Развитие творческих способностей учащихся на основе использования инновационных технологий в образовательном процессе начального профессионального образования

Практическая работа по педагогике профессиональногообразования
Тема (название то же): «Развитие творческихспособностей учащихся на основе использования инновационных технологий вобразовательном процессе начального профессионального образования (НПО)»
 

План:
 
1. Цель, задачи и организацияисследования
2. Разработка и реализация программы,направленной на развитие творческих способностей учащихся в учебном процессеУНПО
3. Результаты исследования
4. Выводы и рекомендации поприменению проектного метода в обучении экономике в целях развития творческихспособностей учащихся
1. Цель, задачи иорганизация исследования
 
Цель:выявить возможности использования инновационных технологий для развитиятворческих способностей учащихся в процессе обучения в учреждении начальногопрофессионального образования.
Гипотеза:использование инновационных технологий в процессе обучения будет способствоватьразвитию творческих способностей учащихся УНПО.
Задачи:
1.Разработать программу мероприятий, направленную на развитиетворческих способностей учащихся в учебном процессе УНПО.
2. Проанализировать результаты внедрения Программы (опросстудентов (преподавателей) по оценке эффективности Программы) – или анализпоказателей успеваемости учащихся.
Методы исследования: тестирование, наблюдение, опрос,эксперимент и др.
База исследования: ГОУ НПО ПУ № 49 — (ПУ – Профучилище) -готовит портных, строителей,отделочников, монтажников, поваров, рабочих.
Объектом нашего исследования служит процесс развития творческих способностей учащихся науроках экономики в условиях начального профессионального обучения.
Предметомисследования выступаетзначение инновационных технологий в повышении успеваемости учащихся УСПО.
К главным задачам образования и воспитания личности относятвоспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциаловобучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческийпотенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету,уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления,заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такиекачества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.
Творческий потенциал учащихся развивается в процесседеятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требуетопределенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно илисубъективно для каждого человека.
Существует множество различных определений понятиятворчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающееопределение: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественноновое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью иобщественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека,т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности». По мнениюамериканского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет мысли запределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которыене были известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, чтосущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта иформировании на его основе новых комбинаций.
Можно сказать, что творчество – это решение творческих задач.При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любомвиде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком какпроблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, созданиякакого-то нового принципа действия, технологии.
Длятого чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать уних уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи.Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должнабыть обоснованной.
Необходимотакже всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выборуцелей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действоватьсамостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряетспособность к творческой деятельности.
Следуетв довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному решению задач.Естественно, любой риск таит в себе массу опасностей, в том числе и дляфизического здоровья. Но здесь встает вопрос, который Я. Корчак (1979)сформулировал как проблему выбора между физически здоровой, но неразвитойличностью (недоличностью) и созданием условий для личностного развития, но сриском ущерба для здоровья, а иногда и жизни человека. Исследования показывают,что склонность к решению рискованных задач – одна из фундаментальных черттворческой личности (Петровский В.А. – 1992).
Развиватьвоображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногдаграничит с выдаванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этаповобучения.
Ширеприменять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку насамостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веруучащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика,знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такоготормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным спомощью более традиционных методов.
Весьмаполезным для развития творческого мышления является обучение специальнымэвристическим приемам решения задач различного типа (Ильясов И.И. – 1992;Соколов В.Н. – 1995, и др.). Именно эвристическое образование, направленное наоткрытие, актуализацию ресурсов развития личности, утверждение смысло-жизненныхмотивов, формирование креативных установок деятельности и т.д., способствуетрождению творческой индивидуальности субъектов воспитания и обучения, выполняетглавное предназначение образования.
Важнейшимусловием развития творчества учащихся является совместная с преподавателемисследовательская деятельность. Она возможна лишь тогда, когда решается задача,ответ на которую не знает ни учащийся, ни преподаватель. В этих условиях задачапревращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, чтообогащает и усиливает «пыл» мотивов, побуждающих творческую деятельность.Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивысоревнования и др., для актуализации этих мотивов и формирования внутреннеймотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместнуюдеятельность с учеником.
Содержаниесреднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляеткомплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданинуРоссии. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, обэкономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.Основные содержательные линии:
·          человек и фирма;
·          человек игосударство;
·          экономикадомашнего хозяйства.
Всеозначенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуютдруг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входятнавыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации вэкономической сфере.
Программаориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономическихпонятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельныхпредставлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом ипредпринимательской деятельностью.
Содержаниекурса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основнойшколе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства.Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которыхнеобходимо современному человеку.
Освоениенового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другимиразделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературыи др.2. Разработка иреализация программы, направленной на развитие творческих способностей учащихсяв учебном процессе УНПО
Вконцепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставитсязадача достижения современного качества образования через актуализациюсодержания и повышение качества профессиональной подготовки с ориентацией намеждународные стандарты качества, ориентацию учреждений среднего специальногообразования на потребности рынка труда. В связи с этим предполагаетсяразрабатывать новое содержание профессионально-педагогической деятельностипедагогов, поддерживать их готовность осваивать и внедрять инновации,востребованные новой образовательной ситуацией, меняются цели и задачи в подготовкеспециалистов — акцент переносится с усвоения знаний на формированиекомпетенций, происходит переориентация обучения на личностно-ориентироованныйподход.
Вобучении экономике используются технологии интерактивного обучения:
Проблемно-модульнаятехнология, проектный метод, информационные технологии.
Вэтом учебном процессе преподаватель выступает как консультант, а студент — какактивный исследователь. Оба становятся соавторами, создавая в процессе поиска,переработки, хранения информации новые продукты – будь то знание (субъективноновое) или личностное новообразование (потребности, запросы, способности). Дляповышения эффективности учебного процесса включаются примеры самостоятельныхработ студентов (исследовательских, поисковых, творческих) в виде буклетов,информационных бюллетеней, презентаций, разработок примерных конспектов — схем,которые содержат определения, графики, таблицы. Студентам предоставляетсяширокая свобода творчества и самореализации, поэтому все стараются проявитьсамостоятельность в поисковой деятельности: в выборе экономических примеров истатистических данных из Интернета для анализа экономических ситуаций, вформировании терминологических словарей по темам и разделам для систематизацииматериала. Используя программы “Кирилл и Мефодий”, PowerPoint, Publisher,Paint, графические пакеты Picture Maker и другие, студенты создают тексты,рисунки, графические структуры, выражая свой взгляд на решение экономическихпроблем. Практика показывает заинтересованность в такой работе. Устанавливаютсясвязи между понятиями и явлениями, увеличивается субъективная масса знаний,студенты перестают пассивно воспринимать готовые факты, понятия, суждения, онивсе чаще ставятся в ситуации самостоятельного решения проблемных задач.
Подключениек Интернету и наличие электронной почты в ПУ предоставило дополнительныевозможности общаться со сверстниками из других стран, оперативно узнаватьнеобходимую экономическую информацию. Вести деловое общение с реальнымипредставителями бизнеса: отправлять деловые письма, собственные резюме дляустройства на работу, получать консультации специалистов. Это оптимизируетпроцесс обучения и развивает опыт профессионально-творческой деятельности,развивает устойчивый интерес к предмету.
·          Результатамиработы студентов ПУ-49 стали:
·          Презентация Труди лень.
·          Резюме дляустройства на работу.
·          ПрезентацияДокументы при устройстве на работу.
·          Видеосюжет Планпоиска работы.
·          Расчёт заработнойплаты молодого специалиста.
Благодарясложившейся практике работы со студентами был приобретен богатый материал ивозможность его применения. Составлен методический комплекс “Экономика”,который активно используется в учебном процессе: электронные версии лекций,методические разработки для проведения практических занятий, материалы дляпроведения зачетов и экзаменов, тестовые задания для организации контроля исамоконтроля.
Курс «Технология проектного метода в обученииэкономике»
Цели проектного метода:
·          Воплощение вжизнь конструктивистской концепции образования;
·          Приближениетеории к практике;
·          Проверкапредметной, методической и социальной компетентности студентов;
·          Предоставлениевозможности широкой свободы творчества и самореализации.
Структура:
·          Общая постановказадачи преподавателем;
·          Выбор темы;
·          Самостоятельнаяработа студентов по сбору информации;
·          Определениекритериев оценки и формы конечного продукта.
·          Выборкоординатора внутри группы.
·          Промежуточнаяконсультация с преподавателем;
·          Обсуждение иформулировка гипотез;
·          Обсуждение идоказательства гипотез;
·          Построениелогически обоснованных проектов;
·          Презентацияитогов проекта на общем заседании.
·          Отчёт каждогоучастника проекта о проделанной работе.
·          Все члены группы,как правило, получают одинаковую оценку.
Воснове проектного метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, уменийсамостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационномпространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть,сформулировать и решить проблему. Это способ достижения дидактической цели черездетальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполнереальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемыпредусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразныхметодов, средств обучения, а с другой, — необходимость интегрирования знаний,умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии,творческих областей.
Проектныйметод – важный толчок для познавательных процессов.
Возможности:
·          Осуществлятьвзвешенный свободный выбор темы проекта в соответствии с собственнымисклонностями и интересами;
·          Учить планироватьи реализовывать работу;
·          Учить студентовсамостоятельно анализировать экономические проблемы;
·          Развивать умениеполучать, собирать, систематизировать информацию;
·          Выявлять пределысвоих знаний и умений;
·          Закреплятьполученную предметную компетенцию.
Применение проектного метода.
Планируяработу по созданию учебного проекта на занятиях по экономике, преподавательставит и решает задачи:
·          обобщенияучебного материала, адаптации его к уровню среднего профессиональногообразования;
·          установлениясвязей с будущей профессиональной деятельностью;
·          изученияособенностей рынка труда;
·          формированиеумений расчета экономических показателей;
·          привитиепрактических навыков, необходимых для эффективного поведения на рынке труда.
Приведёмпример организации работы над проектом.
Введение
Вконцепции модернизации российского образования на период до 2010 года особоевнимание уделяется “существенной модернизации содержания и структурыпрофессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслейпромышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др. Вкачестве основного фактора обновления профессионального образования выступаютзапросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий,федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребностиих развития. Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих иперспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в томчисле с учетом международных тенденций. В соответствие с этими потребностямипредстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования.Результаты прогнозирования потребностей рынка труда, а также рейтингиучреждений профессионального образования должны доводиться до населения черезсредства массовой информации. Планируется создание эффективной системысодействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактнойподготовки, формирование у всех выпускников вузов, ССУЗов и профессиональныхучилищ готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе иоткрытию собственного дела”.
Название:Эффективное поведение на рынке труда
Цельпроекта: формирование активной позиции студентов, ответственности за своёбудущее.
Направленияпроекта:
1.формирование экономического мышления, запросы развития экономики и социальнойсферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда,а также перспективные потребности их развития;
2.выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и ихвзаимосвязи, практических навыков принятия ответственных решений, как в личной,так и в общественной жизни;
3.социально-личностное развитие студентов, формирование ценностных установок,нравственно-экономических качеств, мотивов, которые, так или иначе, определяютрешения многих проблем при трудоустройстве, а также развитие потребности в самопознании,адекватной оценки своей готовности к различным видам социально-экономическойдеятельности;
4.воспитание субъекта хозяйственных отношений, потребителя, собственника,хозяина, ориентирующегося в сути происходящих макро-; микроэкономических событий,умеющего принимать грамотные и обоснованный решения;
5.гражданское становление студентов: как гражданин демократической страны человекдолжен видеть причинно-следственную зависимость экономических процессов,сознательно вырабатывать и отстаивать своё мнение, влиять на решениеобщественных вопросов.
Позавершении работы студенты будут уметь:
1.Осуществлять поиск информации о вакансиях на рынке труда.
2.Составлять резюме.
3.Эффективно вести себя на собеседовании.
4.Использовать на практике правила оформления основных документов по трудовымправоотношениям.
Содержаниеобучения:
·          Методы поискаработы.
·          Методы анализаобъявлений о вакансиях.
·          Роль вербальных иневербальных средств общения.
·          Правилаподготовки е собеседованию с работодателем.
·          Порядокпрохождения собеседования.
·          Состав иоформление документации в сфере трудовых правоотношений.
Продолжительностьпроекта: 1 месяц;
Врассмотренном нами комплексе участвуют как внутренние разработки, так ипрограммные продукты общего пользования. Новизна заключается в методическомподходе к единообразному изложению материала с многоаспектным применениемкомпьютерной техники.
Такимобразом, применение современных технологий позволяет добиться:
·          развитияличности, ее способностей к творческой деятельности;
·          обновлениясодержания обучения;
·          интеграциизнаний, приобретаемых в ходе изучения смежных дисциплин;
·          оптимизациипроцесса обучения, достижения высокого качества знаний, умений и навыков;
·          развития опытапрофессионально-творческой деятельности;
·          перемещенияакцента с процесса преподавания на процесс “учения” самих будущих специалистовспособствует их личностно-ориентированному обучению и умению мыслитьсамостоятельно, что в свою очередь способствует совершенствованиюпрофессиональной подготовки.
Таблица 1
План работы над проектом«Эффективное поведение на рынке труда»:№ занятия Цель Методы Содержание 1.Введение Ознакомление с целями, задачами и организацией работы на протяжении всего срока. Беседа. Обзор содержания; программа работы. Цели, задачи и организация работы по проекту 2. Основные принципы и приёмы поиска вакансий Сформировать установки для поиска работы. Работа в малых группах.
Источники информации о вакансиях на рынке труда.
Составление плана поиска работы. 3. Технология поиска работы Эффективно использовать различные методы поиска работы.
Работа в малых группах.
Индивидуальные задания.
Сбор информации о вакансиях на рынке труда. Экскурсия на биржу труда, кадровые агентства.
Расчёт заработной платы педагога. Сравнение заработной платы молодого и опытного педагога.
Сравнение заработных плат по различным отраслям.
Составление объявления о поиске работы.
Публикация объявления о поиске работы в средствах массовой информации и в Интернете. 4. Оформление резюме. Правильно оформлять резюме.
Индивидуальные задания.
Презентация.
Содержание и порядок составления и оформления резюме.
Отправление резюме потенциальным работодателям по факсу, по электронной почте, по Интернету. 5. Общие правила подготовки к собеседованию Подготовиться к собеседованию. Работа в малых группах. Правила подготовки к собеседованию. 6. Собеседование при трудоустройстве. Сформировать эффективную модель поведения на собеседовании. Деловая игра «Собеседование с работодателем»
Порядок прохождения собеседования.
Самопрезентация.
Основные вопросы, задаваемые работодателем на собеседовании. 7. Оформление документов по трудовым правоотношениям. Сформировать умение оформлять документацию по рудовым правоотношениям. Работа в малых группах.
Состав документов, необходимых при трудоустройстве.
Порядок оформления заявления по трудоустройству.
Содержание и порядок оформления трудового договора.
Порядок заполнения трудовой книжки.
 

Таблица 2
Порядок работыВиды учебной деятельности Методы Введение 1. Постановка учебных целей
Сообщение преподавателя.
Самостоятельная работа студентов. Информация 2. Информация по теме Самостоятельное изучение, обобщение в группах. Индивидуальное обсуждение с преподавателем. Практическое применение 3. Применение изученной информации Самостоятельная или групповая работа. Проект 4. Использование полученной информации для выполнения специального проекта Работа в группе. Использование дополнительного материала. Представление работы и оценка 5.Отчет каждого участника проекта о проделанной работе. Презентация проекта Оценка проекта. Обобщение 6. Оценка проекта студентами и преподавателями. Вопросник, обсуждение.
 
Таблица3
ЭтапыработыЭтапы Начало Окончание Ожидаемые результаты
I этап
аналитический Определённое состояние системы и её возможностей: постановка целей и задач, подбор исполнителей.
II этап
формирующий Состояние плана реализации проекта: создание материальной базы; работа творческих групп по теме проекта;
III этап
Контроль, коррекция, внедрение
Экспертиза и тиражирование.
Участие в конкурсе.
3. Результатыисследования
Педагогическийэксперимент проводился на базе ПУ-49 г. Миасс.
Входе организации экспериментальной работы было сформировано 2 группы:экспериментальная группа (ЭГ) – 25 студентов, являющихся участникамиэкспериментальных проектов; контрольная группа (КГ) – 27 студентов.
Вэкспериментальной группе в ходе исследования проводились различные занятия,игры, конкурсы для достижения цели эксперимента. Учащиеся сами составлялизадания и выполняли проекты.
Приведемпримеры использования инновационных технологий в целях развития творческихспособностей учащихся.
Примеры заданий, составленных студентами в ходе выполнения проекте:
Задание1. Изучить устное народное творчество (пословицы) о труде и лени.
Определениепонятий «труд» и «лень». Выбрать пословицы, раскрывающие отношениечеловеческого общества к лени и труду, вывод. Составление презентации.
Задание2. Составить резюме.
1.      Фамилия,имя, отчество.
2.      Датарождения.
3.      Адреспо прописке, фактического проживания. Контактный телефон.
4.      Семейноеположение, наличие детей (указать их возраст).
5.      Базовоеобразование (учебное заведение, период обучения, специальность, квалификация).
6.      Дополнительноеобразование (учебное заведение, период обучения, специальность, квалификация)
7.      Опыт работы: предыдущие места работы, срок работы, должность, причинаувольнения.
8.      Дополнительныесведения о себе. Умения, навыки.
9.      Увлечения.Личные качества.
 Датаотправки резюме. Подпись
Задание3. Оформление документов при приёме на работу.
1.      Выяснитьв кадровой службе, какие документы необходимы при приёме на работу
2.      Порядокоформления заявления по трудоустройству.
Такимобразом, документы, необходимые при оформлении на работу: заявление о приеме наработу, трудовая книжка, медицинский полис и справка, документ об образовании,ИНН, страховое пенсионное свидетельство, фотография, резюме. (КЗоТ ст. 19, 173,176)
Задание4. Поиск работы. Составить объявление о поиске работы. Выяснить в каких газетахего можно опубликовать. Публикация объявления в средствах массовой информации.Выяснить на каких сайтах его можно поместить в Интернете. Размещение на сайтах.Анализ полученных результатов.
Задание4. Расчёт заработной платы
1.Посчитать заработную плату молодого специалиста (первый год работы) с учетомтребований к квалификации по разрядам оплаты и особенностей оплаты. 2. Показатьдинамику роста заработной платы. 3. Сравнить с заработной платой опытногопедагога.
Задание5. Сравнить заработную плату людей в разных отраслях. Сравнить заработную платупедагогов в разных регионах. Выяснить размер заработной платы педагогов врегионах. Построить диаграмму. Выяснить размер заработной платы в разныхотраслях. Построить диаграмму.
Задание6. Узнать у преподавателей ПУ о педагогических династиях в их семьях. Взятьинтервью. Оформить буклет.
Задание7. Провести мониторинг по трудоустройству выпускников 2007 – 2009 года.Составить диаграмму их трудоустройства по специальности.
Сценарий занятия “Рациональный потребительский бюджет или социальнозрелая семья”
В качестве метода проведения данного занятия выбрана деловаяигра. Цель игры: ознакомить участников со структурой рациональногопотребительского бюджета семьи, практически закрепить навыки распределенияпоступивших доходов, научить ведению доходов и расходов; сформировать умениеколлективного обсуждения сложной информации и принятия решений в ограниченноевремя. По ходу игры моделируются процессы распределения доходной и расходнойчасти семейного бюджета. Для обработки числовой информации выбран табличныйпроцессор Excel.
1.        Вступительнаячасть.
Проверка готовности к проведению занятия, сообщение темы иформы проведения занятия.
2.        Основнаячасть.
2.1 Вступление
2.2 Проведение деловой игры.
Цели игры:
·          ознакомитьучастников со структурой рационального потребительского бюджета семьи;
·          практическизакрепить навыки распределения поступивших доходов;
·          научить ведениюбаланса доходов и расходов;
·          сформироватьумение коллективного обсуждения сложной информации и принятия решения вограниченное время.
2.2.1 Распределение ролей
Участники выбирают случайным образом один из бейджиков, накотором указана игровая роль.
2.2.2 Психологическое тестирование каждой игровой семьи.
Конфликтнаяли Вы личность?
o    В общественномтранспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
а) не принимаю участия,
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаюправой,
в) активно вмешиваюсь, чем “вызываю огонь на себя”.
o    Жалуетесь ли Выродителям на учителей?
а) нет,
б) только если имею для этого веские основания,
в) критикую по любому поводу не только учителей, но и техподхалимов, которые всегда им поддакивают.
o    Часто ли Выспорите с друзьями?
а) только если эти люди не обидчивые,
б) только по принципиальным вопросам,
в) споры – моя стихия.
o    Дома на обедподали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
а) не буду поднимать бучу из-за пустяка,
б) молча возьму солонку,
в) не удержусь от едких замечаний, и, быть может,демонстративно откажусь от еды.
o    Если кто-то изблизких купил вещь, которая Вам не понравилась…
а) промолчу,
б) ограничусь коротким тактичным замечанием,
в) устрою скандал.
Интерпретация результатов:
От 10 до 20 баллов – Вы тактичны и миролюбивы.
От 6 до 9 баллов – Вы слывете человеком конфликтным.
От 0 до 5 баллов – споры и конфликты это воздух, безкоторого вы не можете жить.
КЛЮЧ К ТЕСТУ.
а – 4 балла, б – 2 балла, в – 0 баллов.
Экономныли Вы?
o    Получив деньги накарманные расходы, купите ли вы дорогие вещи, если понимаете, что потом труднобудет свести концы с концами?
а) никогда, б) всегда, в) иногда.
o    Если Вампонравится красивая одежда, остановит ли вас цена?
а) иногда, б) никогда, в) всегда.
o    Выключаете ли Выв своей квартире газ и свет сразу же после выполнения той или иной работы?
а) не всегда, б) иногда, в) всегда.
o    Удается ли Вамуспешно выполнять несколько дел одновременно?
а) да, б) нет, в) в зависимости от того, какие дела.
o    Съедаете ли Вы застолом все, что лежит в Вашей тарелке или оставляете еду на донышке?
а) иногда оставляю, б) никогда не оставляю, в) оставляювсегда.
o    Аккуратно ли Выносите одежду, обувь?
а) да, б) нет, в) не всегда.
o    Покупаете ли Выхлеба больше, чем требуется?
а) да, б) нет, в) никогда.
Интерпретация результатов:
От 10 до 14 баллов – Вы человек излишне экономный. Всегдатщательно обдумываете свои действия.
От 6 до 9 баллов – вы не любите разбрасыватьсясредствами, которыми располагаете, но время от времени позволяете себе показать“широту натуры”.
От 3 до 5 баллов – вы живете на широкую ногу. Бывает,правда, что Вас охватывает желание экономить, и Вы отказываете себе даже всамом необходимом. Однако потом вы наверстываете упущенное.
От 0 до 2 баллов – Вы беззаботны, не оченьответственны и легкомысленно относитесь не только к деньгам, но и ко всему, чтоимеет материальную ценность.
 
КЛЮЧ К ТЕСТУ.
Вопросы Ответы, баллы 1. 2 1 2. 1 2 3. 1 2 4. 2 1 5. 1 2 7. 2 1 6. 2 1
Уровень социальной зрелости каждой семьи определяется поформуле:
/>,
где /> – сумма баллов полученных всей семьейпосле выполнения теста “Экономны ли вы?”;
/> -сумма баллов полученных всей семьей после выполнения теста “Конфликтная ли Выличность?”;
/> -количество членов семьи.
УСЗ семьи:
высокий – от 16 до 34 баллов;
средний – от 3 до 15 баллов;
низкий – от 0 до 2 баллов.
2.2.3 Определение социально зрелой семьи (работа скомпьютерной программой “Формирование рационального потребительского бюджетасемьи”.)
1 этап.
Каждая семья заполняет бланк №1 “Игровые роли”.
Бланк №1. ИГРОВЫЕ РОЛИ 1. Муж Павлов Сергей Сергеев Михаил Иванович 2. Жена Семенова Катя Сергеева Анна Дмитриевна 3. Сын Степанов Сергеев Петр Михайлович 4. Дочь Даренко Оля Сергеева Анастасия Михайловна 5. Свекор (отец мужа) Осминин Роман Сергеев Иван Васильевич 6. Свекровь (мать мужа) Иванова Маша Сергеева Валентина Юрьевна 7. Тесть (отец жены) Ожогин Глеб Собинов Дмитрий Романович 8. Теща (мать жены) Карпухина Надя Собинова Маргарита Антоновна Фамилия семьи: Сергеевы
2 этап.
Участники составляют характеристику семьи. Данные заносят вбланк №2.
Бланк №2. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ: Сергеевы Семейный статус Имя отчество Возраст Место работы, учебы Предполагаемый размер зарплаты, стипендии, пенсии Муж Сергеев Михаил Иванович 40 З-д «Красный металлист» 5000,00 Жена Сергеева Анна Дмитриевна 38 школа №25 3000,00 Сын Сергеев Петр Михайлович 20 ДГТУ 500,00 Дочь Сергеева Анастасия Михайловна 7 школа №12 0,00 Свекор Сергеев Иван Васильевич 73 пенсионер 2500,00 Свекровь Сергеева Валентина Юрьевна 67 пенсионер 2000,00 Тесть Собинов Дмитрий Романович 70 пенсионер 2500,00 Теща Собинова Маргарита Антоновна 65 пенсионер 1500,00 Итого: 17000,00 Источник дополнительных доходов семьи: 1. Пособие на ребенка 70,00 2. Дивиденды 300,00 3. Доходы с приусадебного хозяйства 1000,00 Итого: 18370,00
3 этап.
Семьи планируют предстоящие расходы на один месяц, исходя из общейсуммы предполагаемых доходов. Заполняется бланк №3.
Бланк №3.РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА N п/п Наименование статьи доходов Сумма расходов(руб.)
(расходов/
доходов)*100% 1. Питание 53,89 Хлеб и крупы 1000,00 5,44 Мясопродукты 500,00 2,72 Жиры (включая масло) 200,00 1,09 Овощи 1000,00 5,44 Фрукты 1000,00 5,44 Сахар 200,00 1,09 Молочные продукты 1000,00 5,44 Напитки 5000,00 27,22 2. Одежда Верхняя одежда 1000,00 5,44 Белье 100,00 0,54 Головные уборы 100,00 0,54 Чулочно-носочные изделия 100,00 0,54 Обувь 1000,00 5,44 3. Мебель и предметы домашнего обихода 0,00 0,00 4. Культурно-бытовые нужды 200,00 1,09 5. Алкогольные напитки и табак 200,00 1,09 6. Оплата квартиры 2000,00 10,89 7. Транспортные расходы 1000,00 5,44 8. Платежи, сборы, налоги 700,00 3,81 9. Накопления, сбережения 1000,00 5,44 Общий итог: 17300,00 ИСТИНА (расходы не должны превышать доходы)
4 этап.
Каждая семья сравнивает свои результаты с соответствующимистатьями рационального потребительского бюджета (РПБ), работая с банком №4.
Бланк №4.РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО БЮДЖЕТА (РПБ) N п/п Наименование статьи доходов РПБ (%) (расходов/доходов)*100% 1. Питание 50,00 53,89 Хлеб и крупы 7,00 5,44 Мясопродукты 7,00 2,72 Жиры (включая масло) 8,00 1,09 Овощи 6,00 5,44 Фрукты 5,00 5,44 Сахар 3,00 1,09 Молочные продукты 7,00 5,44 Напитки 7,00 27,22 2. Одежда 18,00 12,52 Верхняя одежда 6,00 5,44 Белье 4,00 0,54 Головные уборы 1,00 0,54 Чулочно-носочные изделия 2,00 0,54 Обувь 5,00 5,44 3. Мебель и предметы домашнего обихода 4,00 0,00 4. Культурно-бытовые нужды 4,00 1,09 5. Алкогольные напитки и табак 4,00 1,09 6. Оплата квартиры 8,00 10,89 7. Транспортные расходы 5,00 5,44 8. Платежи, сборы, налоги 3,00 3,81 9. Накопления, сбережения 4,00 5,44 Итого: 100,00 94,18
5 этап.
С помощью бланка №5 осуществляется расчет уровня социальнойзрелости каждой семьи.
Бланк №5.УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ УСЗ= ?|(ai — bi)| ai — величина процента расходной статьи бюджета семьи bi — величина процента одноименной статьи в рациональном потребительском бюджете N п/п Наименование статьи доходов |(ai — bi)| 1. Питание 3,89 2. Одежда 1,56 3. Мебель и предметы домашнего обихода 4,28 4. Культурно-бытовые нужды 6,91 5. Алкогольные напитки и табак 0,56 6. Оплата квартиры 0,44 7. Транспортные расходы 1,91 8. Платежи, сборы, налоги 1,56 9. Накопления, сбережения 20,22 УСЗ= 41,32 Чем больше показатель УСЗ отклоняется от нуля, тем ниже уровень социальной зрелости семьи.
2.2.4 Анализ результатов тестирования и расчетов. Определениесоциально зрелой семьи.
Произвести сравнительный анализ результатов психологическоготестирования каждой семьи, и результатов полученных после работы с программой“Формирование рационального потребительского бюджета семьи”.
Заключительнаячасть (анализ занятия, подведение итогов).
Учащимсябыла предложена анонимная анкета: «Карта оценки проекта», каждый из опрошенныхмог дать несколько ответов.
Таблица4
Картаоценки проекта — – – + + + 1 Качество содержания пособия 2 Полезность целей 3 Степень овладения целями 4 Последовательность изложения 5 Условия реализации обучения 6 Помощь педагога 7 Дискуссия в группе 8 Качество примеров 9 Качество упражнений для самостоятельной работы
Анализданной оценки показал следующие результаты:
/>
Рисунок1. Анализ анкеты «Карта оценки проекта»
Изданных рисунка 1 мы можем сделать следующий вывод. Студентами ПУ-49 в целомвысоко оценен курс «Технология проектного метода в обучении экономике».Наиболее значимые результаты ответов можно отметить по следующим позициям:полезность целей курса – 20 ответов, условия реализации обучения – 17.Одинаковое количество ответов (16) набрали следующие позиции: качествопримеров, дискуссия в группе, качество содержания пособия. Наименьшиерезультаты отмечаются по позициям ответов: последовательность изложения (7),помощь педагога (8). Педагогам и воспитателям ПУ-49 стоит обратить внимание наданные пункты и в будущем уделить внимание разработке именно этих сторонпроекта.
Впроцессе эксперимента выявилось, что продуктивная творческая деятельностьповлияла на формирование и развитие творческих качеств личности (таблица 4). Всвязи с этим была проведена анкета для учащихся, где они указывали, какиекачества у них развились благодаря проектной деятельности на уроках экономики.
Анкетавыявления творческих качеств участников эксперимента
Вопрос:какие из перечисленных качеств у Вас развились в результате выполнения проектовна уроках экономики?
Данныеопросника мы представим в виде таблицы и графически.
Качестватворческой личности Ответы учащихся (%)№ вопроса Качества творческой личности Ответы учащихся (%) 1 Целеустремленность 73,9 2 Воля 34,8 3 Познавательная активность 26 4 Эмоциональность 17,4 5 Любознательность 47,8 6 Лидерство 13 7 Смелость 69,6 8 Решительность 26 9 Самоконтроль 43,5 10 Открытость 30,4 11 Независимость 8,7 12 Инициативность, активность 21,7 13 Чувство юмора 39,1 14 Яркое воображение 47,8 15 Оригинальность 39,1 16 Увлеченность 56,5 17 Сообразительность 43,5 18 Гибкость мышления 17,4

/>
Рисунок2. Качества творческой личности
Длябольшей наглядности результатов построим два отдельных графика, по наибольшимрезультатам по анкетированию, и по наименьшим.
/>
Рисунок3. Наиболее сформированные качества творческой личности (по мнению участниковэксперимента)

/>
Рисунок4. Наименее сформированные качества творческой личности (по мнению участниковэксперимента)
Такимобразом, мы можем сделать вывод, что исходя из результатов анкетированияучащихся разработанные курс «Технология проектного метода в обучении экономике»позволяет учащимся говорить о достаточной сформированности таких качествтворческой личности как целеустремленность, смелость, увлеченность,любознательность и сообразительность. Развитию же других качеств следуетуделять более пристальное внимание, с помощью использования разнообразныхзаданий и уроков для студентов в рамках данного курса.
Графикразвития личностных качеств показывает, что выполнение проектов на уроках экономикиспособствует формированию творческих качеств учащихся:
4. Выводы и рекомендациипо применению проектного метода в обучении экономике в целях развитиятворческих способностей учащихся
Можнопредположить что, выполнение проектов повышает интерес к предмету.
Исследованияпоказали, что вовлечение учащихся в творческую деятельность средствамипроектного обучения влияет на развитие их творческой активности.
Результатыисследования свидетельствуют и о том, что эффективность развития творческойактивности зависит не только от внутренней мотивации (со стороны учащихся), нои от стимулирования этой мотивации извне (со стороны учителя).
Результатыэксперимента показали, что движущей силой развития творческой активностиявляется формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческимдействиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесстворческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктовучебно-творческой деятельности. Так же результаты эксперимента свидетельствуюто том, что целенаправленная работа по выполнению творческих проектовспособствует развитию творческой активности при соблюдении следующихпедагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся натворческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческойсамореализации; стимулировании учителем развития творческой активностишкольников; включении учащихся в активную творческую деятельность на основесотворчества учителя и ученика.
Вкомплексе, рассмотренном нами в ходе данного исследования, участвуют каквнутренние разработки, так и программные продукты общего пользования. Новизназаключается в методическом подходе к единообразному изложению материала смногоаспектным применением компьютерной техники.
Такимобразом, применение современных технологий позволяет добиться:
·          развитияличности, ее способностей к творческой деятельности;
·          обновлениясодержания обучения;
·          интеграциизнаний, приобретаемых в ходе изучения смежных дисциплин;
·          оптимизациипроцесса обучения, достижения высокого качества знаний, умений и навыков;
·          развития опытапрофессионально-творческой деятельности;
·          перемещенияакцента с процесса преподавания на процесс “учения” самих будущих специалистовспособствует их личностно-ориентированному обучению и умению мыслить самостоятельно,что в свою очередь способствует совершенствованию профессиональной подготовки.
Всякоезанятие должно способствовать усвоению новой информации и формированию умений инавыков отработки этой информации. Поэтому при разработке проекта были учтеныследующие характеристики:
·          содержание –знания, которые должны соответствовать тематике проекта;
·          интеграция — охват разнообразных предметных курсов;
·          профессиональнаянаправленность проекта;
·          системностьконтроля, логически завершающего работы в проекте.
Разрабатывайтематериал совместно со студентами:
а)представьте дополнительные примеры и учебные и наглядные материалы;
б)задания должны быть реально исполнимыми в отведенные сроки.
в)помогите студентам выбрать подходящую для них стратегию работы.
Создайтесистему учебных заданий, составленную под уровни усвоения, умения и навыки,обозначенные в целях учебного проекта.
Определитеорганизационные формы обучения и их координацию, обеспечивайте оптимальноесочетание разнообразных форм учебного процесса с приоритетом на интерактивныеформы обучения и самостоятельную работу студентов.
Разработайтесистему текущего, промежуточного и итогового контроля и коррекции деятельностистудентов (на основе анализа выявленных ошибок и затруднений).
Проблемы,возникающие при работе с проектами: переоценка студентами своих возможностей,конфликты внутри группы, недостаток времени, неумение грамотно спланироватьработу.