Развитие железных дорог России

смотреть на рефераты похожие на “Развитие железных дорог России”
РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В РОССИИ.
До середины 19 в. все перевозки в России осуществлялись водным
и гужевым транспортом. Реки были основными транспортными артериями страны.
Многие речные бассейны были соединены каналами (Мариинская, Тихвинская,
Березинский, Августовский, Днепробугский каналы). Особенно большое значение
имела Волга, связывавшая наиболее развитые и заселенные районы России.
Внешние торговые связи осуществлялись морским транспортом .
Первые железные дороги в России появились на горных
заводах Алтая и Урала в начале XIX в. В 1810 г. на Колыванском заводе на
Алтае Петр Фролов проложил железную дорогу длинной в два километра с конной
тягой. В 1834 г. на Нижнетагильском заводе крепостные механики Ефим и Мирон
Черепановы построили железную дорогу с паровой тягой. Первой железной
дорогой общего пользования в России была Царскосельская железная дорога
протяженностью 26 км., соединявшая с 1387 г. Петербург с Царским Селом и
Павловском.
В первый период железнодорожного строительства в России
строились прежде всего дороги, обеспечивавшие стратегические интересы
Российской империи и интересы государственного управления. В 1843-1851 гг.
были построены крупнейшие в Европе двух путные железные дороги Петербург-
Москва и Петербург-Псков-Варшава-Вена, соединявшие главный центр торговли и
промышленности страны -Московский район с Петербургским морским портом, а
столичный Петербургский район с сетью железных дорог Западной Европы.
Во второй период строительства (середина 60-х годов-80-е годы
XIX в.) были обеспечены связи Москвы с её сырьевыми и продовольственными
базами и основных хлебопроизводящих районов России с морскими портами.
Железная дорога Москва – Нижний Новгород соединила Москву с главной речной
магистралью – Волгой, а через неё и с более отдаленными районами России.
Линии Москва-Рязань-Воронеж-Зверово, Козлов -Тамбов-Саратов, Москва -Тула
-Орел -Курск -Харьков, продолженные затем до Севастополя, Ростова-на-Дону и
Владикавказа связывали старую столицу России с Черноземным центром,
Украиной, Донбассом, Поволжьем и Северным Кавказом. Во втором периоде
строительства были заложены основы железнодорожной сети европейской части
России, напоминающей паутину, исходящую из одного центра – Москвы. Важным
достижением был также выход железных дорог к Волге, Балтийскому и Черному
морям. К началу 90-х годов XIX в. сеть железных дорог России состовляла
около 30 тыс.км.
Специализация Средней Азии на хлопке потребовала завоза сюда в
большом количестве хлеба. В связи с этим Закаспийская дорога была проложена
до Ташкента и Андижана. В 1906 г. эта дорога была соединена с Оренбургом и
тем самым была установлена прямая связь Средней Азии с сетью железных
дорог.
В годы первой мировой войны для вывоза из внутренних районов
Сибири были построены линии Новосибирск – Барнаул – Семипалатинск и
Плетаево-Троицк-Кустанай. Для обеспечения связей с зарубежными странами в
обход Балтийского моря, выходы из которого были блокированы Германией,
срочно строилась дорога Волхов-Петрозаводск-Мурманск.
Наиболее крупным недостатком железных дорог России была
техническая неполноценность, а также мощность составов и высокие цены за
перевозки. Тем не менее в 1913 г. грузооборот был больше речного транспорта
в 6 раз.