Развитие технического творчества учащихся при изучении спецдисциплин и в кружковой работе

Реферат
Тема:
Развитие технического творчества учащихся при изучении спецдисциплини в кружковой работе
Выполнила:
Мережкова Р.О
2010 г.

Содержание
1.  Организация технического творчестваучащихся
2.  Составление технического задания
3.  Планирование и организация поразвитию технического творчества
Заключение

1.  Организация технического творчестваучащихся
Особое место в работе педагогических коллективовпрофтехучилищ должны занимать вопросы совершенствования методики организациизанятий по техническому творчеству во внеучебное время.
Это организация технических кружков, кружки по углубленномуизучению профессии и предметов общетехнического цикла.
В кружках учащиеся конструируют, изготовляют модели и макетыновой техники, приспособления, повышающие производительность труда иобеспечивающие высокое качество изделий, учебно-наглядных пособия,модернизируют оборудование учебных мастерских. Благодаря этому расширяется ихкругозор, формируется практические навыки и умения, устойчивый интерес кприобретаемой профессии, вырабатываются волевые усилия по преодолению трудностей,формируется стремление к постоянному повышению уровня технических знаний, ктворческому поиску.
Вместе с тем создание творческих объектов не самоцель.Главное – обеспечить развитие технических творческих способностей учащихся.Поэтому для подготовки квалифицированных рабочих, способных к творческомутруду, необходимо не только увеличение числа технических кружков и количестваучастников, но и систематически совершенствование методики их работы.
Определенный педагогический эффект может быть достигнут при использованииследующего методического приема: прежде чем приступить к изготовлению объекта,необходимо привлечь учащихся к творческому процессу его конструирования.Каждому учащемуся следует предложить сконструировать определенную деталь,эскиза составить технологическую карту ее обработки. Все это учащийся можетвыполнить самостоятельно. В процессе работы все учащиеся могутконсультироваться с преподавателями, чтобы проверить правильность выбраннойпоследовательности обработки деталей и составления технологической карты.
Приступая к изготовлению объекта, следует организоватьколлективное обсуждение предложенных вариантов, проверить чертежи,технологические карты, произвести экономическую оценку эффективностипредложенного конструктивного решения задания. Подвести учащихся к выборуоптимального варианта.
В совместном процессе технического творчества педагогстимулирует разбитие технической активности учащихся, на конкретных примерахпомогает своим воспитанникам воплотить в действующих объектах их первые зрелыемысли. Все это способствует развитию технического творчества на уровнесовременных требований педагогики и психологии.
2. Составление технического задания
Руководитель предлагает учащимся определить количество,назначение и основные размеры деталей, на основании технического рисунка иданных. Затем сообщает учащимся требования, предъявляемые к конструкции.
Устройство нужно правильно расположить. Быстро и надежнозакрепить заготовку или инструмент перед обработкой, а обработку выполнить безпредварительной разметки. Применение приспособлений повышает производительностьи безопасность труда, обеспечивает необходимую точность обработки деталей.
К приспособлениям предъявляются технико-экономические иэстетические требования, главные из которых — надежное выполнение функций идостаточной запас прочности, что обеспечивает рациональной конструкцией,оптимальным расположением узловых соединений и правильным размером деталей.
При конструировании приспособлений необходимо добиватьсяснижения себестоимости изделий, что достигается применением доступных инедорогих материалов, простатой технологического процесса и уменьшением затраттруда на изготовление. Эстетические требования определяются созданием удобныхдля работы, красивых по форме и отделке элементов изделия. Так как всетребования, предъявляемые к приспособлениям, техническим заданиям привестиневозможно, руководителю следует сообщить их учащимся в форме рассказа илибеседы.
После того, как учащиеся уяснили целевое назначениеприспособления и условия его эксплуатации, определили основные размеры деталейи конструкции в целом, выбрали материал и способы соединения деталей, импредлагается разработать собственный вариант конструктивного решения.
Разработка собственной идеи осуществляется в процессеознакомления с аналогичными конструктивными решениями по образцам, схемам итехническим рисункам. Эта работа предполагает формирование у учащихсяпредставления об изделии, показ широких возможностей для проявления творчества,создание условий для формирования умения переносить принцип действия однойконструкции на другую, восполнять недостающие звено в заданной конструкции,проектировать ее схематически, конструировать по собственному замыслу.
Задачи на перенесение принципа действия с одной конструкциина другую требуют от учащихся умения использовать готовые элементы техники,изменять размеры деталей, а иногда и их конструкцию применительно к новымусловиям работы. Следовательно, постановка таких задач целесообразна в процессеконструирования и изготовления любого объекта. Практика работы подтверждает,что задачи на выполнения недостающего звена в конструкции вполне доступныучащимися. Они не взывают трудностей, так как имеющиеся звенья конструкции, содной стороны, подсказывают решение, а с другой — дают простор для поискасобственного варианта.
При проектировании схематически заданной конструкцииучащимися необходимо дополнительные данные по типовым деталям машин. Механизмовпередач, кинематическим парам и т.д. При конструктирование по собственномузамыслу руководитель должен помочь учащимся разработать общиерационализаторские решения с последующем воплощением их в объектах.
Разработка конструктивного варианта приспособления (а такжеинструмента, технологического процесса и т.п.) может осуществляться в двухнаправлениях. Руководитель предлагает учащимся:
1. Рассмотретьнесколько конструктивных решений аналогичных приспособлений и коллективноопределить вариант конструкции, наиболее полно соответствующей функциональномуназначению приспособления;
2.  вспомнитьразличные конструктивные решения приспособлений, с которыми они встречались напрактике, и изобразить собственный вариант в графической форме.
3. Практикапоказала, что второй вариант дает наилучшие результаты, так, как, конструктируязнакомые изделия, учащиеся хорошо знают их назначение и условия работы.Представленные учащимися решения руководитель группируют по вариантам, ипредлагает им коллективно обсудить их достоинства и недостатки.
4. В ходе обсужденияследует заострить внимание на соответствии конструкции функциональномуназначению и условиям эксплуатации, необходимости учитывать форму и материалдеталей, способы их соединения, красоту внешнего вида изделий. Анализдостоинств и недостатков каждой конструкции вырабатывает у учащихся критическийподход к конструированию, формирует умения и навыки. В ходе обсуждениянедостающие данные. Затем учащиеся приступают к составлению техническогозадания.
После ознакомления с несколькими конструктивными решениями,обсуждения их достоинств и недостатков, составления принципиальной схемыконструкции, вычеркивания эскизов и рабочих чертежей деталей руководительпредлагает начать подготовку к изготовлению приспособления. Для этого учащиесядолжны составить последовательное описание операций на изготовление порученныхему деталей. После согласования последовательности обработки с руководителемучащемуся предлагается заполнить технологическую карту.
В техническом творчестве учащиеся эта изготовления имеетвесьма существенное значение, так как объективное заключение о действительнойрациональности конструируемого приспособления можно сделать лишь тогда, когдаоно будет изготовлено, собрано и испытано. При этом изготовление конструкции,разработанной самим учащимся, формирует у него ясное представление о связиконструирования с требованиями технологии. Наряду с этим в процессеизготовления самостоятельно сконструированного объекта учащиеся сталкиваются снеобходимостью оперативно разрешить затруднения, возникающие из-за отсутствияпредусмотренных чертежами материалов и заготовок, запланированных дляизготовления инструментов и оборудования. Кроме того, в процессе изготовленияконструкции у учащихся формируются профессиональные навыки и умения.
Определенный вклад в развития творчества и рационализаторскойдеятельности учащихся вносит также и теоретическое обучение, в частностизанятия по спецтехнологиям. На уроках спецтехнологии, и в процессепроизводственного обучения преподаватели и мастера далеко не всегда используютпроблемный метод обучения. Вместе с тем решение проблемы предполагает выход иззатруднения, в результате чего усваиваются новые технические знаний, умения инавыки, формируются волевые качества личности — целеустремленность,настойчивость, самостоятельность и др.
Применение проблемного метода в обучении во многом зависит отпедагогического мастерства преподавателя, от его квалификации. Однако как бы нибыло мастерство педагога, основ значительной мере зависит от оснащенностикабинета спецтехнологии необходимым оборудованием и техническими средствамиобучения. В недостаточно оснащенном кабинете невозможно дать учащимся знанияоснов современной техники и технологии, которые необходимо не только длясознательного и прочного овладения профессий, но и для последующего повышенияпроизводственной квалификации. Кабинет спецтехнологии — это не только учебноепомещение, в котором проводиться теоретические занятия; это своего родалаборатория, в которой учащиеся впервые открывают тайны науки и техники,приобщаются к процессу создания, творчеству. Здесь в полной мере раскрываютсяспособности учащихся, формируется интерес к профессии.
Рабочее место преподавателя должно оборудовано так, чтобыобеспечить четкую, продуктивную работу с учащимися. Подробно останавливаясь наописании кабинета по спецтехнологии, покажем, в каких условиях и в определенноймере в создании таких условий максимально реализуются возможности использованияспецтехнологии для развития технического творчества, формирование творческихкачеств личности будущих рабочих.
К таким возможностям можно отнести:
— привлечение учащихся к разработке и изготовлению учебно — наглядных пособий и их последующее использование в учебном процессе (плакаты,чертежи, схемы, технологические карты, образцы работ, инструменты,приспособления, схемы механизмов, станков)
— выполнение зданий, предполагающих самостоятельную работуучащихся с учебной и специально подобранной технической литературой;
— организация лабораторный работ с проблемными заданиями;
— анализ передовых методов труда новаторов производства;
— решение задач, связанных с организацией труда,рационализаторской технологических процессов и конструирование в этих целяхразличных приспособлений;
— организация внеклассных технических занятий (проведениеконференций, олимпиад, выпуск газет).
Использование технического оснащения кабинета сецтехнологиирасширяет диапазон и обогащает возможности применения проблемного методаобучения, установления органических связей знаний по спецтехнологии спрофессией.
Добиваясь того, чтобы они в полной мере осозналинеобходимость теоретических занятий в своей будущей работе, приучились кмыслительным операциям по сравнению и нахождению ошибок, что в значительнойстепени способствует развитию технического мышления подготавливаемых рабочих.
3. Планирование и организация работыпо развитию технического творчества
Работа по развитию техническоготворчества осуществляется на основе единого перспективного плана, составляемогос учетом планов работы предметных кружков и кружков технического творчества,которые разрабатываются преподавателем, мастерами производственного обучения.
Организацией и руководствомтехническим творчеством учащихся, пропагандой знаний занимается училищный советпо техническому творчеству, в состав которого входит: заместитель директора поучебно-производственной работе мастера производственного обучения,преподаватели спецтехнологии. Председатель методической комиссии, а такжеучащиеся, активно участвующие в техническом творчестве училища.
В это план включаются вопросы,связанные с развитием технического творчества, рационализацией. Изобретательством,а также с необходимостью совершенствования всего учебно-воспитательногопроцесса, внедрения элементов научной организации труда в деятельностипедагогов. Поэтому одно из важных звеньев в работе – разработка конкретныхмероприятий, реализация которых должна стать неотъемлемой частью всегоучебно-воспитательного процесса. Эти мероприятия ежегодно следует расширять иуглублять с учетом современного уровня развития техники. При определениимероприятий и составления плана учитывается конкретные условия каждого училища.Профиль изучаемых профессий, уровень инженерно-педагогических работников.Вместе с тем, следует учитывать целый ряд универсальных вопросов, которыецелесообразно отражать в плане училища.
План состоит из двух разделов.Мероприятия первого раздела связаны с научно- технической информацией, а такжес совместной деятельностью учащихся с инженерно-педагогическими работниками потехническому творчеству, мероприятия второго отражают специфическуюнаправленность на развитие рационализаторства и изобретательства.

 
Заключение
 
Как свидетельствует опыт педагогической практики, в нашемучилище накоплен положительный опыт по формированию у учащихся развитиятехнического творчества и творческого мышления и творческого отношения крешению задач. У нас есть специальные разработанные программы и методическиерекомендации по развитию технического творчества учащихся, в то время этаработа должна стать органической частью всего учебного процесса. На основанииизучения и обобщения передового опыта работы по техническому творчеству можнопредложить еще несколько требований и рекомендаций для руководителей кружков имастеров производственного обучения, направленных на повышение эффективности организациитехнического творчества и рационализаторской деятельности учащихся.
1. Учебно-воспитательныйпроцесс должен воедино слить высокопроизводительный труд учащихся, овладениерабочей профессией, развитие элементов технического творчества и формированиедобросовестного отношения к труду. Материал по производственному обучению испециальной технологии, ориентирующей мастера и преподавателя на развитиетехнического творчества в учебном процессе, должен стать составной частьюпрофессиональной подготовки учащихся.
2. Занятия потехническому творчеству следует начинать с изготовления несложных объектов,важно, чтобы учащиеся справились с работой, почувствовали уверенность в себе,испытали первый успех, потребность в творческой деятельности.
3. Конструкторскаядеятельность учащихся, даже на первоначальном этапе, должна включать элементысамостоятельного творческого поиска. Для этого следует ставить учащихся впроблемные ситуации, требующие самостоятельности, напряжения мыслительнойдеятельности.
4. Передизготовлением объекта с учащимися следует осудить возможные рациональные измененияотдельных элементов конструкций.
Список использованной литературы:
1.  Скородумов Н.М Личный пример мастера2005 г.
2.  Мосолов В.А, Карагоз Ю.А Планированиевоспитательной работы в учебной группе. 2004 г.
3.  Ступарик Б.М Организация техническоготворчества в группе. 2004 г.