Средняя школа № г. Минска
Реферат на тему:
Развитие внешне-экономическихсвязей Республики Беларусь со странами СНГ и дальнего зарубежья в условиях глобализациимировой экономики
Выполнила:
Классный руководитель:
Минск
Содержание
Введение… 3
Глава 1. Особенности экономического развития Республики Беларусь… 5
Глава 2. Экономические связи Республики Беларусь со странами СНГ на современном этапе 12
Глава 3. Беларусь как часть мировой экономической системы… 18
Заключение… 23
Список использованной литературы… 24
Введение
На современном этапе социально-экономического развития нашареспублика переживает особый период своей новейшей истории. Его спецификаобусловлена совмещением трех чрезвычайно важных и сложных задач: рыночнойтрансформацией экономики, созданием Союзного государства России и Беларуси,интегрированием в мировое хозяйство. В ходеэтого процесса в стране реализуется линия на открытость своей внутренней экономики,чтобы включиться в систему мирохозяйственных связей в качестве равноправногоучастника.
Как известно, развитие цивилизации вызывает постоянное вовлечениеотдельных государств в международный хозяйственный обмен, который ведет ксозданию единой мировой экономики. Все страны мира развиваются по общимэкономическим законам, что обусловливает приоритет экономического характерамеждународных отношений.
Постоянно усложняющаяся структура потребностей, редкость иудаленность ресурсов требуют все более эффективных средств обмена не толькомежду регионами внутри отдельного государства, но и между самими государствамии мировыми регионами. Экономическое развитиеи прирост населения в разных странах мира происходят неравномерно, что такжевызывает необходимость расширять международные обмены, которые содействуютразвитию новых рынков (товаров, услуг, труда, информационных, финансовых идр.), импорту сырья, технологическомуи информационному обмену, научным, научно-техническим, производственным,культурным и прочим внешнеэкономическим связям.
Особенно динамичный характер тенденция к расширению международныхэкономических отношений приобрела в XX веке. Можно без преувеличения сказать,что он войдет в историю как столетие беспрецендентного, взрывного роставнешнеэкономических связей во всех формах: торговли, вывоза капитала,производственного кооперирования, научно-технического взаимодействия, миграциирабочей силы.
Возрастание экономической открытости меняет соотношение внутреннихи внешних факторов развития. Если на ранних стадиях интернационализацияхозяйственной жизни решающая роль принадлежала внутренним факторам, то по меревовлечения национально-хозяйственного комплекса в мировую экономику внешнеевоздействие становится все более решающим ввыборе экономической стратегии. В этом случае государственная экономическаяполитика концентрируется на приспособлении национального хозяйства к новойсистеме мирохозяйственных связей, которые сегодня функционируют иначе,чем в прошлом.
Нынешний этап интернационализации хозяйственной жизни именуется всовокупности глобализацией мировой экономики. Уже сегодня глобализацияопределяет и в ближайшем будущем будетопределять современный облик мира.
Доминирующими в этом тысячелетии будут процессы региональнойинтеграции (регионализации) во всех сферах жизнедеятельности общества.Создаются региональные экономические, военно-политические и иные союзы.Значительно увеличилась экономическая мощь транснациональных корпораций (ТНК) имультинациональных корпораций. Их финансовые возможности нередко превышаютсовокупный потенциал не только отдельных стран, но и целых регионов. Сегоднячастный капитал имеет больше ресурсов, чем центральный банк даже такой страныкак США. Ежемесячно мировой финансовый рынок перемещает более 3 млрд. долл. СШАиз страны в страну, из них 2 — не контролируется государствами или другимиофициальными институтами.
Увеличивается разрыв в уровнях жизни народов, темпахнаучно-технического развития, концентрации капитала. Обостряется борьба зарынки сбыта как между промышленно-развитыми странами, так и междутранснациональными корпорациями. Происходит передел мирового рынка ресурсов и,прежде всего, рынка энергоресурсов. В результате интенсификации хозяйственнойдеятельности углубляется кризис системы “общество—природа”. Сегодня скоростьантропогенных нарушений природы выше скорости ее самовосстановления.
Чтобы не остаться на обочине мирового прогресса, ответить на вызовыглобализации, Республике Беларусь, котораяявляется страной с переходной экономикой, необходимо органически вписаться всовременную систему мирохозяйственных связей. Это и обусловливает актуальностьтемы данного реферата.
В работе делается попытка проанализировать состояниевнешнеэкономических связей Республики Беларусь с учетом особенностейисторического развития государства и процессов глобализации мировой экономики.
Реферат включает три главы и список использованной литературы.
Глава 1. Особенности экономического развитияРеспублики Беларусь
Геополитическое положение Беларуси издавна содействовало развитию иросту ремесла и торговли, промышленности и сельского хозяйства. Экономическаяжизнь не замыкалась в собственных этнических рамках ¾ изделия белорусских ремесленников, продукция сельскогохозяйства и промышленности, торговые связи белорусских купцов были известностьза пределами белорусских земель.
Торговля ¾ древнееземледелия или любого другого вида регулярного производства. По утверждениюлауреата Нобелевской премии по экономике Ф.А. Хайека: “Торговля,безусловно, зародилась в глубокой древности, причем, торговля дальняя, торговляпредметами, происхождение которых вряд ли было известно и самим торговцам; иона гораздо древнее любого другого вида прослеживаемых ныне контактов междугруппами, обитавшими далеко друг от друга”. Древнейшими международнымиторговыми путями, проходившими по территории современной Беларуси, являлись такназываемые “янтарный” путь и путь “из варяг в греки”, которые связывалипобережье Балтики с Черным морем и бассейном Средиземноморья.
Предки белорусов ¾племена полочан, древлян, радимичей, принимали участие в победоносном походекиевского князя Олега на Константинополь, который завершился договором 907 г.Ряд его статей регулировал торговые взаимоотношения Византии и Древней Руси.Этот договор можно считать первым известным в истории внешней политикидипломатическим соглашением, отражающим внешнеэкономические интересыбелорусских земель. Торговля с Византией имела первостепенное значение до концаXI — начала XII вв. Затемзначительное развитие приобрело северное и северо-западное направления:торговля с о. Готланд, скандинавскими и северо-немецкими городами. В XIV—XV вв. почти монопольным правомна торговлю в бассейнах Северного и Балтийского морей владела Ганза — торговыйсоюз немецких и ряда европейских городов во главе с Любеком. Известны торговыедоговоры, нередко совместные для Полоцка, Витебска и Смоленска с ганзейскимигородами Любеком, Данцигом, Бременом, Мюнстером, Дортмундом, Брауншвейгом,Касселем. В Полоцке был немецкий торговый двор. Право торговли в Полоцке синостранными купцами имели также и новгородцы, и москвичи, которые, однако,могли покупать привозные товары лишь при посредничестве полоцких купцов.
Важнейшим внешнеторговым партнером белорусских земель вСредневековье являлось Московское государство. В XIII¾XV вв. экспорт из него достигал от трети до половины всей внешней торговлиВеликого княжества Литовского.
Эпохой коренных изменений в мировой торговле стал XVI в. В ходеВеликих географических открытий в Западную Европу переместился центр мировыхторговых путей. В то же время в XVI—XVII вв. происходитвключение районов Восточной Европы в формирующийся мировой рынок в качествеполупереферии, специализировавшейся на поставках сырья для промышленности (лес,кожи, лен, пенька) и сельскохозяйственных продуктов массового спроса (зерно,сало). Именно с этого времени вывоз леса надолго стал ведущей статьейбелорусского экспорта.
После вхождения в конце XVII в. белорусскихземель в состав Российской империи были сняты таможенные препятствия длядвижения белорусских товаров в ее пределах, а экономическая эволюция XIX ¾ начала XX в.в сельском хозяйстве и промышленности кардинально трансформировали состав иструктуру белорусского экспорта и импорта. Развитие путей сообщения Беларуси впервой половине XIX в. характеризуется интенсивнымстроительством каналов и водных систем, а во второй половине XIX ¾ начале XX в.¾ строительством и эксплуатациейжелезных дорог. Эти меры благоприятствовали росту белорусской торговли. Черезбелорусские земли шел поток и транзитной торговли. Однако в это время Беларусьбыла аграрной окраиной России, а национально-колониальная политика царскогосамодержавия затормаживала появление здесь индустрии.
Международные экономические отношения и развитие путей сообщениявлияли на судьбы целых отраслей белорусской экономики. Так, с развитиемжелезнодорожного транспорта и экспорта металла с Урала и Украины прекратиласвое существование белорусская металлургия. В то же время на основеиспользования привозного сырья в XIX в. возникли новые отрасли отечественнойпромышленности, например, табачная. Как правило, основная часть продукциипромышленных предприятий, работавших на импортном сырье, шла на экспорт.Крупнейшая на территории Беларуси табачная фабрика Шерешевского в Гродно имелаоптовые склады для продажи своей продукции в Варшаве, Люблине, Лодзи, Ломже,Радоме, Вильно, Двинске, Симферополе. Сырье на нее привозили из российскихгуберний, Крыма, Украины, Турции и США.
Некоторые белорусские предприятия изначально ориентировались насбыт продукции за пределами Беларуси. Это в полной мере относится кпредприятиям, специализировавшимся на выпуске отдельных видов потребительскойпродукции, объемы продаж которой в белорусских губерниях можно было рассчитатьзаранее, а также к предприятиям, производственные мощности, специализация и, вопределенной степени, монопольное положение которых позволяли занять свою нишуна внебелорусских рынках. Таким предприятием была, например, Гродненскаякарандашная фабрика — одна из четырех фабрик такого профиля в дореволюционнойРоссии. А первой и единственной фабрикой очков и оптических инструментов сталопредприятие, открытое в 1892 г. в Витебске.
Важным инструментом международных отношений, начиная с середины XIXв., стали выставки. Всемирные выставки возникли с развитием капитализма какмировой системы. В этих смотрах мировой экономики, науки и культуры активноеучастие принимала императорская Россия, а в составе ее павильонов и отделов иБеларусь. Всего на девяти всемирных выставках XIX в. по различным отделам иклассам приняло участие около ста экспонентов из Беларуси. Большинство из ихбыло удостоено различных наград и призов. Такое мировое признаниесвидетельствовало об экспортном потенциале белорусской промышленности исельского хозяйства. Кроме того, белорусские производители неоднократноучаствовали и получали награды не только на всемирных, но и на международныхспециализированных выставках, а также на многочисленных отечественных смотрахдостижений, в том числе и на всероссийских выставках (1882, 1896, 1913).
В начале XX в. Беларусь, располагаясь между крупнейшимипромышленными центрами Российской империи ¾Петербургом, Москвой, Ригой, Царством Польским, Украиной ¾ успешно развивала различные отраслипромышленности, сельское хозяйство и разработку лесных богатств, участвовала вмеждународном разделении труда и международных экономических отношениях.Потребности белорусского рынка частично покрывались за счет импорта. Отдельныеотрасли белорусской экономики развивались за счет иностранных инвесторов.
После распада СССР и обретения в 1991 году независимости Беларусьбыла одной из самых развитых и богатых республик бывшего Союза (без учета новыхгосударств Балтии) по показателям дохода на душу населения, что являетсяотражением устойчивого развития нашей страны в 70-е и начале 80-х гг. XX в. На ее территории крупные узкоспециализированныепромышленные предприятия выпускали в основном конечную продукцию; многиепредприятия Беларуси имели тесные кооперационные связи с партнерами из другихсоюзных республик, прежде всего, из России. Распад единого экономическогопространства СССР и совпавшее с ним по времени начало процесса системнойтрансформации привели к резкому ухудшению экономической ситуации в республике.Началось падение производства, огромных масштабов достигла инфляция, заметноснизился жизненный уровень населения.
В мае 1992 года были приняты “Основные направления политикиправительства Республики Беларусь по предотвращению спада производства иформированию условий выхода из кризиса”. Согласно этому документу“стратегический курс правительства состоит в последовательном и болееускоренном формировании рыночной экономики с одновременной глубокойперестройкой народно-хозяйственного комплекса республики, направленной наразумное свертывание ресурсоемких производств (в первую очередь тех, которыеопределяют отрицательные торговые и платежные балансы республики со странамиСНГ) и интенсивным развитием наукоемких производств, обеспечивающих ростэкспортного потенциала и удовлетворение потребностей самой республики”. Нарядус этим предусматривалось проведение в жизнь тактики экономических прорывов втех сферах и отраслях, где такие прорывы реально возможны и могут датьотносительно быстрый эффект: сельское хозяйство, производство товаров народногопотребления, конверсия части ВПК.
Характерной чертой экономическойполитики Беларуси в середине 90-х гг. былосочетание жесткого стабилизационного курса в денежно-кредитной сфере смедленными темпами рыночных преобразований в других областях. В Беларуси, в отличиеот России и ряда других стран СНГ, не ставилась задача создания широкого слоясобственников. В промышленности предполагалась эволюционная структурнаяперестройка, а изменение отношений собственности было отодвинуто на второйплан.
Важным фактором изменения экономического положения Беларуси явилосьрасширение связей с Россией и другими партнерами по СНГ.
Наша республика ¾одно из экономически развитых государств СНГ. В ее экономике доляпромышленности составляет около 1/3 объема национальногопродукта. Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности какавтомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение,станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность,добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральныхудобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительныхматериалов, легкая и пищевая промышленности. Характерной чертой национальнойиндустрии является выпуск готовой продукции, большая часть которой поставляетсяна экспорт.
Машиностроение и металлообработка — ведущие отрасли промышленностиРеспублики Беларусь. Отраслевая структура машиностроения весьма разнообразна. Внее входят: электротехническая промышленность, химическое и нефтехимическоемашиностроение, станкостроение и инструментальная промышленность,приборостроение, автомобильная и подшипниковая промышленность, тракторное исельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение,машиностроение для легковой и пищевой промышленности и бытовых приборов.
Радиоэлектронная промышленность Беларуси специализируется главнымобразом на производстве средств вычислительной техники, мобильныхавтоматизированных систем управления, оптических приборов, систем и средствсвязи, авиационного оборудования, телеметрической аппаратуры, изделийэлектронной техники, элементов вооружения и военной техники. В значительноймере по этой причине большинство предприятий радиотехнической и электроннойотраслей промышленности располагают современной производственно-технологическойбазой, высококвалифицированной рабочей силой и инженерно-техническимперсоналом.
Основными видами производимой в республике электротехническойпродукции являются электродвигатели переменного тока, осветительныеэлектролампы, кабельные изделия и провода для комплектования электробытовыхприборов, управляющие комплексы и разнообразные виды приборов.
Ведущие предприятия белорусского химического комплекса введены вэксплуатацию в 70-х годах при участии специалистов из Англии, Германии, Японии,России, США и других стран. В последующие периоды действующие производственныемощности неоднократно реконструировались, оснащались новейшими отечественным изарубежным оборудованием.
Все это позволяет производить качественную химическую продукцию,пользующуюся постоянным спросом во многих странах мира. Такие белорусскиеизделия, как химические волокна и нити, стеклоткани и полимерные материалы,удобрения и шины, лаки и краски пользуются спросом и экспортируются во многие страныЕвропы, Америки и Азии.
В последние годы значительное развитие получила легкаяпромышленность республики. Ведущее место здесь принадлежит текстильной, швейнойи обувной отраслям промышленности. Они сориентированы на выпуск довольноширокого круга изделий: разнообразных видов ниток, пряжи и тканей из льна,хлопка, шерсти и синтетических материалов; ковров и ковровых изделий, нетканыхматериалов, трикотажных и чулочно-носочных изделий, продукции швейнойпромышленности, корсетных изделий, изделий из натуральной и искусственной кожи,искусственного и натурального меха, обуви и др. Большинство промышленныхпредприятий легкой промышленности активно сотрудничает с иностранными фирмамина основе технологической и производственной кооперации.
Почти половина всей территории Республики Беларусь занятасельскохозяйственными угодьями. Большая часть сельскохозяйственной продукциипроизводится крупными коллективными и государственными предприятиями (колхозамии совхозами). Наряду с ними получаютразвитие и фермерские хозяйства.
Природные условия Беларуси позволяют успешно производить такиевысокодоходные товарные виды продукции как молоко, говядина, свинина, мясо ияйцо птицы, зерно, картофель, лен-долгунец, сахарная свекла и др. Большоевнимание уделяется техническому переоснащению промышленности, перерабатывающейсельскохозяйственную продукцию, наращиванию экспортного потенциала аграрногосектора.
Беларусь обладает развитым научным потенциалом. В НациональнойАкадемии наук Республики Беларусь, Белорусском государственном университете,научно-исследовательских институтах успешно осуществляются прикладные ифундаментальные исследования в области квантовой электроники, физики твердоготела, генетики, химии, порошковой металлургии и других актуальных направлениях.
Важную роль для национальной экономикииграет иностранный капитал. Основой для его функционирования в Республикеявляется Закон “Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь”.
Иностранные инвестиции на территорииРеспублики Беларусь могут осуществляться в формах:
¨ долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно сбелорусскими юридическими и физическими лицами;
¨ создание предприятий, полностью принадлежащих иностранныминвесторам;
¨ приобретения предприятий, зданий, сооружений, акций идругих ценных бумаг;
¨ приобретения прав пользования землёй, другими природнымиресурсами, а также иных имущественных прав;
¨ в любых других формаххозяйственной и иной деятельности, не противоречащих законодательству,действующему на территории Республики Беларусь.
Иностранная предпринимательскаядеятельность, связанная с созданием предприятия, регулируется следующиминормативными актами: Законом “Об иностранных инвестициях”, Законом “Обинвестиционной деятельности в Республике Беларусь”, Законом “О предприятиях” и Законом “Об акционерных обществах”. Для открытияпредприятия с иностранным капиталом необходимо пройти государственнуюрегистрацию в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь или иномгосударственном органе, обладающем соответствующими полномочиями(например, банки регистрируются в Национальном банке).
Привлекаемые в республику зарубежные инвестиции(кредиты), как правило, носят целевой характер и направляются на структурнуюперестройку экономики, модернизацию действующих предприятий, расширение выпускапотребительских товаров. Так, с января по апрель 2001 года инвестиции восновной капитал составили 592,6 млрд. руб., что составляет 93,4% по отношениюк данному периоду 2000 года. Приоритетными в этом отношении являются такиеотрасли, как машиностроение, химическая и легкая промышленность,стройматериалы, переработка сельскохозяйственной продукции, производствомедицинской техники, а также проекты, связанные с энергоснабжением, охранойокружающей среды и конверсией оборонных предприятий.
С рядом зарубежных стран РеспубликаБеларусь подписала соглашения о содействии (поощрении) и взаимной защите инвестиций.
В последнее время получила развитие новаяформа привлечения иностранных инвестиций ¾ свободные экономическиезоны (СЭЗ). Основой их создания и развития являются “Концепция организациисвободных (специальных) экономических зон на территории Республики Беларусь” иУказ Президента Республики Беларусь “О свободных экономических зонах натерритории Республики Беларусь”. Функционирование СЭЗ связывается слиберализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Для ниххарактерно наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себятаможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общимрежимом производственной и хозяйственной деятельности, существующим в Беларуси.Одна из крупнейших свободных экономических зон в республике создана в еестолице — г. Минске и располагается на территории промышленного узлаШабаны.
Государственная политика РеспубликиБеларусь в области внешней торговли и осуществляемые государством практическиемеры позволяют хозяйствующим субъектам всех форм собственности, в том числеиностранным, работать в любой, не запрещенной законом и не наносящей ущербэкономике, сфере предпринимательской деятельности.
Глава 2. Экономические связи РеспубликиБеларусь со странами СНГ на современном этапе
После того, как СССР прекратил свое существование, быстроухудшалось экономическое положение большинства государств Содружества, причем внемалой степени вследствие разрыва хозяйственных связей, неурегулированностивалютно-финансовых отношений, механизма расчетов и ценообразования.
В этих условиях не могло не усиливаться осознание необходимостинормализации экономических взаимоотношений, принятия законодательных мер,которые позволили бы воссоздать некогда единое экономическое пространство, ноуже на новой, рыночной основе. Для стран СНГ данная задача особенно актуальна всвязи с тем, что в мировой экономике Беларусь, Россия и другие постсоветскиегосударства занимают весьма скромные позиции. Так, совокупная доля СНГ вмировом экспорте насчитывает чуть более двух процентов (в том числе на Россиюприходится 1,2—1,3 процента). В мировой торговле услугами новые государствазанимают еще более скромные позиции. На долю РФ приходится примерно 0,8процента коммерческих услуг, предоставляемых странами друг другу. В перемещениикапитала участвует фактически только Россия. Правда, и в этой сфере ее рольсовсем незначительна. Приведенные цифры свидетельствуют о чрезвычайно маломвкладе новых стран в формирование мировой экономики.
Важным шагом на пути восстановления разорванных экономическихсвязей между бывшими республиками Союза ССР и их развития на новой основе сталозаключение в октябре 1992 г. в Бишкеке соглашения “О единой денежной системе исогласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранившихрубль в качестве законного платежного средства”. Подписало это соглашение 8государств.
14 мая 1993 г. в Москве на заседании глав государств — участниковСНГ были приняты декларация о поэтапном движении к экономическому союзу ирешение о подготовке соответствующего договора и сопутствующих ему соглашений.Документы подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия,Таджикистан, Узбекистан, Украина, т.е. все участники заседания за исключением Туркменистана,который, впрочем, проявляет интерес к этой работе в качестве наблюдателя. Вдокументах отражены стремление к глубокой интеграции, созданию общего рынка длясвободного перемещения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов приобеспечении взаимных интересов государств и намерение более тесно согласовыватьдействия по различным направлениям экономической политики, особенно проведениюэкономических реформ.
Затем было подготовлено соглашение о Межгосударственном банке СНГ,а в сентябре 1993 г. заключен Договор о создании Экономического союза СНГ.
Позднее, 24 сентября 1993 г., в Москве был подписан рамочныйДоговор о создании экономического союза. Договор открыт любой стране СНГ дляприсоединения. Он предусматривает координацию денежно-кредитной, финансовой ивалютной политики и гармонизацию налогообложения. Однако что было совершенноновым в Договоре — это признание существования двух валютных систем в рамкахэкономического пространства СНГ: много-валютный системы и рублевой зоны новоготипа, т.е. зоны российского рубля. Для многовалютной системы Договор установилцели, стадии и механизмы трансформации в направлении валютного союза.
1. На первой стадии трансформации Договор предусматривает созданиеплатежного союза на базе: взаимного признания и официальных котировок всехреспубликанских валют; многостороннего клиринга через Межгосударственный банкили другие учреждения с использованием национальных валют; скоординированныхмеханизмов взаимного кредитования для покрытия дефицитов платежных балансов;конвертируемости национальных (республиканских) валют по текущим расчетам.
2. Межгосударственный банк был создан в декабре 1993 г. Доля Россиив его оплаченном капитале — 50%. Банк должен предоставлять кредитыреспубликанским центральным банкам в рамках лимитов, пропорциональных их счетамв этом банке. Со второй половины 1994 г. банк должен был обеспечитьмногосторонний клиринг в российских рублях, в твердых валютах или в третьихвалютах по решению Совета банка.
3. На следующем этапе предусматривалось трансформация платежногосоюза в “валютный” союз на базе: плавающих обменных курсов республиканскихвалют и удержаний колебаний курсов в согласованных пределах; полнойконвертируемости этих валют.
4. После достижения валютной “прозрачности” предполагалось преобразоватьмноговалютную систему в одновалютную. При этом наиболее широко используемая истабильная валюта среди бывших республиканских валют должен был играть рольобщей валюты.
Межгосударственный валютный комитет, предусмотренный Договором обэкономическом союзе в качестве наднационального валютного органа, был наделентакими функциями, как осуществление мер, способствующих конвертируемости“мягких” валют по текущим расчетам; контроль за процессом либерализации рынкаиностранной валюты в странах-участницах Договора с тем, чтобы обеспечитьформирование обменных курсов их валют рыночными факторами; создание фонда подконтроль комитета в случае намерения участников Договора частично объединитьрезервы твердой валюты, золота и драгоценных металлов для решения проблемплатежных балансов. Однако, несмотря на то, что деятельность комитета формальноначалась в 1994 г., указанные соглашения остались на бумаге. Кстати, многие издокументов, подписанных в рамках СНГ, также до сих пор не реализованы. Этосвидетельствует о том, что данное образование в значительной степени носитполитический, а не экономический характер.
Одной из острейших проблем взаимоотношений стран ближнего зарубежьястала проблема взаимных расчетов. Ее безотлагательное решение являетсянеобходимым условием формирования экономического союза. Поиск денежно-расчетноймодели, приемлемой для стран ближнего зарубежья, идет давно. Ряд их вышли изрублевой зоны и ввели свои национальные валюты.
Некоторые специалисты еще в конце 1991 г. не исключали возможностиформирования рублевой зоны особого типа, сочетающей национальные валюты вовнутриреспубликанском обороте с рублем России в качестве резервной валютыбезналичных расчетов между республиками. На эту гипотезу появилась ссылка вобзоре ЕЭК ООН за первое полугодие 1992 г. Данная модель валютных отношений(поливалютная зона с взаимо-плавающими курсами национальных валют икоординацией хозяйственной и денежной политики) нашла свое место и впредложениях Института внешнеэкономических исследований РАН за 1992 г. При этомИнститут исходил из высокой степени вероятности разных скоростей инаправленности реформных преобразований в государствах на территории бывшегоСССР, и соответственно необходимости защиты внутренних рынков от стороннейинфляции и оттока с них товарных ресурсов местного происхождения.
Однако политическое оформление процессов государственногоразмежевания заметно разошлось с экономическими реалиями. Достаточно напомнить,что Беловежское и последовавшие за ним соглашения исходили из функционированияединого рубля и лишь введение с 1 июля 1992 г. системы межгосударственныхрасчетов через корреспондентские счета в Центральном банке Росии (какзащищенной меры от кредитной эмиссии рубля в других государствах СНГ) привело креальному прекращению функционированию денежной системы, основанной на бывшемсоветском рубле.
Наступил новый этап — разделение на автономные денежные системы,внешне объединенные общим платежным средством — рублем — в начальном денежномобороте (10—15% общего оборота), но различные в своей основе — в безналичномобороте. С учетом этого была предпринята попытка создать Межгосударственныйбанк стран СНГ для многосторонних расчетов.
Политические игры с рублевой зоной, призванные демонтироватьстремление к реинтеграции, завершилось подписанием 7 сентября 1993 г. шестьюгосударствами — Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Такжикистаном иУзбекистаном — соответствующего соглашения, где было заявлено о стремленииучастников иметь единую денежную систему с использованием российской валюты, а затемзаключением с Россией двусторонних соглашений с конкретными обязательствами.Страны, заявившие о своем стремлении иметь общую денежную систему сиспользованием российской валюты, обязались согласовать с Россией основныепараметры денежно-кредитной, финансовой, валютной, таможенной политики и объемавалютной интервенции на рынках. В качестве основных показателей должны были быиспользоваться объемы денежной массы на территории государств — участниковсоглашения, размеры дефицитов консолидированных бюджетов, показателирегулирования деятельности коммерческих банков, процентные ставки по кредитам.
Таким образом, в рамках сформированного 27 сентября 1993 г.Экономического союза как бы сразу возникли две зоны расчетно-платежныхотношений, вторая из которых опирается на самостоятельные валютные политикигосударств-членов. К этой зоне принадлежат Кыргызстан, Молдова, Туркменистан иУкраина.
Для анализа того, в каком направлении должны развиваться связиБеларуси с государствами Содружества, большое значение имеет экономическоеположение различных стран СНГ. Его можно проиллюстрировать на примере итогов2000 г.
Самые высокие темпы экономического роста в 2000 г., как и в1999 г., продемонстрировала Туркмения (более 10%). В Беларуси продолжался спад,начавшийся в 1999 г. Правда, согласно информации, представленнойСтатистическим комитетом СНГ, белорусский ВВП вырос в 2000 г. на 6%, апроизводство промышленной продукции — на 8%. Однако, по данным того жекомитета, перевозки грузов (без трубопроводного транспорта) сократилась вБеларуси на 14%, инвестиции в основной капитал — на 3%. В остальных странах СНГВВП вырос в среднем на 4—5%.
На протяжении ряда лет стабильным уровнем цен отличается Армения. В2000 г. индекс цен производителей промышленной продукции повысился здесьна 0,8%, а индекс потребительских цен понизился также на 0,8%. Несколькоулучшилась инфляционная обстановка в Беларуси: если в 1999 г. цены вырослиздесь в 4 раза, то в 2000 г. — в 2,6—2,9 раза. В большинстве других странСНГ темпы роста цен выходили за пределы 30%.
В 2000 г. были сделаны определенные попытки подтолкнутьинтеграционое строительство на постсоветском пространстве. В октябре2000 г. Россия вместе с другими странами — участницами Таможенного союза —Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном — подписала Договор обучреждении Евразийского экономического сообщества.
Позитивные изменения в плане развития экономического сотрудничествастран СНГ принес истекший 2001-й год. Так, экономическая интеграция сталаотдельной темой на состоявшемся в начале марта с.г. неформальном саммителидеров государств Содружества в Казахстане. Отмечалась необходимость болеетесного экономического союза и активизации усилий по созданию зоны свободнойторговли. Достигнута договоренность о взаимодействии в топливно-энергетическойсфере. Речь идет о том, — отметил Президент России В.В. Путин — что Россияи Туркменистан, крупнейшие газодобытчики, будут работать на новых условиях сдругими странами, которые готовы предоставить свои транспортные системы для доставкигаза не только потребителям из СНГ, но и для Европейского Союза, а такжеазиатских государств.
Особенность функционирования СНГ в ближайшие годы состоит также втом, что он вынужден будет опираться прежде всего на государственные структурыв сферах производства, обращения и управления воспроизводственным процессом,поскольку государственная собственность пока является господствующей во всехбез исключения странах-участницах подготовки Договора.
Исходя из реальной экономической ситуации в странах Содружества, истроит Республика Беларусь свои взаимоотношения с ними.
Главный торговый партнер Беларуси — Россия, товарооборот с которойсоставляет около 10 миллиардов долларов (58,7 процента общего товарооборота). Вструктуре экспорта на долю транспортных средств (тракторы, грузовые автомобили,велосипеды) приходится 17,9 процента; машин, оборудования, механизмов (бытовыехолодильники, телевизоры, подшипники, электронные интегральные схемы) — 13,8;химической продукции — 11,5; текстиля и изделий из него — 11,5; недрагоценныхметаллов — 9,2 процента. В структуре импорта 27,5 процента составляютминеральные продукты; 15 — машины, оборудование, механизмы; 13 — продукцияпищевой промышленности; 12,5 — недрагоценные металлы; 10,4 процента —химическая продукция. В Беларуси зарегистрировано около 1500 совместныхпредприятий с иностранными партнерами. Объем производства продукции совместныхпредприятий составляют более 20 миллиардов белорусских рублей; экспорт — 210 миллионов долларов; импорт — 320 миллионовдолларов. Приведенные показатели свидетельствуют о сильной ориентированностибелорусского производства на внешние рынки, о том, что основнымивнешнеэкономическими партнерами Республики Беларусь остаются страны СНГ ипрежде всего Российская Федерация, с которой у нас установились особыеполитические и экономические отношения в рамках создания Союза двух государств.
Следует отметить, что именно создание единого союзного государствадолжно стать важнейшим фактором для обеспечения прочной интеграции нашейреспублики в мировое экономическое сообщество. Этот процесс особенноактивизировался в прошлом году. Конец 2001 г. ознаменован важнымисобытиями в жизни Союза Беларуси и России. Прошли заседания Совета Министров иВысшего Государственного Совета Союзного государства. А 12 марта нынешнего годав Минске состоялось очередное заседание Высшего Госсовета, на котором приняторешение в ближайшее время подписать целый пакет межправительственныхсоглашений, направленных на создание единых экономических условий для субъектовхозяйствования Беларуси и России. Активно ведется в настоящее время подготовкапроекта Конституционного акта Союзного государства.
Глава 3. Беларусь как частьмировой экономической системы
Географически Беларусь является центром Европы. По сути, она должнабы относиться к Центральной Европе. Но условное деление производится не столькогеографически, сколько экономически, политически и социально. Европа сегодняпредставляет собой многомерное пространство, начиная от высоко индустриальноразвитой западной части до стагнирующей восточной.
Важную роль в решении проблем выхода из социально-экономическогокризиса играют внешнеэкономические связи республики с мировым сообществом. Этообусловлено, прежде всего, тем, что, во-первых, Беларусь имеет традиционносложившуюся открытую экономику, ориентированную на внешние сырье и рынки сбыта.Во-вторых, моральный и физический износ основных фондов большинства отраслейэкономики, а также рост цен на энергоносители и сырье до мирового уровняснизили конкурентоспособность нашей продукции на мировом рынке. В-третьих,сложности в бюджетно-налоговой системе не позволяют без внешних ресурсов решатьзадачи не только финансирования дефицита государственного бюджета, но имакроэкономической стабилизации экономики республики.
Стратегия республики на международной экономической аренеопределяется ее положением в системе мировых хозяйственных связей. Периферийныестраны, к которым относятся Беларусь и другие постсоветские государства, немогут конкурировать на равных с ведущими участниками глобальной интеграции ивынуждены приспосабливаться к ней на правах новичков. Поэтому актуальнойзадачей становится адаптация национально-хозяйственного комплекса Беларуси кпроцессу глобализации мировой экономики. Этоозначает, в первую очередь, необходимость повышения национальнойконкурентноспособности, чтобы наша страна смогла занять достойное место вмировом сообществе.
Опыт государств с переходной экономикой свидетельствует о том, чтостратегия международного экономического сотрудничества должна быть направленана привлечение в республику передовых технологий и иностранных капиталов;улучшение структуры внешнеторгового обмена за счет существенного увеличенияудельного веса в экспорте наукоемких изделий и услуг и организацииимпортозамещающих товаров с учетом факторов экономической целесообразности исравнительных преимуществ белорусской экономики; достижение достаточного уровняплатежеспособности, что позволит своевременно обслуживать внешний долг,накапливать валютные резервы и на этой основе поддерживать конвертируемостьнациональной валюты.
Одним из направлений международного сотрудничества является работас международными финансовыми организациями, такими как Международный валютныйфонд (МВФ), Мировой банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банкреконструкции и развития, по привлечению в республику финансовых ресурсов.
Кредиты международных финансовых организаций являются источникамифинансирования реформирования экономики, поддержания платежного баланса,осуществления структурной перестройки промышленности (путем финансированияинвестиционных проектов, предполагающих закупку современного оборудования итехнологий, консультативного содействия), развития инфраструктуры (транспорта икоммуникаций) и энергетики, развития малого и среднего бизнеса, ускоренияпроцессов приватизации.
Сотрудничество с МВФ важно для республики, так как финансовыересурсы этой организации используются на поддержание платежного баланса исоздание валютных резервов государства. Техническая помощь, предоставляемая МВФреспублике на безвозмездной основе, была оказана при создании Казначейства приМинистерстве финансов, компьютеризации и реструктуризации налоговой инспекции.За счет средств технической помощи постоянно повышается квалификациягосударственных служащих через систему семинаров и курсов, проводимыхмеждународными финансовыми организациями на базе Объединенного венскогоинститута, а также предоставляются высококвалифицированные консультации поразличным направлениям.
Осуществляя финансовую поддержку, МВФ должен быть уверен, чтострана проводит политику, способную улучшить внешнеэкономическую ситуацию.Использование ресурсов МВФ связывается с попытками достижения странойопределенного прогресса в восстановлении платежного баланса и стабилизацииэкономического роста. Нормальное состояние платежного баланса означает, чтострана может осуществлять финансовые платежи и обслуживание своего внешнегодолга своевременно. Поэтому программы МВФ по финансовой поддержке направлены наприведение в норму внутреннего и внешнего баланса в экономике.
В обмен на финансовую поддержку со стороны МВФ государство должнопринять обязательство о проведении комплекса мер, направленных на преодолениеэкономических и финансовых диспропорций. При этом кредиты предоставляютсятолько под проведение экономических реформ (МВФ не требует ни финансовых, ниимущественных залогов) и под низкие проценты (средний уровень колеблется около4,5% годовых, что в 1,5—2 раза ниже уровня, существующего на рынках ссудногокапитала).
Первая финансовая помощь со стороны МВФ была предоставлена Беларусив июле 1993 г. в виде первой транши кредита по линии фонда системныхтрансформаций, вторая транша кредита поступила в начале 1995 г. (всего около200 млн. дол. США). Средства займа были направлены на поддержание валютныхрезервов Национального банка, покрытие дефицита государственного бюджета,погашение просроченной задолженности по кредиту Европейскому союз и нафинансирование инвестиционных проектов предприятий республики.
В сентябре 1995 г. было принято решение Совета директоров МВФ опредоставлении Республике Беларусь кредита стэнд-бай в размере около 280 млн.дол. США, первая транша которого в размере 70 млн. дол, США уже получена. Дляполучения кредита стэнд-бай правительством республики совместно с персоналомМВФ была разработана экономическая программа, предусматривающая основныенаправления реформирования экономики страны. Самфакт получения кредита стэнд-бай и успешная реализация экономической программявляются условием для привлечения кредитных ресурсов по другим линиям.
Однако роль МВФ в обеспечении устойчивости белорусской экономики втечение нескольких последних лет претерпела значительные изменения. Наша странауже не зависит от кредитов этой организации в такой мере, как в прежние годы.Подчеркивая этот факт, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенкоотметил, что в последние месяцы у Беларуси сложились самые хорошие отношения сМеждународным Валютным Фондом. Однако в настоящее время кредитов республикабрать не собирается. Они просто не нужны. Хотя несколько лет назад потребностьв займах МВФ была.
МБРР предоставил республике три кредитных линии: заем наинституциональное развитие, средства которого были направлены на укрепление иразвитие институтов управления экономикой в переходный период; реабилитационныйзаем для поддержки программы экономических реформ и финансирования критическинеобходимых статей экспорта (продукты питания, медикаменты и др.); заем наразвитие лесного хозяйства. При ускорении проведения рыночных реформ(приватизация, развитие частного сектора, совершенствование законодательства,создание благоприятного инвестиционного климата) МБРР планирует расширениесвоей финансовой и технической помощи Беларуси в области поддержки частногосектора, структурных преобразований (реформирование и разгосударствлениекрупных промышленных предприятий, составляющих основу промышленного секторареспублики), а также в осуществлении отраслевых проектов (сельское хозяйство,транспорт, жилищное строительство, энергетика и др.).
Европейский банк реконструкции и развития осуществляет прямоефинансирование проектов под гарантии правительства (в частности, модернизацияОршанской ТЭЦ, создание минского оптового рынка, развития международнойтелекоммуникационной связи, модернизация автомагистрали Брест-Минск-границаРоссийской Федерации, развитие частных предприятий), а также оказываеттехническую помощь и содействие по привлечению иностранных инвесторов икредиторов в страну, беря на себя проектный и кредитный риск.
В масштабах экономики Беларуси средства, предоставленныемеждународными финансовыми организациями, не так уж велики, но именно ониявляются катализатором для инвестиционного и торгового сотрудничества нашейреспублики с Западом. Деловой и финансовый мир развитых стран очень осторожен ввыборе партнеров и практически не делает никаких шагов до тех пор, пока МВФ иВсемирный банк не включат “зеленый свет”, означающий, что страна прошла черезопределенные экономические трудности, вошла в режим рыночных отношений, чтополитический и финансовый риск в ней для западного инвестора вполне приемлемый.
За первый квартал 2001 года внешнеторговый оборот (без учета услуг)Республики Беларусь составил $ 3504,1 млн. (экспорт товаров —$1773,5 млн.,импорт товаров — $1730,6 млн., сальдо — 42,9). Если сравнить с первым кварталом2000 года, можно сделать, что экспорт увеличился на 6,4%, а импорт уменьшилсяна 13,5%.
Характеризуя наши отношения со странами “дальнего” зарубежья,следует отметить, что на первом месте здесь идет Германия, которая являетсявторым после России торговым партнером Беларуси, опережая Украину, Польшу,Латвию, Литву, Италию и США.
На примере расширяющихся деловых связей Беларуси с фирмами Германииможно показать, как важно знание особенностей сотрудничества с немецкимбизнесом для успешного развития отношений с этой страной. Рынок в Германииявляется одним из крупнейших рынков мира, объем импорта в год превышает 550млрд. марок, а по экспорту занимает ведущее место в мире. Важнейшие отраслиэкспорта: автомобилестроение, химическая и электротехническая промышленности,машиностроение.
Немецкий рынок является классическим рынком предложения, а нерынком спроса. Только конкурентоспособное предложение и деятельная концепциямаркетинга с немецкими партнерами может привести к успеху на рынке спроса. Качество,дизайн и упаковка часто более важны, чем цена товара, а для технических товаровеще и сервис, и соответствие немецкимтехническим стандартам.
Поэтому в последние годы ключевое значение в Беларуси придаетсяработе по приближению национальных стандартов к мировым требованиямкачественных характеристик производимых товаров. Действующий фонд стандартов помашиностроению и приборостроению, изделиям электронной техники иэлектротехнической продукции уже на 70—80 процентов соответствует международнымтребованиям.
Мировая практика свидетельствует, что в ходе проведенияхозяйственной трансформации ныне успешно действующие страны использовали весьарсенал государственного регулирования экономических отношений с зарубежнымипартнерами и никогда полностью не полагались на стихию рыночных сил вмеждународном обмене. Как правило, внешнеэкономическая политика современныхгосударств включает сочетание методов обеспечения свободной конкуренции и, гдеэто необходимо, — введение протекционистских средств. Причем такое сочетание предполагает, в первую очередь, учет национальныхинтересов.
В полном согласии с такой тенденцией нынешние акценты в стратегиизападных стран по отношению к Республике Беларусь из сферы военно-политическогопротивостояния постепенно смещаются в область экономики. Беларусь подвергаетсяужесточению экономической блокады, а в сотрудничестве с ее главным партнером —Россией — отчетливо прослеживается стремление западных стран к достижениюодносторонних преимуществ, сдерживанию развития России, скрытому проникновениюв стратегически важные для нее отрасли промышленности, устранению с мировыхрынков конкурентноспособных российских товаропроизводителей.
Понимание особенностей нынешней системы международных хозяйственныхсвязей, определяющим фактором которых является глобализация мировой экономики,ставит перед нашей республикой задачу выработки новой внешнеэкономическойстратегии. Без ее успешного решения и практической реализации невозможнодальнейшее движение вперед по пути социально-экономического прогресса./>
Заключение
Вступление человечества в XXI в.ознаменовалось множеством кардинальных перемен во всех сферахсоциально-экономической и общественно-политической жизни. Важнейшая из них —становление глобальной экономики, когда мировое экономическое пространствостановится единым полем для крупного бизнеса, когда география размещенияпроизводительных сил, отраслевая структура инвестиций, производства и сбытаопределяются субъектами хозяйственной жизни с учетом глобальной конъюнктуры, аэкономические подъемы и спады приобретают всемирные масштабы.
В этих условиях, ни одна страна, в том числе и Беларусь, не всостоянии достигнуть высокого уровня развития, опираясь только на своисобственные силы и свой научно-технический потенциал. Опоздать, неприспособиться к реалиям времени — значит безнадежно отстать, оказаться наобочине новой постиндустриальной цивилизации.
Поэтому расширение внешнеэкономических связей Беларуси являетсяодной из узловых проблем стабилизации и развития национальной экономики насовременном этапе. Уже сегодня нужно найти эффективные методы преодолениянегативных тенденций, препятствующих более тесному включению нашей республики вмировые экономические процессы, приливу иностранных инвестиций в народноехозяйство страны, чтобы отстоять национальные интересы государства, снаименьшими потерями приспособиться к условиям глобального рынка.
Список использованной литературы
1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи:Учебное пособие. — М., 1998.
2. Беларусь и страны мира 2000 / Мин-во статистики ианализа РБ. — Мн., 2000.
3. Беларусь: выбор пути: Национальный отчет о человеческом развитии2000. — Мн., 2000.
4. Бригадин П.И., Новикова И.В. Тенденции мировой экономики игосударственное управление. — Мн., Проблемы управления, 2002, № 1.
5. Богуш О. Опыт сотрудничества стран с переходной экономикой смеждународными организациями в 90-х гг. и особенности его применения вРеспублике Беларусь. Вестник ассоциации белорусских банков — Мн., 2001, № 26.
6. Внешняя торговля Республики Беларусь за 2000 год(предварительные данные). — Мн., 2001.
7. Годин Ю. Открытость не в ущерб безопасности. Экономическаяинтеграция Беларуси и России и мировые процессы глобализации. — Мн., Беларускаядумка, 2001, № 2.
8. Дайнеко А. Беларусь и мировая экономика на пороге третьеготысячелетия. — Мн., 1999.
9. Проблемы развития внешнеэкономических связей РеспубликиБеларусь: Тез. докл. Междунр. конф., 28—29 марта 1996 г. — Мн., 1996.
10. Шишков Ю. Внешнеэкономические связи в XXв. — От упадка к глобализации. Мировая экономика и международные отношения. —М., 2001, № 8.