Курсоваяработа
Тема:Развитие творческого воображения в процессе работы над сказками
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1 Теоретическиеосновы развития творческого воображения дошкольников в процессе работы надсказками
1.1 Понятие творческоговоображения
1.2 Виды воображения
1.3 Особенноститворческого воображения у детей
1.4 Роль сказки вразвитии творческого воображения дошкольников
Глава 2 Организацияработы по развитию творческого воображения при работе над сказками
2.1 Методическиерекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
2.2 Конспект занятия длядетей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социально-экономическиепреобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активнойличности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новыежизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важнаязадача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в своюочередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетомпсихологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, чтоэтот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формытворческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы настраницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопросо роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущностимеханизмов воображения.
Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И.
Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого идругих, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоениядетьми новых знаний, но и является условием творческого преобразованияимеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. взначительной степени определяет эффективность учебно-воспитательнойдеятельности в ДОУ.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал дляреализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большиевозможности для развития творческого воображения представляет изобразительнаядеятельность детей.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка.Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей инеобходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способностьнуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенноинтенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображениеспециально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активностиэтой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняетсяличность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес кискусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческоевоображение у детей, необходима особая организация изобразительнойдеятельности.
Объект исследования – процесс развития творческого воображения.
Предмет исследования – сказки как средство развития творческоговоображения детей
Цель исследования — изучить особенности и возможности развития иактивизации творческого воображения дошкольников в процессе работы над сказками.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
· Изучитьлитературу по теме исследования;
· Рассмотретьпонятие творческого воображения;
· Охарактеризоватьвиды творческого воображения;
· Раскрытьособенности творческого воображения детей дошкольного возраста;
· Определитьроль сказки в развитии творческого воображения дошкольников;
· Разработатьрекомендации по использованию методов и приемов развития творческоговоображения детей при работе со сказкой.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двухглав, заключения, библиографического списка из 17 источников.
ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕРАБОТЫ НАД СКАЗКАМИ
1.1Понятие творческого воображения
Желание понять и объяснить воображение, привлекло внимание кпсихическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его пробуждать внаши дни. Большинство научных деятелей, изучающих феномен воображенияпридерживаются, одного и того же мнения, что воображение характерно только длячеловека, которое странным образом связано с деятельностью организма, будучи вто же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.
До сих пор так и неизвестна настоящая природа воображения. Ученыене могут объяснить механизм воображения, его анатомо-физиологическую основу.Неизвестными остаются такие факты, как место локализации воображения в мозгучеловека, с работой каких известных науке нервных органических структур оносвязано.
Возникновение работы воображения нельзя свести ни к какому закону,оно является следствием схождения в одной точке, часто случайного, различных,изученных предварительно факторов.
Воображение является основой наглядно-образного мышления,позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи безнепосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогаетему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, илизатруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны). [11, с.260-261]
Воображение – это психический процесс, который заключается вспособности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта,способность представлять отсутствующий или реально не существующий образудерживая его в сознании и мысленно манипулируя им.
По И. Канту и Хайдеггеру воображение выступает как одна изспособностей души, основа познания и осознания мира. [11, с.268-270]
Очень много известно о том, какое значение воображение имеет вжизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и дажена организм.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует своюдеятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духоваякультура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значениеэта культура имеет для психического развития и совершенствования вида«homosapiens», уже достаточно хорошо известно. Воображение выводит человека запределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открываетбудущее.
Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разномвремени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли,будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение человека выражается:
1) в построении образа средств и конечного результата предметнойдеятельности;
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуацияхарактеризуется неопределенностью;
3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют,симулируют действительность;
4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Имеетаналитико-синтетический характер, как и другие психические процессы (мышление,память, восприятие). [17, с.35]
Важнейшее назначение воображения в том, что оно позволяетпредставлять результаты труда до его начала, тем самым ориентируя человека впроцессе деятельности. Воображение позволяет принять решение даже приотсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако вэтом и ограниченность воображения — намеченные с его помощью пути решенияпроблемы нередко недостаточно точны (Степанов С., 2005).
Следовательно, воображение ориентирует человека в процесседеятельности — создает психическую модель конечного или промежуточногопродуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.
Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, онопозволяет предвидеть будущее. Так же как и мышление, воображение возникает впроблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новыерешения; так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности.Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное,воображаемое удовлетворение потребностей, т. е. живое, яркое представление тойситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опережающееотражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит вконкретнообразной форме, в виде ярких представлений. Таким образом, впроблемной ситуации, которой начинается деятельность, существуют две системыопережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов(представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образалежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основемышления. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», так как системыобразов и понятий тесно связаны.
Когда проблемная ситуация отличается значительнойнеопределенностью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу. В этомслучае в действие приходят механизмы воображения.
Есть основания сделать вывод, что воображение работает на томэтапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем болеепривычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора дает онафантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законывыяснены, нет необходимости использовать воображение. Однако при наличииприближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощьюмышления — здесь вступает в права фантазия.
1.2Виды воображения
Воображение может быть 4 основных видов:
1) активное — характеризуется тем, что пользуясь им, человек пособственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы;
2) пассивное — образы такого воображения возникают спонтанно,помимо воли и желания человека;
3) продуктивное — в нем действительность сознательноконструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается;
4) репродуктивное — ставится задача воспроизвести реальность в томвиде, в каком она есть, и хотя здесь присутствует элемент фантазии, такоевоображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. [17,с.42-45]
Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.
Творческое воображение предполагает самостоятельное созданиеобразов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности;оно — неотъемлемая сторона технического, художественного и любого иноготворчества. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности,заключающейся в создании образов желаемого будущего, то есть в возникновениимечты.
Мечта — необходимое условие преобразования действительности, мотивдеятельности, окончательное завершение которой по каким-либо причинам оказалосьотсроченным. Воображение, имеющее в своей основе создание образов,соответствующих описанию, — воссоздающее воображение. При чтении учебной ихудожественной литературы, при изучении географических карт и историческихописаний необходимо с помощью воссоздающего воображения конструировать всознании то, что отражено в этих книгах, на этих картах. Ребенку воображениедает возможность осваивать окружающий мир в игре, а взрослому — преобразовыватьмир в активной творческой деятельности.
Пассивное воображение лишено действенности, для него характерносоздание образов и планов, которые не воплощаются в жизнь. В этом случаевоображение выступает как суррогат деятельности, с помощью которого человекуклоняется от необходимости действовать. Пассивное воображение может бытьпреднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображениенаблюдается при ослаблении деятельности сознания, во сне, при патологическихрасстройствах сознания.
Преднамеренное пассивное воображение продуцирует специальносоздаваемые образы (грезы), не связанные с волей, которая могла быспособствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в воображении грезсвидетельствует об определенных дефектах развития личности (Степанов С., 2005).
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах ииметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображениясвязана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображениясостоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображениячеловек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемуюими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается иразрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с егоучастием в произвольной регуляции познавательных процессов и состоянийчеловека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощьюискусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события.Посредством образов он получает возможность управлять восприятием,воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит вформировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме,манипулируя образами. Наконец пятая функция — это планирование ипрограммирование деятельности, составление таких программ, оценка ихправильности, процесса реализации.
Творческое воображение, как уже было сказано, создание нового,оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякоезначение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое — идеи, несуществующие в данный момент. Это новое не повторяет уже существующее, онооригинально. Субъективно новое — новое для данного человека. Оно можетповторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себякак оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.
Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез(соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, «кирпичики», изкоторых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем,какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ.
Процесс творческого воображения имеет следующие приемы:
1) агглютинация (в переводе с греческого — склеивание) — берутсячасти двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются»так, что получается образ нового предмета (кентавр: туловище быка, шея и голова- верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и голова женщины,хвост-рыбы). Так комбинируются некоторые механизмы, машины в настоящее время;
2) аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, вчем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. Напринципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела — бионика. Творческие образы создаются также при помощи акцентирования ипреувеличения (в художественном творчестве). Прием преувеличения(преуменьшения) несколько отличен от акцентирования. Если акцентирование — подчеркивание части объекта, заострение, обнажение ее, то преувеличение(преуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию («Гулливер улилипутов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов». Этот приемшироко использован в народных сказках, былинах, когда герой изображаетсямогучего сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу сцелым вражеским войском);
3) типизация (выражение общего в типичном). Художники, писатели,скульпторы в большей мере опираются именно на нее, отражая типичное вединичном.
Тот или иной прием создания творческих образов используется взависимости от цели, стоящей перед человеком, от материала, содержанияфантазии, от богатства знаний. Например, в инженерном деле большее значениеприобретает аналогия, в изобразительной деятельности — акцентирование,типизация, в литературном труде — типизация.
Творческое воображение является необходимым компонентом и основойвсех видов творческой деятельности человека. В зависимости от предмета, накоторый направлено воображение, различают научное, художественное,технологическое воображение. Примером творческого воображения в науке, например,являются своеобразные образы-понятия, в которых в наглядной форме проступаетопределенное понятие. В химии — это формула вещества, то есть специфическийобраз в виде рисунка дает полную характеристику данного вещества, указываетпорядок связи атомов в молекуле и структуру их расположения в пространстве. Вфизике — это наглядная модель строения атома, в биологии — модель, образмолекулы белка и т.д.
Воображение стремится стать творческим: действенным, активным ипреображающим то, на что направлена деятельность этого воображения; егопостроения стремятся воплотиться в жизнь.
Л.С.Выготский разделяет мечтательность и творческое воображение:«При своей нормальной и полной форме воля кончается действием, но у людейнерешительных и безвольных колебания не кончаются никогда или же решениеостается без исполнения, неспособным осуществиться и подтвердиться практически.Творческое воображение в полной своей форме стремится внешним образомподтвердить себя таким делом, которое существует не только для самого творца,но и для всех других. Напротив, у чистых мечтателей воображение остается вовнутренней их сфере в плохо обработанном состоянии и не воплощается вхудожественном или практическом изобретении. Мечтательность представляетэквивалент слабоволия, и мечтатели не способны проявить творческоевоображение». Здесь мечтательность сравнивается с безволием, а творческоевоображение – с волей. [2, с.18]
Идеал, как построение творческого воображения, является жизненнойсилой только тогда, когда руководит действиями и поступками человека, стремитсяк воплощению. Таким образом, формирование воображения имеет общее значение,отражающееся на всем поведении человека (Суворова И.В., 1998).
Творческое воображение в своем полном развитии проходит через двапериода, отделенные критическою фазою: период самобытности или приготовления,критический момент и период окончательного составления, представляющегося вразных видах.
Известно, как много людей, оставивших о себе великую память внауке, в политике, в механических изобретениях или в промышленности, начинали спосредственных опытов в музыке, живописи и особенно в поэзии. Толчок кизобретательности не направил ее сразу по надлежащему пути. Шла подражательнаяработа в надежде на изобретение. Сказанное выше о хронологических условияхразвития воображения избавляет нас от необходимости останавливаться на этомслучае. Потребность творить шла сначала по линии наименьшего сопротивления, гдеона находила. уже некоторый приготовленный материал; но чтобы достигнутьполного самосознания, для нее нужно было больше времени, больше знаний,большего запаса опытности.
Творческое воображение отдельных лиц не следует рассматривать визоляции их от связи с окружающим миром и другими людьми. Творческий субъектвключен в сферу предметов, ценностей, идей и понятий, созданных даннойкультурой, он всегда опирается на то, что уже было сделано до него, в этомзалог прогресса. Важными условиями для творческого воображения являются егоцеленаправленность, то есть сознательное накопление научной информации илихудожественного опыта, построение определенной стратегии, предвидениепредполагаемых результатов; продолжительное «погружение» в проблему.
Многие исследователи пытаются разобраться, что же предшествуетвспышке творческой активности, и приходят к выводу, что в этом плане особоезначение имеет своеобразный период заторможенности, период внешнейбездеятельности, когда в подсознании происходят процессы, которые в сознании неформируются. Умственная активность не прекращается в период такого затишья,работа творческого воображения продолжается, но в сознании не отражается. Такиеспокойные периоды некоторые авторы называют заторможенным состоянием транса(«интервалы вынашивания», когда происходит перегруппировка информации, котораябыла уже усвоена). После такого внешнего «бездействия» происходит мгновеннопроцесс окончательного решения проблемы, внезапного рождения творческогообраза, возникает ответ на давно мучивший вопрос.
Таким образом, воображение — это необходимый элемент творческойдеятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, атакже обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когдапроблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображениеможет выступать как средство создания образов, не программирующих активнуюдеятельность, а заменяющих ее.
Первое и важнейшее назначение воображения как психическогопроцесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда доего начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол взавершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (вданном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы создатьстол).
Течение творческого процесса предполагает возникновение множестваассоциаций (однако их актуализация отличается оттого, что наблюдается впроцессах памяти).
Специфическая особенность творческого воображения заключается втом, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его темэмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психикехудожника. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству,смежности или контрасту), отбор представлений определяется именно этимидетерминирующими тенденциями.
Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющиематериал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработкиэтого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этогопроцесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.
На этом деятельность творческого воображения не заканчивается.Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, иликристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявшиматериальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшисьвещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи.Такое воображение становится действительностью.
Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг.
Элементы, из которых они построены, были взяты человеком изреальности.
Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложнойпереработке и превратились в продукты воображения.
Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, новернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полныйкруг творческой деятельности воображения. [7, с.52-59]
1.3Особенности творческого воображения у детей
Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста,умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушенияпсихофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости,осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»;особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственнойдеятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, отразработанности процесса обучения и воспитания.
Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличаетсяглубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде,которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниямистимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое.Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение уребенка работает иначе, чем у взрослого.
Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время досих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослогочеловека. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мызнаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения егосо средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которыеотмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы,которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развиваетсяи воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всехобластях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, онослабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?
До 3-х лет у детей воображение существует внутри другихпсихических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходитстановление словесных форм воображения. Здесь воображение становитсясамостоятельным процессом.
В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме планпредстоящих действий.
В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемыеобразы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью испецифичностью. Появляются элементы творчества.
Для развития воображения необходимо наличие определенных условий:эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность;необходимость разных видов деятельности. [8, с.44-51]
Развивая воображение ребенка, важно помнить, что материаломдля его фантазий служит вся окружающая жизнь, все впечатления, которые онполучает, и эти впечатления должны быть достойны светлого мира детства.
Надо сказать, что развитие воображения таит в себе и некоторыеопасности. Одна из них – это появление детских страхов. Все родители замечают,что у детей уже с четырех-пяти лет появляются самые различные страхи: детимогут бояться темноты, потом уже более определенно – скелетов, чертей и пр.Появление страхов является спутником и своего рода показателем развивающегосявоображения. Это явление очень нежелательное, и когда страх появляется, надопомочь ребенку поскорее избавиться от него.
Конечно, прежде всего, следует постараться не допустить техвоздействий, которые могут травмировать ребенка, вызвать в его воображенииболезненные образы. Часто страхи детей появляются после фильмов и книг, оченьбезобидных и забавных на наш взгляд. Но надо помнить, что воображение ребенкадостраивает то, что он еще не знает, заменяет ему те сведения одействительности, которых у него нет и которыми располагаем мы, взрослые. Этодля нас очевидно, что Вий – это выдумка, что Бабы-Яги не существует, а КащейБессмертный очень даже мил в фильме-сказке. Но представьте себя на месте ребенка,попробуйте посмотреть на все его глазами. Для него все это может бытьреальностью, причем такой, что воображение помогает ему видеть эту реальность всвоей жизни, переносить ее в свой мир. Поэтому надо очень внимательноотноситься к тем впечатлениям, которые получает ребенок, отбирать их всоответствии с возрастом и особенностями нервной системы малыша. Ведь возникшийстрах может стать навязчивым, перерасти в невроз, и тогда вам уже потребуетсяпомощь детского невропатолога или психиатра.
Но если страх уже возник, то, конечно, надо попробовать как можноскорее избавить от него ребенка. Характерно, что нередко наиболее действеннымоказывается следовать не логике реальности, а перейти в логику воображенияребенка. Далеко не всегда поможет приговаривание о том, что чертей не бывает,что бояться темноты глупо, что никаких скелетов нет, и т. п. Психолог 3. Н.Новлянская приводит пример с девочкой, которая боялась, что в ее комнатузалетит черный цветок. Никакие уговоры не помогали, но когда мама по совету психологасказала, что кактус на окне охраняет девочку и не пустит к ней черный цветок,ребенок успокоился и страх исчез. [6, с.25]
Вторая опасность, таящаяся в развитии воображения, состоит в том,что ребенок может полностью уйти в мир своих фантазий. Ведь действительно, ужесо старшего дошкольного возраста все выдуманные ситуации ребенок можетпроигрывать про себя, никак не сопровождая это внешними действиями. И именноздесь таится опасность ухода от действительности в фантазию, грезу, мечту, чтоособенно часто происходит в подростковом и юношеском возрасте. Жить без мечтыневозможно, но если ребенок живет только мечтами и фантазиями, не воплощая их вжизнь, то он может превратиться в бесплодного мечтателя.
Именно поэтому начиная уже со старшего дошкольного возраста важнопомочь ребенку воплощать свои замыслы, помочь подчинить его воображениеопределенным целям, сделать его продуктивным. Приучайте ребенка реализовыватьзадуманное, и вы увидите, как постепенно он начнет испытывать радостьтворчества, не замыкаясь в собственных фантазиях, а раскрывая себя все полнее иполнее в творческом созидании.
1.4 Роль сказки в развитии творческого воображения дошкольников
Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Канализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что сказки влияютна развитие личности и поведения. Учеными доказано, что чтение сказокнеобходимо для развития мышления маленького ребенка. Сказка учит малыша думать,оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. Аглавное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка,постигающего окружающий мир.
Существует множество приемов работы со сказкой, которые могутиспользовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: «перевирание»сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки,изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.
Традиционное образование противопоставляет сказку императивномузнанию, как легковесное — тяжеловесному, как естественное-противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас — труднодоступномуи непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка — это не просто сказка, нетолько литературное произведение, не просто игра, это — жизнь, это — приемлемоеи созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих егоотношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правилобщежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности иотносительности социальных оценок.
Сказка — это удивительное по силе психологического воздействиясредство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественныепсихологические потребности ребенка (Яничев, 1999):
·Потребностьв автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно,полагаясь на свои силы.
·Потребностьв компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолетьсамые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
·Потребностьв активности. Герой всегда находится в действии.
Метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображениеребенка, поскольку фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнамии волшебством, всегда привлекает его. Ребенок с радостью погружается ввоображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразуетего. Но при этом воспринимает все происходящее в нем как реальность. Этоготребует его внутренний мир.
Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющиеих познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебныймир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка(Андерсен, братья Гримм) и не подверженные влиянию современной цивилизации с ееприверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания очеловеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лицасказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромногожизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются сдобром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не являетсяобразной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игравоображения, образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зламенее правдив, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добрепредстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца» воплощающего силу ихрабрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Встаринных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональныхпереживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях и разворачивающееся вних действо часто противоречит обычной реальности. Но это только на первыйвзгляд. Например, помните, махнула царевна, убегающая от злого волшебника,рукой, и выстроится воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевнанарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворитьсебе путь для спасения, то сказка лишь бы правдиво и научно описала внешниефакты. «Таких мостов никогда не бывает!» – скажет взрослый. Но если вспомнить,что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять ееправдивое содержание буквально. [13]
Нередко можно встретить ребенка-дошкольника с богатой фантазией,но с полным неумением использовать ее для решения конкретного задания. Такойребенок долго не может сосредоточится на объекте действия; его все отвлекает,начиная что-то делать, он легко переключается на другое, не заканчивая первогодействия. Например, начиная сочинять сказку, он придумывает одну фантастическуюисторию за другой, связывая их чисто внешними ассоциативными связями. Врезультате происходит сумбурное нагромождение одних событий на другие. При этомребенок может забыть и о главном герое сказки и о первоначальном замысле.Поэтому воспитание целенаправленности поведения необходимо, как условиеразвития творческого воображения. Очень важно заранее обсудить с ребенком,каким должен быть конечный результат его творчества. При сочинении сказоксначала придумать благоприятный конец для положительного героя, а потом ужеобсуждать с ребенком интригу отрицательного героя и возможные способы победыположительного. Таким образом, сама сказка возникает лишь на последнем этапеработы. Чтобы ребенок не потерял интереса к сочинению текста сказки (все, чтодолжно произойти, ему уже известно), можно на этапе создания текста вместеписать книгу «Авторских сказок». Ребенок при этом может диктоватьтекст, а взрослый — его записывать. В изобразительной или конструкторскойдеятельности целенаправленность будет развиваться в ситуациях, когда ребенкубудут заранее заданы требования к желаемому рисунку или конструкции.Длительность работы ребенка над своим произведением может свидетельствовать оразвитии целенаправленности. Ребенок к шести годам должен уметь самостоятельнои не отвлекаясь работать над одним рисунком или конструкцией в течение 10минут. [15]
ГЛАВА2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМСКАЗОК
2.1Методические рекомендации по использованию сказки ввоспитательно-образовательной работе с дошкольниками
Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе.Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словомчувствовать. А тонко чувствующий человек способен на настоящее творчество. [4]
В нашем детском саду (МДОУ «Детский сад «Снегирек» г.БелоярскийХМАО) работа с народными и авторскими сказками может проводиться сиспользованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий,это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка,конструирование, творческие задания.
Очень важно, чтобы родители и воспитатели после чтения сказкиобсуждали с детьми жизненные проблемы, затронутые в ней, а дети учились думатьи выражать свои мысли в творчестве. Поэтому к каждой сказке мы предлагаемвопросы, игры и творческие задания, которые развивают воображение и интуицию,ловкость и глазомер; учат общению и наблюдательности; воспитывают чувствовзаимопомощи; помогают ребенку глубоко и активно постигать основы родногоязыка, математики, искусства.
Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементыпознавательного и учебного общения. Роль педагога в совместной взросло-детскойдеятельности при работе со сказкой состоит в том, чтобы отойти от традиционныхметодов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотрспектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочногоматериала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно,оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видахдеятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственнойсказки. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенностидетей; соблюдаем принцип «От простого — к сложному»; создаем в группекомфортную предметно-пространственную развивающую среду.
Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответвместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации;находиться в позиции глаза — в — глаза.
Рассмотрим отдельные методы и приемы работы со сказкой.
Моделирование сказок. Использование моделей для составления сказкипозволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки иход сказочных событий; развивает творческое воображение и абстрактно-логическоемышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь,активизирует речь; воздействует на все органы чувств.
В своей работе мы предлагаем использовать в качестве заместителейразнообразные геометрические фигуры.
Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величингероев.
Например, в сказке «Три медведя» это три коричневыхкруга разного диаметра, а в сказке «Теремок — полоски разной высоты ицвета (соответствует цвету персонажа: лягушка — зеленый; лиса — оранжевый ит.д.).
пиктографические изображения
Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок,которые будут являться „планом“ сказки и с помощью пиктограммыизображает их.
Выразительные движения. Главной задачей при использовании в работесо сказкой выразительных движений является развитие творческих способностейдетей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит вспециально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательнымисредствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.
Например, при передаче психоэмоционального состояния»Грусть” звучит пьеса «Болезнь куклы» из «Детскогоальбома» П.И. Чайковского.
Например, изображая разгорающийся «Огонь» под«Танец с саблями» А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкимидвижениями, мимикой.
Проблемные ситуации (от греческого problema — задача, задание илатинского situation — положение) — это ситуации, для овладения которымииндивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства испособы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход изпроблемной ситуации — это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемныеситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей истроятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения.Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:
· Почемумаленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен«Снежная Королева?).
· Почемус Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский „Крокодил Гена“).
· Почемупоссорились лиса и заяц? (»Лиса и заяц”. Русская народная сказка).
Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными.Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта,отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка,сказки)
Приведем примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке«Репка».
· Рассказатьзнакомую сказку по кругу.
· Разыгратьсказку. Дети распределяют роли.
· Рассказатьо пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
· Придумываниесвоей сказки «Морковка» (по аналогии).
· Оформлениекниги «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).
· Изготовлениекостюмов-нагрудников «Овощи» (ткань, бумага).
· Разыгрываниепридуманных сказок.
Могут быть и другие творческие задания
Сказки, но по-новому — дети наделяют знакомых героев сказокпротивоположными для них качествами
Колобок /> добрый /> волк
Лиса /> хитрая /> колобок
Сказки о бытовых предметах — началом сказки является рассказ олюбом бытовом предмете.
Реальное начало /> сказочное продолжение
Узнай сказку по песенке героев:
Не садись на пенек, не ешь пирожок («Маша и медведь»)
Скрипи, нога, скрипи, липовая! («Медведь — липоваянога»)
Козлятушки, ребятушки!
Отворитеся, отопритеся! («Волк и семеро козлят»)
Продолжи сказку — вместо известной концовки сказки надо придуматьсвою. Дети учатся фантазировать, размышлять.
От точек — к сказке
Точка — шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героясказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.
Нарисуй сказку — дети рисуют иллюстрации к знакомым или своимсказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись,рисование акварелью по-мокрому).
В своей работе мы также используем следующие методы для развитиятворческого воображения:
«Заканчиваем сказку» — суть метода заключается в том, чтобыребенок придумал окончание к сказке, которую вы ему расскажите. А его цель:развить творческое и логическое мышление, умение правильно заканчивать мысль иосмысливать услышанное.
Для этого, необходимо озвучить ребенку начало придуманной сказки.Например: «Пошла девочка Танюша в гости к бабушке передать гостинцы отмамы. Шла она долго по лесу. И вдруг оказалось, что она забыла дорогу –заблудилась. Долго бродила Танюша по лесу, пока не встретила зайца. Вот заяцТанюше и говорит…». Пусть ребенок сам продолжит сказку в соответствии сосмыслом. Если будут возникать трудности, можно задать ребенку уточняющиевопросы, наблюдая за реакцией ребенка, и побуждая его обдумывать свой ответ. Вконце можно даже попросить ребенка проиллюстрировать продолжение истории.
«Рассказ о конкретном персонаже» — суть метода в придумыванииперсонажа сказки, определении его характера, поступков, целей и действий. Цельметода: развитие творческого воображения, формирование нравственного воспитанияребенка, а также навыков межличностного общения с взрослыми и сверстниками.
Любая сказка строится по определенной структуре. В ней естьглавный герой, другие люди, препятствия, которые он преодолевает, жизненныеуроки, которые персонаж извлекает в итоге. Предлагаем ребенку придуматьсобственного персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Пусть он создастгерою трудности, и окружающих людей, с которыми он будет взаимодействовать.Ребенок должен описать действия главного героя, и результат, к которому герой витоге придет. Ребенок должен научиться рассуждать о том, как изменился персонажв конце его сказки, какие выводы сделал. А затем, придумать названиесобственной сказки.
«Сказка с помощью картинок» — суть метода: в том, чтобы по сериикартинок ребенок смог не только рассказать о героях, которые изображены нарисунках, но и поразмышлять, что происходит вокруг. Цель метода: развитиетворческого воображения, обучение ребенка навыкам правильного подбора глаголови прилагательных для характеристики персонажей, научить ребенка выстраиватьсюжет в логической последовательности, давать оценку месту действия. Этиупражнения позволят хорошо подготовить ребенка к школе, так как чаще всегоименно они вызывают у детей трудности при поступлении.
В работе используется стимульный материал, состоящий из сериикартинок. Для этого подойдут картинки из детских книжек, пособия или буквари.Показываем ребенку картинку, и просим его детально рассмотреть изображение, азатем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку наводящими вопросами, илиобратить внимания на детали, которые малыш не заметил. Можно спросить ребенка,куда направляется герой на картинке, что он думает, хороший он или плохой, чтона это указывает и т.д.
«Инсценируем сказку» — суть метода: воплощение сюжета прочитаннойили сочиненной сказки, в придумывании образов и костюмов под конкретныхсказочных персонажей в соответствии с их характерами. Цель метода: активизациятворческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ сдраматическим.
Для того чтобы инсценировать сказку, необходимо задействоватьгруппу детей. Подготовить нужные костюмы или куклы. И дать возможность детямсамим подумать над характером того или иного персонажа, над декорациями ипостановкой сказки. Распределять роли необходимо с учетом индивидуальныхособенностей детей и характера самих персонажей сказки.
При работе над сказками с детьми необходима искренняязаинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка ипохвала. Желательно привлечь к оценке самого ребенка: Что тебе сегодня удалось?Что не совсем получилось?
Необходимо чередовать разные типы заданий, не играть в одну игрумного раз подряд. Взрослый должен находиться рядом, но не надо выполнятьзадание за ребенка. Начинать нужно с заведомо легких заданий, учитывать темпераменткаждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.
Не надо предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятиибрать несколько игр, различных по своему характеру. Учитывая образный характермышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.
2.2Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»
Программные задачи: учить составлять сказку на предложенную тему иизображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра. Упражнять вподборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Формироватьумение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять ужеизвестные способы словообразования. Развивать способность передавать интонациейразличные чувства. Развивать художественные и творческие способности.
Материал и оборудование: игрушка «Солнечный зайчик»; весенние изимние пейзажи; большие листы белой бумаги с наклеенными изображениямиперсонажей сказки К. Ушинского «Утренние лучи», акварельные краски, кисти 2-хразмеров (на каждого ребёнка); палитра, карточки с графическими упражнениями(на каждого ребёнка); спокойная музыка (по выбору)
Ход занятия:
Воспитатель: Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихопрошагал за окном?
Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла весна.
Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мысегодня будем о весне. Вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники.Этой зимой было много снега. Подберите слова-родственники к слову «снег» (снежок,снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна»(весняночка, веснушки, весенние и т.д.). О чём можно сказать «весенний»?(ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река).«Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро) Придумайте определения кслову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).
Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Молодцы! Вот сколькохороших и красивых слов мы вспомнили!
В гости к нам кто-то пришёл. Кто же это? Это солнышко послало намсвой волшебный лучик (вносит игрушку Солнечный зайчик). Сейчас этот добрыйволшебник прикоснётся к каждому из вас, и вы, превратитесь в великихсказочников! Давайте порадуем нашего гостя весенней сказкой? Поможет нам сочинитьсказку волшебное блюдце.
Ой, весна моя, ты весняночка.
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Солнцем, светом озари.
В нашу сказку ты войди.
Ты, яблочко волшебное, катись!
Наша сказка расскажись!
Только в сказке происходят чудеса, в сказке могут ожить изаговорить ручеёк, трава, дерево, звери… На нашем волшебном блюдце кто-топоселился. Это кот. Давайте сочиним вместе сказку. А называться она будет«Сосулька и кот»
«Жил был кот. Звали его ……… Он очень любил гулять, но хозяйкаредко выпускала его зимой на улицу. Но вот пришла тёплая, ласковая ……… Вышелкот на крыльцо на солнышке погреться. Только улёгся, как вдруг что-то капнулоему на нос. Посмотрел кот наверх и увидел блестящую ……..» И так далее.
Наше волшебное занятие продолжается. Солнечный зайчик опятькоснулся нас своими лучиками. Теперь он превратил детей в художников. Итак,сказка продолжается.
Чтобы нарисовать весеннюю сказку, нужно проложить в сказкувесенние дорожки. (Дети выполняют графические упражнения на карточках)
/ / / / / / /
׀ ׀ ׀ ׀ ׀
– – – –
۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷
~ ~ ~ ~ ~
Что ж, дорожки в сказку проложены. А вот и солнышко взошло и сталорассыпать повсюду свои золотые ручьи, будить землю. Первый лучик коснулсязайчика, пошевелил ушками зайчик и весело запрыгал к ….(Даше). Второй лучикпопал в ручеёк, зажурчал, зазвенел ручеёк и побежал к … И так далее.
А нарисовать весеннюю сказку нам помогут акварельные краски, вкоторых спрятаны и солнышко, и ручеёк. И голубое небо … Мы должны ихосвободить. Кого можно освободить из коричневой сказки? (Воробья, муравья) А изголубой? И т.д.
Дети рисуют на листах бумаги свою сказку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая исследование, можно прийти к выводу, что, пожалуй, нет ниодного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушатьувлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако,сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобыразвить творческое воображение ребенка. А для этого нужна всего лишь фантазия,желание подарить детям позитивные эмоции, и, конечно, специальные методики.Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Существуетмножество методик по работе над сказками, которые позволяют развиватьтворческое воображение детей, а также пополнить словарный запас, закрепитьграмматический строй речи, научить выражать эмоции, развить речь. Дети 4 летмогут сочинять сказки вместе со взрослыми, а 5-6-летние ребята уже свободномогут сочинять сказки самостоятельно.
Использование сказки дает весьма высокие результаты в планедетского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого).
Необходимым условием развития творческого воображения детейявляется включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего,предметно-творческой. Сказка может быть успешно использована в развитиитворческого воображения у детей.
Взаимосвязь сказки с игрой создает у детей лично значимый длякаждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ееэффективность. И результат деятельности получается более высокий, так какребенок не просто придумывает сказки, а передает в сказках образы, чтоспособствует развитию творческого воображения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. БоровикО.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»»2000. – 112с.
2. ВыготскийЛ.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. // Хрестоматия попсихологии. – М.: Просвещение, 1987.
3. ГорбушинаЛ.А… Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольноговозраста. – М.: Просвещение, 1983.
4. ГриценкоЗ.А. Ты детям сказку расскажи… – М.: Линка-Пресс, 2003.
5. ГуроваЛ.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуреобщей одаренности. // Вопросы психологии. — 1991. — №6.
6. ДьяченкоО.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986. – 96 с.
7. ДьяченкоО.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросыпсихологии. — 1988. — № 6. — С. 52-59.
8. ДьяченкоО. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детейдошкольного возраста. // Вопросы психологии. — 1987. — № 1. — С. 44-51.
9. КирилловаГ.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание.1971. – № 2. с. 41 – 46.
10. Коршунова Л.С.Воображение и его роль в познании. – М., 1979.
11. Немов Р.С. Психология:Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е.издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общиеосновы психологии / Воображение: 260 – 271.
12. Программа обучения.воспитания и развития ребенка в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. Т.С.Комаровой // Дошкольное воспитание. – 2003. — № 1-12.
13. Роль сказки в развитиидетской эмоциональности // www.rebenok.com/info/library/reading/57311/
14. Рубинштейн С.А. Основыобщей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989. /Воображение 344 – 360/.
15. Симановский А.Э. Развитиетворческого мышления у детей-дошкольников. — Ярославль, 1999.
16. Современныеобразовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ.высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М. 2002.
17. Субботина Л.Ю. Развитиевоображения детей.– Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с.