Развитие внимания младшего школьника в учебной деятельности

Московский педагогическийгосударственный университет
Кафедра психологиимладшего школьника
Курсовая работа
Тема: Развитие произвольного внимания младшихшкольников в учебной деятельности
Автор: Боков И.Н.,
студент III курса 4 группы
очно-заочного отделения ФНК
Научный руководитель: Таллина О.А.,
доц., канд. псих. наукМосква 2008

Содержание
Введение
Глава I. Основные теоретические вопросы проблемы произвольного вниманиямладших школьников
1.1 Понятие о внимании, его критерии.Значение внимания в жизни человека
1.2 Психологические теории внимания
1.3 Виды и основные свойства внимания
1.4 Особенности произвольного вниманиямладших школьников и условия его формирования в учебной деятельности
Глава II. Методики диагностики и развития произвольного внимания младшихшкольников
2.1 Методики диагностики произвольноговнимания младших школьников
2.2 Методики и игры по развитию произвольноговнимания учащихся начальной школы
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
Психика человека отражаетокружающий нас мир, предметы и явления которого воздействуют на мозг через органычувств. Отражение проявляется в ощущениях, образах восприятия и памяти, в мыслях.Качество восприятия объектов неодинаково, так как оно напрямую связано со степеньювнимания.
По определению, данному всловаре «Психология» «внимание – это сосредоточенность деятельностисубъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте»[9,54]. Благодаря вниманию человек способен познавать окружающий мир. В процессеисторического развития у человека кроме непроизвольного, непреднамеренного вниманиясформировался особый вид внимания, связанный с волей и сознательной целью. Такоевнимание называется произвольным. Главной функцией произвольного внимания являетсярегуляция протекания психических процессов. Благодаря произвольному вниманию человекспособен длительно выполнять неинтересную, сложную, монотонную работу, преодолеваянежелание, разные трудности.
Произвольное внимание обусловленосоциальными факторами, прежде всего обучением и воспитанием. Огромную роль в егоразвитии играет младший школьный возраст. В этот период дети под влиянием требованийпедагога учатся организовывать своё внимание, направляя его на малопривлекательнуюили интересную, но требующую умственного напряжения деятельность. Развитие произвольноговнимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности наданном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств инаходится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием.
В наши дни развитие произвольноговнимания младших школьников осложняется следующими факторами. Информатизация обществапривела к появлению феномена клипового сознания. Такое восприятие мира не требуетанализа информации, устойчивости внимания. Особенно негативное влияние этот феноменоказывает на младших школьников. Телевизор и компьютер рассеивают внимание детей,поэтому в школе им сложно концентрироваться на учебном материале и удерживать своёвнимание.
Наряду с возрастающим влияниемна детей средств массовой коммуникации ребята стали гораздо меньше читать. А связаноэто с тем, что родители не находят времени, чтобы еще до школы прочитать ребенкукакую-нибудь книгу. Именно слушание и чтение формируют произвольное внимание, егоустойчивость.
Опыт учителей показывает,что дети, даже способные, имеют пробелы в знаниях, если у них плохо развито волевоевнимание. Когда ребенок невнимателен к учебному материалу, он не сможет целостновоспринять его, прочно запомнить, невозможно будет осмыслить изученное. В результатеу младших школьников снижается успеваемость. Ошибки «по невниманию» вписьменных работах и во время чтения — самые обидные для детей.
Такая ситуация побуждает психологовактивно разрабатывать и применять методики по развитию высших форм внимания младшихшкольников, использовать разные психологические игры.
Психология внимания — однаиз классических областей психологии. Ее изучением занимались выдающиеся отечественныепсихологи И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Н. Н. Ланге, Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин,Н. Ф. Добрынин, Ю.Б.Гиппенрейтер и многие другие.
Цель работы – изучить особенностиразвития произвольного внимания учащихся начальной школы.
Объект исследования – младшийшкольник.
Предмет работы – произвольноевнимание учащихся начальной школы.
Для достижения цели были поставленыследующие задачи:
1. Рассмотреть психологическуюсущность внимания, его свойства и виды;
2. Проанализировать психологическиетеории внимания;
3. Показать роль произвольноговнимания в учебной деятельности младших школьников
4. Подобрать методики по диагностикеи развитию произвольного внимания учащихся начальных классов.
Курсовая работа состоит извведения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава1. Основные теоретические вопросы проблемы произвольного внимания младших школьников
1.1 Понятие о внимании, егокритерии. Значение внимания в жизни и деятельности человека
По общепринятомув отечественной психологии определению, внимание – это направленность и сосредоточенностьсознания человека на определенном предмете или явлении. Под направленностью понимаетсявыбор деятельности и поддержание этого выбора. Сосредоточенность подразумевает углублениев данную деятельность и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности. Направленностьи сосредоточенность тесно связаны друг с другом. Нельзя говорить о направленности,если при этом не будет хоть какой-нибудь сосредоточенности. Так же точно нельзяговорить о сосредоточении на чем-нибудь, если при этом мы не будем «направлены»на то же. [19]
Внимание присутствуетво всех психических процессах, оно возникает не только при восприятии предметови явлений внешнего мира, но и во время размышлений, когда мы представляем что-нибудь,в припоминании чего-либо. Часто при концентрации на какой-то мысли человек можетне замечать ничего из окружающего.
Внимание делаетнаши психические процессы полноценными. Именно внимание позволяет нам сознательновоспринимать окружающий мир. Наличие внимания в деятельности человека делает еепродуктивной, организованной, активной. Подчеркивая роль внимания в психическойжизни человека, К.Д.Ушинский, образно выражаясь, писал: «внимание есть именнота дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнегомира».[22, 22].
Внимание обеспечиваетяркое и четкое восприятие материала. Оно также необходимо для понимания этого материала.Известно, что можно несколько раз подряд читать трудный текст и не понять его, еслиэто делается без должного внимания. Внимание обеспечивает прочное запоминание материалаи сохранение его в памяти на длительный срок. [5]. Благодаря вниманию возможно прочноеформирование навыков на начальном этапе их выработки.
Кроме положительноговлияния внимания на ход психической деятельности человека оно может иметь и негативныеэффекты. Под ними понимаются ситуации, когда внимание действует против намеренийчеловека, нарушает его деятельность.
Важнейший отрицательныйэффект внимания – это так называемая деавтоматизация. Она разрушает автоматизированнуюдеятельность, когда человек концентрирует свое внимание на ее составляющих. Великийрусский физиолог Н.А. Бернштейн в своем труде «Очерки по физиологии движений.»иллюстрирует деавтоматизацию притчей о сороконожке. Зловредная жаба спросила ее,с какой ноги она стала ходить. Как только сороконожка задумалась об этом, она несмогла сделать ни шага.
Важно помнить,что у внимания своя зона применения, поэтому его вмешательство в иные области психическойдеятельности, где присутствуют привычные действия, может привести к серьезному сбою.
Другой отрицательныйэффект внимания был описан еще великим психологом У. Джемсом. Он называется эффектомсемантического пресыщения. Суть явления такова: при многократном прочтении одногои того же слова или повторении его про себя оно, в конце концов, теряет для нассмысл.
Также важно знать,что качества внимания, улучшающие нашу деятельность, имеют обратный эффект. Сильнаяконцентрация на чем-либо препятствует переключить внимание на другой объект. Человек,сочиняющий стихи, может так углубиться в свои мысли, что забудет, куда ему нужноидти. Поэтому сбой параллельно осуществляемых видов деятельности – еще один негативнаясторона внимания.
С.Л. Рубинштейн,который впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности, считал, что«внимание — это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательнойдеятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определеннымобъектом, на котором она как в фокусе сосредоточена». [20,39].
Внимание теснейшим образомсвязано с деятельностью. По мере того, как у человека из практической деятельностивыделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая,внимание принимает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешнейдеятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранностина предмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешнийобъект, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом, то привнимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служитнеподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека.Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой, а деятельность,только не внешняя, а внутренняя.
За вниманием всегдастоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызываютизменение отношения к объекту, его образ становится более ясным и отчетливым.
Поскольку внимание выражаетвзаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в немнаблюдается и известная двусторонность: с одной стороны, внимание направляется наобъект, с другой — объект привлекает внимание. «Причины внимания к этому, ане другому объекту не только в субъекте, они и в объекте…; но они не в объекте самомпо себе, так же как они тем более не в субъекте самом по себе, — они в объекте,взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении к объекту».[21, 24].
Каждое психическое явлениеимеет свои признаки, критерии, по которым можно определить, присутствует оно в данныймомент у человека, или нет. Самая полная типология критериев внимания приведенау Ю.Б.Гиппенрейтер, которая предложила делать выводы об участии внимания на основеего проявлений в сознании, в поведении и в продуктивной деятельности.
1. Первым по существу долженбыть назван феноменальный критерий — ясностьи отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания. К данномукритерию относится постоянная смена содержаний в «фокусе» сознания: одниявления приходят в поле внимания, а другие уходят. Эти критерии еще называют«субъективными», т.е. представленными только субъекту познания. В этоми проявляется принципиальный недостаток критерия: каждый по-своему. понимает степеньясности. В результате усилия психологов направились на поиски более объективныхкритериев. Однако феноменальный критерий и теперь остается одним из самых важныхпри описании явлений внимания.
К объективным критериям относятся:
2. Поведенческие признаки.Еще их называют внешними реакциями, — моторными,позно-тоническими, вегетативными, обеспечивающими условия лучшего восприятия сигнала.В широком смысле слова эта группа признаков включает все внешние проявления внимания.К ним относятся: поворот головы, фиксация глаз, мимика и поза сосредоточения, задержкадыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции и т.д.
3. Продуктивные критерии внимания характеризуют не столькосам «процесс» или состояние внимания, сколько его результат. В зависимостиот характера деятельности выделяют три критерии внимания:
а)Познавательный критерий:человек лучше воспринимает и понимает то, начто он обратил внимание. Т.е. повышается качество продукта «внимательного»действия (перцептивного, умственного, моторного) по сравнению с «невнимательным».В случае умственной или перцептивной деятельности этот продукт имеет когнитивныйхарактер. В случае исполнительной деятельности речь идет о качестве внешнего материальногорезультата.
б) Мнемический критерий, который выражается в запоминании материала,находившегося в поле внимания. Очевидно, что лучше запоминается то, на что былообращено наше внимание. И наоборот, то, что не привлекло внимания, вряд ли вспомнится.Этот критерий – не прямой, а побочный продукт любого внимательного действия (еслитолько речь не идет о специальном мнемическом действии).
4. Критерий избирательности – выражается в отграниченностиполя ясного сознания от периферии сознания; в возможности активно воспринимать толькочасть поступающей информации и делать только одно дело; в запоминании только частивоспринятых впечатлений
При установлении участия вниманияв том или ином действии эти группы критериев должны применяться не по одному, ав совокупности: чем больше критериев будет учтено, тем вернее окажется вывод. [7]
Таким образом, можно сделатьвывод. Внимание делает эффективной психическую деятельность человека. Очень великозначение внимания для процесса обучения. Однако в определенных условиях вниманиеможет противоречить действиям и намерениям субъекта. Объективные и субъективныекритерии помогают понять, присутствует внимание у человека или нет.
1.2 Психологические теориивнимания
На протяжении всей историипсихологии как самостоятельной науки существовали (и существуют) разные представленияо том, что такое внимание. Рассмотрим важнейшие, на наш взгляд, теории внимания.
В 1879г. Вильгельм Вундт основалв Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию и стал исследовать сознаниес помощью интроспекции. Сознание стало изучаться одновременно с вниманием, так каконо делает часть впечатлений сознания более ясными и отчетливыми по сравнению состальными.
Вундт полагал, что сознание– это «сумма сознаваемых нами впечатлений» [19, 7]. Для понимания сознанияученый использовал идею И.Ф.Гербарта о метафоре зрительного поля. В сознании, каки в зрительном поле можно выявить три зоны: фиксационную точку, центральную областьи периферию. В фиксационной точке сознания находится наиболее четко воспринимаемоесодержание. Фиксационную точку сознания окружает центральная область, в котороймогут ясно и отчетливо восприниматься многие впечатления. За центральной областьюследует «периферия зрительного поля», в которой объекты осознаются болеерасплывчато.
Вундт писал, что для центральнойчасти зрительного поля нашего сознания имеется термин «внимание». Ученыйпонимает внимание как «психический процесс, происходящий при более ясном восприятииограниченной сравнительно со всем полем сознания области содержаний» [20,14].Поэтому о тех впечатлениях, которые в данный момент отличаются от остальных особеннойясностью, можно сказать, что они находятся в фокусе внимания.
Вундт решил выяснить, каковобъем внимания, т.е сколько объектов могут одновременно ясно и отчетливо осознаватьсячеловеком. Ясным называется представление из-за его собственных качеств, а отчетливымоно является при возможности отличить его от других представлений.
Опыты по изучению объема вниманияпроводились на зрительном материале. Для изучения объема внимания Вундт использовалтахитоскоп. Прибор позволяет предъявить человеку набор символов (букв). Закрывающаякартинку ширма поднимается на мгновение и испытуемый должен зафиксировать взглядомстолько букв, сколько сможет. Если человек сосредоточится на точке в центре экранадо предъявления картинки, то он в момент показа сможет ясно и четко увидеть оченьмалое число элементов. Неопытные наблюдатели охватывали взором 3-4- единицы, а уопытных объем внимания возрастал до 6. Современные исследователи приводят такиеже данные.
Внимание, как и сознание,обладает динамичностью: новые элементы входят в поле внимания и вытесняют на перифериюпрежние содержания. Для обозначения этих процессов использованы два термина. Перцепция– это «фактическое вхождение какого-либо содержания в сознание» [22, 16]и апперцепция, т.е. повышение сосредоточения в фокусе внимания. В области апперцепциисодержания сознания становятся ясными и отчетливыми. Апперцепция позволяет укрупнитьединицы восприятия, уловить смысл целого. Это происходит, например, при чтении слова,состоящего из букв.
По-другому понимал феноменвнимания классик психологии сознания, американский ученый У.Джемс. Он считал, чтосознание представляет собой «поток». Как ручей, текущий по широкому лугу,не может охватить все его пространство, так и сознание не в состоянии вместить весьокружающий мир и внутренний мир человека. «Область сознаваемого нами, конечно,покажется очень ограниченной, если сопоставить ее с обширной областью внешних воздействийна органы чувств и с массой постоянно притекающих извне новых впечатлений»[22,50-51].
Из принципа ограниченностисознания вытекает его избирательность. Оно направляется на определенные объектыили представления, которые становятся объектами внимания. Однако, как правило, вниманиене может продолжительно удерживаться на одном и том же объекте. Иллюстрируя этотфакт, Джемс приводит слова немецкого физиолога и психолога Г.Гельмгольца:«Если мы хотим сосредоточить внимание на определенном объекте, то нам необходимооткрывать в нем все новые и новые стороны» [20, 55].
Джемс считал, что не существуетвнимания как самостоятельного психического процесса. как отдельный процесс. По егомнению, выбор объекта внимания обусловлен деятельностью нервной системы в трех ееаспектах:
1) Приспособление органовчувств, которое определяет четкость восприятия и направленность внимания в зависимостиот поворота головы, направлению его взгляда. Глядя на что-нибудь или слушая что-нибудь,мы непроизвольно приспосабливаем глаза и уши, а также поворачиваем голову; обоняяи пробуя на вкус, мы приспосабливаем язык, губы и нос к данному предмету и т.п.Поэтому всякий объект, способный возбудить нашу чувствительность, вызывает приспособлениеоргана чувств, которое приводит как к чувству активности, так и к возросшей ясностив сознании данного объекта. [22]. При к своим мыслям можно говорить о направлениивзора «внутрь себя».
2) Идеационное возбуждениеопределенного центра в мозге человека. По Джемсу, произвольное внимание к объектувозникает, если только в нашем уме сформирована идея или образ предмета, и мы можемпредвосхитить его. Процесс предвосхищения объекта внимания ученый назвал «преперцепцией».Это явление связано с работой памяти и воображения, которые дают материал для образапредмета.
У.Джемс, опираясь на понятиепреперцепции, дает педагогические советы по развитию внимания учащихся. Обратитьвнимание ребенок может на тот объект, на который ему было когда-то указано, представлениео котором уже сложилось. «Всего лучше, когда сама тема занятий интересна, и,обучая детей, мы должны всегда стараться связывать новые сведения, сообщаемые им,с теми объектами, с которыми у них соединены преперцепцией» [22, 64].
3) Приток крови к соответствующемумозговому центру. Если Джемс только допускает это условие как физиологически правдоподобное,то в современной нейрофизиологии оно стало одним из важнейших источников данныхо механизмах внимания.
Одну из известнейших теорийвнимания предложил французский психолог Т.Рибо. Описывая внимание через процессысознания, Рибо считал внимание умственным моноидеизмом. Такое состояние противостоитобычному потоку чувств, мыслей в сознании человека, т.е. полиидеизму. Когда вниманиеотбирает одно впечатление, другие представления так или иначе группируются вокругцентрального. Т.Рибо определяет внимание как «относительный умственный моноидеизм,сопровождаемый непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума»[22 ,69].
Ученый выделяетдва вида внимания – непроизвольное, первоначальное внимание и произвольное, т.е.искусственное. Непроизвольное внимание целиком зависит от аффективных состояний,так как мы обращаем внимание на то, что нас интересует.
Состояниевнимания всегда сопровождается не только эмоциональными, но и определенными физиологическимиизменениями, которые Рибо считал важными коррелятами внимания.
Как чистофизиологическое явление внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных и двигательныхкомпонентов. Когда какая-то мысль сильно занимает нас, она усиливает кровообращение;замедляется дыхание, человек принимает определенную позу.
При произвольномвнимании срабатывает физиологический механизм задержки. Процесс в нервной системе,.соответствующий объекту внимания, вызывает задержку или подавление процесса, которыйотвечает за действие, отвлекающее внимание от объекта. В умении управлять движениямии заключается секрет произвольного внимания.
Для педагога важно пониматьне только суть самого процесса внимания, но и генезис его формирования у ребенка.Оригинальную трактовку феномена внимания и его развития предложил в середине XXв. отечественный психолог П.Я.Гальперин.Им разработана теория внимания как функции внутреннего умственного контроля за действиями.
Он выдвинул эту идею, полемизируяс теми психологами, которые отвергали внимание как самостоятельнуюформу психической деятельности. Гальперин признает два факта, приводимые этими учеными:
1. Внимание нигде не выступаеткак отдельной процесс, предстает как сосредоточенность любой психической деятельности,т.е. как ее свойство.
2. Внимание не имеет своегоотдельного, специфического продукта. в отличие от памяти, мышления, воображения.Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.
Исследования умственных действийпозволяют подойти к этому вопросу по-иному. В любом действии естьориентировочная, исполнительная и контрольная часть. Анализ структуры действияпоказал, что его третья часть действия есть «не что иное, как внимание, и чтоэто внутреннее внимание формируется из контроля за предметным содержанием действия»[6 ,35].
На основе контроля, которыйесть сличение исполнения работы с ее целью, происходит управление деятельностью.Процесс контроля не имеет отдельного продукта. Она всегда направлена на то, чтоуже создано другими процессами, Это определение очень сходно с сущностью внимания.
Но контроль, выполняемый каквнешняя, предметная, деятельность, не является вниманием. «Не всякий контрольесть внимание, но всякое внимание означает контроль» [6 ,36]. Только когдадействие контроля становится не только умственным, но и сокращенным, образуетсяотдельный, конкретный акт внимания.
По мнению Гальперина произвольноевнимание можно считать контролем за действием, выполняемом по заранее составленномуплану, с помощью определенных критериев и способов их применения. Сначала это действиевыступает и осваивается в своей внешней форме и лишь затем, в специально речевомотражении становится произвольным вниманием. Непроизвольное внимание тоже есть контроль,идущий за тем, что в предмете или обстановке „само бросается в глаза“. Средстваи путь контроля здесь диктуются объектом.
Обобщая вышесказанное, мыпришли к такому выводу. Из всех рассмотренных теорий внимания самой наглядной сталаметафора «зрительного поля» Вундта. Ее до сих пор используют в учебнойи популярной литературе по психологии. Идея преперцепции и педагогические советыДжемса о воспитании внимания и в наши дни не потеряли своей актуальности для учителей.Концепция отечественный психолога Гальперина о внимании как психическом контроле,на наш взгляд, является самой прогрессивной и необходимой, особенно для педагогов.Однако она нуждается в апробации и широком внедрении в практику школы. Теория вниманияРибо устарела, т.к. она механистически объясняла внимание, не учитывая влияние социальныхфакторов.
1.3 Виды и основные свойствавнимания
Рассмотрим классификацию видови свойств внимания.
Опыт показывает, что у человекаесть два основных вида внимания непроизвольное и произвольное. Непроизвольное вниманиевозникает и независимо от стоящих перед человеком целей. Произвольное внимание всегдасвязано с наличием определенной цели и волевыми усилиями для того, чтобы сосредоточитьсяна предмете, неинтересным для нас.
Н.Ф.Добрынин рассматривалвнимание как проявление активности личности и выделял несколько подвидов непроизвольноговнимания в зависимости от степени активности субъекта.
1. Вынужденное внимание определяется,прежде всего, чрезвычайно сильными, интенсивными раздражителями. Громкий звук, яркийсвет неизбежно привлекают наше внимание. При этом важна не столько абсолютная, сколькоотносительная сила раздражителя. Новизна, контрасты, величина, внезапность стимулатакже вызывают вынужденное внимание. Если учитель придет в класс в новой яркой одежде,то на этот факт ученики обязательно обратят внимание. Огромное пятно на стене, хотяи не очень яркое, приковывает наше внимание. Длительность, прерывистость действияобъекта также может привлечь наше внимание. Наконец, мы скорее обратим вниманиена движущийся предмет, чем на неподвижный. Активность субъекта здесь минимальна,она сводится к тому, что у людей разные пороги восприятия. Поэтому раздражитель,на который обратит внимание один человек, для другого останется незамеченным.
2. Внимание, которое вызываетсясоответствием раздражения нашему внутреннему состоянию, ситуации, потребностям,можно назвать невольным. Оно возникает, «когда мы замечаем то или другое явлениевследствие того, что оно так или иначе затрагивает наши чувства, что оно поддерживаетили противоречит нашему желанию, нашим влечениям» [19 ,542]. Так, сытый и голодныйчеловек будут по-разному реагировать на разговор о пище. Также этот подвид вниманиясвязан с полом, возрастом человека, его социальной группой. Например, юноша скореевсего на пляже обратит свой взор на миловидную девушку. На степень невольного вниманиябольшое влияние оказывает состояние человека. При переутомлении внимание к окружающемупритупляется. Вклад личности здесь повышается, так как невольное внимание зависитот нашей личности.
3. Привычное внимание тесносвязано с нашим прежним прижизненным опытом, а также с профессией и интересами человека.Именно поэтому, идя по одной и той же улице, дворник обратит внимание на мусор,архитектор или художник — на красоту здания. Уровень активности гораздо выше, чемпри вынужденном, или невольном внимании. Но и здесь активность зависит от прошлогоопыта, образов памяти.
Произвольное внимание качественноотличается от непроизвольного, так как оно соответствует нашим целям и связано сволевой регуляцией деятельности. Эта форма внимания возникла у человека в ходе еготрудовой деятельности в процессе эволюции. Поэтому в онтогенезе причины произвольноговнимания не биологические, а социальные: оно формируется только при общении со взрослыми.Произвольное внимание, как и непроизвольное связано с чувствами, с интересами, спрежним опытом человека, но связь эта опосредована целями деятельности.
Н.Ф.Добрынин выделяет дверазновидности произвольного внимания, которые различаются по типу поставленной цели:
1. Собственно произвольноевнимание проявляется, когда человек своей волей сосредотачивается на выполнениискучной работы, требующей неотрывного внимания.
2. Произвольное внимание становитсяволевым вниманием в ситуации конфликта между избранным видом деятельности и объектамивнимания непроизвольного. Наиболее часто волевое внимание возникает, при действиисильных отвлекающих помех, препятствующих основной деятельности, например, при решениизадачи по математике под звуки радио.
По мнению Н.Ф.Добрынина идругих исследователей существует особый вид внимания, который не сводится ни к непроизвольному,ни к произвольному вниманию. В начале работы, например, чтения трудной книги, такоевнимание требует волевых усилий, но чем больше мы вчитываемся в книгу, тем большеона начинает увлекать сама собой, и для нас становится интересным содержание книги.В этом виде внимания активность личности проявляется а высшей мере, так как в немсовмещается сознательно поставленная цель деятельности и интерес к ней. Эта новаяформа внимания имеет большое педагогическое значение. Такое внимание было названоН.Ф. Добрыниным послепроизвольным.
В отечественной психологиипринято выделять следующие свойства внимания: статические (концентрация, устойчивость,объем) и динамические (распределение и переключение).
Концентрация внимания (в противовес его рассеянности) — это наличиесвязи с определенным объектом, она выражает интенсивную сосредоточенность на нем.Такое состояние повышает ясность и отчетливость восприятия объектов. При сильнойконцентрации все остальное не замечается человеком.
Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которойчеловек сохраняет концентрацию внимания на объекте, не отвлекаясь на другие. Сохранениеконцентрации внимания обусловлена, во-первых, мерой трудности, понятности материала,во-вторых, индивидуальными физиологическими особенностями человека; в-третьих, степеньюего интереса к данному материалу.
Внимание неизбежно подверженопериодическим невольным колебаниям. Самым важным условием устойчивости вниманияявляется возможность раскрывать в том предмете, на котором оно сосредоточено, новыестороны и связи. Это возможно, если человек действует с материалом. Поэтому на урокенеобходимо менять виды деятельности детей, учить их анализировать объект, а такжене просто устно объяснять материал, а включать его в практическое применение учащихся.
Объем внимания – это количество предметов, которое охватываетвнимание. У взрослого человека объем внимания равен в среднем примерно до 4-6 объектам;у ребенка он составляет не более 2 — 3 объектов. Речь при этом идет о числе другот друга не зависимых объектов. Объем внимания в значительной степени зависит отпрошлого опыта человека. Хотя считается, что концентрация внимания обратно пропорциональнаего объему, эта предпосылка не всегда верна. «Когда в поле внимания включаютсясмысловые связи, объединяющие различные элементы между собой, его расширение можетне только не снизить концентрированности, но иногда даже повысить ее» [23,23].Это важно помнить, организуя учебный процесс в классе.
Переключение внимания – этосознательное перемещение внимания с одного объекта на другой, способность быстроориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения вниманиязависит от темперамента, а также от соотношения интереса к предшествующей и последующейдеятельности. Чем увлекательнее деятельность, тем легче на нее переключиться, инаоборот.
Распределение внимания – этоспособность одновременно выполнять два или более видов деятельности. «Это даетвозможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькиминезависимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания»[21, 204]. Распределение зависит как от характера совмещаемых видов деятельности,так и от степени их сложности и интересности для человека. Главное условие одновременноговыполнения разных видов деятельности – это то, что один из них должен быть полностьюавтоматизированным и не требовать внимания.
В данном пункте были рассмотреныосновные виды и свойства внимания. Самым эффективным из всех видов является послепроизвольноевнимание, не требующее волевых усилий, но связанное с целью. Психологи выделяютпять свойств внимания, многие из которых зависят от характера деятельности и особенностейчеловека. Но большая часть свойств поддаются тренировке в учебной деятельности приее рациональной организации.
1.4 Особенности произвольноговнимания младших школьников и условия его формирования в учебной деятельности
Как установил Л.С.Выготский,зачатки произвольного внимания возникают у ребенка в раннем детстве. Взрослый выделяетобъект из среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал,схватывая предмет. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью.А.Р.Лурия писал, что речь способствует организации внимания, которое благодаря нейстановится опосредованным актом и произвольным вниманием в полном смысле этого слова.Влияние речи на внимание у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведенияречевой инструкции взрослых, которые ставят цель, а затем, по мере овладения речью,- в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции, когда цель ставитсам ребенок..
Так как процессы возбужденияи торможения в коре головного мозга младшего школьника сменяются довольно быстро,его внимание отличается легкой переключаемостью и отвлечением. Это определяет довольносильный рефлекс ко всему новому. Поэтому первоклассник легко переключается на яркие,объекты, но не замечает главного. Но очень скоро ориентировочный рефлекс становитсяболее широким, ребенок может смотреть на один предмет, не упуская из вида болеезначимый для него.
Обучение ребенка в школе,интерес к учебным занятиям – все это способствует быстрому росту непроизвольноговнимания. В первые месяцы пребывания в школе ребенок интересуется всем комплексомновых отношений и характером учебной деятельности. Позже учебные интересы приобретаютизбирательный и познавательный характер, поэтому дети становятся более внимательнымипри одних видах работы, но ведут себя рассеянно при занятиях другого рода.
Строить обучение только нанепроизвольном внимании ошибочно и невозможно. Против этого выступал еще великийпедагог К.Д.Ушинский, говоря, что не следует весь учебный процесс основывать исключительнона занимательности. Он, изучая механизм произвольного внимания младших школьников,считал, что “…уже в школе дитя может быть приучаемо фиксировать беглый взглядна находящимся перед ним предмете; несколько позднее учитель может уже остановитьвнимание учеников на решении многих цифрах арифметической задачи…” [23, 152].
Наблюдения показывают, чтоу младших школьников чаще появляется произвольное внимание, связанное с поставленнойучителем задачей. Поэтому очень важно на уроке специально организовывать вниманиеучащихся, поставив задачу сосредоточиться на определенном материале, выделить главноев рассказе.
Произвольное внимание у детейразвивается в направлении от выполнения целей, которые ставит учитель, к задачам,поставленным самим учеником. Одним из главных средств развития произвольного вниманияявляется осознание ответственности младших школьников за усвоение знаний. Это качествопобуждает внимательно выполнять даже самое неинтересное задание.
Формирование произвольностивнимания связано с развитием его свойств. Так как внимание детей неустойчиво, однаиз главных проблем в начальной школе для учителя – рассеянность детей. Рассеянностьпроявляется в сильной отвлекаемости и неумении надолго сосредоточиться на чем-тоодном.
Выделяют несколько причинрассеянности детей. Прежде всего, к ним относятся особенности процессов возбужденияи торможения в мозге младших школьников, о чем шла речь выше. Часто к рассеянностиприводит быстрое утомление детей. Оно легко возникает при выполнении трудной, неинтереснойработы, перегрузке впечатлениями. Причиной рассеянностиможет быть общее расстройство нервной системы, болезни носоглотки, затрудняющиепоступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговыхклеток. Суетливое и растерянное поведение самого учителя может также способновызвать рассеянность учащихся. Поэтому педагог обязан быть примером сосредоточенностина уроке.
Л.С.Выготскийполагал, что «глубоко ошибается тот учитель, который в рассеянности видит своегозлейшего врага и не понимает простой истины, что наиболее внимательным может бытьименно тот, кто наиболее рассеян у него в классе». [ 4 ,150] Это связано сявлением мнимой невнимательности, когда внешне ученик подвижен, часто меняет позу,сразу выполняет много дел. Но вопросы учителя никогда не застают его врасплох, чтоговорит о знании им материала.
Концентрация внимания у младшихшкольников может быть весьма большой только по отношению к особенно интересномупредмету или явлению. Слушая яркий, живой рассказ учителя, дети могут не заметитьзвонка с урока. Концентрация внимания возрастает, если дети выполняют творческуюработу.
Н.Ф.Добрынинустановил, что устойчивость и концентрация внимания школьников возрастает при использованииразных видов мыслительной деятельности. Анализ, сравнение, выделение главных признаков,классификация предметов требуют глубокого сосредоточения внимания. Необходимо четкоепонимание учащимися учебного материала.
Л.С.Выготскийсчитал, что надо так педагогически организовать урок, так соотнести материал с колебаниямивнимания, «чтобы на моменты подъема силы внимания приходились наиболее ударныеи важные места, а с моментами падения волны внимания совпадали наименее важные частиизложения». [19 ,68]
Младшиешкольники плохо распределяют внимание, у них нет автоматических умений, поэтомуим сложно одновременно выполнять два дела. Но Н.Ф.Добрынин установил, что распределениевнимания очень быстро развивается в процессе обучения, поэтому уже к IIIклассумногие дети могут одновременно следить и за содержанием того, что они пишут, и зачистотою письма, и за позой при работе. Они слышат указания учителя, не прекращаяработы.
Произвольное внимание – одиниз главных факторов успеваемости. Исследуя связь свойств внимания и успеваемости,Т.М. Марютина установила, что хорошоразвитое и продолжающее совершенствоваться произвольное внимание может и не оказыватьсущественного влияния на успеваемость. Успешность в обучении отдельным предметамопределяют разные свойства внимания. При исследовании учеников с развитым произвольнымвниманием были получены такие данные.
При овладении математикойбыла установлена особая роль объема и устойчивости и распределения внимания. Однаковыяснилось, что часто дети с хорошей устойчивостью внимания на уроке обнаруживаютслабые способности в математике. При усвоении русского языка особое значение имеютраспределение внимания, т.к ребенок должен одновременно выполнять несколько действий,и его объем. Овладение чтением связано с устойчивостью внимания.[7].
Очень важным для организациивнимания является умение учителя внести известную эмоциональную насыщенность, такмотивировать ребенка на выполнение задания, чтобы оно возбудило интерес,. Такженеобходимо, чтобы задания были доступны, но не слишком легкие для учащихся, тогдаони могут почувствовать свою успешность в учении.
Проблема формирования вниманияв процессе учебной деятельности поднималась в трудах многих отечественных психологов.Н.Ф. Добрынин считал важнейшим средствам развития произвольного внимания не простодеятельность, а осознание значимости ее для личности человека и важности вниманиядля выполнения деятельности. Это показывает, что внимание тесно связано с мотивациейребенка. Ученый предлагал воспитывать внимание путем воспитания личности, особенночерез развитие интересов и познавательных процессов школьника.
М.Н. Шардаков выделял такиесредства развития внимания школьника в учебной деятельности: момент начала урока,увязывание нового материала с уже усвоенным, варьирование упражнений на закреплениематериала, включение всех учащихся в работу. Например, во время урока, когда учительпросит одного ученика читать вслух, следует дать остальным детям задание следитьза интонацией, произношением читающего. В этом случае дети проявляют умственнуюи двигательную активность, и их внимание не отвлекается.
Таким образом, идеи, высказанныев работах данных психологов, сводятся к тому, что воспитание внимания осуществляетсявсеми условиями жизни ребенка в семье и в школе, происходит через организацию общейсистемы в процессе обучения и воспитания.
Б.Г. Ананьев полагал, чтодля воспитания внимания играет огромную роль сознательное отношение к знаниям ребенка,воспитание воли, твердости характера. Также он отмечал особо важное значение длясохранения устойчивого внимания некоторых моментов в ходе урока. К ним относятся:понятность и живость изложения материала, наглядность учения, некоторые упражнения,например, на нахождения ошибок в каком-то интересном для школьника тексте.
Зная проблемы у детей со вниманиеммладших школьников, психолог может составить программу коррекции внимания, используяспециальные методики и игры для развития произвольного внимания, например,«Найди отличия», «Что изменилось?», «Муха» и т.д.Учитель может использовать эти средства во внеурочной деятельности. Речь о них пойдетв следующей главе.
Из выше сказанного можно сделатьвывод. Младший школьный возраст очень сензитивен для развития произвольного внимания.Это происходит, если учитель ставит цель перед учащимися сосредоточиться, на задании.У младших школьников произвольное внимание неустойчиво, велика рассеянность, плохоразвито переключение. Однако при соблюдении учителем ряда условий в учебной деятельностивсе эти недостатки можно исправить. Главные, на наш взгляд, условия – использованиемыслительных приемов в учебном процессе, развитие учебной мотивации, рациональнаяорганизация деятельности на уроке. Соблюдение дидактических принципов также значимодля развития внимательности. Важным средством формирования произвольного вниманияявляются специальные методики, игры, упражнения. Они позволяют в непринужденнойатмосфере развивать внимание, интересны детям.

ГлаваII. Методики диагностики и развития произвольного внимания младших школьников
2.1 Методики диагностики вниманиямладших школьников
Рассмотрим основные методики,которые помогают диагностировать уровень развития внимательности младших школьникови отдельных свойств внимания.
В исследовании по формированиювнимания как автоматизированного действия контроля, психолог С.Л. Кабыльницкая использоваламетодику «Обнаружение ошибок в письме». Эта работа аналогична той, которуюдети проводят при проверке своих сочинений и диктантов. Обнаружение ошибок не связаносо знанием правил, так как сущность ошибок в искажении смысла слов и предложений.
Цель — установить уровеньустойчивости внимания учащихся.
Ход эксперимента: Детям былопредложено исправить ошибки в специально подготовленном тексте: «На КрайнемЮге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови.Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился.Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много игрушек. Грачи дляптенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетрати Раи хорошие отлетки.Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик.Зимой цвела в саду яблоня». [6]
Всего в тексте 14 ошибок,искажающих как смысл предложения, так и отдельных слов: подмена слова в предложении– 2 ошибки, пропуск слова в предложении – 3 ошибки, пропуск букв – 3 ошибки, подменабукв:
а) обозначающих похожие звуки– 3 ошибки;
б) близких по написанию –2 ошибки, слитное написание прилагательного с предлогом – 1 ошибка.
Обработка: подсчитать количестводопущенных ошибок, допущенных ребенком.
Интерпретация результатовне исправлено 0 – 2 ошибки высший уровень внимания; 3 – 4 ошибки средний; не увидено5 и более ошибок-низкий.
2. Тест Бурдона в модификацииП.А. Рудника.
Цель методики: измерение количественныххарактеристик внимания: (концентрации, точности и продуктивности), а также динамикиэтих характеристик в процессе кратковременной работы.
Оборудование: бланк тестаБурдона (см. Приложение №1).
Инструкция «По команде»начали” вы начинаете искать и вычеркивать в каждой строке этого листабуквы: А, М, К, З. Работать нужно внимательно и как можно быстрее. Вначале будетминута упражнения. Затем основная работа в течение каждой минуты в ответ на моюкоманду «Черта!» вы будите ставить черту в том месте, где сейчас работаете.Выполнение задания прекращается по команде «Закончили работу».
Обработка и анализ результатов:
1. Вычисление коэффициентаконцентрации внимания производится по формуле: К= (n1-n2-n3)/n * 100%,где n1 — общее количество правильно зачеркнутыхбукв; n2 – количество пропусков букв А, М, К, З; n3 – количество ошибочно зачеркнутых букв; n – общее количество в просмотренных строках букв А, М, К, З, подлежащихвычеркиванию.
2. Вычисление коэффициентаточности (аккуратности) внимания производится по формуле: А=(n1–n3) / (n1+n2). Построим графики, отражающие динамику точности внимания по отдельнымминутам работы т. е. по величинам – А1, А2, А3,А4, А5.
3. Вычислить коэффициент продуктивности (эффективности)внимания по формуле: Е=А*N, гдеА – коэффициент точности, N – общее количествознаков просмотренное за данное количество времени.
Затем строятся 3 графика по3 параметрам и оценивается динамика концентрации, точности и продуктивности в течение5 минут.
3.Тест Мюнстенберга
Цель– определить избирательность внимания при простой, но монотонной работе.
Оборудование: на бланке написано5 строк из букв, среди которых расположены слова (см. Приложение №2).
Инструкция: испытуемый долженкак можно быстрее, просматривая строку за строкой, подчеркнуть карандашом те слова,которые он увидел на фоне букв (слова автобус, мама, мяч, мыло, шуба, буран, палка,метла, кот).
Обработка анализ результатов:подсчитать количество правильно найденных слов. Если 9-10 слов – высокий уровень,8-5-средний, менее 5 слов – низкий.
4. Методика Кольца Ландольта
Цель – изучить распределениевнимания младших школьников.
Оборудование – бланк с кольцамиЛандольта (см. Приложение№ 3).
Инструкция:«Сейчас мы с тобой поиграем в игру на внимание. В этой игре ты должен будешьнаходить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывыв различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркиватьпо диагонали, а второе – по горизонтали». Работать надо как можно быстрее.
Процедураэксперимента: Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментаторпроизносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить чертув том месте, где его застала эта команда. По истечении 5 мин экспериментатор произноситслово «стоп» и ребенок должен прекратить работу, поставив двойную вертикальнуючерту в том месте бланка, где застала его эта команда.
При обработкерезультатов определяется количество колец, просмотренных ребенком за каждую минутуработы и за все пять минут эксперимента. Также определяется количество ошибок, допущенныхим в процессе работы.
Распределениевнимания оценивается по формуле: S= 0,5N-2,8n/ 60,где: S — показатель распределениявнимания; N — количество колец, просмотренных ребенкомза минуту, п — количество ошибок, допущенных ребенком за это же время. (если с помощьюэтой формулы определяется общий показатель распределения внимания за все пять минут,то, естественно, N будет равно числу колец, просмотренных в течение пяти минут,следующий показатель п — числу ошибок, допущенных в течение пяти минут, а знаменательданной формулы – 300). По результатам теста строится график, отражающий зависимостьконцентрации внимания от времени, оценивается динамика сосредоточения.
Интерпретацияданных:Количество баллов Показатель S Уровень распределения 10 баллов выше, чем 1,25 балла Очень высокий 8-9 баллов от 1,00 до 1,25 балла .высокий 4-7 баллов от 0,75 до 1,00 балла средний 2-3 баллов от 0,50 до 0,75 балла низкий 0-1 балла от 0,00 до 0,50 балла Очень низкий
5.Методика«Таблицы Шульте»
Цель:исследование переключение внимания и психического темпа.
Инструментарий: предлагаютсячетыре таблицы, размером 60х60 см. (см. Приложение № 4, уменьшенные копии). На каждойтаблице расположено в беспорядке 25 цифр от 1 до 25.
Инструкция: «Показывайуказкой и называй вслух все числа по порядку от 1 до 25. Задание постарайся выполнитькак можно быстрее».
При оценке результатов обратитьособое внимание на время поиска чисел по каждой из таблиц. Норма для младших школьников– поиск чисел в одной таблице в течение 40-60сек. К возрасту 10 лет время поискауменьшается до 30 — 40 сек. Сравнивается время работыпо каждой из таблиц. При анализе работы с каждой таблицей следует учитыватьзадержки в счете, ошибки, характер темпа деятельности.7. Методика«Запомни и расставь точки»
Цель — оценить объем внимания ребенка.
Оборудование: стимульный материалПриложения № 5.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Ябуду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потомты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел этиточки на карточках».
Ход эксперимента. Ребенкупоследовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверхувниз в стопке и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденныеточки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смогвспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.Оценка результатов теста Объемомвнимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильновоспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведенобезошибочно самое большое количество точек).Количество баллов Количество правильно воспроизведенных точек Уровень объема внимания 10 баллов 6 и более точек очень высокий 8-9 баллов от 4 до 5 точек высокий 6-7 баллов от 3 до 4 точек средний 4-5 баллов от 2 до 3 точек низкий. 0-3 балла не более одной точки Очень низкий
Таким образом, мы пришли квыводу. В наши дни у психолога существует большое количество методик по диагностикеуровня развития произвольного внимания и его свойств. Были рассмотрены некоторыеиз них. Многие из этих методик, за исключением упражнения С. Кабыльницкой, стандартизированы,предназначены также и для взрослых, они предполагают математический анализ. УпражнениеС. Кабыльницкой рассчитано на младших школьников, оно сходно с заданиями по проверкедетьми своих сочинений и диктантов. Поэтому методика наиболее важна для выявленияуровня внимательности.
2.2 Методики и игры по развитиюпроизвольного внимания учащихся начальной школы
На основе данных диагностикивнимания учитель может провести групповую или индивидуальную работу с учащимисяпо развитию произвольного внимания. Для этого существует огромное количество методик,игр и упражнений. Некоторые из них мы рассмотрим.
1)        Методики по развитиюобщей внимательности, наблюдательности.
1.        Упражнение «Запрещеннаябуква»
Цель- тренировать произвольноевнимание, находчивость.
Один из участников игры –водящий. Он поочередно, обращаясь к играющим, задает каждому какой-нибудь несложныйвопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: «Сколько тебе лет?»,«Какое ты любишь варенье?» и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должентотчас же дать любой ответ, но, не употребляя в своей фразе «запрещенной»по уговору буквы, например, буквы «А». Водящий постарается подыскать каверзныевопросы, которые предполагают в ответе букву «А». В таком случае игрокувместо верного ответа придется отделаться шуткой. «Не могу вспомнить!».
Игра ведется в быстром темпе,долго раздумывать не разрешается. Не ответил сразу или употребил в своем ответезапрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями будутте, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.
2.Птица — не птица.
Веселая игра на внимание изнание птиц. Взрослый читает стишки. (см. Приложение № 6). Задача детей внимательнослушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал — хлопать.Обязательно спросить ребенка, что неправильно и уточнить: «А муха — это кто?»Выиграет тот, кто верно заметит всех не птиц.
2)        Методики, игры и упражнениядля развития свойств внимания
Упражнение на увеличение объемавнимания «Заметь все»
Раскладываются в ряд 7—10предметов (или картинок с изображением предметов на наборном полотне), которые затемзакрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислитьвсе предметы (или картинки), которые они запомнили.
Затем закрыть предметы, потомприоткрыть их снова секунд на 8—10, спросить у детей, в какой последовательностиони лежали. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
Можно придумать и другие вариантыэтой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметыне в ряд, а, например, выкладывать один на другой, с тем чтобы дети перечислилиих по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).
Игры на развитие концентрациии устойчивости внимания.
1.        Корректурное задание.
Цель-развитие концентрациивнимания и самоконтроля у школьников.
Оборудование- любые печатныетексты с крупным шрифотом (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки.
Корректурные упражнения должныпроводиться по 5 мин минимум 5 раз в неделю в течение 2—4 месяцев. Занятие можетбыть индивидуальным или групповым.
Инструкция: «В течение5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы „А“ (можно указатьлюбую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора».
По мере овладения игрой правиламеняются отыскиваемые буквы; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается,вторая подчеркивается. Все вносимые изменения отражаются в инструкции.
По итогам работы подсчитываетсяколичество пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрациивнимания — четыре и меньше пропусков. Больше четырех пропусков — слабая концентрация.
Это задание рекомендуетсяпроводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:
1. Доброжелательная атмосфераигры.
2. Проигрыш не должен вызыватьчувства досады, поэтому можно ввести «штрафы», например, промяукать столькораз, сколько сделал ошибок.
3. Проверка выполнения заданияв групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга.
Корректурные упражнения должныпроводиться по 5 мин минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев. Практика работыс этим заданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращениеошибок в 2-3 раза в письменных заданиях. Для закрепления навыков самоконтроля необходимопродолжать занятия в течение 2-4 месяцев.
2.      Игра «Маленькийжук»
Оборудование — квадратноеполе из 16 клеток, в одной из которых нарисован жук (см. Приложение № 7).
Инструкция: «Сейчас мыбудем играть в такую игру. Перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этомуполю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо,влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь мысленно передвигать по полю жукав нужном направлении. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание! Начали.Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево.Покажи, где остановился жук».
Если ребенок затрудняетсявыполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчикомкаждое движение жука. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироватьсяв клеточном поле.
Упражнение на тренировку избирательностивнимания.
1.      Игра«Найди отличие».
Инструкция: «Посмотрина картинки. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но это не так. Внимательноприсмотрись и найди различия».
Для игры можно сначала использоватьизображения двух животных (см. приложение № 9), а по мере усложнения – предлагатьсюжетные картинки. Оценивают, как быстро ребенок нашел все отличия.
Методики для тренировки переключаемостии распределения внимания
1.      Методика «Красно-чернаятаблица», предложена Ф. Горбовым.
Цель — развивать переключаемость внимания.
Инструментарий: используетсятаблица с черно-красными цифрами, в сетке из 30 клеток, причем черных и красныхцифр поровну — 15.
Инструкция: «Покажи натаблице черные числа от 1 до 15 в возрастающем порядке. Затем нужно показать красныечисла в убывающем порядке от 15 до 1. Затем покажи попеременно черные числа в возрастающемпорядке, а красные числа — в убывающем».
Фиксируется время каждоговида работы — Т(1), Т(2) и Т(3)… Показателем переключения внимания является разницамежду временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Т(3)- (Т(1)+Т(2)). Время поиска в норме лежит в пределах двух минут. Следует предлагатьэто задание детям со слабой переключаемостью внимания до тех пор, пока результатработы не будет заметен в учебной деятельности.
2.      Упражнение «Каждойруке — свое дело»
Инструкция: «В течение1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой — кружки, правой – треугольники».В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков. Треугольникис «округленными» вершинами не считаются, так же как и круги с «углами».Задача ребенка — нарисовать как можно больше треугольников и кругов.
Рассмотренные выше методикипо развитию произвольного внимания, в основном, представляют собой задания в видеигры. Это связано с тем, что игра для младшего школьника остается важным видом деятельности,отвечает его потребностям. Упражнения и методики развивают как внимание в целом,так и его отдельные свойства. Главное требование к заданиям – систематичность ихпроведения, нарастание сложности. Из этих методик можно составить коррекционно-развивающуюпрограмму для формирования произвольного внимания.

Заключение
Данная курсоваяработа посвящена проблеме развития произвольного внимания младшего школьника в учебной деятельности.
Анализ психологическойлитературы свидетельствует, что внимание является одним из важнейших условий успешностилюбой деятельности и полноценного протекания психических процессов. Были выделенысвойства, виды, критерии наличия внимания. Произвольное внимание – это вид внимания,развитие которого обусловлено не биологическими, а социальными факторами. Младшийшкольный возраст очень сензитивен к развитию произвольного внимания, так как оно– необходимое условие формирования учебной деятельности. Под влиянием волевых усилий школьникучится выполнять то, что ему неинтересно. Однако в этом возрасте значительно лучшеразвито у детей непроизвольное внимание. Все новое, яркое, интересное само по себепривлекает внимание учеников. Поэтому дети могут упустить существенные детали вучебном материале и обратить внимание на несущественные. У младших школьников частовозникает рассеянность при однообразной и малопривлекательной для них работе. Свойствавнимания развиты хуже, чем у взрослых. Но эти недостатки можно преодолеть, еслисоблюдать определенные условия – использовать мыслительные приемы при работе с материалом,развивать учебную мотивацию, рационально организовывать деятельность детей на уроке,смена видов деятельности. Учителю важно понимать зависимость успеваемости по отдельнымпредметам от уровня развития свойств внимания. Для оценки проблем с произвольнымвниманием у школьников существуют методики по диагностике внимания. Определив уровеньразвития свойств внимания, психолог может применять игры и упражнения для коррекциивнимания, создавая из них развивающие программы. Учитель также может использоватьигры для формирования произвольного внимания на уроке, совмещая их с учебнымматериалом.

Список литературы
1.              Ананьев Б.Г. Воспитаниевнимания школьника. – М. – Л., 1946.
2.              Ахтамьянова И.И.,Архипова М.Л. Проблема формирования внимания в разных видах деятельности //в сб.Вопросы психологии познавательной деятельности.- М.: МПГИ им. В.И.Ленина, 1984.,с.86-96.
3.              Возрастная и педагогическаяпсихология /под ред. М.В.Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984.-256с.
4.              Выготский Л.С. Педагогическаяпсихология.-М.: Педагогика, 1991.
5.              Гальперин П. Я. Кпроблеме внимания // Доклады АПН РСФСР, 1958, № 3, с.33-38
6.              Гальперин П. Я., КабыльницкаяС. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.7.              Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание// А.Н. Леонтьев исовременная психология. М.: МГУ, 1983. / Под ред. А.В. Запорожца и др. Стр. 165-177.
8.              Гоноболин Ф.Н. Вниманиеи его воспитание. М.: Педагогика, 1972.-160с.;
9.              Добрынин Н.Ф. Вниманиеи его воспитание.- М., 1951.
10.            Дормашев Ю.Б., РомановВ.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1995.-352с.
11.     Ермолаев О. Ю., МарютинаТ. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. – М., Просвещение, 1987.
12.     Как развивать внимание.– Донецк: Сталкер, 1997.-432с.
13.     Леонтьев А.Н. Лекциипо общей психологии – М.: Смысл, 2005.
14.     Лурия А.Р. Произвольноевнимание и его развитие. Лекции по общей психологии.- М., 1964
15.     Люблинская А.А. Учителюо психологии младшего школьника. –М.: Просвещение, 1977
16.            Маpютина Г.М., МешковаТ.А., Гавpиш Н.В. О связи свойств внимания и успеваемости учащихся вторых классов.// Вопросы психологии. 1988. N3. С.36-43.
17.            Матюхина М.В., МихальчикТ.С., Патрина К.Т. Психология младшего школьника.- М.: Просвещение, 1976.
18.            Немов Р.С. ПсихологияЧ.3 –М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2003.-640с.
19.            Психокоррекционнаяи развивающая работа с детьми/под ред. И.В.Дубровиной. –М.: Издательский центр«Академия», 1999.-160с.
20.            Психология: словарь/под ред. А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. – 424с.
21.            Психология внимания.Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. – М., 2000.-
22.            Развиваем внимание./сост.И.Шагинов.- М.: Мой мир ГмБх, 2007.-236с.
23.            Рубиншейн С.Л. Основыобщей психологии. – М., 1946.
24.            Хрестоматия по вниманию/ Под ред. Леонтьева А.Н. – М., МГУ, 1979.
25.            Ушинский К.Д. Собраниесочинений, т.8. М.: Изд-во АПН СССр, 1950. (с.319)
26.            Ушинский К.Д. Собраниесочинений, т.10. М: Изд-во АПН СССР, 1950.
27.            Черемошкина Л.В. Развитиевнимания детей: Популярное пособие для педагогов. — Ярославль: Академия развития,1997.
28.            Энциклопедия для детей.Т.18. Человек. Ч.2. архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений.Психотерапия. /Глав. ред. В.Володин. – М.: Аванта+, 2003. – 640с.
29.            Яковлева Е.Л. Развитиевнимания и памяти у школьника. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.

Приложения
Приложение № 1
Материал к тесту Бурдона-Рудника
Упражнение (для пробных опытов)
АМКЗ
ГХБПКШЗПЮВРБХПАЕТЖДЖСГРВХСЮГИКВРГМА
ПТКОБДЕМФОЮИШОЗЖВПЕПЧНВСЖУОЛХЮРХБЯЗШИ
ОСВЧЕХТЕСПРМНТООЖХШНАЕЧЮПЖВЛЮФОВПАКМ
КЧЗШАЖКЯДХИСВПБЮРЖВПУЮШАТХСГМКРАТЮД
Работа (для основных опытов)
АМКЗ
ЮТЛЕВКЖЮУПШСРДЕАТЛБЗКИНФЯВПЧМОЗАГНБ
ХВИОМШСЯСНЛЧОЖВМФЕЮЗУХДРТГКБИАНДКУЖ
КЗЯНПХЮАВЧУФДПСЗИХПЧЕЖГОБШЖСВУАРЛМТ
БДКОМВЗСЮХНГЯЖВСЮМИЕТРШУХКПЛЖИУЧФР
ЕЗНГАРХМФПУЮКНЯЗГШВИЧАЖЛСОЕДТВИТШПК
ДЛОУЖАГЗДВЮЯИФМСУХКШЛПТБРЕНЧЖОКБРЧМ
ЗСХИГХЛЯЧЗДЕЖОФУНВГОШТЮКМАПИБРВЕНПА
КРАМОЧРПДХИЮПЖШГВФСЗСБЯОЖХЛЮВЕБДКТФ
ЛЦЕЗБУТНВСОЮМУПЖЕЩПВРТХСКЛПАХИШДАГВ
МТРГЖМШУЗХДЛПАЕКВРНЮИЧБФЯОГТЖДАСКОЧ
ИБФСЕПКМФЮОРНЯЧХЛРЕАУДЗЖТГШВИКБЛПНВЗ
АУРГОЛКЮХУЩЮМНВПСЯТХЕЗПЧНОЖФАМТБКД
ИРЧЗЕКМХТЮЖЧБРВСШЮГСБЖПИБУДПХАЕНТМЛ
ЖМПДШЖУСЕМПТОНЮАВКБИЧРЛХЯУДФЗГКОАНГ
НЛРБЗЯЮЛБОХМУФДТПАЧГСЗКЕВНЛРИШУВТХФ
ГАЖМПГТКПОУРИДНВЧУЛСЯЕХФБЗАШЖМДКОСШ
ЧНЛХБНЯОШЛЧФХМСЗАВЕПГЖТКИДЮРБУЮТИЗУ
МДТФЕКИГЮСХВЯГСЖДМТАЕПХБРВЮПЗШАКОЖЯ
ДЗАКНХЮРХЛУСЖВНЧПЕГВЖЗЛЛШЮИОФМЕГИБМ
БНГАЗОМЧПВЯФНИКЗБЛТАЕДРСШПУЮЖГФЕЛТЮ
Приложение №2
Материал к методике Мюнстерберга яфоуфснкотпхьабцригъмщюсаэеымяч ЛоьииръгнжрлраТгдзпмылоакмнпрстур Фршубатввгдижсяиумамацпчуъщмож бртпяэцбурансглкюгбеиопалкафсптуч осметлаоукжыъелавтобусиохпсдязжв

Приложение №3
Материал к методике«Таблицы Шульте»
/>/>/>/>

Приложение № 4Материал к методике «Кольца Ландольта»
/>

Приложение №5
Материал к методике«Запомни и расставь точки»
/>/>

Приложение №6
Материал к игре «Птица-нептица»
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки — и спасибошутке!

Приложение № 7
Материал к игре «Маленькийжук»
/>

Приложение № 8
Методика Ф.Горбова
 Тестовый материал
/>
9
17
9
25
20
4
13
20
22
19
21
18
6
7
16
15
2
5
10
16
4
12
3
21
19
2
17
24
15
22

Приложение №9
 
Материал к игре «Найдиотличия»
/>