Развитие туризма в Алтайском крае

Содержание
Введение
1. Факторы, влияющие на развитиетуризма в Республике Алтай
2. Совершенствование организации обслуживания туристов
3. Рекомендации по основным направлениям развития туризма вРеспублике Алтай
Заключение
Список литературы
/>Введение
Роль туризма в современном мире колоссальна, он затрагиваетвсе сферы деятельности современного общества, в том числе экономику, культуру,социальную жизнь. Туристский бизнес стимулирует развитие других отраслейхозяйства: строительство, торговлю, сельское хозяйство, производство товаровнародного потребления, транспорт, связь и т. п.
На протяжении последнего двадцатилетия туризмрассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихсяотраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долютуризма приходится около 10 % мирового валового национального дохода.
На сегодняшний день во всем мире туристский бизнес являетсянаиболее прибыльной и перспективной сферой вложения капитала. И в отличие от любойдругой отрасли, туризм, в частности, направленный на прием иностранных туристов(въездной туризм), сохраняет темпы своего развития даже во времяэнергетических, валютных и экономических кризисов.
Ежегодный прирост доходов от туризма ожидается в размере 2,7%. В результате, туризм становится бесспорным лидером среди экспортных группмирового хозяйства. Экономически развитые страны мира небезосновательно придаютразвитию туристской отрасли огромное значение.
На туристской карте мира Россия остается белым пятном. Менее1,5 % от мирового туристского потока приезжает в Россию, причем основной потокиностранных туристов направляется в столичные города — Москву иСанкт-Петербург.
Республика Алтай, как и в целом, Российская Федерация, внастоящее время испытывает серьезные экономические и социальные трудности:кризис промышленности и сельского хозяйства, сохранение безработицы населения,недостаточное финансирование науки, здравоохранения, образования и культуры,социальная напряженность.
В Республике Алтай туризм — одна из немногих сферхозяйствования, которая динамично развивается, превращаясь в одну из ведущихотраслей экономики республики. В качестве весомой предпосылки и большойвозможности для развития индустрии туризма, прежде всего внутреннего и въездногоявляется рекреационный потенциал. Это около 7 тысяч озер общей площадью более600 кв. километров, одно из глубочайших озер России — Телецкое озеро (325 м,площадь — 230,8 кв. км), самая высокая в Сибири горная вершина — гора Белуха(4506 м).
По официальным данным Алтайского комитета статистики объемтуристско-экскурсионных услуг в 2001 году составил 27,424 млн. руб., что на200% больше чем в 2000 году. Итоги 2002 года показали дальнейший рост этогопоказателя, он увеличился на 154,5 %, что составило 42,5 млн. руб. В 2003 годурост составил 155,6 %. Такую положительную динамику в крае не имеет ни одна изотраслей. Также прослеживается благоприятная тенденция к увеличению въездноготуризма. Если в 2000 году в общем потоке туристов, обслуженных фирмами города Барнаула,доля въезжающих в Алтайский регион составила 13,2 %, то в 2001 году — 16,7 %, ав 2002 — 20%. Большинство жителей Алтайского края (79%) предпочитают отдыхать вего пределах. Этот показатель на протяжении исследуемого периода (2000-2003года) остается стабильным.
Привлекательность Алтайского края как объекта развитиятуризма определяется следующими факторами: природно-экологическими,политическими, экономическими, научно-техническим прогрессом. Наличие этихфакторов на Алтае можно конкретизировать и выявить его привлекательность дляразвития туризма.
Алтай является своеобразным стыком цивилизаций, обладаетисторико-археологическим наследием. На его территории находятся уникальныеархеологические и исторические памятники: всемирно известная «Денисова пещера»в Солонешенском районе, «Царский курган» в Чарышском районе,памятники архитектуры в гг. Барнауле, Бийске, Камне-на-Оби.
Значительный природно-ресурсный потенциал: окружающая средас живописными пейзажами и уникальными природными памятниками, разнообразнойфлорой и фауной, чистым воздухом и водой. Наличие разнообразных лечебныхфакторов, позволяющих проводить водолечение (серебро — и радоносодержащаявода), грязелечение (Завьяловское озеро, озеро Яровое и др.), альтернативныеметоды лечения (пантолечение, медолечение, траволечение).
Уникальные условия для развития почти всех видов туризма:спортивного, экологического, этнографического, историко-культурного,приключенческого, семейного, научного и т.д.
Динамично развивающийся гостинично-туристский комплекс(свыше 10 страховых компаний, 70 туристических фирм, в Барнауле 14 отелей общейемкостью около 1400 мест, величина гостиничного фонда в крае около 80 зданий,автотранспортные предприятия).
Транспортная обеспеченность (Алтайский край являетсяотправной точкой туристских маршрутов в Республику Алтай, Монголию, Казахстан,зарубежные страны).
Условия для проведения международных, российских ирегиональных спортивных мероприятий, а также для развития делового иконгрессного туризма.
Целью данной работы является рассмотрение развития туризма вАлтайском крае.
В работе поставлены следующие задачи:
·          Рассмотреть факторы, влияющие на развитие туризма;
·          Рассмотреть совершенствование обслуживания туристов;
·          Дать рекомендации по развитию основных видов туризма Края.
/>1. Факторы, влияющие наразвитие туризма в Республике Алтай
За последнее десятилетие в Сибири сложилась совершенно новаямодель развития туризма. Так, из сферы социально-культурного обслуживания населения,действовавшей в 1980 годы, туризм становится одной из приоритетных отраслейэкономики в 1990 годы. Туристская сфера в Сибири на 2000 год включает 640 фирм,в которых трудятся примерно 6000 сотрудников. Из них в Тюменской областирасполагается 187 туристских организаций; в Новосибирской — 70, Иркутской — 57,Омской области — 52, Томской области — 33, в Алтайском крае — 33, Бурятии — 19,Читинской области — 10, в Республике Хакасии — 8, Республике Алтай — 6 и вРеспублике Тува — 6 туристских фирм. [1, с.65]
Для выявления тех или иных проблем, перспективныхнаправлений туристской индустрии в Алтайском регионе, необходимо проследитьосновные тенденции развития данного сектора экономики. На сегодняшний день этоочень актуально, так как планомерное развитие туризма, достигнутое путемрешения наиболее остро стоящих проблем, будет способствовать формированиюположительного имиджа региона по стране и его экономическому росту в целом.
Для развития туристской индустрии Алтайского регионахарактерна тенденция постоянного роста числа туристов, посетивших его.Подтверждением являются следующие данные: в 1991 г. турпоток составил около 40тыс. человек, а в 2003 уже 413 тыс. человек. Количество организованных туристовв 2003 г. составило — 130-140 тыс. человек, в том числе иностранных туристов — более 4,5 тыс. человек. [1, с.66]
Налоговые поступления от сферы туризма в 2003 году посравнению с 2002 годом увеличились более чем в два раза и составили 16,6 млн.рублей (в 2002 году — 7,7 млн. рублей). [3, с.45]
За последние несколько лет наблюдается и тенденция ростатуристских фирм в Алтайском крае. Так, по официальным данным Алтайскогокраевого комитета государственной статистики количество туристских организацийв 2000 году было равно 33, а в 2002 году — 44. [2, с.4] Объемтуристско-экскурсионных услуг в 2001 г. составил 27,424 млн. руб., что на 200%больше, чем в предыдущем. Такой положительной тенденции развития не имеет ниодна из отраслей в Алтайском крае. Итоги 2002 года показали дальнейший рост,увеличение произошло на 154,4% и составило 42,5 млн. руб., а в 2003 г. объемтуристско-экскурсионных услуг уже достиг 112,5 млн. руб. [1, с.60]. При этом,по экспертным оценкам представителей туристского бизнеса Алтайского края,реальный объем услуг в крае в 4-5 раз превышает официальный [3, с.48]. Этоможно объяснить, как несовершенной системой предоставления статистическойотчетности, так и неполным объемом информации, предоставляемой туристскимифирмами края в органы статистической отчетности.
Характерной чертой сегодняшнего туризма стало резкоеповышение требований туристов к качеству обслуживания. В целях обеспечениякачества туристских услуг Алтайского региона и безопасности обслуживаниятуристов, в Министерстве туризма Республики Алтай на основе нормативныхдокументов Туристско-спортивного союза были разработаны требования порегистрации паспортов трасс, планированию и эксплуатации туристских маршрутов.Также были проведены семинары для инструкторов, гидов-проводников водноготуризма на реке Катунь; семинар руководителей пеших категорийных походовшкольников, туристский слет государственных служащих Республики Алтай. Этимероприятия способствуют частичному решению данных проблем.
Наметилась также тенденция увеличения количества заказов нанестандартные туры. Например, по желаниям клиентов, стали разрабатыватьсякомплексные и конно-альпинистские маршруты, при этом за последние два годаспрос на водные туры увеличился почти на 300%. Данная тенденция свидетельствуето постоянно растущем интересе со стороны различных туристов к экстремальнымвидам туризма в Алтайском регионе.
Следующая тенденция, характерная для развития туризма вАлтайском регионе — его самоорганизация. Так, в 1996 году была созданаАлтайская Региональная Ассоциация Туризма, в которую на сегодняшний день входит23 туристские организации. Она активно сотрудничает с органами власти, участвуяв формировании стратегии развития отрасли. Сегодня АРАТ -единственнаяобщественная структура, которая представляет интересы туристского бизнеса нарынке в целом.
В последние годы Администрацией края были выработанысистемные подходы для продвижения и развития туризма. Так, в апреле 2002 годабыл учрежден Координационный Совет по развитию туризма испортивно-оздоровительного отдыха при главе Администрации Алтайского края.Целью Совета является координация усилий различных структур по развитию наАлтае массового спорта и организованного отдыха. Совет наделенконсультационными функциями, в его состав вошли, кроме работников Администрациикрая, представители туристских фирм, профсоюза Алтайского ГосударственногоУниверситета, санэпидемстанции и противопожарной службы. Существованиеследующей ситуации характеризует Алтайский край с отрицательной стороны. Так,его транспортные возможности используются неэффективно. Например, производственныемощности барнаульского аэропорта используются не на полную мощность. Этокасается, в первую очередь, его международного сектора, которому трудноконкурировать с активно развивающимся международным аэропортом «Толмачево»в Новосибирске. Руководство Республики Алтай частично пытается решить даннуюпроблему. Так, в его первоочередные планы входит проведение реконструкцииГорно-Алтайского аэропорта, что позволит возобновить авиационное сообщение свнешними регионами, принимая самолеты среднего типа.
На сегодняшний день большая часть туристского потока носитнеорганизованный характер, что в свою очередь является следующей отрицательнойтенденцией. В некоторых районах Республики Алтай и Алтайского края числоотдыхающих превышает рекреационные возможности, в связи с чем экологическоесостояние традиционных мест отдыха в регионе вызывает тревогу. Это касаетсяозера Ая и его окрестностей, так как его эксплуатация осуществляется без учетарекомендаций по допустимой рекреационной нагрузке, разработанных в начале 1980годов учеными из Москвы и Томска. Также в течение нескольких лет отель «Ая»функционирует без акта ввода в эксплуатацию.
В Алтайском Крае можно отметить развитие детскогои юношеского туризма. Согласно концепции детско-юношеского туризма в Алтайскомкрае — это движение подрастающего поколения, направленное на познаниеокружающего мира через туристско-краеведческую, экскурсионную, музейнуюдеятельность учащихся в системе непрерывного образования.
Основной целью детско-юношеского туризма в Алтайском регионеявляется развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействиеличностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптация кжизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
В 2005 году на Алтае празднуется 100-летие детско-юношескоготуризма. Основателем детского туризма на Алтае считается преподавательБарнаульского реального училища Виктор Иванович Верещагин, который в мае 1905года с учениками и двумя педагогами совершил переход от Барнаула доЧулышманского монастыря. Историю детско-юношеского туризма в Алтайском краеможно разделить на несколько этапов: I этап — 1905-1935 гг. — деятельностьВ.И.Верещагина, походы учеников реального училища, написание первыхметодических рекомендаций и описаний походов с детьми; II этап — 1938-1960 гг.- создание Алтайской краевой детской туристско-экскурсионной станции, развитиецентрализованной системы отдыха советских школьников, в послевоенные годыширокое распространение приобретают экспедиции школьников по местам боевой славы,оздоровительные походы с целью изучения природы родного края; III этап — 1960-1990 гг. — алтайские туристы впервые участвуют во всесоюзном слете,массовое распространение приобретают краеведческие экскурсии идеологическойнаправленности, создаются школьные краеведческие музеи, получаютраспространение геологические и археологические походы, организованныесовместно со специалистами края; IV этап — с 1990 г. по настоящее время — переход на новые условия хозяйствования, получение статуса государственного образовательногоучреждения дополнительного образования детей, развитие новых экстремальныхвидов туризма (парусный, пара-, дельтапланеризм, скалолазание), значительныеизменения в организации туристско-краеведческой работе в связи с изменениями взаконе «Об образовании».
В настоящее время в связи с изменением политической иэкономической ситуации в стране, изменениями условий жизни населения, вкусов ипотребностей изменились организационно-методические требования, требования кматериально-технической базе и квалификации сотрудников объектов и учрежденийдетско-юношеского туризма. Все большую популярность приобретает детский отдыхза границей, и в других регионах России, хотя он доступен и не всем школьникам.[1, с.31]
Одной из первоочередных задач педагогов и специалистов подетскому туризму региона является популяризация отдыха на Алтае, территориякоторого обладает всеми необходимыми природно-рекреационными ресурсами. Объектыматериально-технической базы и снаряжение находятся в соответствии стребованиями органов контроля, хотя недостаток финансирования государственных имуниципальных объектов сказывается на уровне обслуживания детей. В развитииучреждений детско-юношеского туризма на территории края заинтересованы и органывласти, так как это способствует эффективному расходованию бюджетных средств,занятости большого количества школьников в свободное время, восстановлениюдушевных и физических сил, а также оздоровлению подрастающего поколения, таккак в крае наблюдается рост заболеваемости среди детей, вызванный загрязнениемводы и воздуха вредными выбросами. Различные виды туризма являются наиболееэффективной профилактической мерой по предупреждению многих заболеваний.
Система детского отдыха и оздоровления нуждается в серьезнойреорганизации в соответствии с социально-экономическими переменами в стране.Естественно, что одними постановлениями и директивами ее не перестроить.Организационный процесс обновления системы детского отдыха и оздоровлениядолжен идти параллельно с изменением законодательства и принятием новыхнормативно-правовых актов. В принципе этот процесс осуществляется. С начала1990-х г. было принято около 20 поправок действующего законодательства в формеизменений и дополнений федеральных законов и законодательных актов,направленных на поддержку предприятий, стимулирование деятельности учрежденийдетского отдыха и оздоровления, предоставление им налоговых льгот, упорядочениесистемы финансирования и оплаты путевок. В то же время, несмотря на довольнозначительное число правовых документов, юридическая база не соответствуетнуждам системы отдыха и оздоровления детей и подростков. В сфере правовогообеспечения комплекса детского отдыха и оздоровления есть ряд нерешенных идискуссионных проблем.
Законодательство должно четко определить, что являетсякомпетенцией государства в организации детского отдыха и туризма, а что должнорешаться за счет других структур: предприятий, организаций, фондов,общественных объединений и т.д. При этом необходимо разграничить функциифедеральных и региональных, центральных и местных органов исполнительной властив реализации государственной политики в отношении детского туризма и отдыха.
Многие правовые вопросы, специфические дляоздоровительно-образовательных услуг, изложены в законодательстве декларативно.Множественность законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числеведомственных, регулирующих вопросы организации детского оздоровительногоотдыха и туризма, значительно усложняет практическую работу. Есть необходимостьпринять единый федеральный закон, что сократит, а в некоторых случаях исключитразличного рода подзаконные акты, в том числе и ведомственные. Проект ФЗ «Огосударственной поддержке системы детского и семейного отдыха» подготовленМежведомственной рабочей группой по вопросам организации отдыха, оздоровления изанятости Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООНо правах ребенка и всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты иразвития детей в Российской Федерации. Проект данного закона в соответствии с КонституциейРФ, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливаетосновы правового регулирования государственной поддержки системы детского исемейного отдыха и определяет содержание и общие принципы государственнойподдержки системы детского и семейного отдыха в России, гарантии ихосуществления на федеральном и региональном уровнях. [3, с.9]
Туристско-краеведческая деятельность рассматривается намикак важнейшее средство образования и социализации подростков. Этомногоуровневая система разнообразных видов совместной деятельности учащихся ивзрослых. Отличительными признаками туристско-краеведческой деятельностиявляются: передвижение в пространстве, активное взаимодействие с окружающиммиром, высокая степень самодеятельности и познавательной активности участников,сочетание умственного и физического труда.
Туристско-краеведческая деятельность детей и подростковотносится к видам деятельности, интенсивно развивающим в ее участниках такиекачества, как ответственность, самостоятельность, уважение прав человека,интерес к окружающим и к собственной стране, чувство привязанности к родномукраю, его истории, природе, людям.
По своей организации туристско-краеведческая деятельностьотносится к массовым, максимально широким формам педагогически организованнойдеятельности, наиболее гибким и разнообразным по вариантам ее использования. [2,с. 139]
В последнее время развитию детско-юношеского туризма,летнему отдыху и оздоровлению детей и подростков органами федеральной имуниципальной власти уделяется достаточно много внимания, о чем свидетельствуютданные статистики. В 2004 г. по сравнению с 1995, несмотря на сокращение общейчисленности детей и подростков в Алтайском крае на 30,4%, число отдохнувшихдетей увеличилось на 1,1%. Если в 1995г. летним отдыхом и оздоровлением былоохвачено всего 18,6% детей от общей численности, то в 2004 г. уже — 26,4%. [4,с.68] Социальная направленность детско-юношеского туризма прослеживается посоциальной структуре детей, охваченных системой отдыха и оздоровления: в 2004г. от общей численности отдохнувших 4% — дети-сироты, 1,5% — дети-инвалиды,21,9% — дети из многодетных и неполных семей, 0,2% — дети беженцев ивынужденных переселенцев, 2,2% — дети безработных, 1,3% — дети, состоящие научете в органах внутренних дел. Положительная динамика наблюдается вучреждениях дополнительного образования края с 2000 г. численность обучающихсявозросла на 11,5% от общего числа учащихся края, а занятыхтуристско-краеведческой деятельностью относительно всех обучающихся в учрежденияхдополнительного образования на 20,6%. [5, с.1]
Таким образом, можно сделать вывод, что детско-юношескийтуризм составляет значительную долю в структуре дополнительного образованиякрая. С каждым годом популярность туризма среди детей и молодежи растет,получают развитие новые виды, расширяется аудитория, а также географияалтайских путешествий. Благодаря квалифицированным руководителям повышаетсяуровень подготовки юных туристов, улучшаются результаты на региональных ивсероссийских слетах и соревнованиях. Однако в этой сфере еще много проблем,которые требуют решения, следовательно, необходимы дальнейшие, болеемасштабные, исследования этого направления, которые позволят выявить тенденцииразвития, определить перспективы и разработать комплексную программу развития исовершенствования детско-юношеского туризма в Алтайском крае.
В последнее десятилетие в связи с нарастающей антропогеннойнагрузкой во многих странах все более популярным становится экотуризм.Перспективными районами для развития такого вида туризма считаютсяслабонарушенные территории. К районам с хорошо сохранившейся природной средойотносится Алтай. Особенно интересными здесь являются высокогорные и удаленныерайоны с плохой транспортной доступностью.
Проведенные исследования на Алтае говорят о невысоком уровнеразвития экологического туризма. Однако, растущий интерес к экотуризмустановится фактором, который определяет его большие перспективы. Специалистывсех турфирм г. Барнаула встречались когда-либо с понятием «экотуризм».В связи с тем, что однозначного определения у «экотуризма» нет,каждый менеджер сферы туризма понимает этот вид туризма по — своему. Например,сотрудники турфирмы «Алтайская Одиссея» характеризует экологическийтуризм как туризм пеших и конных маршрутов, который направлен на уборкуокружающей среды и проходит на особо охраняемых территориях, в заповедниках.
Представители фирмы «Спутник-Алтай» дают такоеопределение: «Это стремление в первую очередь к общению с природой,изучение природных объектов и явлений, отношения человека к природе». Вкомпании «Вип-тур» считают, что экотуризм — это туризм беззагрязнения окружающей среды.
В принципе, все они правы. Но, в связи с неопределенностьюпонятия, нельзя однозначно ответить на вопрос: «Кто занимаетсяэкотуризмом?».
Так, если считать, что экотуризм — это обычный вид туризма сактивным способом передвижения, а приставка «эко» всего лишь ярлыкслова экология, к чему стремятся практически все сознательные туристы, то можнос уверенностью сказать, что экотуризмом занимается каждая вторая турфирма,организующая отдых на природе. (Например, «Робинзон» проводит такиемаршруты, как «Большое путешествие по Алтаю», «Таежною тропою»,«К высокогорным озерам», «К Шавлинским озерам» и др.).
Если же считать, что экотуризм — это путешествия науникальные природные территории, в заповедники, заказники, то можно сделатьвывод, что таким туризмом мало кто занимается (в Барнауле этим видом туризмазанимаются такие турфирмы, как «Алтайская Одиссея», котораяразработала экомаршрут «Слушая небеса», «Млечный путь»).
Целью экологического туризма является не толькоудовлетворение духовных и эмоциональных потребностей туристов, но иэкологическое воспитание, просвещение людей, туризм должен быть направлен воблаго природе и не во вред местному населению, живущему в местах проведениятурмаршрутов.
В определении, принятом Всемирной туристской организацией,экотуризм — это контролируемая форма природного туризма; «туристысовершают пешие походы или путешествия на лодках по природным зонам всопровождении местных гидов, которые дают пояснения о местной флоре, фауне иэкологии. Экотуризм может также включать в себя посещение деревень и ферм».
Такая трактовка подразумевает устойчивое развитиеэкотуризма, при котором природные, культурные и другие его формы сохраняютсядля постоянного использования в будущем, принося при этом выгоды сообществу внастоящее время. Одним из основных методов устойчивого развития сталоэкологическое планирование, предусматривающее наблюдение за всеми элементамиокружающей среды и их анализ при определении наиболее целесообразногоразмещения объектов в процессе застройки. При таком подходе, например, быластрого запрещена интенсивная застройка на затопляемых равнинах и крутых горныхсклонах.
Однако наиболее полное представление об экотуризме даетопределение, принятое Международным союзом охраны природы: это ответственные поотношению к окружающей среде путешествия в места с относительно нетронутойприродой с целью наслаждения и получения представления о природных икультурно-исторических особенностях данной территории. Причем все путешествиядолжны способствовать охране природы и создавать такие экономические условия,когда охрана природных ресурсов становится выгодной местному населению.
Исходя из вышесказанного, экологический туризм, на нашвзгляд, — это вид туризма, основанный на использовании природных ресурсов,служащий целям экологического просвещения и образования; обеспечивающийустойчивое экономическое и социальное развитие, а так же культурное иэкологическое благополучие местного населения районов, где он осуществляется.
Экологический туризм приводит к согласию человека и природы.Это заключается в том, что обе стороны не только не вредят друг другу, но иоказывают взаимную помощь как это было много веков назад, когда люди, живущие вприроде, занимались естественным природопользованием: охотой, скотоводством,собирательством, рыболовством, изымая у Природы самое необходимое дляпропитания количество продуктов. У таких народов существовала своя особеннаякультура и религия, в основе которых было священное отношение к Природе: горам,лесу, рекам и заповедь — «не навреди».
Сегодня наиболее перспективные районы для осуществленияэкомаршрутов по мнению специалистов в сфере туризма — это заповедные и парковыезоны, отдаленные и малонаселенные (районы Алтайского, Катунского, Тигирецкогозаповедников, плато Укок).
И действительно, экологический туризм у нас развиваетсятолько на особо охраняемых природных территориях. Наибольшее распространение онполучил в Катунском биосферном заповеднике. Несмотря на все трудности,коллектив заповедника добился очевидных успехов. Налажен контроль надтерриторией заповедника, проводится эколого-просветительская работа с местнымнаселением и туристами, ведутся научные исследования, сформирована значительнаяматериально-техническая база. Заповедник сотрудничает с различными научными,природоохранными, образовательными и другими учреждениями и организациями,расположенными в Республике Алтай и за ее пределами.
Отдел экологического просвещения заповедника в своей работеиспользует собственные методические разработки и опыт местного населения-старообрядцев и алтайцев, сотрудники отдела вовлекают все больше людей вэкологическое движение. Этому способствуют две экологические газеты,выпускаемые заповедником. Планомерно ведется работа по развитию экотуризма,обустройству экотроп, разработке туристских маршрутов, информационномуобеспечению туристской деятельности.
Наиболее перспективными и востребованными на сегодняшнийдень направлениями экологического туризма являются: природно-познавательный,реабилитационный, сельский и эколого-этнографический.
Для того чтобы экотуризм динамично развивался на территорииАлтая, необходимо рад условий:
— обеспечение транспортной доступностью экотуристскихобъектов;
— наличие разнообразных привлекательных объектов разнойтематики;
— проведение разумной ценовой политики;
— комфортная организация туристских поездок и активныхмаршрутов;
— информационная обеспеченность.
Экотуризм перспективный вид туризма, но его развитие зависитот таких факторов, как:
1. правовое регулирование (без четкого определения сложноговорить о его организации и продвижении);
2. единая система сертификации экологического туризма;
3. финансирование (развитие экотурзма ребует финансовойподдержки, как со стороны государства, так и со стороны спонсоров).
Экологический туризм отвечает концепции устойчивогоразвития, которая не ставя под угрозу способность будущих поколенийудовлетворять свои потребности.
В Алтайском крае существуют все условия для развития религиозноготуризма: природно-климатические, экономические, социально-политические икультурные. Кроме того, едва ли не главным условием для развития данного видатуризма является наличие большого числа религиозных объектов, к которымотносятся культовые сооружения, природные объекты и объекты культа. Кроме того,по мнению ряда ученых, Алтайский регион является уникальным местомсосредоточения космических токов, где происходит активное генерированиеразличных видов энергии и их активное воздействие на все структуры социума иприроды в целом. [2]
Одним из условий успешного развития данного вида туризма, нанаш взгляд, является также степень религиозности населения, которая побуждаетлюдей совершать поездки к святым местам, а также участвовать в экскурсияхрелигиозной тематики. Для ответа на данный вопрос мы использовали результатыисследования, проведенного социологами кафедры теоретической и прикладнойсоциологии АГТУ в 2002 г.
Целью опроса было выявление параметров и тенденцийрелигиозности в г. Барнауле и Алтайском крае. В исследовании приняли участие720 человек из 15 сел и 6 городов края. В итоге процентное соотношение верующихи не верующих и колеблющихся получились очень любопытными, а именно: 30%жителей края назвали себя верующими, 22% атеисты и 48% пока колеблются междуверой и неверием. Исследование выявило и то, что, верить в Бога -это одно, абыть верующим — это совсем другое, так как многие верующие являются таковымискорее номинально: лишь 12% из них регулярно посещают церковь, и только 6%ежедневно совершают молитву.
Удивляет и то, что сознание многих верующих затмеваютразличные мифы и предрассудки. Так, например, вера в астрологию (ее разделяют54% «верующих») опережает веру в пришествие Христа (53%). Интереснарасшифровка ответов на вопрос, касающийся понимания сущности религии: 45%понимают религию как средство утешения и помощи человеку, 33% — как культурнуюсоставляющую общества, его неотъемлемую традицию, для 15% религия есть особоемиропонимание, для 13% — средство нравственного самосовершенствования общества,а 6% опрошенных считают, что религия — это способ обмана людей иманипулирования ими. [3]
Помимо этого нами было проведено частичное исследованиерынка религиозного туризма г. Барнаула, которое охватило 30 туристских фирм. Врезультате опроса было выявлено, что всего лишь 2 турфирмы предлагают маршрутыс частичной религиозной тематикой по Алтаю и только 1 турфирма предлагаетспециальные 7-10 дневные программы посещения паломнических мест Алтая, а также3-х часовую экскурсию по Барнаулу с целью ознакомления с историей православныххрамов города.
Таким образом, на основе анализа религиозности сознаниянаселения, а также изучения рынка туруслуг, мы пришли к следующему выводу.Несмотря на то, что среди жителей Алтайского края 50% опрошенных относят себя кверующим людям (т.е. целевой рынок для развития данного вида туризмасуществует), развитие религиозного туризма не приобрело массовый характер. Содной стороны, это связано со слабой информационной подготовкой работниковтурфирм для развития данного вида туризма. С другой стороны, организациейпаломнических поездок к святым местам до сих пор занимались в основномцерковные организации. В-третьих, многие люди — потенциальные потребителирелигиозных туров — просто не знают о существовании в своем регионе различныхсвятых мест и традиционно связывают поездки с религиозными целями с районамиЕвропейской России и зарубежными странами, где сосредоточены общеизвестныерелигиозные объекты.
В то же время, на наш взгляд, религиозный туризм на Алтаеимеет значительный потенциал для развития и может сыграть положительную роль,как в материальном, так и в духовном развитии региона.2. Совершенствование организации обслуживаниятуристов
Республика Алтай имеет значительные возможности дляактивного продвижения на туристский рынок с целью привлечения российских ииностранных туристов, обладает большим потенциалом для развития многих видовтуризма. Это:
-природные ресурсы и горно-климатические условия
-географическое положение Алтая
-уникальность и самобытность региона
-наличие множества историко-культурных, природных иархеологических памятников
В последние годы в Республику Алтай наблюдается устойчивыйрост количества туристов.
Наиболее популярными видами туризма в Горном Алтае остается водныйи конный туризм, радиальные маршруты с наполнением экскурсионным содержанием,пешеходные маршруты, особенно для учащейся молодежи, спелеотуризм. В настоящеевремя происходит популяризация таких видов туристского досуга какпарапланеризм, парусный отдых, джип-туры, маршруты для охотников и рыболовов.Особенное значение имеет появление археологических и этнографических туров.Расширяется сеть — сельского туризма.
В целом, исходя из природных условий, в республике можноорганизовать более 30 видов турдеятельности.
Все эти факторы являются наглядным подтверждением развитиятуризма в Республике Алтай как одной из наиболее доходных отраслей экономикиреспублики.
В развитии туристского бизнеса в Горном Алтае необходимовыделить три аспекта:
Повышение экономической активности;
Увеличение занятости населения;
Сохранение окружающей среды.
Здесь представляется обоснованной позиция широкого подхода кфакторам устойчивого развития общества, т.к. невозможно достичь«экологически устойчивого развития», пренебрегая удовлетворениемсоциальных потребностей в обществе и сохраняя затратную и ресурсорасточительнуюэкономику. Устойчивое развитие общества может быть только целостным икомплексным. Экономическая и социальная составляющие должны быть взаимосвязаныс экологической.
В основе этого положения лежит принцип эффективности,требующий достижения максимального экономического эффекта от использованиякаждой единицы природных ресурсов (экологическая эффективность) и наивысшейпользы для представителей каждого вида экономической деятельности(эффективность политики благосостояния).
В туризме загрязнение окружающей среды в местах,предназначенных для отдыха, означает утрату важнейших положительных качествтуристского продукта и, соответственно, снижения его конкурентоспособности. Апри условии значительного превышения предельно допустимых концентраций вредныхвеществ, — невозможность его дальнейшего использования в туристских целях.
В настоящее время высокий уровень интереса к состояниюокружающей среды становится одним из главных факторов в привлечении туристов.Регионы, не обеспечивающие безопасность и охрану здоровья туристов, не получатвозможности развивать рынок туристских услуг. Здесь эффективным факторомявляется развитие экологического туризма и экологическое просвещение в туризме,включающее:
1. информационный аспект (получение знаний о природе икультуре территории, экологических закономерностях и т.д.).
2.этический аспект (формирование экологического менталитета- уважения и понимания природы традиционных культур, осознание необходимости ихсохранения).
Предложение туристских услуг Республики Алтай базируется науникальной красоте и разнообразию природы, на системе природоохранныхтерриторий и объектов, которые занимают более 22% площади республики. Этооткрывает большие возможности для развития экологического туризма, на которыйимеется постоянно возрастающий спрос в России и за рубежом. По данным ВсемирнойТуристской Организации экотуризм имеет ежегодный прирост от 10,5 до 30%.Ежегодный прирост туризма в целом составляет 4 %.
Элитарный туризм ориентируется на комфортабельныерекреационные объекты. За счет тщательно разработанного плана и координацииусилий во всех сферах. Республика Алтай может выйти на сильные позиции в рыноктуризма без крупных инвестиций. Этому способствует также сельский туризм,уверенно заявивший о себе в последние годы.
Анализ материальной базы туризма Республики Алтайпоказывает, что большинство существующих учреждений отличаются крайне низкойкомфортабельностью, простотой обслуживания.
Индустрия длительного отдыха, ориентированная наоздоровительный, познавательный и спортивный туризм, должна развиваться вРеспублике Алтай на следующих принципах:
— сохранение природных ландшафтов
— планирование и эксплуатация трасс туристских маршрутов сусловием установления квот на пользование природными ресурсами,
— строительство подъемников и горнолыжных трасс, и созданиеподдерживающей их инфраструктуры отдыха и развлечений,
— возведение туристских комплексов и комфортабельныхрекреационных деревень
— доставка клиентов воздушным и автомобильным транспортом,
— создание надежной системы безопасности
— повышение категорийности сельских микрогостиниц
Развитие туристской инфраструктуры должно идти за счетнового строительства. Появление же новых туристских центров происходит безкакого-либо научного обоснования и экономических расчетов, с нарушением нормэкологических нагрузок. Основополагающим положением в планировании развитиятуристской инфраструктуры в Республике Алтай должна быть Перспективная схемаразвития объектов туризма в Республике Алтай на период до 2020 года. РазработкаСхемы осуществляется сотрудниками Горно-Алтайского государственногоуниверситета с привлечением практических специалистов и представителей органовгосударственного управления. Схема дает всестороннюю оценку туристскогопотенциала Республики Алтай и заключение о возможности строительства новыхтуристских объектов, определении их функционального назначения и пропускнойспособности.
Только на основании данной Схемы, оформленной в оболочкунормативного градостроительного документа возможно выделение новых земельныхучастков под строительство турбаз и кемпингов.
Реконструкция существующих объектов целесообразна лишьприменительно к двум учреждениям: недостроенной гостинице в Горно-Алтайске иУТБ . Требуется пересмотр целесообразностииспользования земельных участков и строений туристический баз ,, . Занимая большие площади и наиболеевыгодные места, находясь в трех туристских районах Республики Алтай, эти базыимеют низкую комфортность проживания и практически полное отсутствиеинженерного обустройства. Принимая решение о строительстве или реконструкциибазы размещения, прежде всего, нужно решить вопрос о возможности использованияимеющейся и формирующейся инфраструктуры.
Нынешнее состояние индустрии туризма может обеспечить приемтуристов в весьма скромных объемах, туристская материальная база Алтая в целомне загружена на уровне, обеспечивающем рентабельность всех имеющихся туристскихпредприятий. В обозримом будущем положение не изменится. Развитие материальнойбазы туризма в Республике Алтай может быть осуществлено при условиизначительных инвестиций и при строительстве новых предприятий туризма,способных предложить современный уровень комфорта. Нынешние возможностиреспублики более чем ограничены.
Признавая туризм ведущей отраслью экономики, нужнопринципиально изменить экономические ориентиры республики в целом, и втуристской инфраструктуре Республики Алтай в частности.
Необходимо найти наиболее эффективную форму привлечениясредств местных бюджетов всех уровней, частных лиц, иностранного капитала.Одной из форм привлечения средств в индустрию являются банковские кредиты счастичным покрытием кредитных процентов за счет государственной программыподдержки малого бизнеса. Но указанные кредиты должны быть использованы болееэффективно. Прежде всего, нужно:
1. Отделить и аккумулировать кредиты на развитие туризма отдругих кредитов.
2. Совершенствовать прохождение и отчетность попредоставленным кредитам.
3. Выбор проектов:
— например, увеличение доли проектов, требующих минимальногофинансирования;
— выделение кредита на конкурсной основе, пользуясьфинансовыми критериями;
— глубокое изучение предлагаемых проектов.
Предложение гарантий по кредитам может значительно снизитьобщий риск инвестиций. Это увеличит привлекательность проектов Республики Алтайи привлечет дополнительные инвестиции.
В целом, Республике Алтай, безусловно, следуеториентироваться на привлечение внебюджетных источников финансирования за счетчастных капиталов, средств предприятий, фондов. Необходимо найти формустимулирования инвестиций российского и иностранного капитала, активизациималого и среднего бизнеса в Республике Алтай.
Развитие туристской инфраструктуры влечет прямое и косвенноевовлечение местного населения в туристский бизнес, трудоустройствозначительного числа местных жителей в туристских центрах. В области сельскоготуризма необходимо ввести координацию действий владельцев микрогостиниц путем объединенияих в некоммерческие организации, которые будут заботиться о росте ихпрофессионализма, продвижении СЗТ. Данный процесс должен быть гармонично связанс вопросом подготовки туристских кадров и повышения их квалификации. Открытиеспециализированного высшего учебного заведения, переориентация среднихспециальных учебных заведений Республики Алтай на подготовку специалистов поконкретным и востребуемым в туризме профессиям — одна из важнейших задач,стоящих перед туристской отраслью.
Подготовка к выходу на туристский рынок должнасопровождаться широкой рекламной компанией. Главной целью рекламной компаниидолжно стать создание имиджа республики, как региона с благоприятныминвестиционным климатом в сфере туризма. Одним из важных этапов рекламнойдеятельности будет создание собственного портала Комитета по туризму вИнтернете и участие Комитета по туризму, туристских фирм Республики Алтай вмеждународных выставках и международных выставках. Необходимо наладить выпусктуристских брошюр, карт, путеводителей, каталогов и т.д., что позволитувеличить имиджа Республики Алтай как нетронутого уголка природы,местопребывания для туристов, которые ищут нетрадиционный отдых.
Для улучшения качества обслуживания предприятиями туризма,защиты прав и интересов туристов Комитет по туризму Республики Алтайосуществляет лицензирование турагентской деятельности, оказывает содействие встандартизации туристской индустрии и сертификации туристского продукта,координирует работу Межведомственного Совета по туризму
Система программных мероприятий предусматривает координациютурдеятельности в районах, страхование жизни, здоровья и имущества туристов,имущественное страхование туристских объектов, а также всех рисков, связанных сразвитием туристской инфраструктуры и строительства объектов туризма,перевозкой грузов для этих целей.
Развитие материальной базы туризма предполагаетсовершенствование механизма финансирования строительства и реконструкцииобъектов туристского комплекса за счет внебюджетных источников. Этому могутспособствовать:
-подписание соглашений о сотрудничестве с разными регионамиРоссии, Монголии, Китая
-участие в туристских выставках
-конкурс проектов по микрокредитованию
Рекламно-информационное обеспечение продвижения туристскогопродукта на внутреннем и внешнем рынках
Рекламно-информационное обеспечение развития туризма вРеспублике Алтай включает
— проведение информационных туров, туристских выставок;научно-практических конференций,
— создание действующего портала Комитета по туризмуРеспублики Алтай в сети Интернет,
— налаживание связей с международными туристскимиорганизациями;
— создание информационных банков; данных фирм, туров,маршрутов;
— подготовка и издание информационных материалов овозможностях туристского рынка Республики Алтай;
Указанные мероприятия направлены прежде всего на рекламутуристской привлекательности Республики Алтай. Для реализации этих мероприятийпланируется активное привлечение внебюджетных источников.
Кадровое обеспечение сферы туризма
Проблема подготовки кадров и реализация системы мероприятийв этой области включает:
— определение потребности РА в кадрах специалистов;
— определение перечня туристских профессий и соответствующихспециальностей, необходимых для обслуживания в сфере туризма;
— содействие учебным заведениям, осуществляющим подготовкуспециалистов для туристской деятельности и подготовку кадров преподавателей,(участие в финансировании, введение специальных стипендий).
Эти мероприятия направлены на создание единой системыподготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров.
6.Научное обеспечение туризма
Программа развития туризма в РА предполагает конкретноенаучное обеспечение, включающее разработку программ развития специализированныхвидов туризма, а также программ функционирования отдельных отраслей туристскойиндустрии, таких как гостиничное хозяйство, транспорт, связь, сельскоехозяйство и т.д.
7.Развитие межрегиональных связей в области туризма
Планируется заключение соглашений о сотрудничестве в облаституризма с участниками Межрегиональной ассоциации «Сибирскоесоглашение», а также соглашение о сотрудничестве в формировании рынкарекреационных ресурсов между Республикой Алтай и Иркутской областью,Республиками Хакассией и Бурятией, Баян-Ульгийским и Ховдинским аймакамиМонголии, аймаком Алтай Синдзянь-Уйгурского автономного района КитайскойНародной Республики, решение вопроса о предоставлении налоговых льгот длятуристских организаций, занимающихся внутренним и въездным туризмом.
Реализация этих мероприятий позволит создать системугосударственного регулирования и стимулирования развития туризма с учетоммировых стандартов./>3. Рекомендации поосновным направлениям развития туризма в Республике Алтай
Большое количество и разнообразие туристских ресурсовАлтайского края может сделать его одним из лидеров туристского рынка России.Но, обладая значительным потенциалом, туристская отрасль не может егоиспользовать в полной мере. Давая объективную оценку туристским ресурсам Алтая,следует отметить, что многие из них, обладая выигрышными атрибутами экзотикиили уникальности, проигрывают зарубежным и некоторым российским аналогам подоступности, уровню сервиса, безопасности, экологическим параметрам и цене.
Решение этой проблемы лишь за счет собственных средстворганизаций как, показывает мировой опыт, не может обеспечить должного уровнядинамичности развития. Для успешного преодоления всех негативных моментов втуристской отрасли Алтайского края требуются значительные финансовые затраты спривлечением инвестиций, т.е. туристская отрасль края нуждается во внешнихисточниках инвестирования. К ним, как правило, относятся:
•ассигнования из федерального, региональных и местныхбюджетов, различных фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые набезвозмездной основе;
•иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансовогоили иного материального и нематериального участия в уставном капиталесовместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме)международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий иорганизаций различных форм собственности и частных лиц;
•различные формы заемных средств, в том числе кредиты,предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства навозвратной основе (в том числе на льготных условиях), кредиты банков и другихинституциональных инвесторов (инвестиционных фондов и компаний, страховыхобществ, пенсионных фондов), других предприятий, а также векселя и другиесредства.
Данные виды инвестирования помогли бы решить следующиезадачи:
1. строительство и реконструкцию средств размещения,предприятий общественного питания, предприятий досуга и развлечений, спортивныхсооружений.
2. финансирование развития общехозяйственной инфраструктурыи коммунальных услуг (дороги, аэропорты, связь, музеи, театры и др.).
Средства, вложенные в данные объекты, способствуют развитиюне только туристской отрасли, но и в целом улучшают инфраструктуру принимающегорегиона. Также необходимо параллельно решать задачу подготовки кадров(менеджеров, администраторов и др. обслуживающий персонал) на уровне,соответствующих международным стандартам.
Все это будет способствовать поддержке и развитиюэкологических видов отдыха и туризма (сельский и приключенческий туризм),формированию имиджа Алтайского края и продвижению его на российском имеждународном уровнях.
Таким образом, проблема оценки инвестиционнойпривлекательности Алтайского региона, решение которой способно поднятьтуристскую сферу на несколько порядков выше, является актуальной ипервоочередной.
В случае продолжения бесконтрольного рекреационногоприродопользования Колыванского озера и озера Белого, их состояние в ближайшиегоды может приблизиться к критической черте. Экологически опасным объектомявляется туристская база «Алтай» в городе Бийске. Телецкое озеро,Чемальский район и Усть-Коксинский районы Республики Алтай также испытываютчрезмерную нагрузку со стороны самодеятельных туристов.
Поэтому охрана окружающей среды и рациональноеприродопользование неизбежно должны стать приоритетными направлениями работыкраевой и республиканской администраций.
Для комплексного выявления тенденций развития туризма вАлтайском регионе нами было проведено исследование потребителей туристскогорынка. В результате этого было выявлено:
•социальный статус потребителей услуг;
•наиболее значимые факторы при выборе туристскихорганизаций;
•предпочитаемые виды отдыха среди населения на территорииАлтайского региона, других стран;
•наиболее популярные виды туристских услуг, наиболееоптимальная продолжительность путевки и отдыха;
•причины, по которым потребители отказываются отдыхать вАлтайском регионе, предпочитая отдых в других регионах России, странах.
В исследовании приняли участие респонденты, проживающие натерритории Алтайского региона. Данные ответов составили следующую ситуацию.
Из общего числа опрошенных, пользующимися услугамитуристских фирм 45% являются предпринимателями, служащими различныхкоммерческих организаций, имея ежемесячный доход — более 10000 руб. Остальнаячасть респондентов (55%) при организации своего отдыха не пользуются услугамитуристских организаций, предпочитают самостоятельно выезжать на территориюРеспублики Алтай, за пределы постоянного места жительства. Их уровеньежемесячного дохода колеблется от 3500 до 5000 руб. Что касается туристскихпредпочтений среди жителей Алтайского региона, то 79% предпочитают отдыхать, непокидая его пределы, а 21% респондентов выбирает отдых в других регионах,странах.
Странами туристского интереса клиентов барнаульских фирмявляются: Турция — 17,5%, Тайланд — 14,2%, Германия — 9,2%, Испания — 5,3%, ОАЭ- 1,9%, Чехия — 1,2%, страны СНГ и Балтии — 1,2%, Италия — 0,8%, Египет — 0,8%,Кипр — 0,6%. При этом 85% респондентов предпочли продолжительность отдыха от 7до 14 дней, а 15% — от 15 — до 21 дня.
Наиболее значимыми факторами при выборе туристскихорганизаций ответы распределились следующим образом: 45% опрошенных отметилиширокий ассортимент предлагаемых услуг, 35% — имидж фирмы, 18% — низкие цены,0,2% — удобное расположение фирмы.
Наиболее часто встречающимися причинами, по которым жителиАлтайского региона не желают отдыхать на его территории, являются: высокие цены-46%, отсутствие дополнительных услуг -20%, плохие условия проживания -19%,низкий уровень обслуживания-19%.
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
·          услугами туристских фирм пользуется лишь 45% респондентов, чтосвидетельствует о низком уровне жизни населения, выявляя следующую тенденцию — стремление туристов путешествовать самостоятельно, экономя на этом денежныесредства;
·          значительное количество опрошенных отдыхает на территорииАлтайского региона (79%) и лишь 21% выезжает за его пределы, что отчастисвидетельствует о наличии в регионе большого количества привлекательныхтуристских ресурсов (природных, культурно-исторических, археологическихпамятников);
·          при планировании дальнейшего развития туризма в регионе следуетуделять больше внимания сервису, уровню обслуживания туристов, разработкемаршрутов, туров, ориентированных на клиентов со средним уровнем доходов.
Таким образом, на основе анализа теоретического ипрактического материала развития Алтайского региона, по нашему мнению, можноспрогнозировать развитие регионального рынка туристских услуг:
— устойчивый интерес сохранится к санаториям Алтайского краяи Новосибирской области, при этом будет продолжаться развитие отдыха натуристских комплексах и кемпингах в Республике Алтай (бассейн реки Катунь иТелецкого озера);
— во въездном туризме сохранится тенденция слабого ростапотока иностранных туристов. Экономическая и политическая нестабильностьпо-прежнему остаются основными сдерживающими факторами развития этогонаправления. При разумной визовой политике можно ожидать значительный приросттуристов из стран Балтии, Северной, Центральной и Восточной Европы;
— сохранятся общероссийские тенденции в структуре и динамикевыездных потоков с учетом региональных особенностей. Ситуация на данном рынкеполностью будет зависеть от политики, проводимой крупнейшими туроператорами иавиакомпаниями Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга.
Заключение
В настоящее время туризм в Алтайскомкрае динамично развивается, показывая не только высокие темпы роста, но истремление к глубоким качественным преобразованиям.
Республика Алтай — одна из особо привлекаемых для туристовтерритория, на которой находится пять объектов Всемирного наследия. Природныеландшафты республики (каменно-лишайниковые пустыни и непроходимая тайга,альпийские луга и царство нетающих ледников и снега), уникальные объекты и памятникикультурно-исторического наследия дополняют привлекательность региона.
Число туристских предприятий на территории Республики Алтайпостоянно растет. Так в 1997 году их количество составило 14, в 2001 году — 94турпредприятия, 4 из них — осуществляют турагентскую деятельность, 12 — туроператорскую деятельность, 78 — оказывают отдельные туристские услуги.Только одно туристское агентство организует международные туры(выездной туризм). Поэтому можно заключить, что туристский сектор экономики РеспубликиАлтай целиком базируется на организации внутреннего и въездного (иностранного)туризма.
Нынешнее состояние индустрии туризма в Республике Алтайтребует не только включение республики в региональный, федеральный и мировойтуристские рынки, для чего необходимы материальные, трудовые и финансовыересурсы, Республика Алтай должна иметь четкие представления о принципах деловойстратегии.
Основные трудности и проблемы развития туризма в РеспубликеАлтай заключаются в:
·          отсутствии общероссийской системы нормативных правовых актов,стандартов, правил и др., соответствующих международным.
·          слабая укомплектованность туристских фирм профессиональноподготовленными кадрами (всего в действующих турфирмах республики работает 516человек, при чем при регистрации фирмы в ее штате должен быть хотя бы одинсотрудник, имеющий стаж работы в туризме не менее 3 лет либо специальноеобразование, что составляет от числа занятых в туризме на данный моментпримерно 10 %).
·          отсутствие общей стратегии развития туристской отрасли вРеспублике Алтай и разобщенность в действиях республиканских органов управленияпо решению вопросов, связанных с регулированием туристско-экскурсионнойдеятельности.
·          отсутствие развитой инфраструктуры приема туристов,соответствующей мировому уровню сервиса: работа аэропорта, гостиничныекомплексы, автотранспорт, обслуживающий персонал, индустрия развлечений(казино, варьете, рестораны, аквапарки и т.д.)
В то же время сочетание совершенствующих мероприятий свнешними благоприятными факторами позволяет прогнозировать развитие туризма наАлтае.
Список литературы
1. МалышеваА.Н. Имиджевая политика Алтая изменится // Туризм: практика, проблемы,перспективы. 2004. №11.
2. ПрокоповаГ.А., Русскова Г.И. О деятельности туристских фирм Алтайского края за 2002 год:стат. бюл. // Алтайский краевой комитет государственной статистики. Барнаул,2003.
3. СмирновА.Б. Тенденции и перспективы развития туризма в Алтайском регионе //Консультант и Практик. 2003. №8.
4. ДехтярьГ. «Взрослый подход к детскому отдыху» // Турбизнес. 2001. №8.
5. КонстантиновЮ. «Педагогические возможности туристско-краеведческой деятельности»//Народное образование. 2004. №3.
6. ЖуравлевМ. «Нужен федеральный закон» //Народное образование. 1998. №6.
7. Алтайскийкрай в цифрах 1990-2003 гг. Барнаул, 2003
8. Летнийотдых школьников в 2004 г.: оперативная информация. Алтайкрайстат. Барнаул,2004.
9. http:/www.altaionline.ru.
10. http:/www.789.ru/portal.