–PAGE_BREAK–2. Территориальная организация топливной промышленности в России. 2.1. Факторы и особенности, определяющие развитие и размещение отраслей топливной промышленности по территории РФ.
Факторами размещения топливной промышленности принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, групп объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического района и территориально-производственного комплекса.
Всё многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы:
· природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов;
· экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и её рациональному природопользованию;
· демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами.
В состав этих факторов следует включить и состояние социальной инфраструктуры. Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играют экономико-географические и экономические факторы.
При размещении отдельных отраслей в зависимости от природных факторов следует выделить отрасли тяготеющие к источникам сырья. К такой группе отраслей относятся все отрасли топливной промышленности: нефтяная, угольная, газовая и др.
При размещении отраслей топливной промышленности особенно важна экономическая оценка ресурсов: горно-геологические условия того или иного ресурса, мощность пласта, глубина залегания, размеры запасов, особенно балансовых, качество (калорийность углей, компонентный состав нефти или газа и т.д.).
Вместе с тем для размещения отраслей топливной промышленности важен транспортный фактор, т.е. наличие железных дорог, водных путей, трубопроводов и т.п. Учитываются при этом и условия для строительства отдельных видов транспорта, пропускная способность, например железных дорог, наличие транспортных средств, подвижного состава железных дорог или же судов для водных перевозок, их грузоподъёмность, а так же стоимость перевозок добытого сырья до его потребителя.
Важным фактором для развития и рационального размещения топливной промышленности является уровень научно-технического прогресса, обеспечивающий наибольшую эффективность добычи того или иного ресурса. Не маловажным фактором в топливной промышленности является и обеспеченность районов добычи электроэнергией.
Таким образом, анализируя особенности размещения отраслей топливной промышленности, следует учитывать совокупность факторов при решающем значении приближения объектов при решающем значении приближения объектов добычи ресурса к сырьевой базе.
Большое влияние на рациональное размещение предприятий топливной промышленности оказывают демографические факторы. При размещении предприятий необходимо учитывать как уже сложившуюся в данном месте демографическую ситуацию, так и перспективную ситуацию, а так же и прирост самого производства. При размещении строительства новых объектов следует иметь в виду, что население в трудоспособном возрасте сокращается. Поэтому стоит задача экономии трудовых ресурсов, более рационального их использования, высвобождения рабочей силы в результате комплексной механизации и автоматизации производства, лучшей организации труда.
Из многообразия экономических факторов, влияющих на развитие и размещение топливной промышленности, следует выделить транспортный фактор.
При размещении всех отраслей топливной промышленности этот важнейший фактор имеет особое значение, так как он обеспечивает экономические связи между районами и центрами, способствует освоению вновь открытых природных ресурсов, изменяет экономико-географическое положение территорий, способствует улучшению территориальной организации. При планировании размещения предприятий стоит задача транспортного строительства, задача ликвидации или сокращения дальних нерациональных перевозок.
Транспорт обеспечивает потребность западных районов в топливе и сырье. Несмотря на огромное значение транспортного фактора в рациональном и планомерном размещении производительных сил ещё велики встречные и чрезмерно дальние перевозки грузов. Эффективность транспорта повышается в результате электрификации железных дорог, развития систем трубопроводов.
Одним из важнейших экономических факторов размещения производства топливной промышленности является научно-технический прогресс. «Он представляет непрерывный процесс развития науки, техники и технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации труда и производства».[3] Одним из направлений научно-технического прогресса является использование новых технологических решений при освоении природных богатств восточных районов страны. Применение новых технологических схем даёт возможность вести комплексную переработку сырья, заменять их традиционные источники новыми. Так, использование новых методов бурения скважин позволило сэкономить денежные ресурсы на устройстве каждой скважины.
Впервые в мировой практике в Среднем Приобье при турбинном бурении были широко использованы гидромониторные долота, что позволило удвоить механическую скорость проходки скважин.[4] Применение новых технологий помогло также освоить крупные газоконденсатные месторождения Оренбурга и Астрахани.
Технический прогресс, сокращающий потребности в трудовых ресурсах за счёт роста производительности труда, является главным звеном экономической стратегии освоения отдельных и труднодоступных районов.
Технико-экономические расчёты и обоснования строительства обеспечивают правильное территориальное размещение предприятий, строительство их с наименьшими материальными и трудовыми затратами и, следовательно, в значительной степени определяют рентабельность работы этих промышленных объектов.
Особенно важную роль в развитии и размещении топливной промышленности играет такой экономический фактор, как объём капитальных вложений.
Капитальные вложения в топливную промышленность.[5]
(млн. тонн условного топлива)
Таблица 2.1.1
От капитальных вложений больше, чем от какого-либо другого фактора, зависит развитие топливной промышленности. Капиталовложения влияют на объём добываемого сырья и на объём промышленной продукции.
В размещении производительных сил, в том числе и топливной промышленности, велика роль всей совокупности факторов. Экономически обоснованное размещение производительных сил с учётом совокупности факторов в условиях рыночной экономики будет способствовать более эффективному использованию природно-ресурсного потенциала и комплексному развитию регионов.
Что же касается особенностей развития топливной промышленности в России хочу отметить следующее. Как уже говорилось выше топливная промышленность включает в себя нефтяную, газовую, угольную и др.
Рассмотрим развитие важнейших отраслей топливной промышленности каждой в отдельности.
Угольная промышленностьотносится к числу важнейших отраслей народного хозяйства. Велико значение угля в топливном балансе страны.
Особенностью размещения угольной промышленности является её непосредственная зависимость от угольных месторождений. Россия как в европейской, так и в азиатской части располагает огромными запасами угля. Угольная промышленность развивается прежде всего в районах крупного потребления угля, а так же на базе месторождений с наиболее благоприятными технико-экономическими показателями. Добыча угля за годы Советской власти быстро росла и намного превзошла дореволюционный уровень.
Нефтяная промышленностьРоссии развивалась неравномерно: в 1872-1901 её рост обеспечил России первое место в мире по уровню добычи нефти.
Более ¾ общероссийской нефти дают восточные районы России (исключительно месторождения Тюменской и Томской областей), на втором месте — Уральский район, нефтепромыслы которого концентрируется в Башкирии, Пермской и оренбургской областях, на третьем месте – Поволжье, а в его пределах Татарстан и Самарская область.
Более половины всех разведанных ресурсов нефти России сосредоточено в Западной Сибири, затем по объёму ресурсов следуют шлейфы морей, Восточная Сибирь, Европейский Север.
Газовая промышленность.Более 9/10 общероссийской добычи природного и попутного нефтяного газа дают восточные районы страны (Приобье: 85% — Ямало-Ненецкий и 5% — Ханты-Мансийский автономные округа), затем следуют Оренбургская область (около 5%), республика Коми (1%) и т.д.
Газовая промышленность России – один из главных источников инвалютных поступлений. Российским газом практически полностью обеспечиваются Украина, Чехия, Беларусь, страны Балтии; в значительной мере – Польша, Чехия, Венгрия, Болгария; частично – Германия, Франция, Италия. Однако, долголетняя выкачка газа из российских недр мало способствовала модернизации отечественной экономики и повышению благосостояния россиян: вырученные средства обычно «проедались» или бездарно тратились на осуществление программ отнюдь не социального характера.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.2. Экономико-географическая характеристика отраслей топливной промышленности.
Нефтяная промышленность.
Экономико-географическая характеристика нефтяной промышленности.
Нефтяная промышленность является составной частью ТЭК — многоотраслевой системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой), распределение и транспорт энергии и топлива.
Нефтяная промышленность — отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.
По степени изученности месторождения делятся на четыре группы:
А) Детально разведанные месторождения.
В) Предварительно разведанные месторождения.
С1) Слабо разведанные месторождения.
С2) Границы месторождений не определены.
Категории А, В и C1 относятся к промышленным запасам.
Добыча нефти на территории РФ.[6]
(млн. тонн) Таблица 2.2.1
На территории Российской Федерации находятся три крупных нефтяные базы: Западно-Сибирская, Волго-Уральская и Тимано-Печерская.
Основная из них – Западно-Сибирская. Это крупнейший нефтегазоносный бассейн мира, расположенный в пределах Западно-Сибирской равнины на территории Тюменской, Омской, Курганской, Томской и частично Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев, площадью около 3,5 млн. км. Нефтегазоносность бассейна связана с отложениями юрского и мелового возраста. Большая часть нефтяных залежей находиться на глубине 2000-3000 метров. Нефть Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна характеризуется низким содержанием серы (до 1,1%), и парафина (менее 0,5%), содержание бензиновых фракций высокое (40-60%), повышенное количество летучих веществ.
Сейчас на территории Западной Сибири добывается 70% российской нефти. Так, в 1993 году добыча нефти без газового конденсата составила 231.397,192 тонны, из которых фонтанным способом — 26.512,060 тонн, а насосным 193.130,104 тонны. Из данных следует, что добыча насосным способом превышает фонтанную на порядок. Это заставляет задуматься над важной проблемой топливной промышленности — старением месторождений. Вывод подтверждается и данными по стране в целом. В 1993 году в Российской Федерации из старых скважин добывалось 318.272,101 тонна нефти (без газового конденсата), в том числе из скважин, перешедших с прошлого года — 303.872,124 тонны, в то время как из новых скважин нефтедобыча составила лишь 12.511,827 тонн.
В Западной Сибири находятся несколько десятков крупных месторождений. Среди них такие известные, как Самотлор, Мегион, Усть-Балык, Шаим, Стрежевой (см. карту). Большая часть из них расположена в Тюменской области – своеобразном ядре района.
Тюменская область, занимающая площадь 1435,2 тысячи квадратных километров, относится к наиболее крупным (после Якутии и Красноярского края) административным образованьям России и включает Ямало-Ненецкий и Ханты — Мансийский автономные округа. В республиканском разделении труда она выделяется как главная база России по снабжению ее народнохозяйственного комплекса нефтью и природным газом. Область обеспечивает 70,8 процента российской добычи нефти, а общие запасы нефти и газа составляют 3/4 геологических запасов СНГ. В Тюмени добывается 219.818,161 тонна нефти без годового конденсата, что составляет более 90% всей добычи Западной Сибири. Анализируя данную информацию, нельзя не сделать следующий вывод: нефтедобывающей промышленности Российской Федерации свойственна чрезвычайно высокая концентрация в ведущем районе.
Теперь коснемся структур, занимающихся нефтедобычей в Тюмени. На сегодняшний день почти 80 процентов добычи в области обеспечивается пятью управлениями (в порядке убывания веса — Юганскнефтегаз, Сургутнефтегаз, Нижневартовскнефтегаз, Ноябрьскнефтегаз, Когалымнефтегаз). Однако в недалеком времени абсолютные объемы добычи сократятся в Нижневартовске на 60%, в Юганске на 44%, что выведет первое за пределы ведущей пятерки управлений. Тогда (по объемам добычи) первая пятерка будет включать (в порядке убывания) Сургут, Когалым, Юганск, Ноябрьск и Лангепас (вместе — около 70% объемов добычи области)[7].
Сегодня в добывающей промышленности основного нефтяного района России мы наблюдаем сложную систему взаимодействия практически независимых управлений, несогласованно определяющих свою политику. Среди них нет признанного лидера, хотя можно предполагать сохранение ведущих позиций за СургутНГ, НоябрьскНГ и ЮганскНГ, не существует и настоящей конкурентной борьбы. Такая разобщенность создает немало проблем, но интеграция откладывается на неопределенную перспективу из-за большой динамичности отрасли: снижение статуса ПурНГ, КогальимНГ и ТюменьНГ вкупе с одновременным уменьшением влияния НижневартовскНГ способно уже сейчас дисбалансировать сложившуюся структуру отношений.
Без сомнения, эти выводы, сделанные на основе взаимоотношений в ведущем районе, можно распространить и на всю систему нефтедобычи в целом, что даст определенное объяснение сложной ситуации в данной отрасли. Для нефтяной промышленности Тюмени характерно снижение объемов добычи. Достигнув максимума в 1988 году 415.1 млн. тонн, к 1990 году нефтедобыча снизилась до 358,4 млн. тонн, то есть на 13.7 процента, причем тенденция падения добычи сохраняется и в 1994 году.[8]
Вторая по значению нефтяная база — Волго-Уральская. Она расположена в восточной части Европейской территории Российской Федерации, в пределах республик Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, а также Пермской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Волгоградской Кировской и Ульяновской областей. Нефтяные залежи находятся на глубине от 1600 до 3000 м, т.е. ближе к поверхности по сравнению с Западной Сибирью, что несколько снижает затраты на бурение. Волгл-Уральский район дает 24% нефтедобычи страны.
Подавляющую часть нефти и попутного газа (более 4/5) области дают Татария, Башкирия, Самарская область. Значительная часть нефти, добываемая на промыслах Волго-Уральской нефтегазоносной области, поступает по нефтепроводам на местные нефтеперерабатывающие заводы, расположенные главным образом в Башкирии и Самарской области, а также в других областях (Пермской, Саратовской, Волгоградской, Оренбургской).
Нефть Восточной Сибири отличается большим разнообразием свойств и состав вследствие многопластовой структуры месторождений. Но в целом она хуже нефти Западной Сибири, т.к. характеризуется большим содержанием парафина и серы, которая приводит к повышенной амортизации оборудования. Если коснуться особенностей в качестве, то следует выделить республику Коми, где ведется добыча тяжелой нефти шахтным способом, а также нефть Дагестана, Чечни и Ингушетии с крупным содержанием смол, но незначительным серы. В ставропольской нефти много легких фракций, чем она ценна, хорошая нефть и на Дальнем Востоке.
Итак, почти каждое месторождение, а тем более каждый из нефтегазоносных районов отличаются своими особенностями в составе нефти, поэтому вести переработку, используя какую-либо «стандартную» технологию нецелесообразно. Нужно учитывать уникальную структуру для достижения максимальной эффективности переработки, по этой причине приходиться сооружать заводы под конкретные нефтегазоносные области. Существует тесная взаимосвязь между нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленностью. Однако развал Советского Союза обусловил появление новой проблемы — разрыв внешних хозяйственных связей нефтяной промышленности. Россия оказалась в крайне невыгодном положении, т.к. вынуждена экспортировать сырую нефть ввиду дисбаланса нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности (максимальный объем переработки — 240 млн. тонн в год), в то время как цены на сырую нефть гораздо ниже, чем на нефтепродукты. Кроме того, низкая приспособляемость российских заводов, при переходе на нефть, ранее транспортировавшуюся на заводы республик, вызывает некачественную переработку и большие потери продукта.
Третья нефтяная база — Тимано-Печерская. Она расположена в пределах Коми, Ненецкого автономного округа Архангельской области и частично на прилегающих территориях, граничит с северной частью Волго-Уральского нефтегазоносного района. Вместе с остальными Тимано-Печерская нефтяная область дает лишь 6% нефти в Российской Федерации. Добыча нефти ведется на месторождениях Усинское, Верхнегруьеторское, Памгня, Ярега, Нижняя Омра, Водейское и другие. Тимано-Печорский район, как Волгоградская и Саратовская области, считается достаточно перспективным. Добыча нефти в Западной Сибири сокращается, а в Ненецком автономном округе уже разведаны запасы углеводородного сырья, соизмеримые с западносибирскими. По оценке американских специалистов, недра арктической тундры хранят 2,5 миллиарда тонн нефти. Сегодня различные компании уже инвестировали в его нефтяную промышленность 80 млрд. долларов с целью извлечь 730 млн. тонн нефти, что составляет два годовых объема добычи Российской Федерации. Ведутся совместные разработки месторождений. Например, ПС «Полярное сияние» с участием американской компании «Конако», которое разрабатывает Ардалинское месторождение с запасами нефти более 16 миллионов тонн. В проект инвестировано 375 млн. долларов, из которых 80 млн. получили 160 российских компаний — поставщиков и подрядчиков. 71 % всех доходов ПС остается в России, что делает контракт выгодным не только для иностранцев, но и для жителей Ненецкого автономного округа, получивших дополнительные рабочие места, и в целом всей Российской Федерации[9].
Теперь, обобщив сказанное в данной главе, выделим главную особенность, проблему размещения нефтедобывающей промышленности России. Частично она уже была рассмотрена — это сверхвысокая концентрация нефтедобычи в ведущей нефтяной базе. Она имеет как раз преимущество для организации самой структуры промышленности, так создает целый комплекс проблем, среди которых, например, сложная экологическая обстановка в регионе. Особенно выделяется из них проблема дальней и сверхдальней транспортировки нефти и попутного газа, обусловленная объективной необходимостью в перевозке сырья от главного поставщика, восточных районов Российской Федерации, к главному потребителю — западной ее части.
Если учесть низкую степень подтверждаемости прогнозных запасов и еще большую долю месторождений с высокими издержками освоения (из всех запасов нефти только 55% имеют высокую продуктивность), то общую обеспеченность России нефтяными ресурсами нельзя назвать безоблачной,
Глубокий экономический кризис, охвативший Россию, не обошел и отрасли топливной промышленности, особенно нефтяную промышленность. Это выразилось, прежде всего, в ускоряющемся сокращении объемов добычи нефти начиная с 1989 года.
Нынешнее состояние нефтяной промышленности России характеризуется сокращением объемов прироста промышленных запасов нефти, снижением качества и темпов их ввода; сокращение объемов разведочного и эксплуатационного бурения и увеличением количества бездействующих скважин; повсеместном переходе на механизированный способ добычи при резком сокращении фонтанизирующих скважин; отсутствием сколь либо значительного резерва крупных месторождений; необходимостью вовлечения в промышленную эксплуатацию месторождений; расположенных в не обустроенных и труднодоступных районах; прогрессирующим техническим и технологическим отставанием отрасли; недостаточным вниманием к вопросам социального развития и экологии.
Транспортировка нефти трубопроводами
(характеристики и преимущества).
Нефть не используется в первоначальном виде, поэтому нефтеперерабатывающие заводы — основной ее потребитель. Они располагаются во всех районах страны, т.к. выгоднее транспортировать сырую нефть, чем продукты ее переработки, которые необходимы во всех отраслях народного хозяйства. В прошлом она из мест добычи в места потребления перевозилась по железным дорогам в цистернах. В настоящее время большая часть нефти перекачивается по нефтепроводам и их доля в транспортировке продолжает расти. В состав нефтепроводов входят трубопроводы, насосные станции и нефтехранилища. Скорость движения нефти — 10-12 км/ч. Стандартный диаметр — 12 тыс.мм. Производительность в год — 90 млн. тонн нефти. По эффективности с нефтепроводами могут соперничать только морские перевозки танкерами. Кроме того, они менее опасны в пожарном отношении и резко снижают потери при транспортировке (доставке).
Стоимость строительства магистрального нефтепровода обычно окупается за 2-3 года.
Развитие нефтепроводного транспорта в Союзе было связано с освоением нефтяных месторождений в Башкирии, Татарии и Самарской области. К 1941 году в эксплуатации находилось 4100 км магистральных трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов с суммарной годовой производительностью 7,9 млн. тонн. Максимальный диаметр составлял 300 мм. Общая протяженность магистральных нефтепроводов к 1956 году возросла до 11,5 тыс. км, а через 10 лет достигла уже 29 тыс. км. А в 1992 году в СНГ — 275 тысяч км. Сеть магистральных нефтепроводов развивалась в трех основных направлениях: урало-сибирское (Альметьевск — Уфа — Омск — Новосибирск — Иркутск) длиной 8527 км; северо-западное (Альметьевск — Горький — Ярославль — Кириши с ответвлениями на Рязань и Москву) длиной более 17700 км; юго-западное от Альметьевска до Самары и далее нефтепроводом «Дружба» с ответвлением на Полоцк и Вентспилс) протяженностью более 3500 км. Таким образом, наибольшей длиной обладали нефтепроводы урало-сибирского направления, т.к. связывали основного добытчика (Сибирь) с главным потребителем (западными районами Российской Федерации. Важность этого направления сохраняется и в настоящее время.
С открытием новых нефтяных месторождений на Южном Мангышлаке и в Тюменской области сооружены следующие нефтепроводы: Узень — Гурьев — Самара диаметром 1020 мм, длиной около 1000 км; Шаим — Тюмень, Александровское — Анжеро-Судженск диаметром 1220 мм и протяженностью 840 км; Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск диаметром 1220 мм и протяженностью 1844 км, второй нефтепровод «Дружба».
Развитие нефтепроводного транспорта определяется общим состоянием дел в нефтяной промышленности, т.к. между ними существует неразрывная связь. Например, во время благоприятной ситуации в отрасли с 1940 по 1980 годы протяженность нефтепроводов увеличилась с 4 до 69,7 тыс. км, а грузооборот — с 4 до 1197 млрд. ткм, т.е. на 29825%.
Так, в прошлом формирование нефтяной базы между Волгой и Уралом, намного улучшив снабжение нефтью центральных и восточных районов страны, обусловило появление целой системы магистральных нефтепроводов:
1. на запад — нефтепровод «Дружба» от Альметьевска через Самару — Брянск до Мозыря (Белорусия), откуда в Полшу, Венгрию и Чехословакию с ответвлением в Белорусию, Латвию и Литву; Самара — Пенза — Брянск (нефтепродукты); Альметьевск – Н.Новгород — Рязань — Москва с ответвлением Н.Новгород — Ярославль — Кириши;
2. на юг — Пермь — Альметьевск; Альметьевск — Саратов; Ишимбай — Орск.
3. на восток — Туймазы — Омск — Новосибирск — Красноярск — Ангарск; Туймазы — Омск; Уфа — Омск — Новосибирск (нефтепродукты).
Формирование Западно-Сибирской нефтяной базы изменило ориентацию основных потоков нефти: Волго-Уральский район целиком переориентировался на западное направление.
Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири, откуда трубопроводы идут:
1. на запад — Усть-Балык — Курган — Альметьевск; Нижневартовск — Самара; Самара — Лисичанск — Кременчук — Херсон — Одесса; Сургут — Новополоцк;
2. на юг — Шаим — Тюмень; Усть-Балык — Омск; Омск — Павлодар — Чимкент;
3. на восток — Александровское — Анжеро-Судженск.
Для транспортировки нефти на запад используются, кроме того, трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления.
Из трубопроводов выделяются: Гурьев — Орск; Мангышлак — Самара; Ухта — Ярославль (Тимано-Печерская нефтегазоносная область); Огса — Комсомольск-на-Амуре (Сахалин).
За границу нефть экспортируется также при помощи трубопроводов (например, «Дружба»).
Остальная часть нефти направляется в дальнее зарубежье, т.е. в Западную Европу, где Германия, Италия, Великобритания и Ирландия вкупе потребляют 60% этого объема. Сегодня экспорт за границу в основном выгоден, однако есть уже указанные проблемы с оплатой при поставке нефти в страны ближнего зарубежья.
В самой же России в будущем предусмотрено создание региональных систем магистральных нефтепродуктопроводов с разводящей сетью к нефтебазам, однако, сейчас трубопроводный транспорт переживает тяжелые времена в связи с общим спадом в нефтяной промышленности.
Газовая промышленность.
Экономико-географическая характеристика газовой промышленности.
Роль отдельных видов топлива в экономике России менялась. В начале века большое значение имели дрова. Затем они постепенно начали вытесняться углём (к 50-м гг. угольная промышленность давала более половины всего топлива). А позже начался рост нефти и газа.
В 1994 г. общее производство первичной энергии в России составило 1410 млн. т. условного топлива. Доля газа, как самого дешёвого топлива, в последние годы быстро росла (за счёт сокращения добычи нефти и угля).
Добыча природного газа отличается высокой концентрацией и ориентирована на районы с наиболее крупными и выгодными по эксплуатации месторождениями.
Добыча газа в России
(млрд.м3).[10]
Таблица 2.2.2
Только пять месторождений — Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье и Оренбургское содержат 1/2 всех промышленных запасов России. Запасы Медвежьего оцениваются в 1.5 трлн.м3, а Уренгойского — в 5 трлн.м3.
Следующая особенность заключается в динамичности размещения мест добычи природного газа, что объясняется быстрым расширением границ распространения выявленных ресурсов, а также сравнительной легкостью и дешевизной вовлечения их в разработку. За короткий срок главные центры по добыче природного газа переместились из Поволжья на Украину, Северный Кавказ. Дальнейшие территориальные сдвиги вызваны освоением месторождений Западной Сибири, Средней Азии, Урала и Севера.
В 1994 г. газовая промышленность работала относительно устойчиво и в основном удовлетворяла потребности экономики страны. За год добыча газа составила 606,8 млрд.м3. (98% к уровню предыдущего года). Ресурсы газа за счёт добычи и отборов из газохранилищ позволили обеспечить внутренние нужды российских потребителей и поставить газ на экспорт, в том числе в страны СНГ.
Экспорт газа в страны СНГ и Балтии, млрд.м3
График 2.2.3
В 1995 г., так же как и в предыдущие годы, газовая отрасль работала относительно устойчиво и в основном удовлетворяла потребности экономики. За год добыча газа составила 595 млрд.м3. (98% к уровню 1994 г.). Ресурсы газа за счёт добычи и отборов из газохранилищ позволили обеспечить внутренние нужды российских потребителей и поставить 192,2 млрд.м3. газа на экспорт, в том числе в страны дальнего зарубежья — 116,8 млрд.м3. (111% к уровню 1994 г.) и в страны СНГ — 70,1 млрд.м3. (94%).
Некоторое уменьшение добычи газа было вызвано снижением потребления газа, как в самой России, так и в странах СНГ. Хотя просроченная задолженность потребителей газа выросла за год в 2,5 раза и достигла на 1 января 1996 г. 6992 млрд. р., финансовое положение предприятий отрасли было достаточно устойчивым.
В 1996 г. добыча газа увеличилась на 1% по сравнению с 1995 г. и достигла 600,2 млрд.м3. (98% по отношению к 1989 г.). Рост добычи газа в значительной степени был связан с вводом в эксплуатацию новых мощностей на Комсомольском и Ямбургском месторождениях с возможностью его суточной добычи 30-35 млн.м3.[11]
Несмотря на прогнозы Министерства экономики об увеличении добычи газа на 1% в 1997 г. по сравнению с 1996 г., за прошедший год было добыто меньше (569,3 млрд.м3.). Основными причинами снижения добычи газа по сравнению с предыдущим годом явились сокращение платёжеспособного спроса внутри страны (особенно в летний период), а также уменьшение объёмов его закачки в ПХГ в связи с тем, что за последние три года было отобрано почти на 50 млрд.м3. газа меньше, чем закачано.
Из республик СНГ Российская Федерация даёт почти 80% всего газа, на втором месте – Туркмения (более 1/10), далее идут Узбекистан, Украина, Азербайджан, Казахстан и Белоруссия. В остальных республиках газ не добывают. Полностью собственные потребности обеспечивают только Россия, Туркмения и Узбекистан.
В России выделяются следующие лидеры по добыче природного газа:
ü Западная Сибирь – 91% российской добычи.
ü Уральский экономический район – 6%.
ü Поволжский экономический район – 1%.
ü Республика Коми и Ненецкий АО — менее 1%.
ü Северный Кавказ – менее 1%.
ü Дальневосточный экономический район – менее 1%.
ü Восточная Сибирь – менее 1%.
Таким образом, 98% газа в России добывается в первых трёх вышеперечисленных экономических районах. Это свидетельствует о высокой концентрации газодобывающей промышленности.
Структура потребления газа в России различна, вот например 40,5% добытого газа используется в электростанциях, 28,1 – в промышленности, 16,2 – коммунально-бытовые потребители, 15,2 – прочие отрасли народного хозяйства.[12]
В России действует Единая система газоснабжения, которая включает разрабатываемые месторождения, сеть газопроводов и компрессорных установок (для сжатия газа и подачи его под давлением), подземных газохранилищ и других сооружений. Трубопроводы – единственный способ для перекачки больших масс газа, в России их протяжённость составляет около 80 тыс. м., а в СНГ – 140 тыс. км.
Основные системы магистральных газопроводов проложены из Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, из Поволжья, с Урала (Оренбург – начальный пункт газопровода «Союз») и с Северного Кавказа. Они передают по трубопроводам природный газ в Центральную Россию, в государства Балтии, в Белоруссию, в Молдавию, на Украину и далее в страны Восточной и Западной Европы.
Из основных магистральных газопроводов следует отметить следующие:
Из Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции:
§ Уренгой – Медвежье – Надым – Пунга — Вуктыл – Ухта – Грязовец; далее ветки: на Москву; на направление: Торжок – Псков – Рига; и на направление: Новгород – Санкт-Петербург – Таллинн. От Торжка далее Смоленск – Минск – Брест ( Белоруссия );
§ Уренгой – Ижевск – Помары – Елец — Курск — Жмеринка (Украина) — Ивано-Франковск (Украина) — Ужгород (Украина), далее в Европу;
§ Уренгой — Медвежье — Пермь — Ижевск — Казань — Нижний Новгород — Владимир — Москва;
§ Уренгой — Сургут — Тобольск — Тюмень — Челябинск — Самара — Сызрань — Ужгород ( Украина ), далее в Европу;
§ Уренгой — Сургут — Нижневартовск — Томск — Юрга — Новосибирск -Кемерово — Новокузнецк;
§ Уренгой — Медвежье — Нижняя Тура — Нижний Тагил — Екатеринбург — Челябинск.
Из Поволжского экономического района:
§ Саратов — Рязань — Москва;
§ Саратов — Пенза — Нижний Новгород (с ответвлением на Владимир и Москву) — Иваново — Ярославль — Череповц;
Из Уральского экономического района:
§ Газопровод «Союз»: Оренбург — Уральск — Александров — Гай — Кременчуг — Ужгород ( Украина ), далее в Европу;
Из Северо-Кавказского экономического района:
§ Ставрополь — Аксай — Новопсков — Елец — Тула — Серпухов (Московское кольцо) — Тверь — Новгород — Санкт-Петербург;
§ Ставрополь — Майкоп — Краснодар — Новороссийск;
Из Узбекистана:
§ Газли (Узбекистан) — Ташауз (Туркмения) — Москва.
Зарубежная Европа не в состоянии полностью обеспечивать свои потребности в природном газе за счёт собственных источников. Дефицит газа в Германии, Франции, Италии составляет более 50% и в значительной мере покрывается поставками одной из крупнейших российских компаний «Газпром».
Российский газ имеет более низкую себестоимость, чем сырьё из Алжира и стран Ближнего Востока, которое доставляется в Западную Европу в сжиженном состоянии танкерами.
В целом около 40% потребностей европейского региона в природном газе покрывается за счёт импорта. Например, доля российского «Газпрома» в западноевропейском импорте – 47%, Алжира – 29%, Норвегии – 22%. Норвегия – очень серьёзный конкурент России в торговле газом на европейском континенте.
Переработка газа и газового конденсата.
В отличие от нефти природный газ не требует большой предварительной переработки для использования, но его необходимо сразу отправлять к потребителю. Газ – главный вид топлива там, где нет других энергетических ресурсов.
Сформировалось несколько регионов переработки газа – Оренбургский, Астраханский, Сосногорский (Республика Коми) и Западно-Сибирский. Они разнятся по номенклатуре и количеству выпускаемой продукции, что прежде всего объясняется объёмом разведанных запасов ближайших месторождений и химическим составом добываемого здесь газа.
В номенклатуру продукции газоперерабатывающих заводов (ГПЗ) входят собственно товарный газ, сера, гелий, пропан бутановая смесь, технический бутан, широкие фракции лёгких углеводородов, сжиженный газ, дизельное топливо, различные виды бензинов, этан, этилен и др.
Основной стратегией на долгосрочную перспективу является дальнейшее наращивание добычи природного газа с повышением его доли в энергобалансе страны с тем, чтобы во время так называемой «газовой паузы» решить проблемы перевода народного хозяйства на энергосберегающий путь развития, провести модернизацию отраслей ТЭК, решить вопросы развития атомной энергетики на базе реакторов повышенной безопасности нового поколения, разработать и подготовить к широкому тиражированию экологически приемлемые технологии сжигания угля и т.д.
Таким образом, несомненным «фаворитом» сейчас и на перспективу является природный газ. Именно он – то звено, за которое можно вытащить весь груз проблем, накопившихся в топливном хозяйстве России.
Угольная промышленность.
Экономико-географическая характеристика угольной промышленности.
Угольная промышленность по объёму добычи топлива в натуральном выражении находится на первом месте, значительно превосходя все остальные отрасли топливной промышленности по численности рабочих и стоимости производственных основных фондов.
Угольные ресурсы дифференцируют по разным признакам, среди которых в первую очередь следует выделить глубину залегания, степень метаморфизма и характер географического распространения.
Добыча угля по видам[13]
(млн. т).
Таблица 2.2.4
Весьма существенно, что 54% запасов расположено на глубине до 300 м, 34% — на глубине 300 – 600м. и 12% — на глубине 600 – 1800 м. Почли ½ запасов каменных и 2/3 бурых углей находятся в зоне глубин до 300м. в разных района запасы по зонам глубин распределяются далеко не одинаково. Ближе всего к поверхности залегают угли Урала (около 9/10 запасов – в зоне до 600 м.). Наиболее глубокое залегание угля характерно для европейской части России.[14]
С точки зрения метаморфизма, определяющего качество топлива, его тепловой коэффициент, спекаемость (способность давать металлургический кокс), выход летучих веществ и т.д., на территории страны представлена вся известная гамма углей – от бурых землистых до каменных графитизированных. Господствующими являются каменные угли: они составляют свыше 2/3 общих запасов. Пропорции между каменными и бурыми углями имеют значительные территориальные различия. В европейской части России, например, явно преобладают каменные угли (4/5 всех запасов), на Урале, наоборот, бурых углей гораздо больше, чем каменных, а в Сибири бурых углей в 4 раза меньше по сравнению с каменными.
Среди каменных углей более 1/10 их запасов, приходится на технологическое топливо – коксующие угли, основными источниками которых служат Кузнецкий, Донецкий и Печорский бассейны, а в перспективе – также Южно-Якутский бассейн. Качественный состав ресурсов отражается в структуре добычи, где почти 4/5 занимают каменные угли, из них свыше 1/3 – коксующиеся.[15]
Добыча угля по регионам Российской Федерации[16]
(млн. тонн)
Таблица 2.2.5
Из общих геологических запасов угля в стране свыше 9/10 приходится на восточные районы, в том числе примерно 60% — на Сибирь и 30% — на дальний Восток. В целом выявленные ресурсы угля размещены по территории страны более дисперсно, чем нефть и природный газ. В то же время основная масса сосредоточена в нескольких крупнейших бассейнах. Например Тунгусский, Ленский, Канско-Ачинский и Кузнецкий бассейны имеют более ¾ общих геологических запасов угля.
Изменения в географии добычи угля шли по двум направлениям. Попутно с созданием угольных баз межрайонного значения широкий размах приобрела добыча местных углей. Это дало возможность вовлечь в разработку новые источники топлива и одновременно приблизить добычу угля к районам потребления.
Роль того или иного угольного бассейна в территориальном разделении труда зависит от количества и качества ресурсов, степени их подготовленности для промышленной эксплуатации, размеров добычи, особенностей транспортно-географического положения и др. По совокупности этих условий резко выделяются межрайонные угольные базы – Кузнецкий и Печорский бассейны. К числу формирующихся угольных баз межрайонного значения принадлежит также Канско-Ачинский, Экибастузский и Южно-Якутский бассейны.
Наиболее типичным признаком угольных баз межрайонного значения служит вывоз топлива. При этом зона экономического влияния каждого бассейна должна находится в границах равной себестоимости углей (учитывая затраты на транспортировку). К примеру, распространение угля европейской части страны ограничено в основном Волгой, к востоку от которой находятся зоны влияния кузнецкого угля. Однако кузнецкий уголь проникает даже в центральные районы европейской части, где его использование считается выгодным. Граница зоны печорского угля проходит примерно на широте Санкт-Петербурга.
Бассейны межрайонного значения – основные поставщики коксующегося угля. Почти ½ всего коксующегося угля дают Кузбасс, а также Печорский и Южно-Якутский бассейны.
Что касается угольных бассейнов местного значения, то их влияние носит локальный характер, ограничиваясь рамками отельных районов. Правда, иногда размеры добычи местного топлива могут быть весьма значительны, как, например, в Подмосковном бассейне.
Освоение угольных ресурсов восточных районов страны создаёт весьма благоприятные предпосылки для развития мощных топливно-энергетических баз как основы промышленных комплексов, специализирующихся на энергоёмких производствах с передачей избытка электроэнергии в европейскую часть. В перспективе продолжится формирование Канско-Ачинского, Экибастузского и Южно-Якутского топливных комплексов.
Канско-Ачинский бассейн обладает потенциальными возможностями открытой добычи только по минимальному варианту долгосрочного прогноза в объёме 250 млн.т бурого угля в год.
Для увеличения добычи угля в восточных районах намечено ускорить освоение ресурсов Южно-Якутского угольного бассейна, который располагает значительными запасами не только энергетического, но и технологического топлива высокого качества. Здесь сооружены крупный Нерюнгринский разрез и тепловая электростанция.
Торфяная промышленность.
Экономико-географическая характеристика торфяной промышленности.
Торф — природный органический материал, горючее полезное ископаемое; образовано остатком скопления растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Содержит 50 – 60% углерода. Теплота сгорания (максимальная) 24 МДж/кг. Используется комплексно как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал и др. Запасы торфа в России составляют свыше 186 млрд. тонн.[17]
Решаются проблемы интенсификации и повышения эффективности производства в добывающих отраслях промышленности, которые имеют здесь особенную форму проявления, связанную с наличием и такого важного фактора производства, как земля, с её запасами полезных ископаемых.
Это касается и такого полезного ископаемого, как торф, который, кроме традиционного своего применения в качестве энергетического и бытового топлива, основы в органо-минеральных удобрениях и т.д.
Значение торфяной промышленности в России обусловлено взглядом на торф как один из видов местного топлива. Помимо топливных целей, возрастает внимание к торфу как компоненту органических удобрений. Торф можно использовать в виде подстилки для скота, тепличных грунтов, хорошего антисептического средства для хранения фруктов и овощей, для изготовления тепло и звукоизоляционных плит, в качестве сырья для производства физиологически активных веществ; известны высокие качества торфа как фильтрующего материала.
Впервые в России добыча торфа для топливных целей была начата в Санкт-Петербурге в 1789 г., а в 1893 г. его уже широко разрабатывали в Смоленской губернии. Периодом наиболее активного использования торфа как топлива в промышленных масштабах считается довоенный. К 1940 г. все электростанции Ярославской, Ивановской, Владимирской, Кировской и Калининской областей работали на торфяном топливе. Кроме того, торфяное топливо достигло 20 – 40% в топливных балансах энергосистем Мосэнерго и Ленэнерго.[18]
Добыча торфа на территории Российской Федерации[19]
(млн. тонн)
Таблица 2.2.6
В связи с прогрессом в разведке и разработке природного газа и нефти доля торфа в топливном балансе страны уменьшается. Однако это не означает уменьшения абсолютных размеров добычи торфа в качестве топлива.
Наша страна обладает большими запасами торфа, которые составляют более 60% мировых ресурсов. Исследования показывают, что в ряде районов торф как топливо успешно конкурирует не только с бурым, но и с каменным углём. Развитие торфяной промышленности осуществляется по двум основным направлениям:
ü добыча и использование торфа в топливно-энергетических целях и в сельском хозяйстве;
ü производство новых видов торфяной продукции путём энерго-технологической, химической и биохимической переработки торфа.
Следует отметить, что по мере выработки торфяных ресурсов в ряде районов европейской части России будут вовлекаться в производство торфяные месторождения на Северо-западе и в Западной Сибири – в экономических районах, отличающихся преимущественно худшими природно-климатическими условиями добычи торфа. Это следует рассматривать как фактор экстенсивного развития отрасли, который тем не менее должен сопровождаться интенсификацией процесса добычи торфа[20].
Непревзойденными преимуществами торфа и торфяной продукции являются:
Ø чистота и стерильность, полностью отсутствуют патогенная микрофлора, болезнетворные микроорганизмы, техногенные загрязнения и семена сорных трав;
Ø влагоёмкость и воздухоемкость (рыхлость и сыпучесть материала) при высокой ионообменной способности позволяет адсорбировать и удерживать оптимальное соотношение влага-воздух, постепенно отдавать растениям элементы минерального питания);
Ø содержание в составе натуральных природных гуминовых кислот, обладающих стимулирующим действием на развитие растений и полезной микрофлоры.
Месторождения торфа: Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Пермская, Тверская области. Всего в России насчитывается 7 крупных торфяных баз с эксплуатационными запасами 45 млрд.т.
Сланцевая промышленность.
Экономико-географическая характеристика сланцевой промышленности.
Сланцы – метаморфические горные породы характеризующиеся ориентированным расположением породообразующих минералов и способностью раскалываться на тонкие пластины. По степени метаморфизма различают слабометаморфизованные (горючие, глинистые, кремнистые и др.) и глубокометаморфизованные (кристаллические) сланцы.[21]
Эта небольшая отрасль топливной промышленности включает добычу и переработку горючих сланцев – полезного ископаемого из группы твёрдых каустобиолитов, которое даёт при сухой перегонке определённое количество смолы, близкой по составу к нефти. Обогащённые сланцы могут и непосредственно сжигаться в топках электростанций. Добыча сланцев в промышленных масштабах началась в 1830 году во Франции и Шотландии для получения топливного масла путём сухой перегонки. Но рост добычи нефти нанёс этому значительный ущёрб. В России месторождения сланцев начали разрабатывать во время Первой мировой войны.
Промышленное применение сланцев весьма широк. Наиболее часто их используют как местное топливо, а также как энергетическое сырьё для получения газа, мазута и топливного масла. Из сланцевой смолы производят фенолы, пластификаторы, препараты для борьбы с сорняками и эрозией почв, дубильные вещества и красители.
Сланцы – высоко зольное топливо, и проблема утилизации зольных и шахтных отвалов стоит весьма остро. Вместе с тем имеются технологии и опыт использования сланцевой золы в качестве стройматериалов и сырья для производства цемента.
Добыча сланцев на территории Российской Федерации[22]
(млн. тонн)
Таблица 2.2.7
Добыча сланцев в России (Ленинградская и Самарская области) осуществляется в основном шахтным способом, поскольку они залегают на глубине 100 – 200 м. Обогащённые сланцы обычно сжигаются на месте – на электростанциях. Из-за высокозольности топлива перевозка их нерентабельна. Для переработки 1 т сланцев в транспортабельное топливо необходимо сжечь примерно 40 л нефти. При этом выделение эквивалентного количества топлива зависит от качества сланцев.
Районы расположения горючих сланцев: Ленинградская, Костромская, Самарская, Ульяновская, Саратовская, Оренбургская, Кемеровская, Иркутская области, Республика Коми и Башкортостан.
Сланцевая промышленность никогда не считалась высокорентабельной и имела местное значение, не выходящее за пределы собственно сланцевых бассейнов. В условиях рыночной экономики сланцевая промышленность будет иметь значение только для районов, бедных другими видами топлива.
продолжение
–PAGE_BREAK–