Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в ходе кружковой работы

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахстанско-Российский УниверситетКафедра «Педагогики и психологии»Дипломнаяработа
тема: «Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста сзадержкой психического развития в ходе кружковой работы»
Студентка: гр.УПП-301
Кузнецова А.Е.
Научный руководитель
Аналбекова К.Т.
Караганда – 2008
Содержание
 
Введение
Глава I. Теоретический обзор проблемы развития творческого воображения
1.1Особенности развития творческого воображения у детей с особыми образовательнымипотребностями
1.2 Специфика организации ипроведения кружковой работы в специализированном детском доме для детей сограниченными возможностями развития
Глава II. Экспериментальное исследованиепроблемы развития творческого воображения у детей с задержкой психическогоразвития
2.1 Особенноститворческого воображения у детей с задержкой психического развития
2.2Организация кружковой работы по развитию творческого воображения у детей сзадержкой психического развития
Выводы
Заключение
Рекомендации
Списоклитературы
Приложения

Введение
«Страна, не умеющая развивать знания,в 21 веке обречена на провал. Мы должны сформировать кадровый задел для высокотехнологичныхи наукоемких производств будущего. Без современной системы образования исовременных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, творчески, по-новому, мы несможем создать…общество максимальных возможностей».
Н.А.НАЗАРБАЕВ.
Социально – экономические преобразования в обществе диктуютнеобходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностьюэффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим встаетважная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в своюочередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетомпсихологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности,способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчествуможет выступать в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной,производственно-технической, хозяйственной и так далее. Масштаб творчестваможет быть различным, но во всех случаях происходит возникновение и открытиечего-то нового.
Творчеством созданы науки и искусство, сами формы жизнилюдей. Творчество в труде – это не редкость, не исключение, а наиболее естественноеполноценное выражение человеческих возможностей./3,3/
Как показали исследования Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна,Д.Б.Эльконина и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективногоусвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразованияимеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть взначительной степени определяет эффективность учебно-воспитательнойдеятельности /6,57/.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка.Усвоить какую – либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей инеобходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждаетсяв особой заботе в плане развития. С уменьшением способности фантазировать у детейобедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интереск искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческоевоображение у детей, необходима особая организация.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал дляреализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможностидля развития творческого воображения представляет кружковая работа. Отсутствие освещениевопроса развития творческого воображения школьников с ООП в процессе кружковой работыпозволило говорить об актуальности исследования проблемы.
Данную проблему следует изучать в настоящее время, так как вопроссоциализации воспитанников детских домов, их интеграции в общество стоит оченьостро. Этим предопределен выбор темы исследование – «Развитие творческоговоображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития входе кружковой работы».
Цель работы:
Изучение проблемы значимости кружковой работы как одного изоптимальных средств для развития творческого воображения у воспитанниковдетского дома для детей с ограниченными возможностями в развитии.
Объект исследования:
Дети подросткового возраста с задержкой психического развитиявоспитывающиеся в детском доме с ограниченными возможностями в развитии.
Предмет исследования:
Особенности творческого воображения у детей с задержкойпсихического развития – воспитанников детского дома с ограниченнымивозможностями в ходе кружковой работы.
Гипотеза исследования:
Если на должном уровне будет организованно кружковая работа, то взначительной мере возрастет уровень творческого воображения у воспитанниковдетского дома с задержкой психического развития.
Исходя из цели нашего исследования были сформулированы следующие задачи:
— Определить особенности формирования и развития воображенияс задержкой психического развития;
— Выявить тенденции развития творческого воображения у детейс задержкой психического развития в ходе кружковой работы;
— Разработать рекомендации по организации кружковой работы сдетьми с задержкой психического развития в условиях детского дома с цельюразвития их творческого воображения.Методологическаяи теоретическая значимость исследования
Состоит в том, что воображение выступает не толькопредпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условиемтворческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитиюличности, то есть в значительной степени определяет эффективностьучебно-воспитательной деятельности (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн,Д.Б.Эльконин).
Практическая значимость исследования состоит:
— в реальной возможности использования наработанной методикиизучения проблемы и диагностики
— использования рекомендаций в ходе кружковой работы с целью развитиятворческих задатков воспитанников детского дома
— использование разработанной системы занятий на практике.Методыисследования :
— анализ научно-методической литературы
— констатирующий эксперимент
— развивающий эксперимент
Структура дипломной работы:
состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографическогосписка, приложения. В 1 главе дается теоретическое обоснование проблемы. Во 2главе представлены методика и результаты экспериментального исследования. Взаключении сделаны выводы и даны рекомендации. План, таблицы, диаграммыприлагаются.

Глава I. Теоретический обзор проблемы развитиятворческого воображения
 
Под воображением понимают познавательный психический процесссоздания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления,полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представитьрезультат труда, рисования и конструирования или любой другой деятельности до ееначала. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Образывоображения создаются с помощью комбинирования, сочетания различных элементов, причемсочетаются черты не случайные, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные.Преобразования могут протекать как акцентирование, заострение каких – либо сторонв виде их преуменьшения или преувеличения, а также как типизация – выделение существенногов группе однородных явлений и воплощение их в конкретном образе. В зависимостиот степени активности различают пассивное и активное воображение, когдапродукты первого не воплощаются в жизнь. Учитывая самостоятельность иоригинальность образов, говорят о творческом и воссоздающем воображении/8,260/.
Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность,направленную на преобразование окружающего мира.
Опорой для создания образа служит не только реальный объект, нои представления, выраженные в слове.
Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда ребенокзатрудняется найти в своем опыте объяснение, какому – либо фактудействительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как подчеркивалЛ.С.Выготский «эти два процесса развиваются взаимосвязано».
Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления,а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяетпреодолеть стереотипы. И1 решение интеллектуальных проблем становится творческимпроцессом.
Кроме того, что воображение значительно расширяет границы познания,оно позволяет ребенку, участвовать в событиях, не встречавшихся в обыденной жизни.Это «участие» обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт,позволяет более глубоко познать окружающее, природную, предметную и социальнуюдействительность.
Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего.Создание новых образов это не умозрительный, а тесно связанный сдействительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образоввоображения. Воображение помогает найти нестандартное творческое решение познавательнойпроблемы. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм,понимание того, что может быть и чего не может.
Творческий характер зависит от того, в какой мере дети владеютспособами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности.Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте.
Воображение – это умение конструировать в уме из элементов жизненногоопыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетанийк соотношению что – либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Онопомогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразуетпредставление памяти, тем самым, обеспечивая, в конечном счете, созданиезаведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека,весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческоговоображения.
Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимостиот богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический опытпедагога заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создатьдостаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел,слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, тем значительнее и продуктивнеепри других равных условиях, будет деятельность его воображения.
Накопление знаний и опыта – это только предпосылка для развитиятворческого воображения. Любые знания могут быть бесполезным грузом, если человекне умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решениюзадачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленнуюинформацию в своей деятельности.
Продуктивное творческое воображение характеризуется не толькотакими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Однимиз важнейших свойств такого воображения является умение направлять в нужную сторону,подчинять их определенным целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели,приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения.Поэтому важнейшая линия в развитии воображения ребенка-это развитие направленностивоображения.
Как известно, универсального метода не существует. Все методыиспользуются в определенном сочетании, композиции, которая в конкретной педагогическойситуации может дать наибольший эффект и которая определяется педагогом с учетомцелого ряда факторов: целей и задач воспитания, возраста детей, их индивидуальныхособенностей, уровня подготовки, содержания учебного предмета, мастерства педагогаи другие /9,22/.
Отбор и композиция методов и приемов обучения и воспитания должнымаксимально способствовать художественно – эстетическому развитию –формированию творческих способностей, творческой деятельности и отвечать особымобразовательным потребностям учащихся и специфике коррекционно-педагогической работы.
Использование метода творческих заданий у детей с проблемами вразвитии находится в прямой зависимости от степени развития их творческого воображения.Чем в большей степени развит творческий компонент воображения, тем более эффективнымбудет применение творческих заданий.
В дошкольном возрасте у детей с отклонениями в развитии наблюдаетсяотставание в развитии творческого воображения. Коррекция отклонений в развитии даннойпсихической функции дает положительный результат в том случае, когда работа педагогав этом направлении носит целенаправленный характер и организуется в два этапа.
Первый этап – пропедевтический, где формируется предпосылкитворческого воображения.
Второй – основной, в процессе которого формируются самостоятельныетворческие проявления детей в художественной деятельности.
Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, укоторых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность,вызванные нарушения в психическом развитии.
В художественно – творческой деятельности ситуация успеха достигаетсяв результате определенных художественно – эстетических действий, связанных с выполнениемтех или иных видов художественного творчества. Это может быть рисунок, поделка избумаги, глины, дерева и так далее. При этом от педагога во многом зависит,получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, котороеон дает ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но ипосильным. Он должен видеть положительный результат своей деятельности.Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолеваетробость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Взрослыйпомогает ребенку преодолеть страх перед новой деятельностью, новым заданием,порожденный не уверенностью в себе. Помощь педагога направлена на то, чтобы ребенокповерил в себя, в собственные силы и способности. Необходимо поддерживать в немоптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.
Создание ситуации успеха обеспечивается открытой и скрытойпомощью взрослого. Например, открытая помощь может выражаться в применении словеснойинструкции, в показе способов передачи образа, в поддержке, ободрении: «Давай попробуемсделать это вместе» или «Не получится ничего страшного, можно попробовать еще раз».
Скрытая помощь может быть в виде незаметных подсказок в контекстеслова, обращенного к ребенку. Например:
— Именно ты можешь передать образ лисы в своей поделке.
— Всем понравится, если именно ты сделаешь эту поделку.
Для развития творческого воображения детей необходимо использоватьв работе игры и упражнения, стимулирующие развитие воображения, ассоциативностичерез чувственно – эмоциональное постижение окружающего. Надо использовать эстетическуюигру, которая способствует расширению и осознанию эмоционально – чувственного опытадетей. Через удовольствие создает условия для развития способностей, помогаетпреодолеть трудности, возникающие в процессе самовыражения при осуществлении творческойработы. Это позволяет ребенку познавать окружающий мир природы, науки, искусствавсеми органами чувств, иметь личностное восприятие, суждение об изучаемом явлении,предмете и на основе этого наиболее полно усваивать информацию о нем.
При проведении игр и игровых упражнений, а также в процессеэстетической игры использовать произведения искусства, учитывая эмоционально –чувствительный опыт каждого ребенка и группы в целом; использовать в работе нарядус традиционными способами создания изображения – нетрадиционные /7,13/.
Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что родителии педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности –это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветатьвсе остальные таланты могут только на их основе. Талант, выращенный на почве сомнения,себялюбия, тщеславия и гордыни, несет зло и разрушение не только окружающим, нои, в конце концов, самому человеку.
Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающихего взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятийребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относится к нимс симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремлениеребенка к творчеству. В случае неудач ему необходимо сочувствие и ни в коем случаенельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка. Необходимо чащеоставлять ребенка одного и позволять ему самостоятельно заниматься делами.Чрезмерная опека со стороны родителей может заглушить творчество.
Взрослые не должны бояться проявить свою индивидуальность вобщении с ребенком. Это поможет оценить ему в себе творческую личность,содействуя его более глубокому самопознанию. Необходимо одновременно учитьребенка, уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.
Атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностейребенка, помогает ему избежать возможного общественного напоминания, и даженеодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было запущенно, иначеневостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена внежелательное русло.
Все эти воспитательные установки призваны помочь ребенку развитьтворческие способности и подсказать, взрослым как лучше понять ребенка и взглянутьна мир чистыми детскими глазами.

1.1 Особенности развития творческоговоображения у детей с особыми образовательными потребностями
Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью.Тем более им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим первая важнаязадача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Процесс трудового воспитания тесно взаимосвязан с развитием сенсорно– персептивной сферы ребенка с ограниченными умственными возможностями. Для того,чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог – психолог должен обладатьогромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового» обучения,который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонентатрудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка,а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах испособствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.
На занятиях творческим трудом в занимательной форме используютсядоступные виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываются ипрививаются социально – бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни.
В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качествакак трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолеватьтрудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов,совершенствует мелкую моторику рук /9,18/.
Творческий труд занимает большое место в системе реабилитационнойработы. Здесь ребенок выступает в роли создателя чего – либо нового, полезного икрасивого.
Эти дети под руководством опытных педагогов могут добиться большихуспехов в изготовлении мягких игрушек, расписных тарелок, композиций из природныхматериалов. Осуществляется связь эмоциональных состояний с конкретными ситуациями,которые могут повториться или встретиться ребенку в жизни. «Проигрывая» состояниечерез поделку, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатываетмеханизм саморегуляции. На образном уровне он держит «себя в руках», учится адекватновыражать свои чувства.
Все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят,а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественномувидению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению.Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служитьсредством развития творческих способностей учащихся.
Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создаютположительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. Впроцессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образныепредставления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).
Однако происходит это не само по себе, а при условиисистематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководствапедагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка /11-54/.
Содержание и методика проведения, и организация кружковыхзанятий должны быть направлены на развитие детского творчества. Для этогонеобходимо не только развитие эстетического восприятия, воображения,формирование образных представлений, но и овладение детьми разнообразными способамивыполнения своих работ, позволяющими передавать в них широкий круг явлений и предметов.
Все это дает возможность детям свободно выражать свой замысел,вызывает положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждает ктворческим поискам и решениям. Такие занятия должны быть направлены на формированияактивности самостоятельности ребенка, овладение им обобщенными способами действия.Все это развивает творческие возможности детей.
Творческое воображение школьника с особыми образовательнымипотребностями опирается на конкретную действительность и не может от нее оторваться.Чтобы вообразить, например, тропический лес, или какого – либо, зверя из жаркихстран, надо посмотреть картину, а не только выслушать рассказ о них.
У детей с особыми образовательными потребностями творческое воображениечрезвычайно важно развивать. Учащиеся должны представить себе не только то, чтосуществует или существовало, но и то, что не было.
Задача в этом возрасте заключается в том, чтобы научить учащихсяпереходить от сказочных, фантастических образов к реальным, жизненным образам.
Творческое воображение развивается при выполнении таких заданий,которые связаны с собственными «выдумками» и «открытиями» детей, например, при сочинениина свободную тему и так далее.
Подросток воображает себя героем космоса, в своем воображениион летит на другую планету. Это уже не ситуация сказки, а ситуация мечты,которая необычайно близка к действительности, она вполне может осуществиться.Такая мечта – часто подготовка к будущей деятельности. Перед подросткомоткрывается мир необычайного и в то же время вполне достижимого. Подросткухотелось бы сделаться героем, совершающим замечательные подвиги, показывающим исключительнуюволю, смелость, выдержку и находчивость. Но школьник не может этого пока ещесделать в своих мечтах наша действительность убеждает его в том, что все мечты раноили поздно сбываются.
Хорошо, когда школьники обсуждают прочитанное, на классных собранияхили просто вечером, в свободное время. К их высказываниям надо прислушиваться. Нив коем случае не следует пренебрегать их мечтательных суждений. Напротив, следуетвсячески поддерживать и поощрять таких детей с особыми образовательнымипотребностями в их стремлении совершать великие дела. Однако тут необходимо иметьизвестное терпение и педагогический такт для того, чтобы умело руководить воображениемподростка.
Воображение подростка меняется с возрастом. Оно становится болеереалистичным и критичным. Тем не менее страсть к романтическому не проходит.Ноэта романтика уже связывается не столько с совершенно необычным, сколько с тем, что является новым, замечательным, но вполне доступным в условиях нашей действительности.Мир фантазии становится более подкрепленным миром действительности. А если принятьво внимание те совершенно необыкновенные успехи, которые делает наука в нашидни, то такое развитие воображения полностью оправдано.
Интерес подростков к самым разнообразным видам творческойдеятельности литературной, театральной, изобразительной, конструкторской –стимулирует развитие творческого воображения. Особенно сильно и своеобразно проявляетсятворческое воображение в создании образов будущего, вместе о больших жизненных целях.
 
1.2 Специфика организации и проведения кружковой работыв специализированном детском доме для детей с ограниченными возможностямиразвития
 
ЗНАЧЕНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
Трудно переоценить воспитательное и образовательное значениедеятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различныхкружках.
Практика работы с детьми с особыми образовательнымипотребностями показывает, что рациональная организация внутри школьной кружковойработы способствует более глубокому и всестороннему развитию детей, помогает положительнорешать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития /9,22,23/.
Наиболее результативной кружковая работа может стать для детей4-8 классов, так как они уже в определенной мере владеют необходимыми навыками коллективнойработы. У этих детей более четко определились интересы и наклонности.
Кружки для детей могут быть самыми разнообразными. Однако преждевсего следует подумать о создании таких кружков, занятия в которых помогали детямподготовленными вступать в самостоятельную жизнь.
Сюда относятся кружки, ставящие перед собой задачу углубленияи совершенствования трудовых умений и навыков, всестороннего физического и эстетическоговоспитания. Можно осуществлять работу кружков по различным общеобразовательным предметам/5,66/.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ ТВОРЧЕСКИМ ТРУДОМ
Создавая красивые вещи своими руками, видя результат своейработы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытываютвнутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности ивозникает желание жить по законам красоты.
В ходе работы творческим трудом дети учатся составлять различныеорнаменты, выполнять сюжетные аппликации, работать с «бросовым» и природным материалами;изготавливать сувениры и украшения.
Во время занятий творческим трудом решаются следующие задачи:
— Коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталоновцвета, формы и величины.
— Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка,возможности сравнивать и обобщать.
— Знакомство детей с различными видами искусства и направлениямидекоративно – прикладного искусства.
— Воспитание активного эмоционально – эстетического отношенияк видам искусства; развитие интереса к духовному миру человека.
— Развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способностиприменять полученные знания в повседневной жизни.
Таким образом, все сферы психической деятельности ребенка«работают», осуществляется комплексное воздействие на личность.
Внеурочная работа строится по принципу добровольности,поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениямучащихся. Внеурочная работа дает воспитателю возможность проводить разнообразныезанятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес квыполнению работ, любовь к творчеству.
При организации внеурочной работы воспитатель должен соблюдатьследующие принципы:
-выдерживать общую направленность занятий;
— обеспечивать добровольность выбора учащихся, содержание и методовзанятий с учетом личных склонностей детей;
— осуществлять массовость внеурочной работы, вовлекать в неебольшинство учащихся;
-опираться на самостоятельную творческую инициативу детей, учитыватьпожелание детей;
-иметь общественно – полезную направленность всех выполняемыхработ;
-подчинять все виды внеурочной работы общимучебно-воспитательным целям и задачам.
В содержание кружковой работы целесообразно включить изготовлениеподелок из бумаги, ткани, различных материалов. Эти работы не должныдублировать изделия, выполняемые детьми в классе /10-109/.ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВ
Целесообразна такая организация педагогического коллектива, прикоторой воспитатели или учителя в школе ведут кружок или оказывают практическуюпомощь в организации своему коллеге, ведущему занятия. Этому важному участку воспитательнойработы следует уделять серьезное внимание. Необходимо заинтересовать детей,стремиться передавать им свой опыт, знания и умения, которые необходимы еговоспитанникам в жизни.
Конкретное содержание работы кружков определяется с учетом местныхусловий, пожеланий учащихся, подготовленности самого воспитателя.
Работа начинается с изучения детских интересов,комплектования членов кружка, выбора актива или старосты, подготовки материалови инструментов.
Занятия обычно проводятся один раз в неделю по 1-у часу. На первыхзанятиях дети знакомятся с оборудованием, выполняют практические задания по образцу,чертежу. На последующих занятиях детям даются задания вносить дополнения иизменения в поделки. Когда у детей накопится достаточный материал, можно даватьим задания самостоятельно изготовить поделки /10-112/.
Интересным и полезным массовым видам организации кружковойработы являются конкурсы по изготовлению игрушек, изделий прикладного искусства.Такие конкурсы имеют большое воспитательное значение. Содержание конкурсов можетбыть самое разное. Это могут быть поделки из ткани, папье-маше, бумаги, природныхматериалов, бросового материала.
В зависимости от целей и сложности изделий конкурс может проходитьв течение нескольких дней /5,69/.
Примерные темы отдельных конкурсов:
-Изготовление самодельных игрушек;
-Изготовление елочных игрушек из природного материала;
-Оформление собранных за лето коллекций;
-На лучшее панно из засушенных листьев и цветов;
-На лучшую композицию из разных материалов и другие конкурсы.
Выставка должна привлекать внимание не только экспонатами, нои самим оформлением. Поэтому при ее организации следует четко продумать назначениевыставки, расположение экспонатов, общее оформление. Каждая работа должна иметьтабличку с указанием фамилии и имени ее автора /5,93/.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С задержкой психическогоразвития НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА
Индивидуальная работа учащихся осуществляется по специальномуплану учителя или воспитателя. По рекомендации воспитателя дети могут самиизготовлять поделки.
Перед началом работы воспитатель проводит вводную беседу, рассказываяо целях и задачах предстоящего трудового задания. Дети в общих чертах проектируютобразцы будущих изделий, устанавливают их элементы, какие требуются для работы материалыи инструменты. Часть изделий дети выполняют из своих материалов, используют открытки,цветные нитки, собранные природные материалы и так далее. Объекты для индивидуальнойработы подбираются таким образом, чтобы дети их могли изготовить самостоятельно,без помощи воспитателя. Для индивидуальных поделок используются те же материалы,которые дети обрабатывают на занятиях – кружках. Но, по содержанию, форме и отделкеэти поделки не должны повторять то, что делается на уроках /10-11/.
Иногда дети не могут выполнить до конца задание, например, раскраситьизделие из бумаги или оформить поделку из ткани. Поэтому завершение таких работможет быть поручено некоторым детям в качестве индивидуального задания. Такие заданиятребуют проведения продуманного инструктажа. Например, поручая детям завершить отделкуизделий: украсить их узорами, аппликацией – необходимо проинструктироватьдетей, как лучше и проще это сделать /5,67/.
ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ КРУЖКА
Воспитателям и учителям надо стремиться максимально расширятькругозор детей доступными видами практической деятельности во внеурочной обстановкев занимательной форме воспитывать и прививать жизненно необходимые навыки и привычки
Работа кружков проводится во 2 половине дня. В зависимости отобразовательного учреждения – наличия помещений, режима и распорядка работы –организационные формы могут быть различными. Однако следующие условия должныбыть обязательны:
— занятия кружков должны проводиться не ранее чем через 2-3 часапосле окончания учебных занятий;
-если занятие кружка проводится после подготовки домашних заданий,то и здесь предварительно должно быть отведено время для отдыха;
-как правило, не следует проводить кружковую работу в вечерниечасы (после ужина).
Исключения могут составлять такие занятия, на которых детиделают какие-либо поделки, и эта работа не требует дополнительной мыслительнойнагрузки и усвоения новых операций и приемов.
Одно занятие кружка продолжается не более 1 часа. Во время работыследует организовать небольшой перерыв либо для всей группы, либо для отдельныхучащихся /5,69/.
Количество учащихся в одном кружке (за исключением хоровых)не должно превышать десяти, но могут быть кружки в составе 3-5 человек. Так же могутбыть кружки малочисленными, более сложные для основной массы детей. Это,например, кружки художественной обработки дерева, металла, вышивки и вязания, накоторые способна лишь небольшая часть детей.
Надо правильно организовать работу кружка. Прежде всего, надочетко определить время и место работы каждого кружка и узнать. Сколько детей,из каких групп будут в это время заниматься.
Занятия каждого кружка следует, проводит не чаще одного раза внеделю, но и не реже одного раза в две недели.
Имеет большое значение, и организованная работа по комплектованиюкружков. Она предполагает глубокий анализ способностей и склонностей детей и терпеливуюдеятельность педагогического коллектива, с тем, чтобы очень тактично помочьученику или воспитаннику выбрать именно тот кружок, в котором могут наиболееполно раскрыться его способности и проявиться склонности, или тот кружок,который поможет ему в компенсации того или иного дефекта развития. Эту работупроводят без всякого нажима, не вызывая чувства протеста, так, чтобы совет,который дают ученику педагоги, он воспринимал как свое собственное желание.
Конечно, есть дети, которые с упорством будут настаивать на том,чтобы заниматься в таком кружке, который им заведомо не по силам. В таких случаяхне следует настаивать на своих рекомендациях, а записать ребенка в тот кружок,в который он хочет. Практика показывает, что подобные ситуации не так уж часты.Вместе с тем пребывание детей в любом кружке вреда ему не принесет. В процессе работыребенка можно привлечь к выполнению отдельных, более легких заданий, либо же черезопределенное время заинтересовать работой в другом кружке. В любом случае оченьважно, чтобы дети почувствовали, что каждый из них вполне самостоятельно принялрешение заниматься в таком кружке, в котором он хочет /5,71/.
Каждый ребенок может участвовать не более чем в одном – двух кружках.Естественно, что кружки с первых дней их работы не могут быть укомплектованы полностьюстабильным составом детей. В процессе занятий возможен переход детей из одного кружкав другой. С соответствующим желанием детей следует считаться и всегдаудовлетворять его в тех случаях, когда для него переход в другой кружок целесообразен.
В общей системе воспитательной работы следует отвести определенноеместо и время для систематической информации всех учащихся школы о работе кружков.Это могут быть различные тематические мероприятия, которые организуют и проводятчлены того или иного кружка, вечера-отчеты кружковцев о своей работе, выставки поделок,изготовленными участниками кружков. Подобные мероприятия являются эффективнойформой агитации и могут способствовать вовлечению в кружковые занятия детей,еще не участвующих в кружковой работе. В то же время такая гласность положительновлияет на закрепление у детей уже сложившегося желания заниматься в кружке, авсякие поощрения в процессе проведения этих мероприятий делают желание заниматьсякружковой работой более устойчивым и способствуют формированию у ребенкастремление и далее совершенствовать приобретенные им в кружке умения и навыки/10-112/.
Уже в самом начале деятельности в кружке детям надо в общих чертахрассказать, чем будут заниматься, чему научатся и какую, затем полезную работу онисмогут сделать.
Один из видов полезной для школы деятельности – изготовление наглядныхпособий или помощь в их создании. Вряд ли целесообразно создавать специально кружокпо изготовлению наглядных пособий. Этим весьма полезным и крайне необходимым деломможет заниматься каждый кружок как одним из видов своей деятельности /5,72/.
Педагоги должны видеть в практической деятельности детей на общуюпользу огромный источник эффективного воспитательного воздействия. В труде у детейвоспитывается чувство коллективизма, умение трудиться для других и ощущать радостьот этой работы. В связи с этим очень важно, придавая работе общественно –полезный характер, создавать передачу в методический кабинет изготовленных детьмипособий в торжественной обстановке.
Также велико коррекционно-воспитательное значение кружков.Здесь в процессе работы у детей с задержкой психического развития преодолеваетсячувство скованности, неуверенности в своих силах, чувство неполноценности.
Организуя работу кружков, не следует забывать, что они решаютпроблемы эстетического воспитания, являющегося составной частью общей системы воспитания.
Во время работы в любом кружке, где дети делают что – то своимируками, должны четко соблюдаться требования:
— работу надо выполнять чисто и аккуратно. Следует систематическии последовательно прививать детям вкус к простому, удобному и красивому /5,74/.

Глава II. Экспериментальное исследованиепроблемы развития творческого воображения у детей с задержкой психическогоразвития
С особыми образовательными потребностями.
II-1 Особенности творческоговоображения у детей с задержкой психического развития.
Целью экспериментального исследования является выявление уровня развитиятворческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психическогоразвития.
Практическая часть работы состоит из 3 этапов:
I этап – констатирующий эксперимент;
Цель: диагностика уровня сформированности творческоговоображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития.
II этап – развивающий эксперимент;
Цель: развитие творческого воображения у детей черезкружковую работу.
III этап – повторный констатирующий эксперимент
Цель: сравнить результаты и выявить динамику развитиятворческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психическогоразвития.
В конце каждого этапа работы проводился анализ полученныхданных.
Базой для проведения исследования являлся областной детскийдом для детей с ограниченными возможностями в развитии.
В эксперименте принимали участие дети группы № 12 вколичестве 15 человек с диагнозом задержкой психического развития.
В констатирующем эксперименте была поставлена цель –установление точных данных о состоянии развития творческого воображения у детейданной группы.
Для определения уровня развития творческого воображения былииспользованы следующие диагностические методики:
1)        методика«Придумай рассказ» (Немов Р.С.);
2)        методика «Нарисуйчто-нибудь» (Немов Р.С.).
Все методики былиадаптированы для детей подросткового возраста с задержкой психическогоразвития. Учитывая особенности детей, все методики проводились индивидуально.
В процессеэксперимента соблюдались следующие требования:
1.        Игровой характертестирования.
2.        Соблюдениестандартности процедуры тестирования: одинаковая бумага, карандаши, фломастеры,одинаковая инструкция.
3.        Дифференцированныйподход к детям в зависимости от индивидуальных качеств личности ребенка.
Все задания направленыв первую очередь на оценку развития воображения у детей и степень его развития.Задания позволяют судить об общем уровне интеллектуального развития ребенка.
Задание № 1 «Придумайрассказ».
Ребенку дается заданиепридумать рассказ о ком-либо или о чем-либо в течение одной минуты, а затемпересказать его в течение второй минуты. Это может быть какая-либо история илисказка.
Воображение ребенка вданной методике оценивается по следующим признакам:
1)        скоростьпридумывания рассказа;
2)        необычность,оригинальность сюжета;
3)        разнообразиеобразов, используемых в рассказе;
4)        проработанность идетализация этих образов;
5)        эмоциональность образов.
По каждому изназванных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов, в зависимости оттого, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше.
Скорость придумываниярассказов оценивается:
2 балла – если ребенкуудалось придумать рассказ не более, чем за 30 секунд.
1 балл – если напридумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты.
0 баллов – еслиребенок за 1 минуту так и не смог ничего придумать.
Необычность,оригинальность сюжета оценивается:
2 балла – если сюжетрассказа придуман самим ребенком, оригинален.
1 балл – если ребенокпривносит в виденное или слышанное что-нибудь новое от себя
0 баллов – еслиребенок просто механически пересказывает то, что когда-либо он видел.
Разнообразие образовоценивается:
2 балла – если в рассказеимеется 4 и более персонажа (вещи, события).
1 балл – если врассказе используется 2-3 персонажа.
0 баллов – если врассказе говорится только об одном персонаже.
Оценка проработанностии детализации образов в рассказе производится следующим образом:
2 балла – еслиобъекты, упомянутые в рассказе характеризуются тремя и более признаками.
1 балл – если, кроменазвания, указываются еще 1-2 признака.
0 баллов – еслиперсонажи в рассказе только называются и никак дополнительно нехарактеризуются.
Эмоциональностьобразов в рассказе оценивается так:
2 балла – если самрассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоционально.
1 балл – если урассказчика эмоции слабо выражены и слушатели слабо эмоционально реагируют нарассказ.
0 баллов – если образырассказа не производят никакого впечатления на слушателя.
Выводы об уровнеразвития:
10 баллов – оченьвысокий;
8-9 баллов – высокий;
4-7 баллов – средний;
2-3 балла – низкий;
0-1     балл – оченьнизкий.
Задание № 2 «Нарисуйчто-нибудь»
Ребенку дается листбумаги, набор фломастеров или цветных карандашей, предлагается нарисовать все,что захочется. На выполнение задания отводится 4 – 5 минут.
Качество рисункаоценивается по следующим критериям:10 баллов Ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображении. Детали и образы рисунка тщательно проработаны. 8-9 баллов Ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунков проработаны неплохо. 5-7 баллов Ребенок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрителей определенное эмоциональное впечатление. 3-4 балла Ребенок нарисовал что-то очень простое, неоригинальное. Фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны. 0-2 балла За отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровнеразвития:
10 баллов – оченьвысокий;
8-9 баллов – высокий;
5-7 баллов – средний;
3-4 балла – низкий;
0-2     балла – оченьнизкий.
Данные I констатирующего эксперимента.
1.        Методика«Придумай рассказ»
Числовые выводы попервой констатации в процентах

Уровень развития Количество детей (%) Очень высокий Высокий Средний 13,3% — 2 человека Низкий 60% — 9 человек Очень низкий 26,6% — 4 человека
2.        Методика «Нарисуйчто-нибудь»
Числовые выводы попервой констатации в процентахУровень развития Количество детей (%) Очень высокий Высокий Средний 20% — 3 человека Низкий 60% — 9 человек Очень низкий 20% — 3 человека
Вывод:
У детей с задержкойпсихического развития развитие воображения находится на низком уровне развития.Фантазия развита слабо. Для школьников с задержкой психического развитияхарактерно недоразвитие творческого воображения, мелкой моторики рук,замедленность движений, недостаточная эмоциональность в придумывании рассказов.Дети выдали низкий уровень оригинального и необычного сюжета, образов,используемых в рассказе, эмоции выражены слабо. Детали в рисунках не оченьхорошо проработаны. Образы в рассказе никак дополнительно не характеризуются.Кроме названия образа указывались всего по 1-2 признакам. В рассказеиспользовался только 1-2 персонажа. Скорость придумывания рассказов – 1 минута.Некоторые дети не могли эмоционально преподнести свой рассказ. Слушатели слабореагировали на него.
В рисунках детипридумывали себе сюжет сами. Некоторые срисовывали с книг. Сюжеты были неновыми, но в некоторых рисунках были элементы творческой фантазии. Такиерисунки оказывали эмоциональное впечатление на детей.
Некоторые детипоказали очень низкий уровень. Они нарисовали простые и неоригинальные сюжеты.Детали в сюжете не очень хорошо проработаны. Фантазия просматривалась слабо.Дети рисовали без особого интереса, способность фантазировать находится нанизком уровне.
Во время I констатации соблюдали индивидуальныйподход к детям. Так как у детей разный уровень развития личностных качествподходили к этому индивидуально. Одним нужна была словесная инструкция, другимнадо было немножко помочь. Все дети принимают помощь воспитателя.
Эти данные говорят онеобходимости проведения организованной коррекционной — развивающей работы,индивидуально с каждым ребенком. Такая работа проводилась в ходе кружковойдеятельности. Эта работа проводилась систематически и целенаправленно подруководством воспитателя.
2.2 Организация кружковой работы по развитию творческоговоображения у детей с задержкой психического развития
 
Экспериментальноеисследование проблемы развития творческого воображения у детей с задержкойпсихического развития содержало и развивающий эксперемент (2 этап), заключающийв анализе системы кружковой работы, способствующей развитию творческоговоображения у воспитанников.
Целью развивающегоэксперимента является развитие творческого воображения в ходе кружковой работы.
Кружковую работу мыпроводили 2-3 раза в месяц по субботам или воскресеньям. В кружке занимаютсядети в количестве 15 человек с диагнозом задержкой психического развития.
В ходе работы кружкабыли поставлены такие цели:
Коррекционные
Развитие творческоговоображения, мелкой моторики рук, художественного восприятия цвета, формы,развитие внимания, памяти, мышления, фантазии.
Образовательное
Формирование у детейпонятия формы, цвета. Учить детей искать новое применение старым предметам,знакомым вещам. Формировать умение переносить свои мысли и образы в поделки.
Воспитательные
Воспитывать трудолюбиеи аккуратность в работе. Воспитывать познавательный интерес к творчеству. Учитьдетей получать удовольствие от своего труда.
Задачи кружка:
–          научить детейделать разнообразные поделки из разных материалов;
–          учить детейправильно использовать цвета, форму, соотносить их с той целью, которуюпоставил для себя;
–          научить аккуратнопользоваться иголкой, ножницами, клеем, бумагой, нитками, красками, лаком,тканями и так далее;
–          учить детейготовить свое рабочее место перед работой и убирать его после работы.
На первом занятиикружка в начале учебного года мы знакомим детей с темами кружка, с оборудованием,какие поделки будем делать, что нового они узнают. На занятиях кружказакрепляем знания детей о правилах хранения оборудования, инструментов, оправилах безопасности труда.
В осенний период мыделали такие поделки:
–          изготавливаликартины к осеннему празднику из засушенных листьев. Рамку для картины делали изпапье-маше или дети изготавливали на занятиях столярного кружка.
В ходе выполнения этойподелки ставили такие цели, как развитие усидчивости, терпеливости. Расширениепонятия о технике папье-маше. Развитие творческого воображения и фантазии.
Рамку и саму картинудети выполняли сами на занятиях в столярной мастерской под руководством учителятруда. Сам сюжет дети составляли сами, учились пользоваться лаком, при этомучили их соблюдать навыки безопасности.
–          «Сладкая игрушка»
На этом занятии детиделали «игрушки» из продуктов по типу «козулей» — расписных пряников. Дети согромным удовольствием участвовали в их изготовлении.
–          «Паутинка»
Изготовление игрушекиз ниток. Учились аккуратно обращаться с клеем, нитками.
В зимний период у насначинается интенсивная подготовка к Новому году. Мы делаем игрушки для елки,украшения для комнат, игровой комнаты, учебной, икебаны из природногоматериала, открытки, новогодние газеты.
В ходе этих занятийставим такие цели, как – расширение представления детей о природном материале,о бросовом и способах их применения. Развиваем воображение, фантазию.Воспитываем желание творить, создавать что-то оригинальное, красивое,аккуратное.
Эти новогодние поделкии украшения мы изготавливаем из старых коробок, фантиков, бутылок от шампуня,веток, пенопласта, ткани, меха и так далее.
После занятий проводимвыставку поделок, игрушек, новогодних открыток. Отмечаем самые оригинальные,аккуратные, красивые работы.
Мы с детьми освоилиновую технику лепки – из соленого теста. Из соленого теста изготавливалинебольшие вазы. Эти занятия способствуют развитию мелкой моторики рук,координации движений, воображения.
На занятиях кружка мыс детьми занимаемся много поделками из папье-маше. Получаются красивые вазы,чайный сервис с казахским орнаментом. На этих занятиях развиваются воображение,художественный вкус.
В ходе кружковойработы с детьми мы выполняли картины из разных видов круп – гречневой, ячневой,кукурузной, фасоли, гороха. Рамки для картин дети выполняли сами, а сюжетпридумывали вместе. На таких занятиях развивали фантазию, усидчивость,аккуратность, терпение.
Ко дню СвятогоВалентина делали вместе с детьми валентинки, мелкие подарки девочкам. Подбиралинеобходимый материал, распределяли его.
К Наурызу мы с детьмиизготовили чайный сервис из папье-маше, разукрасив его казахским орнаментом.
Дети любят шить мягкиеигрушки. Мы вместе с ними придумываем игрушку, подбираем необходимый материал.Делаем раскрой игрушки – глаза, уши, хвост и т.д. Учим детей, сшивать аккуратнокрая поделки, аккуратно обращаться с ножницами, иголками. Такие занятиеразвивают воображение, фантазию, внимание. Воспитывается усидчивость, терпение,аккуратность.
В конце учебного годапроводится итоговое занятие, где подводятся итоги всей работы детей. Выбираютсясамые трудолюбивые, активные дети, которые хорошо занимались весь год.Выставляются все поделки, проводятся конкурсы и заканчивается все эточаепитием.
Детям с нарушениеминтеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, чем сложнеедоводить начатое дело до конца. Поэтому перед нами в ходе кружковой работывстала первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовойдеятельности. Для того, чтобы дети могли совершать трудовые операции мызнакомим их со свойствами различных предметов и веществ: бумаги, ткани, дереваи других.
Для того, чтобыобучить ребенка тому или иному приему работы, педагог- психолог должен обладатьогромным терпением. Мы старались с детьми отрабатывать каждый компоненттрудового процесса, придерживаясь принципа «пошагового обучения». Следили затем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа надзаданием укрепляла уверенность в своих силах, способствовала развитиюготовности заниматься трудовой деятельностью.
В ходе кружковойработы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие,ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолеватьтрудности.
Внеурочная работастроится по принципу добровольности. Сначала не все дети хотели заниматься вкружке. Но постепенно, увидев результаты творческих работ, заинтересовалисьостальные. Мы старались вовлекать больше детей. И постепенно в работе кружкастали, заняты все дети группы.
При организации кружкамы соблюдали следующие принципы:
–          обеспечивалидобровольность выбора детьми содержания занятия, при этом учитывали личныесклонности детей;
–          распределялиработы между детьми с учетом того, у кого, что лучше получается (у кого-тополучается шить аккуратнее, у кого-то склеивать).
Начиная работать, мыопирались на творческую инициативу и пожелания детей. Выслушивали разныемнения, советы и потом придумывали вместе тему для занятия.
Некоторые поделкиимели общественно-полезную направленность. У нас в детском доме проводятсяразличные конкурсы. И поэтому мы всегда участвуем в них и выполняем поделки дляэтих конкурсов. Такие виды работы воспитывают у детей чувство организованностии ответственности.
В ходе кружковойработы дети выполняют поделки из разных материалов: бумаги, ткани, проволоки,бросового материала.
В ходе работы сбумагой дети учатся склеивать, скручивать, учатся аккуратно и тщательнопроизводить разметку и измерения, так как от этого зависит качество работы.
На занятиях по пошивуигрушек дети пользуются эскизом, шаблоном, делают раскрой ткани. Это всеразвивает ориентировку в пространстве, мелкую моторику. Дети любят шитьигрушки, при этом сами выбирают, что будут шить. Мы им помогаем делать раскройпо ткани и вырезыванию деталей.
Эти занятия доставляютдетям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуютразвитию творчества. Особенно, когда дети видят результаты своей работы.Необходимо при этом тонкое и чуткое руководство педагога, учитывающегоиндивидуальные особенности каждого ребенка. Поэтому мы даем возможность детямвыражать свой замысел, побуждаем к творческим решениям.
Но обязательноучитываем особенности детей, их интерес и желание творить.
Создавая красивые вещисвоими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии,сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них«просыпаются» творческие способности.
В ходе кружковойработы мы составляли различные орнаменты (чайный сервиз, ваза), выполнялисюжетные аппликации из кусочков ткани (различные коллажи), изготавливаемсувениры и украшения (делаем бусы из бумаги).
В ходе кружковойработы мы помогаем детям преодолеть робость, неуверенность, затруднения.Помогаем преодолеть страх перед новым заданием. Наша помощь направлена на то,чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы, способности. Необходимоподдерживать в них оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.
В группе мы стараемсясоздавать атмосферу благожелательности, сочетать уважение и требовательность.
Во внеурочное время детибольше раскрываются, рассказывают о себе, испытывают потребность поделитьсясвоими впечатлениями.
Несмотря на то, чтодалеко не все дети способны внести реальный вклад в общее дело, каждому мы даемпоручения по выполнению работы. Стараемся показать, чтобы каждый ребенокпочувствовал себя полезным и относительно самостоятельным. При этомподчеркиваем важную общественную значимость поручения, чтобы укрепить у детейверу в себя, его положение в коллективе.
Всю кружковую работумы проводим в коллективной деятельности. Это помогает детям сформировать такиекачества личности, как общительность, терпение и уважение друг к другу, умениеуступать. Именно в процессе коллективной деятельности у школьников формируютсяи коллективные связи и отношения.
В коллективе мыстараемся учить детей умению критиковать и воспринимать критику, создаватьатмосферу доверия и требовательности.
В отличие от массовойшколы формирование коллектива у детей с общими образовательными потребностямипроисходит более своеобразно. Организации коллектива предшествовало изучениеучащихся уровня их развития, взаимоотношений между ними и положения каждого изних в коллективе.
Для этого проводилосьнесколько видов – «Социометрия», «Кактус», «Сложи руки на груди и я скажу ктоты» и т.д. Тесты взяты из книги Рогова «Настольная книга психолога». Этопомогло выявить, какие отношения между детьми в группе, положение каждогоребенка в коллективе.
Это было необходимо,чтобы выявить личностные качества каждого ребенка, его отношение к другим. Всеэти тесты значительно облегчили выбор формы работы, помогли найти использованиеприемов для каждого ребенка. Это помогает использовать индивидуальныйдифференцированный подход к каждому ребенку.
На первых порах работыкружка старались воспитывать чувство ответственности за порученное дело.Организовывали работу так, чтобы обеспечить детям самостоятельность ввыполнении поделок, обязательно учитывая при этом их индивидуальныеособенности.
Знание особенностейкаждого ученика помогает подобрать меры воспитательного воздействия поотношению к самому, казалось бы, безнадежному ученику. Надо, чтобы у ребенкапоявилась уверенность в своих силах и тогда он начнет активно участвовать вработе кружка. Постепенно требования можно повысить, то есть применить другойподход.
Самым распространеннымметодом изучения учащихся является метод педагогического наблюдения. Поэтому мыпрактикуем и общее наблюдение за группой, и наблюдение за отдельными учениками,а также за различными сторонами личности. Проводим много индивидуальных бесед. Результатыизучения учащихся является метод педагогического наблюдения. Поэтому мыпрактикуем и общее наблюдение за отдельными учениками, а также за различнымисторонами личности. Проводим много индивидуальных бесед. Результаты изученияучащихся фиксируются в дневниках наблюдения, которые заводятся на каждогоребенка при поступлении его в детский дом, отмечаем и хорошее, и плохое – какдети реагируют на замечания, как ведут себя в группе и т.д.
Постепенно мы повышаемтребования к детям, опираясь на их приобретенные знания, умения и навыки. Длятех детей, которые научились шить – даем задания посложней. Или, сначала детиделали одну простую операцию – постепенно делают несколько видов работы.Стараемся делать это ненавязчиво и постепенно, чтобы дети не уставали ивыполняли задания с желанием.
С помощью кружковойработы возможно и корригировать отклонения в эмоционально-волевой сфере у детейс общими образовательными потребностями. Некоторые дети бывают с неадекватнымповедением и по-разному реагируют на слова воспитателя. В разных видах работыпо-разному ведут себя. Стараемся сдерживать их эмоции и держать под постояннымконтролем их поведение.
Включение в активнуюжизнь кружка всех воспитанников с учетом их интересов, психофизических итворческих возможностей является одним из важнейших условий развитияколлективной деятельности. Дети приучаются быть организованными, вежливообращаются друг к другу, уступать друг другу. Развитие мелкой моторики рук входе кружковой работы помогает овладению навыками самообслуживания,способствует развитию речи и мышлению детей. Расширяются возможности ребенка вформировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами икачествами предметов через непосредственные практические действия с ними.
Атмосфера, созданная входе кружковой работы, благоприятствует проявлению творческих способностейребенка, помогает ему избежать возможного общественного непонимания и даженеодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было затушено, иначеневостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена внежелательное русло.
На своих занятиях мызанимаемся аппликацией – наклеивание вырезанных из цветной бумаги или тканейизображений на основу. Они тоже создают благоприятные условия для детскоготворчества. Чтобы успешно использовать эти условия, необходимо предоставитьребенку самостоятельность при выполнении операций: либо изготовление отдельныхвырезаемых изображений, включая и создание предварительного рисунка, либо ихпоследующее размещение на листе. Все это зависит от того, как ребенок владееттехникой аппликаций.
Вначале дети трудносправлялись с такими заданиями – выбрать и создать тему для аппликации. Нопостепенно детям давали задания с усложнением и они справлялись. Сначала имдавали задания – выбрать сюжет. Затем был выбор тканей или бумаги. Детиподбирали ткани для задуманного сюжета и сами раскладывали их.
Старались с детьмиустановить эмоциональный контакт, создать благоприятную ситуацию дляпоставленной задачи, сформулировать общую задачу, эмоционально образно описатьрезультат действия. Это нужно для того, чтобы дети смогли рассказать о том,чтобы дети смогли рассказать о том, что они сделали, какой получилась поделка,описать ее. Но иногда словесная инструкция оказывалась недостаточной дляустановления устойчивого и содержательного контакта. Основная задача: дети нетолько посредством слуха, но и зрительно должны воспринимать действиявоспитателя. Мы старались сначала показать детям, какие действия они должнывыполнить, рассказать и показать способ выполнения. Наибольший эффект контакта,когда поделка начинает приобретать какой-то знакомый образ. Здесь важно создатьобраз будущего действия. Вместе с тем этот образ должен быть незавершенным, чтопозволяет привлечь детей к действию для получения конечного результата.
Работа с бумагой,тканью заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужноовладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение.
Важно, чтобы детииспытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в своисилы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии свозрастными особенностями детей задания и поощрения взрослого, учитываяиндивидуальные особенности детей. Необходимо также добиваться, чтобывыполненные поделки имели красивый, аккуратный вид, чтобы дети экономнорасходовали материал. Например, после работы с цветной бумагой остается многообрезков, которые можно использовать для украшения других поделок. Можно ихскладывать в специально предназначенные коробки ли конверты.
Сначала детирасходовали бумагу или ткань очень расточительно. Вырезая по шаблону из целогокуска бумаги или ткани, клали его на середину листа. Оставалось много обрезков,из которых ничего нельзя сделать. Постепенно приучали детей экономить материал.Дети старались раскладывать шаблоны так, чтобы можно было вырезать несколькошаблонов. Следили за тем, чтобы обрезки не выбрасывали, а использовали их ещедля чего-нибудь.
Например, при шитьеигрушек из ткани. Вырезали части игрушек из ткани. Оставшимися обрезкаминабивали туловище игрушки. Это очень помогало детям. Они старались бытьэкономными, бережливыми, не раскидывали обрезки где попало. Некоторые дети дажеследили друг за другом, делали замечания, если кто-то выкинул обрезки. Мыследили за тем, чтобы дети не грубили друг другу, уважали свой труд и труддругих, общались друг с другом спокойно, без злобы и раздражения, не обижалисловами, учились адекватно выражать свои чувства. Необходимо иметь большоетерпение и уважение друг к другу. Через свои поступки старались показать всеэто детям
3 этап. Повторныйконстатирующий эксперимент.
Цель:
Сравнить результаты ивыявить динамику развития творческого воображения у детей подростковоговозраста с задержкой психического развития.
Использовались те жеметодики. Для диагностики уровня развития творческого воображения:
1)        методика«Придумай рассказ» (Немов Р.С.);
2)        методика «Нарисуйчто-нибудь» (Немов Р.С.).
Числовые выводы приповторной констатации, (%)
1.        Методика«Придумай рассказ»
Числовые выводы поповторной констатации в процентахУровень развития Количество детей (%) Очень высокий 40% — 6 человек Высокий 33,3% — 5 человек Средний 26,7% — 4 человека Низкий Очень низкий

2. Методика «Нарисуйчто-нибудь»
Числовые выводы поповторной констатации в процентахУровень развития Количество детей (%) Очень высокий 20% — 3 человека Высокий 53,3% — 8 человек Средний 20% — 3 человека Низкий Очень низкий
Общие выводы приповторной констатации
Уровень развитиятворческого воображения вырос по сравнению с началом учебного года.
1.        Методика«Придумай рассказ»Уровень развития Данные на начало года, % Данные на конец года, % Очень высокий 0% 40% Высокий 0% 33,3% Средний 13,3% 26,7% Низкий 60% Не показал никто Очень низкий 26,6% Не показал никто
2.        Методика «Нарисуйчто-нибудь»Уровень развития Данные на начало года, % Данные на конец года, % Очень высокий 0% 20% Высокий 0% 33,3% Средний 20% 20% Низкий 60% Не показал никто Очень низкий 20% Не показал никто
Таким образом,результаты полученных данных практически доказывают, что кружковая работа оченьэффективна, полезна и интересна детям.
В ходе кружковойработы развивается творческое воображение. После проведенной работы у детейпроизошли большие изменения. Повысился интерес к выполнению поделок, рисункистали более разнообразными и красочными. Движения стали более точными,улучшилась координация движений и ориентировка в пространстве. У детей сталабольше развита эмоциональность. Повысился уровень придумывания оригинальных инеобычных сюжетов, образы стали более разнообразны.
В ходе кружковойработы развивается мелкая моторика рук, развивается внимание, память, мышление,фантазия.
Для сравнениярезультатов была взята контрольная группа детей.
В экспериментеучаствовали дети группы № 2 Областного Детского Дома для детей с ограниченнымивозможностями в развитии с диагнозом задержкой психического развития вколичестве 15 человек.
Числовые выводы уконтрольной группы детей, (%)
1.Методика «Придумайрассказ»Уровень развития Количество детей (%) Очень высокий 0% Высокий 93,3% — 14 человек Средний 6,7% — 1 человек Низкий Очень низкий
2. Методика «Нарисуйчто-нибудь»Уровень развития Количество детей (%) Очень высокий 0% Высокий 13,3% — 2 человека Средний 33,3% — 5 человек Низкий 53,3% — 8 человек Очень низкий 0%
Сравнительный уровеньразвития воображения
1.        Методика«Придумай рассказ»Уровень развития Экспериментальная группа Контрольная группа Очень высокий 6 человек — 40% 0% Высокий 5 человек – 33,3% 1 человек – 6,7% Средний 4 человека – 26,7% 14 человека – 93,3% Низкий 0% 0% Очень низкий 0% 0%
/>
2.        Методика «Нарисуйчто-нибудь»Уровень развития Экспериментальная группа Контрольная группа Очень высокий 3 человека — 20% 0% Высокий 8 человек – 53,3% 2 человека – 13,3% Средний 4 человека – 26,7% 5 человек – 33,3% Низкий 0% 8 человек –53,3% Очень низкий 0% 0%

/>
Выводы
Исследование развития творческого воображения у воспитанниковдетского дома для детей с ограниченными возможностями развитии посредствомкружковой работы показало, что грамотно организованная кружковая работаспособствует:
— развитию познавательной сферы с задержкой психическогоразвития, совершенствованию их аналитико-синтетических способностей;формированию положительной мотивации к творческой деятельности, развитиютворческого воображения;
— способствует реабилитационной работе с воспитанниками,имеющими склонность к девиантному поведению, формированию личностных качеств,усвоение норм этики и эстетики коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы;
способствует совершенствованию адаптационных качеств удетей-сирот, что в конечном счете, поможет интеграции воспитанников в общество

Заключение
Необходимым условием развития творческого воображения у детейс задержкой психического развития является включение их в активные формы деятельностии, прежде всего, предметно – творческой. Творческая деятельность может быть успешноиспользована в развитии творческого воображения у детей.
Взаимосвязь предметной деятельности с творчеством создает у детейлично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это, в свою очередь, обеспечиваетее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенокпередает в своих работах выдуманные образы, что способствует развитию творческоговоображения.
Длядетей с задержкой психического развития характерно отставание в развитии мелкоймоторики рук, отмечается расстройство координации, неловкость. А в ходекружковой работы развитие мелкой моторики рук помогает овладению навыкамисамообслуживания, способствует развитию речи и мышлению детей. Расширяютсявозможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомствесо свойствами и качествами предметов через непосредственные практическиедействия с ними.
Приорганизации кружковой работы мы опирались на общедидактивные и специальныепринципы.
Дифференцированныйподход выражался в подборе материала (размер, объем) и его расположение всоответствии с индивидуальными особенностями детей.
Проведенныекоррекционные занятия привели к значительному повышению уровня развития воображения.
Атмосфера,созданная в ходе кружковой работы, благоприятствует проявлению творческихспособностей ребенка, помогает ему избежать возможного общественногонепонимания, и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка былозапущено, иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может бытьнаправлена в нежелательное русло.
Нужно научить ребенка выделять главное и стараться объяснить ипоказать, что его увлечение – часть большой и сложной жизни, в которой ему оченьпригодиться заранее развитая способность справляться с негативными эмоциями и неподдаваться влиянию плохого настроения, видеть хорошее и красивое в жизни.
Иважно отмечать и говорить ребенку то, что он занимается творчеством радидругих, а не ради собственных достижений. И при активной помощи взрослых удетей раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

Рекомендации
Развитие творческого воображения у детей подростковоговозраста с задержкой психического развития осуществляется в ходе кружковой работы.Она способствует расширению кругозора, развивает личностные качества детей. Поэтомукружковую работу необходимо проводить во внеурочное время. Это способствуетболее успешному и эффективному развитию творческого воображения.
Педагог должен создавать доброжелательную обстановку вдетском коллективе, укрепить веру детей в собственные возможности, формироватьинтерес к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хорошихзнаний возрастных и индивидуальных психофизических особенностей детей.
Правильно организованное психолого-педагогическое воздействиепедагога в большинстве случаев предупреждает появление нежелательных отклоненийв поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения.

Список использованых источников
1.        Н.Ф.Добрынин, А.М.Бордиан,Н.В.Лаврова «Возрастная психология», изд-во «Просвещение», М 1965г.
2.        Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л.А.Нисневич « Как помочь «особому» ребенку», СП ,2000г.
3.        А.А.Мелик-Пашаев,З.Н.Новлянская, «Ступеньки к творчеству», М. «Педагогика»,1987г.
4.        А.М.Матюшкин,«Развитие творческой активности школьников», М. «Педагогика»,1991г.
5.        В.М.Мачихина,под.ред.В.П.Проворотова. «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательнойшколе-интернате», М. «Просвещение», 1978г.
6.        Е.А.Медведева,И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская «Артпедагогика и арттерапия вспецобразовании». Изд.центр «Академия», 2001г.
7.        Б.П.Никитин.«Развивающие игры», М. «Знание»1994г.
8.        Р.С.Немов. «Психология», книга№ 1,3.М.Владос,2001г.
9.        Т.И.Пороцкая. «Работавоспитателя вспомогательной школы», М. «Просвещение»,1984г.
10.     Я.А.Рожнев. «Методикатрудового обучения с практикумом в учебных мастерских».М. «Просвещение»,1988г.
11.     В.А.Сластенин.«Методика воспитательной работы», М, Академия,2002г.
12.     Л.С.Выготский Собраниесочинений в 6-ти томах, М.,1989г.
13.     В.А.Сухомлинский«Методика воспитания», М., 1989г.
14.     Л.В.Кузецова«Гармоничное развитие личности школьника», М.,1988
15.     А.С.Макаренко «Овоспитании», М., 1988г.
16.     В.А.Заворотов«Кружок, где всем интересно», М., 1989г.
17.     А.Ф. Воловик,В.А.Воловик «педагогика досуга», М.,1988г.
18.     В.А.Сухомлинский«Как воспитать настоящего человека», М.,1990г.
19.     С.С.Ляпидевский«Невропатология» Владос, 2000г.
20.     Я.А.Каменский,Д.Лои, Ж.Ж.Руссо, Песталоцци «Педагогическое наследие», М., 1989г.
21.     А.Я.Лабзина,Е.В.Васильченко «Обслуживающий труд», М.: Просвещение, 1981г.
22.     О.С.Молотобарова«Кружок изготовления игрушек — сувениров» Пособие для руководителей кружков,М.: Просвещение, 1983г.
23.     З.А.Богатеева«Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», М.: Просвещение, 1986г.
24.     А.Е.Ефимова«Работа с мягкой игрушкой в начальных классах». Из опыта работы. М.:Просвещение, 1978г.
25.     М.М.Кольцова«Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.:1973г.
26.     Ч.В.Ульянкова«Дети с задержкой психического развития», Нижний Новгород, 1994г.
27.     М.И.Чистякова«Психогимнастика», М., 1984г.
28.     И.Ю.Левченко,Н.А.Киселева «Психодиагностическое изучение детей с отклонениями развития»,М.,2006г.
29.     О.В.Боровик«Развитие воображения» Методические рекомендации, М.: ООО «ИГЛ «РОН»»,2000г.
30.     Н.Д.Шматко «Детис отклонениями в развитии». Методическое пособие, М.: Аквариум ЛТД, 2001г.
31.     Детскаяпатопсихология: Хрестоматия /составитель Н.Л.Белопальская/ 2-е изд., испр /М.:Когито-центр, 2001г.
32.     И.А.Коробейников«Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития:Дис.док.псих.наук», М.,1997г.
33.     Коррекционнаяпедагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/под.редакцией Б.П.Пузанова/, М.: Издательский центр, «Академия», 1998г.
34.     В.Г.Петрова,И.В.Белякова «Кто они, дети с отклонениями в развитии», М.: Флинта: Московскийпсихолого-социальный институт, 1998г.
35.     И.С.Кон«Психология ранней юности», М.: Просвещение, 1989г.
36.     З.Фрейд«Психология безсознательного», М.: Просвещение, 1990г.

Приложение
 
Приложение 1
/> на начало года на конец года Очень низкий 26,6 Низкий 60 Средний 13,3 26,7 Высокий 33,3 Очень высокий 40

Приложение 2
/> на начало года на конец года Очень низкий 20 Низкий 60 Средний 20 26,7 Высокий 53,3 Очень высокий 20

Приложение 3
/> до обучения после обучения контрольная группа Очень низкий 26,6 Низкий 60 6,7 Средний 13,3 26,7 93,3 Высокий 33,3 Очень высокий 40

Приложение 4
/> до обучения после обучения контрольная группа Очень низкий 20 Низкий 60 Средний 20 26,7 53,3 Высокий 53,3 33,3 Очень высокий 20 13,3

Приложение 5
 
Методика «Придумай рассказ» УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯВООБРАЖЕНИЯ№ п/п ФИ ребенка уровни развития очень высокий высокий средний низкий очень низкий 1 Маслов Владимир 2 Сапунов Юрий 3 Абишев Нурсултан 4 Кудусов Адиль 5 Шадько Денис 6 Есипенко Антон 7 Яшметов Максим 8 Батяшов Виталий 9 Нуритдиров Рустам 10 Пакалов Евгений 11 Пакалов Максим 12 Сундуков Алексей 13 Тотмин Николай 14 Тотмин Алексей 15 Алимбаев Руслан — результаты I констатации — результаты II констатации

Приложение 6ФИ ребенка уровни развития очень высокий высокий средний низкий очень низкий Маслов Владимир Сапунов Юрий Абишев Нурсултан Кудусов Адиль Шадько Денис Есипенко Антон Яшметов Максим Батяшов Виталий Нуритдиров Рустам Пакалов Евгений Пакалов Максим Сундуков Алексей Тотмин Николай Тотмин Алексей Алимбаев Руслан — результаты I констатации — результаты II констатации /> /> /> /> /> /> /> /> />

Приложение 7
/> I констатация Очень низкий 26,6 Низкий 60 Средний 13,3 Высокий Очень высокий
/> II констатация Очень низкий Низкий Средний 26,7 Высокий 33,3 Очень высокий 40

Приложение 8
Методика «Придумай рассказ»
ДИАГРАММА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
/>
/> I констатация Очень низкий 20 Низкий 60 Средний 20 Высокий Очень высокий
II констатация Очень низкий Низкий Средний 26,7 Высокий 53,3 Очень высокий 20

Приложение 9
Методика «Нарисуй что-нибудь» ДИАГРАММА РАЗВИТИЯВООБРАЖЕНИЯ
/>
/>

Приложение 10
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Методика «Придумай рассказ»уровень развития дети, занимающиеся в кружке контрольная группа /> /> % человек % человек /> очень высокий 40 6 /> высокий 33,3 5 6,7 1 /> средний 26,7 4 93,3 14 /> низкий /> очень низкий />
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Методика «Нарисуй что-нибудь»уровень развития дети, занимающиеся в кружке контрольная группа % человек % человек очень высокий 20 3 высокий 53,3 8 13,3 2 средний 26,7 4 33,3 5 низкий 53,3 8 очень низкий

Приложение 11
СРАВНИТЕЛЬНАЯДИАГРАММА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Методика «Придумай рассказ»
/>
/>

/> Дети, занимающиеся в кружке (II констатация) Контрольная группа детей Очень низкий Очень низкий Низкий Низкий Средний 26,7 Средний 93,3 Высокий 33,3 Высокий 6,7 Очень высокий 40 Очень высокий Дети, занимающиеся в кружке (II констатация) Контрольная группа детей Очень низкий Очень низкий Низкий Низкий 53,3 Средний 26,7 Средний 33,3 Высокий 53,3 Высокий 13,3 Очень высокий 20 Очень высокий

Приложение 12
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГРАММА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Методика «Нарисуй что-нибудь»
/>
/>