления.
1. Методы, основным признаком которых является интенсивностьвыполняемых упражнений. Равномерный метод характеризуется постоянной, как правило,не очень высокой интенсивностью упражнения. В переменных методах, как следует изназвания, интенсивность непостоянная (например, метод переменно-прогрессирующейнагрузки, «фартлек» и т.д.).
2. Методы с однократным или многократным выполнением тренировочныхупражнений. К первым можно отнести непрерывный равномерный метод, непрерывный переменныйметод; ко вторым — повторный метод (интервалы отдыха между упражнениями обеспечиваютдостаточно полное восстановление работоспособности), интервальный метод (интервалыотдыха «жесткие», т.е. восстановление работоспособности неполное).
3. Методы, в которых отражены особенности организации занятийили условия выполнения упражнений. Например, соревновательный метод, метод круговойтренировки, игровой метод и т.д. Во многих случаях эффективным и удобным методомвоспитания выносливости является круговой метод. Вид выносливости Нагрузка Отдых Средство Метод Число повторений Длитель-ность Интенсив-ность Силовая 10-30 10-30 с. От средней до субмакси-мальной Не полный, 20-40 с.
Круговая тренировка:
20-30 с. — работа
20 с — отдых Интер-вальный Скоростная, основанная на анаэробно-кератин-фосфатном источнике 3-5 раз 8-45 с Макси-мальная Пассивный 3*100 м, 4*60 м Повторный Скоростная, основанная на анаэробно-гликолити-ческом механизме энерго-обеспечения 1-2 раза 45 с — 2 мин. 85-90% от макси-мальной мощи Не полный, 30-60 с Темповый бег 2*200 м Интерваль-ный Скоростная, основанная на анаэробно-аэробном механизме энергообеспе-чения 1-3 раза 2-10 мин.
60-75 % от макси-мальной
мощи Не полный Бег 2*3, минимум 1 мин. активного отдыха Интерваль-ный Координаци-онная 1-3 раза 2-10 мин. То же Без пауз  Игровые упражнения и игры, специальные упражнения Игровой
Таким образом, специальная выносливость — это выносливость поотношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется:по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача;по признакам двигательной деятельности, в которой осуществляется двигательная задача;по признакам взаимодействия с другими физическими качествами, необходимыми для успешногорешения двигательной задачи.
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечногоаппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техникивладения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.
В методике развития специальной выносливости борца наблюдаетсянесколько направлений. В более ранних работах основными средствами методики являлисьбоевые упражнения борца и, в первую очередь, упражнения с партнером в условном ивольном бою, при непременном условии постановки правильного дыхания и умения борцарационально расходовать силу и энергию в бою.
Большинство видов специальной выносливости обусловлено уровнемразвития анаэробных возможностей организма. Эффективным средством развития специальнойвыносливости являются специально подготовленные упражнения, максимально приближенныек соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональныесистемы организма.
Глава 2. Организация и методы исследования
В исследовании приняли участие юноши (10 человек), занимающиесягреко-римской борьбой в СДЮСШОР №7 Ивановской области, г. Иваново. Стаж их занятийэтим видом спорта на начало эксперимента составлял 2,5 года. Возраст был между 14и 16 годами (1994-1996 года рождения). Спортивная квалификация — 1-2 юношеские разряды.Исследование проводилось три месяца.
В начале исследования нами было проведено тестирование на определениеуровня развития специальной выносливости. В качестве тестов были взяты такие как:тест А.Г. Бурындина (1972) — броски борцовского манекена прогибом в течение трехминут по схеме: 4 броска за 40 секунд,20 секунд — спурт (броски в максимальном темпе).Выполнялось три таких серии без перерыва; сокращенный вариант теста П.А. Рожковас соавторами (1982) — 2 периода по 3 минуты по той же схеме с минутным перерывоммежду периодами; измененный тест А.Г. Бурындина — 2 периода по 2 минуты по схемепервого теста, с минутным перерывом между периодами.
Тестирование проходило в три дня. В первый день спортсмены выполнялитест: броски борцовского манекена прогибом в течение трех минут по схеме: 4 бросказа 40 секунд,20 секунд — спурт (броски в максимальном темпе). Во второй день тест:броски борцовского манекена прогибом в течение 2 периода по 2 минуты, с минутнымперерывом между периодами. И в третий день спортсмены выполняли тест: броски борцовскогоманекена прогибом в течение 2 периода по 3 минуты с минутным перерывом между периодами.Данные представлены в таблицах 1, 2,3.
При сравнении тестов «2 периода по 3 минуты» и«2 периода по 2 минуты» установлено, что имеются достоверные различияв количестве бросков, проведенных на последних минутах тестов в пользу второго.Кроме того, обнаружено резкое снижение качества техники выполнения бросков прогибомв тесте «2 периода по 3 минуты» по сравнении с тестом «2 периодапо 2 минуты», что по нашему мнению является следствием большего утомления испытуемыхв первом тесте. Анализ 5-минутного восстановительного периода также подтвердил наличиеболее глубоких сдвигов в организме юных борцов после теста «2 периода по 3минуты»
ЧСС превысила 200 уд/мин. А большие нагрузки должны применятьсяочень осторожно при работе с юными спортсменами.
В ходе всего исследуемого периода отмечаются достоверные различияв темпах восстановления. При этом следует отметить, что после теста «2 периодапо 3 мин» ЧСС превышает 190-205 уд/мин. Это свидетельствует о том, что кардио-респираторнаясистема работает с большим напряжением и значительными последующими функциональнымисдвигами. В связи с тем, что это является большой нагрузкой на организм борцов-юношей,данный тест не всегда пригоден для контроля за уровнем их специальной выносливости,особенно в период подготовки к соревнованиям, применение его наносит заметный следна последующую нагрузку в недельном цикле. Однако наряду с этим стоит отметить,что применение теста «2 периода по 3 минуты» на этапе подготовки к соревнованиямможет быть эффективным, так как позволит выявить уровень проявления техническойи морально-волевой подготовленности юных борцов на фоне наступающего утомления.
Сравнение теста «2 периода по 2 минуты» с тестом«3 минуты» по качеству бросков превосходит, однако нагрузка в первом случаеоказалась выше, о чем свидетельствуют величины ЧСС в ходе восстановления. Тест«2 периода по 2 минуты» даёт более оптимальные сдвиги в организме и, каквыявлено в исследовании, более эффективен, так как техника бросков манекена изменяетсяв незначительных пределах. В ходе пятиминутного восстановительного периода удаётсявыявить степень функциональной подготовленности борца. Тест «2периодапо 2 минуты» можно применять непосредственно в условиях подготовки к соревнованиям,где он будет играть двоякую роль: во-первых, как тренирующий фактор, во-вторых- как контролирующий. Кроме того, этот тест легче переносится юношами, и более применимв практике, особенно на борцах 1 и 2 юношеских разрядов.
Таблица 1
Результаты до экспериментав тесте «броски борцовского манекена прогибом в течение трех минут по схеме:4 броска за 40 секунд,20 секунд — спурт (броски в максимальном темпе)». № Фамилия, имя.
Кол-во бросков
в спуртах 1-й 2-й 3-й 1 Быков М. 5 4 3 2 Антипов С. 6 4 4 3 Бойко М. 5 5 4 4 Малыгин А. 6 5 5 5 Черненко Т. 5 4 4 6 Карпов Р. 5 5 4 7 Тимофеев А. 5 4 3 8 Аракелян Р. 5 4 4 9 Борисенко А. 6 5 5 10 Харченко Р. 5 4 3
Тест «3 минуты» не даёт необходимых функциональныхсдвигов в организме, так как пульс после теста составляет всего 168-174 уд/мин.Быстро протекает и восстановление, на 5-й минуте пульс равен 108-120 уд/мин. Достоверностьразличий между бросками манекена на последних минутах спурта не выявлено. Такжене выявлено достоверных различий в педагогической оценке за технику выполнения бросков.

Таблица 2
Результаты до экспериментав тесте «броски борцовского манекена прогибом в течение 2 периода по 2 минуты,с минутным перерывом между периодами». № Фамилия, имя. Кол-во бросков в спуртах 1-й 2-й 3-й 4-й 1 Быков М. 6 4 4 4 2 Антипов С. 6 5 5 4 3 Бойко М. 5 5 5 4 4 Малыгин А. 6 5 5 5 5 Черненко Т. 5 4 4 4 6 Карпов Р. 5 4 4 4 7 Тимофеев А. 5 4 4 3 8 Аракелян Р. 5 4 4 3 9 Борисенко А. 6 5 5 4 10 Харченко Р. 5 4 4 3
При сравнении тестов «2 периода по 3 минуты» и«3 минуты» выявлены наибольшие различия по всем регистрируемым показателям.
Анализ 5-ти минутного восстановления также свидетельствует оболее глубоких сдвигах в организме борцов после теста «2 периода по 3 минуты».Так в ходе всего исследуемого периода отмечаются достоверные различия в темпах восстановления,При этом отмечено, что после теста «2 периода по 3 минуты» ЧСС составляет190-205 уд/мин. Это свидетельствует о том, что все системы юношеского организмаработают на пределе функциональных возможностей, с последующими значительными функциональнымисдвигами, что нежелательно в юношеском возрасте. Однако тест «2 периода по3 минуты» может с успехом использоваться у юношей, имеющих большой стаж занятийборьбой и хорошую функциональную подготовку, что позволит улучшить волевые качестваи специальную выносливость.
Ввиду того, что в тесте «3 минуты» сдвиги со стороныкардиореспираторной системы незначительны (пульс после теста равен 168-174 уд/мин)и восстановление наступает быстрее (пульс на 5 минуте составляет 108-120 уд/мин).
Таблица 3
Результаты до экспериментав тесте «броски борцовского манекена прогибом в течение 2 периода по 3 минутыс минутным перерывом между периодами». № Фамилия, имя. Кол-во бросков в спуртах 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 1 Быков М. 5 5 4 4 3 2 2 Антипов С. 5 5 4 4 3 3 3 Бойко М. 5 4 4 4 3 2 4 Малыгин А. 6 5 4 5 4 3 5 Черненко Т. 5 4 3 4 3 3 6 Карпов Р. 5 4 3 3 3 3 7 Тимофеев А. 5 3 3 4 3 2 8 Аракелян Р. 5 4 3 4 3 3 9 Борисенко А. 6 5 4 5 4 4 10 Харченко Р. 5 4 3 4 3 3
Нами было предложено ряд упражнений, которые мы совместно с тренеромвключили в учебно-тренировочные занятия. Иногда учебно-тренировочные занятия строилисьтолько на предложенных упражнениях:
1. Борьба в течение 5 минут без интервалов отдыха;
2. Скоростно-силовая работа — отработка бросков в парах, в течение 10 минут,между сменой упражнения отдых 1,5 — 2мин;
3. Круговая тренировка;
4. Игровая тренировка («Регби», «Регби в партере»,«Эстафеты»);
5. Интервальная тренировка — броски манекена прогибом в течение 3 минут, с интерваломотдыха 1 минута (12 серий);
6. Переменно-прогрессирующая тренировка — борцовские схватки в течение 20 минут,с интервалами отдыха.
7. Равномерная тренировка.
В течение учебно-тренировочного процесса, который входил в периоднашего исследования (с октября по январь) использовались предложенные нами упражнения.
В тренировках мы применяли интервальный, игровой, повторный,равномерный, круговой методы и метод переменно-прогрессирующей нагрузки, «фартлек».
В конце нашего исследования было проведено повторное тестирование.Данные представлены в таблицах 4, 5,6.
Таблица 4
Результаты послеэксперимента в тесте «броски борцовского манекена прогибом в течение трех минутпо схеме: 4 броска за 40 секунд,20 секунд — спурт (броски в максимальном темпе)».№ Фамилия, имя.
Кол-во бросков
в спуртах 1-й 2-й 3-й 1 Быков М. 6 6 4 2 Антипов С. 7 6 4 3 Бойко М. 6 6 5 4 Малыгин А. 7 7 6 5 Черненко Т. 6 5 5 6 Карпов Р. 6 6 5 7 Тимофеев А. 6 5 5 8 Аракелян Р. 6 5 5 9 Борисенко А. 7 6 6 10 Харченко Р. 7 5 4

Таблица 5
Результаты послеэксперимента в тесте «броски борцовского манекена прогибом в течение 2 периодапо 2 минуты, с минутным перерывом между периодами».№ Фамилия, имя. Кол-во бросков в спуртах 1-й 2-й 3-й 4-й 1 Быков М. 7 5 5 4 2 Антипов С. 7 7 6 5 3 Бойко М. 6 6 5 5 4 Малыгин А. 7 6 6 5 5 Черненко Т. 6 5 5 4 6 Карпов Р. 6 5 5 5 7 Тимофеев А. 7 5 5 4 8 Аракелян Р. 6 5 5 4 9 Борисенко А. 7 6 6 6 10 Харченко Р. 6 5 5 4
Таблица 6
Результаты послеэксперимента в тесте «броски борцовского манекена прогибом в течение 2 периодапо 3 минуты с минутным перерывом между периодами». № Фамилия, имя. Кол-во бросков в спуртах 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 1 Быков М. 6 6 5 5 4 4 2 Антипов С. 6 6 6 5 4 4 3 Бойко М. 6 5 5 5 4 4 4 Малыгин А. 7 6 5 5 5 4 5 Черненко Т. 6 4 4 4 4 4 6 Карпов Р. 6 5 5 4 4 3 7 Тимофеев А. 6 5 5 4 4 3 8 Аракелян Р. 6 5 4 4 3 3 9 Борисенко А. 7 6 5 5 5 4 10 Харченко Р. 6 4 4 4 4 3
После проведенного исследования результаты тестирования оценивалисьв процентах. Проценты высчитывались по следующей формуле, например:
Первоначальный результат в тесте «броски борцовского манекенапрогибом в течение трех минут по схеме: 4 броска за 40 секунд,20 секунд — спурт(броски в максимальном темпе)» у испытуемых равнялся — 136 броскам борцовскогоманекена;
Повторный результат в тесте «броски борцовского манекенапрогибом в течение трех минут по схеме: 4 броска за 40 секунд,20 секунд — спурт(броски в максимальном темпе)» у испытуемых равнялся — 170 броскам борцовскогоманекена.
Броски борцовского манекена преобразовывали в единицы. Затемпроценты высчитывались пропорцией:
136=100% x=136 x 100%/170
170=x x=80, x=100-80=20%
Также рассчитывались проценты в тестах «2 периода по 2 минуты»и «2периода по 3 минуты».
Таблица 7
Уровень повышенияразвития специальной выносливости у юных борцов в процентах. «броски борцовского манекена прогибом в течение трех минут по схеме: 4 броска за 40 секунд,20 секунд — спурт (броски в максимальном темпе)» «броски борцовского манекена прогибом в течение 2 периода по 2 минуты, с минутным перерывом между периодами» «броски борцовского манекена прогибом в течение 2 периода по 3 минуты с минутным перерывом между периодами» 20% 22,4% 18,7%
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
Нами было проведено исследование в течение трёх месяцев. В течениеучебно-тренировочных занятий мы включали предложенные нами специальные упражненияна развитие специальной выносливости.
После повторного тестирования мы получили следующие данные.
Уровень повышения развития специальной выносливости у юных борцовповысился:
в бросках борцовского манекена прогибом в течение трех минутпо схеме: 4 броска за 40 секунд,20 секунд — спурт (броски в максимальном темпе)- на 20%;
в бросках борцовского манекена прогибом 2 периода по 2 минуты,с минутным перерывом между периодами — на 22,4%;
в бросках борцовского манекена прогибом 2 периода по 3 минутыс минутным перерывом между периодами — на 18,7%.
В итоге полученных результатов мы можем сделать следующие выводы,что предложенные нами специальные упражнения для развития специальной выносливостидали положительный эффект. Для юных борцов такой прирост развития специальной выносливостиявляется оптимальным.
Самые эффективные упражнения:
1. Скоростно-силовая работа — отработка бросков в парах, в течение 10 минут,между сменой упражнения отдых 1,5 — 2мин;
2. Интервальная тренировка — броски манекена прогибом в течение 3 минут, с интерваломотдыха 1 минута (12 серий);
3. Переменно-прогрессирующая тренировка — борцовские схватки в течение 20 минут,с интервалами отдыха.
Из ряда предложенных нами упражнений эти упражнения оказалисьнаиболее подходящие для развития специальной выносливости у юных борцов в процессетренировочных занятий.
Методы, используемые нами в учебно-тренировочных занятиях, былиподобраны правильно: интервальный, игровой, повторный, равномерный, круговой методыи метод переменно-прогрессирующей нагрузки, «фартлек».
Игровой метод необходимо использовать в тренировочных занятияху борцов для того, чтобы не происходило утомление.
Интервальный и метод переменно-прогрессирующей нагрузки,«фартлек» необходимы для повышения скоростной выносливости.
Игровой и повторный методы у борцов развивают скоростно-силовуювыносливость.
Менее эффективным методом для развития специальной выносливостиявляется равномерный метод, так он больше служит для развития общей выносливости,но мы его применяли для того, чтобы у борцов не было сильного утомления.
Выводы
Анализ научно-методической литературы и проведенные исследованияпозволили нам сделать следующие выводы.
Выносливость является одним из важных физических качеств, необходимыхдля юных борцов. Выносливость — это способность совершать работу заданного характерав течение длительного времени, способность бороться с утомлением. Общая выносливостьиграет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонентфизического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальнойвыносливости. Специальная выносливость для каждой спортивной дисциплины имеет своиведущие компоненты, определяющие её специфичность в конкретном виде соревновательнойдеятельности.
Методами развития специальной выносливости являются: интервальный,игровой, повторный, равномерный, круговой методы и метод переменно-прогрессирующейнагрузки, «фартлек».
В результате проведенного нами исследования мы получили следующиеданные. Уровень развития специальной выносливости у юных борцов повысился:
в бросках борцовского манекена прогибом в течение трех минутпо схеме: 4 броска за 40 секунд,20 секунд — спурт (броски в максимальном темпе)- на 20%;
в бросках борцовского манекена прогибом 2 периода по 2 минуты,с минутным перерывом между периодами — на 22,4%;
в бросках борцовского манекена прогибом 2 периода по 3 минутыс минутным перерывом между периодами — на 18,7%.
Полученные результаты позволяют нам сделать следующие выводыо том, что применяемые нами средства и методы для развития специальной выносливостиу юных борцов были эффективны, так как данный прирост в развитии специальной выносливостиявляется оптимальным.
В течении исследования мы использовали в основном интервальный,игровой метод и метод переменно-прогрессирующей нагрузки «фартлек».
Игровой метод применялся нами с целью снятия напряжения и предупрежденияутомления.
Литература
1. Бойко В.Ф., Данько Г.В. Физическая подготовка борцов. — М., 2004. — 224 с.
2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов.- М.: Физкультура и спорт, 1988. — 330 с.
3. Виноградов М.Н. Физиология трудовых процессов. — 2-е издание. — М.: Медицина,1966. — с.228-238
4. Волков Н.И. Биохимические основы выносливости спортсмена // Теория и практикафизической культуры. — 1967. — №3 — с.15-21
5. Верхошанский Ю.А. Основы специальной физической подготовки спортсменов.- М.: Физкультура и спорт, 1988-331с
6. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учебное пособие. — Р-на-Д, Феникс, 2004.- 214 с.
7. Зациорский В.М., Булгакова Н.Ж. Теоретические и методические основы отборав спорте. — М.: ГЦОЛИФК, 1980
8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. — М.: Физкультура и спорт,1970. — С.28-39.
9. Кофман Л.Б. Физическая культура. — М.: Просвещение, 1996.
10. Кунат П. Проблемы нагрузки с точки зрения психологии спорта // Психологияи современный спорт. — М., 1973. — с.224-319.
11. Литвинов Е.Н. Методика физического воспитания. — М.: Просвещение, 1996.
12. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. — М.: Просвещение,1991.
13. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1977.- 280 с.
14. Мотылянская Р.Е. Выносливость у юных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт,1969. — 223 с.
15. Набатникова М.Я. Специальная выносливость спортсменов. — М.: Физкультураи спорт, 1972. — с. 19
16. Набатникова М.Я. Проблемы совершенствования специальной выносливости спортсменовпри циклической работе субмаксимальной и большой мощности: Автореферат диссертациидоктора педагогических наук. — М., 1974. — 52 с.
17. Сорокин Н.Н. Спортивная борьба. — М.: Физкультура и спорт, 1960. — 448 с.
18. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика и организация тренировки.В 4 — х книгах: учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2000. — 384 с.
19. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Академия, 2003. — с.480.
20. Шепилов А.А., Климин В.П. Выносливость борцов. — М.: Физкультура и спорт,1979-128 с.
21. Шулика Ю.А. Греко-римская борьба: учебник для СДЮШОР, спортивных факультетовпедагогических институтов. — М.: Финис, 2004. — 800 с.
22. Филин В.П., Фомин Н.И. Основы юношеского спорта. — М.: Физкультура и спорт,1980. — 255с.