Дипломная работа
на тему:
«Развитие воображения умладших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами изобразительногоискусства»
Введение
Проблемаподготовки учащихся к жизни выступает как одна из главных, ведущих вспециальной (коррекционной) школе 8 вида. Программы специальной (коррекционной)образовательной школы 8 вида (2001) предусматривают разностороннее развитиеличности учащихся, способствуют их умственному развитию, содержат материал,помогающий учащимся достичь того уровня, общеобразовательных знаний и умений,который необходим им для социальной адаптации.
Большоевнимание данной проблеме уделяет Институт коррекционной педагогики РАО, которыйявляется ведущим научным центром страны, проводящим фундаментальные иприкладные исследования, направленные на развитие системы образования,психолого-педагогической помощи, социальной адаптации и реабилитации детей снедостатками развития. Н.Н. Малофеев (2000, с. 9) отмечает в своейстатье, что необходимо «начать теоретическую и экспериментальную разработкупрограмм специального обучения аномальных детей разных категорий, в которыхбудет поставлена задача целенаправленного формирования психологическихструктур, ответственных за социальную организацию поведения ребёнка и еговзаимоотношений с окружающим миром». В этом контексте предполагаетсяпроанализировать и обосновать необходимость разработки многоуровневогостандарта подготовки к жизни детей с разными отклонениями в развитии. «Внастоящее время 1,6 мл. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от ихобщего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровьяи нуждаются в специальном (коррекционном) образовании», – отмечает Д.С. Шилов(1999, с. 3). Он так же говорит о том, что работа по социальнойреабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка их ксемейной жизни, к общению и жизни в обществе занимает важное место в обучении ивоспитании этих детей.
«В наш векграндиозных достижений науки и техники, когда перед человеком открываютсяширокие просторы вселенной, особенно остро встает вопрос о развитии у неготворческого воображения, и в частности умения ориентироваться в пространстве», –отмечает Т.Ф. Беляев в книге «Упражнения по развитию пространственныхпредставлений у учащихся» (1983, с. 3). Развитие у учащихся эмоциональнойпамяти, эстетического чувства, формирование пространственных представлений итворческого воображения является одним из актуальных вопросов современнойшколы. Большое значение в формировании этих качеств наряду с другими предметамиимеют уроки изобразительного искусства. Одной из основных задач преподаванияизобразительного искусства как в массовой, так и в специальной (коррекционной)школе является обучение детей элементарным основам реалистического рисунка,формирование у них навыков рисования с натуры, декоративного рисования и уменияприменять их в процессе учебной, трудовой и общественно полезной деятельности.(Программы, 2001).Но для того, чтобы учащийся почувствовал, что можетосуществить свой творческий замысел, воплотить его в рисунке, надо научить егоправильно видеть окружающий мир. Л.С. Выготский (1960), Е.И. Игнатьев(1968), А.В. Петровский (1976) важнейшими условиями протекания процессавоображения считают, во-первых, прошлый опыт, который выражается в ужеимеющихся знаниях, представлениях о предметном мире, природных и жизненныхявлениях, и, во-вторых, умение мысленно оперировать представлениями,преобразовывать их. На основе имеющихся представлений не только воссоздаются поописанию новые образы, но и создается вообще нечто новое, преобразованное всоответствии с замыслами автора. Уровень развития воображения зависит от уровняразвития восприятия, памяти, мышления и речи.
У умственноотсталых детей формирование элементов воображения имеет свои особенности:неустойчивость внимания, недостаточная наблюдательность, бедность сферыобразов-представлений, недостаточное развитие ручной моторики. Отмечается также сниженный интерес к процессу и результатам деятельности. В связи с этимтематическое рисование в отличие от декоративного рисования и рисования снатуры занимает более скромное место в учебной программе специальной (коррекционной)школы. Это наиболее сложный для умственно отсталых детей вид занятий, посколькуон базируется на представлениях, т.е. на воспринятых ранее наглядных образахобъектов. Физиологической основой представлений является оживление,восстановление в коре головного мозга следов от прежних раздражений.
Следуетотметить, что проблема изучения образной сферы в целом и, в частности, одной изглавных ее составляющих – образов-представлений о предметах, пожалуй, наименееразработана в специальной психологии. Необходима комплексная системакоррекционной работы на уроках изобразительного искусства.
Цель даннойработы: изучениеусловий успешного формирования элементов воображения умственно отсталыхшкольников на занятиях изобразительного искусства.
Гипотеза: правильно организованнаякоррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта приведёт к овладениюприемами работы карандашом и кистью с одной стороны, и формированию элементоввоображения – с другой.
Задачиработы:1) Изучить состояние проблемы развития воображения умственно отсталых учащихсяв теории и практике. 2) Экспериментально исследовать влияние тренировочныхупражнений на уроках изобразительного искусства и познание окружающего мира наразвитие элементов воображения у умственно отсталых младших школьников. 3).Разработать практические рекомендации учителям изобразительного искусствакоррекционных школ по использованию эффективных форм формирования элементоввоображения на уроках.
Данная работасостоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений. Глава 1раскрывает понятие, структуру, механизм творческого воображения, дает представлениео средствах, используемых на уроках изобразительного искусства в процессеформирования элементов воображения. Вторая глава описывает особенностиизобразительной деятельности умственно отсталых школьников, намечает путикоррекции и развития. Во второй главе, так же, путём констатирующегоэксперимента, анализируется состояние сформированности элементов воображения уучащихся 4 класса специальной (коррекционной) школы, исследуются возможности формирования.Глава 3 характеризует содержание и этапы работы над формированием элементоввоображения умственно отсталых детей на уроках изобразительного искусства,содержит основные требования, предъявляемые к заданиям и упражнениям.Заключение содержит анализ и обобщение опыта работы, её эффективность. В списоклитературы включены основные публикации, изученные по данной проблеме. А так женормативные документы специальной (коррекционной) школы, рассматриваемые вданной работе. Приложение содержит конспекты уроков, проводимых в рамкахрешения данной проблемы, образцы детских работ.
Практическаязначимость данной работы состоит в оказании помощи учителю специальной(коррекционной) школы в нахождении путей и средств формирования элементоввоображения у умственно отсталых школьников на уроках изобразительного искусства.
воображениеотсталый школьник изобразительный
1.Механизм творческого воображения
1.1 Понятиевоображения
Нарядус образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создаватьи совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мынепосредственно не воспринимали, и то, чего в такой именно форме вдействительности не существует. Это образы воображения. Итак, «воображение –это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, наоснове которых возникают новые действия и предметы», – отмечает И.В. Дубровинаи др. (2001).
Каждыйобраз, созданный в воображении, является в какой-то степени и воспроизведениеми преобразованием действительности. Воспроизведение – основная характеристикапамяти, преобразование – основная характеристика воображения.
Образывоображения опираются на представления памяти. Но эти представленияподвергаются глубоким изменениям. Представления памяти – это образы предметов иявлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали.Но мы можем, исходя из знаний и опираясь на опыт человечества, создать себепредставления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали.Например, «я могу себе представить песчаную пустыню или тропические леса, хотябывать там мне не приходилось», – пишет В.М. Мельников (1987). Воображение– это создание того, что в опыте человека ещё не существовало, что он невоспринимал в прошлом и с чем раньше не встречался. Тем не менее, все новое,созданное в воображении, все, так или иначе, связано с реально существующим.
Все представлениявоображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях исохраненного в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкойтех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Из «ничего»воображение творить не может (слепой от рождения не может создать цветовойобраз, глухой – звуков). Самые причудливые и фантастические продуктывоображения всегда строятся из элементов действительности.
Воображение –одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее нагляднопроявляется отличие человека от животных предков. Пинский Б.И. писал:«Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу нетолько драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающихчеловека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве…Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток машин.Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты» (1962,с. 84) Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзябыть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, нипросто человеком… Воображение – это способность вызывать образы. Человек,начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».
При помощи воображениячеловек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, частонеожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность исоздаёт на этой основе новые образы. Воображение тесно связано с мышлением, поэтомуспособно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания,данные восприятия и представления. Вообще изображение связано со всемисторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью,мышлением, чувствами.
Всякая деятельностьчеловека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опытевпечатлений или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческогоили комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий ивоспроизводящий наш прежний опыт, он есть так же орган комбинирующий, творческиперерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положенияи новое поведение. По мнению Л.С. Выготского (1997), воображением называют«именно эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способностинашего мозга».
Р.С. Немов(с 220, 1995) определяет воображение как «особую форму человеческой психики,стоящую отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающуюпромежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью». Специфика этойформы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно,характерно только для человека и странным образом связано с деятельностьюорганизма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психическихпроцессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кромевоображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можнопредполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекловнимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает егостимулировать и в наши дни.
Что жекасается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нампочти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о егоанатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение?С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На этиважные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем, что, конечно, неговорит о небольшой значимости данного феномена в психологии и поведениичеловека.
Здесь делообстоит как раз противоположным образом, а именно: мы знаем очень много о том,какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на егопсихические процессы и состояния и даже на организм.
Благодарявоображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктомвоображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет дляпсихического развития и совершенствования вида «гомо сапиенс», мы ужедостаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы егосиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что неможет себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлоезафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущеепредставлено в мечтах и фантазиях.
Воображение являетсяосновой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться вситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практическихдействий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практическиедействия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны(нежелательны).
Как жевозникают образы воображения, по каким законам осуществляется их построение?
А.Н. Леонтьев(1972) определяет воображение как познавательный процесс, имеющий в своейоснове аналитико-синтетическую деятельность человеческого мозга. Анализпомогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез – объединитьв новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создаётся образили система образов, в которых реальная действительность отражается человеком вновом, преобразованном, измененном виде и содержании.
Физиологическая основа воображения – образование новыхсочетаний из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре большихполушарий мозга.
1.2 Виды воображения
Авторыучебногопособия И.В. Дубровина и др. (1999)выделяют следующие видывоображения.
Непроизвольноеили пассивное воображение – новые образы под воздействием малоосознанных илинеосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грёзы, состояния«безумного отдыха».
Так, образыво снерождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна люди пришли лишьв конце 19 – 20 в. Обрывки воспоминаний прошлого причудливо сочетаются всновидениях, они рождаются непреднамеренно, вступают в неожиданные, иногдасовершенно бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии можетпроисходить то же самое. Сеченов говорил, что сновидения – это «небывалыекомбинации бывалых впечатлений».
Несмотря навсю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что быловоспринято человеком. Сегодня известны некоторые механизмы сновидений.
Например,поводом для сновидений могут послужить раздражения, которые получает организмспящего человека.
Иногдапричиной сна являются бурные события, происшедшие за день – сон снится на ту жетему, в продолжении этих событий.
Сон – продуктздоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводятученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работынашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройствупсихики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации.
Галлюцинация– это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психическиненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают чертыреальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительновоспринимает. Если ему представляется давно умерший родственник, онразговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальностипоследнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.
Галлюцинациямипоявляются при различных психических заболеваниях, под влиянием сильныхпереживаний – чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.
При слуховыхгаллюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают ему, тоо чём-то просят. При этом голоса бывают тихими, громкими, «приказывающими», врезультате чего человек совершает неожиданные поступки. Это психологическоерасстройство часто возникает на почве алкоголизма.
Зрительныегаллюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия, истерия, атакже у алкоголиков, дошедших до состояния белой горячки.
Эти явления Выготский Л.С.(1995) объясняет тем, что значительные участки мозга душевнобольного постояннов большей или меньшей степени заторможены. Следы прошлых восприятий, комбинируемыев образах фантазии, вызывают такую же реакцию, как и реальные раздражители.
Грёзы – это пассивное, нопреднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на ихвыполнение. Люди грезят о чём-то приятном, радостном, заманчивом, причём вгрёзах отчётливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.
Пассивное воображениередко становится импульсом творческого процесса, т. к. «спонтанные»,независимые от воли художника образы чаще являются продуктом подсознательнойработы творца скрытой от него самого. И тем не менее наблюдения за творческимпроцессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры ролипассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафкаисключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их всвоих фантастически мрачных произведениях.
Произвольное,или активное воображение – это процесс преднамеренного построения образов в связи ссознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот видизображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает вдетских играх. В игре дети берут на себя разные роли (лётчика, шофера, доктора,Бабы – Яги и т.д.). Необходимость построить своё поведение в соответствии сприятной на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надовообразить недостающие предметы и саму ситуацию игры. Активное воображениехарактеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желаниювызывает у себя соответствующие образы.
Авторыучебника «Психология» (1987) по оригинальности произвольное (активное)воображение разделяют на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.
Воссоздающее,или репродуктивное воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии сего словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессевоссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, дляданного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены вопределённых предметах культуры. При чтении художественной и учебной литературы,при изучении географических, исторических и других описаний постояннооказывается необходимым воссоздать при помощи фантазии то, о чём говорится вэтих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладатьдостаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствоватьто, что хотел передать и выразить художник, писатель, рассказчик. Отличнойшколой развития воссоздающего воображения служит изучение географических карт.
Сутьвоссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что саминепосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью,чертежами, схемами, знаками и пр.). Мы как бы расшифровываем сигналы, символы,знаки. Например, инженер, рассматривая чертёж (систему линий на листе),восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями.
А.В. Петровский(1976) считает, что воссоздающее воображение играет важную роль в жизничеловека. Оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь вобществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениямидругих людей.
Врепродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том видекакова она есть, и хотя здесь так же присутствует элемент фантазии, такоевоображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, срепродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве,называемое натурализмом, а так же отчасти, реализм. Общеизвестно, что покартинам И.И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, т. к.все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работыхудожников-демократов второй половины 19 в. И. Крамского, И. Репина, В. Петровапри всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы,максимально приближенной к копированию действительности.
С феноменомвоображения в практической деятельности людей известный художник К.Ф. Юон(1959) прежде всего, связывает процесс художественного творчества. Творческоевоображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются воригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовоеописание или условное изображение.
Рольтворческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения,которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов,писателей) настолько жизнены, реальны, что начинаешь относиться к ним, как кживым (Дон Кихот, Наташа Ростова, Анна Каренина).
Но иногдавоссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает.Реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новомуее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрациейвоздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизмв живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры(кубизм) и т.д. Плодом такого воображения является роман М. Булгакова«Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких, знаменитое абстрактноеполотно П. Пикассо «Герника», где за хаотичным нагромождениемгеометрических фигур возникает вполне конкретный образ, конкретная мысль,отражающая трагические события войны в Испании 1936–1939 гг.
Особым видомвоображения С.Д. Смирнов (1985) называет мечту. Мечта всегда направлена набудущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретнойличности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать своё поведение дляего осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего нет) человек не могбы без воображения, без умения строить новый образ. Причём мечта – это такойпроцесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемоебудущее.
Мечта не даётнемедленного, объективного продукта деятельности. Но всегда толчком кдеятельности. К.Г. Паустовский говорил, что сутью человека является та мечта,которая живёт у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, какмечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж,конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можноповерить свою мечту». К образам такого рода, как мечта, относятся идеалычеловека – образы, служащие ему образцами жизни, поведения, отношений,деятельности. Идеал – это образ, в котором представлены наиболее ценные,значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе – идеалевыражается тенденция развития личности.
Еще один видтворческого воображения – фантазия или мечтательность. Здесь желаемоебудущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазииотносятся сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазиипредставлены объекты и явления, которых в природе нет. И сказки, и научнаяфантастика – результат творческого воображения. Но их авторы не видят путейдостижения того, что рисует им их воображение.
Каждыйпредмет, каким бы будничным и далёким от фантазии он ни казался, в той или иноймере результат работы воображения. В этом смысле можно сказать, что любойпредмет, сделанный руками человека, – это осуществлённая мечта. Новое поколениеиспользует вещь, о которой мечтали и которую создали их отцы. Осуществлённаямечта вызывает новую потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новоедостижение кажется прекрасным, но по мере его освоения люди начинают мечтать олучшем, большем.
Сущность воображениязаключается в способности подмечать и выделять в предметах и явленияхспецифические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Авторыучебника «Психология» (2001) выделяют несколько техник воображения.
Комбинирование–сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более илименее обычных комбинациях. Комбинирование – это творческий синтез, а не простаясумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразованияэлементов, из которых строится новый образ.
Частный случайкомбинирования – агглютинация – способ создания нового образа путём соединения,склеивания совершенно разных объектов или их свойств. Например, кентавр,дракон, сфинкс – лев с головой человека или ковёр – самолёт, когда способностьлетать перенесли от птицы на другой предмет. Это сказочный образ: неучитываются условия, при которых ковер мог бы летать. Но само воображаемоеперенесение способности птиц к полёту на другие тела – оправдано. Потом изучилиусловия полёта и осуществили мечту – появился самолёт. Такие соединения разныхобъектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус,аэросани, танк – амфибия и т.д.
Акцентирование – подчёркивание тех илииных чёрт (например, образ великана). Этот способ лежит в основе созданиякарикатур и дружеских шаржей (умный – очень высокий лоб, недостаток ума –низкий).
Акцентированиепроявляется в нескольких специфических действий:
1. утрирование– намеренное подчёркивание особенностей внешнего облика человека;
2. преувеличениеили приуменьшение (Мальчик–с–пальчик, семиглавый Змей – Горыныч);
3. типизация– обобщение и эмоциональная насыщенность образа. Это наиболее сложный путьсоздание образа творческого воображения.
Индивидуальныеособенности воображения определяются:
1) степеньюлёгкости и трудности, с какой человеку вообще даётся воображение;
2) характеристикойсамого создаваемого образа: нелепица или оригинальная находка решения;
3) вкакой области ярче, быстрее происходит создание новых образов (личностнаянаправленность).
1.3 Приёмытворческого воображения
Воображениеявляется крайне сложным по своему составу процессом. Именно эта сложностьсоставляет главную трудность в изучении процесса творчества и приводит часто кневерным представлениям относительно самой природы этого процесса и егохарактера как чего-то необычного и совершенно исключительного.
В самомначале процесса, как мы уже знаем, стоят всегда восприятие внешние ивнутренние, составляющие основу нашего опыта. То, что ребёнок видит и слышит,является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества.Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить него фантазия.Важнейшими составными частями этого процесса А.В. Петровский (1976)считает диссоциацию и ассоциацию воспринятых впечатлений. Диссоциациязаключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, онисохраняются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другиезабываются. Диссоциация, таким образом, является необходимым условием длябудущей деятельности фантазии. Этот процесс крайне важен во всём умственномразвитии человека, он лежит в основе абстрактного мышления, в основеобразования понятий.
Это умениевыделить отдельные черты сложного целого имеет значение для всей решительнотворческой работы человека над впечатлениями. За процессом диссоциации следуетпроцесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Вкачестве примера такого внутреннего изменения можно привести имеющий огромноезначение для воображения и для воображения ребёнка в частности процесспреувеличения и преуменьшения отдельных элементов впечатлений.
Данные вдействительности впечатления видоизменяются, увеличивая или уменьшая своиестественные размеры.
Мы видим, чтопреувеличение, как и воображение вообще, одинаково нужно и в искусстве, как и внауке.
Следующиммоментом в составе процессов воображения является ассоциация, т.е. объединениедиссоциированных и изменённых элементов. Ассоциация может происходить наразличной основе и принимать различные формы от чисто субъективного объединенияобразов до объективно научного. Заключительным и последним моментомпредварительной работы является комбинация отдельных образов, приведение их всистему, построение сложной картины. На этом деятельность творческоговоображения не заканчивается. Как мы отмечали уже, полный круг этойдеятельности будет завершён тогда, когда воображение воплощается, иликристаллизуется, во внешних образах.
Однако обэтом процессе кристаллизации, или перехода воображения в действительность, мыбудем говорить особо. Здесь же, останавливаясь только на внутренней стороневоображения, указываем на те основные психологические факторы, от которыхзависит протекание всех этих отдельных процессов. Первым таким факторомявляется потребность человека в приспособлении к окружающей среде. Еслиокружающая жизнь не ставит перед человеком задачи, если привычные инаследственные его реакции вполне уравновешивают его с окружающим миром, тогданет никакого основания для возникновения творчества. Существо, которое являетсявполне приспособленным к окружающему миру, такое существо не могло бы ничегожелать, ни к чему стремиться и, конечно, ничего не могло бы творить. Поэтому воснове творчества всегда лежит неприспособленность, потребности, стремления илижелания.
«Каждаяпотребность, – говорит Рибо, – стремление или желание отдельно или же вместе снесколькими другими может поэтому служить импульсом к творчеству.Психологический анализ каждый раз разлагать «самопроизвольное творчество» наэти его первичные элементы. Всякое изобретение имеет поэтому двигательноепроисхождение; основная сущность творческого изобретения оказывается во всехслучаях двигательной.
Наличиепотребностей или стремлений приводит, таким образом, в движение процессвоображения, оживание следов нервных возбуждений, даёт материал для его работы.Эти два условия необходимы и достаточны для того, чтобы понять деятельностьвоображения и всех входящих в его состав процессов.
Возникаетвопрос относительно факторов, от которых зависит воображение. И такдеятельность воображения зависит от опыта, от потребностей и интересов, вкоторых эти потребности выражаются. Легко понять также, что оно зависит откомбинаторной способности и упражнения в этой деятельности, воплощенияпродуктов воображения в материальную форму; зависит далее от техническогоумения и от традиций, т.е. от тех образцов творчества, которых влияют начеловека.
Творческойдеятельностью Выготский Л.С. (1960) называет такую деятельность человека,которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческойдеятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением умаили чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.
Индивидуальныеразличия в воображении выражаются прежде всего в яркости образов, степени ихсоотнесённости с реальностью, жизненностью, правдивостью. Определяются этиразличия видом деятельности, они проявляются и умением подчинять воображениепоставленной цели, включать его в творчество.
Творчество –это высший уровень познания.
Творчество –сложный психологический процесс. Существует он как синтез познавательной,эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Но особое место в нёмзанимает воображение. Полёт фантазии в творческом процессе любого видадеятельности обеспечивается знаниями. Опытом, подкрепляетсяцелеустремлённостью, настойчивостью и сопровождается определённым эмоциональнымфоном. В настоящее время психология научного творчества – одна из наиболееперспективных областей психологической науки.
Творческаядеятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразияпрежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, изкоторого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем большематериал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребёнка воображениебеднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью егоопыта.
Если проследить историю великих изобретателей, великихоткрытий, то почти всегда можно установить, что они явились в результатеогромного, накопленного прежде опыта. Именно с этого накопления опыта иначинается всякое воображение. Чем богаче опыт, тем при прочих равных условияхбогаче должно быть воображение.
1.4Использования средств изобразительного искусства для развития воображения
Основной мотив творческой деятельности в начальной стадии ееформирования заключается для ребенка в самом процессе выражения чувств.Несколько позже ему свойственны сознательные поиски средств выражения, но умногих детей возникает разочарование в изобразительной деятельности, посколькууровень их общего развития вступает в противоречие с теми детскими способамиизображения, которыми они владеют. Очень важно, отмечает Котляр В.Ф.(1986), чтобы в это время взрослый помог ребенку овладеть новыми способамитворческого отражения окружающей действительности. При этом осмысленность,которую вносит в деятельность ребенка взрослый, отнюдь не нарушает самобытностидетского изображения.
В современной психолого-педагогической литературе с наибольшейопределенностью описаны два направления в руководстве детской творческой деятельностью:создание условий, благоприятствующих творчеству, и построение логическойпоэтапности в достижении творческого результата.
Важное значение для определения природы возникновения воображения и дляорганизации процесса его формирования имеют выдвинутые А.Н. Леонтьевым положениео том, что «в психологических предпосылках детской игры элементов фантастикинет, а есть потребность действовать, как взрослые, т.е. действовать так, какэто видел ребенок у других, как об этом ему рассказывали и т.д. Ребенокстремиться ехать верхом на лошади, но не умеет этого и пока не в состоянииэтому научиться: это ему недоступно. Поэтому происходит своеобразное замещение:место лошади заступает в игре предмет, который принадлежит к мирунепосредственно доступных ребенку предметов» (1983, с. 308)
Таким образом, на первом этапе обучения рисованию дается установка нена художественный образ, а на воображаемое игровое действие, выполняемоеграфическим способом. Примером такой ситуации может служить задание «Покормиптичку»: игровую ситуацию создает нарисованная птичка, которую ребенок«кормит», нанося на плоскость листа точки, т.е. «зернышки».
Обучениедетей основам изобразительного искусства предполагает не только развитие у нихумения излагать свою мысль графически и цветом, понимать изобразительноеискусство, но и развитие способности наблюдать, острее воспринимать ианализировать явления окружающей действительности. Процесс рисования Т.В. Нестерова(1991) тесно связывает с живой работой мысли, с развитием образного мышления ихудожественного вкуса, наблюдательности и зрительной памяти, двигательныхфункций руки и глазомера.
Рисование натемы – это своеобразный венец всей предшествующей изобразительной деятельностиучащихся. Выполнение тематических композиций требует не только наличиеопределенных умений и навыков в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа,животных, фигуры человека, но и фантазии, наблюдательности. Воображениеучащихся развивается и в процессе самого композиционного рисования. Какправило, отмечает Кузин В.С., «в тематических рисунках особенно нагляднопроявляется индивидуальность учащегося, уровень развития его художественныхспособностей, запас наблюдений и впечатлений от окружающей действительности»(1984, с. 119).
Основнымметодом изучения детей в процессе обучения и воспитания служит наблюдение.Систематически используя этот метод, можно получить ценные сведения о различныхсторонах развития и деятельности ребёнка.
Благоприятныеусловия для получения таких факторов представляют уроки рисования. Наблюденияза детьми во время рисования позволяют обнаружить у них такие черты, которые надругих уроках могут остаться незамеченными.
В ходе изобразительнойдеятельности учащиеся подробно рассматривают и изучают особенности реальныхпредметов, осмысливают их строение, форму, цвет и другие свойства, выполняютразнообразные мыслительные операции.
В процессезанятий рисованием учитель имеет возможность получить материал, раскрывающийособенности мышления, эмоционально – волевой сферы и деятельности умственноотсталых школьников.
Деятельностьучащихся, направленная на выявление и запоминание того, что затем должно бытьпередано в рисунке, способствует повышению и речевой активности.
Изучениюподлежат основные черты деятельности школьников (направленность, устойчивость,сознательность, активность, продуктивность, мотивация). Фиксируется, действуетли ученик целенаправленно во время выполнения задания, на что конкретнонаправленно его внимание.
Наблюдения заребёнком в процессе рисования позволяют установить, может ли он правильноорганизовать свою деятельность, поступает ли в соответствии с указаниямиучителя или «соскальзывает» на другой, более простой вид работы. Нередкислучаи, когда ученик вовсе отказывается от выполнения задания.
Не менееважно установить отношение ребёнка к изобразительной деятельности: проявляет лиинтерес к рисованию и в чем это выражается, насколько этот интереспродолжителен и на что направлен?
Занятиярисованием позволяет довольно быстро определить состояние моторики ученика, еговедущую руку, степень координированности выполняемых действий и их качество.
С помощьюграфических заданий нетрудно установить, насколько самостоятельно ученикдифференцирует геометрические фигуры разной формы, находит фигуры одинаковойформы, но разной величины и окраски, соотносит объект изображения с той илииной геометрической формой.
Изобразительнаядеятельность создаёт благоприятные условия для изучения специфическихособенностей умственно отсталых школьников в плане ориентировки в пространствеи умения располагать объекты на плоскости листа бумаги. Кроме того,проверяется, как ученик, анализируя объект изображения, называет его части исловесно обозначает взаимное расположение этих частей.
Педагогическоеизучение учащихся предполагает разностороннюю проверку их графическойподготовленности, т.е. проверку того, как ребёнок владеет карандашом припроведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, как воспроизводит замкнутыелинии. Определяется, умеет ли ученик регулировать совершаемые во времярисования движения, т.е. ослаблять или ускорять или замедлять их темп.Устанавливается также способность ученика выполнять карандашом ритмическиедвижения, изменять их направление, прекращать движение там, где это нужно.
Существенныммоментом является фиксация того, как ученик использует помощь педагога вучебном процессе. Формы этой помощи могут быть различны:
1. привлечениевнимание ученика к объекту или способу изображения;
2. наводящиевопросы, касающиеся формы, строения или расположения объекта;
3. прямойпоказ отдельного приёма изображения;
4. совет,как лучше расположить рисунок;
5. демонстрациядействия и просьба самостоятельно повторить это действие;
6. длительноеобучение тому, как надо выполнять задание.
Оказываяпомощь, необходимо проследить, в какой мере ученик её принимает и использует(исправляет ли ошибки или механически продолжает воспроизводить то или иноеизображение).
Характеристикаумственно отсталого ребёнка дополняется важными сведениями о состоянии егоэмоционально-волевой сферы во время изобразительной деятельности и впромежутках между занятиями. Учёт особенностей ребёнка позволяет предпринятьмеры педагогического воздействия прямого или опосредованного характера наэмоциональную среду с целью её развития и коррекции.
Наблюдая заребёнком, в процессе продуктивной деятельности помогают накопить данные,вскрывающие особенности личности и деятельности ученика. Знание этихособенностей существенно дополняет педагогическую характеристику ребёнка ипозволяет более точно планировать коррекционно-воспитательную работу на всехуроках и во внеклассное время.
Существуетбольшая зависимость между воображением и умом человека. Развитие воображениянеразрывно связано с развитием личности в целом. Воображение можно тренироватьи развивать, как особую сторону психической деятельности человека. Воображениеразвивается прежде всего в той деятельности, в которой нельзя обойтись безвоображения. В каждом человеке заключен какой–то «кусочек фантазии», но укаждого фантазия, или воображение, проявляется по–разному, в зависимости отнаправленности личности – её интересов, знаний, эмоционального настроя.
В образах,возникающих в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Нов этом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания.
Педагогическийвывод, который можно отсюда сделать, заключается в необходимости расширять опытребёнка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческойдеятельности. Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает иусвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает всвоём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будетдеятельность его изображения.
2.Изучение состоянияпроблемы на практике
2.1Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
Подавляющеебольшинство учащихся специальной (коррекционной) школы, особенно младшихклассов, любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисоватьчто-нибудь и с удовольствием рисуют, отмечает И.А. Грошенков (1993). Длямладших школьников рисование представляет своеобразную игру. Этот виддеятельности их увлекает и радует. Но если учащимся дать конкретную тему длярисования или предложить выполнить рисунок с натуры, то большого интереса ижелания проявлено не будет. Отсюда следует вывод, что учащиеся охотно рисуюттолько то, что умеют. Там, где от них требуются соответствующие знания иумения, наблюдаются пассивность, инертность, негативное отношение к работе.
Пониженныйинтерес к изобразительной деятельности отрицательно сказывается не только накачественной стороне рисунков, но и на выборе тематики, которая оказываетсякрайне ограниченной. В рисунках, выполненных по желанию самих учащихся, частоотражается не то, что им ближе и с чем они чаще встречаются, а то, что ониумеют и что позаимствовали от своих товарищей. Обычно это заученные изображения(дом, машина, корабль, самолет, цветы и т.д.), которые повторяются из рисунка врисунок с небольшими изменениями и дополнениями. При этом, как правило, вкаждом рисунке повторяются одни и те же ошибки, сохраняется несоответствиемежду реальностью и изображением.
Головина Т.Н.(1974) приводит такую типичную ошибку, как рисование дома в несколько этажей иодной двери, размер которой равен дому. Детей не интересует содержание – ихбольше всего занимает процесс воспроизведения формы, которым они овладели.Характерно, так же, что изображение одного и того же предмета может повторятьсябесчисленное количество раз. Это могут быть снежинки в виде крестиков илиточек, звезды на небе, птицы, капли дождя и т.д. «Прилипчивость», отмечает Головина Т.Н.(1974), к одному роду действий, «графическое переживание» одной и той же формы– черта, присущая умственно отсталым школьникам.
Ограниченностьтематики рисунков проявляется еще и в том, что учащиеся очень часто пользуютсятак называемыми «графическими штампами», т.е. заученным произведениемкакой-либо картины. Чаще всего таким «штампом» является изображение дома, изтрубы которого идет дым, забора, дерева и солнца с расходящимися лучами.
В тематикерисунков умственно отсталых школьников наиболее часто встречаютсяконкретно-ситуативные, узкие незначимые, обыденные темы типа «флаг – звезда»,«скатерть – ковер». С.К. Сиволапов (1988) обращает особое внимание наподмену изображений предметов изображениями геометрических фигур, что служитдополнительным подтверждением недостаточной развитости процесса формированияобразов-представлений.
Созданиерисунка во многом определяется восприятием, от характера и качества котороговсецело зависит и качество изображения. Целенаправленное восприятие –необходимое условие для полноценного отражения в рисунках предметов и явленийобъективного мира. Специальными исследованиями известного деятеля в областихудожественного воспитания детей Сакулиной Н.П. (1982) установленпознавательный характер детского восприятия, которое неразрывно связано смышлением и речью. Она, так же, сделала вывод о том, что тот факт, что образывосприятия обобщаются, а не просто сохраняются в памяти, позволяет считатьпредставления относящимися к процессу мышления. Данный вывод являетсячрезвычайно важным для построения системы коррекционно-воспитательной работы вшколе.
Известно, чтороль представлений в психической жизни ребенка очень велика: процессы памяти,мышления, воображения, эстетические чувства и волевые действия никогда непроисходят без участия представлений. В связи с этим занятия тематическимрисованием имеют особое значение в развитии умственно отсталых школьников и,особенно, в формировании у них элементов воображения.
Рисование натемы предполагает изображение по представлению отдельных предметов илинесложных сюжетов из жизни, а также иллюстрирование специально подобранныхучителем рассказов описаний или отрывков из литературных произведений. Такаяработа требует от детей мобилизации опыта, активизации представлений ивоображения в соответствии с определенной целью – отразить в графической формеконкретную тему. Ее раскрытие вызывает необходимость припоминаниясоответствующих образов, их строения, формы, величины, цвета. Значительныеусилия требуют от детей, что бы они могли решать задачи по композиции рисунка.
2.2Экспериментальное исследование уровня сформированности воображения у младшихшкольников с нарушением интеллекта
Целью данногоэкспериментального исследования является изучение состояния сформированностивоображения умственно отсталых школьников 4-Б класса.
Проводяэкспериментальные исследования, мы ставили следующие задачи:
1. Выявитьвозможности умственно отсталых учеников рисовать предметы и явления ранее наблюдавшиесяи изображавшиеся.
2. Отследитьумение учащихся рисовать предметы и явления раннее наблюдавшиеся, но неизображавшиеся; выявить, сформировано ли у учащихся непродуктивное воображение.
3. Выявитьвозможности учащихся рисовать предметы и явления, которые детьми никогда ненаблюдались и не изображались, а именно установить уровень сформированноститворческого воображения.
Основнымметодом исследования было наблюдение, организованное в
специальносозданных условиях: на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время.
Эта работавыполнялась в 2004–2005 уч. году в специальной (коррекционной) школе №107. Вэксперименте приняло участие 10 детей в возрасте 9–10 лет. Диагноз у всех:олигофрения в степени дебильности, осложнённая соматическими заболеваниями инарушениями нервной системы. Для проведения эксперимента был подобран ряд специальныхзаданий.
На 1 этапе эксперимента мы исследовалиумения учащихся нарисовать 2–3 хорошо знакомых предмета по рассказу-описанию.Для этого были использованы задания, предлагаемые Грошенковым И.А. (1993),адаптированные нами в соответствии целью и задачами работа и позволяющиенаглядно представить картину дефектов, а так же проследить динамику развития иэффективности коррекционного воздействия.
1. Нарисуйте на одном листе два дома:маленький и большой. У маленького дома – дверь и одно окно, а у большого –дверь и три окна. У маленького дома крыша – зеленая, а у большого красная.
За каждуюправильную форму дети получали 3 балла, 2 балла – если допускалась самокоррекцияили коррекция после стимулирующей помощи, 1 балл – форма, похожая наиспользуемую, 0 баллов – неправильная форма или отказ от воспроизведения.Максимальная оценка –18 баллов.
На следующемэтапе исследования проводилась диагностика умения рисовать предметы пословесному объяснению и указанию; мы пытались выяснить, как речь учителя исамих учеников влияет на образование зрительных представлений на урокахтематического рисования, тем самым мы определяли наличие у испытуемых элементоврепродуктивного воображения. Для этого была адаптирована методика исследованияпутей формирования качественных представлений у умственно отсталых детей,проводимого И.А. Грошенковым (1993). Детям было предложено выполнитьрисунок на тему «Умные машины». Практической работе предшествовалабеседа учителя о таких машинах. Дети принимали в ней активное участие. Онирассказывали о снегоочистителях, уборочных машинах, асфальтоукладчиках,экскаваторах и т.д. Учащимся показывали модель башенного крана, подробнорассказывали о назначении машины, давали развернутую словесную характеристикуособенностей строения. После того как объекты убирались, учащиеся приступали кработе.
Анализрисунков проводился по следующим параметрам:
1. Видмашины.
2. Точностьформ.
3. Точностьконструкций.
На третьемэтапе эксперимента мы выясняли уровень сформированности у учащихся элементовтворческого воображения, т.е. умение детей создать объект по представлению. Учащимсябыло предложено нарисовать сказочную избушку, вспомнив описание избушек врусских народных сказках. При оценке работ обращалось внимание на следующиемоменты:
– насколько полно раскрытатема изобразительными средствами;
– проявил ли учениктворчество в работе или действовал шаблонно;
– насколько точно переданграфический образ;
– насколько правильнорасположил ученик части рисунка на плоскости;
– соответствует ли цветрисунков реальному цвету предметов.
2.2 Анализэкспериментальных данных
В ходепроводимых исследований были получены следующие результаты. Исследование уменияучащихся нарисовать 2–3 хорошо знакомых предмета по рассказу-описанию (табл. 1)показало, что не все учащиеся умеют рисовать изображавшиеся раннее предметы попредставлению и словесному описанию, т. к. испытывают трудности впространственной ориентировке, плохо ориентируются на плоскости листа, не умеютсамостоятельно размещать одни предметы относительно других. Так, например, вработах Андрея Ч. и Даши Б. встретились следующие ошибки:несоответствие размера и количества окон и дверей, а также цвета; Элвин К.отказался от работы; только трое учащихся правильно выполнили задание.
Особенностиумения рисовать по рассказу-описанию знакомых предметов№ Список учащихся Кол-во баллов 1 Юля Г. 18 2 Антон М. 18 3 Саша Г. 12 4 Андрей Ч. 6 5 Элвин К. 6 Даша Б. 5 7 Таня Р. 18 8 Дима А. 9 9 Юля К. 6 10 Руслан А. 9
Анализируя работыучащихся на тему «Умные машины», мы можем видеть, что все 10 учеников пыталисьизобразить башенный кран, т.е. учащиеся отдали предпочтение той машине, окоторой рассказывал учитель. Ни у одного человека не возникло желаниеизобразить машину, которую он наблюдал сам. 8 человек не смогли точно передатьвсе формы и конструкции без определенных предварительных тренировочныхупражнений. И только 2 детей (Антон Г. и Таня Р.) допустилинаименьшее число ошибок при выполнении работы.
Особенностисоздания объекта по представлению№ Список учащихся Тема Творчество Графический образ Расположение Цвет 1 Юля Г. _ _ _ + + 2 Антон Г. + + + _ + 3 Саша Г. _ _ _ + + 4 Андрей _ – + _ _ 5 Элвин К. _ _ _ _ _ 6 Даша Б. _ _ _ _ _ 7 Таня Р. + + + + + 8 Дима А. _ _ _ + + 9 Юля К. _ _ _ _ _ 10 Руслан А. _ _ + + _
Анализируяумения учащихся рисовать объекты по представлению без предварительнойподготовки, мы получили следующие результаты: только 2 учащихся проявилиэлементы творчества (Таня Р. изобразила орнамент, Антон Г. нарисовализбушку на куриных ножках), остальные учащиеся нарисовали обыкновенный дом,допуская ошибки при расположении, передаче графического образа, изображении вцвете.
Такимобразом, мы видим, что там, где учащиеся получают об объекте исчерпывающуюинформацию, рисунки получаются наиболее точными по форме и конструкции, а припередаче деталей допускается наименьшее количество ошибок. Следует еще разподчеркнуть, что, рисуя по представлению, учащиеся коррекционной школыопираются на скудный запас имеющихся у них неточных зрительных образов исхематических приемов изображения. На качество тематических рисунков,выполненных без соответствующего обучения, сказываются недостаткинаблюдательности, воображения, зрительной памяти. Типично, что дети рисуют тепредметы, которые они умеют рисовать, а не те, которые необходимы дляправильной передачи сюжета. Особенно большое внимание следует уделятькомпозиции рисунка. К сожалению, фронтальное объяснение не всегда дает хорошиерезультаты. Многим ученикам надо дополнительно показывать возможноерасположение частей рисунка. Принимая во внимание наличие трудностей, которыеиспытывают учащиеся во время рисования по представлению, большое значениенеобходимо уделять индивидуальной работе. Учитель правомерен в некоторыхслучаях взять какую-то часть работы на себя, а иногда и просто помочь ребенкунарисовать необходимый предмет. Такую помощь И.А. Грошенков (1993) считаетоправданной, т.к. она является активизирующим и стимулирующим средством. Дажесамые отсталые дети, к которым учитель приходит на помощь, проявляют активностьи желание лучше выполнить рисунок.
3. Путиформирования элементов воображения у умственно отсталых младших школьников науроках изобразительной деятельности
3.1 Цель,задачи, организация формирующего эксперимента
Для того,чтобы изобразить предмет, ребенку необходимо знать его основные признаки:форму, цвет, размер и пространственное расположение, а также владеть приемамипостроения формы и умениями отображать ее в рисунке. Школьники специальных(коррекционных) школ без предварительного обучения оказываются слабоподготовленными к передаче в рисунке основных признаков и свойств предметов, атем более к рисованию предметов по представлению.
Такимобразом, становится необходимым коррекционное воздействие на процессформирования образа предметов и развитие изобразительных навыков.
В связи сорганизацией и проведением коррекционно-воспитательной работы по формированиюэлементов воображения у умственно отсталых учащихся первостепенное значениеприобретает содержание тематического рисования. Сложные задания, подобранныебез учета имеющихся представлений о том или ином предмете (явлении), могутоказаться непосильными для выполнения. И наоборот, слишком простая работавыполняется без должного напряжения и, что самое главное, теряет своекоррекционное свойство. В основе системы работы мы старались подобрать такоесодержание, отражение, которого в рисунке потребовало бы от учащихсяопределенных усилий, но при этом, чтобы предлагаемые задания вызывали у детейжелание выполнить рисунок как можно лучше.
План работыпо изобразительной деятельности мы составили таким образом, что бы урокамрисования на темы предшествовали уроки рисования с натуры или тщательные наблюденияобъекта с установкой на последующее изображение его по представлению.
Эффективностьзанятий значительно возрастает, если мы будем перед практической работойшкольников проводить соответствующую подготовку. Исходя из этого, мы решилипостроить занятия так, чтобы обеспечить оптимальные условия для обогащениязрительных представлений школьников и формирования потребности в творчестве.Каждый урок строился по следующей схеме:
– определение,уточнение и разъяснение тематики рисунка;
– перечислениеи словесное описание учащимися объектов, включаемых в рисунок;
– дополнительноерассматривание и изучение объектов в натуре или их изображений;
– изучениеразличных конструктивных элементов для более точной передачи образа предмета;
– организациякомбинаторной деятельности учащихся с целью лучшего расположения частей рисункав пространстве;
– объяснениепорядка выполнения рисунка и показ приемов работы;
– использованиеигровых ситуаций и игровых моментов;
– поощренияпопыток внести элементы творчества в работу.
Применение ивсестороннее изучение натуральных объектов и наглядных пособий обеспечиваетлучшее формирование представлений. Для этого мы использовали книжныеиллюстрации, таблицы с изображением людей и животных, различные репродукции,плакаты, открытки, фотографии т. п. В оборудование наших уроков такжевходили игрушки, муляжи, чучела птиц и животных и т.д., проходил показдиафильмов, диапозитивов, различных видеофильмов.
Особая роль вформирование элементов творческого воображения на уроках тематического рисованияотводилась словесным объяснениям и указаниям. Разумное сочетание слова инаглядности дает, по мнению Горшенкова И.А. (1993), особенно хорошиерезультаты. У учащихся образуются более явные точные представления в техслучаях, когда учитель не только демонстрирует предмет или его изображение, нои подробно о нем рассказывает.
Работапроводилась в специальной (коррекционной) школе №107 8 вида на протяжении 2004–2005уч. года. Группа состояла из 10 человек: 4 девочек и 6 мальчиков. Дляиллюстрации сошлёмся на конкретный пример планирования уроков и отдельныхситуаций на уроках изобразительного искусства по программе 4-го класса.
3.2 Содержаниеработы по формированию элементов воображения
В работе поформированию элементов воссоздающего или творческого воображения у детей сотклонениями интеллекта мы выделили три направления: развитие у детей начальныхформ сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений); развитиеэмоционально-положительного отношения к изобразительной деятельности;формирование познавательного интереса к рисованию. Но как отмечает Н.Г. Морозова(1978) эти три линии работы развиваются параллельно, хотя они и находятся вподчинительных отношениях.
Содержаниеработы мы распределили по различным разделам курса изобразительного искусства всоответствии с программой в 4 классе специальной (коррекционной) школы,адаптировав к нему планирование материала Андреевой Л.В. «Графическийрисунок как средство образного познания и изучения действительности» (2004).
Особенностьюданной программы является то, что она предполагает поступательный переход отпростейших форм и линий к простейшим изображениями далее – к более сложнымтематическим рисункам. Предлагаемые упражнения совершенствуют систему«глаз-рука» и развивают чувство композиции, мышление, наблюдательность и,конечно же, воображение.
Системазанятий этой программы предлагает три этапа работы:
– развитиетонкой моторики;
– изображениепредметов, объектов;
– созданиехудожественного образа.
На первомэтапе работы основное внимание уделялось развитию у детей начальных формсенсорных процессов. Это достигается с помощью упражнений, предусматривающихиспользование разнообразного учебного материала и дидактических задач,находящихся в зоне ближайшего развития детей. Ознакомление с формой, величинойи другими пространственными характеристиками предметов невозможно безинтеграции рук и глаз. Зрительный контроль за движением руки необходим на всехэтапах создания воображения. Глаз оценивает получающееся изображение икорректирует его. Движения руки при рисовании, лепке, аппликации связаны смышечно-двигательными ощущениями, восприятием движения кинестетически изрительно, т.е. ребёнок видит, как движется рука, и ощущает это движение. Всоответствии с образовавшимися у ребёнка кинестетическими представлениямипроизводится нужное движение и по ходу оно корректируется.
Зрительный контроль за процессом изображения происходит наоснове имеющегося у ребёнка представления о предмете. Направляя взором действиярук при создании рисунка, ребёнок всё время сверяет получающееся изображение спредставлением того, что должно получиться, и исправляет его. Поэтомунеобходимо, чтобы ребёнок отчётливо представлял предмет.
Регуляциядвижения через двигательные ощущения возможна при сформированном представлениио движении. Это происходит на основе опыта движений. Ребёнок начинаетприобретать его уже в процессе обследования предмета, когда включается движениеруки по его контуру, и особенности поверхности отражаются на движении руки.На данном этапе курс подразумевает системузанятий, построенных в виде игры, задачки, упражнения, которые развиваютвосприятие линии на всех уровнях – на тактильном, сенсорном, кинестическом ипроводятся предварительно или параллельно данной программе. Мы предложили детямследующие графические задания и упражнения в проведении линий Андреевой Л.В.(2004). (Приложение 2).1. Прямая, наклонная, ломаная.2. Задания на развитие внимания.
3. Плавные,кривые, волнистые, спирали, петли.
Напервоначальном этапе значительное время нужно уделять тому, чтобы научить детейвыполнять самые простейшие графические действия. Разнообразие игровых приемовпозволяет широко индивидуализировать работу, учитывать уровень графическойподготовленности учащихся.
Приступая квыполнению задания необходимо четко определить, на что обратить внимание.Каждое задание имеет свои приоритетные задачи:
– формалинии и четкое ее прорисовывание;
– характерлинии, т.е. соответствие ее формы и настроение изображения;
– ритмичностьи декоративность, т.е. на ритмичный повтор формы с последующим закреплениеммышечной памяти;
– геометрическиезаконы и пропорции, совершенствуем внимание на глазомер;
– освоениенового графического материала и знакомство с его возможностями и свойствами;
– самостоятельноеосмысление графических приемов для достижения художественного замысла.
На занятияхприменялись следующие игровые моменты: рисование «косого дождя», «дым идет»,«извилистые ручейки», «разные колечки» и т.п.
На второмэтапе работы значительное место отводится упражнениям на узнавание, называние иразличение предметов по форме, цвету, величине, на развитие уменияориентироваться на листе бумаги. Даже очень хорошо знакомые предметы (овощи,фрукты, игрушки) учащиеся рисуют после их предварительного анализа. Мыстарались сочетать осязательно-двигательный и зрительный способы обследованияпредмета и обязательно называть его основные визуальные признаки. Объектуизображения принадлежит особая роль в создании положительного отношения крисованию. Наибольшее внимание умственно отсталые дети проявляют к предметам,уже знакомым им и о которых они сами могут сообщить некоторые сведения.Выразительный, эмоциональный рассказ учителя о том или ином предмете еще большепривлекает к нему учащихся. Наряду с установлением внешних признаков, имеющихсяв рисовании важное значение, школьники пытаются узнать и о некоторых внутреннихсвойствах объекта (например, о материале из которого он сделан, конструкции,способе крепления или вращения отдельных узлов и т.п.)
Учащимсяпредлагались следующие задания, используемые Андреевой Л.В. (2004)(Приложение 2) адаптированные нами в соответствии с Программами специальных(коррекционных) школ 8 вида (2001):
1. Декоративноеизображение деревьев.
2. Декоративноеизображение цветов.
3. Изображениеживотных на основе круга.
4. Узорв природе. Паутинка, морозные узоры, прожилки на листьях, ветви, узор коры.
5. Узори орнамент в быту. Украшение орнаментом предметов.
6. Упражненияна симметрию.
7. Изображениечеловека. Пиктограммы.
8. Схемадвижения. Пропорции лица и тела.Разнообразные практические действия сиспользованием дидактических материалов перед началом рисования дают учащимсявозможность возвращаться к повторному рассматриванию объектов, уточнять иххарактерные особенности. Дети сравнивают реальные свойства предметов симеющимися мерками – эталонами (например, форму предметов сравнивают сгеометрическими формами), группируют их по общим признакам. Игры идидактические упражнения, которые мы предлагали учащимся на занятиях можноразделить на группы в зависимости от задач:
– игры иупражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине;
– игры иупражнения на узнавание, различение и называние предметов по форме;
– игры иупражнения на узнавание, различение и называние цветов;
– игры иупражнения на формирование представлений о пространственных признаках иотношениях.
Вот некоторыеигры и упражнения, которые мы проводили с детьми на данном этапе эксперимента,предлагаемых Грошенковым И.А. (1993):
1. На столе у учителя –наборы плоских и объемных предметов разной величины: кубики, кольца, шары,матрешки, круги, квадраты и т.д. Действия учащихся направлены на подбор,расстановку и раскладывание предметов или их частей.
2. К доске прикрепленырисунки предметов разной величины. С учащимися отрабатываются понятия: большой– маленький (шар-мяч), высокий – низкий (забор-столб), широкий – узкий(ремень-лента) и т.д.
3. К доске прикреплены круг,квадрат, овал, прямоугольник, треугольник. У учащихся – картинки сразноцветными предметами разной формы: мяч, яблоко, платок, кубик, яйцо огурец,альбом, книга, крыша дома, флажок и т.п. Найти сходство предмета с одной изгеометрических фигур.
4. Игра «Наш огород».«Высадить на грядку» овощи одинаковой формы.
5. Игра «Наш сад».«Вырастить на дереве» фрукты одинаковой формы.
6. Закончить дорожку изгеометрических фигур разного цвета по образцу.
7. Определить цвет предмета(поднять карточку нужного цвета). Например, репа – желтый, огурец – зеленый ит.д.
8. Игра «Зажги фонарик»,подняв кружок нужного цвета.
9. Посередине доскинарисована клетка для птиц, у детей – фигурки птиц. Выполняются различныеупражнения, в процессе которых уточняются понятия «выше – ниже», «вверху –внизу», «справа – слева», «ближе – дальше», «спереди – сзади» и т.д.
Надежнымсредством развития восприятия является предшествующее рисованию изучениеобъектов изображения, поэтому мы установили преемственные связи между урокамирисования и трудового обучения, где учащиеся более продуктивно осуществлялианализ и синтез изображаемых предметов через лепку и аппликацию. Это позволилодетям со слабо развитыми изобразительными навыками простыми средствамидостигать выразительности, образности изображения.
Именно припомощи аппликации учащиеся осваивали приемы декоративного рисования, которое,по мнению Горшенкова И.А., является «наиболее понятным и доступным видомтворчества для учащихся вспомогательных школ» (1982, с. 85). В процессезанятий мы учили детей соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном, а также использовать такие цветовые сочетания, которые приняты в декоративно-прикладномискусстве. Все задания давались в определенной системе:
– составлениеузоров по готовым образцам;
– составлениеузоров из данных элементов;
– составлениеузоров по заданной схеме;
– самостоятельноесоставление узоров.
Использовалисьследующие методы обучения: беседа, в ходе которой подчеркивалась эстетическаясторона рассматриваемого узора, определялась его структура, выделялись основныеэлементы; объяснение и показ; использование приготовленных образцов. Широкоиспользовались на уроках традиции изобразительного и декоративно-прикладногоискусства Нижегородской области. Дети знакомились с изделиями Хохломы, Городца,знаменитой резьбой по дереву и т.п.
К работамдекоративного характера мы отнесли также оформление праздничных открыток иплакатов, которые ярко свидетельствуют о творческих способностях учащихся. Былопредложено оформление открыток к следующим праздникам: День учителя, Новый год,день защитника Отечества, 8 Марта, День Победы и др.
Третийэтап работы является самым сложным для умственно отсталых школьников, т. к.тематическое рисование базируется на представлениях, т.е. на воспринятых ранеенаглядных образах объектов. Обучение мы строили с учетом концентрическогопринципа изучения материала, т.е. вначале отрабатывались все основные элементысюжетного рисунка, а на следующем занятии составлялась целостная композиция.
На этом этапемы учили детей передавать в рисунках смысловую связь между предметами,пространственные свойства и отношения предметов, их пропорций, цвета, своеэмоциональное отношение к рисунку.
Большую рольв формировании элементов воображения на данном этапе играли прогулки, экскурсиик памятникам искусства, в музей и уроки на природе, во время которых детинаблюдали и сопоставляли разноудаленные предметы, замечали, что близкорасположенные выглядят крупнее, чем расположенные вдали. Эти наблюдения тут жезакреплялись в изображении – палочкой на земле или мелом на асфальте онирисовали наблюдаемые объекты, стараясь передать отмеченные соотношения. Экскурсиина природу в разные времена года представляют широкие возможности длявнимательного наблюдения окружающего: изучение и сравнение очертаний деревьев,кустарников, цветов и травы, их формы, окраски, познания красоты, гармоничностиприроды.
Беседы обизобразительном искусстве в значительной степени способствовали эстетическомувоспитанию детей, уточнению имеющихся у них представлений и понятий, обогащалиих новыми знаниями и сведениями, оказывали большую помощь в развитии речи,мышления. Учащиеся рассматривали слайды и репродукции произведений великиххудожников, анализировали их с помощью учителя, высказывали свое мнение окартинах. Например, изображение весенней, летней и осенней природы, ее цветовойокраски, очертания и силуэты деревьев, различных построек, красоту заката и восходасолнца, порывы ветра и предгрозовую пору учащиеся наблюдали на картинах А.К. Саврвсова,И.И. Шишкина, И.И. Левитана, В.Д. Поленова и др. Вкартинах-пейзажах К.Ф. Юона прослеживались взаимоотношенияпространственных планов, роль выбора уровня горизонта и точки наблюдения визображении простора, далей. Раскрытие темы учащиеся анализировали на картинах И.Е. Репина,В.И. Сурикова, В.М. Васнецова и др. художников.
Всоответствии с требованием программы (2002), а также учитывая умения и навыки,вырабатываемые у учащихся на предыдущих этапах эксперимента, мы предложилииспытуемым следующие темы для рисования: «Виды транспорта», «Прогулка позоопарку», «Зимняя сказка», «Пришла весна», «Открытка к 8 Марта», «Полет вкосмос», «Праздничный салют» и др.
Проведениюуроков по данным темам предшествовали подготовительные занятия, которые в своейсовокупности были направлены на накопление представлений по избранной теме и нарешение учебных задач: овладение способами обследования объектов изображения,ознакомление с элементами изобразительной грамоты, совершенствование техникиизображения и др. Количество таких подготовительных занятий определялосьсодержанием темы и степенью готовности детей к ее творческому воплощению. А также предусматривалась обязательная связь уроков изобразительного искусства сдругими уроками, внеклассной деятельностью детей. В качестве примера приводимконспект урока рисования на тему «Полет в космос» (Приложение 4).Подготовительный период для данной темы состоял из двух занятий, на одном из которыхдети в группе продленного дня стали участниками беседы о Дне космонавтики,просмотрели иллюстрации космических кораблей, видеофильм о Ю.А. Гагарине,а на втором – знакомились с последовательностью изображения ракеты и передачейдвижения по диагонали в восходящем или нисходящем направлении, просмотрелиотрывок из мультипликационного фильма «Незнайка на Луне».
Значительнуюроль в развитии творческих способностей играет организация внеклассная работасо школьниками. С целью формирования элементов воссоздающего и творческоговоображения у учащихся 4 класса был организован кружок «Волшебный карандаш»(примерное планирование занятий см. в «Приложении 5»), задачами которогоявлялись: развитие умения детей воссоздавать ситуацию сказочного сюжетасредствами рисунка; содействовать обогащению эмоциональной природы учащихся;сделать увлекательным и интересным процесс познания мира.
Проводя итоги проведённой работы, мы обнаружили уиспытуемых значительные положительные сдвиги по таким основным показателям, каксформированность и развитость образно-предметной сферы в целом, степеньпривлечения в образные процессы данных жизненного опыта, подвижность, динамикаобразов-представлений, степень принятия помощи, эмоциональное отношение крисованию. Включениеразнообразных материалов, частая смена видов деятельности создавали условия прикоторых на протяжение всего занятия у детей поддерживался высокий уровеньактивности и работоспособности. Созданные некоторыми детьми целостные ивыразительные композиции свидетельствуют о наличии элементов творческоговоображения у этих детей и о связи воображения с их практической деятельностью.Сюжетное рисование, и в особенности иллюстрирование отрывков из сказок, приправильном руководстве со стороны педагога содействуют развитию воссоздающего итворческого воображения.
Особенностисоздания объекта по представлению№ Список учащихся Тема н.г. к.г Творчество н.г. к.г Графический образ Расположение н.г. к.г Цвет н.г. к.г 1 Юля Г. _ + _ + _ + + + + + 2 Антон М. + + + + + + _ + + + 3 Саша Г. _ + _ + _ + + _ + _ 4 Андрей _ + _ + + + _ + _ + 5 Элвин К. _ + _ + _ _ _ _ _ _ 6 Даша Б. _ + _ + _ _ _ _ _ _ 7 Таня Р. + + + + + + + + + + 8 Дима А. _ + _ + _ + + + + + 9 Юля К. _ + _ + _ + _ _ _ _ 10 Руслан А. _ + _ + + + + + _ +
Анализируя результатытаблицы на начало и конец учебного года, мы получили следующие данные,характеризующие рост познавательной активности, умений и навыков, а такжетворческих способностей учащихся:
раскрытие темы изобразительнымисредствами, проявление творчества в работе увеличилось на 80%; умение точнопередавать графический образ – на 40%; правильное расположение частей рисункана плоскости – 10%; соответствие цвета рисунков реальному цвету предметов – 10%.
Коррекционно-воспитательная работа, обеспечивающая формированиеэлементов творческого воображения закономерно ведет к совершенствованиюрисунков: точнее передается форма, увеличивается количество деталей, улучшаетсякачество раскраски. Изменяется и характер деятельности: в процесс изображениявключаются элементы сопоставления и соизмерения, школьники чаще применяютрезинку, исправляют контурные линии, целенаправленнее пользуются схемойпостроения рисунка. Следует отметить, что работа по формированию элементоввоображения вызывала у всех 10 человек живой интерес и положительное отношение,не было ни одного отказа от выполнения предложенных заданий.
В целом следует отметить, что систематическая работа поразвитию воображения у младших школьников с нарушениями интеллекта средствамиизобразительного искусства представляет мощный источник активизациидеятельности, развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы умственноотсталых школьников.
Заключение
Изученныйнами материал, а так же полученные результаты обследования по выявлениюособенностей формирования элементов воображения у умственно отсталых младшихшкольников, позволяют сделать следующие выводы:
1. Важносоздавать условия, способствующие поддержанию у детей постоянного интереса кизобразительной деятельности, формировать потребность в ней.
2. Необходимоформировать предпосылки данного вида продуктивной деятельности – развиватьпредметную, игровую и речевую деятельности, расширять запас сенсорных эталонови образов-представлений, обогащать и систематизировать представления детей обокружающей действительности, совершенствовать зрительно-двигательнуюкоординацию.
3.Целесообразно строить обучение с учетом концентрического принципа изученияматериала: вначале в предметных изображениях отрабатываются все основныеэлементы сюжетного рисунка, затем постепенно переходит к более сложнойцелостной композиции.
4. В процессеобучения нужно совершенствовать как техническую, так и выразительную стороныизобразительной деятельности.
5. Приорганизации занятий, выборе материала и т.д. необходимо учитывать индивидуальныепсихологические, личностные особенности ребенка и уровень сформированности унего изобразительных навыков.
6. Необходимовсемерно подчеркивать роль ребенка как активного самостоятельного творцасоздаваемых изображений.
7. На всехэтапах наблюдения за окружающей действительностью и обучения ее отображениюдолжна быть активно задействована речь ребенка.
8. На урокахрисования на заданную тему только тогда происходит формирование элементоввоображения, когда:
– тематическомурисованию предшествует формирование графических образов предметов;
– урокитематического рисования носят обучающий характер и включают в себя элементыизучения (обследования) объекта и его воспроизведение по представлению(отставленное воспроизведение);
– всвязи с обучением тематическому рисованию учащиеся овладевают умениемориентироваться на листе бумаги и ориентировать изображения относительно другдруга;
– учащиесяпобуждаются к речевой активности и осуществляют словесную регуляциюизобразительной деятельности;
– нарядус рисованием по представлению практикуется рисование предметов на основе ихнепосредственного восприятия.
9. Наша гипотезао том, что правильно организованная коррекционная работа с детьми с нарушениеминтеллекта приведёт к овладению приемами работы карандашом и кистью с однойстороны, и формированию элементов воображения – с другой, нашла подтверждение вданной работе.
Литература
1. Андреева Л.В. Графический рисунок как средство образногопознания и изучения действительности, – Н. Новгород 2004. – 20 с.
2. Акимова М.К.,Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развитияшкольников. – М.: Изд.центр «Академия», 2000. – 160 с.
3. Беляев Т.Ф. Упражненияпо развитию пространственных представлений у учащихся: Из опыта работы. – М.:Просвещение, 1983.
4. Возрастнаяи педагогическая психология: Хрестоматия учеб пособие для студ. сред. учеб.заведений/ Сост. А.И. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. –М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 303 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте.В кн. Л.С. Выготский. Развитие высших функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1965. – 145 с.
7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии/ Сост.авт. вступит., ст.и библиограф Т.М. Яифанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
8. Выготский Л.С. Воображениеи творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
9. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихсявспомогательной школы. – М., 1974 – 234 с.
5. Грошенков И.А. Занятияизобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. для учителя, – М.:Просвещение, 1993. – 175 с.
10. Горшенков И.А. Развитиеу учащихся вспомогательной школы интереса к изобразительной деятельности //Дефектология – №6 – 1980 – С. 45 – 51.
11. Дубровина И.В. Психология:Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И.В. Дубровина, Е.ЕДанилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательскийцентр «Академия»; 2001. – 489 с.
12. Екжанова Е.А. Программапо изобразительному искусству в специальных школах и классах выравнивания длядетей с задержкой психического развития // Дефектология – №5 – 1991 – С. 20– 37.
13. Игнатьев Е.И. Воображениеи его развитие в творческой деятельности человека. – М.: Знание, 1968. – 245 с.
14. Коррекционнаяпедагогика. Учебное пособие для педагогич. вузов / Под ред. Кукушина В.С.– Ростов-на-Дону: Издат. центр «Марат», 2002. – 304 с.
15. Косминская В.Б.,Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методикаруководства изобразительной деятельностью детей, – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.
16. Костерин Н.П. Учебноерисование. М., 1984. – 143 с.
17. Котляр В.Ф. Изобразительнаядеятельность дошкольников. – К.: Рад. шк. 1986. – 93 с.
18. Кузин В.С. Изобразительноеискусство и методика его преподавания в начальных классах: Учеб. пособие дляучащихся пед. уч-щ, – М.: Просвещение, 1984. – 319 с.
19. Лапшин В.А.,Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов– М.: Просвещение – 1981 – 143 с.
20. Леонтьев А.Н.К теории развития психики ребенка. – Избр. Произведения. – М.: Педагогика, 1983– Т.1 – С. 308.
21. Леонтьев А.Н. Проблемыразвития психики. – М.: Просвещение, 1972. – с253
22. Молофеев Н.Н. Современноесостояние коррекционной педагогики. // Альманах Института коррекционнойпед-ки РАО. – №1 – 2000. – 13с Петрова В.Г., Белякова И.В. Психологияумственно отсталых школьников. – М.: Academa, 2002 – 160 с.
23. Морозова Н.Г. Формированиепознавательных интересов у аномальных детей. – М., 1969. – 234 с.
24. Натадзе Р.Г. Воображениекак фактор поведения. – Тбилиси: Мецниереба, 1972. – 184 с.
25. Немов Р.С. Психология.Учеб. для студентов высш. пед. заведений. Общие основы психологии. – 2-е изд.М.: Просвещение: Владос, 1995. –456 с.
26. Нестерова Т.В. Отражениевеличинного контраста в изобразительной деятельности умственно отсталых инормально развивающихся младших школьников // Дефектология – №6 – 1991 – С. 46– 51.
27. Обучениеи воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентовдефектолог. ф-тов пед. ин-тов. / Под ред. В.В. Воронковой – М.: Школа-Пресс,1994. – 416 с.
28. Петровский А.В. Воображение.– В кн.: общая психология. М.: Просвещение, 1976. – С. 234 –297.
29. Пинский Б.И. Психологическиеособенности деятельности учащихся вспомогательной школы. М., 1962. – 265 с.
30. Программыспециальной (коррекционной) образовательной школы УШ вида: 1–9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – сб. 1.– 223 с.
31. Психология: Учеб. дляин-тов физ. культ./ Под ред. В.М. Мельникова. – М.: Физкультура и спорт,1987. – 386 с.
32. Рау М.Ю. Развитиевоображения глухих школьников средствами изобразительной деятельности //Дефектология – №5 – 1984 – С. 39 – -45.
33. Рубинштейн С.Я. Психологияумственно отсталого школьника: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с.
34. Сакулина.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – 2-еизд. – М., 1985. – 186 с.
35. Семало Н.Я. Новыеподходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видамиотклоняющего развития // Дефектология, – 2000 – №1. – с. 66–75