Развитие жанра исторического романа в итальянской литературе 19 века

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филологический факультет
РЕФЕРАТ
натему:
«Развитие жанра исторического романа
в итальянской литературе XIXвека»
студентки третьего курса
специальности «романо-германская
(итальянская) филология»
Новиковой Маргариты Игоревны.
Минск 2005
Содержание
1.     Введение
2.     Жанр исторического романа
3.     Алессандро Мандзони и егопоследователи
4.     Заключение
5.     Литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Жанристорического романа
Роман (заимствование из французского языка) – жанрповествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногдамногихчеловеческих судеб на протяжении длительного периода времени, порою целыхпоколений.
Специфической особенностью романа в его классическойформе является разветвлённость сюжета, отражающего сложность отношений вобществе, рисующего человека в системе его социальных связей.
Роман зародился в XIIIвеке во Франции как развлекательная литература,противопоставленная литературе духовного содержания. Весьма разнообразны романыпо тематике – от семейно-бытовых до философских, от социальных доприключенческих.
Исторический роман – это прозаический жанр, в которомвымышленные персонажи действуют на фоне исторических событий и потому могут входе повествования сталкиваться с реально существовавшими личностями и принимать участие в историческихсобытиях описываемого периода. В связи с этим считается, что в тот момент,когда автор начинает описание исторических событий, он перестаёт бытьхудожником и превращается в историка-документалиста. Однако это не всегда так.Зачастую авторы склоняются в одну из этих сторон, и тогда роман получаетсяболее историей или более вымыслом.
Основоположником жанра исторического романа в мировойлитературе считается английский писатель Вальтер Скотт, начинавший своюписательскую деятельность в качестве поэта и собирателя шотландского фольклора,но после успеха его первого исторического романа «Уейверли» решившего посвятитьсебя исключительно этому жанру. Его перу принадлежит 27 романов. Жанр вызвалмного последователей и подражателей, особенно во Франции.  
Исторический роман существовал уже в XVIIвеке, но своего подлинного расцвета он достиг именнов XIXвеке в рамках романтизма, доминировавшего в то времяв европейском искусстве и литературе. Причиной такого успеха был пристальныйинтерес к истории, особенно к национальной, типичный для эпохи романтизма. ВИталии этот интерес был вызван подъёмом национально-патриотических чувств,вызванных идеей национальной солидарности и объединения Италии. Патриотысмотрели на историю как на средство будущего прогресса, а на человека – как нарезультат исторического процесса. Результатом исторических процессов тоговремени было выдвижение на первый план буржуазии. По этой причине романы, фономкоторых является современная тому периоду история, не обходились без обращенияк данному сословию.
Во второй половине XIXвекас окончанием эпохи Рисорджименто жанр исторического романа находится в упадке,така как в большинстве своём романисты стремятся к изображению недавних событийили современности, правдиво изображая жизнь современного общества. Так рождается стремление романистов кточному показу действительности, что повлекло за собой появлениереалистического, а затем и веристского романа.
Алессандро Мандзони и егопоследователи
В Италии возникновение жанра исторического романасвязано с 1827 годом – временем публикации «Обручённых» Алессандро Мандзони. Втот же год были опубликованы и некоторые другие, менее ценные с литературнойточки зрения, романы, в которых любовная линия переплеталась с историческимисобытиями или с идеями Рисорджименто.
Следует, однако, отметить, что с публикацией«Обручённых» жанр исторического романа трансформируется: фон повествованиясмещается с прошлого на современные исторические события (на которые итальянцывозлагали большие надежды), исчезает авантюрная линия, заменяемаяповествованием, основанным на документальных данных.  «оторымнцыического романа трансформируется: фон повествования смещается с прошлого насовременные исторические события (которымОбручённые» – это примерстрогой реконструкции исторических событий, в которой даже вымышленныеперсонажи кажутся реальными и вносят значительный вклад в процесс воссозданиясобытий XVIIвека.В историческом аспекте Мандзони следует примеру Вальтера Скотта, беря вкачестве фона повествования прошедшую эпоху, но решительно его превосходит в планесложности характеров персонажей и тонкости переплетения истории с вымыслом.
Новаторством Мандзони является статус его главныхгероев: это не власть имущие, а наоборот, «униженные и оскорблённые», простыелюди, которым дают право голоса. И если в повествовании появляется высшеесословие, то лишь затем, чтобы продвигать исторический пласт романа.Действительными же главными героями являются исключительно простые люди.
Мандзони стал новатором и в языке: языком его романастал флорентийский диалект, поскольку писатель считал, что литература неявляется элитарым искусством, созданным для развлечения рафинированногообщества.
Он, как и все итальянские романтики, был склонен клитературе утилитарного и дидактического характера и потому считал, чтопроизведение искусства должно быть понятно простому народу, широкому кругучитателей.
В дальнейшем романы писались уже по одному из двухшаблонов:
·       скоттовскому – реконструкция событий Среневековья,наличие авантюрной линии, дуэлей и убийств;
·       мандзонианскому –выдвижение в качестве главных героев людей низшего сословия, максимальноеприближение языка и стиля повествования к разговорному, сознательное стремлениеобратить внимание соотечественников на такие ценности, как родина, свобода, национальноеединство, моральный долг.
По мере укрепления идей Рисорджименто в средеписателей начинается постепенное отступление от скоттовского типа историческогоромана. Мандзони в своём очерке «Об историческом романе» (1845 год) объявил онесостоятельности этой его разновидности ввиду невозможности служения насущнымпроблемам (то есть, задачам Рисорджименто) и потому его несостоятельности.
Именно в этом ключе и написано лучшее произведениеИпполото Ньево «Исповедь итальянца», знаменующее собой трансформацию собственноисторического романа в роман о современной истории с автобиографическимэлементом, современным вариантом языка и психологическими портретамиперсонажей.
Вехой в развитии исторического романа является романУго Фосколо «Последние письма Якопо Ортиса», в котором исторические события XIX века переплетаются с судьбой главного героя.Роман является продолжением тенденции, начатой Ричардсоном в «Клариссе», Руссов «Юлии или новой Элоизе» и Гёте в «Страданиях юного Вертера». Наряду систорическим мотивом, в романе присутствуют:
·       сентиментальный мотив – в романе описываютсяпереживания главного героя;
·       автобиографический мотив – роман основан на личномопыте писателя.