Развитие винноготуризма в странах Европы.
Что такое винныйтуризм.
Принципы винного туризмаочень просты: пробовать вина только в местах их производства, чтобы прочносвязать в своей памяти и своем воображении букет и вкус напитка с тайной егопроисхождения в природе, истории и духе местности.
Не лишним будет оценитьтакже технологическую культуру производства, лично познакомиться с виноделами,узнать о вековых традициях хозяйства.
Винный туризм в том виде,как он сложился с начала 20 века в Италии, Франции и других винодельческихстранах, имеет ряд очень важных особенностей: это специальные поездкиорганизованных групп любителей или профессионалов (виноторговцев, владельцевресторанов и т.п.). Время этих поездок удлиняет пляжный или горнолыжный сезон,оно удобно и для винодельческих, и для туристических фирм. Организация маршрутовв пространстве и времени представляет систему деревенских праздников, оченьнедорогих по культурной программе (выступают любительские местные коллективы,детские, прежде всего). Каждая провинция имеет устоявшийся календарь такихпраздников. А для виноделов очень удобно отвлечься от производства лишь одинраз в году и получить сразу ощутимую прибыль.
Туристические фирмыразрабатывают удобную для себя недельную или двухнедельную программу. Перевозяттуристов с одного праздника на другой, попутно показывая природные и историческиедостопримечательности.
Советская централизациявиноделия привела к тому, что вино почти перестало быть продуктом местности ипревратилось в продукт купажирования под утвержденный стандарт (во Франции,например, стандарты содержания сахара не установлены, так что виноделам гораздопроще работать). Однако та же централизация создала и возможности, например,для строительства огромного дегустационного комплекса в Алупке, что ни однойчастной фирме не по силам.
Тематический туризм:вина Европы.
Теоретики туризмапрогнозируют, что одним из самых популярных видов туризма к 2020 г. станет тематический, который уже сейчас активно развивается. К нему можно отнести итуристские программы, связанные с посещением мест производства различных вин.Но данный турпродукт еще не достаточно широко представлен на российскомтуристском рынке, поэтому представляется интересным и познавательнымрассмотреть возможности разработки подобных туров. Для этого необходимопроанализировать туристские ресурсы региона. В качестве такого региона былвыбран ряд европейских стран: Франция, Италия, Испания, Германия, Португалия,Кипр, Греция и Австрия. Это объясняется рядом причин. Во-первых, согласноисследованиям, Европа является лидирующим регионом по числу посещения туристов:именно здесь сосредоточено огромное количество культурно-историческихпамятников, а кроме того, индустрия обслуживания находится на высоком уровне.
Во-вторых, историческисложилось так, что Европа в силу географических, климатических, экологических,культурных и политических условий является крупнейшим в мире производителем иэкспортером вин высокого качества. Туристов в данный регион привлекает нетолько европейская кухня, но и вина, а также многочисленные дегустации инациональные праздники, связанные со сбором винограда. Таким образом, туризм ипроизводство продукции, добываемой из солнечных ягод, в совокупности составляютвесьма значительную статью дохода в бюджете Франции, Италии, Испании, Германии,Португалии, Греции, Австрии.
Многие вина облагаютсяпочти запретительными пошлинами, и поэтому попробовать их можно тольконепосредственно в Европе, где существует целый культ вина со своимиособенностями и ритуалом потребления.
Вино с давних временсчиталось даром богов. Эта мысль красной нитью проходит через всю мифологию Средиземноморскойцивилизации.
Именно благодаря«божественному происхождению» древние лекари использовали вино в фармакологии,готовили на его основе различные лекарства. Кроме того, этот напиток прописываливыздоравливающим людям для восстановления сил. В Древней Греции еще Гиппократрекомендовал использовать терапевтические свойства вина против многих болезней.
Современная наука такжеподтверждает благотворное, укрепляющее влияние натурального вина на организмвзрослого человека, если оно, конечно, употребляется в разумных количествах.
Рассмотрим для примеранаиболее популярные вина названных европейских стран и связанные с нимилегенды, исторические факты и мероприятия, которые можно успешно учитывать приразработке тематических туристских маршрутов.
Франция является насегодняшний день самой популярной страной с точки зрения «винного» туризма: нароссийском рынке предлагаются «винные» туры с проживанием в замках Бордо,Шампани, Бургундии, Луарской долины.
Для полноты картины всвязи с темой вина и туризма хотелось бы обратить внимание еще на дведестинации, а именно – Австрию и Германию.
Виноделие в Австриизародилось около 2000 лет назад. Еще при Карле Великом в окрестностях Венызакладывались образцовые шпалеры виноградников. Потом традицию достойнопродолжили насельники средневековых монастырей.
В Германии вино достаетсягораздо труднее, чем в вышеупомянутых странах, таковы уж климатическиеособенности этого северного – разумеется, только с винодельческой точки зрения,– края. Виноградники здесь устраивают на обращенных к югу приречных склонах:водная гладь отражает тепло, помогая поддерживать нужную для правильноговызревания ягод температуру. А в осенние холода с рек встают спасительныетуманы, защищая чуткие лозы от губительных ранних заморозков.
Самый большойвинодельческий регион Германии – Райнхессен. Располагается он в долине,образуемой холмами на севере и востоке Рейна. Более 90% здешних вин – белые. Кюгу от этого района начинается Райнпфальц. Это сплошное море виноградников,простирающееся на 80 км от Вормса до границ французского Эльзаса. Туристамздесь расскажут о том, что местные вина ценили еще римляне. При них этот регионсчитался «винным погребом» великой империи. Сейчас здесь производят четвертьвсех германских вин. Вина из Бадена – самого южного района Германии – считаются«винами для себя», и поэтому только недавно их стало можно встретить запределами страны. Особенностью Франконии являются полнотелые и сильные вина,разливаемые в бутылки, напоминающие плоскую флягу, – они называются«боксбойтель». Их создали еще несколько веков назад.
Один из наиболееизвестных регионов – Рейнгау, где развитию виноделия способствовал еще КарлВеликий. Виноградники расположены на обращенных к югу склонах холмов вдольправого берега Рейна. Климат здесь самый мягкий в Германии, что весьма удобнодля создания вин из винограда позднего сбора. Самый северный винодельческийрегион – Аар. Здесь производят красные вина, которые практически не вывозят запределы страны. Они обладают неповторимым фруктовым ароматом. Самый маленькийвинный регион – Гессенская горная дорога, – где вина имеют удивительный аромат– миндаля, персика, вишни.
Таким образом, можносделать вывод о том, что Европа располагает обширными туристскими возможностямии ресурсами для организации тематических туров по странам и регионам, связаннымс культурой выращивания винограда и производством вина. В программу таких туровможно включать экскурсы в историю, содержащие многочисленные легенды о винах иособенностях культуры их потребления, проживание в средневековых замках изагородных усадьбах, участие в живописном и ярком праздновании сбора первогоурожая винограда, а также различные дегустации с последующей покупкойпонравившихся туристам вин.